Роль атмосферы в жизни земли 7 класс география конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Что называется рельефом?

- Под действием каких внутренних сил формируется рельеф?

- Какие внешние силы приводят к разрушению рельефа?

- Какие закономерности размещения крупных форм рельефа вы знаете?

III. Изучение нового материала.

Мы живем на дне воздушного океана. Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха.

Воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел.

Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем (а день там длится около 14 земных суток) поверхность нагревается до100-70 градусов, а с наступлением ночи остывает до - 200 °С. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.

1. Строение атмосферы.

Работа по таблице. (Рисунок на доске.)

Атмосфера состоит из пяти слоев. Они разделены в зависимости от того, как изменяется t° по мере возрастания высоты.

Тропосфера (или погодная сфера) ближе всех расположена к поверхности Земли. Ее воздушное пространство находится над Землей на высоте около 8 км у полюсов и около 16 км у экватора. В этом слое образуются облака, он содержит в себе газы, необходимые для жизни, и все системы погоды. Следующий слой атмосферы - озоновый.

Он предохраняет планету от падения метеоритов, избирательно пропускает через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживает большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Этот слой концентрируется на высоте 20-25 км.

2. Работа с учебником.

Задание. Найдите в учебнике (§ 6, с. 33) определение парникового эффекта. Вопросы:

1) Почему отдаваемое земной поверхностью тепло не уходит в космос? (Наличие примесей в атмосфере: водяного пара, углекислого газа и других - задерживает уходящее тепло.)

2) Для чего необходимо такое явление, как парниковый эффект? (Благодаря ему у поверхности Земли образуется t°С, благоприятная для жизни.)

3) Назовите причину образования атмосферы. (Выделения из недр планеты газов, которые удерживались Землей благодаря ее большой массе.)

3. Загрязнение атмосферы. Озоновая дыра.

Человек сам угрожает озону, выбрасывая в атмосферу все больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Это может привести к развитию раковых заболеваний кожи, повреждению сетчатки глаза, непредсказуемым генетическим изменениям в организме.

1) К чему приведет изменение углекислого газа? (К повышению t°.)

2) К чему приведет повышение t°? (К таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, затоплению густонаселенных прибрежных территорий, изменению очертаний материков.)

Вот почему изменение климата под влиянием деятельности человека называют глобальной экологической проблемой номер один.

4. Климатообразующие факторы – факторы, формирующих климаты Земли.

5. Климатические карты

Для изучения образования и размещения климатов на Земле нам помогут климатические карты.

- Назовите климатические элементы. (Температура, осадки, давление, ветер, пояса.)

Как вы видите, климатических элементов много, поэтому существует большое количество климатических карт.

Вопросы и задания:

1) Сколько элементов описывается на этих картах? (Один элемент.)

3) Сделайте вывод. (Климатические карты изображают как один элемент, так и несколько.)

4) Что общего вы увидели на климатических картах? (Линии: красные и черные (иногда синие.)

Анализ рисунка 15, с. 35.

- Назовите территории, имеющие средние годовые t° +20 °С.

- Почему изотермы разного цвета?

- Изотермы какого цвета изображают среднюю t° июля, t° января?

Из климатических карт можно почерпнуть информацию о количестве осадков. Распределение годового количества осадков показано изолиниями, направление ветров показано стрелками.

6. Распределение температуры воздуха на Земле

С распределением температур на поверхности Земли и его причинами учащиеся уже знакомы из курса географии 6 класса.

географическая широта ⇒ угол падения солнечных лучей ⇒ приток солнечного тепла ⇒ температура воздуха.

Задание. Подтвердите эту закономерность данными карты. Обратитесь к рисунку 15(а), с. 36.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.

1. ФИО : Байбородина Наталья Викторовна

3. Должность: учитель

4. Предмет: география

5. Класс: 7

6. Цели: Вспомнить значение атмосферы для жизни на Земле опираясь на знания учащихся полученные в предыдущем классе по географии и в результате работы с дополнительной информацией. Рассмотреть назначение климатической карты и научить учеников читать климатическую карту. Выявить зависимость климатических условий от географической широты и от количества солнечного тепла, установить причинно - следственную связь распространения на поверхности земли температуры воздуха.

7. Познавательные УУД : выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные УУД : планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Коммуникативные УУД : умение общаться и взаимодействовать Личностные УУД : осознавать необходимость изучения окружающего мира

8. Оборудование: климатические карты атласа, рисунки в учебнике, презентация – как наглядный материал, сопровождающий урок, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Напомните, ребята, какую тему урока мы проходили на прошлом уроке? (Рельеф Земли). Правильно. Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу по закреплению материала. (5-6 минут, работу выполняют прямо на этих же листочках)

1.Что такое рельеф?

2. Что такое сейсмический пояс?

3. Перечислите внешние силы, влияющие на изменение рельефа на Земле.

4. Что образуется при сближении океанической и континентальной плит?

5. Перечислите все возможные формы рельефа на Земле?

1.Что такое платформа?

2. Что такое рельеф?

3. Что образуется при сближении двух континентальных плит?

4. Где на Земле располагается больше всего действующих вулканов? Приведите примеры вулканов.

5. Перечислите внешние силы, влияющие на изменение рельефа на Земле.

Этап вызова.

Мотивация на освоение нового материала. Целеполагание.

- Ребята посмотрите, пожалуйста, у нас на доске появились следующие слова: температура, озоновая дыра, кислород, Земля, жизнь. Скажите пожалуйста, о чём сегодня мы с вами будем на уроке говорить?

- Правильно, все эти слова объединяет понятие – атмосфера. Давайте выясним, какие вопросы мы будем сегодня рассматривать? Вам снова помогут наши ключевые слова.

Этап вызова.

- Ребята у нас за окном осень, становиться довольно прохладно, всё часто идут дожди, а где-то тепло и солнечно. Как вы думаете, какой главный вопрос мы будем решать на уроке?

Этап осмысления.

II. Проверка знаний на терминологию. Актуализация темы.

1). Воздушная оболочка земли называется …. (атмосфера).

2). Многолетний режим погоды … (климат).

3). Прибор, которым измеряют температуру воздуха … (термометр)

4). Нижний слой атмосферы, где происходят все погодные явления, называется … (тропосфера).

5). Состояние тропосферы в данном месте и в определённый промежуток времени называется… (погода).

Взаимопроверка и самопроверка. Правильные ответы на слайдах. Поставьте баллы на листочках.

III. Новый материал.

1. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Учитель наблюдает за работой в классе, подходит к ребятам, где-то помогает слабым. Затем ребята читают свой кластер и высказывают своё мнение по некоторым вопросам (форма эвристической беседы). Остальные себя оценивают (+ или +-).

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Правую руку вытянуть вперёд и указательным пальцем коснуться носа не открывая глаз. Стряхнуть руки и присесть на место.

- Ребята, что вам это напоминает? (прогноз погоды)

- Тогда скажите, пожалуйста, какие климатические показатели характеризуют погоду? На какой карте мы можем их прочитать?

Найдите, пожалуйста, в параграфе 5 на стр. 34 новое понятие по теме. Что это? Прочитаем определение. (Изотермы …)

-Откроем карту в атласе на стр. 8. Какие карты мы видим? Что можем по ним прочитать? Найдите 30 ⁰ зд,на верхней карте – температура воздуха в январе, двигаемся по нему с северного полюса к южному и читаем, какие изотермы его пересекают (один ученик читает, параллельно учитель ведёт записи на доске.) Так же выполним задание по нижней карте – температура воздуха в июле.

- Ребята, посмотрите на доску, какую закономерность мы с вами видим? Правильно. В январе в северном полушарии холоднее, чем в южном. А в июле – холоднее в южном полушарии. Какой вывод мы можем сделать? (Когда в северном полушарии зима, в южном лето и наоборот.)

-Чем можно объяснить, что в одно и тоже время, в разных уголках Земли температура воздуха будет различная? (пригласить ученика к доске, принести глобус и фонарик. Ученик – Солнце. Наглядно продемонстрировать угол падения солнечных лучей).

IV . Закрепление.

-Каждая пара сейчас достанет одну карточку (учитель проходит между колонок) на которой находятся разные вопросы. Ваша задача составить нужный вопрос по изученной сегодня теме и записать его в тетрадь. Через 1-1,5 минуты мы быстро пробежимся по вашим вопросам и дадим вместе на них ответы.

1. Простые вопросы (Кто? Что?).

3. Объясняющие вопросы (Почему? Так как…).

4. Уточняющие вопросы (Если я правильно понял, то … То есть ты говоришь, что …).

5. Оценочные вопросы(Чем? Кем? Отчего?).

6. Практические вопросы (Как? Зачем?).

V. Домашнее задание.

Параграф 5 (стр. 33-35). Прочитать карту на стр. 34 рис. 19

Дополнительно: используя дополнительные источники литературы найдите географические объекты, где зафиксированы самые низкие и самые высокие температуры на Земле.

V I . Рефлексия.

На полях в тетради нарисовать смайлик:

Весёлый – всё понятно!

Без эмоций – понятно, но есть над чем поработать.

Грустный – непонятно, размышление и продолжение.

Презентация к уроку в Приложени 3.

П риложение №1

hello_html_m55480d0f.jpg

Приложение №2

Не все планеты Солнечной системы имеют атмосферу. Именно благодаря воздушной оболочке на земле нет резких колебаний температур, как, например, на Луне или самой близкой к Солнцу планете Меркурий, лишённых атмосферы. Самая большая температура на поверхности Меркурия достигает 450-480 ⁰ С, а ночью температура снижается

до -170-180 ⁰ С. Без атмосферы, как и без Солнца, жизнь на Земле невозможна.

Атмосфера – наиболее уязвимая оболочка Земли. Выбросы ядовитых веществ промышленностью, транспортом и прочими, очень сильно оказывает влияние на состояние окружающего нас воздуха. Большое опасение у всех людей вызывает уменьшение слоя озона.

Что такое озон? Для чего он нужен и сколько его в воздухе? Откуда он берётся? Что и кто угрожает озону? Что такое озоновая дыра? Вот спектр основных вопросов интересующих любого человека на Земле.

Озон – это химическое соединение. Он отличается от кислорода тем, что в его составе три атома кислорода, а не два. Озон образуется из молекулы кислорода под действием ультрафиолетового солнечного излучения. Разрушение кислорода увеличивается при подъёме от поверхности Земли до 100км.Здесь и образуется озоновый слой. Выше его увеличивается скорость разрушения озона, поэтому его концентрация уменьшается. Все молекулы озона образуют слой около 2-3 мм толщиной.

Озон поглощает идущее от Солнца ультрафиолетовое излучение и защищает от него людей и всю биосферу. Но мы сами же угрожаем озону, выбрасывая в атмосферу всё больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Следует иметь в виду, что озоновая дыра, это не дыра сама по себе. А это уменьшение концентрации озона в 2-2,5 раза. Последствия этого очень тяжелы. Это и развитие раковых заболеваний кожи, повреждение сетчатки глаз и развитие генетических отклонений в организмах. Озоновая дара – это как бы сигнал самой природой. Наблюдения за озоном говорят о том, что его количество ежегодно уменьшается.

Ежегодно в атмосферу выбрасывается более 1 млрд т твёрдых частиц, из них 2% обладают повышенной токсичностью. Они включают около 3000 вредных веществ (кадмий, ртуть свинец и т.д.). Эти ядовитые вещества осаждаются на растениях и через цепи питания, отравляют нас с вами.

Некоторые учёные считают, что из-за загрязнения атмосферы и уменьшения количества озонового слоя усиливается парниковый эффект. Это неуклонное потепление климата. Хорошо ли это? Потепление может привести к огромным бедствиям: это и поднятие уровня мирового океана, и затопление прибрежных территорий и изменение очертаний материков. Вот почему изменение климата под влиянием человека – называют глобальной экологической проблемой №1.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Что называется рельефом?

- Под действием каких внутренних сил формируется рельеф?

- Какие внешние силы приводят к разрушению рельефа?

- Какие закономерности размещения крупных форм рельефа вы знаете?

III. Изучение нового материала.

Мы живем на дне воздушного океана. Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха.

Воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел.

Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем (а день там длится около 14 земных суток) поверхность нагревается до100-70 градусов, а с наступлением ночи остывает до - 200 °С. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.

1. Строение атмосферы.

Работа по таблице. (Рисунок на доске.)

Атмосфера состоит из пяти слоев. Они разделены в зависимости от того, как изменяется t° по мере возрастания высоты.

Тропосфера (или погодная сфера) ближе всех расположена к поверхности Земли. Ее воздушное пространство находится над Землей на высоте около 8 км у полюсов и около 16 км у экватора. В этом слое образуются облака, он содержит в себе газы, необходимые для жизни, и все системы погоды. Следующий слой атмосферы - озоновый.

Он предохраняет планету от падения метеоритов, избирательно пропускает через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживает большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Этот слой концентрируется на высоте 20-25 км.

2. Работа с учебником.

Задание. Найдите в учебнике (§ 6, с. 33) определение парникового эффекта. Вопросы:

1) Почему отдаваемое земной поверхностью тепло не уходит в космос? (Наличие примесей в атмосфере: водяного пара, углекислого газа и других - задерживает уходящее тепло.)

2) Для чего необходимо такое явление, как парниковый эффект? (Благодаря ему у поверхности Земли образуется t°С, благоприятная для жизни.)

3) Назовите причину образования атмосферы. (Выделения из недр планеты газов, которые удерживались Землей благодаря ее большой массе.)

3. Загрязнение атмосферы. Озоновая дыра.

Человек сам угрожает озону, выбрасывая в атмосферу все больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Это может привести к развитию раковых заболеваний кожи, повреждению сетчатки глаза, непредсказуемым генетическим изменениям в организме.

1) К чему приведет изменение углекислого газа? (К повышению t°.)

2) К чему приведет повышение t°? (К таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, затоплению густонаселенных прибрежных территорий, изменению очертаний материков.)

Вот почему изменение климата под влиянием деятельности человека называют глобальной экологической проблемой номер один.

4. Климатообразующие факторы – факторы, формирующих климаты Земли.


5. Климатические карты

Для изучения образования и размещения климатов на Земле нам помогут климатические карты.

- Назовите климатические элементы. (Температура, осадки, давление, ветер, пояса.)

Как вы видите, климатических элементов много, поэтому существует большое количество климатических карт.

Вопросы и задания:

1) Сколько элементов описывается на этих картах? (Один элемент.)

3) Сделайте вывод. (Климатические карты изображают как один элемент, так и несколько.)

4) Что общего вы увидели на климатических картах? (Линии: красные и черные (иногда синие.)

Анализ рисунка 15, с. 35.

- Назовите территории, имеющие средние годовые t° +20 °С.

- Почему изотермы разного цвета?

- Изотермы какого цвета изображают среднюю t° июля, t° января?

Из климатических карт можно почерпнуть информацию о количестве осадков. Распределение годового количества осадков показано изолиниями, направление ветров показано стрелками.

6. Распределение температуры воздуха на Земле

С распределением температур на поверхности Земли и его причинами учащиеся уже знакомы из курса географии 6 класса.

географическая широта ⇒ угол падения солнечных лучей ⇒ приток солнечного тепла ⇒ температура воздуха.

Задание. Подтвердите эту закономерность данными карты. Обратитесь к рисунку 15(а), с. 36.

IV. Закрепление изученного.

Выполнение задания 2, с. 35 (учебник).

V. Домашнее задание: § 6, с. 35, задание 1 (в тетради).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

1. Формирование представления о строении атмосферы, атмосферном давлении, роли атмосферного давления в жизни человека и животных.

2. Обучение школьников умению распознавать атмосферное давление среди других явлений.

3. Формирование навыка самостоятельной работы видеть практическую пользу знаний.

Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором.

1. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Ребята давайте просмотрим фрагмент мультипликационного фильма “Приключение капитана Врунгеля” (фрагмент серии, в которой команда яхты “Беда” лечила кита).

– Что произошло с китом?

– А как команда яхты “Беда” лечила кита?

– Ставила банки, горчичники, давала лекарства

– А на каком физическом явлении основывается постановка медицинских банок?

Учитель: Объясняя этот процесс, мы приоткрыли тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Попробуйте пояснить какого?

Тема урока: Атмосфера Земли. Атмосферное давление (ученики записывают тему на маршрутных листах).

Цель урока: Рассмотреть строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научится использовать полученные знания для решения физических задач.

Учитель: Какие термины нам понадобятся сегодня на уроке?

Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади;

Атмосфера – газовая оболочка Земли.

Учитель: Ребята, оцените, с каким багажом знаний вы пришли на урок. Выберите тот мешок, который соответствует вашим знаниям по теме.

2. Изучение нового материала.

1) Каково строение атмосферы?

По своему строению атмосфера напоминает многоэтажный дом, в котором пять этажей.

Учитель: Как называется каждый этаж?

Прочитав текст учебной статьи задания №1, определите название каждого этажа (слоя) атмосферы.


2) Каков состав воздуха в атмосфере?

Учащиеся: Азот, аргон, кислород, углекислый газ…

Пользуясь знаниями, полученными на уроках географии, распределите газы в зависимости от их содержания в атмосфере (задание №2).


Такой состав соответствует нижнему слою атмосферы.

Учитель: Атмосфера состоит из газов, а почему молекулы не улетают в мировое пространство?

Ученики: Как все тела, молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, притягиваются к Земле.

Учитель: Чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с.

Учитель: А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли?

Ученики: Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно.

Атмосфера простирается на несколько тысяч километров. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.

3) Что такое атмосферное давление?

Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы.

…И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
“О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными
С моими зверями лесными”.

А почему Айболит боится не дойти?

Ученики: С высотой атмосферное давление уменьшается, так как уменьшается не только высота столба воздуха, но и плотность воздуха.

Учитель: Но мы на себе давление воздуха не ощущаем, существует ли атмосферное давление?

Убедимся в существовании атмосферного давления.

Отто фон Герике провел опыт, который является важным этапом в деле изучения атмосферы.

Для опыта подготовили два металлических полушария, полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском. Из полушариев откачали воздух, две семерки лошадей не смогли растащить полушария, когда же впустили воздух в полость между полушариями, полушария легко распались без всякого усилия.

Учитель: Что удерживало полушария?

Ученики: Атмосферное давление, которое превысило давление внутри полого шара.

Повторим опыт, используя два стакана, свечу, бумажное кольцо. Объясните наблюдаемое явление.

Самостоятельно проделайте опыт задания №3.

1) Опустите в воду трубку с поршнем.

2) Поднимите поршень вверх.

3) Почему вода поднимается за поршнем?

Вывод: ___________________________________________________

Объясните действие ливера, пипетки.

4) С какой силой атмосфера давит на нас?

Учитель: Давайте, оценим силу атмосферного давления, выполнив задание №4.


Полученное значение соответствует силе тяжести тела массой 10 тонн!

Учитель: Почему мы выдерживаем такое давление?


Прав ли художник?

Давление распределено по всей площади тела, и внутри тела существует давление, уравновешивающее атмосферное.


Живые организмы приспособились к действию атмосферного давления.

5. Какую роль еще играет атмосферное давление в жизни человека и животных?

Учитель: Что общего между комнатной мухой и осьминогом?


– А где человек использует присоски?

– А почему на Луне присоски не действуют?

Учитель: А теперь объясните действие медицинской банки.

Ученики: В банку вносят горящую спичку, воздух нагревается, расширяется и выходит частично наружу, внутри образуется разряжение. Банку прижимают к телу, атмосферное давление вдавливает внутрь банки часть кожи с прилегающими тканями.

Потрудились – отдохните,
Влево – вправо посмотрите,
Глубоко разок вздохните,
Сделав это, улыбнитесь,
За работу вновь возьмитесь.

Учитель: Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?

Читая текст учебной статьи задания №5, дополните ее недостающими словами:

Диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких … Оно становится …, чем атмосферное. Атмосферный воздух проникает в легкие (рис. а).

Когда диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких …Оно становится …, чем атмосферное. Атмосферный воздух выходит наружу (рис. б).


3.Закрепление изученного материала.

Используя знания, полученные на уроке, укажите, какой из фактов не связан с атмосферным давлением, ответ обоснуйте.

4. Подведение итогов

Оцените свои знания, полученные на уроке.

5. Выставление оценок.

– задание №10 стр.98 (3) по учебнику А.В. Перышкина “Физика-7” (М.: Дрофа, 2004).

Читайте также: