Зачем в русском языке такие разные предлоги 3 класс родной язык конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Здравствуйте, гости дорогие! Гостю почёт – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад. Гость немного гостит да много видит. Гостю щей не жалей, а погуще лей. В хорошую избу и гости жалуют. Не красна изба углами, а красна пирогами.

- Понаехало гостей из разных волостей. Русский народ всегда радуется гостю и встречает его с открытой душой. А сколько метких пословиц и поговорок сочинил наблюдательный русский народ. Всё богатство русского языка, и красоту, и краткость можно встретить в устном народном творчестве. Припомните русские народные пословицы и поговорки, связанные с учением. (Ученье – красота, а неученье – сухота. Ученье лучше богатства. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ученья корень горек, а плод сладок. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.) Сегодня мы продолжаем изучать богатый русский язык, а тему урока расшифруйте сами.

2. Постановка темы урока.

- Что мы знаем о предлоге? От какой части слова нужно отличать предлог?

2. Предлог со словом пишется раздельно.

3. Между предлогом и словом можно поставить другое слово.

4. У глаголов нет предлогов.

2. Приставка со словом пишется слитно.

3. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.

4. У глаголов есть только приставки.

Постановка учебной задачи.

Вот сколько мы с вами уже знаем о предлогах и приставках. Что же ещё нового можно открыть в этой теме? Оказывается, вот что. Даже многие взрослые в своей речи делают ошибки, неправильно употребляя предлоги. Для чего нужно уметь употреблять предлоги в своей речи правильно? (Чтобы речь была красивой, точной, грамотной, понятной) Поэтому сегодня наша задача – учиться правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Для начала давайте вспомним, какие бывают предлоги в русском языке. (На экране таблица со словами: с, на, от, в, около, перед, из, под, ой, ах, три, мяу, плим, ту-ту) Задание: выбрать только предлоги. (Учащиеся называют слова - предлоги, которые нужно оставить. Ненужные слова компьютер убирает. Учащимся даётся 20 секунд, чтобы запомнить предлоги на экране. Затем предлоги убираются. Учащиеся по памяти письменно воспроизводят, что запомнили. Фронтальная проверка. Сильным учащимся предлагается записать ещё 2-3 предлога, которые они вспомнили). Итак, мы должны знать и помнить, какие в русском языке существуют предлоги и уметь их правильно употреблять в речи. Каждый предлог несёт в себе какое-то пространственное значение и, чтобы правильно употребить предлог, нужно понять это значение. Например: учитель демонстрирует схемы, учащиеся объясняют положение в пространстве. Приложение 1.

3. Обучение правописанию предлогов со словами. Дифференцированное задание по уровню творчества. Работа в паре с соседом.

По схемам придумайте и запишите словосочетания, употребив данные предлоги. Приложение 2. (Учитель раздаёт учащимся схемы с учётом уровня сложности) В помощь слабым учащимся предлагаются существительные: печка, лавка, санки, письмо, ребята, деревня, посуда. Образованные словосочетания дети записывают в тетради. Проверка фронтальная.

- Давайте зачитаем словосочетания, которые вы сумели образовать (ответы учащихся)

4. Развитие фонематического слуха.

-Любил русский народ сочинять небылицыё песенки – потешки, загадки.

Выписать на слух слова с предлогами

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.

- Где был дедушка Егор? (за лесом, за горами)

- Откуда он едет? (из-за леса, из-за гор) Выписываем, объясняем орфограмму пробел.

- Подберите схему к этим словам с предлогами.

Ох-охохонюшки!
Не видать из-под стола
Нашего Афонюшки.

- Где находится Афонюшка? (под столом)

- Откуда его не видать? (из-под стола) Выписываем, объясняем орфограмму пробел, подбираем схему.

Дополнительно: Маша дала Саше сыворотку из-под простокваши.

    Правый локоть – левое колено, левый локоть – правое колено (6 раз)
  1. За спиной правая рука левая пяточка, левая рука – правая пяточка (6 раз)

5. Обучение употреблению предлогов в речи. Дифференцированное задание по уровню сложности. Работа в группах.

1 группа – Вставьте в предложения пропущенные предлоги с или из. Запишите полученные предложения, подчеркните орфограмму пробел.

Куклу вынули …… коробки. Ворона слетела … дерева. Пассажиры вышли…. троллейбуса. Молоко вынули … холодильника. Бельё достали … шкафа. Пыль стёрли … шкафа. Пироги вынули ….. печки.

2 группа – Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом, отвечая на вопрос где? Запишите получившиеся предложения и подчеркните орфограмму пробел.

Карандаши лежат (где?) ……………………. Яблони и груши растут (где?) ………………
Медведь живёт (где?) …………………… … Получил посылку (где?) ………………………….
Всё лето мы отдыхали (где?)……………. Моя мама работает (где?) …………………….

3 группа - Прочитать словосочетания и вставить пропущенный предлог в или на. Полученные словосочетания запишите, выделите орфограмму пробел.

6. Самостоятельная работа.

Объяснить, где предлог, где приставка, а где часть корня. Вспомним ещё раз правило написания приставок и предлогов (устно проговариваем правила, возвращаясь к таблице 1).

Сойка (с) мышкой (по)дружилась, Птичка (под) моим (о)кошком
(К) мышке (в) гости (на)просилась. Гнёздышко (для) деток вьёт,
Мышка весело жила, Вот (со)ломку тащит (в) ножках,
(На) пуху (в)углу (с)пала. Вот пушок (во) рту несёт.

- Урок наш подходит к концу. Как вы оцените сегодня мою и свою работу на уроке? (интересно, плодотворно, поучительно и т.д.)

-Чему учились сегодня? (грамотно употреблять предлоги в устной и письменной речи)

-Что мы для этого делали? (учились определять пространственное значение предлога и т.д.)

- Для чего нужно уметь правильно употреблять предлоги? (Чтобы речь была красивой, точной, правильной)

- Красивым делают нашу речь и меткие народные высказывания.

Мудрому и счастье к лицу. Мудрому человеку вся земля открыта. Мудрость в голове, а не в бороде. Мудрость старости честнее.

8. Домашнее задание.

Подобрать и записать 6-8 пословиц о правде и лжи. Подчеркнуть в пословицах слова с предлогами. Если встретятся слова с приставками – выделить приставки.

Примечание: Во время работы на уроке учитель поощряет детей, комментирует их работу, используя в своей речи пословицы и поговорки:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявление роли разных предлогов в устной и письменной речи.

Зачем нужны предлоги? Ты сообразил, зачем нужны предлоги? Предлоги нужны для связи слов в предложении. Вставь предлоги, подходящие по смыслу: Кот Васька лежит … (окно). Гриб растёт … (дерево). Птенцы сидят … (гнездо). Лодка отчалила … (берега). Лев готовится … (прыжок).

 Проверь себя: Кот Васька лежит на окн е . Гриб растёт под дерев ом . Птенцы сидят в гнезд е . Лодка отчалила от берег а . Лев готовится к прыжк у . Ты не ошибся? Молодец!

Проверь себя: Кот Васька лежит на окн е . Гриб растёт под дерев ом . Птенцы сидят в гнезд е . Лодка отчалила от берег а . Лев готовится к прыжк у . Ты не ошибся? Молодец!


Спиши. Обозначь приставки и подчеркни предлоги. Образец: наступить на ногу . Наступить на ногу, влететь в окно, спрыгнуть с бревна, поднырнуть под корягу, извлечь из шкатулки, побежать по дороге, опереться о стол, надстроить над домом, заглянуть за кулисы.

Спиши. Обозначь приставки и подчеркни предлоги. Образец: наступить на ногу . Наступить на ногу, влететь в окно, спрыгнуть с бревна, поднырнуть под корягу, извлечь из шкатулки, побежать по дороге, опереться о стол, надстроить над домом, заглянуть за кулисы.

И НИКОГДА НЕ СТОЯТ ПЕРЕД ГЛАГОЛАМИ: ПОБЕЖАТЬ.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ!

  • В русском языке всего около 200 предлогов. Однако, после имён существительных, глаголов и местоимений по частоте использования предлоги стоят на четвёртом месте. Девять предлогов (В, НА, С, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О) включаются в 30 самых часто употребляемых слов русского языка.

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились. Спасибо!

Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились. Спасибо!


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский родной язык



Кошка бежит по дорожке к дому.от дома.Кошка бежит по дорожке между домами.

Кошка бежит по дорожке к дому.
от дома.
Кошка бежит по дорожке между домами.

пояснения направления расположения Разные предлоги нужны для:

пояснения направления расположения

Разные предлоги нужны для:

Д.п.по горам, по долам. Д.п.Д.п.За леса, за горы, В.п.В.п.про ключи, В.п.К.

Д.п.
по горам, по долам.
Д.п.
Д.п.
За леса, за горы,
В.п.
В.п.
про ключи,
В.п.
К заставе,
про луга, про леса,
В.п.
В.п.
по грибы,
В.п.
по ягоды,
В.п.
в избушку,
В.п.
через реки
В.п.

Сделаем выводы:И.п.предлоговВ.п. и Д.п. - поВ.п. и П.п. - в

Сделаем выводы:
И.п.
предлогов
В.п. и Д.п. - по
В.п. и П.п. - в

Спиши. Обозначь приставки и подчеркни предлоги. Устно подбери свой пример, за.

Спиши. Обозначь приставки и подчеркни предлоги. Устно подбери свой пример, заменив существительное.
Образец: наступить на ногу – наступить на упавшую ветку.

Безбрежный – без берега, безветренный – бесстрашный – бескорыстный – безд.

Безбрежный – без берега,
безветренный –
бесстрашный –
бескорыстный –
бездушный –
бессердечный -
без ветра,
без страха,
без корысти,
без души,
без сердца

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 289 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 15. Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.05.2021 2791
  • PPTX 1.7 мбайт
  • 1012 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Щербина Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сегодня будем учиться распознавать предлоги, правильно употреблять их в речи и писать. Продолжим работу над развитием речевой деятельности.

Тема: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Тема: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Родной язык, 3 кл

Просматривая информацию на слайдах, прочитывайте обязательно вслух, размышляйте, выполняйте записи в тетрадь по РОДНОМУ ЯЗЫКУ (можно цветными карандашами, фломастерами, ручками)

Содержание занятия Сегодня будем учиться распознавать предлоги, правильно употреблять их в речи и писать

Содержание занятия Сегодня будем учиться распознавать предлоги, правильно употреблять их в речи и писать

Сегодня будем учиться распознавать предлоги, правильно употреблять их в речи и писать. Продолжим работу над развитием речевой деятельности.

Думай и развивайся Вывод (задание2): правильно, предлог

Думай и развивайся Вывод (задание2): правильно, предлог

Думай и развивайся

Вывод (задание2): правильно, предлог НА, другие предлоги здесь не подходят. Смысл поменяется.

В лесу, на лугу под столом, к парте, у сестры, перед уроком за рекой, для мамы, от папы.

…дворе трава, …траве дрова,
Не руби дрова … траве двора!

1. Запиши слова, обозначь части речи.

2. Прочти, найди, каких слов не хватает в записи.

Ура, вы правильно поняли! Предлоги нужны для связи слов в предложении

Ура, вы правильно поняли! Предлоги нужны для связи слов в предложении

Ура, вы правильно поняли!

Предлоги нужны для связи слов в предложении..

Ответ запиши в комментариях или в тетрадь

Это интересно Запишите в тетрадь часто употребляемые предлоги

Это интересно Запишите в тетрадь часто употребляемые предлоги

Запишите в тетрадь часто употребляемые предлоги. Можно обвести их в рамочку

А знаете? Но есть и необычные предлоги: они

А знаете? Но есть и необычные предлоги: они

Запишите новые слова в тетрадь по родному языку

Было так… От некоторых имён существительных образовались такие имена прилагательные

Было так… От некоторых имён существительных образовались такие имена прилагательные

От некоторых имён существительных образовались такие имена прилагательные.

Обрати внимание: этот предлог всегда пишется с буквой З

Безбрежный – без берега, безветренный - без ветра – бесстрашный –без страха бескорыстный –без корысти бездушный –без души бессердечный –безсердца

Потренируйся Наступить на ногу, влететь в окно, спрыгнуть с бревна, поднырнуть под корягу, извлечь из шкатулки, побежать по дороге, опереться о стол, надстроить над домом,…

Потренируйся Наступить на ногу, влететь в окно, спрыгнуть с бревна, поднырнуть под корягу, извлечь из шкатулки, побежать по дороге, опереться о стол, надстроить над домом,…

Наступить на ногу, влететь в окно, спрыгнуть с бревна, поднырнуть под корягу, извлечь из шкатулки, побежать по дороге, опереться о стол, надстроить над домом, отломить от дерева, заглянуть за кулисы.

Запишите в тетрадь по родному языку

1. Спиши. Обозначь приставки и подчеркни предлоги.

Образец: наступить на ногу – наступить на упавшую ветку.

Итоги урока: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Итоги урока: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Сегодня учились распознавать предлоги, правильно употреблять их в речи и писать. Узнали, что разные предлоги нужны для того, чтобы связывать части речи в предложении, чтобы был понятен смысл предложения.

Рефлексия 1.Всё ли было понятно на слайдах, когда читали материал?

Рефлексия 1.Всё ли было понятно на слайдах, когда читали материал?

1.Всё ли было понятно на слайдах, когда читали материал? Если да, поставьте + (в комментариях)
2. О каких профессиях никогда не слышали? + (запишите в комментариях)

Читайте также: