Природные ресурсы русской равнины и проблемы их рационального использования конспект

Обновлено: 06.07.2024

Урок 39. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ РАВНИНЫ. ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Задачи: дать оценку природным ресурсам; показать величи­ну антропогенной нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; раскрыть сущность экологических проблем, помочь уча­щимся в творческом поиске предложений по их решению.

Возможные варианты проверки:

1. Индивидуальный устный опрос.

- Какие зональные природные комплексы выделяют на Русской равнине?

- Какие из них занимают наибольшую площадь, наименьшую?

- Охарактеризуйте тундру и лесотундру Русской равнины.

- Сравните природные условия тайги и степей.

- Объясните, как изменение хотя бы одного из компонентов природы, например, коэффициента увлажнения, меняет облик все­го природного комплекса.

- Какие из природных комплексов наиболее изменены человеком?

2. Проверка практической работы.

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

III. Получение новых знаний.

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины

Расположение на террито­рии Русской равнины

Использование ресурса человеком

1) железные руды

Курская магнитная аномалия (КМА)

Сырье для металлур­гии

2) каменный уголь

Урало-Вятский, Тима- но-Печорский, Каспий­ский бассейны

Топливо, сырье для химической промыш­ленности

5) горючие сланцы

Ленинградская область, окрестности Самары

6) строительные материалы (пески, глины, известняк и ДР-)

Строительство, сырье для промышленности строительных мате­риалов

7) апатитово-нефе­линовые руды

Кольский полуостров и Карелия

Получение алюминия, сырье для стекольной промышленности, производства химиче­ских удобрений

Кольский полуостров, Карелия

Строительство, от­делка зданий, мосто­вых и проч.

9) поваренные и калийные соли

Озера Эльтон, Баскунчак, камское Предуралье

Сырье для химической промышленности

Сырье для химической промышленности

Наиболее богаты в се­веро-западных и цен­тральных районах

Запасы пресной воды, гидроэнергия, деше­вые транспортные пути, рыбные про­мыслы, места отдыха

Север лесной зоны (прохладное, влажное лето).

Средняя полоса (плодо­родные почвы).

Лен-долгунец, рожь, овес.

Зерновые и кормовые культуры.

Зерновые и техниче­ские культуры, садо­водство и бахчеводство

Таежные и смешанные леса

Ценная древесина, пушнина, грибы. Яго­ды, лекарственные растения, сырье для химической промыш­ленности

Повсеместно, но не очень хорошо освоены

Туризм, отдых, лече­ние и оздоровление населения

2. Проблемы рационального использования природных ресур­сов также рассматривались учащимися ранее, поэтому учитель должен акцентрировать внимание на экологических проблемах Восточно-Европейской равнины, например, можно рассказать о проблемах Нечерноземья.

Учитель. В настоящее время территория Восточно-Евро­пейской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсив­но используются. Ощущается дефицит воды, атмосфера испытыва­ет сильное загрязнение, особенно в районах с развитой химической промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, бес­пощадно вырубаются леса.

Территория Нечерноземья была достаточно освоена человеком издавна. Пашни чередовались с лесами и лугами. Множество сел и деревень расположились вдоль рек и около озер. Здесь выращивали устойчивые урожаи ржи, льна, изделия из которого славились на весь мир. Большое количество скота обеспечивало население про­дуктами питания. Однако в дальнейшем сложившаяся система ра­ционального ведения хозяйства была разрушена. Причинами этому послужили сначала коллективизация, затем бездумное укрепление сел, объявление многих деревень неперспективными. Большинство населения ушло в города. Исчезли тысячи деревень, которые рань­ше кормили и себя, и городских жителей.

На территории Русской равнины созданы заповедники, где со­храняются участки уникальных природных ландшафтов, редкие виды животных и птиц. Например, заповедники Кандалакшский, Лапландинский, Приокско-террасный, Лосиный остров, Галичья Гора и многие другие.

Можно обсудить с учащимися проблемы Полесья, дать воз­можность высказаться о положительных и отрицательных сторонах процесса осушения болот. Можно выслушать и обсудить сообще­ния учащихся об ООПТ Восточно-Европейской равнины (домаш­нее задание урока № 37).

Для закрепления полученных знаний и их систематизации учи­тель предлагает ответить на вопросы:

• В чем выражается комплексный подход к проблеме охраны и преобразования природы Нечерноземья и Полесья, а также других районов Восточно-Европейской равнины? Приведите примеры.

• На примере данных территорий покажите, каково соотноше­ние мероприятий по преобразованию природы и мер по ее охране.

• Возможно ли на современном этапе отказаться от мероприя­тий по преобразованию природы и ограничиться только мерами по ее охране?

Обобщая знания, учащиеся формулируют вывод о необходимо­сти научно обоснованного подхода к решению проблем преобразо­вания природы с учетом всех взаимосвязей внутри природного комплекса.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 29, выполнить задание 4 на с. 48 рабочей тетради на печатной основе (нанести месторождения полезных ис­копаемых), или задание 3 на с. 49, или задание 2 на с. 50 (по вари­антам или по выбору учителя).

Учитель: Доброе утро! Садитесь! (учащиеся сидят по рабочим группам). Перед началом нашей работы выполним традиционное упражнение – помассируем мочки ушей. Зачем мы это делаем?

Учащиеся: Для того, чтобы кровь прилила в голову и это способствовало активизации мыслительной деятельности.

Учитель: Итак, готовы? Молодцы!

Перед вами карта (слайд №1). Назовите территорию, свой ответ аргументируйте. Какие географические объекты скрываются под знаками вопроса?

Учащиеся: Русская равнина (границы, площадь территории, показатель протяженности с севера на юг).

Учитель: Проверяем (слайд №2). Молодцы!

Руководители групп комментируют слайды (приложение 1).

Учитель: Спасибо. Сейчас я хочу вам представить свой синквейн (слайд №3). Как вы думаете, какие вопросы, проблемы вызвали у меня такие ассоциации на заданную тему?

Совместно формулируем тему урока:

Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины

Учитель: Какова цель нашего сегодняшнего занятия?

- определение видов природных ресурсов, проблем их использования, поиск путей решения этих проблем.

Учитель: По представленным иллюстрациям определите виды природных ресурсов:

- минеральные (слайд №7)

- почвенные (слайд №8)

- рекреационные (слайд №9)

Учитель: Каждая группа будет специализироваться на определенном виде ресурса.

Задания для групп (слайд №10):

1. Разгадайте кроссворд (приложение 2) (при правильном разгадывании кроссворда в выделенной вертикальной колонке вы увидите слово, характеризующее проблему, возникающую при использовании данного вида ресурса).

2. Предложите пути решения данной проблемы

Источники получения информации : учебник (&29), карты атласа, Интернет.

Проверка правильного выполнения кроссвордов осуществляется при помощи слайдов:

слайд 11 – водные (загрязнение), слайд 12 – лесные (вырубка лесов), слайд 13 – почвенные (истощение), слайд 14 – рекреационные (слабое освоение), слайд 15 – минеральные (истощение).

Представители группы предлагают пути решения проблемы.

Учитель: Итак, какой общий вывод мы можем сделать? Достигли ли мы цели нашего занятия?

Учащиеся: Человек использует в своей деятельности большое количество природных ресурсов, это приводит к проблемам. Поэтому необходимо рационально использовать ресурсы.

Учитель: Для того, чтобы узнать мнение каждого о нашем сегодняшнем уроке, я вам предлагаю заполнить карточки, которые находятся на ваших столах. Руководители оценивают работу группы в бланках (приложение 3) .

Тип урока: обобщающий и систематизации знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии: Все мы с вами любим любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков , которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории. Используя раздел “Интернет” полюбуемся чудесами природы и архитектуры Русской равнины. Для этого нам нужно выбрать время года, которое вам больше всего нравится для путешествий и разделиться на группы.





Пояснение: Учащиеся должны сами выбрать время года (лето, зима, весна, осень). Урок проходит в классе, рисунки высвечиваются на экране.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете? Какие из них есть на Русской равнине?

2. Давайте займемся исследованием

На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.

  1. Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.
  2. Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.
  3. Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.
  4. Четвертая группа – рекреационные ресурсы.

3. Правила и приемы работы

Вопросы Проблема рационального использования
1. Состав и местонахождение полезных ископаемых Русской равнины.

2. Отметить на контурной карте значками все бассейны полезных ископаемых.

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.
б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.
в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

а) металлические (железная руда)- КМА.
б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

4. Практическая работа на контурной карте

  1. Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.
  2. Печорский угольный бассейн.
  3. Подмосковный угольный бассейн.
  4. Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.
  5. Нефть на востоке равнины.
  6. Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Вопрос: Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

Граниты (Шкурлатовское месторождение, Павловский район), песчаники (Верхнемамонское и Русановское месторождения). Общегосударственное значение имеют огнеупорные глины Латненского месторождения, в южных районах области добывается охра – сырье для изготовления минеральных красок (Бутурлиновское, Журавское месторождения).

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

5. Мозговой штурм

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции.

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки.

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях.

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

Назвать отрицательные последствия ГЭС.

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины . Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии: Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Вопросы. Проблемы рационального использования.
1. Назвать почвы Русской равнины и выделить среди них самые плодородные.

2. Каким образом используются эти почвы?

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Вопросы Проблема рационального использования
1. Что означает термин “рекреационные ресурсы”.

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха .Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

Учитель: В России проходил конкурс “7 чудес России”. Мы с вами можем посмотреть на сайте “Интернет” – претендентов и победителей.

Пояснение: все пересаживаются за компьютеры и исследуют сайт интернета.

А есть ли достопримечательности в нашей области. Назовите достопримечательности природы Воронежской области и Новоусманского района.

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

На территории Новоусманского района выделены особо охраняемые территории, представленные 4-мя памятниками природы:

1) степь конного завода №11 в селе Хлебное;
2) верховое болото “Клюквенное” на территории Сомовского лесничества;
3) “мачтовый бор” на территории Тресвятского лесничества;
4) Государственный охотничий заказник “Пригородный”.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - знакомство с комплексной проблемой рационального использования, охраны и преобразования природы Русской равнины. Разработана для 8 класса.

2 Охрана природных ресурсов.

Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены. Леса вырублены, степи распаханы, при добыче полезных ископаемых образовались карьеры и отвалы "Лунный ландшафт".

В настоящее время все активнее ведутся работы по рекультивации земель. Близ крупных городов Русской равнины проводится работа по улучшению культурного ландшафта, уделяется внимание мероприятиям по очистке вод, воздуха от промышленных выбросов.

ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РУССКОЙ РАВНИНЫ.

Цели и задачи:

1. Сформировать знания учащихся о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).

2. Знакомство с комплексной проблемой рационального использования, охраны и преобразования природы Русской равнины.

3.Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.

4.Определить экологические проблемы Русской равнины и пути их решения.

Изучение нового материала с опорой на ранее усвоенный материал.

Оборудование: карты- физическая, тектоническая, охраны природы, презентация Русская равнина.

I Организационный момент - проверка готовности к уроку.

II. Изучение нового материала.

1. Разнообразие природных ресурсов Русской равнины. Причины разнообразия.

Природные ресурсы - это компоненты природы, которые в данное время используются человеком.

Длительная геологическая история древней платформы, лежащей в основании равнины, предопределила богатство равнины различными полезными ископаемыми.

Водные природные ресурсы

Рекреационные природные ресурсы

Минеральные природные ресурсы

Где и почему размещены.

- Минеральные природные ресурсы:

-Железные руды КМА,

-уголь (Подмосковье, Печора),

-нефть (Урал, Печора, Прикаспийская низменность),

- горючие сланцы (Ленинградская область, Самара),

-бурые железняки (Липецк),

-аппатиты, нефелины ( Кольский п-ов),

- поваренная соль (О. Эльтон, Баскунчак),

-фосфориты (Поволжье, Подмосковье)

- Водные природные ресурсы.

Наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины.

В ходе работы учащиеся на контурной карте указывают географию размещения минеральных и водных ресурсов (подписывают названия месторождений, крупных рек и озер).

Агроклиматические природные ресурсы.

Большая часть равнины получает достаточно тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур:

- на севере лесной зоны - "лен - долгунец", "рожь", "овес".

- в средней полосе - "пшеница", "кукуруза", "сахарная свёкла", "подсолнечник".

- на юге - "садоводство" и "бахчеводство".

Лесные природные ресурсы. Представлены лесами, богатыми ценной древесиной:

- тайга, смешанные леса - пушной зверь, грибы, ягоды.

Рекреационные природные ресурсы.

Этот вид природных ресурсов имеет большой потенциал. Это живописные ландшафты для отдыха и лечения:

- Озера Селигер, Ильмень;

- "Золотое кольцо России";

- Река Волга с Жигулями и Астраханской дельтой.

2 Охрана природных ресурсов.

Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены. Леса вырублены, степи распаханы, при добыче полезных ископаемых образовались карьеры и отвалы "Лунный ландшафт".

В настоящее время все активнее ведутся работы по рекультивации земель. Близ крупных городов Русской равнины проводится работа по улучшению культурного ландшафта, уделяется внимание мероприятиям по очистке вод, воздуха от промышленных выбросов.

IV Закрепление.

Ребята в группах выполняют задания. (См. приложение 1).

Повторить параграфы 28,29

Задания для группы.

1. Решите проблему использования почв.

2. Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

3. Пути решения проблемы - милиорация.

1. Предложите пути рационального использования полезных ископаемых.

1. Решите проблему рационального использования гидроэнергетических и лесных ресурсов.

Читайте также: