Рождественская звезда музыка 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: интегрированный урок.

Предметы: музыка, изобразительное искусство.

продолжить формирование понимания символического языка иконы;

обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения;

прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Задачи урока:

Воспитательные: затронуть душевные струны учащихся, проникнуть их атмосферой светлой материнской любви, через образ Богородицы побудить их к совершению добрых поступков;

Образовательные: познакомить учащихся с некоторыми фрагментами жизни Богородицы, со знаменитыми чудотворными иконами Божьей Матери, показать связь образа Богородицы с различными видами искусства: живописью, иконописью, литературой и фольклором;

Развивающие: способствовать развитию у учащихся монологической речи и творческих способностей.

Организационный момент:

Богом нам дана душа – это маленький наш храм.

Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,

Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?

В храмике своей души ты порядок наведи!

Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!

Сегодня у нас необычный урок, у нас хорошее настроение, говорить мы будем о Рождестве Христове – церковном зимнем празднике.

Рождение детей – всегда радостное и важное событие в жизни людей. Родственники, знакомые, друзья поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребёнку. День рождения Христа празднуют во всём мире.

Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад.

Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус.

Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.

Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.

Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.

Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.

Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес. (Исполнение песни Рождество Христово)

Учитель: Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вифлеемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: золото, как царю, в виде дани. Ладан (ароматная смола), как богу, при богослужении. Смирну ( масло), как человеку, идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени, гладил лён его волос.

Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой.

А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке, полизал её тайком.

Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком.

Присмиренный белый козлик на чело его дышал.

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:

И заплакал звонко–звонко в предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

Практическая часть

Итоги урока

С людьми вся природа в ту ночь ликовала:

Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога

И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли

И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.

И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.

Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:

Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!

Учитель: У вас на партах лежат восьмиконечные звёздочки, Рождественские звезды. Напишите на каждом лучике звезды впечатление от сегодняшнего урока.

Урок музыки: Рождественская звезда

И если радость приносило каждое богослужение, то ещё более радостными были православные праздники - Рождество, Святки, Масленица и особенно Пасха, Светлое Христово Воскресение.

Каждый из этих праздников был частью жизни любого человека, он был любимым, радостным и долгожданным.

Первой колыбелью Иисуса становятся ясли - кормушка для скота, куда, спеленав вначале, укладывает новорождённого Мария.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной
Встревоженной этою новой звездой.

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры.
. Всё злей и свирепей дул ветер из степи.
. Все яблоки, все золотые шары.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

В ту ночь над пещерой зажглась необыкновенно яркая звезда, вслед за звездой пришли жрецы - волхвы и принесли младенцу драгоценные дары: золото, ладан, миро (благовонные травы и масла).

Всё живое радовалось чудесному рождению Иисуса, и эта радость, это вселенское поклонение изображено и на иконописном образе Рождества, и в словах стихиры, что поётся на рождественской вечерне:

Что ти принесём владыко Христе,
Яко явися еси земли, яко человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей
Благодарение приносит:
Ангели - пение,
Небеса - звезду,
Волхвы - дары,
Пастырие - чудо,
Земля - вертеп,
Мы же - Матерь-Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Свет веры неугасим в душе человека. Идут годы, проходит короткая человеческая жизнь. Но и сквозь даль прожитых лет сияет и сияет чудесной сказкой детства свет далёкого Рождества.

А воздух. - синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы - белые видения. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звёзд. Звёздный звон, певучий, - плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, тёплый. и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия миров и Свет Разума.

В этих словах, простых и глубоких, как будто слилось воедино всё, чем дорого душе русского человека православное Рождество. Звенит морозный воздух, звенят колючие звёзды, и словно в лад им звонят колокола в Кремле и по всей Москве. Такого и правда нигде не услышишь, такое приходит только из непостижимых глубин детской памяти. И веришь: пока есть этот звон, и эти звёзды, и эти напевы-молитвы, Христос - среди нас, незрим и вездесущ.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика.

  • Все 8449
  • Уроки 3196
  • Презентации 1273
  • Тесты 212
  • Планирование 518
  • Мероприятия 1437
  • Прочее 1813

Нажмите, чтобы узнать подробности





Урок направлен на закрепление знаний по теме "Что такое МЮЗИКЛ". и знакомство с жанром Рок-оперы на примере истории создания легендарной отечественногой постановки "Юнона и Авось&quo.


Классный час посвящен песням военных лет. Песня в культуре нашего народа на протяжении его истории была непременным спутником, дающим силы, вселяющим надежду и способствующим обретению веры.



Русский оперный и камерный певец, в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный .





Данная разработка применялась на уроках музыки в общеобразователной школе в 8 классах.На уроках давалась информация о том,какую роль играет музыка в жизни человека.





Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершен.


Методическая разработка может быть интересна как преподавателям музыкальных школ и детских школ искусств, так и учителям музыки общеобразовательных школ.



Данная разработка включает в себя материал НРЭО г.Челябинска. Разработка о мюзикле "Кировка" Владимира Ошерова, поставленного в 2014 г. в челябинской филармонии имени С.С.Прокофьева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: образовательные – показать изобразительные и выразительные возможности рождественской музыки, познакомить с видами рождественской музыки.

Развивающиерасширение кругозора, ознакомление с традициями русского народа в праздновании Рождества.

Воспитательные – воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны.

Управление образования города Владивостока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МУЗЫКА РОЖДЕСТВА

Конспект урока музыки в 3 классе.

Разработчик учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г.Владивостока

Капитула А.Г.

Задачи: образовательные – показать изобразительные и выразительные возможности рождественской музыки, познакомить с видами рождественской музыки.

Развивающиерасширение кругозора, ознакомление с традициями русского народа в праздновании Рождества.

Воспитательные – воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Жанр урока: тематический.

Виды музыкальной деятельности:

-художественное восприятие музыки.

- интонирование и осмысление.

-метод художественного контекста,

-метод музыкального обобщения

-контроля и самоконтроля.

Формы организации учебной деятельности:

Оборудование:

Средства обучения:

Наглядный материал:

Дидактический материал:

-карточки итогового теста.

Учебно-методический комплекс:

Хрестоматия музыкального материала.

Предполагаемый результат:

-материалы урока воздействовали на духовный мир детей.

1.Орг момент.

Звучит музыка колокольного звона.

Перекличка (учитель- ученик)

-Во Вифлееме – Во Вифлееме

-Весела новина!- Весела новина!

-Пречистая дева! – Пречистая дева!

-Породила сына! – Породила сына!

-Христос родился !-Бог воплотился!

-Ангелы спевают, - Царие витают,

-Поклоны отдают,- Пастыри играют. (Слайд 3)

(слайд3 )

-Ребята какова цель урока? (познакомиться с музыкой Рождества, узнать рождественскую историю)

-Ребята, когда встречают в России Рождество?(7 января)

-А в других странах? (25 декабря)

-Кто родился в этот день? (Иисус, потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник)

-Ребята, где происходили события? (В Вифлееме)( слайд 8)

Над горной пещерой сверкала звезда,

И спал Вифлеем в тишине сладких грез,

Великое счастье свершилось тогда-

Родился спаситель для мира – Христос!

Было холодно, Мария закутала младенца ,а в ясли положила солому, но все равно было холодно, тогда вол и осел подошли к яслям и стали согревать дитя своим дыханием. Но все равно было холодно, да к тому же и темно. Вдруг шесть лучей ясного света проникли в вертеп сквозь маленькое отверстие в стене. Это звезда заглянула к ним, Рождественская звезда.

(Слайд 11) Икона ( от греч. Образ) – в православии и католицизме изображение бога и святых, которому приписывается священное значение.

- Что рассказывает нам икона Рождество Христово? ( В пещере, в которой находился скот, родился Иисус Христос) -Кого вы видите? (Ангелов, волхвов) -Когда родился Христос? (Более 2-х тысяч лет тому назад)

-Почему для людей рождение Христа было важно? (Народы договорились вести счет годам, начиная с этого события. День рождения Иисуса Христа отмечают во в всем мире. В церквях идут празднества)

2.2. Знакомство с Рождественской молитвой. (Тропарь. Глас 4)

(слайд 12 храм Рождества Христова в Вифлееме)

-Ребята сегодня мы совершим маленькую экскурсию и побываем в одном из древнейших православных храмов который возведен на месте рождения Иисуса Христа в Вифлееме. (слайды 12-25)

-Ребята, кто из вас был в церкви на службе Рождества Христова?

-Какие песнопения звучали?

Главная молитва праздника- это тропарь Рождества Христова.

-Кто знает значение этого термина?

*Тропарь- песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого.

(слайд26 с текстом тропаря, слушаем тропарь в исполнении хора храма Успения Пресвятой богородицы)

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума:

В нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу

Правды. И Тебе ведети с высоты Востока;

Господи, слава Тебе.

Также в этот праздник во всех странах Европы в домах церквях зажигают свечи, поют песни, молитвы о родившемся в мир Младенце и его Матери – Деве Марии. Во многих странах принято устраивать вертепы.

(слайд27)

Так называется изображение пещеры, внутри которой икона и маленький Иисус в яслях. Сверху горит Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя Мира.

*Вертеп – пещера, убежище.

Когда же Иисус родился,

Через пустыню пришли поклониться

Маленькому Христу-Спасителю с востока волхвы

И принесли ему дары.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик;

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

Каждый из даров имел определенное каноническое значение и служил знаком признания Христа:

*золото – символ царской власти;

*ладан – признание его божественности (душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии.)

*смирна – признание его человеческого начала (драгоценное масло, бальзам)

Люди радуются, поют танцуют, празднуют , веселятся то есть колядует.

-Что такое колядка?

*Коляда – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня, сопровождающаяся обходом соседей.

Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада в мире и семье. Колядующих одаривают подарками, угощениями.

-Ребята, кто из вас колядовал на Рождество? Вы можете спеть такие колядки?

Тогда слушаем. ( Муз.исполнение колядки Слушаем.)

(слайд28)

Рождество Христово – Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы люди ликуйте, все днесь торжествуйте,

Пастыри в пещеру первыми пришли

И младенца Бога с Матерью нашли.

Стояли молились, Христу поклонились.

Днесь Христово Рождество.

Все мы согрешили, Спас перед тобой,

Все мы люди грешны. Ты один святой.

Прости прегрешенья, дай нам оставленье.

Днесь Рождество Христово.

Знакомство с европейской колядкой.

3.Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

Рассказывая о музыке Рождества мы познакомились с песнопением. На уроке звучала духовная музыка, в которой воплощены высокий мысли и чувства.

А как вы усвоили сегодняшний материал покажут ответы на тест.

3.1.Объяснение.

В левом столбце записаны термины сегодняшнего урока, а в правом – их значения. Вы должны составить соответствие между термином и его определением, соединив их стрелками.

Вертеп песнопение в честь какого либо праздника

Колядка душистое вещество

Ладан старинная рождественская и новогодняя песня

Смирна изображение Бога или святых

Икона драгоценное масло

3.2. Выполнение теста. 5 минут

3.4. Проводим взаимопроверку .

Пользуясь доской, отметьте галочкой правильные ответы.

У кого получилось 4 правильных ответа ставим 3

Все ответы правильные 5

А теперь проверим правильность выполнения теста.

(Слайд 22)

Возвращаем ответы авторам. Кто не согласен со своей оценкой?

Сдайте свои работы.

МУЗЫКА РОЖДЕСТВА Разработчик учитель МБОУ СОШ №3 г.Владивостока Капитула А.Г.

МУЗЫКА РОЖДЕСТВА

Разработчик учитель МБОУ СОШ №3 г.Владивостока Капитула А.Г.


Цель урока: показать значение музыки в Рождественском празднестве.

Цель урока: показать значение музыки в Рождественском празднестве.

Древний город НАЗАРЕТ

Ангел несет Марии послание от Бога

И сказал Ей Ангел:

Перепись в Вифлееме 1566г. П.Брейгель

Перепись в Вифлееме 1566г. П.Брейгель


Икона РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Над горной вершиной сверкала звезда, И спал Вифлеем в тишине сладких грез, Великое счастье свершилось тогда- Родился Спаситель для мира - Христос!

Икона РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Над горной вершиной сверкала звезда,

И спал Вифлеем в тишине сладких грез,

Великое счастье свершилось тогда-

Родился Спаситель для мира - Христос!

Поклонение пастухов 1475г . Ван дер Хус Пастухам явился Ангел с небеси; Радость пребольшую Рассказал в степи. И простые люди К Господу пошли, И в деревне в яслях Малыша нашли. А когда вернулись Пастушки домой, Славили, хвалили Бога сей душой. М.Андрущик

Поклонение пастухов 1475г . Ван дер Хус

Рассказал в степи.

К Господу пошли,

И в деревне в яслях

А когда вернулись

Поклонение Христу Альбертинелли, Мариотто

Поклонение Христу Альбертинелли, Мариотто

Рождество Христово. Андрей Рублев.

Рождество Христово. Андрей Рублев.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Врата Смирения

Врата Смирения

Главный, центральный неф .

Главный, центральный неф .






Здесь находится спуск к месту рождения Христа

Здесь находится спуск к месту рождения Христа



Здесь родился Иисус Христос

Здесь родился Иисус Христос

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда


Тропарь Тропарь (церк.) – песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого. Рождество Твое, Христе Боже наш./возсия мирови свет разума:/ В нем бо звездам служащи,/звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты Востока;// Господи, слава Тебе.

Тропарь (церк.) – песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого.

Рождество Твое, Христе Боже наш./возсия мирови свет разума:/ В нем бо звездам служащи,/звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты Востока;//

Господи, слава Тебе.

ВЕРТЕП Когда же Иисус родился, Через пустыню пришли поклониться Маленькому Христу-Спасителю с востока волхвы И принесли ему дары. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик; Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари Востока Злато, смирну и ладан. (А. Фет)

Когда же Иисус родился,

Через пустыню пришли поклониться

Маленькому Христу-Спасителю с востока волхвы

И принесли ему дары.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик;

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

(А. Фет)

КОЛЯДА Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающий обходом соседей с обрядовой песней

Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающий обходом соседей с обрядовой песней

Рождество Христово – Ангел прилетел

Он летел по небу, людям песню пел

Читайте также: