Конспект занятия дефектолога с ребенком с зпр 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию логического мышления Данный конспект содержит задания по развитию словесно-логического мышления. Он будет интересен для педагогов, психологов, дефектологов Цель: .

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учениками 3 класса Цель: развитие психических процессов. Задачи: •развитие внимания •развитие памяти •развитие мышления •развитие воображения Оборудование: фишки, листы в клетку.

Цель: развитие произвольного внимания Задачи: 1) Коррекционно – образовательные закреплять знание цифр 2) Коррекционно – развивающие развитие единства работы зрительного, слухового, кинетического и кинестетического.

Цель: развитие произвольного внимания Задачи: 1) Коррекционно – образовательные закреплять знания основных цветов, геометрических форм 2) Коррекционно – развивающие развитие единства работы зрительного, слухового, .

Занятия дефектолога - перейти на главную страницу рубрики.

Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Иными словами дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.

В связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья– учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка. Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики.

Дефектолог выполняет следующие функции:

  • Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
  • Устраняет пробелы в усвоении программного материала по основным предметам
  • Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.);
  • Развивает коммуникативную деятельность детей.

мероприятие на тему "Уроки памяти"

Цель: обобщить знания учащихся о блокаде Ленинграда. Задачи: Познакомить детей с историей города- героя Ленинград; формировать начальные представления о мужестве, героизме жителей блокадного города; познакомить .

Конспект интегрированного урока ручного труда и СБО для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ростовская область Семикаракорский район г.Семикаракорск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А. Араканцева

Директор МБОУ СОШ №2

Приказ от_________ №____

_______ Н.В. Мартемьянов

Коррекционный курс

индивидуальных коррекционных занятий

количество часов: 34 часов

учитель – логопед Малевич Светлана Викторовна

2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1) в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий. Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП НОО является необходимым условием освоения обучающимися с ЗПР АООП основного общего образования.

Основная цель: коррекция и развитие познавательной деятельности, развитие мыслительных операций на основе изучения программного материала, восполнение пробелов предшествующего обучения, развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности.

Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:

2. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Содержание коррекционного курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать отвлеченными отношениями между словами, выделение существенных признаков понятий, сравнение по существенным признакам объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий, умение выполнения многоаспектной классификации. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучением категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий. Осуществляется развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников. Происходит развитие и коррекция познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций; коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности. Осуществляется восполнение образовательных дефицитов, формирование метапредметных навыков учебной работы, формируются алгоритмы выполнения трудно усваиваемых и слабо упроченных учебных навыков.

· Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации

· Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие

· Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов

· Познавательные действия при работе с алгоритмами

· Познавательные действия при работе с информацией

· Познавательные действия по преобразованию информации

В процессе реализации курса осуществляется:

- совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-поисковой деятельности;

- формирование структурных компонентов учебной и познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании; осмысление того, что нужно сделать в задании и умение руководствоваться инструкцией до конца выполнения задания, проводить контроль совершаемых учебных действий; регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);

- формирование приемов мыслительной деятельности, основы теоретического мышления;

- стимуляция познавательных процессов: возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

- формирование способности осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

- формирование умения определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Планируемые результаты первого года обучения (9-й класс) освоения коррекционно-развивающего курса формулируются в рамках обозначенных модулей.

· По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации обучающиеся научатся:

- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам по заданному и самостоятельно найденному основанию;

- синтезировать объект: восполнение целого по части (слов с пропущенными буквами, предложений с пропущенными словами);

- синтезировать объект: восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения;

- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- сравнивать объекты по наиболее характерным признакам, делать вывод по результатам сравнения.

· По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации обучающиеся научатся:

- выделять явление из общего ряда других явлений, с помощью взрослого различать видовые и родовое понятие;

- обобщать понятие по существенным признакам с опорой на алгоритм учебных действий;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- устанавливать закономерности и поводить обобщение.

· По разделу развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие обучающиеся научатся

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- делать умозаключение по аналогии;

- давать определение понятию на основе пошагового алгоритма учебных действий.

· По разделу развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов обучающиеся научатся:

- выделять неочевидную информацию в тексте на основе сопоставления фактов;

- устанавливать причинно-следственные связи между информационными частями текста, делать выводы;

- объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок с опорой на проиллюстрированный контекст жизненной ситуации.

· По разделу познавательные действия при работе с алгоритмами обучающиеся научатся:

- выполнять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей по визуальной опоре;

- определять последовательность выполнения действий и составлять простые инструкции из двух-трех шагов;

- удерживать алгоритм работы с правилом с опорой на визуализацию;

- сохранять последовательность учебных действий при самостоятельном выполнении задания;

- определять понятие по заданному алгоритму на изучаемом программном материале 5 класса.

· По разделу познавательные действия при работе с информацией обучающиеся научатся:

- ориентироваться в содержании справочной информации, отвечать на вопросы, используя явно заданную в источнике информацию;

- интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;

- оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста;

- определять основную и второстепенную информацию при решении практических задач;

- владеть постановкой вопроса при работе с информацией;

- создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач;

- понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты;

· По разделу познавательные действия по преобразованию информации обучающиеся научатся:

- владеть логическими приемами переработки информации (заполнение таблицы, введение числовых данных);

- преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

- ориентироваться в схематично представленной информации, составлять высказывание с опорой на схему;

C:\Users\admin\Desktop\сканы\009.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Исходными документами для составления данной программы являются:

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2)

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

В настоящее время возросло число учеников, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.

Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.

Цель программы – создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП ООО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы:

  1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
  4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.
  5. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Учащиеся ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ученик с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

Учащимся с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания; у многих наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение письму и математики.

У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.

У учащихся с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны – неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.

У учащихся 5-9 классов должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.

У детей с ЗПР в 5-9 классах устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при речевом развитии.

В письменной речи учащиеся с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок; они с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Учащиеся с ЗПР нуждаются в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо-физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека.

5 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

6 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

7 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

8 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

9 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия – 20 минут.

Структура коррекционно – развивающих занятий:

  • приветствие.
  • рефлексия предыдущего занятия;
  • разминка;
  • основное содержание занятия;
  • рефлексия прошедшего занятия;
  • прощание.

В структуре занятий выделяются:

  • Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
  • Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ПМПК, либо по заявлению родителей, законных представителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель-дефектолог Спирина Елена Геннадьевна МОУ СОШ № 41 город Саранск.

Индивидуальное занятие учителя-дефектолога с учеником 9 класса с умственной отсталостью (Вариант 1).

Развитие понятийного мышления (обобщение).

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие произвольного внимания.

Развитие причинно-следственных отношений.

Развитие мелкой моторики рук.

Вводная часть

Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.

Материал к заданию: полоски бумаги с написанны­ми на них в строчку 6 словами (7 шт.).

Первое слово написано заглавными буквами. Дефектолог просит внимательно прочитать слова на каждой полос­ке. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось более общим понятием по отношению к пер­вому слову.

Слова для предъявления (правильные ответы выде­лены):

КОМПАС - стрелка, сторона горизонта, при­бор, направление, барометр.

РАВНИНА - холм, большое пространство, по­ле, трава, река.

ЛУНА - звезда, Земля, месяц, ночь, небесное тело.

ЯЗЫК - расположен во рту, часть тела, орган чувств, вкус, разговор.

ПОВЕСТЬ - литературное произведение, ро­ман, история, писатель, придуманное.

ВЕСНА - время года, солнечная погода, зима, оттепель, тает снег.

НОЧЬ - темнота, время суток, день, сутки, когда спят.

Ученика просят объяснить значения выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова: Разбить сад - разбить чашку. Заболеть ангиной - заболеть футболом. Живой рассказ - живое существо. Горячее сердце - горячий хлеб. Музыкальный слух - распространить слух. Зеленый лук с грядки - стрелять из лука (при необходимости используются картинки).

Ученика просят подобрать к пословице слева посло­вицу из правой части, близкую ей по смыслу, выра­жающую сходную главную мысль (правильный ответ выделен жирным шрифтом).

Что прошло, того не воротишь. Утро вечера мудренее.

Кончил дело - гуляй смело.

Что с возу упало, то пропало.

Веселая переменка.

Поднимите, пожалуйста, правую руку и возьмите ей мочку левого уха. Теперь левой рукой дотроньтесь до кончика носа. А теперь на счет меняем руки местами. Сначала мы будем делать это медленно, затем темп будет ускоряться. Готовы? Тогда начинаем.

Материал к заданию: 6 наборов из 5 слов, в кото­рых имеются пары понятий, находящихся между собой в причинно-следственных отношениях.

П-г читает набор из 5 слов и просит учеников найти два понятия, одно из которых обозначает причи­ну, а другое - следствие, т.е. то, что происходит после и в силу действия этой причины.

Слова для предъявления:

Образование льда, север, мороз, погода, снег.

Осень, холод, дерево, листопад, время года.

Кипение воды, образование пара, жара, каст­рюля, солнце.

Радость, плач, таблетка, игра, боль.

Подарок, радость, кукла, игра, дети.

Дождь, вода, снег, солнце, лужа.

Смех, слезы, горе, книга, телевизор.

(Понятия, обозначающие причину, выделены жир­ным шрифтом, а понятия, обозначающие следствие - курсивом.)

Нейропсихологическая игра с теннисными мячами (сначала дефектолог и ученик перекладывают мяч из одной руки в другую, затем перекладывают друг другу, затем - по диагонали и т.д.)

Заключительная часть

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

-Наше занятие подходит к концу. Давай вспомним, какие задания мы выполняли сегодня? А что мы развивали? Получилось у нас выполнить задания? Значит кто мы с тобой? Правильно, молодцы.

Читайте также: