Конспект урока по изо 5 класс современное выставочное искусство витраж

Обновлено: 07.07.2024

-сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

-создание условий для формирования эстетического вкуса.

Материалы и инструменты : картон,нож,клей,цветная бумага.

Орг. Момент (Проверка готовности к уроку)

Мы в течение целого года изучаем с вами декоративно-прикладное искусство.

-Что-же такое декоративно-прикладное искусство?

(Умение художественно украсить любую вещь,применяемую в быту,дать ей особое звучание,оформить её.)

-Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов,встречаемся с ними и на улице,и дома.Среди этого многообразия есть предметы,которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены,нарядны и по-своему неповторимы.Эти художественныепредметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство,главное слово декор,что значит украшение,имеет несомненное отличие ,от других видов изо искусства.

-Как –же создают художественный образ мастера?

(Художник прикладник,создавая сой художественный образ,прежде всего,знает художественные особенности материала,с которым он работает.Единичные авторские художественные произведения,в которых проявлена творческая индивидуальность,предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства)

-Они приходят в наш дом .Поиски нового языка,нового стиля в декоративно-прикладном искусстве,как и в других видах искусства,не замыкаются в традиционных рамках.

-Декоративно-прикладное искусство может быть молодым и современным?

(Конечно.Язык современного ДПИ богат и разнообразен,его материалы пластмасса,стекло,нитки даже бытовой мусор,который можно преобразить.Оно будет существовать до тех пор,пока будет существовать потребность в изящных формах,в постоянной художественной внешности,где любой предмет стакан,и ложка, и стол,ткань,ваза,и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.)

-Мы с вами изучили много промыслов и ремёсел.На прошлом уроке изучали батик.Что такое батик?

(Батик это искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява.Ещё до производства первых тканей малайцы наносили на предметы,в частности на кору,снятую с дерева,узоры с помощью расплавленного воска диких пчёл,а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.)

-Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством с витражом.

-Что же такое витраж?

(Художественный витраж,старинная разновидность монументального искусства-картины из цветного стекла,пропускающий свет.Их вставляют в оконные проёмы,превращают в подсвеченные декоративные панно,монтируют в дверные полотна,решётки.)

(Витражами украшают световые фонари потолков,створки ширм,столешницы,а ещё абажуры ламп,ведь цветное стекло оживает только тогда,когда его пронизывает свет.)

-Витраж от лат.-стекло.Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция .

Витраж как предмет искусства уникален,дорог и долговечен.Как долговечно его стекло.

Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания,то это произведение относится к монументальному искусству.Монументальные произведения-это живописные произведения большого размера,которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.

Во все времена самыми роскошными,нарядными окнами были окна в виде витражей.Когда сквозь высокие проёмы окон проникают солнечные лучи ,витражи-картины,витражи-узоры как будто вспыхивают ,загораются ярким цветом,начинают светиться преображая внутреннее пространство,наполняя фантастической игрой цветного света.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика.Куски цветных стёкл крепятся в металлических переплётах специальной сквозной рамы-каркаса,или так называемой арматуры,а иногда скрепляются цементом.Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и чёрная контурная линия,превратившись в диковинный узор.

- Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стёкл берут толстые –от 5 до 25см толщины. Такие стёкла по формату и цвету,заданному художником,отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую,где составляется витраж.Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом-новым,очень прочным материалом.Витражи из толстых стёкл не вставляют в рамы окон.Они укрепляются на специальных конструкциях прямо на полу или стене с электрическим подсветом сзади. Техника такой работы и материал не терпят мелочей,подсказывают темы величественные и глубокие,созвучные нашей эпохе.

-Что нужно чтобы стать художником-декоратором?

Важны в работе ум и чувства

В труде двойное естество

Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.

И совершенству нет предела,

Не оторвать тогда от дела

Ни мастеров,ни мастериц,

Их вдохновение безмерно,

Глаза их пламенем горят

Они работают? Неверно.Они творят! (Д.Бедный)

Практическое задание. Создание эскиза витража с помощью картона и цветной бумаги.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы :

1.С каким видом ДПИ мы с вами познакомились на уроке?

2.Где можно использовать витражи?

3.Для чего используют витраж современные архитекторы?

Методическая разработка к практическому заданию.

Как и любой художник ,витражист начинает свою работу с эскиза.Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика,потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение.Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика,то художник переходил к главной части работы.

Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража.

Коллаж от французкого-наклеивание.Технический приём в изо искусстве,предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов,отличающихся по цвету и фактуре.

Она выполняется в определённой последователности:

1этап-выбор формата и составление эскиза композиции;

2этап-корректировка эскиза,обводка толщиной до 5мм;

3этап-соединение изображения с рамкой,зачернение;

5этап-подклейка цветной бумаги;

6этап-оформление работы на листе бумаги.

Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции

Просмотр,корректировка эскизов.Показ наиболее удачных работ.

Важно избегать мелких элементов в рисунке,т.к. их невозможно аккуратно вырезать и подклеить.После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.

Вырезание белых мест в эскизах.Необходимо следить чтобы случайно не разрезать линии соединения элементов композиции.

Подклейка цветной бумаги.От точности и аккуратности данного вида деятельности зависит качество выполненной работы.Под сетку в свободную нишу подкладываем выбранный лист цветной бумаги и карандашом аккуратно,без нажима,обводим форму ниши.Вырезаем цветную деталь немного больше на 2-3мм,чем наметили.Этот запас необходим для нанесения клея на цветную бумагу.Так подклеиваем все пустоты нашей сетки.

Во время выполнения работы следим за распределением и сочетанием цвета в композиции.Когда работа будет подклеина,ещё раз обратить внимание на избыток клея,следы карандашной разметки.Всё это необходимо аккуратно убрать.

Оформление эскизов.Для того чтобы ваш витраж можно было представить на выставке,а также для длительного хранения,необходимо с обратной стороны подклеить плотную бумагу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познакомить учащихся с искусством витража.
Сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе.
Воспитательная:

Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре.
Развивающая :

Развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.

Вызвать интерес к творческой деятельности.

Выполнить работу в технике имитации витража.

1 вариант: разработать эскиз композиции с соблюдением симметрии на основе геометрического орнамента.

2 вариант: составить эскиз на сюжетную композицию.

Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража.

Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области витражного искусства.

Личностные результаты:

В ценностно-эстетической сфере – художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы; стремление использовать художественные умения для создания работы имитирующей витраж.

Метапредметные результаты:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания выразительных средств, произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов;

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельност-ных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла при создании своей творческой работы;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

Оборудование и материалы:

Фотографии с изображением витражей, готических соборов.

Работы старшеклассников, имитирующие витраж, от эскиза до завершенной работы.

Художественные материалы: картон, ножницы, клей, цветная бумага.

Музыкальный ряд: музыка Баха.

Для учеников: картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.

Оформление доски: тема урока, термины (готический собор, роза, витраж, каркас). Репродукции с изображением готических соборов, работы учащихся старших классов.

Беседа на тему монументальное искусство, история создания витражного искусства, основные правила изготовления витража.

Объяснение последовательности основных этапов работы.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов, анализ и защита работ.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Формирование новых знаний .

На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об искусстве - витража. Работа, имеющая большие размеры и предназначенная для украшения зданий, то это произведение монументального искусства. К ним относятся: мозаика и витраж.

Витраж – это картина, выполняется из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос . Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

История цветного стекла уходит вглубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию - стекло.

Примерно в I веке до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.
То, что мы сегодня называем витражами, появилось лишь в эпоху Христианства. Куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами.
Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму – цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. После завершения этого этапа из полученной мозаики изымали кусочки, требовавшие индивидуальной росписи, и на них рисовали мелкие детали лиц, рук и орнаментов.

Готовые кусочки скрепляли на месте узкими Н - образными свинцовыми переплетами. В романский период витражи достигали в высоту шести метров. В наше время начинается вторая молодость искусства. Талантливые художники придумали новую технику витража, на стекольных заводах заранее отливают стекла нужные по формату и соединяют их арматурой.
Также очень много изобретено средств для имитации витража. К ним относятся: витражные, акриловые краски. В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает окна, двери, перегородки общественных зданий, изменяя их облик.

Вопрос учащимся: Где вы встречали витражи?

Ответы учащихся: о своих встречах с витражным искусством.

(Приводят примеры зданий своего города, где можно увидеть витражи).

Предполагаемые ответы: (Драматический театр, детский театр, краеведческий музей, детская художественная школа, кафе).

Рассмотреть фотографии современных интерьеров с витражами.

Архитекторы утверждают, что цветное стекло хорошо подходит и к современным постройкам, полным света и воздуха. По эскизам художников украшаются многие здания: музеи, театры, дворцы культуры, школы, кафе. Даже частные коттеджи не прочь приобрести витражи для украшения интерьеров.

Объяснение предстоящей работы.

Изготовить настоящий витраж в условиях школьного урока не представляет возможности, а вот сделать его имитацию яркими уголками из цветной бумаги или заменить его на прозрачные цветные пакеты задача легко выполнимая.

Но прежде необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин, растительных, геометрических узоров, по мотивам сказок и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Работая над эскизом, вы должны обязательно помнить, что все контуры – линии изображения – должны соприкасаться друг с другом и конечно с самой рамкой. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которые впоследствии вы вставите цветные стекла.
При составлении эскиза нужно не забыть, что в настоящем витраже мастер работает со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии делать по возможности прямыми. ( Показ работ ребят прошлых лет.)

Задание: выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража.

Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вырезать и подклеить. После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.

Данный урок изобразительного искусства разработан для 5 класса. Тема урока "Витраж" ФГОС.

ВложениеРазмер
Презентация к уроку изобразительного искусства "Витраж" 2.57 МБ
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Витраж" ФГОС. 134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Современное декоративное искусство.

Цель урока познакомиться с искусством витража, сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе, сформировать навыки работы над имитацией техники витража, формировать положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя.

Собор Нотер-Дам де Пари во Франции

Определение понятия Витраж (лат. Vitrum – стекло) – разновидность декоративного искусства, основным материалом является стекло или иной прозрачный материал. Витраж – стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют .

Витраж Витраж – это картина, выполненная из кусочков стекла по средствам свинцовых узких полосок.

Из истории витража

Витраж в истории России.

Символы солнца, земли, плодородия и воды

Практическая работа 1 группа: растительный орнамент – краски; 2 группа: символы земли, плодородия и воды; геометрический орнамент; теплые цвета – краски

Спасибо за работу на уроке!

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по изобразительному искусству

Коваленко Любовь Валерьевна

Современное декоративное искусство (витраж)

Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под. Ред. Б.М. Немецкого. – М. Просвещение, 2010

Класс: 5 Дата: 18.04.2017г.

Урок: изобразительное искусство

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Зрительный ряд: репродукции витражей; презентация; фотографии современных интерьеров с витражами; детские работы.

- знакомство учащихся с искусством витража;

- формирование представления об истории развития витража.

- развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;

- сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

-создание условий для формирования эстетического вкуса.

Вызвать интерес к творческой деятельности.

Выполнить работу в технике имитации витража.

1 вариант: разработать эскиз композиции с соблюдением симметрии на основе геометрического орнамента.

2 вариант: составить эскиз на сюжетную композицию.

Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража.

Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области витражного искусства.

В ценностно-эстетической сфере – художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы; стремление использовать художественные умения для создания работы имитирующей витраж.

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания выразительных средств, произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов;

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельност-ных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла при создании своей творческой работы;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представления об истории развития витража.

развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;

сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

создание условий для формирования эстетического вкуса.

Материалы и инструменты (по выбору детей):

- листы кальки(пекарская бумага, пергамент) вклеенные в картонные рамки, цветная акварель, кисти, черный маркер или черная тушь;

- стеклянная посуда ( креманки , тарелки) , черный контур по стеклу , витражные краски по стеклу .

I. Подготовительный этап.

- Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством.

Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.

-Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?

Взгляните на наше окно, вас ждет небольшой сюрприз (отдергиваю штору, на стекле окна закреплены большие листы кальки с нарисованными витражами)

Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.

Витраж - это живопись на стекле.

II. Формирование знаний.

Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос

Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом.

Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

1. Страничка истории

- Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?

Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.

2. Современная техника выполнения

Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые - от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом - новым, очень прочным материалом.

3. Рассказ о витражах, под музыку и показ слайдов

С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света…

И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками.

4. Вопросы учащимся

Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.

-Какие примеры вы можете привести?

Предметы быта - настольные лампы, экраны для каминов, подсвечники.

Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.

Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.

Цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках

III. Практическая работа

Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми.

1. Выполнить эскиз композиции.

2. Подложив под кальку, обведите его.

3. Разбейте линиями на сегменты и заполните их разноцветной акварелью.

4. Подождав, когда краска немного подсохнет, наведите черным маркером или тушью линии, имитирующие свинцовые перемычки.

2 вариант ( работа витражными красками по стеклянной посуде).

1.Протереть рабочую поверхность стекла чистой салфеткой ( чтоб снять возможные загрязнения )

2. Нанести на поверхность рисунок тонким маркером по стеклу.

3. Продублировать его черным контуром по стеклу. Подсушить слегка феном.

4. Аккуратно и не торопясь заполнить ячейки между линиями контура витражной краской.

Хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.

Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный.

IV. Выставка и анализ работ учащихся

- С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?

- Что мы называем витражом?

- Понравилась ли вам работать на уроке?

- Какие эмоции вы испытывали, работая над витражом?

1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского, М.Просвещение, 2003г.

2. М.А. Порохневская. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство, 5 класс, Волгоград, 2003г.

Читайте также: