Тихомиров управление мыслительной деятельностью краткий конспект

Обновлено: 07.07.2024

Что значит мышление психологически? Описывает ли информационный подход действительные процессы человеческого мышления или же он абстрагируется от таких его характеристик, которые как раз и являются наиболее существенными? Ответы на эти вопросы мы извлекаем не из опыта моделирования психических процессов, а из опыта теоретического и экспериментального анализа процессов мышления.

Реальные предметы, или предметы называемые, входящие в условия задачи, обладают такой важной характеристикой, как ценность, разной ценностью обладают также действия с этими предметами, т. е. преобразования ситуации. Существуют разные источники образования ценностей одного и того же элемента ситуации и разные взаимоотношения между этими ценностями. Формальное представление условий задачи (например, в виде графа или перечня знаков), отражая некоторую реальность, отвлекается вместе с тем от таких объективных (заданных субъекту) характеристик условий задачи, как соотношение различных ценностей элементов и способов преобразования ситуации, как замысел составителя задачи. Эти утрачиваемые при формальном представлении характеристики не только реально существуют, но и определяют (иногда в первую очередь) течение деятельности по решению задачи. Таким образом, психологическая и информационная характеристики структуры задачи явно не сов-падают.

Результатом мыслительной деятельности часто являются генерируемые человеком знаки (например, называние плана действий, приводящих к достижению цели), которые, однако, обладают определенным значением (например, воплощают принцип действий) и ценностью. Для решающего задачу человека значение знаков должно сформироваться, а ценность — выступать как оценка.

Объектом психологического анализа мыслительной деятельности человека могут являться: характеристики операционального смысла ситуации для решающего, смысла конкретных попы-ток решения, смысла переобследования, смысла отдельных элементов ситуации в отличие от их объективного значения; характеристики процессов, возникновения и развития смыслов одних тех же элементов ситуации и всей ситуации в целом на разных стадиях процесса решения задач, соотношение невербализованных и вербализованных смыслов различного рода образований в ходе решения задачи; процессы взаимодействия смысловых образований в организации исследовательской деятельности, в определении ее объема (избирательности) и направленности; процесс возникновения и удовлетворения поисковых потребностей; изменение субъективной ценности, значимости одних и тех же элементов ситуации, и действий, выражающееся в изменении их эмоциональной окраски (при константной мотивации); роль меняющейся шкалы субъективных ценностей в организации протекания поиска; формирование, динамика личностного смысла ситуации задачи и его роль в организации деятельности по решению задачи (Тихомиров, 1969).

По другому теория О.К. Тихомирова называется “Смысловая теория”. Тихомиров пытался применить к мышлению теорию деятельности Леонтьева и слово смысл здесь взято из теории деятельности. Смысл есть отношение мотива к цели. Понятие смысла у Тихомирова опускается на уровень операций, у Леонтьева оно на уровне действий и деятельности.

Материалом для экспериментальных работ были шахматные задачи. Понятие смысла относилось к элементу шахматной игры, например, к шахматной фигуре. Субъективная специфика состоит в том, что каждый элемент ситуации имеет свой операциональный смысл. Операциональный смысл шахматной фигуры есть ее функциональное место в той или другой комбинации, в том или другом варианте решения, это чем-то схоже с функциональным значением у Дункера. Операциональный смысл и функциональное значение - сходные термины.

С уровня операций Тихомиров переходит на уровень действий. Здесь мыслительный процесс анализируется, как решение задачи и активно подключается понятие цель, поскольку действия соотносятся с целью. Тогда психологическая специфика решения задач в наличии целеобразования. Если есть цель, значит есть процесс целеобразования.

Тихомиров выделяет следующие виды целеобразования:

1. Процесс принятия задачи.

Это процесс субъективного присвоения материала задачи , понимания задачи, представления задачи.

2. Постановка и выделение промежуточных целей.

3. Субъективный выход за пределы поставленной цели.

Испытуемый проявляет надситуативную активность, например, решив одну задачу попросил еще другую.

Другой психологической проблемой, которая выступает на уровне действий является эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.

Основной факт открытый Тихомировым и его учеником Юрием Виноградовым - это факт эмоционального решения задачи. Факт эмоционального решения задачи прослеживается по совпадению трех видов активности. Испытуемый решает шахматную задачу. У него регистрируется три вида активности:

Глазодвигательная активность ( он обследует поля шахматной доски и это фиксируется);

Динамика сопротивления кожи ( должна свидетельствовать о наличии эмоций).

Исследование эмоционального решения - это когда после опыта проверяется совпадение этих трех видов активности. Выяснилось что по времени совпадают следующие события:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В речи - наличие междометий для “ага”- реакций;

В движении глаз - резкое сужение зоны ориентировки ( сужение - это значит, что здесь мы можем говорить о наличии эвристики, значит испытуемый выбрал какой-то один вариант решения задачи о и отверг другие, т.е. применил эвристику);

Кожно-гальваническая реакция, которая считается индикатором эмоции.

Вывод: эмоция выполнила функцию эвристики. Эмоция предшествовала решению или точнее сказать его осознанию. Эвристика - это прием с негарантированным результатом, поэтому и эмоция предвосхищает как подлинное решение, так и его имитацию.

Одной из самых сложных и интересных проблем является управления мышлением является проблема управления творческим мышлением. В психологии существует два подхода к объяснению творческих достижений, которые являются основой создания различных технологий управления мышлением:

1) Когнитивный подход основывается на том, что основу творческих достижений составляют интеллектуальные способности. В рамках этого подхода разрабатываются технологии, активизирующие процесс мышления, вооружающие человека необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивающими интеллект.

2) Личностный подход, который основывается на том, что в основе творческих достижений лежат определенные качества личности. Управление творческим мышлением осуществляется через воздействие на личность.

Существует ряд приемов решения творческих задач, разработанных в рамках первого подхода.

1. Теория решения изобретательских задач. Эта теория разработана советским инженером-изобретателем Г.С. Альтшуллером.. Ее основу составляет идея о том, что всякая техническая система развивается по вполне определенному законам, знание которых позволяет инженеру предсказывать и создавать новые технические устройства. Создание любой технической системы предполагает решение творческой задачи, в основе которой лежит противоречие.

Для разрешения различных технических противоречий Г.С. Альтшуллер предложил использовать алгоритмы решения, которые предполагают использование либо вещества, либо поля. При этом лучшим считается решение, в котором требуемую функцию выполняет сам объект, с которым связана проблема.

2. "Мозговой штурм". Данный метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеются лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме. В основе работы группы лежат правила, которые должны соблюдать все члены группы.

1. "Запрет критики" – чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.

2. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

3. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.

4. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов – специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав "жюри экспертов" не включают.

3. Синектика. Метод предложен американским ученым У. Гордоном. В его основе лежат четыре приема, предполагающие использование четырех типов аналогии: 1) прием прямой аналогии (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); 2) личной аналогии или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); 3) символической аналогии (дайте в двух словах образное определение сути задачи); 4) фантастической аналогии (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

4. Метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания). объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят "тигр", а фокальным "карандаш", то получаются сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например:

"А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?" и т.д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Другой подход заключается в составлении метафорического ящика. Вначале выделяют главные компоненты объекта, а затем – всевозможные варианты реализации каждого из компонентов. Путем комбинирования различных способов реализации отдельных компонентов создаются разные варианты конструкции объекта.

Воздействие на личность субъекта. Одним из способов воздействия на мыслящую личность является гипноз. С его помощью гипноза человеку внушается образ другой личности. Эту методику разработал В.Л.Райков. В состоянии гипноза у человека изменяется представление о самом себе, о своих возможностях, и он действует в рамках внушенной личности. Опыты, проведенные О.К Тихомировым, Н.Б Березанской и В.Л. Райковым показали, что при внушении образа талантливой личности улучшаются изобразительная деятельность, внимание, память, а при внушении образа малограмотного человека активность внимания, памяти резко падала. Испытуемым предлагали задания на выявление различных способов применения предметов и сравнение понятий в обычном состоянии и в состоянии гипноза, в котором внушался образ мыслителя или изобретателя. В гипнотической серии среднее значение показателей во всех случаях было несколько выше, чем в обычном состоянии. В гипнотическом состоянии испытуемые действовали более активно, раскованно, уверенно, смотрели на экспериментатора свысока, говорили с чувством собственного достоинства. В негипнотической серии встречали некоторые задания с опаской. Ответы испытуемых при внушении образа более интересны по своему построению. В состоянии гипноза испытуемые называют в два раза больше свойств, чем в контрольной группе (находят скрытые свойства предмета, связи между ними).

Таким образом, при внушении образа талантливого человека происходит улучшение выполнения заданий. У всех испытуемых наблюдалась постгипнотическая инерция. Все чувствовали подъем творческой активности. Но актеры отличались от обычных испытуемых. После опытов они испытывали некоторую усталость и раздражение. Во время опыта и на следующий день никакой активации у них не было.

Лекция 13. Фило-, социо- и онтогенез мышления.

Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных. Отличия мышления человека от разумного поведения животных. Проблема общего в интеллектуальной деятельности человека и животных.

Развитие мышления в антропогенезе. Зарождение и развитие мышления в т рудовой деятельности человека. Роль разделения труда в развитии форм мышления. Социальная и культурная обусловленность мышления. Первобытное мышление. Кросскультурные исследования мышления.

Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Развитие наглядно-действенного и наглядно образного мышления.Развитие понятийного мышления. Индивидуальное развитие мышление.

Формирование понятий

Процесс формирования понятий у человека исследовал Л.С. Выготский совместно с Л.С. Сахаровым. Для этого он использовал разработанную совместно с Сахаровым методику двойного стимулирования. В этой методике использовались два ряда стимулов. Первый рядстимуловвыполнял функцию объектов, над которыми испытуемые совершали определенные действия. Такими объектами были картонные фигуры, которые отличались по форме, величине, высоте и цвету. Второй рядвыполнял функцию знаков, с помощью которых организовывалась деятельность испытуемых с объектами. Такими знаками выступали искусственные слова (МУК, ДАН, РЕП и другие).

Фигуры расставлялись перед испытуемым в случайном порядке. Экспериментатор брал одну фигуру и показывал испытуемому прикрепленную снизу надпись. Затем эта фигура ставилась на специальное поле доски и ребенка просили подобрать к этой фигуре все остальные, имеющие такое же название. Объяснялось, что эти фигурки – игрушки чужого народа и поэтому так называются. За правильно выполненное задание ребенку полагался приз.

Опыт показал, что развитие понятий, то есть приобретение словом своего предметного значения происходит в несколько ступеней. Это было установлено путем анализа тех наборов предметов, которые составлял ребенок. Эти наборы были объединены в следующие группы, отражающие отдельные ступени развития понятий.

1. Набор неупорядоченного множества предметов, в котором предметы объединены без учета их внутреннего родства. Данная стадия имеет, в свою очередь, три этапа: выбор и объединение предметов наугад; выбор на основе пространственного расположения предметов; приведение к одному значению всех ранее объединенных предметов.

2. Комплекс предметов, объединенных на основе объективных связей, существующих между этими предметами:

- цепочная структура (сходные по одному признаку).

- коллекция - взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного признака, На этой стадии образуются понятия-комплексы.

3. Потенциальные понятия. По своим признакам набор предметов полностью напоминает понятия, но по внутренним операциям это еще не понятия.

4. Истинные понятия. Здесь в основе понятия лежат мыслительные операции – абстрагирование и обобщение признаков.

Воображение.

Понятие о воображении.

Воображение – познавательный психический процесс, который состоит в создании новых образов на основе переработки образов восприятия и представлений, извлекаемых из памяти.

Воображение представляет собой специфический человеческий вид деятельности. Он возник в трудовой деятельности человека. Трудовая деятельность имеет уже целесообразный характер, то есть направлена на достижение цели. Цель – мысленно представляемый образ желаемого результата деятельности. Таким образом, любая деятельность человека, в первую очередь, трудовая, начинается с предварительного построения цели. Этот образ всегда носит сознательный характер и человек регулирует свою деятельность, соотнося результаты своих действий с намеченной целью, корректирует эти действия, добиваясь достижения цели.

Построение образа цели осуществляется с помощью воображения. Также с помощью воображения строятся образы прошлых и будущих событий. С помощью воображения создаются образы таких объектов, которых нет в природе, но облегчают процесс познания.

Основной функцией воображения считается обеспечение функции регуляции деятельности человека в окружающей среде с неполной определенностью. Человек то и дело оказывается в ситуации, когда у него не достаточно информации для принятия однозначного решения. Эту недостающую информацию человек достраивает с помощью воображения.

Виды воображения.

В зависимости от того, есть ли у человека намерение создать новый образ или нет, различают непроизвольное и произвольное воображение.

Непроизвольное воображение – спонтанное самопроизвольное возникновение новых образов. Оно имеет место, когда человек находится в состоянии между сном и бодрствованием, во сне.

Произвольное воображение – имеет место, когда человек намеренно создает новые образы в связи с выполнением деятельности. Произвольное воображение может быть:

- активным (создание такого образа, который человек намерен реализовать в реальности в виде материального объекта).

- пассивным (создание образов без намерения воплотить их в реальность).

В зависимости от того, как строится образ, различают репродуктивное и творческое воображение.

Репродуктивное воображение имеет место, когда новый образ создается на основе описаний, сделанных другими людьми. Происходит это под впечатлением чтения книг, уроков, лекций и тому подобного. Эффективность репродуктивного воображения зависит от богатства представлений, которыми обладает человек.

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов. При этом новизна может быть как субъективной, так и объективной. Объективно новый образ может быть вкладом в развитие науки, техники, искусства.

В психологической литературе не всегда проводится различение между применением готовых знаний, отработанных умственных навыков и самостоятельным мышлением, поиском, выработкой новых знаний. В результате маскируются принципиальные различия между решением (взрослыми) типовых арифметических задач и, например, головоломок. Умственные навыки могут относиться не только к решению задачи, но и к предварительному систематическому обследованию ее условий.

Мы уже знаем, что в продукте каждого действия человека необходимо различать две составляющие:

  1. то, что было предусмотрено в сознательной цели и затем достигнуто;
  2. то, что не предусматривалось в сознательной цели.

Это положение полностью относится и к действиям по управлению познавательной деятельностью другого человека, в том числе к пенхолого-педагогическим воздействиям. Даже успешное достижение целей самого совершенного пенхолого-педагогического воздействия еще не означает возможности предусмотреть все объективные последствия этого воздействия, что и создает относительную независимость изменений в познавательной деятельности управляемого от управляющих воздействий извне. В отсутствие полной зависимости от сознательных воздействий другого человека проявляется, в частности, объективный характер закономерностей самой познавательной деятельности. Внутреннее управление нельзя рассматривать лишь как временную характеристику познавательной деятельности. Это естественно не отменяет задачи расширения диапазона возможностей направленного сознательного контролирования с помощью внешних воздействий разных видов познавательной деятельности человека, в том числе его мышления.

Исследования мыслительной деятельности О.К. Тихомирова были направлены на решение вопроса о соотношении кибернетического и психологического подходов к изучению мышления. Но началось исследование мышления с изучения процессов решения задач у больных с локальными поражениями мозга и в патопсихологии (работы 1959—1963 гг.). В работах нейропсихологического плана был получен материал, в котором выступил факт характерных нарушений решения мыслительных задач. У лобных больных активный поиск оптимального решения подменялся перебором альтернативных возможностей, причем избыточность не сокращалась по мере тренировки. Для больного не выступала смысловая структура задачи. В патопсихологических исследованиях расстройства мышления выразились в распаде мышления как целостной деятельности. Из полученных материалов был сделан вывод об обусловленности мышления мотивами, потребностями и установками человека. В целом эти ранние исследования нарушения процессов решения мыслительных задач дали важный материал о психологических особенностях мыслительной деятельности человека. Они показали включенность личностного компонента в структуру познавательной деятельности. Исследования нарушений процессов мышления О.К. Тихомиров всегда оценивал как один из методов изучения мыслительных процессов, представляющих общепсихологическую значимость. Эти данные представляют также интерес в контексте осуществленных в дальнейшем его основных исследований проблемы сравнения процессов мышления человека с процессами переработки информации в машине.

Развернувшиеся на этом материале теоретические и экспериментальные исследования мыслительной деятельности человека в сравнении ее с принципами работы вычислительных машин стали содержанием большой программы. Ее реализация, в которой вместе с О.К. Тихомировым участвовали студенты, аспиранты и сотрудники факультета психологии МГУ, продолжалась все последующие годы. Содержание программы развивалось, в ее исполнение вовлекались другие учреждения: лаборатория проблем автоматизации умственного труда ИП АН СССР, организатором и заведующим которой он был (1972—1976 гг.), лаборатория психологии проблем научного творчества ИИЕиТ АН СССР (1980-е гг.).

Намеченные О.К. Тихомировым перспективные направления и области психологии компьютеризации, по существу, заглядывали в завтрашний день науки. В условиях интенсивного развития информатизации общества конца 1990-х гг. (распространение персональных компьютеров, Интернета, мобильных средств связи и т.п.) они были продолжены и развиваются в настоящее время учениками и последователями О.К. Тихомирова. Их продолжение — лучшее доказательство актуальности и перспективности идей, разработке которых посвятил свою жизнь Олег Константинович Тихомиров.

Читайте также: