Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Развивающие задачи: развивать навыки проведения опытов, умения анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Развивать у дошкольников мышление, внимание, речь-рассуждение, речь-доказательство.

Воспитывающие задачи: обратить внимание детей на проблему загрязнения воздуха. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающей среде. Продолжать воспитывать навыки этикета, взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Ход:

Здравствуйте, ребята! Вы любите удивляться? А чему вы удивляетесь? Сегодня я хочу вас удивить.

Постановка проблемы:

Ребята, почему вода не вылилась из ведра? (Выдвижение гипотезы детьми). Что удерживает воду в ведре? Что не дает воде пролиться? (Дать посмотреть ведро с водой, обратить внимание на количество воды в ведре.) Что есть ещё в ведре, помимо воды?

Воспитатель: А что воздух может быть таким сильным, что удерживает воду в ведре, не дает ей пролиться? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как вы считаете, что такое воздух? (Ответы детей.) Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его. Как вы думаете, где есть воздух? Воздух повсюду: на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух. Какой он? (Ответы детей.) Предлагаю это выяснить в нашей лаборатории.

Дети подходят к столу

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к изучению воздуха, вспомним правила поведения в лаборатории:

- не толкай соседа во время работы;

- сначала посмотри, потом повтори;

-поработал - положи на место;

Воспитатель: Итак, приступим!

Воспитатель: Возьмите камень в руки. Он какой? Постучите им по столу.

Воспитатель: Водой мы можем постучать?

Воспитатель: А что она может делать? Какая вода? (Жидкая, может переливаться, течь.)

Воспитатель: Воздухом можно постучать, можно его потрогать? А перелить?

Воспитатель: Совершенно верно. Воздух имеет газообразное состояние. Воздух – это газ. И у этого газа есть свои свойства.

Воспитатель: Мы можем увидеть воздух? Почему? (Воздух прозрачный.)

Выкладываются на мольберте карточки со свойствами воздуха

Воспитатель: Какого цвета воздух? (Воздух бесцветный.)

Воспитатель: Вдохните воздух носом… Чем пахнет воздух? (Ничем. У воздуха нет запаха.)

Воспитатель: А теперь вдохните воздух ртом… .Какой вкус у воздуха? (У воздуха нет вкуса.)

Воспитатель: Какую форму имеет воздух? Обратите внимание на наши воздушные шарики (Воздух принимает форму тела, в котором он находится.)

Воспитатель: Воздух мы можем почувствовать, возьмите веер и помашите им. Что вы чувствуете? Мы пошевелили воздух и почувствовали кожей ветерок. Какой он? (Прохладный.)

Воспитатель: Как вы думаете, а воздух может быть сильным? (Ответы детей.) Возьмите в руки белую бумагу и подуйте на нее. Что происходит с бумагой? (Она шевелится.) А что ее шевелит? (Ветер, воздух.) Значит, у воздуха есть сила? (Да.)

Воспитатель: Так что же удерживало воду в ведре, когда я вращала ведром с водой? Что это за сила? (Воздух.)

Воспитатель: А зачем нам нужен воздух?

Дети: Воздухом дышат люди, растения, животные – все живые организмы.

Воспитатель: У воздуха осталось еще много секретов, вы хотите их узнать?

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что у воздуха есть сила, а есть ли у него вес? Ребята, как вы думаете? (Предположения детей.)

Воспитатель: Что произошло? В какую сторону весы отклонились? Почему? Что находится внутри надутого шара? (Воздух.)

Дети самостоятельно выполняют опыт по взвешиванию надутого и ненадутого шаров.

Воспитатель: Ребята, что у вас показывает стрелка весов? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Воздух имеет вес.)

Воспитатель: Ребята, а как вы обычно надуваете воздушный шар? (Ответы детей.)

Воспитатель: Сейчас я покажу, как можно надувать шар по - другому?

Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой. Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

Воспитатель: Почему так происходит? Как вы думаете? (Ответы детей.) Воздух при нагревании расширяется, ему становится тесно в бутылке, и он перемещается в шарик.

Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом. Воспитатель: Что происходит с шаром сейчас?

Дети: Шар сдувается.

Воспитатель: Почему сдулся шар? (ответы детей)

Воспитатель: Воздух в бутылке охлаждается и сжимается и весь воздух, который был в шарике, возвращается обратно в бутылку, и шарик сдувается. Почему так происходит? (Ответы детей.)

Воспитатель: Воздух как любое вещество или предмет состоит из множества маленьких частичек. Представьте, что это маленькие человечки, т. к. воздух – это газ, то человечки очень подвижны, любят бегать прыгать и не держатся за руки.

Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Воспитатель: Свойство воздуха расширяться при нагревании используется при образовании ветра. Это свойство мы с вами можем увидеть в следующем опыте.

Воспитатель: Почему она крутится? (Ответы детей.)

Воспитатель: Потому что, она висит над обогревателем, и теплый воздух, поднимаясь вверх, ее раскручивает. Вот так же в природе образуется ветер. Солнце греет землю, а от земли нагревается воздух и мощные нагретые воздушные массы устремляются вверх, образуя ветер. Ветер – это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может не только удержать воду в ведре, но и двигать по морю большие корабли, надувая паруса.

Воспитатель: Итак, ребята, что сегодня мы узнали про воздух (что это, какие свойства у него есть? Для чего нужен воздух? Предлагаю посмотреть небольшой фильм.

Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что воздух нужен для дыхания всем, кто относится к живой природе. (Слайд № 2). Как ещё человек использует воздух? (Ответы детей., (Слайд № 3). (Чтобы передвигаться на воздушном транспорте, прыгать с парашюта, плавать на яхте.) Ещё воздух помогает звучать музыкальным инструментам, которые относятся к какой группе? (Слайд № 4). Можем ли мы использовать воздух в своих играх? (Слайд № 5). Иногда люди загрязняют воздух. Что может загрязнять воздух? (Слайд № 6.) Вы знаете, что нужно делать, чтобы воздух в помещении и на улице был чище? (Слайд №7.)

Воспитатель: Что нового сегодня на занятии вы узнали? Где это нам может пригодиться? Спасибо вам за работу.

Воспитатель дифференцированно оценивает работу детей на непосредственной образовательной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Биология. 6 класс. Дата ____________

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Формирование представлений учащихся о расширении воздуха при нагревании и сжатии его при охлаждении.

1. Дать представление о расширении воздуха при нагревании и сжатии его при охлаждении, продемонстрировать сжатие и расширение воздуха; развитие умения отвечать на вопросы полными ответами.

2. Корригировать внимание, память и наглядно-образное мышление; развивать мыслительные процессы (синтез, анализ), через демонстрацию опыта.

3. Способствовать развитию интереса к предмету.

Оборудование:

учебник, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь.

I. Организационный момент.

1. Контроль за готовностью класса к уроку.

2. Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.

3. Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

* Учитель перечисляет знания и умения, которые учащиеся получат в ходе урока.

II. Проверка домашнего задания.

* Рассказать, как люди используют плохую теплопроводность воздуха для сохранения тепла в доме.

* Объяснить своими словами, почему растения, укрытые зимой пушистым снегом, не замерзают.

- Что такое теплопроводность?

- Как доказать, что воздух плохо проводит тепло?

- Почему северные звери и птицы зимой не замерзают?

III группа – участие во фронтальной беседе по мере возможности.

3. Выставление оценок.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

* Рассказ учителя сопровождается обращением к иллюстрациям учебника и электронной презентации.

2. Демонстрация опытов.

* Рассмотреть на рис. 47, опыт №1: расширение воздуха при нагревании.

* Рассмотреть на рис. 48, опыт №2: сжатие воздуха при охлаждении.

3. Динамическая пауза.

4. Чтение текста по абзацам, анализ прочитанного по вопросам .

- Что происходит с воздухом при нагревании?

- Что происходит с воздухом при охлаждении?

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности, чтение отрывка из текста по заданию учителя.

5. Задания учебника.

* Рассказать, как убедиться в том, что воздух при нагревании расширяется.

* Рассказать, как убедиться в том, что воздух при охлаждении сжимается.

III группа – участие в работе по мере возможности, чтение отрывка из текста по заданию учителя.

6. Гимнастика для глаз.

III группа – рассмотреть иллюстрации, устно объяснить, что они означают.

1. Выставление оценок.

- Что происходит с воздухом при нагревании?

- Что происходит с воздухом при охлаждении?

V. Домашнее задание.

III группа – стр. 66-67, читать.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 515 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.10.2021 146
  • DOCX 22.5 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рафейчик Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении.

Цель: дать представление о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.

коррекционно – образовательные: повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.

коррекционно – развивающие: развитие связной речи, обогащение словаря новыми понятиями, формирование умений делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

воспитательные: повышение познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Оборудование: лабораторное оборудование: колбы, трубочки, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

а). Фронтальный опрос:

- Что такое воздух?

- Какими свойствами обладает воздух?

- Что такое упругость?

- Расскажите, как доказать, что воздух сжимаем и упруг?

- Где человек использует свойство упругости воздуха?

- Что такое теплопроводность?

- Как доказать что воздух плохо проводит тепло?

- Расскажите, как люди используют плохую теплопроводность воздуха для сохранения тепла?

- Почему звери и птицы зимой не замерзают?

- Почему растения, укрытые пушистым снегом не замерзают?

hello_html_79bf7053.jpg

3. Актуализация знаний учащихся по теме урока?

Вы уже знаете, что происходит с водой при нагревании и при охлаждении? А происходят ли такие явления у воздуха? (ответы детей)

- Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении (отметить, что только при охлаждении).

Тема: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

5. Объяснение нового материала.

Рассказ учителя с демонстрацией опытов.

а) Что происходит с воздухом при нагревании

Учащиеся по ходу демонстрации опытов делают записи.

Словарная работа:

К онец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками. Скоро заметили, что из трубочки начали выходить пузырьки воздуха. Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.

Вывод: воздух при нагревании расширяется.

hello_html_m77a012b0.jpg

Свойство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шары.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

- А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.

- Словарная работа:

hello_html_m2ce6271a.jpg

Положили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой. Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней. Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.

Вывод: воздух при охлаждении сжимается.

Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Мы знакомимся со свойствами воздуха при нагревании и охлаждении.

Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.

Объяснение проведения опыта

Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.

Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.

hello_html_6b7b4005.jpg

Первичное закрепление и коррегирование знаний.

Работа с учебником.

Чтение по цепочке стр. 68 - 69.

6. Закрепление изученного материала

1. Фронтальный опрос

Что происходит с воздухом при нагревании?

Что происходит с воздухом при охлаждении?

Расскажите как доказать, что воздух при нагревании расширяется?

Расскажите как доказать, что воздух при охлаждении сжимается?

7. Подведение итогов урока. Оценка.

- Какую тему изучали на уроке?

- Что вам запомнилось?

Оценить работоспособность учащихся.

8. Домашнее задание.

1 гр. стр. 68 - 69, читать, пересказывать.

Д/п. стр. 68 - 69, читать, отвечать на вопросы.

Краткое описание документа:

Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении.

Цель: дать представление о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.

коррекционно – образовательные: повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.

коррекционно – развивающие : развитие связной речи, обогащение словаря новыми понятиями, формирование умений делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

воспитательные: повышение познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Оборудование: лабораторное оборудование: колбы, трубочки, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 515 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 17.02.2015 6548
  • DOCX 163.5 кбайт
  • 120 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шереметьева Татьяна Аркадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Изменение объема воздуха при нагревании и охлаждении. Использование этих свойств воздуха человеком.

Практическая работа: обнаружение воздуха в окружающем пространстве, твердом теле, воде.

Закреплять знания о свойствах воздуха (прозрачный, бесцветный, сжимается, обладает упругостью, плохо проводит тепло);

Формировать представления о свойстве воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении;

3.Развивать связную речь, обогащать словарь новыми понятиями, умения устанавливать причинно – следственные связи;

4.Воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: лабораторное оборудование: колбы, трубочки, карточки с заданиями.

Организационная часть

- настрой на предстоящую работу

-К какому уроку подготовились?

II. Основная часть

Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания.

а). Фронтальный опрос:

- Что такое воздух?

- Какими свойствами обладает воздух?

- Что такое упругость?

- Расскажите, как доказать, что воздух сжимаем и упруг?

- Где человек использует свойство упругости воздуха?

- Почему звери и птицы зимой не замерзают?

- Почему растения, укрытые пушистым снегом, не замерзают?










А какие вы еще знаете свойства воздуха?

Давайте заполним схему.








БЕСЦВЕТЕН И ПРОЗРАЧЕН

ЗАНИМАЕТ МЕСТО



ПЛОХО ПРОВОДИТ ТЕПЛО

МОЖНО СЖАТЬ
УПРУГИЙ



Почему одна ячейка осталась пустая, как вы думаете?
Мы сегодня с вами и познакомимся с новым свойством воздуха.

С помощью каких опытов мы можем узнать эти свойства воздуха?

-Взмахнем листом, что чувствуем? Движение воздуха.

-Вы меня видите? Значит воздух прозрачный.

-А мы его замечаем? (невидимый, бесцветный)

-Надуем шарик, он наполнился воздухом, стал выпуклым, в нем воздух – он занимает место.

-Возьмем стакан с водой, можем налить в него воду? (занимает место)

-Возьмем ластик, сгибаем ее и разгибаем – можно сжать,

-Сожмем резиновый мячик, мы сжимаем воздух, который в нем, воздух можно сжать.

-Опыт с водой, вода в закрытом стакане остывает медленно, так как создается воздушная прослойка.

-Подуть в трубочку.

- Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.

Тема: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Рассказ учителя с демонстрацией опытов.

а) Что происходит с воздухом при нагревании

Словарная работа:


Ко нец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками. Скоро заметили, что из трубочки начали выходить пузырьки воздуха. Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.

Вывод: воздух при нагревании расширяется.

- А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.

- Словарная работа:


О ХЛАЖДЕНИЕ

Положили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой. Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней. Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.

Вывод: воздух при охлаждении сжимается.

Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Мы знакомимся со свойствами воздуха при нагревании и охлаждении.

Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.

Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.

Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.


-Как вы думаете, люди могут использовать это свойство?


С войство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шары., или летальный аппарат - аэростат.

(Демонстрация изображения)

Также, и с воздушными шарами.

Давайте прочитаем параграф 39, открывайте стр.136

-в комнате, которой тепло – шары лопнули – т.к. воздух в них нагрелся, расширился и шары лопнули.

Таким образом, при повышении температуры воздух занимает больше места, его объем увеличивается; при понижении – объем уменьшается.

Работа в тетради
-открываем, записываем дату, тему урока.
Записываем с красной строки свойство, с которым мы сегодня познакомились.
И по пунктам распишем:


Урок сформирует у учащихся представления о том, что теплый воздух легче холодного, поможет закрепить знания о свойствах воздуха, дать понятие о том, как движется теплый и холодный воздух.

Описание разработки

Цель: формирование у учащихся представления о том, что теплый воздух легче холодного;

Задачи: образовательные: - закрепить знания о свойствах воздуха, дать понятие о том, как движется теплый и холодный воздух; какое значение имеет ветер в природе; как люди используют свойства воздуха;

- коррекционные: развитие устной речи учащихся, организация самостоятельной работы, развитие наблюдательности, познавательной активности; коррекция произвольного внимания (записи в тетрадях, наблюдения); развитие умения делать выводы; формирование умения анализировать (работа с карточками);

- воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию школьников; применение полученных знаний в быту, в жизни.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный – рассказ, беседа, частично-поисковый; наглядный; практический.

Методические приемы: практическая деятельность, работа с текстом, с карточками, работа в тетрадях, с таблицей.

Виды деятельности детей: самостоятельная, коллективная.

Ход урока:

I. Организация начала урока:

Проверка готовности учащихся к уроку.

Добрый день, ребята. Сегодня урок необычный, потому что к нам пришли гости

На уроках естествознания мы проникаем в тайны природных явлений, объясняем их и задаем себе новые вопросы.

– Какой главный вопрос мы будем обсуждать сегодня?

– Пока секрет. Но ребята, я думаю, вы догадаетесь. На столе стоит ящик, внутри него находится то, что о чем сегодня пойдет речь.

– Чтобы легче было отгадать содержимое ящика, ребята могут задать нам вопросы. Можем подсказать, что это знакомо абсолютно всем, это часть природы. Пожалуйста, задавайте вопросы.

Дети задают наводящие вопросы. Приглашается один ученик для открытия ящика.

- Прошу открыть ящик. Что же там? Ничего нет! Совсем ничего? (Слайд )

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Карточка № 1. Допишите предложение и запомните свойства воздуха.

Один ученик зачитывает свой ответ. Остальные проверяют, исправляют отвечающего, если он допустил ошибку.

Работа по карточкам № 2. Где будет находиться вода в газоотводной трубке, если колбу нагреть. А если охладить?

Молодцы, ребята! С этими заданиями вы справились.

III. Введение в тему

Сегодня на уроке мы с вами выясним еще одно свойство воздуха, как происходит движение теплого и холодного воздуха, что такое ветер, как образуется, какое значение имеет ветер в природе и жизни человека.

Проделаем следующие опыты (демонстрация на столе учителя).

1 опыт: Подвесить на одно плечо весов колбу, а на другое плечо- чашку весов. Положить на чашку такой груз, чтобы колба и чашка с грузом были уравновешены. Поместить под колбу зажженную спиртовку.

При проведении опыта было видно, что пустая колба, которую уравновесили на весах с грузом, при нагревании поднялась вверх, а чашка с грузом опустилась вниз. Когда погасили спиртовку, то через некоторое время колба и чашка с грузом уравновесились.

Вывод детей: Теплый воздух поднимается вверх, потому что он легче холодного воздуха.

2 опыт: Зажжем свечу и поставим ее на подставку на стол. Поместим ее в ламповое стекло, под которое подложим брусочки. Подержите над ламповым стеклом руку. Что вы чувствуете при этом?

Читайте также: