Конспект урока по рисунку куб

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Линейная перспектива. Рисование куба на линии горизонта.

Цель урока: Знакомство с перспективой, ее видами и законами. Формирование умения работать с перспективой на практике на примере простого геометрического тела (куб).

Задачи урока :

образовательные: научить изображать предметы окружающего мира в соответствии с законами линейной перспективы;

овладевать навыками конструктивного построения предметов.

воспитательные: научить работать с натурой, использовать полученные знания о законах перспективы на практике, поэтапному ведению рисунка, грамотной компоновке фигуры в листе, умению анализировать форму предмета, а также аккуратности при выполнении работы; вызвать интерес к изобразительному искусству.

развивающие: развивать творческое пространственное воображение, логику, наблюдательность, креативность мышления, координацию глаза и руки;

Тип урока : урок повторения и усвоения новых знаний

Форма урока: урок-беседа

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма обучения : фронтальная.

Оборудование для урока (для учителя): Конструктивная модель куба, примерный рисунок куба на линии горизонта, таблица с линией горизонта, рисунок куба на доске (в процессе объяснения).

Оборудование для урока (для учащихся): листы бумаги или альбомы, простые карандаши различной мягкости, ластик.


  1. Организационный момент (3 мин) - приветствие, проверка готовности к занятию.

  2. Создание эмоционального настроя (4 мин) - показ рисунков комнаты, анализ рисунков.

  3. Анализ натуры(модели куба). Разбор поэтапности действий при построении(7 мин) - ребра куба, их расположение, изучение видимости сторон.

  4. Повторение знаний о перспективе (3 мин) - актуализация знаний о перспективе (точка схода, линия горизонта).

  5. Изучение нового материала (10-12 мин) - анализ получения изображения куба на линии горизонта, используя рабочую тетрадь стр.5, объяснение получения изображения куба на линии горизонта на доске и в рабочей тетради.

  6. Самостоятельная работа (7-10 мин) - выполнение построения комнаты по принципу получения изображения куба на линии горизонта.

  7. Итог урока. Рефлексия (5 мин)

1. Учитель: Приветствует детей. Смотрит как они подготовились к уроку. Тем ученикам у кого нет листов, простых карандашей, ластиков выдает недостающие материалы.

2. Учитель: На уроке знакомит детей с рисованием комнаты (показ рисунков комнаты).

Анализ рисунков, задает вопросы:

- что нужно знать чтобы выполнить такое изображение?

- на какое геометрическое тело похожа комната?

- с чего бы вы начали изображать её?

3. (Учитель показывает модель куба, дети вместе с учителем анализируют расположение ребер).

Учитель: Показывает все ребра,объясняет,что все вертикальные ребра - вертикальные, а все горизонтальные - горизонтальные. Но есть ребра находящиеся под углом. Как их изобразить? (Демонстрация куба на линии горизонта для каждого ряда с целью увидеть задние грани через переднюю стенку куба).

4. Учитель говорит: Для грамотного построения куба нам нужно знание перспективы, точки схода линии горизонта. Дает указание детям вспомнить, с каким из этих понятий ученики встречались раньше?

Дети отвечают: Линия горизонта, линия положения глаз человека, наблюдающего всё видимое из определенного места. Перспектива - учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Учитель: Наша с вами плоскость это - ?

Дети: Лист бумаги.

Учитель: Точка схода - это точка, на которой сходятся удаляющиеся от наблюдателя параллельные линии

5. Учитель: показывает примеры рисунков и анализирует рисунки с детьми. Как получается построение куба, последовательность построения?

(Учитель выполняет построение куба на доске, дети на листах в альбомах)

Учитель: Проводим линию горизонта и рисуем квадрат на линии горизонта. Выбираем точку схода на линии горизонта, из каждого угла квадрата проводим линию к точке схода. Проводим линию параллельно горизонтальным ребрам куба, из мест пересечения с линиями идущими в точку схода опускаем линии параллельные вертикальным граням куба и дорисовываем квадрат. Проверяем: вертикальные - вертикальные, горизонтальные-горизонтальные. Выделяем ближние грани более ярко. (Проводится анализ результата работы: сопоставляем полученное изображение с изображением на доске и в альбомах. При необходимости исправляем ошибки).

6. Учитель: А сейчас, пользуясь полученными знаниями, выполните самостоятельное построение комнаты с окном, дверью и каким-нибудь предметом мебели.

(Дети пробуют выполнить изображение самостоятельно.)

В конце занятия организовывается мини-выставка, на которой мы подводим итоги об успешности проделанной работы.

Педагог дополнительного образования

Тюрина Наталья Юрьевна

г. Армавир
2017 год

Открытый урок по теме

Педагог: Тюрина Наталья Юрьевна

Дата проведения: 15.11.2017 год.

Контингент: воспитанники 12-13 лет.

Цель: Формирование навыков перспективного построения предметов; Воспитание сознательного отношения уч-ся к процессу рисования.

Задачи:
Образовательные: закрепить законы перспективы и понять основное правило перспективного изображения параллельных линий различного направления.
Развивающие: развить объемно-пространственное и конструктивное видение строения куба средствами линии.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, культуру визуальных наблюдений, аккуратность.

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения: фронтальная, групповая.

Оборудование:
Для учителя:
Наглядные пособия:

  • Презентация о перспективе;
  • Рисунки на доске, поясняющие перспективу предметов;
  • Карточки, пластилин, деревянные палочки.

Для учеников: Лист бумаги (формат А3); карандаш; резинка; кнопки.

Применяемые технологии: личностно-ориентированная технология, технология интегрированного урока.

  1. Организационная часть – 10 минут;
  2. Объяснение задач урока – 15 минут;
  3. Практическая работа – 75 минут:
  • Задание №1 – 20 минут
  • Задание №2 – 10 минут
  • Задание №3 – 45 минут
  1. Просмотр работ – 10 минут.

Проверка готовности уч-ся к уроку. Бумага прикреплена к планшету, карандаш заточен. Учеником выбрано место для рисунка.

Сегодня мы с вами на уроке проведём лабораторную работу, в результате которой:

  • Закрепим законы перспективы и поймем основное правило перспективного изображения параллельных линий различного направления;
  • Выявим объемно-пространственное и конструктивное строение куба и нарисуем его с помощью линий.

Но для начала повторим, что такое перспектива.

Показ презентации о перспективе.

В ходе показа презентации ребятам задаются уточняющие вопросы:

  • А что такое перспектива? (слайд 2);
  • Какие виды перспективы вы знаете? (слайд 5);
  • Воздушная перспектива (слад 6);
  • 4.Обратная перспектива (слад 7);
  • 7. Фронтальная перспектива (слад 13);
  • 8. Угловая перспектива (слад 16);
  • 9. Линия горизонта? (слайд 20);
  • 10. Точка схода? (слайд 21);
  • 11. Центральная точка схода (слайд 22);
  • 12. Законы перспективы:
  • слайд24.Все предметы, по мере удаления от нашего глаза, кажутся меньше;
  • слайд26. Все линии, идущие перпендикулярно к горизонту, сходятся в главной точке схода;
  • слайд27. Линии параллельные горизонту, где бы они не находились, не изменяют своего горизонтального положения;
  • слайд28. Все вертикальные направления (заводские трубы, телеграфные столбы, стволы сосен и т.д.) в изображении выглядят вертикально;
  • слад29. Предметы, находящиеся под углом к линии горизонта, имеют несколько точек схода.
  1. Практическая работа

Задание 1: сделать куб с помощью палочек и пластилина.

Давайте рассмотрим куб и поймём особенности его строения.

  • У куба есть грани – 6;
  • Углы – 8;
  • Рёбра – 12.

Для выполнения задачи урока нам потребуется каркас куба. Рисование каркасных тел помогает художникам лучше понять объемно-пространственное и конструктивное строение предметов.

Каркас куба изготовить легко, а польза от наблюдения и анализа его формы и тем более рисования несомненна.

Для изготовления каркаса, нам надо взять 12 палочек размером 15-20см и 8шариков пластилина диаметром 1,5см.

Вопрос: почему именно такое количество палочек и шариков?

Ответ: потому что у куба - 12 рёбер и 8углов.

Приступаем к сборке каркасной модели куба. Сборка производится путём накалывания пластилиновых шариков на заострённые на концы палочек и скрепления, таким образом, палочек под нужным углом друг к другу. Сначала соединим четыре палочки в виде квадрата, затем из углов квадрата вертикально восстановим еще четыре палочки. Затем изготовим квадрат из оставшихся четырёх лучинок и насадим его на верхние концы вертикальных палочек. Каркасная модель куба готова. В процессе соединения нужно следить за тем, чтобы углы, образуемые палочками, были прямыми, чтобы не было заметных перекосов.

Вывод первого задания:

  • Сколько рёбер у куба? 12 рёбер.
  • Сколько у куба углов? 8 углов.
  • Сколько граней у куба? 6 граней.

Вот мы определились с конструктивным строением куба.

Задание 2: Изучение объемно - пространственного расположения куба

Куб сделан. Возьмите куб в руки и посмотрите, что мы будем видеть, если расположим его на уровне глаз слева и справа на расстоянии вытянутой руки - мы будем видеть две грани куба. А сколько граней куба мы будем видеть, если расположить его выше и ниже линии горизонта? Сколько будет точек схода?

Выводы второго задания:

1. Одна грань куба параллельна линии горизонта. Точка схода одна.

В этом положении видим одну грань куба.

Ниже линии горизонта. Видим две грани куба.

Выше линии горизонта. Видим две грани куба.

2. Рассмотрим вариант, если куб развернут к нам одним из своих боковых ребер, так же в трех положениях: на линии горизонта, ниже и выше линии горизонта. В этом случае точек схода будет две.

В первом случае, нам будут видны только две грани, которые расположены под углом. Ближе всего к нам будет находиться переднее боковое ребро, и только оно не подвергнется перспективным сокращениям.

Из углов куба проводим вправо и влево прямые, которые будут сходиться на линии горизонта, на них будут лежать верхние и нижние ребра куба.

Если поставить куб выше или ниже линии горизонта, то мы увидим верхнюю или нижнюю грань.

Задание 3: выявим объемно-пространственное и конструктивное строение куба и нарисуем его с помощью линий.

  • Композиция рисунка. Приступая к работе над рисунком, продумайте композицию листа. На нем мы должны разместить 3 – 4 куба. В верхней части листа изображайте кубы, на которые вы смотрите снизу, в нижней части листа – кубы, на которые вы смотрите сверху - так, как будто примерно посередине листа проходит линия горизонта. При желании можно действительно провести ее на рисунке, тогда раскрытие квадратов в основании кубов будет задано более точно. Обозначьте на листе место и приблизительный размер каждого куба легкими линиями.
  • Определение высоты куба. Проведём ближнюю к нам вертикальную линию. Засечками ограничиваем высоту куба (вернее, высоту ребра, но весь дальнейший рисунок следует вести, ориентируясь на неё, поэтому следует внимательно проследить, чтобы высота ближнего ребра куба была на своём месте и правильной по размеру)
  • Направление точек схода. Рисованию любого предмета предшествует изучение его конструкции и расположение в пространстве. Нам необходимо понять соотношение видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных граней открыта больше, какая меньше. Грани куба представляют основу (каркас) всей конструкции, поэтому с них следует начинать построение. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. От нижнего и верхнего конца этого вертикального ребра проводят направления нижних и верхних горизонтальных ребер, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре.
  • Определение крайних вертикальных рёбер. Далее проводят два крайних вертикальных ребра левой и правой граней куба и таким образом намечают видимую высоту вертикальных граней. При этом необходимо следить за взаимными пропорциями ширины этих граней и высотой ближайшего вертикального ребра. От правильного построения углов наклона горизонтальных ребер куба и соблюдения пропорций видимых размеров граней зависит правильность дальнейшего изображения.
  • Строим верхнее и нижнее основание. Замкнув ребрами две видимые вертикальные грани, строят верхнее и нижнее основания куба. Все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении, должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта.
  • После того, как построение выполнено и проверено, выделим ближние к нам линии. Если линия тёмная, то кажется, что она ближе.

Выполнив несколько рисунков одного и того же куба в различных положениях по отношению и к линии горизонта, и расположению просматриваемых граней (левой и правой), мы делаем выводы.

Выводы третьего задания:

  • Чем ближе к линии горизонта, тем более сплюснутой будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше – тем более распластанной.
  • При этом в каждом отдельном случае необходимо определять пропорции граней, наклоны ребер и точки схода на линии горизонта.
  • Чем ближе к нам линия, тем темнее она должна быть на рисунке.
  • Все вертикальные рёбра куба рисуются строго вертикально

Самостоятельная работа уч-ся под наблюдением преподавателя – необходимое условие изучения и рисования конструкции предметов. При обходе рабочих мест в ходе выполнения самостоятельной работы преподаватель контролирует выполнение рисунка, оказывает помощь только при обнаружении грубых ошибок.

Рассматривая порядок работы, преподаватель указывает на особенности выполнения каждого этапа рисунка. Разбор работ уч-ся проводят по схеме последовательности выполнения учебного задания: компоновка изображения; конструктивное и перспективное построение изображения; прорисовка формы и выявление её характера; выявление пространственного положения формы, устранение обнаруженных ошибок.

В конце урока преподаватель выражает свое мнение о выполненной уч-ся работе и даёт ей оценку. По каждому вопросу преподаватель проводить анализ работы уч-ся, указывает на ошибки и недостатки её выполнения, рекомендует приёмы и способы устранения ошибок. В обсуждение работ можно включить и самих уч-ся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид урока: рисование с натуры

Тип урока: комбинированный

Формирование умений изображать простые геометрические тела в перспективе;

способствовать формированию представлений об изображении натюрморта, его характерных особенностях при рисовании в графической технике;

учить поэтапному ведению рисунка;

учить компоновке предметов в листе при рисовании с натуры;

учить анализировать форму предметов;

учить использовать возможности графического материала для набора тона;

учить использовать различные графические средства выразительности для передачи натуры;

учить терминологии (компоновка, тон, конструктивное построение, светотеневая моделировка);

Развивающие:

развивать пространственное мышление и воображение;

развивать умение работать графическими материалами (простой карандаш);

развивать умение использовать штриховку для передачи объёма и пространства;

Воспитывающие:

воспитывать усидчивость, концентрацию внимания; аккуратность; внимательность.

Задание на урок: изобразить поэтапно куб в пространстве простым карандашом.

Оборудование для учителя: классная доска, мольберт или лист бумаги для показа, мел, поэтапное наглядное пособие, геометрическое тело, магниты.

Оборудование для учащихся: мольберт, лист А3, простой карандаш НВ, ластик, зажим или бумажный скотч

Структура урока:

Организационный момент: 1 мин;

Вступительная беседа: 2 минуты;

Объяснение нового материала: 6 минут;

Личный показ учителя: 3 минуты;

Практическая работа: 24 минуты;

Организационное завершение: 4 минуты.

Устанавливаю дисциплину в классе, напоминаю детям, что начался урок.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас есть для урока? Сегодня нам понадобится бумага формата А3, простой карандаш и ластик, прищепка или скотч для закрепления листа.

Проверяют готовность к уроку

Вступительная беседа (2 мин.)

Объявляю тему урока:

- Сегодня мы будем рисовать каркасный куб в линейной перспективе.

Вы уже рисовали плоские предметы в перспективе – прямоугольные, квадратные и круглые листы бумаги в перспективе. С чего мы начинали работу? – компоновка на формате.

Далее мы намечали основные линии листа, определяли их направление в перспективе, а для этого определяли, где линия горизонта, точка схода всех линий.

Слушают объяснения педагога

Объяснение нового материала, практическая работа

Введение: основные законы и понятия
В зависимости от того, как и где расположен наблюдаемый нами предмет, наши представления о нем меняются. Эти изменения подчиняются определенному закону. Рассмотрению этих законов и посвящен этот урок.

Перспектива с одной точкой схода
Перспектива — это такая тема, о которой можно написать очень много. Однако знание даже нескольких основных принципов перспективы поможет вам избежать многих типичных ошибок и благодаря этому значительно улучшить рисунки.
Первый важнейший принцип заключается в том, чтобы всегда помнить, что линия горизонта находится на уровне глаз. Даже если на заднем плане картины находятся горы, за ними все равно есть линия горизонта, которую можно обозначить на рисунке тонкой линией.

hello_html_m22cf7403.jpg

Второй важнейший принцип: все удаляющиеся вглубь картины горизонтальные линии встречаются в точке схода, расположенной на горизонте. Памятуя об этих двух принципах, внимательно рассмотрите три эскиза на Рис1.

Эти эскизы демонстрируют перспективу с. одной точкой схода. Так, на варианте А железнодорожные рельсы и телеграфная линия сходятся в одной точке. Можно легко добиться того, чтобы все телеграфные столбы выглядели "правильно", если, нарисовав ближайший столб, провести линии от его верхушки и основания к точке схода. На варианте Б легкие линии, проведенные от углов ближайших зданий на переднем плане к точке схода, позволят без труда определить правильное расположение всех их дверей и окон, а также других зданий.
Если вы помните, что горизонт всегда находится на уровне глаз, вам нетрудно будет также определить высоту человеческих фигур и примерное расстояние между ними на вашей картине. Если почва ровная, то головы людей среднего роста будут находиться как раз на уровне горизонта, головы коренастых людей — ниже горизонта, а баскетболистов-

Все окружающие нас вещи, которые мы хотели бы нарисовать, какими бы сложными по форме они нам не казались, всегда можно схематически представить с помощью простых геометрических фигур, таких как куб, цилиндр, шар. Поэтому, нужно понять, как правильно рисовать эти простейшие фигуры, и потом в рисовании более сложных фигур у вас будет гораздо меньше сложностей.

hello_html_m772351b5.jpg

Рис.2.

Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода. В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке 2 в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях — на уровне глаз, выше и ниже этого уровня.

hello_html_m183eafc3.jpg

3.Анализ и построение куба. Показ учителя последовательности работы на доске.

Рисовать куб надо без фона, на четверти листа бумаги .Но здесь, кроме самой постановки, следует обратить внимание и на освещение. Освещается куб с левой стороны так, чтобы часть его граней находилась в свету, часть в тени. Рисунок начинают с определения основания. Прежде всего помечается как бы проволочный каркас куба, для чего рисующему необходимо представить себе куб прозрачным.

hello_html_4e1a82c3.jpg

Последовательность рисования куба

- Свет, полутень, тень.

- А ещё? Градации таковы: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая. Наша задача разобраться в тоне куба и окружающего пространства. Сравнивайте, что светлее, что темнее, как соотносятся освещённые и теневые части между собой. Мы наметили общие массы теней. Теперь же следует найти наиболее тёмное место и усилить его тон, затем найти самое светлое и выбрать его ластиком. Анализируя тональные отношения, разбираемся с рисунком. Для того чтобы высветлить участок изображения, можно пользоваться пальцем/растушкой (показываю) или просто губкой.

- На последнем этапе мы должны посмотреть в целом на нашу работу и обобщить или выделить необходимые элементы.

Разговор о линии напряжения.

Возможные ошибки: серость рисунка, путаница в тоне.

- Закрепляем свои рисунки лаком для волос и заканчиваем работу.

Слушают объяснения педагога

В течение урока отмечаю для себя тех, кто успешнее всего справился с заданием, называю этих людей классу, выставляю оценки. Вы все сегодня очень хорошо поработали. Напоминаю, что в следующий раз нужно принести с собой, собираю работы.

Урок окончен. До свидания.

Критерии оценки:

правильное выполнение упражнения

соразмерность изображения и листа (не слишком большое и не слишком маленькое)

правильное размещение в плоскости листа (не смещено вниз, вверх, влево или вправо)

отсутствие неоправданного пустого пространства

передача правильных пропорциональных отношений

степень сходства с изображаемым предметом

Конструкция

правильная последовательность построения (умение построить)

изображение внутренней конструкции

Перспектива

верное определение точки зрения и линии горизонта (весь рисунок выполнен с использованием одной точки зрения и одной линии горизонта)

соблюдение линейной перспективы

соблюдение воздушной перспективы

Объёмно-пространственное решение

наличие всех градаций светотени

передача объёма градациями тона

передача объёма изменением напряжения линии (уместное использование линии напряжения)

Владение графической техникой

работа остриём приштриховке

штриховки и линейного начала

Общее впечатление от работы

верная расстановка акцентов

Законы перспективы:

1. Линия горизонта находиться на уровне глаз

2. Все удаляющиеся линии встречаются в точке схода , расположенной на линии горизонта.

Оценить 1102 0

МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан"

Открытое занятие

Составила: Баширова Эльвира Искандаровна

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории,

стаж работы в данной должности 12 лет

Заинск 2014

Предмет: рисунок

Тема урока: Рисунок куба на драпировке.

Количество учащихся : 10.

Цель: выполнение рисунка куба с двумя точками схода.

Задачи:

дать знания о линейной перспективе с двумя точками схода;

научить изображать конструктивное изображение куба с учетом линейной перспективы;

научить передавать светотень куба с помощью штриховки;

закрепить понятия о линии горизонта, перспективе с одной точкой схода;

развивать культуру штриховки;

развивать моторику мелких мышц, глазомер, пространственное мышление;

воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Оборудование и материалы: бумага формата А3, А4, набор графитных карандашей (2т-2м), ластик, скотч.

Постановка с гипсовым кубом на контрастной драпировке.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая

Формы проведения занятий:комбинированный урок

Методическое обеспечение урока: учебная и методическая литература, ТСО (ноутбук, проектор, экран), дидактический материал, ИКТ

Время проведения: 3 часа.

Прогнозируемый результат: обучающийся, имеющий представление о законах линейной перспективы; обучающийся, умеющий выполнять рисунок куба в перспективе.

Методы: информационный, объяснительно – иллюстративный, наблюдения.

План занятия:

Организационный момент.

- организационное начало урока

- готовность учащихся к уроку

- целевая установка на работу

- введение проблемной задачи

Новый материал.

- логический переход к новой теме

- выделение главного в изучаемых объектах и явлениях

- использование наглядности

- использование межпредметных связей

- постановка эвристических вопросов

- выполнение упражнений.

Практическая часть.

Подведение итогов занятия, закрепление пройденного материала.

Домашнее задание.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку, наличия всех необходимых материалов. Озвучивание темы урока.

Нам с вами на уроке предстоит изучить очень сложную, но необходимую в дальнейшем тему, на основе которой строится всё изобразительное искусство.

Ребята, у нас с вами есть лист бумаги. Он плоский. Нам с вами нужно изобразить объёмный предмет. Как вы думаете, каким образом это можно сделать? Как нужно изобразить человека, который стоит рядом, и человека, который находится вдали? Какие законы нужно применить? Правильно, законы перспективы.

II . Объяснение нового материала.

Перспектива

Два предмета одинаковой величины, но расположенные на разных расстояниях от глаза, кажутся разными – ближний предмет кажется больше по величине, а дальний меньше. По мере удаления предмета наблюдается кажущееся уменьшение его в размере. (Например, телеграфные столбы). Посмотрите на эту таблицу.

Линии рельсов, проводов, уходящие вдаль, направлены в одну точку, которая расположена на линии горизонта. Как называется эта точка? Правильно, эта точка в перспективе называется точкой схода. Где находится горизонт с точки зрения художника? Это линия на уровне глаз художника.

Сегодня мы с вами окунёмся в такой увлекательный предмет, как геометрия. В общеобразовательной школе вы его будете изучать в более старшем возрасте, а мы с вами прикоснёмся к нему сегодня на занятии. Итак, перед вами куб. Наблюдая куб, стоящий под углом к зрителю, нельзя не заметить, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к вам. Мысленно продолжая стороны куба, увидим, что одни сходятся в точке слева, другие – справа. Таким образом, точки схода не одна, а две.

Построение куба

куб представляет собой прямоугольное тело, которое состоит из 6 сторон (граней), противоположные грани призмы параллельны. Места пересечения граней называются рёбрами призмы. Все рёбра можно разделить на 3 группы, в каждой из них все грани параллельны друг другу. Сначала легкими линиями намечаем в листе, где будет нарисован куб. Размещаем изображение чуть выше середины листа, оно не должно быть слишком мелким или крупным. Куб стоит немного подвинуть в сторону теневой части. За счёт этого композиция будет уравновешена большим светлым пространством.

Затем проведём ближнюю к нам вертикальную линию. Засечками ограничиваем высоту куба (вернее, высоту ребра, но весь дальнейший рисунок следует вести, ориентируясь на неё, поэтому следует внимательно проследить, чтобы высота ближнего ребра призмы была на своём месте и правильной по размеру)

1 этап. Определение высоты куба

Следующий этап рисунка куба — изображение ее основания, начиная с видимых линий. На данном этапе важно точно определить углы наклона этих линий относительно горизонтали. Для этого следует поднести карандаш строго горизонтально к нижнему ближнему углу куба и запомнить эти углы.

Рисунок удаляющихся линий куба

Перед тем, как перейти к рисованию верхних линий, следует вспомнить основные законы линейной перспективы .

Главной аксиомой перспективы является то, что видимый размер предметов, по мере удаления, уменьшается . Из неё вытекают остальные правила. Возьмём две линии, которые удаляются в бесконечность. Видимое расстояние между ними сокращается по мере удаления (пример - рельсы, уходящие вдаль). В какой-то момент это расстояние становится настолько ничтожным, что видно как точка. Сформулируем правило: любые параллельные линии, уходящие от зрителя, сокращаются в одну точку.

У куба, который мы рисуем, есть 4 ребра, направленных влево, и 4 ребра, направленных вправо. Все четыре линии рёбер , уходящие влево, если их продолжить, сокращаются в одной точке слева. Также сокращаются линии, идущие вправо, но уже в одну точку справа от куба.

Где находятся точки схода рёбер? Наша призма находится на горизонтальной плоскости. Горизонтальная плоскость — плоскость, параллельная земле. Это стол, пол или потолок, и водная гладь лесного озера, и т. п. Любая линия, лежащая на горизонтальной плоскости, также является горизонтальной и если линия удаляется от зрителя, то он увидит, что она уходит к линии горизонта . Если имеется несколько параллельных горизонтальных линий, то они все будут иметь одну точку схода на линии горизонта .

Где находится линия горизонта? Видимая линия горизонта находится на уровне глаз рисующего. Посмотрите в окно, представьте, где сходятся небо и земля. И мысленно продолжите эту линию по периметру помещения, в котором находитесь. Видно, что эта линия находится на уровне глаз.

Поэтому при изображении верхних линий относительно нарисованных нижних, проследите, чтобы они были направлены так, что, если их продолжить за пределы листа, они сойдутся в одной точке. Для того, чтобы точнее нарисовать линии, сокращающиеся в перспективе, их не следует ограничивать размерами призмы, линии нужно проводить до краёв листа.

Построение дальних невидимых линий призмы

После того, как построение выполнено и проверено, выделим ближние к нам линии. Если линия тёмная, то кажется, что она ближе .Руководствуясь этим, даже в простом линейном рисунке можно передать пространство и объём.

Выделение ближних линий

Теперь можно приступить к штриховке. Рисунок, в первую очередь, должен быть грамотно выполнен. Заполнение штрихом начинаем с теневых частей предмета. У призмы левая грань в тени, поэтому штрихуем её. Это вертикальная поверхность, отдадим предпочтение вертикальной штриховке. Штрихуем от ближней части, от себя, по мере удаления плоскости в пространстве нажим карандаша слабее, штрих светлеет и видно, что нарисованная таким образом плоскость уходит вдаль.

Начальный этап штриховки

Освещённую поверхность штрихуем также от себя, но ближний угол оставляем белым, а дальнюю часть слегка штрихуем. Штрих диагональный, хотя допустим и вертикальный. Верхнюю поверхность трактуем какполутон, промежуточную поверхность между светом и тенью. Сравниваем её со светом и тенью, задаваясь вопросом: она скорее темная или светлая. Затем усиливаем тень, введя ещё штрих, направленный по диагонали, также растягивая его от тёмного к светлому. Не забываем и про падающую тень от призмы, лежащую на плоскости, на которой он находится. Падающая тень темнее тени собственной. К тому же она граничит с рефлексом от освещённой плоскости. Рефлекс — это свет, отражённый от соседних освещённых поверхностей. Рефлекс тем светлее, чем ближе и ярче источник отражённого света.

На завершающем этапе подчеркиваем объёмную форму, делаем тональные акценты.

В учебных заданиях для начинающих по рисунку я не требую штриховать фон. Главные задачи на первом этапе — научиться рисовать предметы объёмно, выполнять правильно построение, соблюдая законы перспективы.

Выполнение упражнений на формате А4.

Практическая работа.

Выполнение рисунка с натуры учащимися на формате А3. Индивидуальная работа с учащимися. Помощь педагога.

Подведение итогов.

Выставка работ учащихся, анализ работ.

Выявление активности учащихся.

Комментирование оценок педагога.

Домашнее задание: наблюдение за проявлением законов перспективы в окружающей среде.

Знакомим с понятие "пропорции", "конструкция", "метод визирования".

Учим как правильно расположить (закомпоновать) фигуры на листе.

Содержимое разработки

Муниципальное учреждение дополнительного образования

города Саранска Республики Мордовия

Методическая разработка урока по рисунку

(Построение геометрических фигур)

педагог изобразительного искусства

Калиниченко Татьяна Александровна

Предмет: рисунок

Цель: научить строить геометрические фигуры

- научить расположить (закомпоновать) правильно фигуры в листе;

- научить правильно использовать метод визирования для проверки пропорций;

- закрепить навыки работы графитным карандашом.

Оборудование для учителя:

- доска, наглядные иллюстрации с рисунками, таблицы построения геометрических фигур, презентация.

Оборудование для учащихся:

- мольберт, бумага (А-3), простые карандаши разной твёрдости, ластик.

Форма проведения урока: беседа, творческие задания, самостоятельная работа.

Практическая работа:

Выполнение построения геометрических фигур.

- Объяснение нового материала

- Самостоятельная работа учащихся.

Рисунок — это высшая честность искусства.

Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры;

Рисунок не состоит только из линий. Рисунок — это ещё

и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка.

Жан Огюст Доминик Энгр

Умение строить геометрические фигуры – это основа основ рисования в целом. Без этой базы вы не сможете продвинуться дальше и начать изображать более сложные фигуры и предметы.

Геометрические фигуры

Любые объекты состоят из геометрических тел, и их нужно уметь увидеть и правильно передать на бумаге. Геометрические фигуры учат понимать законы перспективы, изображать объем и выявлять правильность форм и композиции. Каждый художник, желающий стать профессионалом, должен в совершенстве владеть навыками построения линейно-конструктивного рисунка, уметь наложить штриховку, создать объем и сделать изображение выразительным и убедительным.

Конструкция

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

Пропорциями называются соотношения величин частей художественного произведения между собой, а также соотношение каждой отдельной части с произведением в целом.

Чувство пропорции является одним из основных в процессе рисования, а умение применять его во многом определяет успешность дела. Например, чтобы нарисовать натюрморт, состоящий из нескольких предметов быта, не­обходимо определить, как они соотносятся между собой по размерам: высоте, ширине, объему, массе.

Метод визирования

Если говорить о рисовании с натуры, то первым в голову приходит такое слово "визирование". Главная составляющая рисования с натуры. В изобразительной деятельности существует известный метод определения пропорции, называемый метод визирования например, карандаша.

Визирование — это метод, который используется при переносе и проверке пропорций натуры. Для этого нужно вытянуть руку, держа карандаш вертикально или горизонтально (в зависимости от того, по высоте или по длине вы соизмеряете пропорции ). Метод основан на пропорциональном делении отрезков прямых, находящихся в пространстве. Заключается в использовании предмета-посредника для определения относительных размеров объекта на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Карандаш может наклоняться вправо или влево, в зависимости от положения измеряемого объекта, но он обязательно должен быть строго перпендикулярен главному лучу зрения. Перемещая карандаш вдоль осей и линий формы, отмечают на нем (прищурив один глаз) искомые величины ногтем большого пальца.

Закрыв один глаз, держите карандаш так, чтобы он был виден на фоне фигуры. Ловя пальцем величину объекта, вы, не сгибая руки (а то все канет в тартарары), сравниваете, например, высоту с шириной.

Методом визирования учащиеся могут пользоваться для проверки пропорций натуры, но в основном надо стремиться к тому, чтобы развивать глазомер. Художники, полагаясь на точность своего глаза, метод визирования используют иногда как проверку взятых на глаз пропорций.

Формы всех сложных и разнообразных предметов окружающего мира могут быть представлены совокупностью простых геометрических тел. На обобщении сложной формы и приведении ее к сочетанию простых форм основана система выполнения последовательного линейно-конструктивного рисунка, отличающегося от срисовывания.

Обучение изображению сложных форм начинается с рисования простых геометрических тел.

Геометрические тела обладают ясной конструкцией, и на их примере легче усваивать законы линейного построения.

При рисовании цилиндра с натуры можно произвести нужные измерения объекта при помощи карандаша. Для этого его нужно держать на расстоянии вытянутой руки. Кончик грифеля – начальная точка измерения. Большим пальцем зажмите отметку, где проходит нижняя граница объекта. Таким же образом измеряем цилиндр по ширине. Такой прием поможет вам соблюсти правильные пропорции изображаемого предмета.

Создание основы цилиндра

Рисуя с натуры на начальном этапе, лучше всего выбрать положение прямо напротив цилиндра. Таким образом, вы избежите искажения перспективы, а, соответственно, и искажения размеров и формы. Основой любого изображаемого объекта является центральная ось. Именно она будет служить нам ориентиром для дальнейшего построения цилиндра. Теперь рисуем две перпендикулярные линии, которые будут служить ориентиром для нижнего и верхнего оснований будущей фигуры.

На равном расстоянии от центральной оси рисуем по одной параллельной линии с каждой стороны. Они определяют ширину фигуры. Благодаря таким ориентирам нам будет просто определить границы будущего цилиндра и не исказить его пропорции.

Построение эллипсов

Вертикально расположенное геометрическое тело в горизонтальной плоскости нужно начинать создавать с его основания. Тут нам поможет метод линейно-конструктивного построения изображения. Эллипсы проще всего нанести двумя дугами, переходящими одна в другую. Для ровного построения окружностей требуется определенная тренировка. На начальном этапе линии могут получиться волнистыми.

Еще один способ – вписывание окружности в квадрат. Точки соприкосновения линий должны находиться в середине каждой стороны четырехугольника. Центральная ось цилиндра должна оставаться перпендикулярной плоскостям окружностей. Следите за искажением пропорций вследствие изменения перспективы.

В разных частях рисунка эллипсы будут иметь разную форму. Это зависит от того, под каким углом вы смотрите на фигуру. Со временем вам понадобиться все меньше вспомогательных линий для создания правильного цилиндра.

Конус — геометрическая фигура, которая часто встречается в обычной жизни, конус мы можем увидеть в форме ели, носы, каблуке и остальных бытовых предметов. Правильное изображения конуса карандашом зависит от понимания того, каким образом образуется конус.

Конус — одно из основных тел вращения. Это тело образуется при повороте прямоугольного треугольника вокруг катета. В данном случае катет выступает в качестве оси симметрии и задает высоту конуса. Конус состоит из следующих элементов:

основы — круглая форма;

Само построение конуса является очень простым, основная сложность состоит в создании материальности этой фигуры.

Построение конуса

Этап 1. Намечаем простым карандашом композицию конуса — его расположение в пространстве листа. Конус не должен утыкаться в края, со всех сторон должно оставаться свободное место. Рисуя с натуры, придерживайтесь пропорций реального предмета.

Этап 2. Задайте свободно ширину основания конуса, после чего вложите эту ширину в высоту конуса и проведите перпендикулярную ось по отношению к основанию.

Этап 3. Строим основание — это эллипс, его раскрытие зависит от его расположения относительно линии горизонта. Раскрытие также можно понять с помощью наклона карандаша.

Этап 4. От высоты конуса откладываем прямые, которые касаются эллипса.

Построение куба

Установите куб на ровной поверхности.

Сядьте или встаньте (смотря, как вы привыкли рисовать), так чтобы вам было хорошо видно три стороны куба.

Определите линию горизонта. Для точного определения можно взять стакан воды и вытянув руку с ним перед собой устанавливаете его так, чтобы овал верхнего слоя воды превратился в линию – это и есть уровень вашего горизонта. В дальнейшем его определяют на глаз.

Проведите на листе линию параллельную горизонту.

Проверьте, вытянув руку с карандашом, где находится относительно горизонта самый нижний угол куба. Чаще всего это нижний угол самой близкой к вам грани. Если вы решили рисовать куб снизу (например, подвесив его за люстру), то это будет самый дальний угол, но в этом случае вам нужен будет самый верхний угол. Поставьте точку на своём листе, предварительно прикинув пропорции будущего рисунка, чтобы не пришлось наставлять бумагу для его завершения.

Проводим вертикальную линию из отмеченной точки. При этом следует помнить, что все построения надо выполнять очень слабо давя на карандаш, чтобы можно легко стереть неправильные и вспомогательные линии.

Примеряем карандашом направление уходящих граней куба и переносим их на бумагу, ведя линию до пересечения с линией горизонта. Так мы получим две точки схода.

Теперь измеряем нашим незаменимым помощником высоту куба и отмечаем её на нашем вертикальном луче.

Из получившейся точки проводим прямые до точек схода.

Измеряем ширину видимых сторон и проводим параллели нарисованному ребру на рисунке. Помните, что все измерения надо проводить, вытянув руку перед собой и держа карандаш строго горизонтально. Измеряйте расстояния между вертикальными линиями сторон куба. На рисунке используем точные пропорции соотношений наших измерений.

На лучах, уходящих в сторону линии горизонта, появились линии пересечений с дальними краями куба. Если эти точки соединить со второй точкой схода, то все грани нашего куба обретут свои границы. Причём видимы будут даже невидимые стороны. Это скелет будущего куба.

Читайте также: