Окружающий мир средняя группа ноябрь конспект

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы быть счастливым, нужно вести счастливый образ жизни. Каждое мгновение жизни, каждое действие, каждое решение, каждая мысль, каждое чувство должны соответствовать этому образу жизни.

2617 дн. с момента
Нового года

Окружающий мир средняя группа

Программное содержание:

· Познакомить детей со свойствами воды ( вкус, цвет, запах, прозрачность).

· Уточнить назначение воды для всего живого.

· Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, прозрачная, бесцветная, растворитель.

· Учить детей проводить несложные опыты с водой.

· Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие. Но куда и на чём - вы узнаете, когда ответите на вопрос:

Кто я такая? ( вода).

Правильно - это вода. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по воде. И, поскольку нам предстоит плыть , давайте рассмотрим водный транспорт . Что же мы выберем? ( Пароход, лодка, яхта, катер, катамаран).

Отправляемся в путь. Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждёт путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.

Для чего мы ежедневно используем?

Для чего ещё кроме питья нужна вода?

Всему живому нужна вода. Взгляните на эти фотографии ( река и пустыня).

Как выглядит пустыня, где нет воды?

А как выглядит берег реки?

Всем, в том числе растениям и животным нужна вода - без неё всё гибнет.

Чем отличаются эти два растения? ( одно из растений не поливали )

Как ему помочь? ( дети поливают растение, в конце дня обратить внимание на то, что цветок вновь пришёл в норму).

А мы продолжим наше плавание.

Послушайте рассказ капельки .

- Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов.

На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.

- Ты кто? – спрашивает он.

- Я – ручеек. А ты кто?

- И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить и

потечем дальше вместе.

Так, воды многих ручейков слились в одну большую и

красивую реку. Катит она свои воды многие километры,

по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке,

залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться

Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и

подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой

вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки,

воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и

только после очистки отправлять воду в дальнейший путь –

в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не может

Птица, зверь и человек!

И поэтому всегда, всем везде нужна вода!

Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждёт ещё одна остановка.

Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду.

Экономите ли вы воду?

Плотно ли вы закрываете за собой краны?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться,

Порошок зубной берём,

Крепко зубы щёткой трём,

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

Вода прозрачная - она прозрачна - сквозь воду видно соломинку, сквозь молоко и сок - нет.

Вода бесцветная – она бесцветна – жидкости могут быть разного цвета, молоко белого цвета, сок оранжевого, вода – белого.

Вода не имеет запаха – понюхать жидкость.

Вода растворитель – сахар, насыпанный в воду, растворяется.

Среди лесов и полей текла речка – чистая и прозрачная, со студёной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети, чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту речку….. Но вот однажды эта река загрустила, потому что заболела.

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка очень чёрной,

Заболела на глазах.

( Сравнительная характеристика двух иллюстраций – чистой реки и реки загрязнённой).

Продолжать знакомить с растительным и животным миром Мордовии, с его особенностями, с сезонными изменениями и простейшими взаимосвязями в природе, характерными для Мордовии.

Картинки с изображением природы и животных Мордовии

А. Б. Ручин «33 чуда мордовской природы в заповеднике имени П. Г. Смидовича

Формировать умения детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе повара, врача, парикмахера.

Картинки повара, парикмахера, врача; предметные картинки

Уточнить представления о названиях, форме, вкусе, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания. Формировать представления о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу, о пользе природных витаминов для здоровья. Вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

Кукла, корзина с овощами и фруктами

Воздушные шары (два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос.

Игрушечные машинки, картинки с изображением транспорта разного вида

развивать внимание, память, речь детей, воспитывать заботливое отношение к животным.

Картинки из серии

О. А. Соломенникова

Познакомить с некоторыми дорожными знаками; формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте;

Макет улицы, светофор, дорожные знаки

Игрушки – домашние животные. Картинка с изображением стога сена. О. А. Соломенникова

Формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания; развивать быстроту мышления, творческое воображение; продолжить формирование интереса к познанию своего тела; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму, здоровью.

ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой, поднос с ароматизированными предметами, салфетка

Развивать наблюдательность, внимание.

Картинки о поздней осени

Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки, палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

Картинки с изображением птиц

Дать представления о предметах, опасных для жизни и здоровья детей, с которыми они встречаются в быту. Помогать самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами; активизировать в речи названия предметов.

Картинки с изображением зимы; лед, снег, вода в емкостях

О. А. Соломенникова

Карточки с изображением примет зимы, диких животных

Кукла, медицинское оборудование, фотографии.

Картинки с изображением кустарников

«Познавательно – исследовательские занятия с детьми

Кукла, сундучок: для посадки лука: земля, стаканчики. Лейка с водой, фартуки, лук О. А. Соломенникова

Иллюстрации по теме, военные головные уборы; фигурки военных разных родов войск

Листы бумаги, карандаши, краски, кисти.

З. А. Ефанова стр231.

Расширять представления о комнатных растениях: их пользе и строении.

Закрепить названия комнатных растений: продолжать обучать описывать растения, отмечая различия и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

О. А. Соломенникова

Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы. Образцы различных тканей, разнообразная современная одежда.

Иллюстрации космоса, космических объектов, фотографии космонавтов. Л. Г. Горькова

Карточки с приметами весны, изображением птиц и животных.

Продолжать расширять представления детей о жизни диких животных весной; учить узнавать диких животных и его детенышей; развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем; воспитывать интерес к жизни диких животных.

Картинки, изображающие весну, диких животных

Картинки с изображением продуктов

З. А. Ефанова стр283

Игрушки: пожарная машина, кукла- Незнайка

Картинки с изображением насекомых

О. А. Соломенникова

Перспективный план кружка по тестопластике (средняя группа) Основные задачи: - Приобщение ребенка к образному отражению действительности - Формирование творческой личности - Развитие сенсорных, нравственных,.


Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: Обучающие: Продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в природе. Развивающие: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы), музыкально творческие способности. Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое

Содержимое разработки


Конспект НОД природный мир

(средняя группа)

Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в природе.

Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы), музыкально творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.

Оборудование: нарисованные осенние листья, картины с изображением осени, цветок с разноцветными лепестками, аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, муляжи грибов, птицы (оригами), платок, гуашь, плакаты с нарисованными деревьями, влажные салфетки.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы экологического направления.

2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики.

3. Наблюдение за осенней природой на прогулке.

4. Разучивание загадок об осенних явлениях.

В роли Осени воспитатель

Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

А кто я угадайте из моей загадки.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года. (ответы детей) зовётся.

Осень: Правильно, я и есть осень. Я пришла к вам рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне. А для этого я приглашаю вас ко мне в гости на осеннюю полянку. Ребята закройте глаза и красивая музыка нас перенесет из детского сада на осеннюю полянку. Посмотрите как красиво осенью в лесу, а как много листьев.

Покажите мне левую ладошку, я вам положу по осеннему листочку на вашу ладошку, а вы наберите воздух и подуйте, чтобы листок, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно.

Осень: А чтобы нам с вами было интересно, я должна узнать, знаете ли вы приметы осени? Присаживайтесь на пенёчки.

Дидактическая игра: “Да или нет” (дайте правильный ответ)

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?

Осень: Ребята, а какие еще приметы осени, вы можете мне назвать?

Дидактическая игра “Приметы осени”

Дети: желтеет и высыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, идут дожди, небо серое, птицы улетают в тёплые края, листья желтеют и опадают.

Осень: Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью?

Дети: Грибы, ягоды.

Осень: А какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)

Осень: А какие съедобные грибы, вы знаете? (белый, подберёзовик. )

А несъедобные? (мухомор)

Осень: Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?

Осень: Конечно, нет, а почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Осень: Правильно, ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле, приносит пользу.

Осень: Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем

Дидактическая игра “К грибочку подойди”

(На полу разложены муляжи грибов, дети подходят к названному грибу)

Раз, два, три к белому грибу иди и.т.д.

Осень: Скажите мне, пожалуйста, как готовятся дикие животные к зиме? (Зайчик, медведь, ёжик)

Дети: звери собирают запасы, меняют шубки.

Осень: А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик? А что делает медведь?

(ответы детей). Зачем ёжик собирает листья?

Дидактическая игра “Найди одинаковые листья”

- Посмотрите, какие красивые листья под нашими ногами.

- Они все одинаковые? Вам нужно найти одинаковые листья.

Осень: Ребята, а почему такая тишина вокруг, и не слышно пения птиц в нашем лесу?

Дети: Птицы улетели в тёплые края.

Осень: А почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: насекомые спрятались, холодно стало.

Малоподвижная игра “Чья птица улетит дальше”

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу.

Осень: Ребята, посмотрите, у нас на полянке растёт странный цветок, у него разный каждый лепесток. Что – то он мне напоминает? А давайте со мной вместе скажем скороговорку про осень.

Осень в гости к нам пришла
Осень краски принесла
Вот, теперь назовите цвета осени.

Дети: Жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, коричневый.

Осень: Молодцы, видите, как подействовало заклинание, вы вспомнили все цвета осени.

Осень: А сейчас на минутку, я вас превращу в осенние листочки, все в руки возьмите листья и становитесь в круг.

Физкультминутка “Мы - осенние листочки”

Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели (дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели (разбегаются врассыпную.)
Мы летали, мы летали (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

Осень: Вам понравилось быть листочками?

Рисование листьев на заготовленном силуэте дерева.

Осень: Ребятки посмотрите на эти деревья, на них нет листьев, и на земле тоже нет листьев. Помогите мне украсить их осенней листвой. Вот сейчас и увидите, сколько у осени работы. А сейчас вы будите рисовать, а музыка будет вам помогать!

Осень: Ой, ребятки, а кисточек то нет, чем же мы будем рисовать листья? Я вам предлагаю сжать бумагу в комочки и ею рисовать.

(Звучит осенняя мелодия, дети рисуют под музыку листья).

Осень: Какие красивые осенние деревья у нас получились, а листочки словно золотые.

Дидактическая игра “Назови ласково” (дети становятся в круг и передают платочек Осени)

Осень: осень - замечательное время года. Давайте назовём слова, которые относятся к осени ласково: лист-листочек, лужа-лужица, дождь-дождик, туча-тучка, берёза-берёзка, осина-осинка и.т.д.

Осень: Ребята, вам понравилось на моей полянке? А что же интересного здесь было? (Ответы детей)

А вы знаете, как нужно себя вести на лесной полянке?

Дети: нельзя рвать цветы, разорять муравейник, топтать грибы, разводить костёр, ломать ветки деревьев, оставлять после себя мусор на полянке, нельзя животных забирать домой.

Осень: А сейчас нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад, закройте глаза, и наша красивая музыка перенесёт вас с опушки леса в детский сад.

девочка ловит лепестки

Дети пятого года жизни вступают в возраст активного исследования мира, и знакомить их с многообразием явлений и объектов вокруг — ответственное, чрезвычайно важное дело. Ведь задача воспитателя — не только дать детям знания и сформировать навыки, но и развить проявления любознательности, стремление к познанию и исследованию, присущие маленьким почемучкам.

Теоретические моменты ознакомления с окружающим в средней группе детского сада

Многие педагоги и психологи считают, что дети пятого года жизни — самые шумные непоседы и пытливые любознайки во всём детском саду. И этому есть объяснение: кризис 3 лет остался позади, первичная база знаний и умений накоплена, и наступает время, когда психическое развитие ребёнка совершает качественный скачок. 4–5 лет — возраст неугомонных почемучек, маленькому исследователю мира необходимо знать не только, что происходит вокруг, но и почему и зачем.

Если ребёнок 4–5 лет задаёт большое количество вопросов, это говорит о том, что он развивается нормально.

Если не поддерживать и не развивать в ребёнке этого возраста познавательную активность, она значительно снизится, что скажется негативно на дальнейшем овладении знаниями в детском саду и школе. Поэтому так важно правильно организовать работу по ознакомлению с окружающим миром именно в средней группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Девочка в шляпке, над ней в воздухе нарисованы вопросительные знаки

Четырёхлетки — маленькие почемучки, и взрослые обязаны доступно отвечать на их вопросы

  • развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • расширение опыта ориентировки в окружающем;
  • сенсорное развитие;
  • становление сознания;
  • ознакомление с природой и природными явлениями;
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля и элементарных экологических представлений.

Девочка рассматривает жёлтые цветы через лупу

Экологическое воспитание детей пятого года жизни строится на познании связей между природными явлениями и объектами

Все эти цели становятся актуальными в средней группе. Стремительное развитие мыслительных процессов делает возможным усвоение информации, которая была сложна год назад.

Задачи

Значительно усложняются задачи, которые необходимо осуществить педагогу в этой образовательной области:

  • На первый план выходит не только усвоение новых знаний и выработка навыков, но и воспитание познавательной активности, желания узнавать новое.
  • Детей учат простейшему сравнительному анализу, умению группировать и систематизировать предметы по определённому признаку, производить сериации (выстраивать ряды из 5–7 предметов по убыванию или возрастанию общего признака).
  • Приобретает большое значение развитие пространственного ориентирования, то есть представлений о положении в пространстве предметов, их частей, а также обогащение словаря словами, которые обозначают положение предметов и деталей относительно друг друга.
  • Начинается работа по формированию умения устанавливать взаимосвязи между явлениями в общественной жизни и природе.
  • Даются первоначальные представления о малой родине, Отечестве, народе, общественных праздниках, традициях.
  • Представления детей о значимых явлениях и сторонах жизни человека (семья, жильё, профессии) углубляются, расширяются и совершенствуются.

Мальчик и девочка в осенней одежде гуляют по улице

Любовь к Отечеству начинается с любви к своей маленькой родине, городу или селу

Приёмы, используемые во время занятий

Методические приёмы по ознакомлению с окружающим миром делятся на 3 основные группы:

  1. Словесные:
    • беседа;
    • рассказ;
    • пояснение;
    • чтение художественных произведений.
  2. Наглядные:
    • демонстрация картин, слайдов, макетов, муляжей;
    • рассматривание натуральных объектов (природного материала, предметов);
    • наблюдение, экскурсия (эти виды деятельности в средней группе можно вынести на прогулку, посвятив её почти целиком теме занятия).
  3. Практические (опыты, упражнения, действия с предметами).

Игровая комната в детском саду

Стимулировать ребёнка к моделированию ситуаций из жизни призвана богатая развивающая среда в группе

Замечательно, если просмотрев несколько раз, как педагог моделирует ситуацию или явление, дети сами захотят его повторить. Например, отобразить путешествие капельки воды из облачка на землю в виде дождя, рост цветов, которые напоил дождь. Простое выкладывание картинок на панно даст малышам гораздо больше, чем рассматривание иллюстраций или схем. Ведь, занимаясь моделированием, они создают картину мира сами.

Среди практических приёмов важное место занимают игровые. Это и дидактические игры, и элементы ряжения, театрализации, сюжетной игры (дети представляют себя работниками разных профессий, имитируют поведение лесных и домашних зверей, передают настроение осенней берёзки, весеннего ручейка и даже самолёта, летящего в небе). Поскольку воспитатель четырёхлеток имеет дело с фантазёрами, которые любят всё необычное, то игры для ребят средней группы должны не только закреплять уже изученное, но и подталкивать к новым открытиям.

Радостные дети сидят на полу, подняв руку вверх

Игровые приёмы — одни из самых любимых у дошкольников

Большое значение в образовательной работе приобретают упражнения и приёмы, стимулирующие логическое мышление дошкольников, память, внимание:

Все эти упражнения и приёмы используют как на занятиях, так и в свободной деятельности. Главное, чтобы они проводились педагогом эмоционально, в хорошем темпе, были подкреплены поощрением, верой в способности ребят.

Ребёнок изображает удивление

Чтобы ребёнок слушал воспитателя, не отвлекаясь, необходимо сообщать ему интересную информацию и эмоционально её подавать

Все знания, которые даются детям на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, основываются на принципах научности и природосоответствия.

Неотъемлемой частью работы является совершенствование сенсорного, то есть осуществляемого с участием всех органов чувств, восприятия. Её можно включать как в занятия, так и другие виды деятельности: исследовательско-экспериментальную, изобразительную, двигательную. Изучение цвета и формы, фактуры, свойств материалов, их применения расширяют представления детей о предметном мире, дают представление о его многообразии, развивают пытливость и сообразительность.

Девочка играет с яркими игрушками

Сенсорное развитие детей важно не только в раннем возрасте

Подготовка и проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе ДОУ

Ознакомление с окружающим миром ведётся по 3 основным направлениям:

  • Ознакомление с социумом (формирование представлений о себе и других людях, мире создаваемых ими предметов).
  • Ознакомление с природой.
  • Формирование представлений о малой родине (город, село, деревня, край) и Отечестве (страна, её символы).

Дети стоят, держа в руках рисунки с изображениями Кремля

Важно знакомить дошкольников с символами нашей Родины

Немаловажно, как спланирует педагог эти компоненты в течение года. Уделить внимание необходимо всем разделам, и тут на помощь воспитателю придёт блочно-тематическое планирование. Работа с детьми в нём разделена на тематические блоки (1–2 недели), в зависимости от темы блока планируются занятия, дидактические игры, беседы и прочие виды занятости. Занятия по ознакомлению с окружающим планируются раз в неделю, причём чередуется изучение природы, предметного мира, патриотическая тематика. Это позволяет выполнить требования программы и обогатить кругозор детей знаниями о самых различных явлениях и объектах.

Таблица: пример календарно-тематического планирования занятий по ознакомлению с окружающим миром в средней группе (фрагмент)

Структура занятия

Какой бы разнообразной и интересной ни была деятельность детей в течение дня, занятия остаются основной формой организации образовательного процесса. Ведь именно они позволяют осуществлять работу систематически, планомерно, организованно.

По санитарным нормам, с детьми пятого года жизни в день можно проводить не более 2 занятий в первую половину дня. Их длительность не превышает 20 минут, а структура имеет такие составляющие:

Поскольку детям пятого года уже присуща некоторая критичность своих действий, их можно спрашивать не только о том, что удалось, но и что не получилось, вызвало трудности. Однако общий итог занятия должен быть положительным и оптимистичным, вызывающим у детей уверенность в своих силах, желание осваивать новые знания.

Мотивация познавательной деятельности и организация начала занятия

Интерес ребят пятого года жизни к познанию окружающего настолько велик, что иногда их и мотивировать не надо. Новый необычный предмет (механическая или музыкальная игрушка, коллекция природного материала, к примеру, перьев) сразу вызывает у них множество вопросов, желание потрогать, обследовать, узнать побольше. Однако в силу слабого контроля за своими эмоциями дети средней группы могут выкрикивать, толкаться, то есть вести себя неорганизованно, что мешает усвоению материала. Начало занятия в средней группе должно не только мотивировать, но и организовывать детей.

Дети и воспитатель стоят вокруг полотна с вырезанными геометрическими фигурами

Новая интересная игра сразу привлечёт внимание дошкольников

Чтобы избежать неприятных моментов, нужно:

Мотивировать и увлечь ребят могут также:

    Появление сказочного или другого необычного персонажа, который пригласит их в путешествие или сообщит полезную информацию. Волшебница, красавица Весна, лесная Фея и даже Робот, который расскажет им о своих друзьях — бытовых приборах, в этой ситуации предпочтительнее, чем Колобок или зайчик, поскольку дети взрослеют и испытывают интерес к новым героям.
    Появление зайчика будет уместно, если он пришёл к детям за помощью: лиса выгнала его из избушки. Воспитательный момент: лису нельзя выгонять просто так, ей тоже нужно жильё. Но, поскольку её дом растаял, строить его нужно из крепких материалов для любого времени года. Таким образом, чтобы помочь герою, детям нужно вспомнить и сравнить свойства различных материалов (бумаги, картона, дерева, ткани) и выбрать самый подходящий для строительства.

К детям на занятие пришла волшебница

Даже если на занятие приходит сказочный персонаж, знакомить он должен с реально существующими предметами и объектами

Таблица: пример конспекта занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

  • Как называется комната, где снимают верхнюю одежду, обувь? (Прихожая).
  • Где мы готовим еду? (На кухне).
  • Где мы умываемся, принимаем душ? (В ванной).
  • Как называют комнату, где мы отдыхаем ночью? (Спальня).
  • Мы построим новый дом (стучат кулачком о кулачок),
    Хорошо жить будет в нём (руки на пояс, повороты в стороны)!
    Вот такой высокий (руки вверх)!
    Вот такой широкий (руки в стороны)!
    С окнами большими (изображают в воздухе круг),
    Крышами крутыми (рисуют в воздухе треугольник)!
    И по лестнице войдём
    В наш красивый новый дом (ходьба на месте)!
  • щенка — в будку;
  • птенца — в гнездо;
  • белку — в дупло и т. д.
  • О чём сегодня мы говорили на занятии?
  • Кто пришёл к нам в гости?
  • Какой дом у улитки?
  • А у человека?
  • Кому мы сегодня помогли?
  • Какую пословицу выучили?

Работа с календарём природы

Хорошим подспорьем в работе по закреплению знаний о природе, погодных явлениях является календарь природы. В нём дети средней группы могут отмечать:

  • время года;
  • день недели;
  • состояние погоды на сегодня.

Всё это они делают, располагая стрелочки напротив соответствующего деления на кругах, символически изображающих год, неделю, погодные явления. Готовые календари наблюдений за погодой в большом количестве и различных модификаций есть в продаже, и педагог всегда может выбрать наиболее удобный в работе и полезный для детей. Кроме кругов года, недели на календаре природы могут находиться окошки из пластика. В них дети вставляют изображение объекта, который видели на прогулке (воробья, рябины, сосульки).

Многие календари природы снабжены карманами для размещения рисунков и других работ воспитанников на природоведческую тематику.

Календарь наблюдений за погодой на целый месяц в средней группе ещё не ведут, однако можно заносить в специальные полоски погодные явления за неделю. Полоски делят на 5 частей по количеству дней недели и помечают цветами спектра: красный — понедельник, оранжевый — вторник и т. д. После прогулки и наблюдений за погодой дети отмечают её состояние, вклеивая или рисуя специальный значок в окошке нужного дня недели.

Фотогалерея: образцы календарей природы для средней группы

Ознакомление с окружающим как тема развлечения в ДОУ

Под досугом обычно понимают виды деятельности, которыми дети занимаются самостоятельно, вне занятий. Во время досуга они отдыхают и эмоционально разгружаются, сбрасывают напряжение, которое неизбежно возникает в течение дня при выполнении всех режимных моментов. Одной из форм организованного досуга является развлечение. Воспитатели, музыкальный и физкультурный руководители совместно организовывают развлечения в ДОУ, стремясь доставить детям радость, вызвать у них эмоциональный отклик на музыкальные и художественные произведения, дать малышам возможность выплеснуть энергию в спортивных соревнованиях.

Развлечения проводятся в средней группе детского сада вечером 1 раз в неделю, длятся они около 20 минут, как и обычное занятие. Тематика развлечения может отражать события общественной жизни, сезонные изменения в природе. Некоторые развлечения бывают приурочены к знаменательным датам: Дню космонавтики, дням рождения выдающихся писателей, поэтов.

Развлечение по ПДД в детском саду

Правила дорожного движения могут стать темой увлекательного развлечения в ДОУ

Читайте также: