Конспект занятия по развитию речи для слабовидящих детей

Обновлено: 08.07.2024

Цель: формирование умения составлять связный рассказ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

● Учить составлять предложения и объединять их в рассказ.

● Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

● Уточнять и расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

● Активизировать работу всех сохранных анализаторов.

● Развивать воображение детей

● Развивать мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание.

● Развивать познавательные способности

Коррекционно - воспитательные:

● Воспитывать активность детей.

● Воспитывать умение вежливо слушать собеседников.

Ход занятия

Психогимнастика

Логопед. Представьте себя весёлыми зайчиками, играющими на воображаемом барабане в цирке. Как силъно зайчики стучат на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твёрдые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит. А кулачки напряженно стучат! Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения. А теперь отстучим ритмический рисунок подушечками пальцев.

Демонстрируется схема: м у м у . м - мизинец; у - указательный.

Работа по составлению рассказа

Логопед. Что любят зайцы?

Дети. Морковку, капусту.

Логопед. Как одним словом назвать морковку, капусту, свеклу.

Логопед. Что можно приготовить из овощей?

Дети. Винегрет, салат, суп.

Дети подходят к картине и молча рассматривают её.

Логопед. Рассмотрите картину. Мы будем учиться составлять рассказ. Как вы думаете, о чем будет рассказ?

Дети. О том, как повар варит суп. (Повар готовит обед).

Логопед. Чтобы наша речь была плавной, правильной и красивой, выполним упражнения для язычка, дыхательную гимнастику и упражнения для пальчиков.

Самомассаж языка (выполняется перед зеркалом)

- язычок погладим губами;

Дыхательные упражнения

Логопед. Произнесите стихотворный текст в спокойном темпе, равномерно распределяя выдох на одну строчку. (Стихотворение дети знают наизусть).

Повар готовил обед (вдох), Мешает суп кочережкой (вдох),

А тут отключили свет (вдох). Угли бьет поварешкой (вдох).

Повар леща берет (вдох) Сахар сыплет в бульон (вдох),

И опускает в компот (вдох). И очень доволен он (вдох).

Бросает в котёл поленья (вдох), То-то был винегрет (вдох),

В печку кладет варенье (вдох), Когда починили свет.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Урожай мы убирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем -

Сразу овощи узнаем.

Дети выбирают вырезанные из картона фигурки и прикрепляют к ним прищепки и называют овощи.

Логопед. А сейчас сложите ладошки вместе, чтобы получился глазок, и смотрите через него так, чтобы в глазок попадал только один объект. Что вы видите в глазке своей камеры?

Появляется схематическое изображение - определение состава.

Дети. Повар, плита, капуста, свекла, лук, нож, хлеб, часы, дуршлаг, кастрюля.

Каждая находка фиксируется на ковролине с помощью предметных картинок. Уточняются названия предметов (дуршлаг).

Логопед. Какие из этих рисунков мы можем связать между собой? Кто придумал, может соединить картинки линией и объяснить свои действия.

Появляется схематическое изображение - нахождение связей.

Дети. Повар и поварешка: Повар держит поварешку.Повар и колпак: У повара на голове колпак. Плита и кастрюля. На плите стоит кастрюля. Капуста и нож. Капусту режут ножом.

Зрительная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Дети выполняют круговые

Будем овощи искать. движения глазами.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий. Смотрят вниз,

Там редиска, там салат - влево-вправо.

Наша грядка просто клад! Моргают глазками.

Логопед. Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картинку.

На доске появляются схематические изображения органов чувств.

Логопед. Что вы слышите?

Дети. Кипит вода, тикают часы, хрустит капуста, стучит нож, тикают часы.

Логопед. Вдохните запах. Чем пахнет?

Дети. Супом, хлебом, луком.

Логопед. Попробуйте что-то пожевать. Какие вкусовые ощущения добавились?

Дети. Лук горький, капуста сочная и сладкая.

Логопед. Представьте, что вы притронулись руками к тому, что вас окружает. Что чувствуете?

Дети. Хлеб мягкий, капуста упругая, свекла твердая, нож острый.

Логопед. Назовите все цвета, присутствующие на картине.

Дети. Капуста зеленая, лук зеленый, свекла бордовая, халат белый.

Физкультурная минутка.

Логопед читает стихотворение. Дети повторяют стихи, выполняя движения.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали (приседают),

Выдернули всю морковку (наклон),

Срезали капусту ловко

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли

Логопед. Смотрим на нашу картину. Как вы думаете, какой суп варит повар? Почему?

Дети. Это борщ, потому что повар кладет свеклу.

Логопед. О супе, в котором много овощей, говорят - наваристый.

На доске появляется карточкас этим словом. Дети узнают значение новых слов (борщ и наваристый) в толковом словаре. Слова произносится хором.

Логопед. А где повар был раньше и как он оказался на кухне?

Появляется схематическое изображение временной последовательности.

Дети. Повар был дома и пришел на работу. Повар встал очень рано.

Логопед. Что будет потом?

Дети. Он придет домой и будет смотреть телевизор. Он будет готовить ужин дома.

Логопед. Посмотрите на повара. Каким он вам кажется?

Дети. Повар добрый, веселый.

Появляются схематические изображения человеческих эмоций. Дети выбирают нужную схему.

Логопед. Как изменится настроение у повара, когда работа будет закончена?

Дети. Повар устал, но всё равно добрый.

Логопед. А теперь проверим, что за рассказ у нас получился. Помните, в рассказе должно быть начало, середина и конец.

Появляются три полоски разного цвета.

Рассказы детей

Дети по желанию вызываются составлять рассказ. Установка: рассказывать связно, непрерывно, без пауз.

Оценка работы детей

Логопед оценивает рассказы детей. Обращает внимание на грамматическое оформление предложений, на количество предложений, на соблюдение логической и временной последовательность, на использование разнообразных средств связи предложений.

Итог занятия

Логопед. Чему мы учились на занятии?
Дети. Учились составлять рассказ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам




Конспект непосредственно – образовательной деятельности




для детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группе




с использованием здоровьезберегающих технологий




Составил воспитатель: Шлепкина Е.Г.


Конспект НОД в рамках комплексно



тематического планирования:




Интеграция образовательных областей:



физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.


демонстрация картинного материала.



способа действия.




вопросы к детям, объяснения.


введение игрового персонажа,



дидактические игры:



Практические методы:


упражнения в практических действиях.




Технологии, используемые в ходе НОД:



игровая технология, здоровьезберегающая технология.




Рекомендации по использованию данного конспекта в других ДОУ




данный конспект рекомендуется к использованию в других ДОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для обеспечения их полноценного психофизического здоровья.


Воспитание любви к художественной литературе,




Формировать и развивать художественное восприятие через сказку.




Учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей, действовать путем прикладывания.




Обогащать словарный запас детей, развивать диалогическую речь.




Развивать зрительное восприятие и графомоторные функции.




Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.




Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать




Развивать координацию движений с речью.




Развивать зрительное восприятие детей, используя здоровьезберегающие технологии, педагогические образовательные технологии.




Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызывать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.




Предварительная работа:


знакомство с произведением В.



Я очень рада нашей встрече.




круг широкий, вижу я Встали все мои друзья




Я принесла вам клубочек, он не простой, а волшебный. Мы будем передавать клубочек, и желать друг другу доброго дня. И от этого сила его волшебства будет увеличиваться. Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов!



а вы любите сказки?


А чем вам нравятся сказки? (встречаем героев,



мы и оказались в сказочной стране.




Посмотрите, что это за чудесный цветочек?


Давайте вместе вспомним слова.




Через запад на восток,




Возвращайся, сделав круг.




Лишь коснешься ты земли,




Ребята, а вы помните главных героев сказки? (девочка Женя). А где же Женя? Наверно она потеряла цветик - семицветик. Давайте пройдем по




следам Жени по этой сказке и отдадим ей цветок? Тогда вспомним сказку и правильно разложим карточки с картинками.




Какое первое желание было у Жени? (Чтобы она оказалась дома с баранками).



мы пришли к Жене домой,



а для нас здесь игра.




Но для начала нам нужно размять наши пальчики.




Пальчиковая гимнастика «




(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.) Это папа дорогой.




Рядом с папой — наша мама.




Рядом с мамой — брат старшой.




Вслед за ним сестренка —




И самый маленький крепыш —




Это славный наш малыш.




(Сжать руку в кулак несколько раз.)




Ребята, перед вами карточки. Посмотрите контуры каких предметов изображены на ней? Тот кто нашел у себя на карточке соответствующий контур предмета называет его и кладет цветную карточку на поле.



посмотрите здесь была Женя.



натворила? А давайте поможем Жене собрать вазу.




Молодцы, справились с заданием.



а куда дальше Женя пошла? (ответы детей)




– Ей захотелось побывать на северном полюсе. Ну что отправляемся искать Женю? Ребята, вы помните, что на северном полюсе холодно, нужно одеться и сделать разминку. А какую же одежду мы будем одевать на северный полюс?




Солнце землю греет слабо,




По ночам трещит мороз,




(Руки на пояс, наклоны в стороны.)




Во дворе у снежной Бабы




(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)




Побелел морковный нос.




В речке стала вдруг вода




(Плавные движения руками.)



вот мы и оказались на северном полюсе.



какое задание нас здесь ждет.




угадать, что же нарисовано вы сможете, если соедините рисунок по точкам. Но сначала нам нужно потренировать глазки.




Зрительная гимнастика




Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)




Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)




Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по




часовой и против часовой стрелки)




Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами)




Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)




Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)


Какое животное у вас получилось?



справились с



заданием. Ой, ребята сколько много медведей, куда же нам идти дальше? (домой во двор).



а какое дальше желание было у Жени? (Чтобы у Жени



оказалось много игрушек). Посмотрите как много игрушек. Здесь для нас задание




Рассмотрите картинки, что на них изображено? Соедините линией предмет и его тень.


Молодцы и с этим заданием вы справились.



Что же дальше



пожелала Женя? Чтобы все игрушки вернулись в магазин.



к Жене прилетело много игрушек?



было тратить лепесток на это желание? На что можно было бы потратить лепесток? (на добрый поступок).




Ребята, а кого встретила Женя на лавочке во дворе? (мальчика Витю, который не мог ходить). Какое желание загадала Женя? (Чтобы мальчик Витя был здоров).




Появляется грустная девочка Женя и ищет цветик-семицветик.



вы не находили цветик



Я его потеряла.



мы с ребятами нашли твой цветок возьми,


Спасибо вам ребята.



Теперь я смогу загадать самое важное желание,



чтобы Витя был здоров! До свидания ребята, я побежала ведь Витя меня ждет.


Вы сделали все правильно и справились со всеми



заданиями, прошли по следам Жени и вернули цветик-семицветик.




Как называется сказка по которой мы путешествовали? (Цветик – семицветик)




Кто главный герой сказки?




Какое желание оказалось самым важным?




Молодцы ребята, сказку вы знаете.




А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.




Садитесь на наш ковѐр – самолѐт и отправляемся в путь (звучит музыка)


Вот ребята мы в саду.



Вам понравилось наше путешествие?



хочу вас поблагодарить за то что вы такие добрые, умные, вы справились со всеми заданиями. А справились вы со всеми заданиями потому что были все вместе, были дружными. За это я вручаю вам медали. Молодцы! Спасибо вам!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 658 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2019 216
  • DOCX 15.8 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шлепкина Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оценить 932 0

ФИО: Кривоножкина Индира Динаровна

Должность: учитель-логопед

развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, координацию речи с движением.

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

1. Организационный момент.

Дети входят, звучит аудиозапись голосов птиц.

- Чьи голоса вы услышали? (Птичьи.)

- Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)(Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

2. Обобщение материала:

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах.

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

- Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

4.Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)

Для чего птице клюв?

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

(хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали,

(повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали:

(наклоны туловища влево-вправо)

(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают

(махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают:

(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)

5.Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

- Давайте смастерим кормушку.

Ребята дощечки пилили, пилили

И дружно кормушку для птиц смастерили

(постукивание кулачком по ладони)

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко.

(загибают пальцы на обеих руках)

А чтобы на птичий обед посмотреть,

И не будем шуметь (указательный палец к губам)

Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)

Для кого этот корм? (Для птиц)

Чей это корм? (Птичий корм)

Чья это пища? (Птичья пища)

(Употребление существительных с числительными).

Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.)

(Образование притяжательных прилагательных.)

- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

Голова совы (совиная голова)

Клюв вороны (вороний клюв)

Крылья снегиря (снегириные крылья)

Хвост воробья (воробьиный хвост)

Глаза голубя (голубиные глаза)

8. Закрепление материала.

Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).

9.Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

Логопед: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

1. Составление предложений по данному образцу. (На столе лежат картинки разных животных. Дети подходят к столу и выбирают только животных жарких стран).
-Посмотрите на столе для вас приготовлены изображения животных, выберете только животных жарких стран и опишите какие это животные.
Например: я увидела огромного толстокожего слона. Пожалуйста, я
приглашаю вас к столу.
Дети: Я увидел огромного толстокожего носорога, быстрого ловкого леопарда, зелёного зубастого крокодила.

3. Посмотрите, для вас следующее задание. Отгадайте зашифрованное животное (На столе лежат карточки для каждой команды)
Воспитатель: Рассмотрите предметы, Вика, назови предметы, изображённые на карточках. А теперь выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово:
Жук, индюк, ракушка, автобус, флажок (жираф)
Солнце, ложка, ослик, нож (слон)
Телевизор, иголка, гусь, ракета (тигр)
Воспитатель: молодцы, справились с этим заданием!

Физкультминутка
Воспитатель: Чем питаются хищники?
Дети: Другими животными.
Воспитатель: Чем питаются травоядные животные?
Дети: Листьями деревьев, травой, корнями.
Воспитатель: Если я называю травоядное животное – вы приседаете, а если хищное – встаёте.

7. Чтобы продолжить наше путешествие нужно составить предложения:
Воспитатель: составьте предложение из слов:
Слон, джунгли, живет.
Зебра, охотится, тигр, хищный.
Панцирь, крепкий, черепаха.
Детеныш, львица, голодный, мясо, несет.
Трава, питается, листья, жираф.
Горилла, стая, кричать, джунгли, громко.

Читайте также: