Модернизация как жизненно важная национальная задача конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

2) Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса.

3) Исторические источники по истории России XVIII в.

4) Как работать с учебником для 8 класса.

Тип урока

Ресурсы урока

Учебник, введение. Физическая карта. Карта территории современной России.

Основные понятия и термины

История России, модернизация.

Основные даты

Периодизация всеобщей истории (Новая история).

Домашнее задание

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какие периоды истории вы изучали в 6-7 классах? Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какой период будет изучаться?

В чём отличие данного курса от курса, который вы изучали в прошлом учебном году?

С какими рубриками учебника вы будете работать? Чему вы предполагаете научиться, изучая историю России в 8 классе?

Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности.

Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода.

Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории.

Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Работа с текстом.

Ориентационный (актуализации/повторения)

С какими историческими источниками вы уже работали при изучении истории?

Какие группы источников вы знаете? В чём ценность каждой из групп?

Соответствовала ли история России общему направлению развития европейских стран?

Классифицировать исторические источники по группам.

Определять информационную ценность, особенности исторического источника.

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Содержательно-операционный

Что является характерной чертой истории России XVIII в.? Дайте определение термина модернизация.

Используйте словарь. Почему слово имеет разные значения?

Какие модернизационные процессы вы знаете? Приведите примеры из курса всеобщей истории.

С помощью учебника, рассказа учителя объяснять последствия, выявлять общие черты.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием человека, общества.

Работа с учебником, словарём.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Обсудите смысл вывода введения учебника:

Какие примеры из истории XVIII в. вы можете привести? О чём хотели бы узнать подробнее?

Объяснять смысл фразы, приводить примеры.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История России. 8 класс

У истоков российской модернизации

Цели и задачи:

Познакомиться с основным содержанием курса, его целями, задачами, объяснить его специфику и особенности;

Определить место дисциплины в образовательном процессе;

Познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;

Планируемые результаты:

Предметные:

Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;

Применять понятийный аппарат исторического знания;

Доказывать, что история России является частью мировой истории;

Соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Метапредметные:

1) коммуникативные:

- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально и в группе;

2) Регулятивные:

- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

3) Познавательные:

- собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность;

- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью;

- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, рабочий лист

Тип урока: вводный урок

История России – часть всемирной истории

Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса

Модернизация – новая черта эпохи

I . Организационный этап

Приветствие. Проверка присутствующих.

II . Мотивационно-целевой этап

История – это не собрание рассказов о событиях и деятелях прошлого, а наука, исследующая факты, события и процессы с помощью различных документальных источников.

Любой человек должен знать историю своей страны. Ведь история – хранительница памяти народа. Она учит нас мудрости, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. Познание истории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир. Не зная историю, нельзя считать себя культурным человеком.

Начиная с 6 класса, вы изучаете историю России.

- Какие периоды из истории России вам запомнились больше всего?

- С какими общественными деятелями вы познакомились?

- Какие события запомнились вам больше всего? Почему?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

История России – часть всемирной истории

Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса

Модернизация – новая черта эпохи

III . Введение в новый материал

Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам Истории России XVIII в. В этот период Россия стала крупнейшей евразийской державой, завоевала и присоединила новые земли. Но в то же время она переживала периоды глубоких кризисов, вызванных эпохой дворцовых переворотов. Как развивалась история нашей страны? Как мы узнаем о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.

Прежде чем приступить к изучению непосредственно учебника и курса истории, давайте вспомним, что же мы знаем об истории нашей страны и методах изучения прошлого.

- Какие виды исторических источников вы знаете?

(Письменные, вещественные, устные)

- В чем ценность каждой из групп?

- С какими историческими источниками вы работали при изучении истории?

(Документами, картами, картинами и т.д.)

- Соответствовала ли история России общему направлению развития европейских стран?

IV . Работа по теме урока

1. История России - часть всемирной истории

Все события в мире взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Нельзя углубиться в изучение одного аспекта явления, игнорируя те условия и окружение, в которых оно появилось и развивается. Точно так же было бы неправильно рассматривать историю России в отрыве от мировой истории.

Задание. Обратившись к учебнику "История России", наугад выберите пять дат, событий или имен, которые привлекли ваше внимание. Выпишите их в рабочий лист.

Вопросы к классу:

- Каким темам посвящена первая честь учебника?

(Петровские преобразования, Северная война, Российское общество, повседневная жизнь, эпоха дворцовых переворотов)

- Какой период мы будем изучать на уроках истории в 8 классе?

2. Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса

Итак, мы выяснили, что наш учебник посвящен изучению истории XVIII века. Но перед тем, как предположить, что нового мы узнаем из учебника, давайте вспомним, на какие периоды делится история России.

Задание. В рабочем листе на ленте времени отметьте основные этапы Российской истории.

1) Киевская Русь

2) Удельная Русь

3) Московская Русь

4) Россия в эпоху Ивана Грозного

5) Смутное время

6) Россия при первых Романовых

7) Эпоха петровских преобразований

8) Дворцовые перевороты XVIII в.

9) Россия во второй половине XVIII в.

В это году мы в вами остановимся на изучении Истории России XVIII в. Мы познакомимся с такими выдающимися деятелями как Петр I , Екатерина II , Александр Васильевич Суворов, Александр Данилович Меншиков, мятежник Емельян Пугачев и выдающийся ученый Михаил Ломоносов.

Узнаем, что значит выражение "гнутся как шведы под Полтавой", сосчитаем, сколько было платьев у императрицы Аннны Иоанновны и выясним, при каких обстоятельствах был основан наш город.

Но, прежде чем приступать к изучению нового материала, давайте вместе сформулируем наши задачи в изучении Истории России XVIII в.

Задание. Сформулируйте задачи, которые вы поставите перед собой, приступая к изучению курса "История России XVIII в.". Запишите в рабочий лист.

3. Модернизация - новая черта эпохи

Задание. Перед вами изображения известных исторически личностей. Назовите их и подумайте, что их объединяет.

3) Емельян Пугачев

Все они внесли свой большой вклад в развитие нашей страны. Даже бунтовщик Пугачев заставил Екатерину II задуматься и скорректировать свою политику не только в сторону централизации государства, но и предоставления свобод торговому и городскому сословию.

Задание. Прочитайте "введение" на с.5 учебника. Найдите в тексте характерные черты модернизации для XVIII в. Запишите их в рабочий лист.

1. укрепление государственности

2. повышение эффективности управления

3. формирование новой армии и флота

4. создание промышленности

5. развитие торговли

6. завершилось формирование абсолютной монархии (Россия стала империей)

7. расширение прав дворянства

8. централизация государства

9. предоставление свобод торговому и городскому сословию

1. формирование новой армии и флота

2. развитие торговли

3. расширение территории

4. выход к Черному морю

5. освоение Новороссии и Крыма

1. изменение повседневной жизни, возникновение новых обычаев

2. приобщение к европейский культуре

3. развитие просвещения, образования и науки

4. светский характер культуры

5. трансформация традиционного уклада жизни

6. развитие общественной мысли и публицистики

Теперь посмотрите на выписанные нами преобразования. Попробуйте сформулировать определение слова "модернизация". Какие бы ключевые слова вы использовали.

На доске составляется схема.

Хорошо. А теперь проверьте себя. Откройте словари на с.119 учебника (часть 2) и выпишите в рабочий лист определение.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Конспект урока

2) Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса.

3) Исторические источники по истории России XVIII в.

4) Как работать с учебником для 8 класса.

Ресурсы урока

Учебник, введение. Физическая карта. Карта территории современной России.

Основные понятия и термины

История России, модернизация.

Основные даты

Периодизация всеобщей истории (Новая история).

Домашнее задание

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какие периоды истории вы изучали в 6-7 классах? Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какой период будет изучаться?

В чём отличие данного курса от курса, который вы изучали в прошлом учебном году?

С какими рубриками учебника вы будете работать? Чему вы предполагаете научиться, изучая историю России в 8 классе?

Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности.

Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода.

Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории.

Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Работа с текстом.

Ориентационный (актуализации/повторения)

С какими историческими источниками вы уже работали при изучении истории?

Какие группы источников вы знаете? В чём ценность каждой из групп?

Соответствовала ли история России общему направлению развития европейских стран?

Классифицировать исторические источники по группам.

Определять информационную ценность, особенности исторического источника.

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Содержательно-операционный

Что является характерной чертой истории России XVIII в.? Дайте определение термина модернизация.

Используйте словарь. Почему слово имеет разные значения?

Какие модернизационные процессы вы знаете? Приведите примеры из курса всеобщей истории.

С помощью учебника, рассказа учителя объяснять последствия, выявлять общие черты.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием человека, общества.

Работа с учебником, словарём.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Обсудите смысл вывода введения учебника:

Какие примеры из истории XVIII в. вы можете привести? О чём хотели бы узнать подробнее?

Объяснять смысл фразы, приводить примеры.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Читайте также: