Мир детства в стихотворении крестьянские дети 5 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Крестья́нин (мужик, землепашец, селянин) – сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур.

Крепостное право – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.

Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Просторечия – слова массовой разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т. п. оттенка.

Диалект – язык общения между людьми, связанными одной территорией.

Вирши – стихи.

Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.

Мякина – остатки колосьев.

Застить – заслонять.

Оскома – ощущение вязкости и кислоты во рту.

Вестимо – конечно, разумеется.

Чухонцы – сани без кузова для перевозки дров.

Потрафлять – угождать.

Рига – большой сарай для сушки снопов хлеба.

Узда – часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 307 с.

Дополнительная литература:
1. Жданов В. В. Н. А. Некрасов. Расцвет реализма: История русской литературы. – Л.: АН СССР, 1982. – 381 с.
2. Зонтиков Н. А. Н. А. Некрасов и Костромской край: страницы истории. – Кострома: ДиАр, 2008. – 384 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Главная идея произведения – несмотря на то, что детство у крестьянских детей весёлое, полное ярких впечатлений, без должного обучения их ждет тяжёлая жизнь. А это крестьянское счастье, даже когда труд в радость, – всего лишь иллюзия свободы.

С ранних лет ребёнок из крестьянской семьи ХIХ века приучался ко взрослому труду. Уже в 6 лет мальчик мог помогать укладывать сено и солому в стога, рыбачить, ездить верхом, собирать хворост – мелкие сухие ветки для розжига печи, мастерить игрушки из подручных материалов, плести разные короба и лапти. С 9 лет ребята привлекались для помощи отцу в изготовлении мебели, упряжи и других необходимых в хозяйстве вещей. В 11-12 лет мальчику уже поручали пахать отдельный кусок земли. К мальчикам как к будущим кормильцам семьи требования были выше, чем к девочкам.

В работе на огороде обычно участовала вся семья, урожай часто поручали собирать и подросткам.

Кроме приобщения к труду, детям прививались и моральные принципы – учили почитать старших, уважать чужой труд, быть гостеприимными и любить родной край.

Раздумья о судьбе крестьянских детей навевают автору мысли о судьбе всей России и всего русского народа.

Теоретический материал для углубленного изучения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркивание элементов

Правильный ответ: отмена крепостного права.

Восстановление последовательности элементов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

познакомить обучающихся со стихами Н.А.Некрасова, раскрывающими тему детства, а также с репродукциями картин русских художников XIX века, созвучных теме;

формировать представление об историческом прошлом России;

выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении;

формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, работы с иллюстрациями, лексической работы;

воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать гуманистическое мировоззрение.

формировать у детей навык самоконтроля (оценить работу на уроке);

воспитывать эстетические чувства.

сопоставить средства и приемы раскрытия мира детства в поэзии и живописи (цветовые эпитеты, описание внешнего облика ребенка);

сопоставить строки стихотворения и фрагменты картин;

сопоставить отношение художников и поэта к героям произведений;

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

Эпиграф (на доске): Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано…

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Не таким чудесным, веселым и беззаботным, как у вас, детство было у поэта Н.А.Некрасова и у крестьянских ребятишек, героев его лирических стихотворений. Но вновь и вновь поэт возвращается в своих произведениях в страну детства.

Н.А.Некрасов с большой любовью относился к детям. Писал много и для детей, и о детях. Ни один поэт XIX века не написал столько стихотворений о детях, как Н.А.Некрасов.

Демонстрируют свое настроение. Делятся на группы.

Внимание, уважение к сверстникам (Л) ; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К) ; мобилизация сил и энергии (Р).

II. Актуализация знаний

- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете? В конце урока мы вернемся к ним.

- Что помогает читателю лучше представить то, о чем пишет писатель?

- Конечно, к любому известному произведению художники делают много иллюстраций. Но часто случается так, что иллюстрацией может служить картина, которая не была написана специально для произведения. Просто у писателя и художника удивительным образом совпали мысли и взгляды на ту или иную проблему.

- Можете ли вы теперь определить тему нашего урока. Какие цели поставим?

Формулировка проблемного вопроса:

- И писатель, и художники хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением. Объединяет то, что изображают непосредственно крестьянских детей, мир их интересов.

Формулируют тему и цели урока.

Поиск и выделение необходимой информации (П).

Побуждение к деятельности (Л). Анализ объектов с целью выделения признаков (П), изложение и аргументация мнения (К).

Извлечение информации из различных источников (К). Активизация мышления при рассматривании картин (П).

Побуждение к деятельности (Л). Выдвижение гипотез и их обоснование (К).

Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.

II. Первичное знакомство с текстом.

Вопрос: проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.)

IV. Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

V. Анализ стихотворения по частям.

1.Каким настроением проникнута I часть?

2.Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

3.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?

4.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье. )

5. Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей.)

Вопрос: Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался?

-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - . такому -то гусю.

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.

- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.

VI. Чтение вслух III части, IV части.

Ответом на вопрос будут все 3 части. ( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?

( Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать ).

Беседа по вопросам:

- Раскрывая мир детства, авторы показывают мечты и стремления детей, а также и мир взрослых, их труд, взаимоотношения детей и родителей. Авторы заставляют нас вглядываться в чужое лицо внимательней, чем в свое, переживать как собственную чужую боль.

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной.

Физкультминутка.

Дети выполняют физич. упражнения.

Чтение подготовленными учениками отрывка из стихотворения

I V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

- Удалось ли поэту это?

- А теперь давайте вернемся к словам, записанным на доске, и снова их прочитаем. А как теперь вы понимаете слова Н.А. Некрасова?

- Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Удалось ли нам ее достичь?

V. Домашнее задание

- Приготовьте выразительное чтение отрывка (по ролям) и по желанию сделайте рисунок к стихотворению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

На доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Улыбнитесь друг другу.

Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети". В начальной школе вы познакомились только с отрывком из этого стихотворения. Сегодня мы поговорим подробно об этом стихотворении, и я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли исследователя. В этом стихотворении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного, медленного и многократного чтения. Наша задача понять отношение автора к своим персонажам. Определить основную тему и найти способы её раскрытия.

Ученики читают тексты

Слушают учителя, отвечают домашнее задание.

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов.

- Как вы их понимаете?

В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

- Чем это произведение похоже на комедию?

- Почему автор изменил заглавие?

Попытаемся найти подтверждение нашей мысли.

Найдите и прочитайте те места в стихотворении, где говорится о том, как воспринимают автора дети.

- Что особенно удивляет их в нем? (Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей)

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Исследование текста.

Выписать слова, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией нужно читать эти строки? Записать ключевые слова.(3-4 минуты записывают в тетради и у доски).

(Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян.)

(( Вопрос: проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.))

((Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

((? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье. ))

(((-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - . такому -то гусю.

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.

- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?

Вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом? (Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).

Восхищение, умиление, восторг, есть риторические восклицания)

Вывод: в антитезе даны слова: мучительно-мило, солнце-огонь, воля-смерть; злоба, боль, любовь, малюточка, бас, большая семья, два человека всего мужиков, антитеза помогает понять и почувствовать любование Некрасова крестьянскими детьми, особенно забавно выглядит противопоставление маленького ребенка и его недетской важности, понимания того, что он помогает семье)

Вывод: если Н. Некрасов описывает своего Власа с легкой иронией)

Можно сделать вывод, что через описание глаз авторы открывают души детей, радость (у Некрасова)

Вывод: Некрасов хотел показать, что ребенок должен видеть радость от труда, который дает богатый урожай, приносит человеку почет)

Начинают анализировать произведение, отвечают на вопросы, комментируют ответ

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Некрасовым не названы. Озаглавьте их. О чём каждая часть? (Одним предложением)

IV. Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

Выразительно прочитать отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей? (группа)

- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”).

- В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда? (Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно. ).

Устаревшими или архаизмами).

Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда.

- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части? (Он в деревню въезжает царем). Какое интересное выражение.

- А что означает это выражение “въезжает царем”? (Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя “царем”).

- Кто говорит: “Родной”, “Полезай постреленок” (Эти слова говорит отец, крестьяне).

— Дайте объяснение слову “постреленок” (озорник).

— Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца? (В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей).

— Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше? (В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс “енок”, который выражает любовь к этому ребенку).

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

- Понравилась вам игра актеров?

— Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров? (Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб).

— О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке? (Он вспоминает о времени, когда в России было крепостное право).

Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок (вполголоса)

- Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.

Чтение вслух. Словарная работа.

Однажды в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

- Подумайте, что такое "полушубок"?

ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

- Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что у отца-то большая семья?

"Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…"

Так вон оно что! А как звать тебя?-

- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…

Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

2. Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

Анализируют песню, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.)

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

3. Групповой задание. Подготовить чтение по ролям сцены встречи главного героя с Власом.


Предметные результаты: усвоение биографии поэта, содержания и идейно-тематического своеобразия стихотворения, умение работать с текстом, характеризовать героев произведения, создавать устные монологические высказывания; отбирать и структурировать материал по заданной теме; создавать свой текст в условиях ограниченного времени.

Метапредметные: умение корректировать свои действия; уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию.

Личностные: активизация размышлений обучающихся о детстве, труде, доброте, милосердии, их месте в системе ценностных ориентиров человека.

- О чём песня? (Песня про детство)Кто будут главные герои? (дети)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - о чем пойдет речь на уроке.

(о детях, о детстве, о жизни детей)

- Верно. Речь пойдет о ваших сверстниках, живших в 19 веке в крестьянских семьях.

Учитель. Сегодня мы с главными героями пройдем по этому пути, чтобы достичь тех нравственных высот, каких достигли они. Путь нам предстоит дальний, без узелка нельзя.

Определение темы и целей урока.

1. Пристань Живописи (Слайд 2).

Основные вопросы урока

- Каким изобразил поэт мир крестьянских детей?

- Как относится к ним автор?

Попробуем увидеть их жизнь такой, какой ее увидел поэт, а помогут нам в этом иллюстрации учебника. Опишите их (социальное положение, возраст, одежда, взгляд).

Вспомните, какие это произведения и о чем они.

-2.Пристань село Грешнево Ярославской губернии

Итак, мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.

Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери?

3. Пристань Здоровья.

Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны).

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками).

Мы по берегу гуляем,Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте).

Сядем дружно на песок.Снова начался урок. (Дети садятся за парты).

Работа над 1 частью стихотворения. Какой сценой начинается стихотворение? (выразительное чтение).

Как определить, что автор доволен ночлегом?

- Найдите в начале стихотворения описание природы?

Проснулся в глубокие щели сарая

Глядятся весёлого солнца лучи.

Воркует голубка, над крышей , летая,

Кричат молодые грачи. СТР.176

Какое настроение передано в нем? Как определить, что автор доволен ночлегом(автор радуется веселым лучам солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон передает приподнятое настроение поэта)

- Пейзаж в начале стихотворения наполнен солнечным светом, озвучен голосами птиц – звуками светлого лета. Перед нами солнечный, радостный русский пейзаж.

- В стихах Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и прежде всего с жизнью крестьянина, с его трудом и повседневными заботами. И, наверное, не случайно при описании крестьянских детей Некрасов использует природные образы. С каким чувством автор описывает детей? Какие слова использует для их описания?

- Какие слова использует автор, выражая свое отношение к детям?

3) Применение знаний и умений в новой ситуации

Представьте, что вы художники.

-Можем ли мы запечатлеть события, описанные в стихотворении, на одном полотне?

(Нет. Стихотворение представляет собой рассказ. Следовательно, в этой истории есть начало (завязка), продолжение (развитие действия) и конец (развязка). Таким образом, мы можем выделить 3 основные части стихотворения.

2. Работа по композиции.

План (Работа с учебником) (Слайд6 ).

Встреча автора-охотника с деревенскими ребятишками.

Размышления поэта о крестьянских детях, картины их жизни. Забавы. Работа

Прощание с крестьянскими детьми

2.О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей. Стр.178

3Играйте же , дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано

Однажды в студёную зимнюю пору…

5.Словарная работа. (Слайд7 ). Пишу Вирши –стихотворения. Чинный – важный. С ноготок – очень маленький. Наше путешествие медленно приближается к своему завершению. Последняя наша остановка Самооценивание

Связать с Некрасовым. Играйте же , дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано (Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность- Счастливое детство) Так пусть ДЕТСТВО будет счастливым и в ваших сердцах распускаются цветы добра, отзывчивости.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия) Какие станции. Капитаны! На каких пристанях останавливались ваши кораблики?

Учитель. А сейчас перед вами экран с незаконченными предложениями. Выберите фразу и закончите ее самостоятельно.

На уроке узнали…

Мне захотелось…

После сегодняшнего урока я буду…

Сегодня я расскажу дома, что …

А теперь запишите домашнее задание

2. Нарисовать рисунок и защитить собственные иллюстрации.


-75%

Читайте также: