Конспект урока по экологии 7 класс воздух в жизни животных

Обновлено: 06.07.2024

Образовательные сформировать знания о кислородном режиме разных мест обитания и приспособленности животных к данному экологическому фактору.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

- ЛичностныеУУД: развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению животных.

- Регулятивные УУД: 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

- Познавательные УУД: 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Предметные:. сформировать знания о приспособленности животных к

Личностные: повышение интереса к обучению в процессе исследования ранее незнакомых объектов живой природы при проведении лабораторной работы
Метапредметные: отработка умений наблюдать, описывать, измерять и определять изучаемые объекты, фиксировать и объяснять полученные результаты

Теплокровнае и холодонокровные животные, температурные адаптации животных

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технологическая карта урока

Содержание учебного материала

Содержание педагогического взаимодействия

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Фронтальный опрос по теме – температура в жизни животных

Подводит уч-ся к формулировке темы урока.

Как вы думаете какова тема нашего урока сегодня?

умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

организация своей учебной деятельности

2. Постановка учебной проблемы

почему нет универсальных органов дыхания?

Записывает на доске тему урока, цели и задачи, выдвинутые учащимися и откорректированные учителем.

Выдвигая цели, делают умозаключения.

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.

Контроль за ответами сверстников.

Совместное открытие знаний.

Рассказ учителя с демонстрацией наглядных пособии

Изучают текст, рисунки, презента-цию, сравнивают, составляют схемы.

Высказывают и отстаивают свою точу зрения, принимают чужую, оппонируют собеседнику

Оценивают объективные трудности в изучении материала урока

5.Применение нового знания.

Работа по группам – заполнение таблицы

Подберите правильные пары:

умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения практических задач;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

умение организовать выполнение заданий учителя;

Что запомнилось на уроке?

Я никогда не думал, что …..

О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? Оцените свои достижения на уроке Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Приходят к общему мнению в совместной деятельности

Осуществляют самоконтроль и взаимо- контроль.

§ 18, по выбору вопрос № 4 после параграфа

Экология 7 кл урок 22 - Кислород в жизни животных.

1. Вставьте пропущенные слова: Атмосферный воздух – это смесь … (газов). В чистом воздухе содержатся следующие газы: 78% - … (азота), 21% - … (кислорода), 0,03% - … … (углекислого газа) и остальное – это пары … (воды), … (инертные) газы.

Атмосферный воздух – это смесь газов:азот-78%, кислород-21%, углекислый газ-0,03%, инертные газы-1 %.

В результате окисления высвобождается энергия, которая требуется для роста, развития и жизнедеятельности клеток, тканей и органов.

Изменение состава воздуха - Меняется в глубоких трещинах скал, пещер, в норах, вблизи вулкана, где накапливаются газы, выделяющиеся из земных недр(метан, сера, диоксиды углерода). В почве кислород падает с глубиной и зависит от структуры почвы, механического состава, влажности, органических остатков. Человеческая деятельность(сжигание нефти, газа…).

Газовый состав воды: Отличается от атмосферного. Это связанно с разной способностью газов растворяться в воде.

Содержание кислорода в воде- 34 мл/л, углекислого газа в воде-1019мл/л.. Растворенного кислорода становиться меньше в теплой воде и на глубине водоема(в глубине кислород расходуется на процесс гниения). Водная среда по насыщенности газами отличается от атмосферы. Это связано с разной способностью газов растворяться в воде. Лучше всего в воде растворяется углекислый газ. Кислород растворяется в ней гораздо хуже. Среднее содержание кислорода в воде составляет около 34 мг/л, в то время как углекислого газа -1019 мг/л. К тому же количество растворенного кислорода больше в холодной воде и уменьшается с ее нагреванием. Уменьшается количество кислорода и с глубиной водоема, так как в глубине кислород расходуется на процессы гниения.

ДЫШАТ ЖИВОТНЫЕ - Легкие, Кожу, Трахеи, Жабры. Есть рыбы, которые требовательны к высокому содержанию кислорода в воде. Они живут в быстрых и холодных речках(голавль, пескарь). Есть рыбы, которые не нуждаются в высоком содержании кислорода(лещ, сазан, ерш).Поверхность жаберных крышек у них большая

Организмы, которые дышат атмосферным воздухом, используют для дыхания легкие, кожу, трахеи, в редких случаях жабры. Птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, амфибии дышат легкими. При этом лягушка всасывает воздух через ноздри в ротовую полость, а затем как бы глотает ее, проталкивая в легкие. Млекопитающие и рептилии втягивают воздух в легкие с помощью грудной клетки. Птицы используют для этого еще и воздушные мешки.

У амфибий в дыхании участвует и кожа. 2. Заполни таблицу.

а) … И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая:

Вопрос: Какова связь между полетом и пением жаворонка? (Ответ. Жаворонок начинает свою песню, стоя на земле (кочка, бугор). Но почти всегда поет ее в воздухе, поднявшись вертикально вверх. Взмах крыльев способствует растяжению воздушных мешков и заполнению их воздухом, который сильной струей поступает в голосовой аппарат жаворонка).

2. Задача. Шкаф инкубатора вмещает 13 тыс яиц. За период инкубации (21 день) одно куриное яйцо массой 60 г потребляет 6 л кислорода и выделяет 4,5 л углекислого газа и 11 л водяных паров. Какой объем углекислого газа и водяных паров (в м куб.) выделяют 13 тыс яиц за период инкубации?

(Решение. 13000 х 6 = 78000 л = 78 м куб (кислорода) 13000 х 4,5 = 58500 л = 58,5 м куб (углекислого газа)

13000 х 11 = 143000 л = 143 м куб (водяных паров).

Решите правильны или неправильны данные утверждения.

Воздух необходим всем животным.

Состав воздуха разных мест обитания различен.

Организмы, которые дышат атмосферным воздухом, используют для дыхания легкие, кожу, трахеи.

Все амфибии дышат жабрами.

Кислород лучше других газов растворяется в воде.

С повышением температуры воды растворимость кислорода в ней повышается.

Внутренние паразиты не нуждаются в кислороде воздуха. Правильные утверждения: 1, 2, 3, 7.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения "Окружающего мир" в начальной школе.

Актуальность занятия:

Каждое животное обитает только в строго определенных условиях. Эти условия — среда оби­тания животного, обеспечивающая животным существование.

Занятие проводится параллельно с изучением биологии животных (зоологии). Вопросы, предлагаемые в конце , потребуют для ответа сведений, не только изложенных в тексте, но и полученных на уроках ботаники и зоологии.

Тип учебного занятия : изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

Дыхание. Окисление. Газовый состав атмосферы.

Содержание кислорода в воде. Дыхание водных животных.

Потребность в кислороде у рыб.

Вопросы для обсуждения

1.Чем отличается состав газов в атмосферном воздухе и воде?

2.Как дышат животные, обитающие в воде, и как — на суше?

3.Как выражается у водных животных потребность в кислороде? Как она отражается на образе жизни?

Воздух необходим всем животным. Органические вещества, поступившие в тело животного при питании, окисляются кислородом, принесенным гемоглоби­ном крови. В результате окисления высвобождается энергия, которая требуется для роста, развития и жизнедеятельности клеток, тканей и органов.

Дыхание должно идти непрерывно, и остановка его даже на короткий срок приводит ор­ганизм животного к гибели.

Атмосферный воздух — это смесь газов: азот — 78%, кислород — 21%, угле­кислый газ — 0,03%, инертные газы — 1%. Газовый состав атмосферы постоянен примерно в толще 100 км над поверхностью земли и вполне обеспечивает потреб­ность животных в кислороде. Этому способствует постоянное перемешивание слоев воздуха. Однако с поднятием вверх и удалением от поверхности земли уменьшается давление газов — происходит разреживание воздуха. Это явление ог­раничивает проникновение животных в верхние слои атмосферы.

Состав воздуха меняется в глубоких трещинах скал, пещерах, в норах, вбли­зи вулканов, где накапливаются газы, выделяющиеся из земных недр: диоксиды углерода и серы, метан. Газовый состав воздуха мо1уг изменить и сами живые су­щества. При больших скоплениях животных в норах и пещерах количество ки­слорода уменьшается. Нарушает газовый состав атмосферы и человеческая дея­тельность: сжиганием нефти, газа, каменного угля, аэрозольными выбросами.

В почве содержание кислорода падает с глубиной и зависит от структуры почвы, от ее механического состава, влажности, обилия органических остатков. Норные животные, вычищая норы, освобождая их от завалов, регулярно проду­вают свои жилища, чтобы восстановить нормальное для дыхания состояние воз­духа. А дождевые черви из почвы, пропитавшейся водой после дождя, устремля­ются на ее поверхность.

Как дышат животные? Организмы, которые дышат атмосферным возду­хом, используют для дыхания легкие, кожу, трахеи и в редких случаях жабры.

Птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, амфибии дышат легкими.

При этом лягушка всасывает воздух через ноздри в ротовую полость, а затем как бы глотает его. проталкивая в легкие. Млекопитающие и рептилии втягивают воздух в легкие с помощью грудной клетки. Птицы используют для этого еще и воздуш­ные мешки. У амфибий наряду с легкими в дыхании участвует кожа.

Насекомые и многие паукообразные дышат с помощью трахей (например, водяной паук — рис.1). Трахейные трубочки подводят кислород непосред­ственно к органам и тканям. Есть на суше такое ракообразное — пальмовый вор (рис.1). Он лазает в кронах кокосовых пальм и дышит с помощью жест­ких жабр. А вот у наземных мокриц жабры заключены в полости, образующей подобие легочных мешков (рис.1).


Рис. 1. I - водяной паук: 2 - пальмовый вор; 3 - мокрица

Водная среда по насыщенности газами отличается от атмосферы. Это свя­зано с разной способностью газов растворяться в воде.

Лучше всего в воде растворяется углекислый газ. Кислород в ней растворя­ется значительно хуже. Среднее содержание кислорода в воде составляет около 34 мг/л, в то время как углекислого газа — 1019 мг/л. К тому же известно, что ко­личество растворенного кислорода больше в холодной воде и уменьшается с ее нагреванием. Уменьшается количество кислорода и с глубиной водоема, так как в глубине кислород расходуется на процессы гниения. Большие изменения содер­жания кислорода в воде происходят по вине людей. Расплывшиеся пятна нефти, выбросы в воду химических веществ ухудшают жизнь водоемов. Серьезные пере­мены в жизнь водоемов вносит ледяной покров.

Как дышат животные, обитающие в воде? Рыбы извлекают кислород из воды прежде всего с помощью жабр, которые пронизаны кровеносными капиллярами. В жаберных лепестках поток крови направляется навстречу потоку проходящей ми­мо воды, и кровь обогащается кислородом постоянно. Быстроходные рыбы — тунцы, скумбрии, макрель, акулы — обеспечивают скорость тока воды через жабры стреми­тельным движением тела. Даже отдыхая, акула выбирает такие места в океане, где наблюдается встречный поток воды, чем компенсирует собственное движение.

Рыбы, плавающие медленно (караси, карпы), шевелят жаберными крышка­ми и создают их движением как бы водяной насос.

У голокожих рыб в дыхании принимает участие кожа — в ней обильно разветвлены кровеносные сосуды (рис.2).

Среди амфибий тоже есть такие, которые дышат только кожей. Это, к примеру, гигантская безлегочная саламандра и волосатая лягушка (рис.2).


Вод­ные черепахи извлекают кислород из воды через систему капилляров в клоаке. У некоторых рыб есть легкие — при этом они дышат атмосферным воздухом, при­близившись к поверхности воды.

Рис. 2. Голокожие рыбы: / - угорь: 2 - сом: 3 - мурена; 4 - вьюн. Амфибии:

5 - бсзлегочная сала­мандра; 6 - волосатая лягушка

Среди рыб есть виды, очень требовательные к высокому содержанию ки­слорода в воде. Они, как правило, живут в быстрых и холодных речках — это ха­риус, голавль, пескарь. Дыхательная поверхность жаберных лепестков у этих рыб обычно не очень велика, так как она компенсируется потоком воды, стре­мительно несущимся навстречу рыбе. Очень высокую требовательность к коли­честву кислорода в воде предъявляет форель. Поэтому форель живет только в горных реках.

Есть рыбы, не нуждающиеся в высокой концентрации кислорода. Они пред­почитают жить в прудах, заводях, медленно текущих реках и довольствуются ма­лым количеством кислорода. Среди этих рыб — лещ, сазан, ерш. Они медленно плавают в спокойных водоемах, подолгу стоят на месте. Поверхность жаберных лепестков у этих рыб, в отличие от предыдущей группы, большая. Известно, что некоторые рыбы живут в горячих источниках. Потребность в кислороде у них также понижена.

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План - конспект урока по экологии в 7 классе

Учитель: Шадаева Н.В.

Место работы : МОУ "СОШ с.Липовка Духовницкого района Саратовской области"

1. Познакомить и закрепить знания детей о способах опыления растений животными.

2. Раскрыть биологическое значение опыления.

3. Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.

4. Воспитывать экологическую культуру

Тип урока : формирование новых знаний

Формы работы учащихся :

беседа, рассказ с элементами беседы, индивидуальная, фронтальная, групповая.

информационно- коммуникационная технология

Оборудование: компьютер, фото- слайды , музыка, творческие работы детей, наглядный материал, географическая карта мира.

(Леонид Максимович Леонов родился 31 мая 1899 года в Москве. . В своих произведениях писатель предпочитает исследовать историю литературы или касаться вопросов охраны природы .)

Организационный момент:

Беседа с классом по вопросам:

Звучат строки из стихотворения "Богаты мы" Роберта Рождественского

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят!

Дрожит камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы плавают в реках.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?

- Какая картинка рисуется вам после прослушивания стихотворения?

- Увеличивается или уменьшается численность живых организмов в природе?

-Как называется раздел экологии, который изучаем в 7 классе?

-Что необходимо животному, чтобы выжить в природе?

-На какие группы делятся животные по способу добычи пищи? 1 Растительноядные.

2 Плотоядные, хищники.

3 Трупоеды – питаются остатками организмов.

4 Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

5 Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

6 Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Опрос домашнего задания

Индивидуальный опрос -

---Вы должны рассказать о том, как влияют растительноядные животные на растения, приносят пользу или вред?

Задание: на доске прикреплены карточки с определениями, которые встречаются в домашнем задании. Необходимо выбрать одну и дать полный ответ. Затем прикрепить карточку в соответствующий раздел.

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Галлы-наросты на листьях дуба

Механические повреждения растений

Изменение вида местности

Отложение яиц насекомыми на листьях

Повреждение корней растения

- в каком столбце больше значений? Почему?

-Как должен поступать человек, чтобы положительных значений было больше?

Генеративные части растений - грубая растительная пища.-

Наличие развитых резцов характерно для растительноядных животных.+

Вытаптывание - отрицательный процесс.+ -

Тля – паразит растений.+

Колибри - нектароядная птица.+

Хищные растения нуждаются в дополнительных органических веществах.+

Объяснение нового материала.

Рассказ учителя о роли животных в опылении и распространении растений.

(Рассказ сопровождается показом фотографий.)

Работа с текстом учебника.

- Как расселяются растения с помощью животных, птиц?

С.7. последний абзац.

1.Какие животные участвуют в опылении растений?

2. Как растения приспособлены к опылению животными?

3.Какие птицы считаются распространителями семян деревьев.

4. Что такое экология?

5. Как мы должны поступать, чтобы сохранить и преумножить нашу природу?

Сформулируйте вывод урока. Для этого ответьте на вопрос:

Насколько тесна взаимосвязь растений и животных?

Возможно ли существование одних без других?

Т. растения и животные взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Итог урока : домашнее задание : с. 6-8 п.2(старый учебник), п.10-11 (новый)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ слайда 1

Воздух в жизни животных

№ слайда 2

Воздух в жизни животных

Газовый состав атмосферы Атмосферный воздух – это смесь газов:азот-78%, кислород

№ слайда 3

Газовый состав атмосферы Атмосферный воздух – это смесь газов:азот-78%, кислород-21%, углекислый газ-0,03%, инертные газы-1 %. Газовый состав атмосферы постоянен примерно в толще 100 км над поверхностью земли и вполне обеспечивает потребность животных в кислороде. Этому способствует постоянное перемешивание слоев воздуха. Однако с поднятием вверх и удалением от поверхности земли уменьшается давление газов – происходит разреживание воздуха. Это явление ограничивает проникновение животных в верхние слои атмосферы.

Серые вороны хорошо чувствуют себя до высоты 8000 м.Домашние утки выдерживают по

№ слайда 4

Серые вороны хорошо чувствуют себя до высоты 8000 м.Домашние утки выдерживают подъем до 6000 м.

Как дышат животные? Организмы, которые дышат атмосферным воздухом, используют дл

№ слайда 6

Как дышат животные? Организмы, которые дышат атмосферным воздухом, используют для дыхания легкие, кожу, трахеи, в редких случаях жабры.Птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, амфибии дышат легкими. При этом лягушка всасывает воздух через ноздри в ротовую полость, а затем как бы глотает ее, проталкивая в легкие.Млекопитающие и рептилии втягивают воздух в легкие с помощью грудной клетки.Птицы используют для этого еще и воздушные мешки.У амфибий в дыхании участвует и кожа.

Насекомые и многие паукообразные (например, водяной паук) дышат с помощью трахей

№ слайда 7

Насекомые и многие паукообразные (например, водяной паук) дышат с помощью трахей. Трахейные трубочки подводят кислород непосредственно к органам и тканям.

Есть на суше такое ракообразное – пальмовый вор. Он лазает в кронах кокосовых па

№ слайда 8

Есть на суше такое ракообразное – пальмовый вор. Он лазает в кронах кокосовых пальм и дышит с помощью жестких жабр.

А вот у наземных мокриц жабры заключены в полости, образующие подобие легочных м

№ слайда 9

А вот у наземных мокриц жабры заключены в полости, образующие подобие легочных мешков.

Содержание кислорода в воде Водная среда по насыщенности газами отличается от ат

№ слайда 10

Содержание кислорода в воде Водная среда по насыщенности газами отличается от атмосферы. Это связано с разной способностью газов растворяться в воде.Лучше всего в воде растворяется углекислый газ. Кислород растворяется в ней гораздо хуже. Среднее содержание кислорода в воде составляет около 34 мг/л, в то время как углекислого газа -1019 мг/л. К тому же количество растворенного кислорода больше в холодной воде и уменьшается с ее нагреванием. Уменьшается количество кислорода и с глубиной водоема, так как в глубине кислород расходуется на процессы гниения.

Как дышат животные, обитающие в воде? Рыбы извлекают кислород из воды прежде все

№ слайда 11

Как дышат животные, обитающие в воде? Рыбы извлекают кислород из воды прежде всего с помощью жабр, которые пронизаны кровеносными капиллярами. В жаберных лепестках поток крови направляется навстречу потоку проходящей мимо воды, и кровь обогащается кислородом постоянно. У голокожих рыб в дыхании принимает участие кожа – в ней обильно разветвлены кровеносные сосуды.

Среди амфибий тоже есть такие, которые дышат только кожей. Это гигантская салама

№ слайда 12

Среди амфибий тоже есть такие, которые дышат только кожей. Это гигантская саламандра и волосатая лягушка.

Водные черепахи извлекают кислород из воды через систему капилляров в клоаке.

№ слайда 13

Водные черепахи извлекают кислород из воды через систему капилляров в клоаке.

Закрепление 1. Чем отличается состав газов в атмосферном воздухе и воде?2. Как д

№ слайда 14

Закрепление 1. Чем отличается состав газов в атмосферном воздухе и воде?2. Как дышат животные, обитающие в воде?3. Как дышат животные, обитающие на суше?

Спасибо за урок

№ слайда 15

Читайте также: