Конспект дидактической игры вершки и корешки в средней группе
Обновлено: 04.07.2024
Игровые действия: Поиск пары; составление целого растения.
Дидактический материал: Разрезные картинки (овощи: морковь, репа, редиска, свекла, лук — и отдельно ботва к ним), картинки овощей, огорода.
Ход занятия
1. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь" (Вершки и корешки)
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
- Давай, Миша, опять вместе сеять.
- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.
- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Что такое вершки? (съедобные плоды)
- Что такое корешки? (съедобные корни)
2. Путешествие в огород
У разных овощей бывают съедобными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды).
А что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:
Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает -
Тот слезы проливает.
(лук)
3. Физкультминутка
Я буду называть овощ, а вы должны показать, что в нем съедобно: вершки(стоят) или корешки (сидят).
- помидор
- свекла
- картофель
- перец
- кабачок
- укроп
- репа
- морковь
- лук
- капуста
- редиска
- чеснок
- баклажан
5. Сбор урожая
Раздать детям картинки с овощами. Предложить разложить их в корзину или мешок. В корзину - овощи со съедобными вершками, в мешок - со съедобными корешками.
Цель. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Ход игры. (Вариант1) Сегодня мы поиграем в игру, которая называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга) - Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли?
А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.
(Можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.
Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).
Цель — закрепление представления о том, что у культурных растений есть надземные и подземные части, которые могут быть съедобными и несъедобными.
- расширение знаний о культурной растительности — овощах и корнеплодах;
- получение навыка составления объекта из частей;
- формирование умения подбирать пары по внешним признакам;
- воспитание усидчивости, настойчивости, умения работать в коллективе, соблюдать правила.
Для игры необходимо подготовить реалистичные изображения знакомых дошкольникам овощей и корнеплодов. Картинки для продления эксплуатации следует наклеить на картон, ламинировать прозрачной клейкой лентой. Их нужно разрезать пополам, чтобы подземные части растений оказались на одной половине карточки, надземные — на другой.
На слайде должны быть представлены следующие культуры:
- томат;
- морковка;
- огурец;
- перец;
- тыква;
- картофель;
- свекла;
- капуста;
- репчатый лук;
- кабачок;
- чеснок;
- редис;
- петрушка;
- баклажан;
- репа.
При рассмотрении слайда с луком дети должны догадаться, что у этого растения съедобны обе части: подземная — луковица, надземная — перья.
Чтобы закрепить полученные представления, можно сыграть в подвижную игру. Педагог называет растение, а воспитанники поднимают руки над головой, если у этой культуры съедобны надземные побеги, или присаживаются на корточки, если в пищу пригодны корневые части.
Также можно для закрепления знаний предложить детям распределить картинки по двум корзинам: в одну — растения с вкусными корешками, в другую — со съедобными вершками.
Подготовительная группа
Педагог дает сигнал, дети разбегаются в разные стороны. При повторном сигнале игроки должны отыскать свою пару. Бегать могут все игроки, либо только одна группа. А игроки второй группы при этом должны стоять в ряд, дожидаясь, когда найдется их пара. Затем игроки меняются картинками, игра продолжается. В конце каждого этапа педагог проверяет, правильно ли подобрались пары.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Алеханова И.Е.
МБДОУ д/с № 48 с. Новоликеево
Актуальность идеи работы (социальная и психологическая безопасность дидактического пособия).
Социальная и психологическая безопасность пособия:
В пособии нет явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
Пособие не вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
Пособие соответствует указанному в описании возрасту детей.
Пособие привлекательно для ребёнка.
Имеется возможность полифункционального использования пособия для развития способностей ребёнка (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Пособие эстетично по внешнему виду.
Возможно использование пособия в коллективной игре.
Пособие довольно прочное и долговечное.
Соответствие возрастным особенностям детей . Возможность полифункционального использования для развития способностей детей.
правильно совместить детали овощей – вершки с корешками.
2) В таком же вертикальном положении можно поставить его на стол – во время НОД – но обязательно контролируя, чтобы вся конструкция не упала. Во время НОД дети выполняют задания педагога: найди нужный корешок, убери лишний вершок, назови получившийся овощ, найди такой же овощ, как на рисунке, как в нашем уголке природы, посади на грядку репку, сорви с грядки капусту, найди и исправь ошибку и т.п.
4) Можно играть просто отдельными предметами (вершками и корешками) составляя их на столе в одно целое (например, собрать морковку или редиску и т.п.)
6) Можно использовать фигурки в качестве шаблона для рисования: положить на лист бумаги, обвести карандашом и затем раскрашивать (как в СДД, так и во время НОД).
Цели и задачи.
Цели и задачи также отражают полифункциональность пособия, поскольку затрагивают все образовательные области.
1. Создание пособия, способствующего выполнению программных образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД) - групповой, подгрупповой и индивидуальной, так и в самостоятельной деятельности детей (СДД).
2. Привлечение родителей воспитанников 2 младшей группы к изготовлению пособия – участию в жизни группы.
1. Упражнять в классификации овощей по принципу: что у них съедобно: корень или плоды на стебле. (ОО Познавательное развитие).
2. Закреплять умение различать и называть овощи. (ОО Познавательное развитие).
3. Закреплять знания детей о пользе овощей для здоровья. (ОО Познавательное развитие).
4. Знакомить с правилами поведения в природе (если отломить вершки, не вырастут корешки – может погибнуть все растение). (ОО Познавательное развитие).
1. Развивать мышление, зрительное внимание, связную речь, мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.
1. Воспитывать любовь к природе.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время игры (ОО Соц-ком. развитие).
3. Воспитывать желание участвовать в уходе и наблюдением за растениями в уголке природы, на участке (огороде) в детском саду и дома, помогать взрослым. (ОО Соц-ком. развитие).
4. Воспитывать уважительное отношение к труду. (ОО Соц-ком. развитие).
1. Воспитывать потребность к употреблению в пищу овощей и фруктов. (ОО Физическое развитие).
2. Формировать представление о здоровом образе жизни. (ОО Физическое развитие).
3. Формировать представление о безопасном поведении в природе (съедобное-несъедобное). (ОО Физическое развитие).
Этапы изготовления пособия.
1. Возникновение идеи создания и мысленного образа пособия.
2. Беседы с родителями по выявлению помощников с имеющимися талантами и необходимыми инструментами.
3. Покупка и приобретение нужных материалов (фанера (4 мм), ЛДСП, кромка для ЛДСП, гуашь, лак, липучка) и инструментов (лобзик, вибрационная шлифмашинка, пила по ЛДСП, конфирматы, отвертка, наждачная бумага, кисточки).
5. Вырезание лобзиком деталей пособия.
6. Шлифовка деталей из фанеры.
7. Рисование гуашью.
8. Покрытие лаком – 5 слоев.
9. Изготовление основания-держателя из ЛДСП: раскрой, распил, кромление, сборка.
Экологичность материалов для изготовления пособия.
1. Все использованные для пособия материалы – фанера, ЛДСП, гуашь, лак – современные, новые, с неистекшим сроком годности, пригодные для изготовления детской мебели и игрушек.
Читайте также: