Конспект занятия полезные ископаемые в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Познакомить детей с полезными ископаемыми, их значением и классификацией.

Продолжать прививать любовь к родному краю.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, речь.

Показать значение полезных ископаемых в жизни человека, растений и животных.

Словарная работа: полезные ископаемые, уголь, соль, нефть, природный газ, минеральная вода, земля.

Предварительная работа:

· Подбор наглядного материала.

Методы и приемы: наглядный (иллюстрации), словесный (рассказ, беседа), практический (работа с картой Кемеровской области).

Ход занятия:

Воспитатель: - Правильно. Вы уже догадались о чем мы с вами будем говорить?

Воспитатель: - А что такое земля?

Дети: планета, почва, по которой мы ходим.

Воспитатель: - Но я хочу с вами поговорить не о планете и не о почве; о почве у нас уже был разговор. А говорить мы сегодня с вами будем о богатствах земли. Сейчас мы отправимся в лабораторию, где нужно выполнять определенные правила. Давайте их повторим:

Лупы держать только за ручку

Не толкать друг друга

Выполнять действия, которые говорят

Ничего не трогать без разрешения

Рассуждать, делать выводы

Дети садятся за столы.

2. Воспитатель: - Возьмите лупы, подвиньте стаканчики с землей и рассмотрите ее. Скажите, что можно увидеть и найти в земле?

Дети: камни, червей, корни растений, воду, крота, насекомых.

Воспитатель: - Кроме этого в земле можно найти уголь (показывает), соль (показывает), минеральную воду (показывает) и обычную; нефть (показывает иллюстрацию). Вот это все и есть богатства земли. А как их можно назвать по другому? Полезные ископаемые. Возьмите лупы и подойдите к столу, рассмотрите уголь и соль: что вы можете о них сказать (разного цвета, твердые)?

Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Все полезные ископаемые делят на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Твердые вы только что посмотрели. Какие?

Дети: уголь и соль.

Воспитатель: - А какие-нибудь жидкие полезные ископаемые вы можете назвать? (ответы детей)

Воспитатель: - Давайте вспомним, без чего не может прожить ни одно живое существо?

Дети: солнце, воздух, вода и еда (вывешиваются соответствующие картинки).

Воспитатель: - Так вот воду, без которой мы с вами не можем жить, тоже можно найти в земле. У вас на столах стаканчики с водой: пододвиньте их поближе, рассмотрите, понюхайте и скажите, какими свойствами обладает вода?

Дети: вода жидкая, без цвета, без запаха, без вкуса.

( дети встают в круг, воспитатель называет полезное ископаемое: если оно жидкое, дети идут по кругу; если твердое – просто стоят, взявшись за руки ; если газообразное – разбегаются)

Дети садятся за столы.

2. Воспитатель: - Скажите, чем славится наш край Кемеровская область, Кузбасс?

Воспитатель: - А кто добывает уголь?

Воспитатель: - На карте места, где добывают уголь, обозначают черным квадратом. Давайте и мы с вами сделаем свою карту Кемеровской области, на которую наклеим черные квадратики – обозначение мест добычи угля.

Комплексное занятие о природных ископаемых Земли. Подготовительная группа

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи: формировать представления детей о природных ископаемых Земли (уголь, песок, глина, золото и др.); развивать познавательный интерес детей.

Ход занятия

1. Введение в тему.

Дети отгадывают загадки и находят картинки или предметы- отгадки:

Это камень черный очень,

Он чернее темной ночи.

Красный камушек не тронь,

Стал горячим, как огонь. (Уголь.)

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Из него медали льют

За учебу и за труд,

И колечки, и сережки.

Часики, браслеты, брошки. (Золото.)

2. Рассматривание картинок и беседа по ним.

Дети рассматривают оставшиеся картинки, называют, что на них изображено. (Соль, нефть, глина и т. п.)

Воспитатель. Где это все находится? (Под землей.) Подземные богатства называются полезными ископаемыми.

- Как вы думаете, почему полезные?

Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, приходится рыть глубокие шахты - колодцы. Работа в шахтах опасна. Но без полезных ископаемых жилось бы людям трудно: ведь из- под земли добывают песок и глину, гранит и мрамор, нефть и газ, соль и металл и др.

- Зачем нужен уголь?

Детям предлагается рассмотреть глиняные игрушки.

- Как вы думаете, что объединяет эти предметы?

- Послушайте рассказ о каменистом тесте, из которого сделаны эти предметы и многое другое.

Детям предлагается глина, они рассматривают ее и лепят любые игрушки.

Что в воде родится,

А воды боится? (Соль.)

Чтобы разгадать эту загадку, детям предлагается посмотреть результаты опыта, проведенного за несколько дней до занятия.

Опыт: размешать столовую ложку соли в половине стакана воды, полученный раствор вылить на блюдце и поставить на солнце. (Вода должна испариться.)

Посмотрите, что осталось в блюдце. Куда исчезла вода? Вот так солнышко выпаривает соль из соляных озер и болот. Но чаще ее добывают из земли. Пробивают колодцы-шахты, врубаются в соляной камень и поднимают его на поверхность. В шахте поначалу духота, теснота, соляная пыль ест глаза и руки. Но зато после добычи остается настоящее подземное царство. Воздух здесь чистый и целебный.

В соляных пещерах можно долго хранить запасы продуктов, они не испортятся. Хранят в таких подземельях древние книги, ценные меха и многое другое. Соль оберегает их от разрушений.

- Для чего соль человеку в домашних условиях?

- Какие продукты можно консервировать дома при помощи соли?

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, а ребенок должен назвать вещи, предметы, сделанные из материалов, добытых в земле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная деятельность детей

в рамках единого методического дня.

Воспитатель: Худякова Татьяна Николаевна.

Возрастная группа: подготовительная

Вид занятия: Интегрированное

Дата проведения: 18.02.2016г.

Длительность занятия – 30 минут.

Цель: - Формирование элементарных представлений у детей о полезном ископаемом – угле, песке, глине, извести.

1. Образовательные:

- Содействовать формированию интереса к живой и неживой природе;

- Вызвать желание находить правильное решение в проблемной ситуации;

- Познакомить со свойствами полезных ископаемых: уголь, песок, глина, известь.

- Обеспечить применение на практике навыков исследовательской деятельности.

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемосхемы;

2. Воспитательные.

- Воспитывать умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи;

- Воспитывать навык взаимопомощи, сотрудничества;

- Воспитывать коммуникативные качества детей.

3. Развивающие:

- Развивать умение анализировать, делать выводы;

- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

- Развивать умение работать в малых группах.

Методы и приемы.

Наглядный: (Показ презентации)

Практический: (Проведение опытов)

Словесный: (художественное слово, рассказ, вопросы)

Педагогические технологии: социо - игровая, личностно-ориентированная, театральная технология.

Здоровье сберегающая технология: физ. минутка, двигательная активность по мизо сценам.

Форма организации детей : социо - игры в кругу, работа фронтальная и в компаниях.

Предварительная работа

1. Совместная деятельность: Беседы о Красноярском крае и его богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты мира и нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание мини музея природных ископаемых в группе.

3. Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание природных ископаемых в энциклопедиях и мини музее в группе. Просмотр презентаций о полезных ископаемых нашего края.

Материалы для ОД:

- презентации о земле, угле, песке, извести, глине;

- шапочки «полезных ископаемых: уголь, глина, песок, известь, мячик (модель земли);

- материал для экспериментов: полезные ископаемые: уголь, песок, глина, мел;

- оборудование для экспериментов: одноразовые тарелочки 8 штук, 4 лупы, 4 одноразовых стакана с водой, 4 ложечки, 4 тканевых салфетки, 4 молотка, влажные салфетки, глина для лепки, набор мелков, простые карандаши, песочные часы.

- Мнемосхемы для рассказа о полезных ископаемых.

Ход Образовательной Деятельности:

Ритуал начала:

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете.
И так красива, на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)

Дети: Земля.

Воспитатель: Показ планеты земля на экране

Правильно, земля. Полюбуйтесь на нее и скажите. Почему наша планета земля не одного цвета?

Дети: Потому что на ней много воды, гор, ледников, есть пустыни.

Воспитатель: - Природа бывает живая и неживая. Я передаю вам маленькую модель нашей планеты земля и называю предметы природы, а вы будете говорить, живая или неживая природа.

А сейчас присядьте на стульчики, и послушать мою историю о нашей земле . Дети садятся на стулья, показ презентации.

Воспитатель: - Чего только нет у нас на земле!
А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.
Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.
Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…
Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде.
В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.

Воспитатель: - Как вы думаете? Почему полезных? Почему ископаемых?
Дети: - Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для людей на земле полезно.

Воспитатель: - О пользе полезных ископаемых людям, вам расскажут: Катя, Софья, Богдан, Ева Ч.

Дети рассказывают о глине, песке, угле и извести. Показ презентации.

2. Чистый песок на пустынном летнем морском берегу вместе с солнцем, морем, голубым небом - это счастье!

Есть ещё песок пустыни; барханы, дюны - песок и только песок – куда ни глянь!

Разрушительный, гибельный, страшный во время песчаных бурь…

А есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды

Нельзя не отметить песок, который сейчас стали использовать как материал для создания живописных шедевров на стекле. Рисуют песком на глазах у зрителей, жаль, рисунки, так же как песчаные скульптуры, недолговечны…

3. Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов, но может содержать и песчаные частицы.

Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего и даже чёрного цветов.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Глина идет на изготовление огнеупорного кирпича и других жаропрочных изделий.

4. Известняк , состоящий преимущественно из раковин морских животных и их обломков, называется ракушечником

Образовался известняк примерно 300 млн. лет назад в мелководных морских водах. Иногда образования залежей камня находят и в озерах, реках.

Многие разновидности ИЗВЕСТНЯКОВ получили воплощение в коммерческом и индивидуальном строительстве - многоквартирных домов, элитных загородных домов, коттеджей и особняков; реконструкции и реставрации памятников истории и архитектуры.

В наше время, он применен при реставрации стен московского Кремля, и других зданий. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Известняк на первый взгляд кажется довольно слабым камнем: ведь его можно скоблить ножом, вырезать на нем орнаменты. Он легко пилится обычной пилой и колется.

Воспитатель: - Кто находит полезные ископаемые?

Дети: Геологи.

Воспитатель: - Тогда встаньте на ноги, закройте глаза и представьте, что вы геологи.

Воспитатель: - Вот мы и геологи, в путь, друзья, на поиски полезных ископаемых.

Все идут по кругу и сопровождают действия словами.

Физкультминутка

Все остановились полукругом. Выбегают: Уголек, Глина, Известь и песок, хвастаются, спорят.

Уголек: - Я самый чёрный и блестящий,
Людям помощник настоящий.
От меня кругом светло,
Помогаю плавить стали,
Делать краски и эмали.

Известь: Покрываю Я дороги,

Улицы в селениях.

А еще Я есть в цементе,

Сама Я удобрение.

Песок: - Я, очень нужен детворе
Я на дорожках во дворе,
Я и на стройке, и на пляже
Я и в стекле расплавлен даже.

Глина: - Если встретишь меня на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А чтоб сделать миску или вазу -
Я понадоблюсь вам сразу.
Уголек: - Я, самый полезный людям!

Глина: - А, я самая пластичная.

Песок: - Я, очень нужен детям, и всем, всем.

Известняк: - И без меня людям не обойтись.

Воспитатель: - Почему вы спорите?

Полезные ископаемые: Все вместе . – Я самое полезное и нужное людям полезное ископаемое.

Воспитатель: - Подождите, не шумите. Что у вас случилось, расскажите.

Песок: - Мы, все время спорим, кто из нас полезней людям.

Воспитатель: - Мы можем вам помочь. Мы геологи. Геологи находят полезные ископаемые, и знают о них все. Но чтобы рассказ о полезном ископаемом был полным, нужно исследовать каждое полезное ископаемое. А кто проводит исследования полезных ископаемых и определяет, полезны ли они людям?

Дети: Учёные исследователи.

Воспитатель: - Давайте представим, что мы с вами уже не геологи, а самые настоящие исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать уголь, глину, песок и известняк.

Предлагаю детям взять карточку – символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.

Воспитатель: - Так получилось, что вы будете работать в компаниях. Послушайте задание. Вы будете проводить исследование по алгоритму, и записывать в нее результаты исследования в виде условного знака. Прежде чем записать, вы должны будете обменяться мнением о свойстве полезного ископаемого, и только потом вписать результат. Я буду руководителем нашего исследования. Приступим к исследованию.

1 задание: - Рассмотрите через лупу полезное ископаемое , определите цвет, поставьте знак напротив соответствующего цвета.

2 задание: - Пощупайте полезное ископаемое руками, определите: твердое, пластичное или рыхлое. Отметьте знаком свойство вашего ископаемого.

3 задание: Пересыпьте полезное ископаемое из одной емкости в другую, определите сыпучесть.

4 задание: Положите ваше полезное ископаемое на салфетку, заверните его, затем постучите по нему молотком. Разверните, определите, хрупкое ли ваше полезное ископаемое.

5 задание: В емкость с водой положите ваше полезное ископаемое. Определите, растворяется ли в воде.

6 задание: Составьте рассказ о вашем полезном ископаемом по плану:

Название полезного ископаемого________________________
Цвет _______________________________________________

Твёрдое, пластичное, рыхлое _________ _________________________
Сыпучее, перекатывается _____________________________________
Растворяется или не растворяется в воде______________ ______
Применение _________________________________________

По окончании опытов, каждая компания выходит и рассказывает о своем полезном ископаемом по схеме.

Воспитатель: Приглашает выйти в центр уголек, глину, песок и известь.

- Вот теперь вы знаете многое о себе, дети рассказали о ваших свойствах и где вас применяют.

- Ребята, скажите, а что общего между этими полезными ископаемыми?

Дети: - Они все приносят пользу людям.

Воспитатель: Обращается к полезным ископаемым . – Живите дружно, помните о своих свойствах и пользе людям.

Полезные ископаемые: - Спасибо вам, друзья! Теперь каждый из нас знает о своих свойствах. И мы точно знаем, что мы все нужны людям. Спорить мы больше не будем. За то, что вы нас помирили, примите от нас подарки: мел, глину для лепки, простые карандаши и песочные часы. Нам пора возвращаться в кладовую Хранительницы полезных ископаемых.

До новых встреч. Полезные ископаемые уходят.

Все благодарят за подарки.

Все: До свиданья.

Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад.

1, 2, 3 в круг беги. На пяточке покрутись и в детский сад вернись.

Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель: - Вы узнали сегодня о свойствах и пользе полезных ископаемых. Ребята, представьте, что кладовая Хранительницы полезных ископаемых пуста!

В недрах земли не осталось ни одного полезного ископаемого! Что было бы тогда?

Дети: - Без угля не было бы тепла в домах, электричества…

- Без песка не изготовили: песочные часы, стекло, дети не лепили бы песочные замки…

- Без глины не слепили бы игрушки, посуду…

- Без извести не белили бы дома, не удобряли бы землю для растений…

Воспитатель: - Вам понравилось быть геологами, научными исследователями.

Дети: - Д а .

Воспитатель: - Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения?

А что вы чувствовали, когда проводили опыты?

Воспитатель: - У нас с вами все получилось. Потому, что мы с вами какие ребята?

Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уметь перечислять их названия и определять к какой группе относятся.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением добычи нефти и газа, макет земли в разрезе, игрушка крот, подземные ископаемые.

Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы будем путешествовать по поверхности Земли и опустимся в самые ее глубины к самому центру.

Все изгрыз и луг и сад

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки (крот).

Ребята, а где живет крот? (Под землей.)

Наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования Земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Эти сокровища бывают твердые, жидкие, газообразные.

К твердым относятся: каменный уголь, гранит, железная руда.

Гранит – твердое вещество, прочный, зернистый. Его используют в строительстве. Верхняя часть земной коры получило название – гранитного слоя.

Каменный уголь – черного цвета, твердый. А кто мне скажет, а где используют уголь? (ответы детей). Уголь, помимо топлива используют в химической промышленности, из него получают краски, пластмассы.

(Показ картинок добычи каменного угля.)

К жидким – одним из представителей является нефть. Из нефти получают бензин, керосин. Это отличное топливо для машин и самолетов. Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Она сама на Землю не выходит, ее выкачивают специальным насосом. (Показываю картинки добычи нефти.)

Ребята, послушайте загадку: На кухне у мамы помощник отличный

Он синим цветом расцветает от спички (Газ).

К газообразным относится – природный газ. Это очень легкое вещество, и очень хорошее топливо. Бесцветное, легкий, без запаха. Чтобы добыть газ также бурят скважины и по специальным трубам газ идет в разные регионы нашей страны. Его используют в быту, в промышленности.

А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

Стоп, немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

А сейчас мы с вами поговорим о строительных полезных ископаемых.

Гранит – При разрушении гранита образуется цветное ископаемое песок – глина. Песок – рыхлая порода (желтого, красноватого цвета). Песок состоит из мельчайших частичек. Из песка варят огромные стекла, делают хрустальные изделия.

Глина – располагается по берегам рек, в оврагах и низинах. Из глины делают кирпич, различную посуду, фарфоровые вазы.

Еще есть такое полезное ископаемое как – известь – это белое вещество, похожее на мел. Его используют в качестве удобрения.

Ребята, а сейчас давайте немного поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете находить отгадку у меня на столе.

(На столе стоят в формах гранит, песок, глина, уголь, известь; картинки с добычей газа и нефти).

Читайте также: