Социально экологические особенности демографии человечества конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: таблицы, схемы, графики роста численности человечества по регионам, компьютерная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Межпредметные связи: с экономической географией.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (беседа по вопросам).

А) Охарактеризуйте тенденции роста численности человечества во времени.

Б) Назовите основные причины ускоренного роста населения Земли.

В) Какой кривой можно изобразить рост численности населения Земли? Дайте характеристику этой кривой.

Г) Каковы перспективы темпов роста численности человечества?

3. Изучение нового материала.

а) Вступительное слово учителя.

Научная теория народонаселения рассматривает население, участвующее в труде, как главную производительную силу общества, основу всего общественного производства. Постоянно взаимодействуя со средой население играет активную роль в её преобразовании. В то же время - население выступает как главный потребитель материальных благ. Поэтому численность населения - один из важных факторов развития каждой страны, да и человечества.

В свою очередь, рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупности процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Процессы естественного воспроизводства населения изучаются различными отраслями демографии как науки (слайд).

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения - процессы биологические. Но, тем не менее, на них решающее воздействие оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и в семье.

б) Вопрос к учащимся: как вы думаете, от каких факторов зависит уровень смертности?

Возможный ответ учащихся: уровень смертности зависит от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития здравоохранения.

в) Вопрос: от каких факторов зависит уровень рождаемости?

Возможный ответ: уровень рождаемости тоже зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей, от состояния здоровья женщин, от роста доходов, от занятости женщин карьерой и т.д.

В самом упрощенном виде можно говорить о двух типах воспроизводства населения.

Первый тип воспроизводства: демографический кризис.

1. Для стран первого типа воспроизводства характерны невысокие показатели рождаемости и смертности и соответственно, естественного прироста.

2. В этих странах растет доля пожилых и старых людей, что снижает показатель рождаемости и увеличивает показатель смертности.

3. Среди стран первого типа воспроизводства можно выделить три подгруппы. Россия относится к третьей подгруппе стран с отрицательным естественным приростом.

Второй тип воспроизводства - демографический взрыв.

1. Для стран со вторым типом воспроизводства характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста. Показатели смертности относительно низкие.

2. Развивающиеся страны оказывали и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения, определяя демографическую ситуацию во всем мире.

е) Вопрос учителя: как вы думаете, в чем причины региональных демографических различий?

Учащиеся называют разные причины в том числе уровень жизни населения. Возникает проблема: почему при высоком уровне жизни населения в странах Северного региона: США, Канада, Италия, Германия и т.д. низкий уровень рождаемости, а в странах Южного региона, с низким уровнем жизни населения, уровень рождаемости высокий?

Ответ дает учитель, знакомя учащихся с теорией Т.Мальтуса, которая рассматривает взаимосвязь роста средств существования и роста рождаемости. Но на определенном этапе эта взаимосвязь оказывается обратно пропорциональной, что мы и видим на примере стран Северного региона.

з) Региональный компонент. Демографическая ситуация в поселке Ромоданово (слайдовая презентация).

Учащимся предлагаются следующие вопросы.

1. Какие факторы влияют на численность населения Северного региона?

2. Укажите причины роста населения в развивающихся странах.

3. Рассчитайте, какую долю населения Земли (в %) составляют сейчас жители Южного региона в целом; жители Южной Азии, Африки и Латинской Америки по отдельности.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Изучить текст учебника.

Составить подборку материалов из газет, журналов и т.д. о демографических процессах в Республике Мордовия и поселке Ромоданово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сформировать представления учащихся об экологических факторах, ограничивающих рост численности человечества;

Развивать навыки групповой работы; умения преобразования учебного текста в краткие схемы;

Воспитывать коммуникативную культуру, чувство потребности в здоровом образе жизни.

Тип урока : изучение нового материала

Организационный момент – 3 минуты

Актуализация знаний – 8 минут

Изучение нового материала – 25 минут

Закрепление знаний – 4 минуты

Рефлексия – 3 минуты

Задание на дом – 2 минуты

Проверка готовности обучающихся к уроку

Разделение на 4 группы

Изучение нового материала:

hello_html_m41ca1254.jpg

Беседа на обозначение экологических факторов, которые могут оказывать регулирующее действие на численность популяции человечества (в ходе беседы необходимо выделить 4 основных фактора: климат, пищевые ресурсы, хищники и болезни). В процессе обсуждения учитель на доске вычерчивает начало схемы:

hello_html_m35364d4d.jpg

Работа с текстом §30 по составлению схемы урока – учащиеся работают в группах. Каждой группе необходимо раскрыть влияние определённого фактора на человеческую популяцию, указав, как человек научился преодолевать последствия фактора и что ещё до сих пор влияет на рост численности человечества. Представители групп по очереди выходят к доске и дополняют схему.

После каждого дополнения происходит комментирование учителя с элементами рассказа, а также знакомство с дополнительными фактами:

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, грозит ли человечеству в ближайшее будущее проблема нехватки мест для проживания?

Ядовитые змеи убивают в общей сложности по 100 тысяч человек каждый год. В мире насчитывается более 2500 видов змей, причем только около 700 ядовитых, В нашей стране встречаются 60 видов змей, из них 10 — ядовитых. Ядовитые змеи никогда не нападают на человека первыми и, увидев его, обычно стараются скрыться.

При встрече с опасным преследователем африканский буйвол нападает на него и протыкает их своими рогами. Гораздо большую опасность, нежели буйвол, может представлять стадо буйволов, в котором собирается до тысячи голов. Из-за нападений этого животного каждый год погибает более 500 человек.

По статистике, от словов погибает 600 человек ежегодно. Это животное попросту слишком крупное и сильное, ему достаточно одного неловкого движения, чтобы убить крокодила, льва или человека. Так, в Индии и Бангладеш слоны повадились воровать у людей рисовое пиво, в результате пьяные животные затаптывают от 10 до 100 человек в год.

Крокодилы опасны для человека в разной степени. Ученые подсчитали, что крокодилы убивают больше людей, чем все остальные животные. Каждый год погибает более 2 тысяч человек, и цифра не только не уменьшается, но даже увеличивается.

Задание: подсчитайте по этим данным – сколько людей ежегодно гибнет от хищников?

Работа с медицинскими картами – учащимся предлагается ознакомиться со своими медицинскими катами и выяснить, какие прививки и в каком возрасте им были поставлены.

Существует ли проблема голода в современном обществе?

Какие страны более всего страдают от недостатка пищи и почему?

Согласны ли вы с тем, что генномодифицированные продукты могут помочь в борьбе с нехваткой пищевых ресурсов?

Закрепление знаний: каждый учащийся получается карточки с названием одного из экологических факторов. Необходимо прикрепить свою карточку магнитами в соответствующий столбец таблицы, нарисованной на доске, в соответствии с влиянием данного фактора на демографию.

Гипермаркет знаний>>Экология>>Экология 10 класс>> Социально-экологические особенности демографии человечества

§ 30. Социально-экологические особенности демографии человечества

Вспомните
Популяция
Демография
Экологические
факторы
Экологическая
емкостъ среды

Фундаментальные экологические закономерности изменений численности природных популяций приобретают особое значение в приложении к человечеству в поисках ответа на главный сегодня экологический вопрос: как человеку выжить на Земле?

Изменения размеров популяций любого вида, как вы уже знаете, происходят не беспорядочно, а в соответствии с определенными экологическими закономерностями.

Народы, населяющие разные континенты, регионы и страны, живущие в разных природно-социальных условиях, с точки зрения экологии могут рассматриваться как географические популяции человека. Население всей планеты, т. е. человечество в целом, — это глобальная или общемировая популяция человека. Изменения численности и структуры популяций человека изучает демография. Демографические закономерности в приложении к человечеству имеют как общие экологические черты, так и свои характерные особенности. Отличия демографии человека определяются уникальным его положением в системе животного царства как единственного на Земле биосоциального вида.

Численность человечества определяется соотношением рождаемости и смертности. В этом человек подобен любому биологическому виду. Как подметили еще более сотни лет тому назад (например, Чарлз Дарвин и другие исследователи), способность к размножению таит в себе потенциальную возможность наращивания численности в геометрической прогрессии, т. е. увеличение ее в принципе до бесконечности. В природе, благодаря сопротивлению среды, эту возможность не реализует ни один биологический вид. А каковы в этом плане возможности биосоциального вида — человека?

Рассмотрим применительно к человеку особенности проявления четырех наиболее характерных экологических факторов, эффективно ограничивающих потенциально бесконечный рост природных популяций. Это климат, хищники, болезни и пища.

Климат. По способности заселять любые климатические зоны человек не имеет себе равных среди биологических видов. Естественно, что районы с оптимальным для него климатом, где легче обеспечить жизненный комфорт, охотнее заселяются людьми, чем территории с экстремальными условиями существования (полярные зоны, пустыни, высокогорья). Способность изготавливать одежду, строить жилье, использовать дополнительную энергию для регулирования температуры и влажности, т. е. разнообразная социально-экономическая и техническая деятельность, позволила человеку почти полностью нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятного климата на демографические процессы. В настоящее время климатические условия оказывают незначительное влияние на расселение людей по земному шару.

Климатический фактор, прямо или косвенно влияющий на численность и распределение большинства наземных видов, над человеком в этом отношении уже не властен.

Хищники. Как свидетельствуют раскопки поселений первобытного человека, древние люди нередко оказывались жертвами крупных хищников. Но овладение огнем и орудиями охоты многократно усилило могущество человека и обеспечило ему превосходство даже над самыми крупными и сильными животными.

В настоящее время хищники не оказывают ни малейшего влияния на численность человечества.

Однако в последние десятилетия внезапно проявила себя новая инфекционная болезнь — синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Он впервые был обнаружен в 1981 г. в Калифорнии (США), а в 1987 г. — в России. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) передается через кровь,'например при многократном использовании шприцев, или половым путем. СПИД поражает иммунную систему организма, который становится беззащитным против любых других болезней. Инкубационный (скрытый) период от инфицирования до болезни может составить от полугода до 5 лет и более. Лекарств, позволяющих полностью вылечить больных СПИДом, нет, и потому пока не удалось спасти ни одного заболевшего им человека. СПИД поражает в первую очередь репродуктивные поколения. Широкое обследование населения показало катастрофический рост количества ВИЧ-инфицированных во всех странах мира. Ежегодно их число возрастает на 15—20 тыс. человек, а в 2000 г. достигло 35 млн, т. е. носителем вируса СПИДа стал почти каждый сто пятидесятый житель Земли.

Во многих странах Африки, Азии, Южной и Центральной Америки продолжают свирепствовать болезни, связанные с антисанитарией, недоеданием, нехваткой чистой питьевой воды. Это прежде всего острые легочные и кишечные заболевания: туберкулез, холера, дизентерия и многие другие.

Несмотря на несомненные успехи медицины, болезни полностью не побеждены и остаются для человечества опасными факторами, способными влиять на ход демографических процессов.

Пища. Для всех животных пищевые ресурсы — основа экологической емкости среды. Человек не исключение. Но он гораздо успешнее, чем любой другой вид, умеет увеличивать для себя запасы пищи.

История человечества — поиск все новых и новых пищевых ресурсов. Сотни тысяч лет первобытные люди собирали доступную им пищу, охотились на доступную им добычу. Примерно так добывают себе пропитание всеядные животные, например медведи. Но в отличие от них уже первобытные люди научились расширять свои пищевые возможности, увеличивать доступность пищи, пользуясь простейшими орудиями.

Около 10 тыс. лет назад на Ближнем Востоке возникло сельское хозяйство. Жители тех мест научились выращивать съедобные растения, содержать полезных для себя животных. Такие способы получения пищи диким животным неведомы. Животные свою пищу отыскивают, собирают, ловят. Человек ее производит, вкладывая в это свойтруд и дополнительную энергию.

Производство пищи — принципиальное экологическое отличие человека от всех биологических видов, одно из главных проявлений его социальных особенностей. Уже несколько тысячелетий люди совершенствуют производство продовольствия, увеличивая его количество и улучшая качество. В результате возрастает выживаемость, растет численность человечества.

Возможности увеличения пищевых ресурсов не беспредельны. За последнюю тысячу лет жесточайший голод неоднократно охватывал многае районы мира. Даже сейчас, при высоком уровне производства продовольствия в отдельных странах, почти 10% мирового населения страдает от голода (более всего в Африке) и еще столько же от неполноценной пищи (например, при нехватке животного белка).

Недостаток пищи или каких-то важных ее компонентов всегда был и остается важным фактором, влияющим на выживание населения отдельных стран и регионов. Рост производства продовольствия снижает смертность и тем самым способствует росту численности населения Земли.

Численность любого биологического вида определяется системой экологических связей. Численность единственного биосоциального вида — человека — определяется системой экосоциальных связей.

Предельная численность любого вида ограничивается экологической емкостью среды его обитания. Предельная численность человечества ограничивается планетарной социально-экологической емкостью. Человек непрерывно ее расширяет, но она все же имеет верхнюю границу на Земле.

Демография

• Примеры и дополнительная информация

1. На Земле не осталось мест, где не ступала нога человека. Открыты все острова, исследованы все жаркие и ледяные пустыни, покорены все горные вершины. Экстремальный климат длительное время препятствовал проникновению человека в труднодоступные районы, а сейчас сдерживает их освоение.

2. Среди множества болезней человека самую массовую гибель людей в средние века вызывали чума, холера и оспа. Чума — острое инфекционное заболевание человека и животных (главным образом грызунов).

Вызывается бактерией — чумной палочкой. Заражение происходит либо при контакте с больным или погибшим человеком или животным, либо через переносчиков (блох). Поражает легкие, лимфатические узлы и другие органы, вызывает сильную интоксикацию и гибель. Природные очаги чумы в Азии, Африке и Южной Америке поддерживаются инфицированными грызунами (суслики, песчанки, крысы и др.). Они находятся под постоянным строгим контролем международных и государственных эпидемиологических (противочумных) служб, которые ежегодно выявляют и подавляют отдельные вспышки заболеваний. Оперативные меры (прививки людям, уничтожение грызунов) препятствуют возникновению массовых эпидемий чумы.

Холера вызывает острые кишечно-желудочные расстройства, обезвоживание организма. Около 1% больных людей умирает. Возбудитель — бактерия холерный вибрион. Заражение происходит через воду и пищу. В прошлые столетия из-за холеры гибли миллионы людей, но и в наше время возникают местные эпидемии. Ежегодно заболевают тысячи человек. Больше всего от холеры страдает население Африки и некоторых районов Азии. Почти каждое лето отмечают заболевания холерой на юге России. Главные меры профилактики заключаются в надежной очистке и обеззараживании питьевой воды, использовании только доброкачественных и тщательно вымытых продуктов.

В среднем на человека в год сейчас производят примерно 350 кг зерна (пшеницы, риса, кукурузы и других культур). Общая пищевая ценность производимого в мире продовольствия составляет в среднем 2600 ккал на человека в день, что несколько выше средней суточной нормы в 2500 ккал. Но из-за несовершенной системы распределения этого продовольствия не хватает, и число голодающих людей растет. От недоедания, неполноценного питания и вызываемых этим болезней в развивающихся странах ежегодно умирает от 20 до 40 млн человек, в основном детей. Самая тяжелая продовольственная ситуация сложилась в Африке. Большинство населения многих стран континента (Эфиопия, Сомали, Чад, Судан, Ангола и др.) испытывает постоянный голод. Самое неравномерное распределение касается самых ценных животных белков. 20% мирового населения, живущего в Европе, Северной Америке и Японии, потребляет 80% молока и мяса, а 80% жителей других регионов довольствуются 20% животных белков. Для обеспечения полноценного питания всего населения Земли необходимо общее увеличение производства продовольствия и совершенствование механизма его распределения.

1. Назовите побежденные или надежно контролируемые человеком болезни. Какие болезни продолжают оставаться причинами высокой смертности людей? Против какой новой болезни лекарство пока не найдено?
2. Каким образом человек преодолевает дефицит пищевых ресурсов и тем самым расширяет социально-экологическую емкость среды своего обитания?
3. В чем сходство и различие экологической и социально-экологической емкости среды обитания?
4. В целом справедливое утверждение, что только человек способен заселять любые климатические зоны, нуждается в некоторых уточнениях.

— Есть ли животные, не уступающие человеку в широте географического распространения на планете? Если да, то назовите их.
— Какие территории Земли, кроме Антарктиды, также непригодны в настоящее время для постоянного проживания человека? 5. Принципиальное экологическое отличие человека от любых других видов заключается в его способности расширять емкость среды за счет производства продовольствия. В животном царстве встречаются, однако, редкие исключения из этого правила: некоторые виды способны, например, выращивать себе пищу. Что это за виды?

Составьте таблицу известных вам из первой части учебника экологических факторов, регулирующих численность популяций животных. В одной колонке перечислите те из них, которые полностью или почти полностью нейтрализованы человеком. Во втором столбце назовите факторы, действие которых существенно ограничено человеком, но в некоторых регионах продолжают тем не менее влиять на демографические процессы.

Тема для дискуссии.

Предшествующий рост численности человечества обеспечивался его способностью увеличивать экологическую емкость своей среды обитания. Значительное увеличение площадей сельскохозяйственных угодий в будущем вряд ли возможно. Обсудите иные возможности увеличения социально- экологической емкости среды. Возможно ли принципиально новое, революционное решение этой проблемы?

Чернова Н. М., Основы экологии: Учеб. дня 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; Под ред. Н. М. Черновой. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 304 с.


Планирование по экологии, учебники и книги онлайн, курсы и задачи по экологии для 10 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Тип урока: изучение нового материала

Организационный момент - 3 минуты

Актуализация знаний - 8 минут

Изучение нового материала - 25 минут

Закрепление знаний - 4 минуты

Рефлексия - 3 минуты

Проверка готовности обучающихся к уроку

Разделение на 4 группы

Ядовитые змеи убивают в общей сложности по 100 тысяч человек каждый год. В мире насчитывается более 2500 видов змей, причем только около 700 ядовитых, В нашей стране встречаются 60 видов змей, из них 10 - ядовитых. Ядовитые змеи никогда не нападают на человека первыми и, увидев его, обычно стараются скрыться.

При встрече с опасным преследователем африканский буйвол нападает на него и протыкает их своими рогами. Гораздо большую опасность, нежели буйвол, может представлять стадо буйволов, в котором собирается до тысячи голов. Из-за нападений этого животного каждый год погибает более 500 человек.

По статистике, от словов погибает 600 человек ежегодно. Это животное попросту слишком крупное и сильное, ему достаточно одного неловкого движения, чтобы убить крокодила, льва или человека. Так, в Индии и Бангладеш слоны повадились воровать у людей рисовое пиво, в результате пьяные животные затаптывают от 10 до 100 человек в год.

Читайте также: