Конспект урока обособленные приложения 8 класс с презентацией

Обновлено: 02.07.2024

Формирование навыков обособления приложений, синтаксического разбора предложений с обособлением.

Планируемые результаты

Предметные: учить находить приложения и уметь их обособлять .

Метапредметные: учить детей слушать собеседника и вести диалог; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Л ичностные: формировать у учеников интерес к русскому языку и родной культуре.

Формы работы

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование

Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, (2014 год); раздаточный материал (карточки).

Список литературы

Технология урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД (Планируемые результаты)

Организационный момент.

1.Приветствие.

- Добрый день, ребята.

2.Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на активную работу.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Речевая разминка.

- Предлагаю вам выполнить задание:

Задание : Укажите неверные утверждения:

1) Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно называются обособленными.

2) На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире.

3)Обособляются определения приложения, если они стоят после определяемого существительного.

4)Не обособляются определения, если они относятся к личному местоимению.

Выполняют задание учителя.

Познавательные: структурирование знаний.

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. Этап поиска решения проблемы (открытие нового знания).

Педагог предлагает вспомнить изученное на прошлом уроке правило.

Когда происходит обособление определений?

Затем, учитель предлагает ученикам выполнить практическое задание на новую тему. (У доски работают два ученика, не видя работу друг друга, остальные ученики работают самостоятельно в тетрадях).

-Запишите, расставляя знаки препинания

1. Местные охотники, | звероловы |, вышли в тайгу.

2. Я старался вообразить себе капитана Миронова, | моего будущего начальника….

3. / Ровесники годами, близкие родственники |, они почти никогда не разлучались.

4. Сосна, | как дерево смолистое |, с трудом поддается гниению.

(В процессе выполнения ученики испытывают затруднение).

Выход из затруднения

-Как вы расставили знаки препинания в данных предложениях?

- Почему у вас получилось по разному? Сформулируйте вопрос.

-Давайте разбираться, почему же так получилось.

Найдите в каждом предложении определяемое слово. Определите, чем оно выражено? Выделите его, подчеркните приложение.

Вспомните, ребята, что же такое приложение?

(Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.)

Так как приложение является определением, оно тоже обособляется.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Обособленные приложения и знаки препинания при них).

Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели нашего урока , используя начало предложений:

1) Уметь находить .

Подводящий диалог

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои версии. Формулируют правило.

Формулируют тему урока.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулирование темы.

Познавательные: структурирование знаний.

Физкультминутка.

(Предлагает выполнить упражнения для снятия напряжения. Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

Воспроизведение знаний.

(Работа в парах). У вас на столах - карточки, спишите предложения расставляя знаки препинания.

2. Удачливый во всём коллекционер, граф А.Мусин-Пушкин, обнаружил это произведение в одном из монастырей Ярославля.

Ответьте на вопросы:

-Чем выражены определяемые слова?

- Какую роль выполняют приложения при определяемых словах?

- Где находятся по отношению к определяемым словам приложения?

-Какие приложения распространены?

Сделайте вывод об обособлении приложений.

- Ребята, мы с вами сделали вывод. Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге, к нашему учебнику и проверим наши утверждения (стр.172, читаем правило).

Выполняют задание, делают вывод.

Познавательные: систематизация знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Учебная деятельность.

Используя свои новые знания, выполним задание: Упр. 307, с. 173 учебника.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Применяют новое правило при выполнении упражнения. Выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения.

Познавательные : структурирование знаний, поиск информации.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Применение нового знания на практике.

Записать предложения, раскрывая скобки; указать приложение и условия их обособления.

Берегите наш язык (наш прекрасный русский язык). Чем ближе самолет подлетал к местам строек (к Кубышеву, Волгограду, Дону), тем яснее было видно с высоты движение пароходов, буксиров, барж.

С самолета видны были красные флаги (сигнал, что баржи идут с полным грузом нефти). Только она одна (моя Родина) высоко подняла знамя мира.

Выполняют задание на индивидуальных карточка пользуясь имеющимися знаниями.

Познавательные : структурирование знаний, поиск информации.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Самостоятельная работа.

- Цифровой диктант с проверкой по эталону.

1) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение.

2) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.

3) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.

4) Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда.

5) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе.

6) Максиму иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.

7) Муж её, путиловский рабочий, был ранен на войне.

А – ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИ ЛИЧНОМ МЕСТОИМЕНИИ.

Б - РАСПРОСТРАНЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА.

В – ПРИЛОЖЕНИЕ С СОЮЗОМ КАК ИМЕЮЩЕЕ ДОБАВОЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧИНЫ.

Получают индивидуальные карточки и выполняют задание.

Итог урока. Рефлексия.

Анализирует работу учеников на уроке.

Подводит итог урока.

Вспомните, какую цель мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать?

Анализируют собственную учебную деятельность, дают оценку своей работе на уроке.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание по выбору уровня сложности.

2 : Задание: Правило, с. 172 учебник. Выполнить упр. 310, с. 174 учебник.

Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: таблицы, доска, компьютер

2 .Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

3. Повторение сведений о приложении. Презентация

- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

4. Закрепление (Запись на доске)

  1. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
  2. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
  3. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
  4. Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
  5. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
  6. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
  7. Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

5. Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

  1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.
  2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
  3. Течёт Волга река почти через всю страну.
  4. Сумерки, но мы дети ещё на улице.
  5. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

  1. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  2. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
  3. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
  4. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
  5. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?

  1. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
  2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
  3. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.
  4. С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.
  5. Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.
  6. Он работал как простой каменщик.

9. Проверка творческого задания (чтение сочинения- миниатюры на тему) (1 человек)

10. Индивидуальные задания

1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.

Берёзка – любимое дерево русского народа.

В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина.

Звёзды – живые цветы неба. Москва – столица России.

2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.

Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.

В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.

Норка разводится в питомниках.

3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина.
  2. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.
  4. Все знают Александра Блока, как гениального поэта

4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания

Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать.

5. Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире.

От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.

Подводим итоги урока.

Озвучим составленный вами кластер.

1и 2 группы : упр.318

2. Развивающие: развивать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся, развивать навыки выразительного чтения, монологическую речь, память у учащихся.

3. Воспитывающие: воспитывать культуру речи у учащихся, самоконтроль.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 86.5 КБ
prilozhenie.ppt 943 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 8 классе

по теме «Обособленные приложения.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы урока: групповая, индивидуальная

2. Развивающие: развивать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся, развивать навыки выразительного чтения, монологическую речь, память у учащихся.

3. Воспитывающие: воспитывать культуру речи у учащихся, самоконтроль.

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделимся хорошим настроением. Вы готовы к уроку? Проверьте наличие принадлежностей на парте.

II. Актуализация знаний. Повторение

1) Фронтальный опрос.

- Какие члены предложения называются обособленными? ( Выделенные второстеп. члены по смыслу)

- Как можно выделить обособленные члены в устной речи и на письме? (Интонационно и запятыми)

- На прошлом уроке мы работали с обособленными определениями. Вспомните, когда выделяются запятыми обособленные определения. Давайте повторим случаи обособления определений.

2) – Запишите в тетради число, классная работа, две строчки для темы пропустите.

Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

  1. Книга , написанная известным писателем , уже вышла из печати. (Прич. об.)
  2. Взволнованный переживаниями дня , я долго не мог заснуть. (П.О.перед лич. мест.)
  3. Ослепленный мраком , старик долго стоял без движения. ( Обстоят. знач. причины)
  4. Солнце, великолепное и яркое , поднималось над морем. (Одиночн. согл. опр. после опр. слова)
  5. Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками , был героем дня. (Несогл опр. после им. собств.)

- Проверим: обратите внимание на слайд. Все ли верно выделили в своих тетрадях?

- Молодцы, вспомнили случаи обособления определений.

III. Новый материал

- А сегодня мы расширим наши представления об обособлении.

1) - Давайте разберем устно предложения. В чем особенность этих предложений? И как относятся они к теме обособления? Чем будут являться выделенные слова? (Предложения на слайде)

- Напомните, как называются такие определения, согласованные с определяемым словом, но выраженные именем существительным? (ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Какую функцию выполняют приложения в предложении? ( Характеризуют предмет, поясняют, уточняют, называют его)

- На какие вопросы отвечает приложение? (Кто именно такой? Что именно такое?)

- Каким членом предложения оно является? (Определение)

- Молодцы, вы уже поняли, наверное, про что мы сегодня будем говорить. Значит, тема нашего урока какова? (Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них) Записываем в тетрадь.

- А цели? (Познакомиться с основными правилами обособления приложения, научиться их находить в предложениях и тексте)

2) Сегодня вы сами будете выявлять условия обособления приложения. Для этого каждой группе розданы листы с предложениями, но знаки препинания не расставлены. Прежде чем найти приложение, обособить его, вы ищете определяемое слово, а потом уже приложение. Не забудьте сделать вывод, когда приложение обособляется.

После выступления каждой группы ребята записывают по 1 предложению в тетрадь с пояснением. (5 любых предложений)

  1. На митингах мы, любознательные газетчики, узнали много новостей.

Любые приложения (распр. и нераспр.), относящиеся к личному местоимению, независимо от степени их распространенности и местоположения

Личн. мест . + прилож.

стоящие после определяемого слова - существ.

  1. Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

стоящие ТОЛЬКО после определяемого слова - существ. собств.

Если наоборот, обособляться не будет.

Сущ. собств. + прилож.

  1. Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

Приложения, стоящие перед им. сущ., имеющие обстоятельственное значение причины

  1. Собачка эта, по кличке Чибис, была любопытнейшим созданием.

Приложения, присоединяющиеся словами по имени, по прозвищу, по фамилии, или, родом, например, то есть…

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

3) Чтение теоретического материала в учебнике. ( п. 50стр. 147 – 148)

- Ребята, есть одно правило обособления приложения. Приложение может отделяться ТИРЕ, если оно стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение, является разъяснением к сказанному /можно вставить перед приложением слова “ а именно”. (Если им придаётся большое значение, и при произнесении они отделяются от определенных слов большей паузой). Обратите внимание на слайд.

Ему было присвоено звание Героя России – одно из самых почетных званий в нашей стране.

- Перепишите себе в тетради.

1) Работа с учебником . Упражнение 307

2) Конструирование предложений. Из 2-х предложений составить одно с обособленным приложением. Поставьте приложение до и после определяемого слова.

  • Иванов был опытным трактористом. Он разбирался в машинах различных марок. ( Например , Иванов, опытный тракторист, разбирался в машинах различных марок. Опытный тракторист, он разбирался в машинах различных марок.)
  • Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать.
  • Они юные натуралисты. Они заботятся о сохранении природы.
  • Мы выпускники этого учебного учреждения. Мы любим родную школу.

3) Самостоятельная работа с текстом.

Выписать из текста номера предложений с приложением и подчеркнуть их как члены предложения. (5 вариантов)

- На экране высвечиваются предложения по одному, вы должны будете быстро составить его схему. И так кто быстрее поднимет листы с пояснением предложения.

- Отец, герой войны, заведовал почтовым отделением. (Сущ., /распр. прилож./, …)

- Он, ответственный за судьбу младших детей, подрабатывал где придется. (Личн. мест.,/ распр. прилож./, …)

- Валентин Распутин, студент филологического факультета, о писательстве сначала не задумывался. ( Имя собств.,/ распр. прилож./, …)

- Степь, или безлесная равнина, окружала нас со всех сторон. (Сущ., /прилож./, …

VI. Подведение итогов

- Наш урок подошел к концу. В каких случаях обособляются приложения? Достигли мы цели? Научились обособлять приложения?

- Каким членом предложения являются обособленные приложения?

- Какую роль играют приложения в тексте? (Оно дает второе название предмету; придает выразительность речи, создает образность)

VII. Домашнее задание

Выписать 5 предложений с приложением из комедии Гоголя “Ревизор”, упр. 308 (выписать приложения с определяемыми словами)

  1. На митингах мы любознательные газетчики узнали много новостей.
  1. Я ученица восьмого класса написала диктант лучше всех.
  1. Песня крылатая птица смелых скликает вперед.
  1. Сестра студентка второго курса мединститута уже дает советы бабушке.
  1. Папа мастер на все руки сумел починить протекающий кран на кухне.
  1. Неизменный маяк помощник рыбаков горит бессменно на посту.
  1. Тренером команды назначен Лучников бывший нападающий.
  1. Упрямец во всем юноша оставался упрямцем в учении.
  1. Мастер на все руки мама сшила мне новогодний костюм за два дня.
  1. Талантливые музыканты ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.
  1. Собачка эта по кличке Чибис была любопытнейшим созданием.
  1. Бегемот или гиппопотам большую часть времени проводит в воде.
  1. Этот мальчишка по имени Иван учится в шестом классе.
  1. Многие произведения например сказки Пушкина запоминаются на всю жизнь.

(учащийся сам выбирает задание)

Дубровский, отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены. Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться провиантом.

Старик Прохор рыболов и корзинщик рассказывал мне сказку об осени. Стёпка с зазубренной ложкой в руках занял своё место в дыму около костра. Княжна Марья потерянная и бессильная сидела в зале. Смышлёные звери бобры зимуют разумно. Кутузов как и все старые люди мало спал по ночам. Когда мы дети ложились спать отец садился за фортепиано.

Вчера утомлённый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. Сын лесника он родился и вырос в лесу. Пастер знаменитый учёный исследовал в своей лаборатории бактерии оспы. С моря поднималась туча чёрная и тяжёлая. Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? Прогретые солнцем тронулись в лагунах медлительные черепахи.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 8 классе

Проверим Книга , написанная известным писателем , уже вышла из печати. Взволнованный переживаниями дня , я долго не мог заснуть. Ослепленный мраком , старик долго стоял без движения. Солнце, великолепное и яркое , поднималось над морем. Коля , в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня .

Я выписываю газету Кубанские казаки. Девушка почтальон принесла нам срочную телеграмму.

Знаю 1. Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Оно отвечает на вопросы кто именно такой? Что именно такое? 2. Приложения могут обозначать качества, свойства, видовой признак, указывать на национальность, род деятельности, то есть характеризуют предмет, поясняют, уточняют, называют его. 3. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений.

Обособленные приложения. Выделительные знаки при них

Цель урока: познакомиться с основными правилами обособления приложений, научиться их находить в предложениях и тексте, объяснять условия обособления.

1 группа вывод На митингах мы любознательные газетчики узнали много новостей. 2. Его бывалого охотника заинтересовало это явление. 3. Человек дела он всегда дорожил временем. 4. Я ученица восьмого класса написала диктант лучше всех. 5. Обидно мне старику слушать такие речи.

1 группа вывод На митингах мы , любознательные газетчики , узнали много новостей. Любые приложения (распр. и нераспр.), относящиеся к личному местоимению, независимо от степени их распространенности и местоположения Личн. мест . + приложение 2. Его , бывалого охотника, заинтересовало это явление. 3. Человек дела , он всегда дорожил временем. 4. Я , ученица восьмого класса , написала диктант лучше всех 5. Обидно мне , старику , слушать такие речи.

2 группа вывод Песня крылатая птица смелых скликает вперед. 2. Сестра студентка второго курса мединститута уже дает советы бабушке. 3. К брату зашел сосед студент. 4. Папа мастер на все руки сумел починить протекающий кран на кухне. 5. Неизменный маяк помощник рыбаков горит бессменно на посту.

2 группа вывод Песня , крылатая птица , смелых скликает вперед. Любые приложения, стоящие после определяемого слова - существительного Сущ. + приложение 2. Сестра , студентка второго курса мединститута , уже дает советы бабушке. 3. К брату зашел сосед , студент . 4. Папа , мастер на все руки , сумел починить протекающий кран на кухне. 5. Неизменный маяк , помощник рыбаков , горит бессменно на посту.

4 группа вывод Смелый охотник хорёк нападает на животных и крупнее его. 2. Смышленые звери бобры зимуют разумно. 3. Упрямец во всем юноша оставался упрямцем в учении. 4. Мастер на все руки мама сшила мне новогодний костюм за два дня. 5. Талантливые музыканты ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.

4 группа вывод Смелый охотник , хорёк нападает на животных и крупнее его. Приложения, стоящие перед им. сущ., имеющие обстоятельственное значение причины 2. Смышленые звери , бобры зимуют разумно. 3. Упрямец во всем , юноша оставался упрямцем в учении. 4. Мастер на все руки , мама сшила мне новогодний костюм за два дня. 5. Талантливые музыканты , ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.

5 группа вывод Собачка эта по кличке Чибис была любопытнейшим созданием. 2. Бегемот или гиппопотам большую часть времени проводит в воде. 3. Этот мальчишка по имени Иван учится в шестом классе. 4. Многие произведения например сказки Пушкина запоминаются на всю жизнь. 5. Лев то есть царь зверей известен многим.

5 группа вывод Собачка эта, по кличке Чибис , была любопытнейшим созданием. Приложения, присоединяющиеся словами по имени, по прозвищу, по фамилии, или, родом, например, то есть… 2. Бегемот , или гиппопотам , большую часть времени проводит в воде. 3. Этот мальчишка , по имени Иван , учится в шестом классе. 4. Многие произведения , например сказки Пушкина , запоминаются на всю жизнь. 5. Лев , то есть царь зверей , известен многим.

Обособление приложений Лич. мест ,/ / , Сущ . , / / , / / , лич. мест . Имя собст. , / / , / О бст. знач. / , сущ . Сущ., / по имени …/,

Конструирование предложений Иванов был опытным трактористом. Он разбирался в машинах различных марок. Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать. Они юные натуралисты. Они заботятся о сохранении природы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Выучить правило на с.147 2) Выписать 5 предложений с приложением из комедии Гоголя “Ревизор”, упр.308 (выписать приложения с определяемыми словами)

СИНКВЕЙН 1 Кто? Что? (тема) 1 сущ-ое 2 Какой? (описание темы) 2 прил-ых 3 Что делает? 3 глагола 4 Что автор думает? Фраза из четырёх слов 5 Кто? Что? (обобщение) 1 сущ-ое

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по русскому языку ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (закрепление)

Разработка конспекта урока по русскому языку ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (закрепление). 8 класс. Программа по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. Количество уроков по теме 5. Место.


Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки".


Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить знания об обособленных определениях и прил.



План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ.

конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской.


Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Знать об обособлении согласованных приложений
  • Уметь ставить выдели­тельные знаки препинания при них
  • Закрепить пунктуационные навыки
  • Запишите предложение, расставьте и объясните знаки препинания
  • Счастливая, Лидия возвращалась домой со встречи с давними друзьями.
  • Осенний дождь, шпанистый, беспризорный, мне музыка тоски его близка. (В. Костров)
  • А он, мятежный, просит бури… (М.Лермонтов)
  • Запишите предложение, расставьте и объясните знаки препинания
  • Счастливая, Лидия возвращалась домой со встречи с давними друзьями.
  • Осенний дождь, шпанистый, беспризорный, мне музыка тоски его близка. (В. Костров)
  • А он, мятежный, просит бури… (М.Лермонтов)
  • Что называется приложением?
  • Как выражаются приложения?

Мы, артиллеристы, хлопотали возле орудий. (Л.Толстой)

2) если распространенные приложения стоят после определяемого существительного:

На стене висел старинный синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа.

3) если приложение относится к имени собственному и стоит после него:

Н.И.Пирогов, замечательный русский хирург и ученый, поступил на медицинский факультет Московского университета в четырнадцать лет.

4) если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение:

Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ материал к уроку.docx

Стоявшие по колено в сугробах ели были гр.мадно высоки (В. Катаев).

Но ещ. выше было небо все засыпа(н,нн)ое зимними звездами (В. Катаев).

Над домами в.сели мутные обл.ка а (в)низу лежал белый снег пушистый и холодный (В. Короленко).

Рассвет сопровождает.ся снегом; мелкий и холодный он иголками колет лицо.

Озаря.мый луною светился тихо край родной. (Н.Рубцов)

Материал для наблюдения

Известная картина , она является лучшим пейзажем художника.

И. Грабарь, талантливый художник , признавался, что из всех деревьев он больше всего любит берёзу.

Мастер своего дела , И. Грабарь в этом пейзаже достиг предельной цветовой насыщенности

Выписать предложения с обособленными приложениями

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие недвижные спят сосны, снежные великаны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Они, сугробы , таят в себе невидимую глазу жизнь. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Белка , шустрая проказница , теребит у вершины ели спелую шишку.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки мышей и птиц , лесных жителей . Только очень внимательный человек, настоящий следопыт , может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

(по Соколову-Микитову)

Выбранный для просмотра документ открытый урок 8 класс.docx

Учитель русского языка и литературы Пирожкова Тамара Владимировна

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Обособленные приложения

1) вспомнить , что такое приложение; познакомить с условиями обособления приложений;.

2) продолжить развивать мотивации к учению, формировать взгляд на учение как на ценность;

3) формировать умения создавать зрительный образ учебного материала, приёмов сопоставления и выделения общего признака, умений видеть логические связи между языковыми явлениями; развивать коммуникативные навыки; совершенствовать орфографическую зоркость;

3) обобщить известную информацию об обособлении определений; вырабатывать умения различать обособленные определения и обособленные приложения.

Оборудование : презентация, раздаточный материал, тетради-справочники.

1. Приветствие

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбку подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам!

2.Лингвистическая сказка (слайд2)

- Сегодня мы начнём урок с повторения. И поможет нам в этом сказка . Не обычная, а лингвистическая. (Заранее подготовленные учащиеся показывают сказку )

В синтаксическом царстве, в синтаксическом государстве жили- были члены предложения.

Однажды на синтаксическом собрании слово попросило Определение.

Определение . Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми.

Подлежащее . Отчасти я с вами согласно, - отвечало подлежащее, - если все мы обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение , вы не обратили внимание на то, что Обособленные члены – это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения.

Думаю, все со мной согласятся, когда я приведу два примера:

1.Шумели под ветром сосны, высокие и стройные.

2.Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные.

Определение . В таком случае нужно договориться о правилах. Личное местоимение , с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям ?

Личное местоимение . С любой.

Определение. А Вы, Существительное?

Существительное . Только позади меня. Если же хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины, времени или уступки.

Определение . Вот и славно! На этом и остановимся.

- Назовите условия обособления определений.

3 . Повторим!( слайд 3)Прочитайте выразительно предложения, перепишите, расставьте знаки препинания, графически обозначьте определения.(работа в парах)

Стоявшие по колено в сугробах ели были гр.мадно высоки (В. Катаев).

Но ещ. выше было небо все засыпа(н,нн)ое зимними звездами (В. Катаев).

Над домами в.сели мутные обл.ка а (в)низу лежал белый снег пушистый и холодный (В. Короленко).

Рассвет сопровождает.ся снегом; мелкий и холодный он иголками колет лицо.

Озаря.мый луною светился тихо край родной. (Н.Рубцов)

4.Проверим !( слайд4) ( проверяем по цепочке)

Стоявшие по колено в сугробах ели были гр О мадно высоки. (В. Катаев)

Но ещ Ё выше было небо, все засыпаННое зимними звездами. (В. Катаев)

Над домами в И сели мутные обл а ка, а ВНИЗУ лежал белый снег, пушистый и холодный . (В. Короленко)

Рассвет сопровождае ТСЯ снегом; мелкий и холодный , он иголками колет лицо.(Е.Фёдоров)

ОзаряЕмый луною , светился тихо край родной. (Н.Рубцов)

5.Вспомним. Что такое приложение?(Слайд5)

Приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

6.Устная работа. Найдите приложения. Объясните употребление дефиса в приложениях ( слайд 6,7,8)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.Некрасов

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет
волшебница-зима .

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев

7. Обособленные приложения. Изучение нового материала.( слайд9)

Словарная работа

1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.

2) что . В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации), а на письме- при помощи запятой или тире- часть предложения. О.определение

- Какие члены предложения обособляются?

8.Запись темы урока( слайд 10)

9.Материал для наблюдения( слайд 11)

Прочитайте, найдите приложения, к каким словам они относятся.

Чем выражены определяемые слова?

Какую синтаксическую роль выполняют приложения?

Где находятся по отношению к определяемым слова приложения?

Известная картина , она является лучшим пейзажем художника.

3) И. Грабарь, талантливый художник , признавался, что из всех деревьев он больше всего любит берёзу.

4) Мастер своего дела , И. Грабарь в этом пейзаже достиг предельной цветовой насыщенности.

Сделайте вывод об обособлении приложений. Результат наблюдений запишите в таблицу.

10.Заполнение таблицы( слайд 12)

3 ) если приложение относится к имени собственному и стоит после него

И. Грабарь, талантливый художник , признавался, что из всех деревьев он больше всего любит

4) если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение

Мастер своего дела , И. Грабарь в этом пейзаже достиг предельной цветовой насыщенности

11. Проверим заполненную таблицу.( слайд 13)

12. Работа с учеником.( стр.172 правило)

Сверяем с учебником, делаем вывод о правильности заполнения таблицы.

13.Закрепление нового материала ( слайд 14)

Прочитайте текст, выпишите предложения с приложениями.( Комментированное письмо)

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие недвижные спят сосны, снежные великаны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Они, сугробы , таят в себе невидимую глазу жизнь. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Белка , шустрая проказница , теребит у вершины ели спелую шишку.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки мышей и птиц , лесных жителей . Только очень внимательный человек, настоящий следопыт , может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

(по Соколову-Микитову)

14. Итог урока.

Назовите условия обособления приложений.( слайд 15)

15.Укажите неверные утверждения:

1) Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно называются обособленными.

2) На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире.

3)Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.

4)Не обособляются определения, если они относятся к личному местоимению.

Д/з. Составьте сочинение о зиме, употребляя обособленные приложения

Выбранный для просмотра документ открытый урок 8 класс.pptx

Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка и литературы Пирожкова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка и литературы Пирожкова.

Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка и литературы Пирожкова Тамара Владимировна МАОУ СОШ №1 г.Кунгур, Пермский край

Лигвистическая сказка Определение Подлежащее Личное местоимение Существительное

Лигвистическая сказка Определение Подлежащее Личное местоимение Существительное

Повторим! Стоявшие по колено в сугробах ели были гр.мадно высоки (В. Катаев).

Повторим! Стоявшие по колено в сугробах ели были гр.мадно высоки (В. Катаев). Но ещ. выше было небо все засыпа(н,нн)ое зимними звездами (В. Катаев). Над домами в.сели мутные обл.ка а (в)низу лежал белый снег пушистый и холодный (В. Короленко). Рассвет сопровождает.ся снегом; мелкий и холодный он иголками колет лицо. Озаря.мый луною светился тихо край родной. (Н.Рубцов)

Проверим! Стоявшие по колено в сугробах ели были грОмадно высоки. (В. Катаев).

Проверим! Стоявшие по колено в сугробах ели были грОмадно высоки. (В. Катаев) Но ещЁ выше было небо, все засыпаННое зимними звездами. (В. Катаев) Над домами вИсели мутные облака, а ВНИЗУ лежал белый снег, пушистый и холодный. (В. Короленко) Рассвет сопровождаеТСЯ снегом; мелкий и холодный, он иголками колет лицо.(Е.Фёдоров) ОзаряЕмый луною, светился тихо край родной. (Н.Рубцов)

Что такое приложение ? Приложение – это особый вид определения, выраженный им.

Что такое приложение ? Приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обх.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима. А.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною.

 Обособленные приложения

Толковый словарь С.И.Ожегова ОБОСОБИТЬ: 1) что-кого. Выделить из общего, соз.

Толковый словарь С.И.Ожегова ОБОСОБИТЬ: 1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду. 2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации), а на письме- при помощи запятой или тире- часть предложения. О.определение

Известная картина, она является лучшим пейзажем художника. Картина «Февральск.

Заполните таблицу Условия обособления Примеры

Заполните таблицу Условия обособления Примеры

Условия обособления Примеры 1) если относится к личному местоимению Известна.

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие недвижные спят сосны.

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие недвижные спят сосны, снежные великаны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Они, сугробы, таят в себе невидимую глазу жизнь. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Белка, шустрая проказница, теребит у вершины ели спелую шишку. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки мышей и птиц, лесных жителей. Только очень внимательный человек, настоящий следопыт, может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса. (по Соколову-Микитову) Найдите и выпишите предложения с обособленными приложениями

Укажите неверное утверждение 1) Члены предложения, выделяемые по смыслу и ин.

Укажите неверное утверждение 1) Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно называются обособленными. 2) На письме обособленные члены выделяются запятыми. 3)Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного. 4)Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

Домашнее задание Составьте сочинение о зиме, употребляя обособленные приложения

Домашнее задание Составьте сочинение о зиме, употребляя обособленные приложения

Читайте также: