Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Анализируя опыт работы с первоклассниками, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у половины детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.

Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей первого класса со слабо развитой моторикой. Программа направлена на развитие детей, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы.

Программа позволяет детям со слабо развитой моторикой адаптироваться к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Состав участников программы должен включать детей:

• со слабо развитой мелкой моторикой рук,

• с недоразвитием когнитивного мышления,

• с проблемами в психологическом здоровье и социальной адаптации.

Цели программы : развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы :

• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

• Научить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.

• Развивать зрительно-моторные координации.

• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

Направления программы :

1. Развитие мелкой моторики рук у обучающихся первого класса.

2. Формирование навыков зрительно-моторной координации.

3. Формирование навыков точного воспроизведения движений кисти и пальцев рук.

- Упражнения на развитие мелкой моторики рук;

- Индивидуальная корректировка действий.

Принципы реализации программы :

1. Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (дети) или возрастной (обучающиеся первого класса) группе он предназначается.

2. Принцип коррекционно-развивающей направленности процесса.

3. Принцип комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся.

4. Принцип доступности.

5. Принцип самоутверждения и самореализация обучающихся.

6. Принцип компетентности.

1. Развиты умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развитое умение ребенка правильно держать ручку, карандаш, фломастер.

3. Развиты зрительно-моторные координации.

4. Развита творческая активность, пространственное мышление, фантазия.

Формы контроля эффективности программы – коллективная работа на последнем занятии программы, которая и покажет уровень развития мелкой моторики рук обучающихся первого класса.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество занятий: 18, продолжительностью по 30-35 минут каждое.

Количество участников: 10 - 12 человек.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п Тема Плановые сроки прохождения Кол-во часов Примечание

2. Наши пальчики не спят, а хотят трудиться. Третья неделя сентября 35 минут

3. Плетение косичек. Вторая неделя октября 35 минут

4. Плетение косичек (продолжение). Третья неделя октября 35 минут

5. Завязывание узелков. Вторая неделя ноября 35 минут

6. Завязывание узелков (продолжение). Третья неделя ноября 35 минут

7. Самолеты за облаками. Вторая неделя декабря 35 минут

8. Лодки за волнами. Третья неделя декабря 35 минут

9. Человек под проливным дождем. Вторая неделя января 35 минут

10. Человек под радугой. Третья неделя января 35 минут

11. Чик-чирик, я в домике. Первая неделя февраля 35 минут

12. Чик-чирик, я в домике (продолжение). Вторая неделя февраля 35 минут

13. Плетение сложных кос. Вторая неделя марта 35 минут

14. Плетение сложных кос (продолжение). Третья неделя марта 35 минут

16. Завязывание узелков и связывание полученных веревок в одну. Третья неделя апреля 35 минут

17. Рисование на черной бумаге белыми чернилами. Третья неделя мая 35 минут

18. Рисование на черной бумаге белыми чернилами (сложение картины из картинок, сделанных детьми). Четвертая неделя мая 35 минут

Итого: 10 часов 30 минут

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М. : Владос 2003.

3. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку - С. - П. 2004.

4. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : Сфера 2003.

5. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР Развитие мелкой моторики у детей _ это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Искалочка из фетра. Развивающая игрушка для развития мелкой моторики рук

Искалочка из фетра. Развивающая игрушка для развития мелкой моторики рук Суть игры "Искалочка"- подушечка с прозрачным окошком наполняется гранулятом или бисером, среди которого "прячутся" мелкие предметы. Ребенок,.

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по развитию мелкой моторики. Примерные рекомендации Большинство детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения – это дети с ограниченными возможностями и резко выраженной задержкой.

Коррекционно-развивающая программа коррекции застенчивости у дошкольников методами сказкотерапии Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать одной из наиболее распространенных причин, осложняющих общение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Обучать учащихся выполнять задания ,четко следуя инструкциям; развивать познавательную активность учащихся, память, мышление, внимание, точность движений, координацию движений; мелкую моторику руки; способствовать воспитанию аккуратности, усердия, настойчивости.

Формирование универсальных учебных действий Личностные:
- развитие доброжелательности, трудолюбия, аккуратности;
- развитие цветового восприятия, самостоятельности, творческого воображения, наблюдательности
Регулятивные:
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;
- формирование готовности к преодолению трудностей;
- формирование установки на улучшение результатов своей деятельности
Познавательные:
- развитие любознательности и познавательной инициативы;
- постановка и решение проблемы;
- работать по плану;
- работать с информацией
Коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос;
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- четко выражать свои мысли;
- умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Оборудование: карточки с заданиями, цветные карандаши, музыкальная физкультминутка

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация класса.

1.Проверка готовности к занятию

Прозвенел звонок весёлый . Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем.

2. Аутотренинг "МЫ"

Мы- умные,
Мы- дружные,
Мы- внимательные,
Мы- старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!

3. Психологический настрой Давайте начнем наше занятие с пожелания, но прежде отгадайте загадку Загадка: Пять да пять - родные братцы, Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы) Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать. )
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные - Сегодня мы будем путешествовать по удивительной Стране Пяти Умельцев .Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы выполним много интересных заданий, которые вас и развеселят, и потребуют изрядной внимательности, исполнительности, точности движений, помогут вам красиво писать, рисовать, быть пальчикам умелыми.

III. Работа над темой занятия

1.Разминка (зарядка) для рук Чтобы нам писать красиво
И красиво рисовать,
Пальчики должны размять,
Сделать нужно упражнения,
Чтобы пальцы укреплять.

"Семья"
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

2.Разгадывание загадок

-Играя, мы будем развивать моторику руки, точность движений. А помощниками нам будут .

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю —
Где была пустота,
Там теперь красота! Карандаши

Отгадай, что за вещица, - Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет-сеет семена Не на поле, не на грядке - На листах твоей тетрадки. Ручка

У меня в пенале кубик
розового цвета.
Но совсем это не жвачка,
это не конфета.
Карандаш вдруг вывел букву,
словно головастик.
Вот когда мне пригодится
мой помощник . (ластик)

3. Практические задания

1) Лабиринт


2)Штриховка


3)Копирование


4)Соединение точек


- Как идешь? (Прошагать двумя пальцами по ладони.)

- А плывешь? (Показать плавательное движение.)

- А бежишь? (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)

- А спишь? (Руки под щеку и положить на них голову.)

- Как берешь? (Загибание пальцев к себе)

- А даешь? ( Разгибание пальцев от себя)

- Как шалишь? (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями.)

- А грозишь? (Погрозить пальчиком своему соседу.)

- Как сидишь? (Выпрямленная спина).

5)Раскраска


IV. Итог занятия

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед. —Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. И , вроде, правильно отвечал. А о главном так и не сказал. О чем? .

- Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

- Ребята, так для чего же нам нужны руки?

В: - Молодцы, теперь вам понятно, зачем нужны руки человеку? Для труда, работы. Человек должен трудиться и в этом ему помогают руки.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому, необходимость развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в нарушениями интеллекта становится приоритетной и актуальной на первоначальном этапе обучения.

Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Учитель коррекционных курсов

Бычкова Татьяна Михайловна

Цель урока: Формировать мелкую моторику у детей через различные упражнения .

1) Образовательная: обучать упражнениям для развития мелкой моторики.

2) Воспитательная: формировать учебную дисциплину и интерес к занятиям физической культурой. Воспитывать у детей дружелюбие и взаимопонимание

3) Коррекционно - развивающая: Развитие точности выполнения движений, развивать координацию, активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие название пальчиков;.

Место проведения: кабинет ЛФК

Спортивный инвентарь и оборудование: мячик, банка с фасолью, бумага.

Разожми свой кулачок,

В кулачке твоем живет

Первый палец главный самый,

Он, как папа, он большой.

И совсем похож на маму

Третий палец — средний,

Твой братишка пятилетний,

А четвертый — очень странный,

Оттого, что безымянный.

У него, как у щенка,

Нету имени пока.

А мизинец — пятый пальчик,

Как его мне не узнать?

Это ты и есть мой мальчик,

Ребята улыбаются, жмут руки.

Ребята делают массаж пальчиков.

Сегодня ребята мы с вами будем делать различные упражнения, слушайте меня внимательно. А сейчас начнем!

Сжимание и разжимание пальцев в кулак

Хлопки в ладони на разных уровнях

Катаем в ладошки маленький мяч под музыку.

Беседа о правильной осанке.

Руки вытянуты, по команде учителя под счет дети сжимают и разжимают пальчики.

Дети катают мяч в ладони под музыку и передают другому.

Ребенок должен на время собрать как можно больше фасоли.

Детям раздается лист бумаги, они его сжимают, формируют снежок

Подведение итогов занятия

Самоанализ занятия по двигательному развитию в 1в классе МАОУ Дмитровская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ.

Дата проведения: 25 .0 1 .201 8

Педагог: Бычкова Т.М..

Урок проводился в 1 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости. В классе 3 обучающихся. Все дети находятся на разных уровнях моторного и речевого развития и нуждаются в индивидуальном подходе.

Тема занятия: Формирование правильной осанки.

Занятие проводится в форме комбинированного урока.

На уроке поставлена следующая цель:

Формировать мелкую моторику у детей через различные упражнения

обучать упражнениям для формирования мелкой моторики.

формировать учебную дисциплину и интерес к занятиям физической культурой. Воспитывать у детей дружелюбие и взаимопонимание

Развитие точности выполнения движений, развивать координацию, активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие название пальчиков;.

Цель, поставленная на занятии реализовывалась через содержание и методы: наглядные (показ, демонстрация), словесные (объяснение, беседа), практические (упражнение).

Структура занятия содержала 3 этапа: вводный, основной, заключительный.

Этапы связаны между собой общей темой.

На подготовительном этапе был реализованная организационная работа, настрой детей на продуктивное занятие, создание благоприятной атмосферы и мотивации детей к деятельности.

Основной этап был направлен на реализацию поставленной цели. Учащиеся выполняли различные упражнения на развитие мелкой моторики.

На заключительном этапе проводилось подведение итогов работы обучающихся, переключение их с работы на отдых.

Работа на занятии была продуктивной. Дети справились с поставленной задачей.

Содержание урока соответствовало заданной теме и поставленной цели. Выбранные методы способствовали реализации указанной цели.

С учетом психофизических особенностей осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход, в основу которого положены различные требования к выполнению упражнений, степень участия ученика в работе, сложность изучаемого материала, уровень усвоения материала на занятии.

Оборудование: Рисунок поезда, вырезанная ёлочка, круги из цветной бумаги (фонарики), большие жёлтые круги, простые карандаши, мешок с мелкими игрушками, клей, таблички с указанием названий городов, пиктограммы.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие и побываем в интересных и волшебных городах.

Ваша задача: Быть внимательными, трудолюбивыми, помогать друг другу в пути, и ещё, сегодня самую важную и главную работу будут выполнять ваши ручки и пальчики.

А чтобы наш путь был весёлым, давайте пожелаем друг другу хорошего настроения. Возьмёмся за руки и передадим хорошее настроение и улыбки друг другу.

– А на чём же мы отправимся в путь?

Нам в этом поможет волшебный поезд (открываем рисунок поезда)

Вот теперь можно и в дорогу!

Учитель: Вот мы приехали в первый город.

– А как он называется? (открывается первая табличка на доске). Давайте прочитаем все вместе

ГОРОД ХУДОЖНИКОВ

Учитель: В этом городе все очень любят рисовать и вам предлагают вот такое задание: изобразите своё настроение. А для успешного выполнения задания давайте разомнем наши пальчики (гимнастика для пальчиков)

(на доске учитель открывает 3 пиктограммы: грустное лицо, весёлое и злое).

Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Выберите рисунок, похожий на ваше настроение и изобразите его на больших кругах желтого цвета.

Учитель: Молодцы, все справились с заданием, и жители города вас благодарят, а мы едем дальше.

Учитель: На горизонте я вижу следующий город, а как же он называется? (открывается вторая табличка на доске). Давайте прочитаем:

Учитель: Жители этого города хотят с вами поиграть в игру.

Учитель: Ребята, вы нащупываете в мешке какой-то предмет, говорите нам что это и только потом его показываете. А другие ребята внимательно слушают, правильно ли описал этот предмет ученик.

Учитель: Хорошо! Всем понравилась эта игра, и жители города пожелали нам хорошего пути.

Учитель: Вот перед нами следующий город. (на доске открывается следующая табличка). Читаем хором:

ГОРОД УМЕЛЬЦЕВ

Учитель: Оказывается, ребята, в этом городе жители умеют делать всё. Нам они предлагают выполнить вот такое задание, оно очень трудное. Давайте, ребята, покажем им, что и мы тоже умеем очень многое. А задание, вот какое: нужно заштриховать прямыми линиями маленькие разноцветные кружочки, как показано на образце, у каждого из вас он свой. Давайте сядем правильно, возьмем карандаш. Готовы? Приступаем. (учитель обращает внимание на осанку детей, положение спины, головы, ног, а также как дети держат в руках карандаши)

Учитель: Трудное задание? Устали?

Учитель: Ой, что-то похолодало, дует ветер, качаются деревья.

Давайте сделаем физкультминутку

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

Учитель: Едем дальше? Ну, хорошо, поехали! Так, а что это там впереди? Мы въезжаем в лес. А это какой город? (открывается следующая табличка)

ГОРОД ЛЕСОВИКОВ

Учитель: Какой праздник скоро наступит?

Дети: Новый год.

Учитель: Какое дерево наряжают к Новому году?

Дети: Ёлочку.

Учитель: Лесовики попросили нас нарядить вот эту ёлочку к празднику (учитель вывешивает ёлочку на доску).

– Давайте украсим елочку. У меня на столе лежат разноцветные фонарики. Подходите к столу, выбирайте цвет, который вам понравится, и наклеивайте фонарик на ёлочку.

Учитель: Ребята, посмотрите, как красиво мы украсили елочку. Лесовики, остались очень довольны, они приглашают нас на праздник.

Учитель: Мы сегодня много путешествовали и нам уже пора возвращаться в свой город. А вы знаете, как называется наш город?

Дети: Да. Читают хором:

СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД

Учитель: Какой символ у нашего города?

Дети: Солнышко

Учитель: Обратите внимание на доску. Какое вы видите сейчас солнце? Как вы думаете, какое у него сейчас настроение? Чтобы его развеселить, давайте поделимся своим настроением. Нам помогут ваши улыбки, которые вы изобразили на ваших больших желтых кругах. (в центр солнца дети по одному человеку приклеивают свои улыбки)



Учитель: Что получилось?

Дети: Веселое солнце.

Учитель: Оно нам улыбается. Чувствуете, как оно греет нас, оно радо, что мы вернулись домой. Закройте глаза и почувствуйте его тепло. Наши гости тоже могут погреется, у нашего солнышка (гости подходят к детям и берут их за руки)

Учитель: От такой тёплой и солнечной улыбки даже хочется петь. Предлагаю закончить наше путешествие песней, а гости нам подпоют.


Учитель: Понравилось вам наше путешествие?

– Я думаю, наш волшебный поезд тоже устал, пусть отдохнёт. Он нам ещё пригодиться. Путешественники тоже могут отдыхать. Всем гостям и ребятам спасибо.

Читайте также: