Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе

Обновлено: 22.07.2024

ОО: Коммуникация

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

  • закрепить знания детей о русских народных сказках;
  • формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;
  • воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному ускусству;
  • развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру.

Методические приемы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование кукол).
  • Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Сюрпризный момент: под музыку входит Красная шапочка (ребенок):

Я из сказки к вам пришла,

Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Много сказок в нем живет,

Надо взять их на учет.

Воспитатель: А знаете ли вы сказки?

Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку опоздал.

Воспитатель открывает сундучок и произносит:

- Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

Сказки все мне разберите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает атрибуты к сказкам и проводит беседу по вопросам.

- Кто испек колобок?

- Куда покатился колобок?

- Кого встретил по дороге колобок?

- Кто съел колобка?

- Какой конец у сказки?

Проблемный вопрос:

  • Почему колобок укатился с окошка?
  • А что было бы, если бы лиса не съела колобка?

- Как начинается сказка?

- Какое яйцо снесла курочка ряба?

- Кто разбил яйцо?

- А как она его разбила?

- А что курочка ответила деду и бабе?

Проблемный вопрос:

  • А что было бы, если яйцо не разбилось?
  • А для чего дед и баба хотели разбить яйцо?

- Как Маша попала к медведю?

- Что говорил медведь, когда нес короб?

- А Маша, что отвечала?

- Как закончилась сказка?

Проблемный вопрос:

- Кто посадил репку?

- Кто помог вытащить репку?

Воспитатель: Но мне кажется - дружба. Когда мы вместе, нам под силу любые дела, я предлагаю вам сказать какие вы дружные ребята.

Дети, взявшись за руки, образуют круг:

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

Красная шапочка предлагает детям отдохнуть.

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

Ну, а сын - малютка просто!

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь, ля-ля, дзинь, ля-ля!

Воспитатель достает из сундучка макет домика, вопрос: Как в сказках дом называют по-другому? (избушка, теремок).

- Я предлагаю вам смоделировать, построить избушку из наших волшебных счетных палочек (дети работают за столами).

- А сейчас давайте поиграем и вспомним героев сказок.

  • колобок - румяный
  • дед - старый
  • бабка - седая
  • заяц - ушастый
  • волк - зубастый
  • медведь - косолапый
  • лиса - хитрая
  • репка - большая
  • лягушка - зеленая
  • мышка - серая
  • маша - добренькая
  • пирожки - вкусные
  • яйцо - золотое
  • избушка - деревянная

Воспитатель достает из сундучка маску волка: Мы с вами побываем сейчас еще в одной сказке. Вернее мы покажем сказку, а вы будете настоящими артистами.

Распределение ролей считалкой:

Ежик, ежик чудачек,

Шил колючий пиджачок,

Встал в кружок и ну считать,

Нам героя выбирать.

Красная шапочка: Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке.

Задачи:1. Познакомиться с содержанием сказки.

2. Обучать умению слушать сказки и следить за развитием действия.

3. Развивать речь, память, мышление.

4. Воспитывать любовь к художественному слову.

Ход занятия. 1. Организационный момент.

Сюрпризный момент, воспитатель приносит на занятие красивую коробочку. В коробочке сказка и раскраски.

- Ребята, угадайте что в коробочке?

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Правильно, это книга.

Молодцы, все правильно! Как много вы знаете сказок!

Невелик собою дом,

Но зато вместителен.

Уместиться можно нём

Самым разным жителям.

Не висит на нём замок.

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

Потренировали свои язычки, теперь, давайте прочитаем сказку.

4. Чтение сказки воспитателем.

Ребята, вы будете слушать сказку? (Ответы детей) Тогда начинаем (читается сказка). Какой же неуклюжей медведь-косолапый! Взял и раздавил теремок!

5. Беседа с детьми

Как называется сказка?

Понравилась ли сказка?

Где стоял теремок?

Кто первым стал жить в теремке?

Кто сломал теремок?

Что случилось с героями, после того, как теремок был сломан?

6. П. и. "Кто как ходит?".

Воспитатель называет детям животное. Дети должны изобразить, как это животное передвигается. Можно попросить изобразить косолапого мишку, крадущуюся лисицу, прыгающего зайца и т. п.

7. Итог занятия. Что мы сегодня делали? Вам понравилась сказка? Давайте вспомним героев сказки. Молодцы! Оцениваю деятельность детей с положительной стороны. А теперь, у меня есть сюрприз для вас. Предлагаю вам пофантазировать и раскрасить теремок так, как вам хочется. (дети раскрашивают подготовленные раскраски из волшебной коробочки).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы внимательно слушали сказку.
Понравилась вам сказка?
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Воспитатель: Присаживаемся на стульчики (посадка)
Ребята, наша гостья лисичка хочет проверить, внимательно ли вы слушали сказку? Сейчас мы узнаем:
• Как называлась сказка?
• Что нашла лисичка на дорожке?
• Что было дальше?
• Кого отдал мужик за скалочку?
• Что сделала лиса с курочкой?
• Кого отдал мужик лисе за курочку?
• Что сделала лиса с уточкой?
• Кого отдал мужик лисе вместо девочки?
• Как была наказана лиса за обман?
• Как вы думаете, хорошо ли поступала лиса?
• Как вы думаете, хорошо ли поступала лиса?
• Чему нас учит эта сказка?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Лисичке понравилось, как вы внимательно слушали сказку и отвечали на вопросы. Лисичка предлагает немного поиграть. Вам нужно вспомнить, каких животных и птиц получила в деревне лисичка и какие у этих животных звуки:
Курочка (ко-ко-ко)
Уточка (кря-кря)
Собачка (Гав-гав)
Воспитатель: понравилась вам игра? Как называлась сказка, которую мы читали? Что вам понравилось?
Воспитатель: Лисичка говорит нам спасибо за то, что пригласили её послушать с нами сказку и разъяснили ей, что хитрить и обманывать плохо. Ей понравилось у вас в гостях. Давайте попрощаемся с лисичкой и пригласим её к себе в гости ещё.
Дети прощаются с лисичкой.

1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы.

2. Упражнять в подборе прилагательных женского и мужского рода к заданному слову, пополнять и обогащать словарный запас.

3. Развивать эмоциональное восприятие содержания сказки, запоминание действующих лиц и последовательность действий

4. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках

А как же узнать, что в ней находится? (Посмотреть).

Воспитатель открывает коробку

Воспитатель: Ребята, в этой коробке находятся книжкки . Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок сказок из этих книжек, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название сказки, обязательно скажите.

А с ним и зайчиха-мать,

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

Вдруг откуда-то летит

И в руке его горит

Рюмки да бутылки,

Но однажды поутру

«Разве это великан?

Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. А знаете ли вы, что все эти сказки написал один очень известный детский писатель?

На магнитную доску вывешивается портрет К.И Чуковского

Воспитатель: Оказывается в нашей коробке спрятались книги К.И.Чуковского. Вы все их хорошо знаете. Но вот эту книгу мы с вами еще не читали.

Дети вместе с воспитателем рассматривают обложку, и отвечают на следующие вопросы:

- Можно ли узнать по обложке, о чем книга? (Да. )

- Про кого эта книжка? Почему вы так думаете? ( Про цыплят и курицу)

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар

Будем мы цыплят считать

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый - маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Приготовьтесь, не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь!

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку, про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.

Чтение сказки с показом иллюстраций.

В заключении занятия воспитатель просит ответить на вопросы:

- Вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- Кто написал сказку?

- Какие герои были в сказке?

- Каким был цыпленок? (Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т.д.)

- Какая была мама курица? (Большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т.д.)

- Как заботилась курицы о цыпленке? (Кормила, ласкала, жалела)

- А какой был кот? (Большой, злой, серый, страшный, усатый и т.д.)

- А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)

Читайте также: