Конспект урока первообразная и интеграл
Обновлено: 06.07.2024
Загрузить презентацию (378 кБ)
Технологическая карта урока алгебры 11 класс.
Количество часов по разделу: 10 часов.
Тема блока: Первообразная и неопределенный интеграл.
Ведущая тема урока: формирование знаний и обще учебных умений через систему типовых, приближенных и разно - уровненных заданий.
Цели урока:
- Образовательные: сформировать и закрепить понятие первообразной, находить первообразные функции разного уровня.
- Развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся, основанную на операциях анализа, сравнениях , обобщения, систематизации.
- Воспитательная: формировать мировоззренческие взгляды учащихся, воспитывать от ответственности за полученный результат, чувство успеха.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, словесно – наглядный, проблемный, эвристический.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, обще-классная.
Средства обучения: информационные, компьютерные, эпиграф, раздаточный материал.
Ожидаемые результаты обучения: ученик должен
- определение производной
- первообразная определяется неоднозначно.
- находить первообразные функции в простейших случаях
- проверять, является ли первообразная для функции на данном промежутке времени.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Постановка цели урока(2 мин)
- Подготовка к изучению нового материалов(3 мин)
- Ознакомление с новым материалом(25 мин)
- Первичное осмысление и применение изученного (10 мин)
- Постановка домашнего задания(2 мин)
- Подведение итогов урока(3 мин)
- Резервные задания.
Ход урока
На доске записи :
***Производная –« производит « на свет новую функцию. Первообразная - первичный образ.
2. Актуализация знаний, систематизация знаний в сравнении.
Интегрирование - по заданной производной восстановление функции.
Знакомство с новыми символами:
* устные упражнения: вместо точек поставьте какую-нибудь функцию, удовлетворяющую равенству.( см. презентацию) –индивидуальная работа.
(в это время 1 ученик записывает на доске формулы дифференцирования, 2 ученик -правила дифференцирования).
- выполняется самопроверка учащимися.(индивидуальная работа)
- корректировка знаний учащихся.
3. Изучение нового материала.
А) Взаимно-обратные операции в математике.
Учитель: в математике существуют 2 взаимно-обратные операции в математике. Рассмотрим в сравнении.
ПРЯМАЯ. | ОБРАТНАЯ. |
* возведение в квадрат. | *извлечение из квадратного корня. |
*синус угла. | *арксинус угла. |
*дифференцирование. | *интегрирование. |
Б) Взаимно-обратные операции в физике.
Рассматриваются две взаимно-обратные задачи в разделе механике. Нахождение скорости по заданному уравнению движения материальной точки(нахождение производной функции) и нахождение уравнения траектория движения по известной формуле скорости.
Пример 1 страница 140 – работа с учебником(индивидуальная работа).
Процесс отыскания производной по заданной функции называют дифференцированием, а обратную операцию т.е процесс отыскания функции по заданной производной- интегрированием.
В) Вводится определение первообразной.
работа с учебником: прочитать определение, постараться запомнить, проговорить определение в парах. (парная работа)
Учитель: чтобы задача стала более определенной, нам надо зафиксировать исходную ситуацию.
Задания на формирование умения находить первообразную – работа в группах. (смотри презентацию)
Задания на формирование умения доказывать, что первообразная является для функции на заданном промежутке – парная работа. (смотри презентацию)..
4. Первичное осмысление и применение изученного.
Вывод: при выполнении этих заданий легко заметить, что первообразная определяется неоднозначно.
5. Постановка домашнего задания
Прочитать объяснительный текст глава 4 параграф 20, выучить наизусть определение 1.первообразной, решить № 20.1 -20.5 (в,г)-обязательное задание для всех № 20.6 (б), 20.7 (в,г), 20.8 (б), 20.9 (б)- 4 примера по выбору.
6. Подведение итогов урока.
В ходе фронтального опроса вместе с учащимися подводятся итоги урока, осознанное осмысление понятие нового материала, можно виде смайликов.
все понял( а), все успел(а).
частично не понял(а), не все успел(а).
7. Резервные задания.
В случае досрочного выполнение всем классом предложенных выше заданий для обеспечения занятости и развития наиболее подготовленных учащихся планируется использовать также задачи № 20.6(а), 20.7 (а), 20.9(а)
В данном видеоуроке мы вспомним, что называют первообразной функции. Вспомним основное свойство первообразных. Приведём таблицу первообразных и повторим правила нахождения первообразных. Скажем, что называют определённым интегралом, и напомним формулу Ньютона-Лейбница. Вспомним геометрический и физический смысл определённого интеграла.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Первообразная и интеграл"
Напомним, что функция называется первообразной для функции на некотором промежутке, если для всех из этого промежутка .
Операцию нахождения производной данной функции называют дифференцированием. Обратную ей операцию – нахождение первообразной – называют интегрированием.
Вспомним основное свойство первообразных. Каждая первообразная для функции на некотором промежутке может быть записана в виде , где – одна из этих первообразных для функции на том же промежутке, а – произвольная постоянная.
На следующем слайде приведена таблица первообразных.
Отметим, что множество всех первообразных функции называют неопределённым интегралом этой функции и обозначают так:
.
То есть, если – первообразная для функции , а – произвольная постоянная, то .
Вспомним правила нахождения первообразных.
Если функции и – первообразные соответственно для функций и на некотором промежутке, то функция является первообразной для функции .
Если функция – первообразная для функции , а – постоянная, то функция является первообразной для функции .
Если функция – первообразная для функции , а и – постоянные, причём , то функция является первообразной для функции .
Теперь вспомним, как вычислить площадь фигуры, ограниченной графиком непрерывной и неотрицательной на отрезке функции , осью и прямыми , . Такую фигуру называют криволинейной трапецией.
Итак, площадь криволинейной трапеции можно вычислить по формуле
,
где – любая первообразная функции .
Разность называют интегралом функции на отрезке и обозначают .
То есть . Эту формулу называют формулой Ньютона-Лейбница.
На практике формулу записывают следующим образом: .
Запись вида называют определённым интегралом. Числа и называют соответственно нижним и верхним пределами интегрирования, функцию – подынтегральной функцией, переменную – переменной интегрирования.
Напомним два свойства определённого интеграла.
1.
2.
Геометрический смысл определённого интеграла заключается в том, что площадь криволинейной трапеции вычисляется по формуле .
Физический смысл определённого интеграла. При прямолинейном движении перемещение за промежуток времени от до вычисляется по формуле , где – скорость движения.
Ещё одно физическое истолкование определённого интеграла. Масса прямолинейного неоднородного стержня с плотностью вычисляется по формуле , где – координата начала стержня, – координата конца стержня.
Мы с вами повторили основные моменты, а теперь давайте перейдём к практической части занятия.
Задание первое. Найдите все первообразные функций:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Задание второе. Для функции найдите первообразную, график которой проходит через точку .
Задание третье. Вычислите интегралы:
а) . б) в)
Задание четвёртое. Найдите площадь фигуры, ограниченной осью и параболой .
Задание пятое. Найдите площадь фигуры, ограниченной осью , прямыми , и графиком функции .
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: алгебра и начала анализа
Класс: 11 класс
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме
Задачи урока:
образовательные:
углубление понимания сущности определенного интеграла путем применения его для получения новых знаний;
развитие умений и навыков применять определенный интеграл при решении задач;
воспитательные:
воспитание познавательного интереса к учебному предмету;
воспитание у учащихся культуры мышления;
формирование умений осуществлять самоконтроль;
развивающие:
формирование умений строить доказательства, логическую цепочку рассуждений;
формирование умений проводить обобщение, переносить знания в новую ситуацию
Учебно-методическое обеспечение : Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учеб.пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2016.
Время реализации урока: 1 урок (45 минут)
Авторский медиапродукт:
1. редактор Microsoft Power Point , текстовый редактор Microsoft Word .
2. вид медиа продукта: наглядная презентация учебного материала в Microsoft Power Point и для интерактивной доски Smart Board .
Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия: компьютер, мультимедийный проектор, ИАД, слайды, карточки.
Структура урока:
1 этап - мотивационно - ориентировочный : разъяснение целей учебной деятельности учащихся , мотивация учащихся: выйти на результат .
2 этап - подготовительный: актуализация опорных знаний, необходимых для решения задач
3 этап - основной: осмысление последовательности выполнения действий согласно правилу (работа с проговариванием правил); совершенствование или коррекция умений учащихся в зависимости от успешности выполнения предыдущего этапа (кто быстро справился – работает с более сложными заданиями; кто испытывал затруднения – продолжает работать с заданиями стандартного уровня); отчёт учащихся о выполнении заданий .
4 этап – компьютерное тестирование. Контроль знаний обучающихся через тестирование в тестовой оболочке КРАБ 2
5 этап - заключительный : подведение общих итогов, инструкция по выполнению домашнего задания, рефлексия.
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация
Вступительное слово учителя
Проверка домашней работы
Работа с классом
Подведение итога урока
Инструктаж по домашнему заданию
I . Организационный момент.
У вас на столах лежат листы достижений. К концу урока вы их заполните и вернете мне.
Скажите, какие темы в последнее время мы изучили? Производная. Дифференцирование. Построение графиков функций. Первообразная. Интеграл. Интегрирование. Площадь криволинейной трапеции.
Таким образом, сегодня мы еще раз вспомним о пройденном и цель нашего урока : закрепить навыки нахождения первообразных и вычисления интегралов.
II . Проверка домашней работы.
На экране демонстрируются слайды с домашним заданием.
Учащиеся на экране видят правильное решение и оформление домашних задач. Те, кто допустил ошибки, исправляют их.
№ 1. Вычислить интеграл
№ 2. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями y = x 2 - 2 x +2 и y = - x 2 +6
Построить фигуру, ограниченную y = x 2 - 2 x +2 и y = - x 2 +6
Найти абсциссы точек пересечения графиков данных функций
x 2 - 2 x +2 = - x 2 +6
2 x 2 - 2 x - 4 =0
x 2 – x - 2=0
х 1 = - 1, х 2 = 2
III . Работа с классом. Применение приобретенных знаний, умения и навыков.
Всем известно, что ключ к практике – это теория. нам необходимо вспомнить теоретические основы по теме (фронтальный опрос). Для этого давайте ответим на следующие вопросы.
Какую функцию можно назвать первообразной для функции f (х) на [а; b] ?
Сформировать основные свойства первообразной.
Как называется операция нахождения первообразной функции?
Как называется действие, обратное интегрированию?
Какие геометрические задания приводят к понятию первообразной?
Какая фигура называется криволинейной трапецией?
Как найти площадь криволинейной трапеции?
Какие из данных фигур являются криволинейными трапециями?
Запишите площадь заштрихованной фигуры .
Выберите первообразную для функции .
Найдите общий вид первообразных для функции .
Запишите в виде определенного интеграла площадь фигуры, ограниченной линиями
y = x 2 + 1, x =1, x =2, y =0
Вычислите площадь заштрихованной фигуры
Найдите площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями:
у=х 2 -4х+5, у=х+5, y=0, х=-3, х=3.
IV . Компьютерное тестирование в тестовой оболочке КРАБ
Дифференцируемая функция F(x) называется первообразной для функции f(x) на промежутке Х, если в каждой точке этого промежутка…
Правильность интегрирования можно проверить:
Операция нахождения неопределённого интеграла от некоторой функции называется…
Чему равен
Множество всех первообразных функции имеет вид …
Выберите правильный вариант ответа:…
Выберите правильный вариант ответа
Написать правильное продолжение формулы
Выберите правильное продолжение решения
Написать правильное продолжение формулы
Чему равен интеграл
Множество всех первообразных функции имеет вид …
V . Из истории.
Символ ydx был введен немецким математиком Готфридом Лейбницем в 1686 году. Существует версия о том, что он букву S, используемую для обозначения суммы писал слегка удлиненной. Так постепенно и родился новый символ. Термин интеграл (от латинского integer-целый) был предложен в 1696 году учеником Лейбница - Иоганном Бернулли. Лейбниц, хотя и неохотно согласился с этим. Вероятно, оно происходит от латинского integero, которое переводится, как приводить в прежнее состояние, восстанавливать. (Действительно, операция интегрирования “восстанавливает” функцию, дифференцированием которой получена подынтегральная функция.)
Возникновение задач интегрального исчисления связано с нахождением площадей и объемов. Ряд задач такого рода был решен математиками древней Греции.
Необходимо было выделить общие идеи, лежащие в основе решения многих частных задач, а также установить связь операций дифференцирования и интегрирования, дающую достаточно точный алгоритм. Это сделали Ньютон и Лейбниц, открывшие независимо друг от друга факт, известный вам под названием формулы Ньютона - Лейбница.
Как вы думаете, где находит применение интеграл? А зачем обычному среднестатистическому человеку нужен интеграл? Все ли мы используем знания, полученные на уроке, где-то в повседневной жизни или в ближайшем будущем? Поднимите руки, у кого дома есть телевизор; у кого есть сотовый телефон; у кого дома есть компьютер. Так вот даже обычный сельский житель, который не имеет общего с наукой, в повседневной жизни пользуется знаниями об интеграле. Естественно, некоторые люди, которые пользуются этими приборами, могут и не знать, как вычисляется интеграл и что это вообще такое. Но каждый из нас пользуется предметами быта, даже не подозревая, что, чтобы эти приборы работали, какие-то ученые составляли интегральные схемы, проводили исследования. И в каждом вашем сотовом телефоне находится интегральная схема.
А знаете ли вы?
Что интегралы используются при:
решении задач из области физики;
решении экономических задач (на оптимизацию работы фирмы в условиях конкуренции, расчет о доходности потребительского кредита);
решении социально - демографических задач (математическая модель народонаселения Земли и др.).
Доказать: .
С помощью определенного интеграла мы будем в дальнейшем выводить формулы объемов тел вращения.
VI . Подведение итога урока.
- обобщили знания и отработали навыки решения задач на нахождение первообразных и вычисления интеграла, провели подготовку к ЕГЭ;
- развили чувство самостоятельности и ответственности за качество своих знаний;
- развили навыки самоконтроля, умений анализировать, составлять план или алгоритм учебных действий.
- За работу у доски
- За активное участие на уроке
Этапы урока
Оценка работы
Повторение ранее изученного
*Знание формул, правил
*Применение формул и правил на практике
Закрепление ранее изученного материала
Оценка за работу на уроке
Выразите свое отношение к уроку. Постройте на листах контроля графики функций y=х 2 и у= 4, поставьте смайлик в том месте графика, которое отражает ваши ощущения на уроке: чувствовали ли вы себя на гребне волны или же, наоборот, в самой нижней точке.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по Н.П. Гузику, интегрированный (математика, информатика).
Вид урока: урок – повторение с элементами презентации.
Метод обучения: репродуктивный.
Форма обучения: групповая.
Организационный этап.
Организация внимания учащихся к уроку.
Определение целей и задач.
Этап закрепления изучаемого материала.
Теоретическая разминка.
На экране демонстрируются вопросы:
Дайте определение первообразной.
Сформулируйте основное свойство первообразной.
Запишите три правила нахождения первообразных (формулы).
Запишите формулу для вычисления площади криволинейной трапеции.
Запишите формулу Ньютона-Лейбница.
Задача учащихся, в рабочих тетрадях ответить письменно. За каждый правильный ответ получают по 1 баллу.
Работа с тестом.
Для класса выдаётся тест по вариантам ( I и II ). Учащиеся решают и определяют правильный ответ. Правильный ответ оценивается также в 1 балл.
I вариант
Найти F (х)
II вариант
Найти F (х)
Вычисление площади фигуры.
На экране демонстрируются варианты вычисления площади фигуры, ограниченной линиями.
I вариант
II вариант
, , ,
, , ,
Учащиеся вычисляют письменно в тетрадях. Максимальное количество баллов – 5.
Подведение итогов.
В завершении урока на экран выводятся демонстрационные слайды с правильными ответами. Учащиеся обмениваются тетрадями для проверки, выполненных заданий. Самостоятельно выставляют оценки по критериям:
IV . Домашнее задание.
Повторить пройденный материал и подготовиться к контрольной работе.
1) Дайте определение первообразной.
2) Сформулируйте основное свойство первообразной.
3) Запишите три правила нахождения первообразных (формулы).
4) Запишите формулу для вычисления площади криволинейной трапеции.
5) Запишите формулу Ньютона-Лейбница.
- у=0, x=-2 , х=1
- у=0, x=-2 , х=1
- у=0, x=-2 , х=1
- у=0, x=-2 , х=1
- II вариант
Функция F называется первообразной для функции f на заданном промежутке, если для всех х из этого промежутка F ′(x)=f(x)
Любая первообразная для функции f на промежутке I может быть записана в виде F ( x ) +С, где F ( x ) – одна из первообразных для функции f(x) на промежутке I , а С – произвольная постоянная.
Читайте также: