Конспект урока водный транспорт

Обновлено: 04.07.2024

Цель: расширять представления о видах судов, их строение, назначении.

  1. Воспитывать интерес к изучению нового.
  2. Развивать кругозор, мышление, память.
  3. Формировать представления о кораблях, их строении.

Дата проведения: 26 февраля 2015 год.

Стихотворение. Автор Светлана Котляр

Плыл кораблик по волнам,

Парус рвался к облакам.

Волны к борту подымались,

О кораблик разбивались.

На чём можно плавать по реке? (На лодке, катере, корабле).

Показать детям картинки: кораблей, яхт, лодок, катеров, парусников.

Скажите мне, пожалуйста, к какому виду транспорта относятся корабли, катера…(водный транспорт).

Как вы догадались, что это водный транспорт, а не наземный или воздушный? Ответы детей.

Действительно это воздушный транспорт, потому что он плывёт по воде.

Ребята, сейчас, я задам вам задачу, а вы попробуйте её решить.

По реке плыло 3 лодочки и 1 корабль. 1.Сколько всего водного транспорта плыло по реке? 2. Сколько всего было лодок? 3. Сколько всего кораблей плыло?

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома и человечки.

Мы летать устали что-то

Приземлились на болото.

Воспитатель: Ребята, давайте, рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля?

Ответы детей (корма, якорь, палуба, иллюминатор, нос, мачта, штурвал, каюты). Все части показывать детям.

Ребята, для чего нужен водный транспорт? (перевозить грузы и людей)

А кто управляет водным транспортом? (капитан)

  • Кто управляет кораблём? (капитан)
  • Кто помогает капитану? (старший помощник)
  • Как называют повара на корабле? (кок)
  • Как называют людей, которые строят корабли? (кораблестроитель)

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и говорит слова:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый пошевелился, тот и выбывает. Победителем станет тот, кто продержится долго всех.

Воспитатель: Ребята,как выдумаете, для чего нужен пароходный гудок?

Прослушивание пароходного гудка.

В море ходит белый дом –

Окна есть, труба и дом,

Его имя… (Пароход)

На суше родятся –

Живут на воде. (Корабль)

Он парус поднимает,

А ветер парус подгоняет.

И к далёким берегам,

Его гонит по волнам. (Парусник)

В глубине морской живёт,

Восемь ног у чуда – юда,

Он зовётся. (Осминог)

В море синем шмыг да шмыг.

Всех подряд глотает в миг. (Акула)

С хвостом, но не зверь,

Плывёт под мостом,

Виляя хвостом. (Рыбка)

Дети делятся на 2 команды, у первых игроков в руках по ложке, на другом конце зала лежат обручи. Участники должны перенести жемчужины кто быстрее, и все члены команды встать в обруч, когда последний человек из команды перенесёт последнею жемчужину, та команда и выиграет.

Жемчужины делаем из фольги.

Завершаем наше занятие кроссвордом.

1.Кто управляет кораблём.

3.Водный транспорт предназначен для перевозки грузов и.

5. В море ходит белый дом –

Окна есть, труба и дом,

2.К какому виду транспорта относятся корабли, лодки, катера.

4.Водный транспорт плавает по.

На суше родятся –

1.Чем мы сегодня занимались?

2.Что вам понравилось больше всего?

3.На чём вы сегодня путешествовали?

Об авторе

Баринова Екатерина Васильевна

Работаю в МБДОУ Семьянский детский сад №7 "Белоснежка" воспитателем, очень люблю свою работу и конечно тех для кого мы готовы сделать всё и организовать интересный праздник, и познакомить с чем-то новым, научить рисовать не традиционными техниками рисования и много ещё чего - ЭТО ДЕТИ.

Новые записи автора

Комментарии

Новое в блогах

Конспект по лего-конструированию для детей старшей группы «Мы с…

Экологический проект «Трудно птицам зимовать, надо птахам помога…

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занят…

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в перв…

В блогах

Роль сказки в жизни наших детей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

краткосрочный проект "знакомство со спортивнми играми"

Участники проекта: участие в проекте принимали дети второй младшей группы, в составе 17 человек; воспитатель; родители (законные представители). Тип проекта: - По.

Новое на сайте



- составлять распространённые предложения, уметь восстанавливать деформированную фразу, отгадывать загадки.

Продолжать учить составлять предложения, учить анализировать предложение.

Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое внимание, память, умение различать на слух неправильную форму речи, учить слышать и исправлять ошибки в речи других, контролировать собственную речь.

Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику, мышление.

Воспитательные:

воспитывать активность на занятии, инициативность, уважительное отношение к взрослым, умение слушать взрослого и своих сверстников.

Материалы и оборудование: компьютер, презентация, цветная бумага, белый картон, клей канцелярский.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Учитель произносит вместе с детьми:

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Вводное слово учителя. Введение игрового момента.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел капитан Врунгель. Это сказочный капитан дальнего плавания. Наиболее известен по участию в кругосветной гонке. Капитан Врунгель много путешествовал по морям и океанам, а потом рассказывал о своих путешествиях. Капитан Врунгель очень любознательный и сегодня он пришел чтобы узнать на чем путешествуют люди.

– Что бы рассказать ему об этом давайте будем отгадывать загадки (учитель на презентации открывает картинки – отгадки):

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле

А на водном … (Корабле)

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)

Под водою дом плывёт,

Смелый в нём народ живёт,

Даже под полярным льдом

Может плавать этот дом. (Подводная лодка)

- Что объединяет все эти предметы? (ответы детей).

- Молодцы! О чем были загадки? (про водный транспорт)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии? (о водном транспорте)

3. Просмотр видеоролика про водный транспорт.

- Что делает водный транспорт? (ПЕРЕВОЗИТ ПАССАЖИРОВ И РАЗЛИЧНЫЕ ГРУЗЫ)

- Как мы назовем человека, который управляет КОРАБЛЕМ? (КАПИТАН)

- Как вы думаете, ребята, на ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ есть спасательные жилеты? А для чего они нужны? (ПРИ АВАРИИ СПАСТИ ЖИЗНЬ ЛЮДЯМ)

5. Физминутка-игра.

Дети встают и прослушав название транспорта делают соответствующие движения.

Если это наземный транспорт, то крутят руль.

Если это воздушный транспорт, то разводят руки в стороны, как крылья.

Если транспорт водный, то показывают движение, имитирующее плавание.

6. Работа по исправлению высказываний.

- Ребята, правильное решение принял капитан Врунгель? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей) Молодцы, вы очень внимательные.

- На чем он может уплыть? (ответы детей)

- Если сделать кораблик из метала, то он будет металлическим.

- А если кораблик сделать из дерева, то каким он будет? (деревянным)

- Если сделаем лодку из резины, то какая она будет? (резиновая)

- Мы с вами будем делать кораблик из бумаги, каким он будет? (бумажным)

Чтобы хорошо выполнит задание, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Изготовление аппликации по образцу.

8. Итог занятия:

- Ребята, если вам понравилось сегодняшнее занятие, то прикрепите свои кораблики на доску.

- О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- Какое задание показалось вам самым интересным?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок физики 7 класс

Если ты родился моряком,
Ждут тебя моря и океаны,
Станешь настоящим мужиком,
Скоро поплывёшь через туманы!

Цели урока:

Систематизировать и обобщить знания учащихся об архимедовой силе и условиях плавания тел.

Рассмотреть физические способы плавания судов.

Формировать умения делать логические выводы, уметь применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике.

Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”; познакомить учащихся с практическими применениями закона Архимеда в технике.

Дидактический тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-беседа с элементами поиска.

Оборудование: компьютер, , лист металлической фольги, коробочка из металлической фольги, карточки с заданиями, компьютерная презентация.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

Причина возникновения выталкивающей силы?

Как подсчитать архимедову силу?

При каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет? всплывает? плавает?

Из какой сказки отрывок?

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)

При каком условии можно плыть на бревне? (отрывок из стихотворения Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”)

Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас - да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок

3.Физический диктант –

Тема: Плавание тел

Как поведут себя разные тела , изготовленные из разных веществ, в воде?

4. Изучение нового материала.

Вопрос: Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел? При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки, и они плавали в воде.

Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Почему?

Демонстрация опыта (с листом фольги и коробочкой из фольги)

Вопрос: Почему лист фольги тонет в воде, а коробочка из фольги – нет? Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается.

Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

Из истории плавания судов

1) по району отправления:

каботажные (для прибрежных рейсов в море)

2) по назначению:

3) по типу двигателя:

пароходы и паротурбоходы

электроходы и турбоэлектроходы

4) по назначению:

Вид парусного судна можно определять по типу парусного вооружения, которое включает в себя рангоут (деревянные или стальные элементы мачт и реев), такелаж (пеньковые или металлические канаты, расположенные на мачтах) и парус .

Все суда обладают достаточно большой массой, а значит, и силой тяжести. Благодаря чему же они держатся на воде и перевозят большие грузы? Мы знаем, что любое тело вытесняет своей подводной частью столько жидкости, что её вес равен весу тела в воздухе. В свою очередь, вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом. Получается, что судно, погружаясь в воду, находится в равновесии.

Характеристики судна:

Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду.

Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна.

Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.

Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном.

5. Демонстрация опытов.

По аналогии плавает подводная лодка. У неё внутри есть специальные балластные цистерны, которые заполняются забортной водой. Если надо опуститься на глубину, то цистерны открываются, в них устремляется забортная вода. Она вытесняет воздух, и лодка опускается. Если же надо снова всплыть, то в цистерны пускают сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет воду, и облегчённая лодка всплывает.

6. Закрепление.

В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат? ( Нет, так как положение корабля относительно поверхности воды не изменяется)

Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик)

Площадь поперечного сечения сухогруза на уровне воды равна 2000м 2 . По окончании погрузки глубина осадки увеличилась на 3м. Определите массу груза, принятого на борт сухогруза. (6 000 т)

Судно, погруженное в пресную воду до ватерлинии, вытесняет воду объёмом 15000м 3 . Вес судна без груза равен 5 000 000Н. Чему равен вес груза? (145 000 кН)

1. Установить роль водного транспорта в развитии экономики России как фактора экономического успеха страны.
2. Продолжить формирование умения анализа карт, диаграмм, картосхем, работать со справочной литературой, текстом учебника.
3. Определить место Санкт-Петербурга в развитии водного транспорта России.

Учитель: на уроке продолжаем изучение транспортного комплекса России, рассматриваем водный транспорт. Предложите план работы ( учащиеся предлагают вопросы для изучения темы)

  1. Уникальность географического положения России.
  2. Факторы успеха в развитии экономики страны.
  3. Санкт-Петербург – морская столица России. Морская символика города.
  4. Преимущества и недостатки водного транспорта.
  5. Причины, определяющие эффективность работы водного транспорта.
  6. Проблемы водного транспорта России, пути их решения, перспективы развития.

Вопрос 1. Уникальность географического положения России.

Россию омывают 12 морей, 3 океана – больше, чем любую другую страну мира.

Протяженность морских границ России – 44,3 тыс. км, это почти в 3 раза больше, чем длина сухопутных границ.


Вывод учащихся: Россия имеет уникальное географическое положение, ей географической судьбой предопределено иметь развитый водный транспорт для связи удаленных районов страны, для развития отношений с миром.

2 вопрос. Факторы успеха в развитии экономики.

Учитель: назовите самые развитые территории Царской России в XIX – начале XX века?

Учитель: определите главный фактор, обеспечивший уровень развития территорий

В XX веке экономически развитые страны в значительной мере исчерпали свои природные ресурсы, важнейшим фактором развития становится транспортный фактор.

Россия начала XXI века – страна, вступающая в мирохозяйственные связи. В 2000 г. был разработан проект Север – Юг, подписано межправительственное соглашение между Россией, Ираном, Индией по созданию транспортного коридора, который соединит Индию, Иран, страны Персидского залива, страны СНГ ( Казахстан, Туркмению). Россия становится транспортным мостом Север-Юг.

Вывод: успешное развитие России, как и прежде, зависит от транспортно - экономических связей.

3 вопрос. Санкт – Петербург – морская столица России. Морская символика города.

(опережающее задание к уроку выполняли три человека)

Именно Петербург три века являлся морским центром России, ее морской столицей:

1. Наш город – главные ворота России в Северо-Западном регионе, самый крупный порт, окно в Европу.

2. В первую половину XIX века русские моряки из Кронштадта совершили 36 кругосветных и полукругосветных плаваний.

3. Именно в нашем городе находится Российское Географическое общество, где проектировались все экспедиции.

4. При Петре 1 в Санкт – Петербурге положено начало систематическому изучению географии и картографии России, работает картографическая фабрика.

5. Образованы учреждения, готовившие кадры для флота( Морской корпус). Офицеры Морского корпуса дали на географической карте 300 новых названий.

6. В настоящее время целый ряд высших учебных заведений причастны к изучению Мирового океана: Государственный университет инженеров водного транспорта, кораблестроительный, горный и др.;НИИ Институт Арктики и Антарктики и др.
Наш город – мозговой центр изучения арктических и антарктических районов планеты.

Морская символкиа города

(на экране демонстрируются иллюстрации):

2. Кораблик Адмиралтейства.

3. Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова.

4. Никольский морской собор.

Морская тематика прослеживается и в топонимике: Большая и Малая Морская, Смольный собор и т.д.

Вывод учащихся: Петербург по праву называется морской столицей России.

Работа с текстом учебника, стр.192 ( 3 мин.)( работа в парах)

4 вопрос. Преимущества и недостатки водного транспорта – 1 ряд

5 вопрос. Факторы, определяющие эффективность работы водного транспорта – 2 ряд

6 вопрос. Проблемы развития морского транспорта России – 3 ряд.

Отчет учащихся по самостоятельной работе.

4 вопрос. ( таблица демонстрируется на экране) Отчет 1 ряда.

Преимущества и недостатки водного транспорта.

Выступление учащегося по опережающему заданию: влияние водного транспорта на окружающую среду.

При движении кораблей происходит загрязнение вод отходами топлива и хозяйственно – бытовыми стоками. Но особенно большую опасность представляют аварии на нефтеналивных судах. При аварии танкера нефть широко разливается по поверхности моря в виде пленки. Площадь загрязнения зависит не только от количества, но и от качества нефти.

1 тонна легкой нефти за 10 мин. образует пятно диаметром 50 метров и толщиной пленки в 1 мм. За несколько часов такое пятно может охватить тысячи кв. км, прекращается доступ кислорода, гибнет все живое.

Способы борьбы с нефтяными загрязнениями: распыление химических веществ, при этом нефтепродукты образуют комки, их собирают сетями с мелкой ячеей спец. суда. Нефть – загрязнитель №1 вод Мирового океана.

5 вопрос. Факторы, определяющие эффективность работы водного транспорта (отчет 2 ряда)

Работа с терминами, контурными картами, картосхемой, диаграммами учебника стр.194.

Два ученика дома работали со справочной литературой (словарями), дали определения

новым терминам (карточка – термин прикрепляется к магнитной доске)

Работа с терминами. (Учащиеся на к. к. обозначают начальными буквами типы судов в главных портах России)

1. Портовый терминал.

Особенно актуально создание паромной переправы Санкт-Петербург – Калининград. Паромная переправа уже действует. Паром идет по нейтральным водам Балтики, минуя таможенные барьеры.

Планируется создание паромной переправы Санк-Петербург – Гамбург( ФРГ).

Давно существует паромная переправа, связывающая Сахалин с материком ( Ванино – Холмск)

Более всего контейнеровозы востребованы в портах Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока

Лихтеровозы крайне необходимы на Северном морском пути, т. к. навигация( без ледоколов) в этом районе длится чуть больше месяца.

Рефрижераторы используются для перевозки рыбы, главные порты – Владивосток и Мурманск.

Востребованы в Лесном порту – Архангельске, многопрофильном порте – Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск, перспективно побережье Карского моря, сейчас в этом районе нет современных портов.

Газовозов в России нет ( не было потребности в производстве этих типов судов: транспортировка газа шла только по газопроводам).Россия расширяет связи с АТР, регионом, зависимым по энергоресурсам. Уже построен завод по сжижению газа на Сахалине, нужны будут и газовозы.

Анализ диаграммы на стр.194.

Совпадает ли распределение типов судов на к.к. и диаграмме?

6 вопрос. Проблемы водного транспорта России, пути их решения, перспективы развития.

Учитель.1.1. Несовершенство российских законов: только 40% отечественного флота ходит под российским триколором, большая часть – на реках (во внутренние районы страны в целях безопасности иностранные суда не допускаются).

2. Заход в порт отечественному судну стоит на 20% дороже, чем иностранному ( такова налоговая система)

3. При российской регистрации условного судна наши суда платят 957 тыс.долларов, в Великобритании – всего 80, 5 долларов.

4. Если же российская компания регистрирует судно в международном реестре, то вместо 211тыс.дол. убытков, компания получит 657 тыс. дол. прибыли – будут средства для обновления флота.

2. Старение флота (отчет учащихся по работе с текстом)

За последние 15 лет ВМФ страны сократился в 4 раза!

В 1991 г. торговый флот имел прибыль – 6 млрд. дол. В 2000г - менее 1 млрд. дол.

Только в конце 2006 года правительство заявило, что финансирование ВМФ станет достаточным, т. к. от этого вопроса зависит государственная безопасность страны.

3. Российские суда перевозят только 6% отечественного тоннажа (этот показатель не меняется уже 5 лет!)

Россия для перевозки грузов осуществляет фрахт судов – наем иностранных судов. Ежегодно при этом страна теряет 3 млрд. дол.

4. Стандартизация документации судов.

Все российские суда должны иметь техническую документацию, соответствующую международным требованиям, иначе пароходство, к которому приписано судно, платит большой штраф. За последние годы число штрафов сократилось, это положительный момент.

5. Потеря Россией портов в результате распада СССР (учащиеся ведут запись на листе, прикрепленном к к.к.)

Наибольшие потери имеет Россия на Балтике, от петровского окна осталась только форточка:

Таллинн – Эстония ( Новоталлинский порт был построен в конце 70 – х годов и был самым современным портом СССР)

Вентспилс( нефтеналивной) – Латвия

Портовое хозяйство Латвии – крупнейшее среди государств Балтии. Используются суда: танкеры, газовозы, рефрижераторы.

Пути решения проблемы: строительство новых портов, модернизация существующих.

Учащиеся составляют обобщенную картосхему на листе, прикрепленном к к.к.

1-е очереди новых портов уже введены в действие, строительство продолжается.

Учитель: В чем вы видите роль Балтийского бассейна для России? (1. Традиционные торговые партнеры России. 2. Повышение конкурентноспособности российских производств. 3. Усиление политического, экономического престижа страны)

Модернизазия порта Санкт – Петербург. Грузооборот порта, благодаря техническому переоснащению достиг 40 млн.т. К 2015 г. запланирован дальнейший рост порт – до 62 млн. т в год. Вместе с морскими портами Лен. области и выходом на максимальную мощность в регионе ежегодно будет перерабатываться 160 – 180 млн. т, а это половина грузооборота крупнейшего порта Европы - Роттердам ( Нидерланды).

На Черном море Россия потеряла порты Одесса, Ильичевск, ВМ базу в Севастополе ( Россия арендует у Украины территорию для ВМ базы. Украина планирует вхождение в блок НАТО, этот вопрос для России будет проблематичен).

На Черном море у России остался только порт Новороссийск

Характеристика морских бассейнов России, внутренних водных путей.

Анализируя карту атласа (физ. карта Европ. части России) назовите, благодаря каким каналам Москва, внутриконтинентальный город, становится портом пяти морей.

Канал им. Москвы, Волго-Балт., Беломоро-Балтийский канал создают единую глубоководную речную систему Европейской части России

Из Атлантического океана через Санкт-Петербург поплывем в Северный Ледовитый океан.

Работа с атласом, карта физ. европ. части России, анализ картосхемы Беломоро-Балтийского канала (на каждом столе).

Учитель: какие природные водные пути используем?( Финский залив

река Нева --> Ладожское оз. --> река Свирь --> Онежское оз.

Беломоро – Балтийский канал был построен в 1933 году (В 2003г. – было 70летие), построен в рекордно короткие сроки, строился заключенными Гулага, редко говорят о значении канала для проводки военных судов в годы Великой Отечественной войны с целью укрепления Кольского полуострова. Если бы не действовавший канал, суда не удалось бы провести, трудно представить, как бы развивались события, какой бы была судьба нашего города.

  1. Научное значение, организация северных полярных станций.
  2. Стратегическое значение: Норвегия, США, Канада – страны блока НАТО.
  3. Экономический интерес: Арктика – перспективный район по добыче углеводородного топлива.

Учитель: Россия имеет самый протяженный в мире морской фасад и широкий выход к морям Сев. Лед. океана, издавна важна проблема освоения Северного морского пути. За организацию работ по исследованию СМП ратовали Д.И.Менделеев, адмирал Макаров. Велика роль Ленина в принятии решений по освоению СМП.

Расстояние от Мурманска да Владивостока – 12 тыс. км по СМП, тогда как через Суэцкий канал – 23, 7 тыс.км. К этому пути большой интерес имеют и западные державы, неслучайно он становится частью международного транспортного коридора.

СМП – важнейший путь для внутренних связей: обеспечивает единство европейской части с бассейнами Оби, Енисея, Лены, Индигирки.

Бассейн Тихого океана.

  1. Связь по СМП европейских и азиатских районов.
  2. Внешнеторговые связи России со странами Азии, потенциальный рынок сбыта российской продукции.
  3. Важнейшее стратегическое положение.
  4. Экономическая роль: ведущий район рыболовства, добыча природных ресурсов.

По таб. 56 установить рейтинг портов Тихого океана по грузообороту.

Вывод урока: Россия станет великой страной только тогда, когда вновь станет великой морской державой.

Литература к уроку:

Читайте также: