Профессиональная подготовка личного состава гпс конспект

Обновлено: 02.07.2024

1. Порядок подготовки личного состава пожарной охраны [1] определяет порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны [2] , основными задачами которого являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [3] .

2. Положения настоящего Порядка обязательны для исполнения личным составом (сотрудниками и работниками) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы [4] , проходящим службу (работающим) в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, научных и образовательных организациях МЧС России, отрядах ФПС, органов управления других видов пожарной охраны [5] , определенных статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [6] , а также в объектовых, территориальных, договорных, специальных и воинских подразделениях ФПС и подразделениях других видов пожарной охраны, созданных для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [7] в населенных пунктах и организациях [8] , за исключением подразделений добровольной пожарной охраны.

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

  • подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [9] ;
  • получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
  • совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;
  • формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;
  • обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
  • выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
  • формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов;
  • совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей [10] ;

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

  • основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе [11] ;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего образования;
  • дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) [12] к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС [13] ;

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

е) переподготовки;

ж) стажировки;

з) самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители) [14] органов управления, подразделений пожарной охраны обязаны:

  • осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;
  • обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров;
  • обеспечивать содержание учебно-материальной базы;
  • осуществлять контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в области профессиональной подготовки, соблюдением правил охраны труда при проведении занятий, учений, тренировок, состоянием процесса подготовки, своевременным и объективным подведением итогов подготовки;
  • организовывать изучение, обобщение и внедрение передового опыта в практику профессиональной подготовки;
  • анализировать состояние профессиональной подготовки и разрабатывать меры по ее совершенствованию;
  • создавать условия, стимулирующие потребность у личного состава подразделений пожарной охраны в постоянном повышении своих знаний, навыков и умений в работе с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи, а также в умении быстро и грамотно решать оперативно-служебные задачи;
  • подводить итоги обучения личного состава подразделений пожарной охраны за прошедший учебный год и определять задачи на новый учебный год.

8. Основным организационным документом при планировании профессиональной подготовки в учебном году является приказ начальника органа управления подразделения пожарной охраны об итогах профессиональной подготовки органа управления, подразделения пожарной охраны в текущем учебном году и задачах на следующий учебный год [15] , в котором:
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

  • отражаются итоги и анализ профессиональной подготовки личного состава подразделения пожарной охраны за прошедший учебный год;
  • определяются цели и задачи на следующий учебный год;
  • утверждаются тематические планы по организации профессиональной подготовки на следующий учебный год;
  • назначаются лица, ответственные за организацию учебного процесса.

9. Основными документами по планированию профессиональной подготовки в учебном году являются:

а) в органах управления:

  • план профессиональной подготовки (приложение № 1 к настоящему Порядку);
  • план комплектования учебных групп (приложение № 2 к настоящему Порядку);
  • тематический план занятий по служебной подготовке (приложение № 3 к настоящему Порядку);
  • расписание занятий (приложение № 4 к настоящему Порядку).

б) в подразделениях пожарной охраны:

  • план профессиональной подготовки (приложение № 1 к настоящему Порядку);
  • годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов (приложение № 5 к настоящему Порядку);
  • тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов (приложение № 6 к настоящему Порядку);
  • расписание занятий (приложение № 4 к настоящему Порядку).
  • Документы по планированию профессиональной подготовки в учебном году в подразделениях пожарной охраны утверждаются начальником подразделения пожарной охраны.
    (абзац введен Приказом МЧС России от 28.02.2020 № 129)

10. Для организации и проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны в каждом подразделении пожарной охраны должен быть оборудован учебный класс, обеспеченный техническими средствами обучения, учебной литературой и наглядными пособиями. Один час занятий должен составлять 45 минут.

11. Для проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны по пожарно-строевой и физической подготовке должны быть оборудованы специальные комплексы, спортивные городки, площадки, залы или комнаты.

12. Физическая подготовка личного состава подразделений пожарной охраны должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и должна быть направлена на развитие физических качеств и двигательных навыков прикладного характера, повышение функциональных возможностей организма, сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям и укрепление здоровья.
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

13. Пожарно-строевая подготовка в подразделениях пожарной охраны должна проводиться в целях:

  • обучения приемам и способам действий личного состава пожарной охраны с пожарной и аварийно-спасательной техникой, вооружением и оборудованием;
  • выработки навыков слаженной работы и умелого применения пожарной, аварийно-спасательной техники, вооружения и оборудования при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

14. Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны является ответственным за организацию и качество проведения профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, соблюдение личным составом подразделения пожарной охраны правил охраны труда при проведении занятий.

15. В конце учебного года в каждом органе управления, подразделении пожарной охраны разрабатывается и утверждается план совершенствования учебной материально-технической базы.
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

16. Начальники органов управления самостоятельны в выборе форм, методов и средств обучения с учетом социально-экономических, технических и других условий и особенностей функционирования подразделений пожарной охраны, формировании и утверждении планов профессиональной подготовки, тематических планов, иных видов деятельности в области профессиональной подготовки, при условии, что они не противоречат законодательству Российской Федерации.

17. Начальники подразделений пожарной охраны самостоятельны в определении тематики боевой подготовки личного состава караулов и самостоятельного обучения личного состава караулов, утверждении документов планирования профессиональной подготовки, выборе средств и методов обучения, осуществлении процесса обучения, учебно-методической работы, совершенствовании и развитии учебной материально-технической базы и иных видов деятельности.

18. Начальник подразделения пожарной охраны не вправе изменять количество учебных часов по предметам обучения в сторону их уменьшения, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, и является ответственным за:

  • выполнение функций по обеспечению подготовки личного состава подразделения пожарной охраны;
  • реализацию плана профессиональной подготовки;
  • качество подготовки личного состава подразделения пожарной охраны, отделений, караулов;
  • своевременность подведения итогов;
  • обеспечение безопасных условий при проведении занятий.

19. Начальник караула является ответственным за качество подготовки личного состава возглавляемого им караула.

20. Начальник караула должен лично организовывать и проводить занятия и мероприятия, предусмотренные планом профессиональной подготовки и расписанием занятий по боевой подготовке личного состава караулов.

21. Личный состав органов управления, подразделений пожарной охраны на занятиях по профессиональной подготовке должен постоянно совершенствовать уровень теоретических и практических навыков в области тушения пожаров и ликвидации ЧС, темы занятий должны конспектироваться в учебных тетрадях.

[1] Далее - "Порядок".
[2] Далее - "Профессиональная подготовка".
[3] Далее - "проведение боевых действий по тушению пожаров".
[4] Далее - "ФПС".
[5] Далее - "органы управления".
[6] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 48, ст. 5717; 2016, № 1, ст. 68; 2017, № 31, ст. 4765.
[7] Далее - "АСР".
[8] Далее - "подразделения пожарной охраны".
[9] Далее - "ликвидация ЧС".
[10] Далее - "специальное первоначальное обучение".
[11] Далее - "общее профессиональное образование".
[12] Далее - "караул".
[13] Далее - "боевая подготовка личного состава караулов".
[14] Далее - "начальники".
[15] Далее - "итоговый приказ".

от 26 октября 2017 года N 472

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; 2013, N 23, ст.2878, N 27, ст.3462, N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566, N 19, ст.2289, N 22, ст.2769, N 23, ст.2930, ст.2933, N 26, ст.3388, N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72, N 14, ст.2008, N 18, ст.2625, N 27, ст.3951, ст.3989, N 29, ст.4339, ст.4364, N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.72, ст.78, N 10, ст.1320, N 23, ст.3289, ст.3290, N 27, ст.4160, ст.4219, ст.4223, ст.4238, ст.4239, ст.4245, ст.4246, ст.4292; 2017, N 18, ст.2670.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 27, ст.3477; 2016, N 27, ст.4172.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст.3089.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376; 2008, N 17, ст.1814, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2009, N 22, ст.2697, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301, N 20, ст.2435, N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193, ст.194, N 2, ст.267, N 40, ст.5532; 2012, N 2, ст.243, N 6, ст.643, N 19, ст.2329, N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131, N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641, N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211, N 31, ст.4987, N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст.2649; 2010, N 1, ст.116; 2011, N 26, ст.3807; 2013, N 23, ст.2910; 2014, N 21, ст.2694; 2015, N 1, ст.262; 2016, N 27, ст.4500.

в Министерстве юстиции

12 февраля 2018 года,

регистрационный N 50008

УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от 26 октября 2017 года N 472

Порядок подготовки личного состава пожарной охраны

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

I. Общие положения

1. Порядок подготовки личного состава пожарной охраны определяет порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны, основными задачами которого являются:

Далее - "Профессиональная подготовка".

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Далее - "проведение боевых действий по тушению пожаров".

2. Положения настоящего Порядка обязательны для исполнения личным составом (сотрудниками и работниками) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, научных и образовательных организациях МЧС России, отрядах ФПС, органов управления других видов пожарной охраны, определенных статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также в объектовых, территориальных, договорных, специальных и воинских подразделениях ФПС и подразделениях других видов пожарной охраны, созданных для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях, за исключением подразделений добровольной пожарной охраны.

Далее - "органы управления".

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 2004, N 35, ст.3607; 2009, N 48, ст.5717; 2016, N 1, ст.68; 2017, N 31, ст.4765.

Далее - "подразделения пожарной охраны".

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Далее - "ликвидация ЧС".

получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;

формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов;

совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

Далее - "специальное первоначальное обучение".

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе;

Далее - "общее профессиональное образование".

среднего профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

Далее - "боевая подготовка личного состава караулов".

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

з) самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители) органов управления, подразделений пожарной охраны обязаны:

осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;

обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров;

Теперь картина такова:

1. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе;

среднего профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

з) самостоятельной подготовки.

Так же звучит и такая формулировка:

Основным документом планирования подготовки личного состава ГПС является План профессиональной подготовки ГПС на год, который разрабатывается региональным центром, (орган управления Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации и муниципального образования, также в подразделениях ГПС в соответствие с планом вышестоящей организации.

1. Специальное первоначальное обучение

Его проходят кандидаты, впервые принимаемые на службу в систему ГПС по контракту (договору) или посредством назначения на должности, прежде чем приступить к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, проходят специальное первоначальное обучение.

Специальное первоначальное обучение проводится последовательно в два этапа:

Индивидуальное обучение лиц, впервые принятых на службу в ГПС на должности рядового и начальствующего состава, проводится по месту предстоящей работы, начиная со дня назначения кандидата на должность, а при установлении испытательного срока - с его первого дня.

Запрещается включать обучаемого в период индивидуального обучения в состав дежурных расчетов и использовать для несения дежурной службы, а также привлекать к участию в мероприятиях и работах, при которых могут возникнуть в связи с профессиональной неподготовленностью угроза его жизни, жизни и здоровью других сотрудников (работников) пожарной охраны или неправомерные действия с его стороны.

Обучение проводится под руководством одного из заместителей начальника соответствующего отдела (отделения, группы) органа управления, подразделения ГПС и наставника.

Для организации индивидуального обучения рядового и младшего начальствующего состава в подразделении ГПС отдельно для каждой должностной категории сотрудников (работников) составляются постоянно действующие расписания занятий по форме, установленной Программой, с раскреплением тематики обучения соответствующего тематического плана по дням проведения занятий.

Руководителями занятий в ходе подготовки к их проведению разрабатывается методический план. Допускается иметь в подразделении типовые методические планы проведения занятий.

Учет проведенных занятий в системе индивидуального обучения осуществляется в специальном журнале.

Порядок организации стажировки среднего и старшего начальствующего состава ГПС регулируется Указаниями по тактической подготовке начальствующего состава пожарной охраны.

При организации стажировки (практического курса индивидуального обучения) рядового и младшего начальствующего состава в подразделении ГПС ее руководителем является назначенный приказом (распоряжением) начальника подразделения ГПС наставник. Учет проделанной в ходе стажировки работы осуществляется в разделе 2 Журнала учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава, проходящего индивидуальное обучение.

По окончании индивидуального обучения обучаемый (стажер) сдает квалификационной комиссии зачеты в объеме изученной программы (плана) индивидуального обучения, а также по правилам охраны труда и практике работы с техническими средствами, приборами и оборудованием с учетом особенностей выполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов.

Квалификационная комиссия в составе 3-5 человек создается приказом (распоряжением) соответствующего начальника. Результаты работы квалификационной комиссии оформляются протоколом.

На основании протокола квалификационной комиссии соответствующий начальник, приказом которого она создана, издает приказ о допуске кандидата, завершившего курс индивидуального обучения, к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.

Курсовое обучение рядового и начальствующего состава органов управления и подразделений ГПС, организуется и проводится в пожарно-технических образовательных учреждениях, учебных центрах, учебных пунктах ГПС, имеющих лицензии Министерства образования Российской Федерации на осуществление преподавательской деятельности и разрешения ГУГПС МЧС России на проведение обучения соответствующих категорий слушателей, в соответствии с ежегодно разрабатываемыми ГУГПС и утверждаемыми МЧС России планами комплектования и разнарядками.

Содержание и продолжительность курсового обучения определяется учебным, тематическим планами и программой подготовки. Запрещается сокращать установленные учебными программами сроки обучения.

В сроки, определяемые разнарядками и Планами-графиками проведения учебных сборов в учебном центре (пункте) ГПС, но не позднее, чем после 6 месяцев со дня завершения индивидуального обучения по месту службы, сотрудники, включая проходящих испытательный срок (назначенных стажерами по должности), и работники ГПС направляются на курсовое обучение.

Курсовое обучение в учебном центре (пункте) осуществляется в очной форме или в форме экстерната.

В процессе курсового обучения в очной форме слушатели:

 обязаны освоить учебные дисциплины в полном объеме, предусмотренном учебным планом и расписанием занятий, соблюдать дисциплину, порядок и сроки прохождения входного, промежуточного и итогового контроля;

 в соответствии с учебными программами сдают зачеты и экзамены.

Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план и успешно сдавшие выпускные экзамены (зачеты) в учебном центре (пункте), считаются прошедшими специальное первоначальное обучение.

Результаты курсового обучения и предложения по дальнейшему использованию выпускников отражаются руководителем учебного центра (пункта) в разделе 2 Свидетельства о прохождении специального первоначального обучения, после чего оно выдается сотруднику (работнику) для возвращения в подразделение по месту службы.

Слушателям, не сдавшим экзаменов (зачетов) по какому-либо предмету, продлевается обучение на срок до 10 дней для подготовки и пересдачи.

Правом обучения в форме экстерната пользуются сотрудники и работники:

 обучающиеся на вечерних и заочных факультетах и отделениях в учебных заведениях, если сроки проведения курсового обучения препятствуют участию в сессиях в данном учебном заведении);

 которые по уважительным причинам (болезнь близких родственников, тяжелые семейные обстоятельства) не могут выехать за пределы места проживания на длительный срок;

 в случае отсутствия учебных сборов в учебном центре (пункте).

Разрешение на курсовое обучение в форме экстерната в каждом конкретном случае выдается начальником органа МЧС субъекта Российской Федерации по мотивированному рапорту начальника подразделения ГПС, в котором проходит службу (работает) данный сотрудник (работник). Рапорта (разрешения) на обучение в форме экстерната приобщаются к Свидетельствам о прохождении специального первоначального обучения.

На основании оценки результатов курсового обучения и сдачи экзаменов квалификационной комиссии (для водителей) личный состав ГПС допускается к самостоятельному исполнению обязанностей по должности приказом (распоряжением) начальника.

Запись о допуске личного состава ГПС к самостоятельному исполнению обязанностей по должности производится в разделе 3 Свидетельства о прохождении специального первоначального обучения, которое хранится в личном деле сотрудника (совместно с трудовой книжкой работника).

2. Подготовка личного состава дежурных смен.

Порядок организации и проведения занятий по подготовке личного состава дежурных смен ежегодно устанавливается приказом (распоряжением) начальника:

 регионального центра ГО ЧС, органа управления ГПС субъекта Российской Федерации и муниципального образования и приказа (распоряжения) начальника подразделения ГПС;

 органа управления специальными подразделениями Государственной противопожарной службы и издаваемых на его основе приказов начальников этих подразделений.

В приказе анализируются и утверждаются результаты обучения личного состава за истекший год, приказом утверждаются, план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения, тематический план занятий определяются периоды обучения, ответственные за организацию учебного процесса лица, на новый учебный год.

Подготовка личного состава дежурных смен проводится в период дежурства. Начало учебного года - 15 января, окончание - 15 декабря.

Руководители подразделений ГПС и их органов управления предоставляется право прерывать процесс обучения на срок не более 30 дней для усиления службы, подготовки и совершенствования учебной материально-технической базы, проведения спортивно-массовых мероприятий и бытового устройства личного состава.

Занятия не проводятся в дни государственных и национальных праздников.

Для организации и проведения занятий с личным составом в каждом подразделении должен быть оборудован учебный класс и др. помещения и сооружения.

Очередность изучения тем и количество часов на их отработку определяются и планируются, в зависимости от оперативно-тактической характеристики района выезда (охраняемого объекта) и выполняемых подразделением ГПС задач, равномерно в течение всего учебного года.

Учебная нагрузка должна составлять 2-4 учебных часа в течение одних дежурных суток и не менее 18 часов в месяц для каждой дежурной смены, продолжительность учебного часа - 45 минут.

Учет занятий ведут в журнале учета занятий по подготовке личного состава дежурной смены. Он является основным документом учета работы и выполнения тематических планов, программ подготовки и расписаний занятий в дежурной смене. В журнал вписывают все виды занятий, выставляют оценки личному составу по результатам текущего контроля, а также отметки о зачетах и экзаменационные оценки.

Сотрудникам (работникам), пропустившим занятия, руководителями занятий выдаются индивидуальные задания по пропущенным темам для самостоятельного изучения, после выполнения, которых сотрудники (работники) проходят собеседование с руководителем занятий. Учет выдачи и выполнения индивидуальных заданий ведется в разделе 3 Журнала учета занятий по подготовке дежурной смены, посещаемости и успеваемости личного состава. Контроль за выдачей индивидуальных заданий и прохождения собеседования осуществляется начальниками дежурных смен.

Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах проводятся в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил охраны труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов.

Порядок организации и содержание пожарно-тактических учений и занятий регулируется Указаниями по тактической подготовке начальствующего состава пожарной охраны, если иное не установлено МЧС России.

К участию в пожарно-тактических учениях привлекают подразделения ГПС с тем, чтобы все дежурные смены участвовали в них равное количество раз, а начальник каждого подразделения ГПС выступил в роли руководителя тушения пожара, его заместители - в роли должностных лиц на пожаре.

Показные пожарно-тактические учения проводятся в пожарной охране субъекта Российской Федерации не менее двух раз в год с привлечением руководящего состава пожарной охраны муниципальных образований.

Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводят в пожарной охране муниципальных образований не менее одного раза в год (приурочиваются к подведению итогов по подготовке дежурных смен).

Пожарно-тактические (тактико-специальные) учения с развертыванием сил и средств региональных специализированных отрядов ГПС и опорных пунктов пожаротушения проводят не реже одного раза в год.

Количество тренировочных и контрольно-проверочных занятий по решению пожарно-тактических задач определяется с таким расчетом, чтобы

начальники подразделений ГПС и их заместители, имеющие допуск к самостоятельному руководству тушением пожаров, выступили в роли РТП не менее одного раза в год каждый,

начальники дежурных смен - не менее двух раз в год каждый,

личный состав каждой дежурной смены участвовал в них равное количество раз в течение года, причем не менее двух раз в контрольно-проверочных занятиях (по одному в летний и зимний периоды).

Руководители подразделений ГПС обязаны обеспечить при проведении практических занятий с выездом на объекты отработку и корректировку соответствующих планов и карточек тушения пожаров и проверку исправности состояния противопожарного водоснабжения.

2.1. Особенности подготовки дежурных смен в малочисленных подразделениях ГПС.

В малочисленных подразделениях ГПС (с численностью до 20 чел. включительно) и на отдельных постах занятия по основной подготовке организуют в объеме требований Программы и проводят:

а) в подразделениях ГПС, имеющих на вооружении выездную пожарную и аварийно-спасательную технику, - не менее 10 часов в месяц (с дежурной сменой);

б) в подразделениях ГПС, не имеющих на вооружении выездной пожарной техники и обеспечивающих пожарно-профилактическое обслуживание охраняемых объектов, - не менее 4 часов в месяц (с дежурной группой) и в виде самостоятельной учебы в установленном Программой порядке;

в) с личным составом подразделения ГПС, в том числе свободным от несения службы (считается производственной учебой).

Занятия планируются планом профессиональной подготовки, тематическим планом, составляется расписание. Проводятся занятия один раз в полгода по 6 часов.

Перечни нормативов и упражнений по пожарно-строевой, физической и пожарно-технической подготовке разрабатываются с учетом функций и задач, решаемых подразделением ГПС, и оперативно-тактических особенностей охраняемомого объекта, если иное не определено органом управления ГПС.

Совместные занятия личного состава дежурных смен подразделений ГПС с личным составом других видов пожарной охраны проводятся в дни практических занятий на объекте. Дни и время таких занятий согласовываются с администрацией объектов и предприятий.

На занятиях изучаются особенности развития и тушения пожаров, оперативно-тактические особенности объекта (цехов, зданий, сооружений), пожарная опасность технологического процесса производства, порядок проверки, применения и устройство установок пожарной автоматики и сигнализации и др.

2.2. Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен подразделений ГПС МЧС России.

Читайте также: