План конспект семинарского занятия по педагогической психологии

Обновлено: 07.07.2024

Рассмотрим основные функции семинарских занятий в учебном процессе.

Закрепление полученных знаний осуществляется разными способами. Во-первых, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, изученный на лекциях или по учебнику. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными.

Развитие умений самостоятельной работы происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам возможности самостоятельного поиска.

Стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов на семинарах. Они могут стимулировать:

репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизвести определенный материал
продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.

В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

Внимание и его виды;
Понятие о памяти;
Основные свойства характера.

Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

Чем отличается. ;
Что общего между. ;
Какие механизмы. ;
Выделите достоинства и недостатки. (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны).

Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании конспекта. Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбираться на основе разных критериев.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является продумывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа вопросов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Предполагается, что большее количество вопросов на одном двухчасовом занятии обсудить невозможно. Такой подход вполне оправдан для семинара репродуктивного типа. Однако многое зависит от характера и объема вопросов. Более частные, конкретные вопросы, а также вопросы, стимулирующие сравнение (поиск сходства и различия), анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, умозаключения, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.

Часто постановке вопросов предшествует подбор литературы. И это вполне объяснимо: вопросы зависят от того, какую литературу будут читать студенты. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке. Некоторые преподаватели исходят из принципа: чем больше, тем лучше. Однако это неверный подход с методической и психологической точек зрения. Он приводит к фрустрации у исполнительных студентов, поскольку они готовятся также к семинарам по другим предметам, и на все у них не хватает времени. У ленивых студентов и вовсе пропадает желание читать. Более правильный с методической точки зрения подход должен основываться на учебных планах. Он заключается в том, что длительность подготовки студента к семинару не должна существенно отличаться от длительности самого семинара. Обосновывается это тем, что при разработке учебных планов аудиторная и самостоятельная работа студентов обычно планируется в соотношении 50 на 50%. Конечно, разные студенты читают и конспектируют в разном темпе. На каких из них следует ориентироваться, решает преподаватель.

Конспект семинарского занятия содержит:

1) тему;
2) вопросы;
3) литературу;
4) формы проверки подготовленности студентов к занятию;
5) формы организации работы студентов при обсуждении вопросов;
6) результаты, которые будут достигнуты в итоге занятия.

Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске литературы, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Методически важным является вопрос о том, следует ли указывать источники материала и рекомендовать страницы источника, где можно найти соответствующие данные. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Все зависит от характера занятия и от типа студентов. Студенты младших курсов, возможно, нуждаются в указании на страницы источников, поскольку самостоятельный поиск для них — еще трудная задача. На последующих этапах работы страницы можно не указывать. В этом случае поиск и выбор необходимого материала будет для студентов еще одной учебной задачей. На старших курсах в рамках спецсеминаров литература для изучения может не рекомендоваться вообще. Таким образом, студенты будут постепенно приучаться к различным формам самостоятельной работы с литературой.

Конспектирование книг и статей — довольно типичное задание, которое дается студентам при подготовке к семинару. Однако его целесообразность не всегда очевидна. Мы имеем в виду довольно распространенную ситуацию, когда студенты без достаточного осмысления переписывают значительные фрагменты первоисточников. Чтобы конспектирование приносило пользу при подготовке к занятию, нужно обучать студентов этому виду деятельности. В частности, их нужно учить:

отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;
лексической и синтаксической переработке текста;
схематизации и структурированию прочитанного материала;
формулированию выводов по прочитанному материалу.

Только в этом случае конспектирование будет не простым переписыванием текста, а интеллектуальной переработкой информации, на что и рассчитывает большинство преподавателей, побуждая студентов конспектировать первоисточники.

умение соблюдать временной регламент;
умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;
умение активизировать на занятии как можно большее число студентов';
умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения студентов в ответе на вопрос;
умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);
умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.

Проведение семинара творческого типа менее традиционно при обучении психологии. На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студентов. В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что студентов не просят воспроизвести материал определенного источника (лекции, учебного пособия, первоисточника). Студентам ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа:

Сравните. ;
Найдите отличие. ;
Найдите сходство. ;
Проанализируйте. ;
Найдите связь. ;
Докажите достоинства и недостатки определенной позиции.

конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга.

Основная цель работы : 1.создание условий для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние как средство достижения личных жизненных целей;

2.формирование знаний, умений и навыков педагогов по способам регуляции психоэмоционального состояния.

Задачи - Создание доброжелательной атмосферы взаимодействия участников

-Осознание своих ценностных ориентаций и личных приоритетов

-Повышение профессиональной компетенции

-Снятие психоэмоционального напряжения

-Развитие навыков саморегуляции

арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.

Форма работы : групповая. Участники: педагоги начальной школы (10-15человек).

Техническое обеспечение :карандаши, ручки, краски, бумага и т.п. Оборудование: столы, стулья, магнитофон, учебная доска.

Время (на занятие): 1час 20минут.

2.Введение в тему.

Вопросы для обсуждения

Создание доброжелательной атмосферы.

Осознание своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.

Как вы себя чувствуете?

2.Введение в тему.

Введение в тему занятия.

Работа в подгруппах. Презентация своего герба в виде скульптуры.

Работа в группе

Какой из этапов работы был самым трудным? Самым легким?

Чья идея оказалось наиболее оригинальной, творческой?

Какие способы принятия решения вы использовали в создании идеи герба?

Как вы оцениваете свое выступление и выступление вашей подгруппы?

Осознание своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.

Повышение профессиональной компетенции

Снятие психоэмоционального напряжения

Методика способствует развитию рефлексивного самосознания: Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать.

Способствует стабилизации эмоционального состояния.

Какие успехи вы вспомнили?

Трудно было вспомнить успехи? В какой из сфер труднее? В какой легче?

Измените ли вы что-нибудь на рисунках?

Как вы себя ощущаете?

Формирование навыка позитивного отношения к себе.

Развитие навыков саморегуляции и саморефлексии

Рефлексивная деятельность повышает самооценку, расширяет представления о самом себе.

Дать возможность обязательно каждому высказаться.

Какие качества вы выбрали? Какие качества хотели бы формировать в себе?

Что было неожиданным для меня сегодня? Что я нового узнала про себя как личность?

Развитие навыков рефлексии.

Выражение своего мнения и впечатления по занятию в целом.

Что я сейчас чувствую? Какие эмоции и впечатления я получила от сегодняшнего занятия? Что еще хотела бы узнать в будущем? Мои итоги сегодня.

3.А.С.Пpутченков. Тpенинг личностного pоста. М.,1993.

4.Лапин В.А., Редя Г.П. Групповая психотерапия.

Приветствие. Обмен приветствиями — это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы прежде всего встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас. Конечно, так происходит, если мы искренни в выражении своих чувств, если мы подлинны в своем поведении. Давайте попробуем разные формы приветствия и определим наиболее эффективные для вас. Для этого предлагаем участникам разделиться на две группы и встать напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов в две шеренги. Пожалуйста. Теперь по сигналу ведущего партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, реверансы, похлопывания, восторженные восклицания и тихие многозначительные взгляды Обменявшись приветствиями, партнеры меняются — делают шаг вправо. Пожалуйста, обменяйтесь приветствиями.. Хорошо. А сейчас в каждой шеренге участники, поменяйте партнеров. Пожалуйста. Теперь продолжим приветствие уже с новыми партнерами, в новой форме. Подумайте, как лучше приветствовать нового партнера, что подходит именно сейчас, именно для этого человека. Пожалуйста. Спасибо.

Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например "Лед и пламень", "То как зверь она завоет, то заплачет как дитя" "Тиха, печальна, молчалива "и т.д. Пожалуйста. Придумали? Хорошо, Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали. Просим вас. Спасибо.

Тест геометрических фигур.

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который относится их фигуры).

ПРЯМОУГОЛЬНИК : изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК : лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ : жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ : организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ : высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Семинарское занятие по психологии

Цель: сформировать представления о психологических особенностях дошкольного периода. Знать особенности психологической готовности ребенка к школьному обучению.

1. Изучить центральные новообразования дошкольного возраста;

2. Описать развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте;

3. Рассмотреть развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте;

4. Охарактеризовать развитие личности дошкольника

Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4. С. 340-375.

2. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч.1. С. 195-203.

4. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 272–284.

5. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 212-230.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 64-66, 121.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. Ч. 2. Гл. 5. С. 93–137.

Список рекомендуемой литературы для студентов:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Гл.3.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 80-89 (критика концепции В. Штерна).

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

Ход занятия:

Информационный материал: Дошкольный возраст – от 3 до 6(7) лет. Социальная ситуация развития: впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальная форма – это та сфера, в которую ребенок пытается войти.

Идеальной формой , с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей.

Формула социальной ситуации развития дошкольника:

ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ

Противоречие этой социальной ситуации развития состоит в том, что ребенок есть член общества, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной связи с миром.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности. Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Предметом сюжетно-ролевой игры дошкольника является взрослый человек.

Компоненты сюжетно-ролевой игры:

1) роль взрослого;

2) игровые действия;

3) мнимая ситуация;

Игра – это ведущий, но не единственный вид деятельности дошкольника.

Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка:

- создается внутренний идеальный план деятельности;

- расширяется эмоциональная жизнь;

- идет подготовка к письменной речи и др.

Роль восприятия сказок в дошкольном возрасте:

- способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем; - становится своего рода психотерапией;

- способствует развитию воображения;

- усваивает жизненно важную информацию; - ставит и помогает решить моральные проблемы.

Основные тенденции в развитии психических процессов:

- в центре сознания в дошкольном возрасте стоит память.

Возникает намеренное запоминание, долговременная память;

- восприятие – усвоение сенсорных эталонов;

- мышление – характерны два главных признака (по Ж.Пиаже): эгоцентризм и синкретизм.

Улучшается наглядно-образное и начинает активно формироваться словесно-логическое мышление.

В дошкольном возрасте начинает формироваться личность:

v возникает цельное детское мировоззрение;

v возникают первые этические инстанции;

v возникает соподчинение мотивов;

v возникает произвольное поведение

Возникновение личного сознания – осознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми – приводит к кризису 7 лет. Симптомы кризиса 7 лет:

1) потеря непосредственности;

У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая влияет на внешнюю жизнь. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений: ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих общественно-полезную деятельность. Эта тенденция в наших условиях выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Работа на занятии

Задача 3. Предлагаем поразмышлять над такими примерами.

1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает комнату.

1 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАР 1. Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. 1. Определение предмета возрастной психологии. 2. Структура возрастной психологии. Система взаимосвязей с другими науками. 3. Задачи возрастной психологии Теоретические задачи Прикладные задачи. 4. Методы возрастной психологии. 5. Проблемы психологии возрастного развития 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., с. 2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.В. Гамезо [и др.]; под общ. ред. М.В. Гамезо. М., С Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Минск, Ч.1. Введение. 239 с. 4. Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Т. 2. С Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М., Панько, Е.А. Проблема психического развития в современной возрастной и педагогической психологии / Е.А. Панько // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Ф.И. Иващенко [и др.]; под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. Минск: Выш. школа, С Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С Эксперимент и особенности его применения в возрастной психологии. 2. Основные направления исследований в возрастной психологии в нашей стране и за рубежом. СЕМИНАР 2. Тема 2. Основные категории возрастной психологии. 1. Развитие как одна из основных категорий возрастной психологии.

2 1.1. Факторы, условия и движущие силы развития Созревание, рост и старение Научение и социализация Психическое развитие и развитие личности. 2. Категория обучения в возрастной психологии. 3. Воспитание как категория возрастной психологии. 4. Взаимосвязь категорий друг с другом Обучение и развитие Воспитание и развитие. 5. Принципы возрастной психологии. 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., с. 2. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Минск, Ч.1. Введение. 239 с. 3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 4. Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Т с. 5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М., Панько, Е.А. Проблема психического развития в современной возрастной и педагогической психологии / Е.А. Панько // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Ф.И. Иващенко [и др.]; под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. Минск: Выш. школа, С Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С , Анцыферова, Л.И. Принцип развития в психологии / Л.И. Анцыферова // Методологические проблемы психологии развития. М., С Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода гг.; под ред. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Издательство Московского университета, С Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, С Рубинштейн, С.Л. Обучение и развитие / С.Л. Рубинштейн // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы

3 психологов периода гг.; под ред. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Издательство Московского ун-та, С Система научных психологических понятий, описывающих процесс развития. 2. Теория культурно-исторического развития высших психических функций по Л.С. Выготскому. 3. Классификация и характеристика сензитивных периодов развития в жизни ребенка. СЕМИНАР 3. Тема 3. Теории психического развития. 1. Общие требования к теории развития. 2. Традиционные теории развития Эндогенные теории развития Экзогенные теории развития. 3. Современные теории развития Психоаналитическое направление Гуманистические теории развития Структурно генетическое направление Теории социализации. 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., с. 2. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Минск, Ч.1. Введение. С Карандашев, Ю.Н. История психологии развития / Ю.Н. Карандашев // Адукацыя i выхаванне , 4, 9, Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М., Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Т с. 7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода гг.; под ред.

4 И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Изд-во Московского университета, С Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже // Избр. психологич. труды. М., С Влияние среды и наследственности на развитие в разных психологических теориях: сравнительный анализ. 2. Движущие силы и направление развития в разных психологических теориях: сравнительный анализ. СЕМИНАР 4. Тема 4. Возрастная периодизация психического развития. 1. Основные подходы к построению периодизации. 2. Периодизация психического развития (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной). 3. Периодизация развития личности (Л.И. Божович, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна). 4. Периодизация всего жизненного пути (Э. Эриксон). 1. Ананьев, Б.Г Возрастная периодизация жизненного цикла человека / Б.Г. Ананьев // Избр. психологич. труды: в 2 т. М., Т. 1. С Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Минск, Ч.1. Введение. 239 с. 3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 4. Моргун, Т.Ф., Ткачева, Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии: уч. пособие / Т.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. М., Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Т с. 6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода гг.; под ред. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Изд-во Московского университета, С

5 8. Валлон, А. Психическое развитие ребенка: [пер. с франц.] / А. Валлон / Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение, с. 9. Запорожец, А.В. Основные проблемы онтогенеза психики / А.В. Запорожец // Избр. психологич. Труды: в т. М., Т. 1. С Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М.И. Лисина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода гг.; под ред. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Изд-во Московского университета, С Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, С Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Раздел 1 / Д.Б. Эльконин // Избр. психологич. труды. М., С Кризисы возрастного развития. 2. Сравнительный анализ эмпирических и теоретических представлений о периодизации развития. СЕМИНАР 5. Тема 13. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. 1. Проблема изучения развития человека в пожилом возрасте. 2. Общая характеристика пожилого и старческого возраста. 3. Структура и возрастные границы возраста. 4. Смерть и умирание Стадии приспособления к умиранию Смерть как окончательная стадия онтогенетического развития человека. 1. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. Л., Анциферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анциферова // Психологический журнал С. 3. Бороздина, Л.В. Геронтопсихологические исследования в США / Л.В. Бороздина // Психологический журнал С. 4. Карсаевская, Т.В. Философские аспекты геронтологии / Т.В. Карсаевская, А.Т. Шаталов. М., 1978.

6 5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. Л., Личные и профессиональные отношения в пожилом возрасте. 2. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию. 3. Проблемы психологической и социальной работы с пожилыми людьми.

11 1. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. Л., С Основные тенденции и подходы к периодизации взрослых возрастов. 2. Профессиональная реализация взрослых людей: гендерные различия. 3. Исследование психологии взрослых в трудах Б.Г. Ананьева. 4. Кризисы взрослого возраста. ЗАНЯТИЕ 9. Тема 13. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. 1. Проанализируйте проблемы психологической и социальной работы с пожилыми людьми и сформулируйте пути их разрешения. 1. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. Л., Анциферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анциферова // Психологический журнал С. 3. Бороздина, Л.В. Геронтопсихологические исследования в США / Л.В. Бороздина // Психологический журнал С. 4. Карсаевская, Т.В. Философские аспекты геронтологии / Т.В. Карсаевская, А.Т. Шаталов. М., Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 6. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. Л., 1990.

Читайте также: