Монетарная и фискальная политика егэ обществознание конспект

Обновлено: 02.07.2024

При принятии инвестиционных решений, в том числе на краткосрочный, а также длительный горизонт в обязательном порядке надо руководствоваться данными по решениям экономической политики.

Экономическая политика – совокупность действий, законов, определенных мер для решения и осуществления поставленных экономических задач государства на макроуровне. Главная цель, достижение целей влияющих на общество в целом, а цели продиктованы соответственно уровнем и состоянием экономики государства на данном этапе.

Основные и главные элементы, которые составляют экономическую политику:

• Денежно-кредитная политика (монетарная политика);
• Налоговая политика (фискальная политика);
• Бюджетная политика;
• Инвестиционная политика;
• Политика в области труда и занятости;
• Внешнеэкономическая политика;
• Другое…

Но мы обратим внимание только на первые две политики: монетарную и фискальную, т.к. они представляют основную ценность.

Денежно-кредитная политика (монетарная политика, денежная политика) – совокупность мер центрального банка страны, а также правительства, в контексте денежного обращения и кредитования, включающие в себя: сдерживание инфляции, обеспечение занятости, регулирование темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний в отраслях экономики, обеспечение устойчивости платежного баланса и т.д.


Основные и главные инструменты центральных банков (ЦБ) при проведении денежно-кредитной политики (ДКП):

1) Регулирование нормы обязательных резервов (регулирование общей денежной массы в обращении).

Обязательные резервы представляют собой часть депозитов либо наличности, которые они обязаны хранить в центральном банке, в зависимости от нормы резервирования. При повышении норм резервирования, сокращаются возможности банков и кредитных учреждении выдавать кредиты, в следствие дополнительных отчислении в ЦБ, которые банк не имеет права использовать для кредитования. Данный инструмент достаточно редко применяется на практике, потому что способен вызвать большие трудности для кредитных учреждений, а также породить большую неопределенность в дальнейших действиях.

2) Управление учетной ставкой (ставкой рефинансирования, как ее еще называют).

3) Операции на открытом рынке (open markets operations).

Как правило это операции на вторичном рынке по купле продаже краткосрочных государственных облигаций и казначейских векселей. Отличие в том, что облигации в данном случае приносят процентный доход (percent income), а векселя продаются дешевле, чем потом выкупаются по номиналу (capital gain). Это также является регулированием денежной массы, а также стимулирует инвестиции в государственный долг (путем изменения доходности данных инструментов). При покупки ценных бумаг у банков ЦБ в полной мере расплачивается с банком за поставку актива, а в случае покупки тех-же активов у населения, ЦБ кладет на расчетный счет человека деньги, тем самым увеличивая депозиты на балансе банка и тем самым банк обязан увеличить свои резервы у ЦБ. При продаже бумаг, ЦБ пополняет свои резервы, а также при увеличении предложения и снижении стоимости бумаг, соответственно растет доходность, что побуждает все большее количество инвесторов обратить на них внимание.

4) Валютные интервенции.

Называют прямое вмешательство ЦБ на курс национальной валюты с целью поддержанию его в некотором диапазоне, а также сглаживания экстремальных колебаний.

5) И другие, оказывающие незначительное влияние на рынок…

Основные виды денежно-кредитной политики (ДКП):

При разных экономических ситуациях в государстве, актуальна определенная стратегия по ДКП, а именно по ее виду, она может быть, стимулирующая либо сдерживающая.

1) Стимулирующая политика в области ДКП.

Реализуется во время спада в экономике, деловой активности, сокращения ВВП, призвана дать импульс и поддержать экономику в период стагнации, повлиять на уровень занятости населения.

2) Сдерживающая политика в области ДКП.


Плюсы и минусы кредитно-денежной политики:

1) Скорость принятия решения и такая-же быстро влияния на рынок в целом.
2) Небольшая зависимость от политического давления, довольно тонкая политика в отличии от фискальной (к примеру при повышении налогов), поэтому ее легче применить.
3) Монетаризм, бытует мнение в среде экспертов экономистов, о том, что количество денег в обращении один из единственных факторов деловой активности.

1) Циклическая асимметрия. Это когда выдаются деньги под как кажется одни цели, а идут они совсем на другие. К примеру, ЦБ решил уменьшить норматив резервов с надеждой, что банки будут больше кредитовать экономику, а на практике, эти деньги часто идут на погашение суд, облигаций, на валютный рынок и т.д.
К примеру, как происходит с так называемым количественным смягчением (QE), центральные банки печатая валюту, скупают облигации, тем самым увеличивая резервы банков в надежде, на кредитование ими экономики, но опять-же на практике, все наоборот, они решают собственные проблемы.
2) Влияние на скорость обращения денег. Существует теория в кейнсианстве, что при инфляции, центральным банков, а также правительством, зажимается денежная ликвидность, в связи с этим возрастает скорость обращения денег и наоборот.
3) Влияние инвестиций, денежно-кредитная политика не всегда может являться эффективной, к примеру при сдерживании ЦБ кредитования банками, но большой деловой активностью и спросом на наличность (ожидание), политика будет не сильно эффективна. То-есть на ДКП влияет множество факторов и нельзя их игнорировать при принятии решения.

Фискальная политика (налогово-бюджетная политика) – совокупность мер государства (в частности правительства), проводимых с целью влияние на экономику, сглаживания бизнес-циклов в экономике, стабильность цен в краткосрочном промежутке. В общем, это политика регулирования всего совокупного спроса.


Инструменты фискальной политики

Как правило, выделяют три инструмента, которые влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение:

• увеличение государственных закупок;
• снижение налогов;
• увеличение трансфертов.

Основные виды фискальной политики

В зависимости от ситуации, государство применяет разные меры в налогово-бюджетной среде, вот главные из них:

1) Стимулирующая фискальная политика.

Проводится во время спада (депрессии) в экономике, с целью стимулировать либо совокупный спрос, либо совокупное предложение или оба сразу.

2) Сдерживающая фискальная политика.

Проводится в случае сильного, бесконтрольного подъема экономики, в данном случае все проводится наоборот, уменьшают трансферты, увеличивают налоги и т.д., с целью получить более предсказуемую ситуацию в экономики, снизить инфляцию, а также улучшения жизни населения (в долгосрочной перспективе).

3) Автоматическая фискальная политика.

В данном случае идет работа встроенных стабилизаторов (налоги, трансферты и т.д.) при разных ситуациях размер налогов для домохозяйств может как расти, так и падать (прогрессивные шкалы).

4) Дискреционая фискальная политика.

Когда государство прямо заявляет и изменяет налогово-бюджетную политику в стране.

Плюсы и минусы фискальной политики:

1) Мультипликативный эффект, все инструменты, в целом эффективно влияют на уровень равновесного совокупного выпуска.
2) Отсутствие внешнего лага. При принятии решений по фискальной политики, первые результаты на экономику проявляются достаточно быстро.
3) Наличие встроенных стабилизаторов. (Подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности и т.д.).

1) Эффект вытеснения, при финансировании гос. расходов министерство финансов, ЦБ, часто выходит на денежный рынок, тем самым повышая ставки на наличность, что косвенно затрудняет возможность банкам и компаниям привлекать дешевый капитал.
2) Наличие внутреннего лага. Период времени между временем необходимым его принятия и временем, когда это решение принято.
3) Из-за величины экономик и масштабности данных, трудно принять максимально взвешенное решение.
4) Довольно важная проблема, рост государственно долга в период кризиса, который в будущем может привести к дефолту государств. Так называемое отношение ВВП/гос. долг. Эта проблема особенно остро стоит в развитых и развивающихся странах.

В заключении надо сказать, что при принятии инвестиционных решении, нужно руководствоваться всеми данными, как монетарной, так и фискальной составляющей, но и понимать, что нету таких механизмов, которые на 100% бы сказали Вам, что тут надо продавать или покупать. Есть решения, которые практически точно приведут к такому развитию ситуации, а есть такие, что вообще не ясно, на финансовых рынках все очень индивидуально.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Это мой конспект.

2.14 Государственный бюджет

Кодификатор:

Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг

Авторский план:

1. Финансовая политика государства (КОДИФ-2022, Боголюбов)

-> В учебнике Боголюбова также приводится классификация гос. регулирования рыночной экономики на прямое и косвенное. Косвенное включает в себя фискальную и монетарную политики.

а) Денежно-кредитная (монетарная) политика (акцент в учебнике Боголюбова, Кудиной)

  • Цель - повышение благосостояния граждан, регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости (Боголюбов, Кудина)
  • Инструменты ДКП (Денежно-кредитной политики)

-> Регулирование денежной массы в обращении / операции на открытом рынке (Боголюбов, Кудина)

-> Изменение ключевой (учетной) ставки (Боголюбов, Кудина)

-> Изменение валютного курса (Боголюбов, Кудина)

-> Управление нормативами резервирования (Боголюбов, Кудина)

б) Бюджетно-налоговая (фискальная) политика (акцент в учебнике Котовой и Лисковой, Гринберга)

  • Цель - эффективное расходование денежных средств, обеспечение государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций (Боголюбов, Кудина, В17№5)
  • Виды фискальной политики (КиЛ, Гринберг, Кудина)

-> стимулирующая - проводится в период экономического спада. Снижение налогов, увеличение гос. расходов, повышение зарплаты и т.п.

-> сдерживающая - проводится в период экономического подъема. Повышение налогов, сокращение денежных средств в обращении домохозяйств и т.п.

-> трансферты (перемещение денежных средств)

в) и т.д. (Боголюбов перечисляет ещё ценовую, инвестиционную, таможенную и политику в сфере международных финансов)

2 . Государственный бюджет

а) Понятие государственного бюджета

  • ГБ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (КиЛ, Гринберг, Кудина, В2№5, В17№5, В24№5, В30№5)
  • ГБ - главный финансовый документ страны, содержащий сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов (Боголюбов)

б) Статьи ГБ (КиЛ, Боголюбов, Кудина, Гринберг)

-> Налоговые (В2№5, В24№5, В30№5)

--> прибыль от государственных предприятий

--> доходы от приватизации

--> доходы от государственных облигаций

-> обеспечение безопасности и судебная власть

-> государственное управление (В30№5)

-> обслуживание государственного долга

-> социальные выплаты (В2№5, В24№5)

в) Виды ГБ (КиЛ, Боголюбов, Гринберг, Кудина, В30№5)

  • Сбалансированный (Доходы = Расходы) (В2№5, В24№5)
  • Дефицитный (Доходы
  • Профицитный (Доходы > Расходы) (В17№5)

г) Бюджетный процесс, т.е. порядок составления ГБ (КиЛ, Боголюбов, Кудина)

  • составление, разработка ГБ Правительством РФ, т.е. исполнительной властью
  • рассмотрение и утверждение ГБ Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона, т.е. законодательной властью (В2№5, В24№5)
  • исполнение ГБ Правительством РФ
  • подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении ГБ Федеральным Собранием РФ

д) Уровни ГБ РФ (Кудина, триактив КиЛ, В17№5)

  • Федеральный бюджет
  • Региональные бюджеты или бюджеты субъектов РФ
  • Местные бюджеты

е) Государственный долг, его виды (КиЛ, Боголюбов, Кудина)

  • внешний, перед иностранными государствами
  • внутренний, перед гражданами, фирмами и организациями своей страны

Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.

Используемые источники:

  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2022 года
  • КОДИФ, ДЕМО, СПЕЦ 2022 по обществознанию
  • Триактив Котовой и Лисковой по обществознанию 10 класс
  • Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10 класс
  • Учебник по обществознанию Гринберга 10 класс
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 11 класс
  • Учебник по обществознанию Кудиной 10 класс
  • В прошлый раз оставил пасхалку в статье, а сейчас даже не знаю, что писать. Мне нужен креативный директор.
  • Видео на ютуб:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит методики подготовки к ЕГЭ, работа по выделению проблемы, идеи авторского высказывания.

Урок экономики. 11 класс. 16.11.17

Тема: Бюджетно-финансовая политика

Цель и задачи урока: рассмотреть факторы, влияющие на формирование бюджетно-финансовой политики правительства; рассмотреть бюджет как основной финансовый план государства; определить роль налогов в формировании бюджетной политики; формировать навыки выполнения заданий ЕГЭ; развивать экономическое мышление.

Основные понятия: финансы, бюджет, бюджетная политика, налоги, налоговая политика.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся, постановка проблемы

Работа с тестами (входная диагностика).

Нарисуйте пирамиду, которая символизировала бы финансовые ресурсы страны, которые обеспечивают существование и развитие государства.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности(ролик)

Финансы - это денежные фонды, образующиеся в процессе воспроизведения. Экономические отношения, возникающие между государством, банками, субъектами хозяйственной деятельности, отдельными гражданами, между отраслями экономики, регионами и т.п. в связи с формированием и использованием денежных фондов, составляют финансовые отношения.

Формирование, распределение и использование в процессе общественного производства денежных фондов, необходимых для обеспечения функционирования экономики и ее развития, образуют финансовую систему общества.

Финансовая система имеет следующие составляющие: общегосударственные финансы, финансы органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и негосударственных внебюджетных фондов.

Главным звеном финансовой системы и важнейшим комплексом средств государственного регулирования экономики являются: государственный бюджета и внебюджетные фонды. Через них происходит перераспределение значительной части ВВП страны: в Японии и России - около 1/3, во Франции и Нидерландах - примерно 1/2, в Швеции - более 2/3.

IV. Изучение нового материала

Государственные финансы - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются в руках государства и используются для выполнения его (государства) социально-экономических функций. Государственные финансы, обеспечивающие формирование и использование государственных доходов, функционирующих на базе средств: государственного бюджета, государственного социального страхования (пенсионный фонд и фонд социального обеспечения), государственного кредита, внебюджетных фондов целевого назначения.

Финансы предприятий - это совокупность денежных ресурсов для осуществления процесса воспроизводства (то есть производства, обмена, распределения и потребления) в пределах того или иного предприятия.

Финансы населения - это денежные ресурсы, которые формируются у жителей страны с доходов, полученных от трудовой и хозяйственной деятельности или с наследства, и направляются на приумножения их собственности.

Центральное место в финансовой системе страны занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет - это система денежных отношений, возникающих между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей.

Треть средств из бюджета тратится на социальную сферу. Часть этих денег уплачивается непосредственно гражданам. Это пенсии, право на которые люди получили, уплачивая взносы в течение всей трудовой жизни, а также трансфертные платежи или финансовая помощь той части населения, которая не может себя содержать (пенсии инвалидам, дотации малообеспеченным семьям и т.п.).

Вторая часть расходуется на содержание таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура, физическая культура. Частично эти отрасли существуют за счет частных источников финансирования, и такая практика будет распространяться с развитием рыночных отношений.

Значительными являются расходы на национальную оборону, содержание правоохранительных органов и органов власти. На эти цели правительство тратит около десятой части бюджета.

Доходы государственного бюджета формируются преимущественно за счет налогов, отчислений с граждан и предприятий (взносы в пенсионный фонд и отчисления с предприятий в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы), поступлений средств от госкомитета по материальным резервам и других доходов.

Работа с высказыванием

3.Налоги и налоговая политика (презентация)

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся(тесты)

VII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Определить и записать в тетради основные тенденции финансовой политики государств мира в условиях экономического кризиса.

Тест. 11 класс. Бюджет и бюджетная политика

1. Основным источником пополнения государственного бюджета являются

1) налоги с граждан и предприятий

2) прибыль от приватизации

3) доходы от деятельности государственных предприятий

4) штрафы с физических и юридических лиц

2. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой)

3. К расходам государственного бюджета относится

1) прибыль государственных предприятий

2) проценты по государственным облигациям

3) взносы на социальное обеспечение

4. Какова одна из целей налоговой политики государства?

1) принуждение предпринимателей к повышению зарплаты работников

2) защита экономических интересов предприятий

3) обеспечение постоянного роста производства в стране

4) перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения

5. Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства государства. Государство собирается объявить о невозможности обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое экономическое явление как

6. Государственный бюджет фиксирует

1) прибыль и издержки общественного производства

2) доходы и расходы государства

3) размеры потребления на душу населения

4) объём денежной массы в обращении

7. Что относится к доходам государственного бюджета?

1) таможенные пошлины и сборы

2) содержание вооружённых сил

3) инвестиции в развитие государственных предприятий

4) выплаты военным пенсионерам

8. Какое из указанных мероприятий правительство страны может ввести для борьбы с угрозой дефолта, для того, чтобы избежать роста цен и усиления зависимости от внешних кредиторов?

1) увеличение социальных расходов, в первую очередь, зарплат бюджетникам и пенсий

2) рост заимствований на внешних рынках, проведение дополнительной эмиссии бумажных денег

3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата, социальной сферы

4) запрет фирмам самостоятельно продавать свою продукцию на внешнем рынке

9. Дефицит государственного бюджета может вынудить правительство страны пойти на

1) увеличение расходов на содержание государственного аппарата

2) отмену протекционистских тарифов и пошлин

3) сокращение расходов на социальные нужды

10. Как дефицит государственного бюджета влияет на экономику?

1) снижает мотивацию к труду

2) увеличивает государственный долг

3) уменьшает неравенство в доходах населения

4) приводит к введению льготного налогообложения.

11. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рыночной экономики заботится о создании условий для экономического роста.

Б. Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффектов.

Читайте также: