День воды в доу конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 485 0

Программное содержание: дать детям представление о воде и её значении, о ее свойствах, о том какую пользу может приносить вода людям, растениям и животным. Показать, где и как может существовать вода, какие формы она принимает. Расширять и уточнять словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать зрительное внимание, память. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: вода, планета, капля, море, океан, река, ручей, туман, роса, волны, озеро, гейзер и т. д..

Материал (оборудование): презентация, эмблемы для команд, ёмкости с холодной, тёплой водой, лёд, снег, сосулька, волшебная палочка.

Ход занятия.

1. Орг. Момент (Дети заходят в зал, здороваются. Педагог обращает их внимание на экран.)

2. На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья.(слайд 1).

- Что вы видите на экране? (ответы).

- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)

- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.

- А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета.(слайд 2)

- Почему её так называют? ( Потому что на ней много воды).

- Недавно 21 марта отмечали Всемирный день воды на земле. О ней-то мы и поговорим.

3. Художественное слово.

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

-Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это капля воды. (Слайд 3 с изображением капли воды).

- А теперь мои ребятки

Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Рассыпался горох на семьдесят дорог.

Никто его не подберет: ни царь, ни царица

Ни красная девица. (Град)

С небесного порожка

Спрыгнул к нам Антошка

И по грядкам нашим

Вовсю топочет, пляшет.

А мы Антошку хвалим:

Давай, давай, пляши!

Твои босые ножки

И мокрые ладошки

Для луга, для картошки

Очень хороши! (Дождь)

На ветвях висит зимой,

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней)

Туча шла – прошла,

На асфальте – зеркала.

Солнце в них заглянет –

И зеркала не станет. (Лужи)

И в него льется,

И из него льется.

Сам по земле плетется. (Ручей).

- Итак, мы узнали, что вода может быть разной: морем, рекой, льдом, снегом, туманом, инеем, волной. И некоторые её свойства мы сейчас с вами проверим. (Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).

5. Экспериментирование.

Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле встречается в гейзерах (слайд 4 с видео о гейзере)

Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.

Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.

В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить соль.

Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Дети подходят к следующему столику. В одном тазу лежит снег, а в другом лёд. Предложить в руку взять снег. Какой он . Твердый, холодный. Тает в руке. В другую руку взять лёд. Какой он? Твёрдый, холодный, тает в руке.

Вывод: Лёд и снег твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки тают.

Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.

Вывод: пар – это тоже вода.

Итак: мы можем сказать о воде, вода какая?

(Дети встают в круг, поочереди передают волшебную палочку и называют по одному свойству воды - прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, безвкусная, сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром.

- Давайте узнаем, кому на земле нужна вода. Для кого вода является домом?

- Ответы детей, а затем показ слайдов.

- Для чего нужна вода человеку?

Обратите внимание на картинки. Здесь изображены люди разных профессий. Посмотрите внимательно и выберите те картинки, на которых изображены люди, работа которых связана с водой. Выбирайте по одной картинке и называйте выбранную профессию и объясните, нужна ему вода в своей работе или нет.

Сюрпризный момент: чаепитие. (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит самовар, чайные принадлежности, сладости):

Чай горячий, ароматный

И на вкус всегда приятный.

От недуга исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-элексир!

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Коллекция увлечений: пособие для работников дошкольных образовательный увлечений / автор-сост. Н. А. Рыжова. – М.:Линка-Пресс, 2005.




Воспитатель: Ой, как здорово. Сколько у меня капелек сегодня. Капелька Катя, капелька Аня, капелька Артем. Я тоже буду сегодня капелькой Ларисой Николаевной и от имени капельки Н2О начну рассказ. Капелька меня об этом попросила.
Сегодня мы с вами будем говорить о воде. С давних времён люди знали о великом значении воды для всего живого на Земле. Люди верили, что вода способна исцелять и давать плодородие.
Нашу планету называют голубой, почему ? Посмотрите на глобус и скажите, какого цвета здесь больше всего? (Синего и голубого ) 70 % поверхности нашей планеты покрыто водой. Как вы думаете, это много или мало? (Много)Посмотрите на мой макет. Действительно синего цвета намного больше.
Воспитатель показывает круг из картона, на котонном 70% синего, а 30 % жёлто – зелёно – коричневого.
Воспитатель: Но вода на нашей планете разная. Одна вода пресная, а другая солёная. В морях и океанах вода на вкус горько – солёная. Кто был с родителями летом на море, мог попробовать эту воду на вкус. Эта вода не пригодна для питья и сельского хозяйства. Но моря и океаны необходимы людям. Для чего? ( По морям и океанам ходят корабли. В морях и океанах живут морские животные и растения.)
Сейчас Яна прочитает нам отрывок из стихотворения Н. Рыжовой о том, для чего нужна вода
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.



Загадки
1.А что было! А что было!
Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом,
Я купался под дождём (водопровод)

2. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)

3. Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает.
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает.(дождик)

4. Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный, С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. ( аквариум).
Из первых букв должно получиться слово ВОДА.
Воспитатель: Молодцы дети капельки. Вы сегодня справились со всеми поставленными задачами. На занятии мы много нового узнали о воде. А сейчас мне кажется ,что пора превращаться обратно из капелек в деток .Давайте скажем слова:
Вы два раза повернитесь
И в ребяток превратитесь.
Дети повторяют.
Воспитатель: Капелька Н2О теперь останется жить у нас в группе на полочке для экспериментальной деятельности. Если у вас к ней будут какие то вопросы, она на них обязательно ответит. А сегодняшнее занятие окончено. Всем спасибо.

Оборудование: презентация, ноутбук, экран, проектор, оборудование для опытов с водой, смайлики, халаты и шапочки для работы в лаборатории, предметные картинки.

Ход ООД:

I Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей.

Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся.

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

- Ребята, я вас попрошу улыбнуться друг другу и нашим гостям и посмотреть на экран.

На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья.

- Что вы видите на экране? (ответы).

- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)

- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.

- А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета.

- Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).

- 22 марта отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей беречь воду и водные ресурсы.

Без воды невозможно обойтись даже один день.

-Как вы считаете, возможна жизнь на Земле без воды?

-Вода-главный источник жизни на земле.

Воспитатель читает стихотворение Натальи Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

-Ребята, о чем говориться в стихотворении? (ответы)

-Вода-вещество, которое может находиться в трех состояниях: твердом, (лед) жидком (это - дождь, капелька, роса, ручеек) и газообразном (это пар, облака, туман, поэтому на земле осуществляется круговорот воды в природе.

А что же такое круговорот воды в природе, я вам сейчас расскажу. Посмотрите на экран. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается высоко в воздух, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Целеполагание - А сейчас я вам предлагаю стать лаборантами и исследовать воду, выяснить ее свойства, а затем сделать вывод: как сохранить воду чистой.

II Основная часть.

Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам выполнить зрительную гимнастику.

Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле встречается в гейзерах. Ребята, посмотрите на экран.

Гейзер горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением.

Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.

Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.

В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить соль.

Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Дети подходят к следующему столику. В одном тазу лежит лед. Предложить в руку взять лед. Какой он (Твердый, холодный, тает в руке). Дети, как вы думаете, а если мы возьмем снег в руку, то с ним, что будет происходить?

Вывод: Лёд и снег - твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки тают.

Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.

Вывод: пар – это тоже вода.

ОПЫТ 6- вода не имеет формы.

-Ребята, у меня в руке кубик. Какую форму он имеет?

-Куда бы я его не поставила, он форму не меняет.

-Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода?

Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?

- Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы… Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, делаем вывод - вода не имеет форму. (показ слайда)

ОПЫТ 7 вода – растворитель.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчик. В один положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?

Дети: сахар растворился в воде. Вода является растворителем для сахара.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с маслом в воде?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других нет. (показ слайда)

Итак: что мы можем сказать о воде? Вода какая? (Вода прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная, сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром.

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

- Давайте узнаем, кому на земле нужна вода.

Для кого вода является домом?

- Ответы детей, а затем показ слайдов.

- Для чего нужна вода человеку?

Правильно! Вода нужна для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Человек может прожить без воды всего три дня. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду. (Ответы детей)

- Верно, проснувшись утром, мы умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды требуют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию людям!

Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От загрязненной воды страдает все живое.

Я вам предлагаю исследовать влияние на воду природного материала и выяснить причины загрязнения воды.

Возьмем таз с водой, речной песок, камешки, листья. Сейчас я вам расскажу экологическую сказку. Слайд

- Жил – был маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Дети дуют сильно на воду в тазу так, как делает это ветер). Что случилось с водой? В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев. (Дети бросают в воду камешки и наблюдают, как на воде образуются круги. Затем насыпают в воду песок и ждут некоторое время) Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Затем бросают в воду листья. Что происходит с листьями в воде? Стих ветер и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем появились песок, камушки и листочки.

Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, а фантики бросали в воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязное масло и бросил бутылку с грязной водой. (Дети бросают в таз фантики и выливают в него окрашенную воду и масло.)

-Видны ли теперь фантики в пруду? Прудику сделалось плохо от грязи. вода в нем стала мутной, и он загрустил.

-Так что же нужно делать, что бы Прудику было хорошо. Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять? (Ответы детей)

-Ребята, вы сделали правильные выводы.

III Заключительная часть: вам понравилось быть исследователями?

-Что мы сегодня исследовали?

- К каким выводам пришли?

Анализ результатов деятельности: сейчас я попрошу вас из лаборатории вернуться в детский сад и оценить наше занятие. Если вам понравилось занятие, и вы получили полезную информацию, возьмите улыбающийся смайлик, если вам было не интересно – смайлик без улыбки, а если вы скучали, то – грустный смайлик.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; уточнить представления детей о том, что вода очень важна для жизни живых организмов, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, уборки помещений. Сформировать бережное отношение к воде. Формирование представления о свойствах воды, различных ее состояниях.

Задачи:
- Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого.
- Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
- Развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.
- Активизация и обогащение словаря детей.
- Воспитание бережного отношения к воде.

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.



Какая удивительная планета – Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Модель земли – глобус. На глобусе вода обозначена, синим цветом.
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать, и определим, так ли много воды в природе? Нужно ли нам ее беречь и защищать?

Где в природе есть вода?
Слайд 3 – в море, океане, озере, реке, болоте





Нам кажется, что на земле, очень много воды. Но почти вся вода – соленая. Соленую воду нельзя пить. Часть воды – это ледники. Такую воду тоже пить нельзя. Ученые полагают, что только 1% воды на нашей планете пригодно для питья.

Мы маленькие путешественники, продолжаем путешествие дальше.
• Можно ли воду назвать путешественницей?
• Благодаря чему вода путешествует?
• Как происходит круговорот воды в природе?

Вывод: вода испаряется с нашей планеты и возвращается на нашу планету. Круговорот воды поддерживает жизнь на нашей планете.
Слайд 7
• Какова вода в природных явлениях?




Твердое – (снег, лед, град, иней)
Газообразное – (пар, туман, облако)







( Животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым, ЛЮДЯМ)
Слайд 15
Вода попадает в наши дома, школу по специальным трубам. Мы используем водопроводную очищенную воду.
• Как человек использует воду?



(готовит пищу, стирает, убирается, моет посуду, овощи, принимает ванну, ухаживаем за животными)
Физминутка
Рыбки весело ныряют плавательные движения руками
В чистой свеженькой воде
То сомкнутся, сомкнуть руки у груди
Разомкнутся, развести руки от груди
То зароются в песке. руки согнуты в локтях перед
грудью, круговые движения
Слайд 16
Вода еще используется в промышленности.


На нашей планете много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Люди моют машины в прудах, реках. При мытье посуды и стирке, используют стиральные порошки, жидкость для мытья посуды, от этого происходит загрязнение воды. Мы не только используем воду, но и загрязняем ее. В ней находится много ядовитых кислот, солей, моющих веществ. Это приводит к загрязнению воды в окружающей среде. От этого гибнет много растений, животных. Гибнет природа. Наша планета просит помощи.
Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства.


Затем предложить провести очистку воды по группам.
Эксперимент: 5 мин
2 банки – предложить сравнить в них воду:
- Одинаковая ли вода?
- Чем отличается вода?
Для уточнения проводим опыт.
Опускаем часть мелких предметов в банку с чистой водой, другую часть в банку с мутной, грязной водой.
- В какой банке предметы видны? ( В той банке, где вода чистая, а в той банке, где вода мутная, их не видно).
Вывод: Чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода – не прозрачная.
Предложить провести опыт по очистке воды:
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.


Для того чтобы мы могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря.
Уже сегодня мы с вами можем экономить воду.
• Помыли руки и лицо, закройте кран.
• На трубы нужно ставить приборы учета расходования воды.
• Можно собирать дождевую воду для полива растений.
• После пикников на природе, убирать мусор.
• Участвовать в акциях по охране окружающей среды.

Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, в океане
И в водоворотном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Н. Рыжовой

Читайте также: