Деловое письмо записка конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : закреплять навыки написания деловой бумаги-

объяснительной записки; совершенствовать

навыки правописания прилагательных; развивать

активизировать и коррегировать речь обучающихся,

расширять словарный запас; воспитывать на материале

урока положительные личностные качества.

Оборудование: иллюстративный и наглядный материал, карточки с индивидуальными

заданиями; компьютер, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

План-конспект урока

Организация обучающихся на урок. Готовность к уроку.

-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

2. Минутка чистописания.Запись числа и темы в тетради.

2.Повторение пройденного материала.

-А сейчас мне нужен самый смелый ученик.

Условия: один ученик становится лицом к классу, спиной ко мне, я показываю рисунок, на котором показано изображение различных предметов.

(Класс видит картинку, называет как можно больше прилагательных, по которым вышедший ученик должен догадаться, какое существительное изображено на рисунке).

Арбуз – сладкий, большой, полосатый.

Роза – розовая, ароматная, колючая и т.д.


2. Напишите пропущенные имена прилагательные.

У ……ого костра, с …. ого поля, от …. его солнца,

С ……ого луга, из ……его села, для ……..ого дела,

3. Работа по сюжетной картине.

-Нравится ли вам эта картина? Чем?

-Какое время года изображено?

-Кто изображен на картине?

-Что делают дети? Расскажите?

-Какое настроение у детей?

Задание : составить предложение, запись лучшего предложения на доске, разбор по членам предложения.

Деловое письмо. Объяснительная записка.

Вступительное слово учителя

-На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.

(Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. Важную роль играет правильно оформленные документы для того чтобы успешно найти работу, потому что о грамотности человека будут судить по написанным документам.

Как показывают наблюдения, выпускники школ часто затрудняются в оформлении простейших документов)

Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?

(заявление, автобиография, расписка, объявление, заметка в стенгазету и д.р.)

Задание определи вид документа.

Прошу зачислить меня в училище по специальности мастер общестроительных работ.

Я, Сидоров В.И., взял 03.10.2014 г. напрокат велосипед у Павлова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2015.

05.12.2015 г. в 12.30 в школе состоится праздничный концерт, посвященный Дню Матери.

Физкультминутка

6.Работа над значением слов

- Представьте такую ситуацию все ваши одноклассники пошли на урок физкультуры, а вы прогуляли. На перемене классный руководитель потребовал написать объяснительную записку.

-А как вы думаете, что такое объяснительная записка?

Объяснительная записка – это деловое письмо, где автор объясняет причины нарушения правил.

7.Работа над объяснительной запиской

Прочитайте образец объяснительной записки.

Начальнику пошивочного цеха

Новосельцевой В. Г.

от швеи Ивановой Н.А.

Объяснительная записка

Я, Иванова Надежда Александровна, опоздала с выходом на работу после отпуска в связи с болезнью.

Больничный прилагается.

27.08.2013 г. Иванова

Объяснительная записка – важная деловая бумага. Главное в объяснительной записке – правдивое и убедительное объяснение причины нарушения трудовой дисциплины, совершения неблаговидного поступка и др.

Объяснительная записка – это не только деловая бумага. Это ещё и самовоспитание, умение понять и признать свою вину.

Необходимые пункты объяснительной записки:

кому адресуется объяснительная записка (наименование адресата располагается по всей ширине первой строки);

чья объяснительная записка (Ф.И.О. в родительном падеже);

название деловой бумаги;

текст объяснительной записки;

что прилагается к объяснительной записке (например, справка от врача)

дата объяснительной записки (слева);

8.Задание по карточке

Подчеркни, когда необходимо писать объяснительную записку.

При поступлении на работу.

При покупке продуктов питания.

При нарушении правил дорожного движения.

При опоздании на работу.

При утери книги в библиотеке.

Подчеркни, какие деловые бумаги ты предоставишь в отдел кадров при поступлении на работу.

Исправь ошибки в оформлении деловых бумаг.

Объяснительная записка

Я, Власова Нина, получила на временное пользование одну пару лыж.

Я, Симонова Дарья, не пошла на урок физкультуры, потому что не умею кататься на лыжах. Простите меня.

-Можно ли считать данную причину уважительной?

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Как в жизни пригодится то, чему мы с вами научились?

Домашнее задание

Дома напишите объяснительную записку от своего имени. В объяснении кратко, без подробностей укажите причину отсутствия на занятиях.

У детей на столе смайлики.

-Кому понравился сегодняшней урок, кому было интересно на уроке, кто чувствует, что хорошо поработал и многое узнал, покажите веселый смайлик.

-Спасибо, ребята. Вы очень хорошо сегодня работали.

образец объяснительной записки.

Начальнику пошивочного цеха

Новосельцевой В. Г.

от швеи Ивановой Н.А.

Объяснительная записка

Я, Иванова Надежда Александровна, опоздала с выходом на работу после отпуска в связи с болезнью.

Больничный прилагается.

27.08.2013 г. Иванова

Объяснительная записка – важная деловая бумага. Главное в объяснительной записке – правдивое и убедительное объяснение причины нарушения трудовой дисциплины, совершения неблаговидного поступка и др.

Объяснительная записка – это не только деловая бумага. Это ещё и самовоспитание, умение понять и признать свою вину.

Необходимые пункты объяснительной записки:

кому адресуется объяснительная записка (наименование адресата располагается по всей ширине первой строки);

чья объяснительная записка (Ф.И.О. в родительном падеже);

название деловой бумаги;

текст объяснительной записки;

что прилагается к объяснительной записке (например, справка от врача)

дата объяснительной записки (слева);

Прошу зачислить меня в училище по специальности мастер общестроительных работ.

Я, Сидоров В.И., взял 03.10.2014 г. напрокат велосипед у Павлова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2015.

05.12.2015 г. в 12.30 в школе состоится праздничный концерт, посвященный Дню Матери.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

  • Сейчас обучается 2328 человек из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 910 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.11.2020 2025
  • DOCX 21.2 кбайт
  • 119 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лобкарева Екатерина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на обобщение и закрепление знаний обучающихся о видах деловых бумаг, повторение алгоритма написания объяснительной записки, умение различать и выделять смысловые части в тексте объяснительной записки. На уроке развивается познавательная активность, связная речь, память, внимание, мышление обучающихся, воспитывается культура общения, самостоятельность, аккуратность.

Тема: Деловое письмо. Объяснительная записка.

1. Закрепить и обобщить знания учащихся о деловых бумагах, повторить виды деловых бумаг, повторить написание объяснительной записки, формировать умение различать и выделять смысловые части в тексте объяснительной записки.

2. Развивать познавательную деятельность учащихся через знакомство с новыми терминами, через умение работать с текстом; развивать связную речь учащихся через работу со словарем; развивать память, внимание через запоминание алгоритма написания деловой бумаги, применение грамматических и орфографических правил при письме.

3. Воспитывать аккуратность при составлении деловых бумаг, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группе, самостоятельность, культуру общения.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся, пожелаем не зевать.

Все к уроку мы готовы – будем думать, отвечать.

2. Введение в тему урока. Бытовая записка.

- Найдите среди букв слова, заполните кроссворд.

З А П Я Т А Я О С Н О В А П Р О С Т О Е И С Л О Ж Н О Е С К А З У Е М О Е Г Л А Г О Л


- Какое слово получилось по вертикали? (Записка)




- Может бытовая записка быть видом делового письма? (нет).

На доске: Деловое письмо. _____________________ записка.

- Чтобы узнать тему урока, послушайте стихотворение, доскажите слова.

Много видов деловых бумаг мы знаем.

состав слова, виды деловых бумаг, различие бытовой и объяснительной записок, определение, план написания объяснительной записки

равила правописания в них строго соблюдаем.

Надо что-то продать, обменять –

Летом всем вам поступать –

Взял в долг денег у подруги –

выполнять звуко-буквенный анализ, разбирать слово по составу, самостоятельно писать объяснительную записку

адо другу новость сообщить –

Напиши ему … записку.

Если в поступке твоем причина неуважительная,

Такая записка называется … объяснительная.

На доске: Двадцать первое октября.

Классная работа.

Деловое письмо. Объяснительная записка.

Объяснительная записка – вид делового письма, в котором излагаются причины нарушения дисциплины, правил поведения. В объяснительной записке автор должен коротко, без подробностей изложить причину, по которой он нарушил правила поведения или не выполнил своих обязанностей.

Объяснительная – документ, который содержит объяснение причины события, поступка, факта, случая, происшествия.

4. Звуко-буквенный анализ.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ – документ, который содержит объяснение причины нарушения правил, дисциплины

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ – 14 б., 12 зв., 6 гл., 6 согл., 6 слогов ОБЪ – ЯС – НИ – ТЕЛЬ – НА – Я

5. Разбор слова по составу.

Суффикс: -и- -тель- -н-

Поступление на работу. 7. Опоздание домой с прогулки.

Драка в школе. 8. Поступление в училище.

Опоздание на работу. 9. Отсутствие школьной формы.

Нарушение правил дорожного движения. 10. Опоздание в кинотеатр.

Отсутствие на уроке. 11. Самовольный уход из школы.

Нарушение дисциплины на празднике. 12. Ссора с подругой, другом.

13. Отсутствие домашнего задания.

7. Алгоритм написания объяснительной записки.

Объяснительную записку пишут по общепринятой форме.

Кому (наименование должностного лица, указывается фамилия, инициалы).

От кого (наименование должностного лица, его фамилия, инициалы).

Название деловой бумаги.


__________


создать условия для закрепления умений составлять деловое письмо, использовать обращение, учитывая адресата и цель делового письма, соблюдать официально – деловой стиль.

Ход урока.

Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.

- Сейчас очень остро стоит вопрос оценки деловых качеств человека, которая находится в прямой зависимости от умения подготавливать разного рода документы и материалы.

Впрочем, так было всегда. Узнайте литературного героя, автора и его произведение.

- Скажите, какого навыка ему не хватало? Именно поэтому мы сегодня будем учиться составлять деловое письмо.

Актуализация опорных знаний.

- Акакий Акакиевич занимался деловыми письмами. К какому жанру относится письмо? (эпистолярному)

- Какие обязательные элементы должно содержать письмо? (Обращение к адресату, адресант – как называются такие слова; словарная работа со справочниками:Толковый словарь и словарь паронимов).

- Вспомните, в каких произведениях русской литературы герои писали письма? Какие это были письма?

- Должно ли деловое письмо отличаться от дружеского?

- Можно ли это письмо назвать чисто деловым? Чего ему не хватает, чтобы стать действительно деловым? К какому стилю оно должно относиться?

Проверка предварительного домашнего задания.

Дома вы вспоминали признаки официально – делового стиля. Каковы они?

Сфера употребления: государственные, правовые,дипломатические отношения, служебная, производственная, деловая сферы.

- Что составляет лексику официально – делового стиля? (слова – наименования лиц по действию, состоянию: гражданин, ответчик, вкладчик; собирательные существительные: выборы, граждане; слова - названия документов: закон, объяснение, поручение, доверенность; сложносокращенные слова:Минфин, технадзор; канцеляризмы: поручитель, нижеподписавшиеся, вышеизложенное).

- Что из перечисленного мной можно отнести к деловому общению?

Заявление, автобиография, характеристика, протокол, эпиграмма, доверенность, романтическое послание, объяснительная записка, приветствие, поздравление, апелляция).

Работа со словарем.

Словарная и стилистическая работа

- Мы упомянули о том, что деловая переписка должна быть выполнена в определенном стиле, для нее характерны определенные клише.

На интерактивной доске

А) В предложенных парах укажите те слова и словосочетания, использование которых характерно для деловых бумаг(стилистические нормы)

Помочь (оказать помощь)

Реконструировать (осуществить реконструкцию)

Проконтролировать (обеспечить контроль)

Содействовать (оказать содействие)

Ошибиться (совершить ошибку)

- Деловые письма делятся на подвиды: письмо-просьба, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение, письмо-напоминание, письмо-извещение, письмо-приглашение.

Послушайте известное вам письмо генерала к капитану Миронову, коменданту Белогорской крепости (письмо на доске). К какому виду делового письма его можно отнести?

Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову.

Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства.

- Есть ли в письме генерала нарушение норм деловой переписки?

(по секрету, эмоционально – оценочные слова)

- Какие слова соответствуют цели деловой переписки?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок в 8 классе

Составление делового письма

Тип урока: развитие речи

Педагогические задачи: создать условия для закрепления умений составлять деловое письмо, использовать обращение, учитывая адресата и цель делового письма, соблюдать официально – деловой стиль.

Планируемые результаты

- личностные: стремятся к речевому самоусовершенствованию, понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей, имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; проявляют способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Технологии: дифференцированное обучение, проблемное обучение, ИКТ – технологии.

Организационная структура урока

Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.

- Сейчас очень остро стоит вопрос оценки деловых качеств человека, которая находится в прямой зависимости от умения подготавливать разного рода документы и материалы. Впрочем, так было всегда. Узнайте литературного героя, автора и его произведение.

- Скажите, какого навыка ему не хватало? Именно поэтому мы сегодня будем учиться составлять деловое письмо.

Актуализация опорных знаний.

- Акакий Акакиевич занимался деловыми письмами. К какому жанру относится письмо? (эпистолярному)

- Какие обязательные элементы должно содержать письмо? (Обращение к адресату, адресант – как называются такие слова; словарная работа со справочниками: Толковый словарь и словарь паронимов).

- Вспомните, в каких произведениях русской литературы герои писали письма? Какие это были письма?

- Должно ли деловое письмо отличаться от дружеского?

- Можно ли это письмо назвать чисто деловым? Чего ему не хватает, чтобы стать действительно деловым? К какому стилю оно должно относиться?

Проверка предварительного домашнего задания.

Дома вы вспоминали признаки официально – делового стиля. Каковы они?

Сфера употребления: государственные, правовые, дипломатические отношения, служебная, производственная, деловая сферы.

- Что составляет лексику официально – делового стиля? (слова – наименования лиц по действию, состоянию: гражданин, ответчик, вкладчик; собирательные существительные: выборы, граждане; слова - названия документов: закон, объяснение, поручение, доверенность; сложносокращенные слова: Минфин, технадзор; канцеляризмы: поручитель, нижеподписавшиеся, вышеизложенное).

- Что из перечисленного мной можно отнести к деловому общению?

Заявление, автобиография, характеристика, протокол, эпиграмма, доверенность, романтическое послание, объяснительная записка, приветствие, поздравление, апелляция).

Работа со словарем.

Словарная и стилистическая работа

- Мы упомянули о том, что деловая переписка должна быть выполнена в определенном стиле, для нее характерны определенные клише.

На интерактивной доске

А) В предложенных парах укажите те слова и словосочетания, использование которых характерно для деловых бумаг (стилистические нормы)

Помочь (оказать помощь)

Реконструировать (осуществить реконструкцию)

Проконтролировать (обеспечить контроль)

Содействовать (оказать содействие)

Ошибиться (совершить ошибку)

- Деловые письма делятся на подвиды: письмо-просьба, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение, письмо-напоминание, письмо-извещение, письмо-приглашение.

Послушайте известное вам письмо генерала к капитану Миронову, коменданту Белогорской крепости (письмо на доске). К какому виду делового письма его можно отнести?

Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову.

- Есть ли в письме генерала нарушение норм деловой переписки?

(по секрету, эмоционально – оценочные слова)

- Какие слова соответствуют цели деловой переписки?

- Какие слова вы написали бы сейчас по – другому? (Вы – с заглавной буквы)

- Какие слова мы бы сейчас не употребили? Почему? (устаревшие – архаизмы)

Б) - В деловых бумагах важно не только придерживаться официально – делового стиля, но и соблюдать грамматические нормы.

Употребите в правильной падежной форме подходящие по смыслу существительные при следующих глаголах:

Сделать отчет…

Препятствовать…

Базироваться…

Основываться…

В) – Безграмотно написанная деловая бумага не вызовет доверия у делового партнера, поэтому орфографические и грамматические нормы обязательны для соблюдения.

Вставьте пропущенные буквы (орфографические и грамматические нормы)

По прибыт… на совещание, по предъявлени… документа, по истечени… срока, по возвращени… из командировки, по приезд… в город, (в)продолжен… периода, (в) течени… года, (в)следстви… задержки, (в)виду обстоятельств.

4) Подготовка к написанию делового письма.

Задание для 1 группы.

- Ни одно письмо не обходится без обращений. Вспомните, как они оформляются на письме и приведите примеры деловых обращений.

Задание для 2 группы

Подберите к предложенным архаичным словам и оборотам эквиваленты современного делового языка.

При сем направляем, означенный, вышепоименованный, сего года, уведомлять, на предмет рассмотрения, незамедлительно.

Задание для 3 группы

Закончите фразы делового письма.

- Просим оказать содействие…

- Доводим до Вашего сведения…

- Приглашаем принять участие…

5) Составление делового письма.

На доске трафарет делового письма-благодарности.

Кашинского краеведческого музея

Уважаемый Василий Федорович!

Используя его, выполните следующую работу.

Задание для 1 группы

Отредактируйте деловое письмо, изменив в нем несвойственные официально – деловому стилю обороты и исправив ошибки.

Директору МОУ СОШ №13

Дорогой Михаил Игоревич!

Мы с большой радостью приглашаем вас на замечательное торжество посвященное такому грандиозному событию, как наш выпускной вечер. Надеемся, что вы с воодушевлением воспримите это приглашение.

Выпускники 2016 года.

Задание для 2 группы

Напишите письмо учителю, содержащее приглашение на торжественный вечер в школе.

Задание для 3 группы

Напишите письмо, в котором вы просите местный краеведческий музей оказать содействие в сборе материала для создания выставки по истории гимназии.

Справочные материалы, необходимые для выполнения работ высвечиваются на доске (образец письма, обороты)

6) Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении работы? Как вы думаете, почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание (дифференцированное): напишите деловое письмо, которое 1) приглашает выпускников на вечер празднования 45 –летия гимназии; 2) содержит просьбу о содействии в подготовке празднования 45 – летия гимназии; 3) доводит до сведения, что вечер празднования переносится с сентября на ноябрь.

Технологии: проблемное обучение, ИКТ – технологии.

Образовательные ресурсы: толковый словарь С. И. Ожегова

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности, результаты

1.Организационный момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, эмоциональный и психологический настрой на урок.

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования, настраиваются на урок.

Владеют навыками саморегуляции, самоорганизации, организации рабочего места.

2.Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.

Что такое письмо? Часто ли вы пишете письма? Какие бывают письма? Чем отличается деловое письмо от дружеского?

Узнайте литературного героя, автора и его произведение.

- Скажите, какого навыка ему не хватало? Именно поэтому мы сегодня будем учиться составлять деловое письмо.

Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Осознают затруднение.

3.Работа с толковым словарем. Активизация опорных знаний.

Познавательные - владеют навыками работы со справочной литературой, регулятивные определяют последовательность действий, коммуникативные – взаимодействуют в процессе речевого общения, совместного выполнения задачи.

4.Подготовка к написанию делового письма. Освоение новых знаний.

Письма имели классификацию и подразделялись на пригласительные, рекомендательные, извинительные, поздравительные, просительные, благодарственные. Вот образцы подобных писем.

На основе упражнений напоминает о том, что обращения употребляются в разных стилях речи, заостряет внимание на оформлении обращения в деловом письме. Дает задание выполнить упражнение на доске.

Слушают. Самостоятельно знакомятся с образцами. Обмениваются мнениями. Записывают начало делового письма, отмечают особенности официально – делового стиля. Записывают начальные фрагменты из деловой переписки.

Умеют внимательно слушать. Высказывают и аргументируют свою точку зрения и обсуждают проблему. Коммуникативные - владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, навыками самостоятельной работы. Регулятивные – осуществляют контроль.

5.Составление делового письма.

Предлагает трафарет делового письма. По образцу составить деловое письмо: 1 вариант- обращение к официальному лицу; 2 вариант – деловое предложение о сотрудничестве.

Составляют текст делового письма. Зачитывают работы.

Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль.

Организует и проводит дискуссию.

Участвуют в обсуждении вопросов.

Коммуникативные - высказывают и аргументируют мнение. Владеют способами конструктивного взаимодействия.

7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.

Задает вопросы: чем занимались на уроке? какие затруднения испытывали? как оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы.

Формулируют ответы на вопросы. Регулятивные -осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск их решения.

Использованная литература:

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1991.

2. Словарь иностранных слов.- М.: Русский язык, 2004

3. Баранов М. Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, 2004


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок.

Тема урока: Деловое письмо. Записка.

Образовательная. Знакомство с запиской как видом делового письма.

Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок.

Коррекционно – развивающая. Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся.

Воспитательная. Воспитание культуры общения.

Организационный момент.

Организация класса. Психологический настрой.

Актуализация новых знаний. Знакомство с данным видом делового письма.

1) Обыгрывание ситуации получения записки.

Ребята, для каждого из вас у меня есть маленькое поручение. Но тратить на уроке время для объяснений жалко, поэтому я заранее написала вам записки с поручениями и разложила на партах. Откройте записки и прочитайте их.

Как я обращаюсь к каждому из вас? Найдите это в записке и прочитайте вслух.

Что я сообщаю в записке? Кто хочет прочитать? (Пожелавшие выступить ученики читают записки.)

Кто написал вам записку? Прочитайте.

На уроке вы напишете мне ответ и сдадите записки. Но сначала давайте разберемся, как правильно оформлять записки.

Примерные тексты записок ученикам.

Напиши мне, пожалуйста, фамилию, имя и отчество твоей мамы (новое название улицы, на которой ты живешь; сколько человек проживает в вашей квартире; ходит ли в детский сад твоя младшая сестренка и др.). Эти сведения нужны школьному секретарю.

Мария Ивановна.

Напиши мне, пожалуйста, в какой день твоя мама (твой папа, твоя бабушка) может прийти в школу. Нужна помощь в оформлении класса

(в уборке класса, в подготовке к конкурсу и пр.)

Мария Ивановна.

2) Знакомство с оформлением записки.

Прочитать сведения об оформлении записки (по учебнику).

Проанализировать структуру текста записки с опорой на схему (по учебнику).

Сравнить оформление записки от учителя со схемой.

— Кому написана записка? Найдите обращение. Как оно размещается на листе бумаги? Какой знак стоит в конце?

Найдите подпись. Где она ставится? Как пишется? (С большой буквы и точка в конце.)

3) Работа над запиской учителю.

Учитель раздает бумагу для записок.

Обращение и подпись обсуждаются коллективно. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость в данном случае подписывать записку не только своим именем, но и фамилией. Почему?

3.Физминутка.

1. Комплекс упражнений для глаз.

2. Выполнение движений на внимание.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

4. Закрепление изученного. Выборочное списывание.

1) Самостоятельная работа учащихся с учебником

(упр/№ 142). Девочки выписывают записку мамы, мальчики — записку сына.

3) Работа над содержанием записки (учебник, упражнение № 143).

Чтение записки.

Для кого написана записка? Как девочка обращается к маме?

Кто написал записку? Почему в данном случае фамилию указывать не нужно?

Почему девочка оставила маме записку?

Для чего она указала номер телефона?

Вы незнакомы с этой девочкой. Но что вы можете сказать о ней, прочитав записку? (Она любит свою маму и не хочет ее волновать; она хороший друг; она дисциплинированна, умеет организовать свое время, если указывает, когда вернется домой.)

5. Задание на дом.

Написать маме (бабушке или другому члену семьи) записку о том, куда вы ушли и когда вернетесь домой.

— В каком месте вы оставите записку? Что нужно учитывать
при этом? (На видном месте, чтобы можно было увидеть записку
сразу и не волноваться.)

Можно предложить ребятам изготовить на уроках труда специальную подвесную дощечку для записок, которая крепится к стене. Мальчики изготовят дощечки для всего класса, а девочки — плетеные петельки для крепления, мешочки для мела или другие детали и предметы (на усмотрение учителей трудового обучения, с которыми нужно заранее решить вопрос о возможности выполнения данной работы).

Читайте также: