Многозначные слова конспект логопедического занятия

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Баянова Елена Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Многозначные слова"
Раздел: начальное образование

Тема: Многозначные слова. Слайд №1

Форма проведения: Путешествие в мир слов.

Цель: Формирование представлений о многозначных словах и их роли в речи.

Учить детей определять лексическое значение слов, использовать в речи слова с

главное, коротко и точно выражать свои мысли.

позитивно взаимодействовать и общаться со сверстниками.

Оборудование:

придворного мудреца, опорная схема для характеристики звука [Ч].

Ход занятия

Приветствие учащихся.

(логопед) пожимает руку соседа, стоящего справа или слева, Тот также пожимает руку

своего соседа. Пожатие передаётся от одного к другому, пока не вернется

ведущему (логопеду). А теперь усложним: если ведущий (логопед) передаёт пожатие

передача импульса и влево и вправо, причем ведущий может через несколько секунд

передать следующий импульс. Важно, чтобы пожатие не потерялось.

- Энергия делает нашу речь правильной, красивой, точной.

- Мы подарили друг другу частичку этой энергии, которая потребуется нам на протяжении

(Дети занимают места за партами согласно надписи на спинке стула.)

Логопед: - Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.

- Знаете ли вы, где происходит то, чего в жизни не бывает? В сказке.

- Мы отправимся в сказочное путешествие в мир слов. Слушайте и смотрите.

Жил-был король. Королевство у него было замечательное, вот только сам

король был глупый и вредный! И служил у этого короля учёный мудрец – умный-

преумный, талантливый-преталантливый, и много этот мудрец для королевства

того сделал да изобрёл, а за это любил его народ да уважал.

Но позавидовал однажды король таланту да уму мудреца и прогнал ученого со

службы. А вместе с мудрецом покинули королевство знания и ум. И остался король

один-одинешенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему умы светлые

- Полетели письма по разным адресам. -

А одно из писем прилетело к нам. Давайте

узнаем, что в нём.

ученик: «Пожалейте меня, ребята, помогите вернуть в королевство ум и

Логопед: - Ну что, ребята, поможем горе-королю? Поможем.

определенные задания. Только работать надо дружно, чтобы никто не отставал, иначе мы

не сможем вернуть в королевство ум и знания.

3. Речевая разминка. Прежде, чем мы отправимся с вами в путешествие в мир слов,

разомнём язычок. Произнесем чётко и с правильной интонацией скороговорку: «Ну и

- Учёный хочет научить паучка читать и печатать.

- Не научит. Ни к чему паучку учёба.

- Учёный – чудачок!

правильную артикуляцию звука [ч]: положение губ, языка, твёрдость-мягкость, звонкость-

- Язычок размяли. - Отправляемся в путь.

4. Основная часть. 1этап.

Крепостные ворота.

Логопед: - Какое первое препятствие встретилось у нас на пути? Первое препятствие - это

Крепостные ворота.

- В эти ворота мы сможем войти, лишь выполнив задание.

- Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово.

Предложение: Давайте … замок на воротах.

ОТКРЫТЬ ОТВОРИТЬ

- Чтобы правильно выполнить это задание, надо найти в толковом словаре значения слов

- Откройте словари. Найдите значение слова ОТВОРИТЬ, прочитайте.

ОТВОРИТЬ - открыть дверь, окно, раздвинуть створки чего-либо.

- Найдите значение слова ОТКРЫТЬ, прочитайте.

ОТКРЫТЬ - разомкнуть, раскрыть что-нибудь сомкнутое, сложенное.

Логопед: - Выберите подходящее значение.

- В предложение нужно вставить слово ОТКРЫТЬ, потому что отворить можно дверь,

окно, створки чего-либо.

- Прочитайте предложение целиком: Давайте откроем замок на воротах.

- Смотрите, часть карты волшебного королевства открылась. Идем дальше.

Таинственный лес.

Логопед: - Как называется следующая часть королевства? Слайд № 10.

Дети: - Следующая часть королевства называется Таинственный лес.

Логопед: - Верно. Кто в нем живет?

Дети: - В Таинственном лесу живут медведи, рыси… Охотник.

- А кто такой охотник?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ОХОТНИК.

– тот, кто занимается охотой.

– 1) тот, кто добровольно берется за выполнение какого-нибудь поручения, 2)

тот, кто склонен к чему-нибудь, любитель чего-нибудь, 3) тот, кто хочет приобрести,

Логопед: - Давайте посмотрим, что у охотника в руках. В руках у охотника лук.

Дети: - В руках у охотника лук.

- Что такое лук?

- Откройте толковые словари и посмотрите значение слова ЛУК.

луковицы и съедобными трубчатыми листьями.

Лук – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

- Так значит, что у охотника в руках? Оружие для метания стрел. Правильно.

- А ещё у охотника есть СТРЕЛЫ. Откройте толковые словари и посмотрите значение

Стрела – 1) тонкий длинный стержень с заостренным наконечником для стрельбы из лука;

2) подвижная часть подъемного крана.

Стрелы – зеленые стрелы, тонкие стебельки.

наконечником, для стрельбы из лука.

- Кто знает значение слова тетива? Посмотрите по словарику.

Тетива – веревка, стягивающая концы лука.

Логопед: - Охотник, лук, стрелы. У этих слов есть не одно, а несколько значений.

Такие слова называются многозначными. Это слова-близнецы. Они похожи, как две

капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные

- Составьте с данными словами распространенные предложения.

- Составьте предложения, используя слова,

предложенные на слайде:

1) Натягивать, на, тетива, лук, охотник.

2) Лук, покупать, рынок, мама, на.

- В выделенных словах нужно изменить окончания.

Логопед: - Вы всё правильно сделали. Пропустил нас охотник. А карта ещё открылась.

- Давайте тихо-тихо пройдём по таинственному лесу, чтобы «не попасть в лапы диких

Дети идут по таинственному лесу.

Трава в лесу маленькая-маленькая (дети приседают);

Деревья высокие-высокие (поднимают руки вверх);

Ветер деревья качает (вращаются)

То направо, то налево (наклоны вправо-влево);

То вверх, то назад (дети потягиваются вверх, прогибаются назад);

То вниз сгибает (наклоны вперёд);

рук из стороны в сторону);

Парит орёл в небе (руки в стороны);

На пути кочки и пенёчки (понимание ног, согнутых в коленях);

Идёт медведь, шумит в кустах (движения медведя с покачиванием влево-вправо);

На пути ручеёк.

Наклонились, водой из ручья умылись.

Потянулись, улыбнулись.

Повертелись, оглянулись.

Перепрыгнули ручеёк (дети перепрыгивают ручей).

- Сядьте на свои места.

Помашите, потянитесь.

Поморгайте, улыбнитесь.

- Отдохнули? Отправляемся дальше.

Город мастеров

Логопед: - Ребята, куда мы попали?

Дети: - Мы попали в Город мастеров. Слайд № 16.

Кто знает значение слова город? Город – это крупный населённый пункт, жители

которого заняты несельскохозяйственной деятельностью.

Логопед: - Кто живет в Городе мастеров?

живут ремесленники (ремесленник–человек,

мастерством),

архитекторы (архитектор

строитель). Слайд № 17

Логопед: - Ребята, как называют человека, который все умеет делать?

Дети: - Человека, который все умеет делать, называют мастер на все руки.

Логопед: - А как называют руки, которые все умеют делать?

Дети: - Руки, которые все умеют делать, называют золотыми.

Логопед: - Прочитайте словосочетания: ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ, ЗОЛОТЫЕ РУКИ.

- Найдите значение этих словосочетаний в словарике, прочитайте. – Молодцы!

словосочетании ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ слово ЗОЛОТОЙ обозначает «сделанный из

Логопед: - Вещи из золота ценные, дорогие. И руки могут быть ценными. Поэтому и стали

называть руки, которые все умеют делать, золотыми.

Картинка с изображением мастера.

Говорят, у мастера руки не простые.

Говорят, у мастера руки золотые!

Логопед: - А мы все ближе к цели. Карта ещё приоткрылась.

- Вы хорошо поработали в пути.

Основная часть. 2этап.

Плодородная провинция

Логопед: - Продолжим путешествие.

- В какую часть королевства мы попали? Слайд № 20.

- Мы попали в Плодородную провинцию.

- Ребята, кто из вас знает значение слова ПРОВИНЦИЯ?

– Посмотрите значение в

Логопед (или ответ подготовленного ученика): Слайд № 21.

Провинция – это местность, удаленная от крупных центров.

- Что можно ещё посчитать ПРОВИНЦИЕЙ? Деревню, село, посёлок, хутор, городок.

Деревня – небольшая сельская местность.

Село – большое крестьянское селение.

Посёлок – небольшое поселение городского типа.

Хутор – однодворное или многодворное сельское поселение.

Городок - провинциальный городок; уменьш. к слову город.

Столица – главный город государства.

- А что они выращивают в этих чудо-садах, мы узнаем, выполнив задание. Задание не

простое, мы будем составлять загадки. Мы уже учились с вами составлять загадки. Нам

нужно вставить в таблицу слова, только тогда родится загадка.

Составление загадок – интерактивный метод ТРИЗ (работа в парах).

Инструкция для работы в парах: - Обычно писатели пишут по поодиночке, но были

писатели, которые писали вдвоём (Ильф и Петров, братья Гримм). Вы тоже сейчас будете

работать в парах.

Обдумываете написание загадки вместе.

Записывает тот, кто быстро пишет, а второй проверяет.

Выбираете того, кто будет загадывать загадку.

При составлении загадок используем модель: Какой? (какая?) Кто такой (такая, такое) же?

объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.

- дать общее представление о многозначных словах, показать случаи переноса значений слов; учить детей практически различать прямое и переносное значение.

- сформировать у детей представление о том, что многозначными могут быть различные части речи.

Оборудование: картинки с изображением многозначных слов.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

I. Многозначные существительные. Педагог напоминает о том, что слово имеет значение, дети объясняют смысл однозначных слов (карандаш, огурец, диван и т.п.).

Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил- вертел баранку.

А зачем крутил-вертел? –

Лучше взял бы да и съел!

Почему шофёр не мог съесть баранку? Какие значения есть у слова баранка?

Чем похожи съедобная баранка и баранка - руль ? Посмотрите на картину. (Они похожи).

Посмотрите на колокольчик (вывешивается картинка) - есть сходство в значениях слова колокольчик- цветок и колокольчик - звонок? (внешне они похожи)

Какой частью речи являются пятачок, шишка, ручка, язычок, баранка, колокольчик? (Существительными)

Эти существительные имеют несколько значений. Как называются такие слова?(Многозначными)

II. Многозначные прилагательные.

Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и его признаки.

⎯ Какие вещи бывают острыми?

⎯ Гриша, не бери нож. Порежешься!Гриша, не бери вилку. Уколешься!

⎯ Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету.

⎯ Я горчицу хочу, - сказал Гриша.

⎯ Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.

⎯ Эх, ты! Разве горчица – острая?

⎯ Она – горькая! Я ещё вчера лизал.

⎯ Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

⎯ Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лампа?

⎯ Запишите полученные словосочетания в тетрадях.(Острая сабля, острый перец, острые ножницы)

⎯ Как называется такое слово? (Многозначным)

Инструкция: «Распределите пары слов на две группы: с прямым и переносным значением выделенных слов.

Острый ум Острый запах Железный характер

Острый угол Острые ножницы Железная крыша

Железные ветки Железная решётка Острый соус

I V. Выборочный диктант.

Ребята, а теперь давайте проверим, умеете ли вы определять многозначные слова. Я буду диктовать словосочетания, а вы выберете из них и запишите только те, в которых употреблено многозначное слово. (Красная лента, весёлый день, высокий кран, радость общения, порыв ветра, мамина ручка, соседский мальчик, старая история)

А теперь, ребята, давайте, вспомним, что мы узнали на занятии:

- слово может иметь несколько значений.

- различение значения слов поможет понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 110 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.02.2016 3080
  • DOCX 14.8 кбайт
  • 25 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лобанова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен для изучения новой темы "Многозначные слова". У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак, или схожи в действии. Надо различать значения слов.

МКОУ Чумаковская школа-интернат

Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

с.Чумаково, декабрь 2017 год

Цель: Познакомить воспитанников с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами.

1.Уточнить и обогатить словарный запас воспитанников по данной теме.

2.Упражнять в умении давать общее понятие для всех значений многозначного слова.

3.Совершенствоать умение объяснять, почему это слово многозначное и что общего у многозначных слов.

4.Привлечь внимание детей к лексическому значению слов, учить понимать многозначность значений слов во фразах.

1.Развивать внимание, логическое мышление, артикуляционную и пальчиковую моторику, речь, познавательные интересы.

1.Воспитывать любознательность, творческое воображение, навык самоконтроля и организованности в работе.

2.Воспитывать умение получать радость от своих результатов.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Давайте пожелаем друг другу доброго утра!

А поможет нам это сделать вот эта снежинка.(Дети передают снежинку, обращаясь друг к другу по имени желая доброго утра.

Начинаю с себя «Доброе утро, Данил!! Доброе утро гости!

- Сегодня на занятии мы продолжим говорить о многозначных словах, о том какие значения они имеют.

Но а сейчас вспомним сказку о весёлом язычке:

II. Артикуляционная гимнастика.

III.Речевая разминка. Прочитать скороговорку.(повышая, понижая) громкость голоса

В зимний холод всякий молод.

IV. Повторение изученного:

1.На прошлых занятиях мы с вами знакомились со словами антонимами, синонимами, фразеологизмами. Давайте вспомним

Что за слова антонимы- ,синонимы- , фразеологизмы.

2.Как понимаете фразеологизмы:

Глаза на лоб лезут (сильно удивляться)

Глаза слипаются (сильно спать хочется)

Глаза на мокром месте (часто плачет). Хорошо молодцы!

V. Работа над темой занятия.

Давайте вспомним, что такое многозначные слова?

Например: прочитать стихотворение

Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой,

И обычный ключ- дверной. Итог.

-Ребята, а где можно узнать о значении слова? (в толковом словаре) показать

VI. Закрепление изученного.

ЯЗЫК БОТИНКА СТЕКЛЯНЫЙ СТАКАН

ЛОЖКА СТОЛОВАЯ ВИЛКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗЪЁМ

ВИЛКА СТОЛОВАЯ ЯЗЫК ПЛАМЕНИ

ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ ЛОЖКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

VII. Физпауза (игра на ложках) или

Мы во двор пошли гулять.

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы)

Бабу снежную лепили (имитировать лепку снежка)

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись

Все в снегу домой пришли

Съели суп и спать легли.

VIII. Работа в тетрадях.

Готовим пальчики к письму- раскатываем карандаш по ладоням

Открываем тетради- сегодня какое число, месяц, декабрь месяц какого времени года? День недели сегодня (четверг)

Отступили две строки записали число прописью.

Саша косил траву, у него острая… .

У девочке заплетена длинная … .

У мамы в ушах золотые … .

На ветках берёзы висят золотые … .

Ходит важно петушок, на голове у него красный … .

Бабушка купила для волос красивый … .

Проверить работу после написания.

4.Составить из данных слов предложение.

1.Мама, пришить, иголка, пуговица.

2.Ёж, защищаться. Иголка, враги.

3. Сосна, зима, зелёная, иголка.

Если останется время

Подобрать значение слов

Нос- у человека, у парохода.

Хвост- у птицы, животного.

Морж- северное животное, закалённый человек.

Ножка- у гриба, у мебели.

VIV. Формирование адекватной оценки. Рефлексия.

О чём мы сегодня вели разговор?

-Сегодня на уроке я работал:

+Работал не покладая рук.

+Работал спустя рукава.

+работал в поте лица.

Спасибо за работу! До свидания (чтобы дети сказали спасибо, до свидания!)

Однозначные и многозначные слова. Конспект подгруппового логопедического занятия (Ц.А. Бариньяк)


Рубрики Список статей


Богатство русского языка заключается не только в многочисленных правилах и большом количестве слов. Большинство из них имеют еще и несколько значений, что для непосвященного человека создаст определенную путаницу. Их называют многозначными словами. Задачами представленного урока выступают: формирование умения определения лексического значения однозначных и многозначных слов, формирование правильное высказывания в соответствии с его значением, развитие фонетических представлений и звукового анализа слов. Публикация будет интересна не только учителям-логопедам, но и преподавателям русского языка, учителям начальной школы.

Читайте также: