Мои первые книжки 1 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока.

Предмет: Литературное чтение. Обучение грамоте.

Подготовил: учитель Волкова В.К.

Дата: 11.12.2019

1. Дидактическое обоснование: Азбука. Обучение грамоте. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г.

3. Дидактическая цель: сформировать первоначальное представление о книге , как о друге, наставнике , источнике добрых мыслей и важных знаний .

4. Тип урока: закрепление знаний

5. Задачи урока (УУД):

— Предметные: совершенствовать навыки чтения и рассказывания, расширять представления о жанровых особенностях текстов;

— Метапредметные:

1) Личностные: способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

2) Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

3) Познавательные: развивать умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в разной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

4) Коммуникативные: развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания.

6. Методы обучения : продуктивный.

7. Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; индивидуальная, работа в парах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать первоначальное представление о книге, как о друге, наставнике, источнике добрых мыслей и важных знаний.

Задачи урока:

Закрепление умения читать слова с изученными буквами, развитие самостоятельности чтения;

Расширение представлений о жанровых особенностях текстов;

Развитие желания посещать библиотеку.

1. Предметные результаты: создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение жанров литературы. Наблюдать особенности правописания Жи ,ши,;активизировать и расширять словарь.
2. Метапредметные результаты:
личностные:

сохранять мотивацию к учебе,

проявлять интерес к новому учебному материалу;

развивать речь, интонационное произношение, артистизм, способность к самооценке;

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, в речи, в уме;

познавательные:

осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме;

владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты;

выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте, обобщать.

коммуникативные:

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

1. Организационный этап.

Что такое счастье?

Когда ты чувствуешь себя очень счастливой?

У каждого человека своё понимание о счастье. Но сегодня на уроке мы попробуем почувствовать себя счастливыми.

А какое настроение у тебя?

2. Актуализация знаний.

Слайд - Прочитай.

- Что ты сейчас произнесла? (Звуки)

- На какие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? Согласные?

- Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)

- Посмотри на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?

- Какой звук обозначает буква ж?

- Что ты узнала об этом звуке на прошлом уроке?

- Прочитаем чистоговорку вместе.

Чистоговорка.

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

- Как бы ты могла помочь жуку? (Ответ)

- Надеюсь, что ты будешь всем помогать всегда.

Чистоговорка.

- Ответь на вопросы

1. Помещение, в котором живут. (Жилище)

2. Тот, кто совершил поджог. (Поджигатель)

- Какие меры безопасности нужно соблюдать, чтобы не случился пожар?

3. Африканское животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф)

4. Одежда без воротника и рукавов. (Жилетка)

5. Как назвать одним словом рыб, зверей, птиц и насекомых. (Животные)

-Что объединяет все эти слова? (сочетание ЖИ).

- Что тебе известно о написании сочетания ЖИ?

Приведи свои примеры.

Составь слова, сравни по написанию. Что в них общего? Какое правило нужно знать при написании этих слов?

-Прочитайте слова в правом и левом столбике.

-Что можешь сказать о слове Рыжик?

- Составь предложение из этих слов.

( Собака Рыжик сторожит дом. Ёжик бежит в лесу. Жук летит и жужжит.)

Жук так жужжит, что люди решили отметить это двумя буквами жж. Обрати

на это внимание при написании слова.

-Запиши предложения, которые составили.

Слайд Загадки слов

(Книга) выставка книг

А ты любишь чтобы тебе читали книги?

- что обычно учат наизусть?

-где хранятся книги?

- Как ты будешь искать нужную книгу в библиотеке?

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? О книгах

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Тема нашего урока какая ?

- Ты только начинаешь читать свои первые книжки, поэтому тема нашего урока так и называется "Мои первые книжки".

Слайд Учитель рассказывает о том, как появились первые печатные книги на Руси.

. Самым первым печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.

2) Работа над родственными словами

- Прочитай слова. Объясните их значение.

- Что в них общего? (Они все произошли от слова книга)

- Можешь ли ты себя назвать книголюбами?

- Как ты думаешь, какое из этих слов появилось первым? (Книга)

- А где живут книги? (В библиотеке)

- Мы отправляемся в библиотеку, чтобы выбрать первые книги.

Электронная физминутка для глаз.

4. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний.

Открой учебник на с.16.

- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся? (В библиотеке)

- Они выбрали книги в библиотеке.

- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества?

Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.

Знакомство с жанровыми особенностями произведений.

Литературные произведения делятся на жанры

Для каждого жанра характерны определённые признаки.

Слайд Обложки сказок.

- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом? (Сказки) Сказки – занимательное повествование с фантастическим, необычным сюжетом, в котором добро побеждает зло.

- В чём главная особенность сказок? (В сказках есть волшебство, разговаривают животные и предметы)

Викторина "Отгадай, о каких сказках идёт речь"

Показ картинок

Завяжем узелок на память

Слайд Обложки рассказов для детей.

А это какие произведения? Назови автора и название.

- Как же назовём все эти произведения одним словом?

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героев. Он отличается небольшим объёмом, небольшим числом героев и описание одной какой –нибудь истории.

- Чем отличается рассказ от сказки?

В рассказе говорится о том, что могло быть на самом деле.

Завяжем узелок на память

Слайд Обложки стихотворений для детей.

А мы возле следующего стеллажа.

Стихотворение- это небольшое произведение, которое изображает переживание, чувства человека и имеет стихотворную форму(т.е. делится на строки)ритм и рифму.

Расскажи какое стихотворение недавно выучила.

Завяжем узелок на память

- Слайд Обложки книг с прибаутками.

- Что такое прибаутки? (Прибаутка - это веселая стихотворная шутка. Похожа на песенки)

- Послушайте прибаутку. Егор и мухомор

Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.

- Почему Егор не взял мухомор?

Завяжем узелок на память

- И вот наш следующий стеллаж .

Слайд Обложки книг с загадками.

- Ты уже узнала эти книги и можешь определить название стеллажа.

Загадка – краткое, часто стихотворное, изречение, в котором сознательно скрывается понятие об известных предметах или явлении, но при этом подчёркиваются их важные признаки.

- Отгадайте загадки.

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?

(Подземный переход)

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.

(Светоотражающие элементы)

Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).

- Какие правила для пешехода мы сейчас повторили?

- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает, о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.

Завяжем узелок на память

- Сможешь ли ты, теперь выбрать нужную книгу в библиотеке?

- А как ты это сделаешь? (Прочитаю, где находятся сказки, рассказы, загадки, прибаутки и выберу нужную)

- Теперь ты находишься на правильном пути – мы определили жанры произведений: сказки, рассказы, прибаутки, стихотворения, загадки.

Завяжем узелок на память

5. Первичное закрепление новых знаний.

Открой азбуку на стр.16.

- Прочитай слова в столбике справа от картинок.

- Как ребята смогли выбрать первые книги для чтения? (Они подошли к стеллажу со сказками и выбрали нужные)

- А ты любишь сказки?

- Чтение прибаутки "Музыканты".

- Давайте прочитаем следующий текст.

Читаем хором (вместе с учителем).

- К какому литературному жанру он относится? (Прибаутка)

- Почему? (это веселая стихотворная шутка).

Как проявились хитрость и смекалка рака?

В чём мудрость этой сказки? Соревноваться надо с равными себе.

\перечитай в сказке только те места, где вы увидели какое – то предупреждение от авторов.

- о чём они предупреждают?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

-Подумай и скажи произведение какого жанра прочитала? Рассказ

- О ком этот рассказ?

-Что интересного узнала о слоне?

Прочитаем предложение в рамочке. Чтение загадки. К какому жанру относится произведение. Загадка - назови отгадку - замок

- О каком литературном жанре эти слова?

(Вымышленная история с участием волшебных, фантастических сил - сказка)

7. Рефлексия - Прочитайте предложение. Продолжите.

Сказка ложь, да в ней намек,

(Добру молодцу урок).

- К какому из литературных жанров оно относится? (Пословица).

- Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? Захотелось ли тебе посетить библиотеку, побывать в читальном зале?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать первоначальное представление о книге, как о друге, наставнике, источнике добрых мыслей и важных знаний.

Задачи урока:

Закрепление умения читать слова с изученными буквами, развитие самостоятельности чтения;

Расширение представлений о жанровых особенностях текстов;

Развитие желания посещать библиотеку.

1. Организационное начало урока

Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.

– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация знаний

- Прочитайте.

- Что вы сейчас произнесли? (звуки)

- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? Согласные?

- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?( А, О, Б; З-С,Б-П, Д_Р –Т)

- Какой звук обозначает буква ж? (только твердый ж)

- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке? (звук ж - согласный, звонкий, всегда твердый.

- Прочитаем чистоговорку вместе.

Чистоговорка.

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

- Кто бы из вас мог помочь жуку?

- Надеюсь, что, сегодня на уроке, вы будете во всём помогать друг другу.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1) Беседа о значении книги в жизни человека:

- Что такое книга? (печатное издание, которое состоит из страниц, на которых размещена информация)

- А можно ли книгу назвать другом?

- Как называлась самая первая книга, которую вы прочитали? Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?

- Для чего нужно читать книги?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (О книгах)

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Вы ещё только начинаете читать свои первые книжки, поэтому тема нашего урока так и называется "Мои первые книжки".

Учитель рассказывает о том, как появились первые печатные книги на Руси.

В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров. Самым первым печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.

2) Работа над родственными словами

- Прочитайте слова. Объясните их значение.

Книжный (н-р: книжный переплет, стиль)

Книголюб (любитель книги)

- Что в них общего? (корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов)

- Можете ли вы себя назвать книголюбами?

- Как вы думаете, какое из этих слов появилось первым? (книга, через слово книга мы можем объяснить значение всех остальных однокоренных слов)

- А где живут книги?

- Мы отправляемся в библиотеку, чтобы выбрать ваши первые книги.

Надпись БИБЛИОТЕКА

-Что такое библиотека? (Учреждение, где собираются и хранятся книги, журналы для общественного пользования)

4. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний

Откройте учебники на стр.16.

- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся?

- Они выбрали книги в библиотеке.

- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества? Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.

Знакомство с жанровыми особенностями произведений.

В литературе все произведения имеют свой жанр. Давайте узнаем, какие есть жанры литературных произведений.

-Ребята, внимательно посмотрите на стеллаж с книгами, представьте, что вы в настоящей библиотеке.

-Что это? (книги со сказками)

- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом?

- В чём главная особенность сказок?

- В сказках есть волшебство, разговаривают животные и предметы.

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре и справедливости.

- Ребята, а давайте мы докажем, что сказка – это волшебство.

-А теперь посмотрите на следующий стеллаж или полку.

- А кто узнал эти произведения? Назовите автора и название.

- Как же назовём все эти произведения одним словом?

- Чем отличается рассказ от сказки?

В рассказе говорится о том, что могло быть на самом деле.

- А мы возле следующего стеллажа ПРИБАУТКИ

- Прочитайте названия книг.

- Что такое прибаутки?

Егор и мухомор (Мансурова Виктория)

Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.

- Почему Егор не взял мухомор?

- И вот наш последний стеллаж на сегодня ЗАГАДКИ

- Вы уже узнали эти книги и можете определить название стеллажа.

Ученики подготовили наизусть загадки.

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.

(Светоотражающие элементы)

Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).

Ребята, про что эти загадки? ( про пешеходов, про безопасность на дорогах улиц)

- Какие правила для пешехода мы знаем? (улицу переходить на пешеходном переходе на зеленый цвет светофора, а в темное время суток пользоваться светоотражающими элементами)

- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает, о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.

- Вы ребята находитесь на правильном пути – вы определили жанры литературных произведений: сказки, рассказы, прибаутки, загадки.

Физминутка (проводит физорг)

5. Первичное закрепление новых знаний.

Откройте азбуку на стр.16.

- Прочитайте слова в столбике справа от картинок. (Рассказ, сказки, прибаутки, загадки)

- Что выбрали для чтения Аня и Ваня?

- Как ребята смогли выбрать первые книги для чтения?

- Они подошли к стеллажу со сказками и выбрали нужные.

- Кто из вас любит сказки?

- Узнаем какую сказку читает Аня. Прочитайте название. (Теремок)

- Чтение прибаутки "Музыканты".

- Давайте прочитаем следующий текст.

Читаем хором (вместе с учителем).

- К какому литературному жанру данный текст относится? (Прибаутка)

- Почему? (это веселая стихотворная шутка).

Физминутка для глаз. (Восьмерка)

-Читает учитель, все следят

-Что предложила лиса раку? (побежать наперегонки)

-Что значит наперегонки? (кто скорее добежит)

-Кто оказался хитрее? (рак)

-Как рак перехитрил лису? (рак сел лисе на хвост, зацепился)

-Чтение по цепочке.

- С какими жанрами литературных произведений мы познакомились? (сказки, прибаутки, рассказы, сказки)

- Чему учат нас сказка "? (добру)

- Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? (чтобы выбрать нужную книгу из множества, надо выбирать из нужного стеллажа, расположенных по жанрам.)

- Захотелось ли вам посетить библиотеку?

- Как нужно обращаться с книгой? Какие правила нужно соблюдать? (бережно относиться, не рвать, не писать на страничках, не слюнявить, не сгибать и т.д.)

- Возьмите лист самооценки.

- Если вам всё было понятно на уроке, было легко работать, довольны своей работой прикрепите снежинку рядом с зимним деревом. А если вам было тяжело работать и что-то осталось непонятным - прикрепите снежок рядом с деревом.

-Молодцы, ребята! Вы все работали на уроке активно, и я довольна вами.

-И всем вам за урок ставлю…

-Встали все. Урок окончен.

Викторина "Отгадайте, о каких сказках идёт речь" (Если останется время)

Жили-были медведи. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.

7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью".

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по литературному чтению для 1 класса "Мои первые книжки"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тогучинского района

Горновская начальная общеобразовательная школа

учителя начальных классов

Евдокимова Ирина Николаевна

Сунцова Татьяна Викторовна

Тема: Мои первые книжки.

Цель: показать значение книги в жизни человека

познакомить с историей возникновения письменности

вспомнить разнообразие литературных жанров и их характерные признаки через чтение первых детских книг;

умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях;

учить осмысливать содержание текста;

учить работать с книгами на выставке, распределять книги по группам, в соответствии с тематикой;

способствовать развитию речи и творческих способностей через инсценирование сказки;

воспитывать уважительное отношение к книге как культурной ценности;

I . Организационный момент.

Настрой детей на рабочий лад.

II . Актуализация знаний

1) чтение акрофонической схемы слова ( Слайд № 2)

- Какое слово у вас получилось? (звук)

- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? Согласные?

- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась? Обоснуйте свой ответ.

- Какой звук обозначает буква ж?

- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке?

- Заполните кроссворд. ( Слайд № 3)

1. Помещение, в котором живут.

2. Тот, кто совершил поджог (краткая беседа о пожарной безопасности).

3. Африканское животное с очень длинной шеей и длинными ногами.

4. Одежда без воротника и рукавов.

5. Как назвать одним словом рыб, зверей, птиц и насекомых.

-Что объединяет все эти слова? (сочетание ЖИ).

- Что вам известно о написании сочетания ЖИ? Продолжите ряд слов своими примерами.

- Соберите слово из выделенных букв. (Книга)

-Сегодня вы узнаете, как появились первые книги на Руси, вспомним, какие существуют литературные жанры, и научимся их различать.

IV . Систематизация знаний.

1) беседа о значении книги в жизни человека:

- Что такое книга? ( Слайд № 4)

(Сшитые листы бумаги с каким-нибудь текстом)

- А можно ли книгу назвать другом?

- Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек, потому что огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Нас окружают умные, добрые и верные герои наших любимых произведений.

- Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?

Учитель рассказывает о том, как появились первые книги на Руси.

- Сейчас, в современном мире, люди создают электронные книги.

2) работа над родственными словами

- Прочитайте слова. Объясните их значение. ( Слайд № 10)

- Что в них общего?

- Можете ли вы себя назвать книголюбами?

- Как думаете, какое из этих слов появилось первое?

- С какими произведениями можно встретиться в книге? (дети называют различные литературные жанры) ( Слайд № 11)

3) определение литературных жанров

Учитель с детьми выясняет признаки, характерные для каждого литературного жанра.

Рассказ - словесное изложение, каких-нибудь событий.

Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

Пословица – краткое народное изречение поучительного характера.

- Определите вид литературного жанра (учитель читает загадку):

Некрасивый он, пожалуй…

Вместо носа шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

(Слон) ( Слайд № 12)

- Как догадались, что это загадка? (загадка указывает на особые свойства, признаки, действия, которые имеются у предмета)

- Что является отгадкой? Какие признаки указывают на это?

Живут слоны стадами. В стаде 15-30 слоних со слонятами. Молодые слоны и обычно один старый слон. Вожаки, как правило, старые слонихи. Такое стадо – одна большая семья. Старые слоны часто коротают жизнь в одиночестве. Большую часть жизни слоны проводят на ногах и почти всегда в пути.

Ученые подсчитали, что слон кормится не менее 16 часов в сутки и за это время съедает от 45 до 450 кг растительности – травы и листьев.

Хобот способен удержать в себе 7,5 литра воды. Наполнив его водой, слон сворачивает хобот, его конец засовывает в рот и дует. Вода бежит ему прямо в горло. Слоны могут слышать ногами точно так же, как ушами. Они живут до 70 лет.

4) знакомство с писателем

- Прочитайте, кто является автором этого произведения?

Учитель знакомит детей с творчеством писателя. ( Слайд № 14)

- Борис Степанович Житков (1882-1938) был человеком удивительной судьбы, сильной воли и незаурядного характера. Окончив Одесский университет, он стал биологом. Много плавал, занимался строительством кораблей, изучал мир растений и животных.

Мировую известность ему принесли книги для детей. Большинство его произведений - великолепные рассказы о животных.

Рассмотреть выставку книг. ( Слайд № 15)

5) физминутка (имитация движений, соответствующая стихотворению)

Слон шагает по дороге.

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный рост.

6) словарная работа

- Поработаем над словами, которые могут вызвать затруднение при чтении (чтение слов про себя, чтение вслух).

- Соотнесите слово с его значением. ( Слайд № 16)

Зоо – сад транспортное средство

Наб – рал взять, собрать какое-нибудь количество

Вы – дул учреждение, в котором содержат в неволе

диких животных с целью их показа, изучения.

Под – ни - ма – ет дуя, удалить

Ав – то – мо – би – ли взять что –либо, лежащее внизу

7) самостоятельное чтение текста детьми

- Прочитайте текст и определите жанр произведения.

- Почему вы решили, что это рассказ?

8) коллективное чтение

Вопрос перед чтением:

-Кого увидел мальчик в зоосаде?

- О каких интересных моментах сообщает Житков в своем рассказе о слоне? Докажите чтением предложений из текста.

Слоны – общественные животные, которые приветствуют друг друга особым ритуалом. Одним из них является объятие, когда слоны обвивают хоботы друг друга. При виде поскользнувшегося в грязи слоненка взрослый слон непременно протянет ему хобот и поставит его на землю. Точно так же, как люди держат своих детей за руку. Слоненок держится за хобот своей матери. Слоны сохраняют верность своему стаду. Слоны умеют смеяться.

Нескольким детям, находившимся на пляже в Таиланде, удалось спастись, потому что их вывел в безопасное место слон. Животное было ручным и очень популярным среди туристов. Когда огромная волна накрыла пляж, столько детей, сколько смогло поместиться на спине животного, залезли туда, и слон очень быстро покинул опасное место, доставив детей в безопасную зону.

9) работа над сказкой

- О каком литературном жанре эти слова?

- Вымышленная история с участием волшебных, фантастических сил (сказка).

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.

- Рассмотрите иллюстрации. Герои, из какой сказки изображены?

- Какая это сказка авторская или народная?

- Кто из героев является главным? Почему?

- Колобок – это настоящий герой или вымышленный?

10) словарная работа ( Слайд № 19-20)

Амбар - строение для хранения зерна, муки, припасов

Горсть -ладонь и согнутые пальцы, сложенные так, что в них можно что-нибудь положить.

11) чтение сказки и обсуждение прочитанного

- Прочитайте и найдите отличительные признаки сказки от других литературных жанров.

- Расположите иллюстрации, в соответствии с событиями сказки.

12) физминутка для глаз с повторением слов песенки Колобка.

Работа в группах из 5 человек.

- Рассмотрите рисунки. Кого из героев здесь нет? (лисы) ( Слайд № 23)

- Распределите между собой роли героев и инсценируйте сказку.

Итог урока: ( Слайд № 24)

- Прочитайте предложение. Продолжите.

Сказка ложь, да в ней намек,

(Добру молодцу урок).

- К какому из литературных жанров оно относится? (Пословица).

- Чему учит эта сказка?

Список использованной литературы

В.В. Волина. Занимательное азбуковедение.

С.И. Ожегов. Словарь русского языка –М; 2002г

О. Узорова, Е. Нефёдова. Загадки для развития речи, внимания, памяти,абстрактного мышления – М.: Астрель: АСТ, 2008г.

Читайте также: