Перелітні птахи конспект заняття старша група

Обновлено: 07.07.2024

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Развитие двигательной активности.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Дети: 11 октября, вторник.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?

Дети: Да.

Бор дремучий шумит и гудит,

Ветер листья с деревьев крутит,

Частым дождичком сеет в окно;

Хоть и день, а в избе уж темно.

Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Сладок будет под солнцем приют

В теплых рощах, что вечно цветут.

Здесь все вянет! Живые в поход.

Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.

Воспитатель: А. Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите какие.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.

Воспитатель: Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?

Дети: Возвращаются к нам весной.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.

Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Ребята как нужно относиться к птицам?

Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)

Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?

Дети: Гусь.

Воспитатель: Гусь это какая птица?

Дети: Перелетная.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур сделана птица?

Дети: Треугольники, квадраты.

Воспитатель: А из каких цветов?

Дети: Красный, желтый.

Воспитатель: Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?

Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.

Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?

Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.

Воспитатель: Какие из них перелетные?

Дети: Уточки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.

Аист большой, а соловей …. (маленький)

У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)

У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые?

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети: Белые и черные.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?

Дети: Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)

1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Материал к занятию

Ход занятия

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

— Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше? (летом)

Почему? (и зимующие, и перелетные)

Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

В какое время года они возвращаются? (весной)

Запели первые ручьи,

А на полях кричат грачи.

Поочередное загибание пальцев на каждое слово

Хлопки на каждое слово

Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям

Ритмичные хлопки на каждое слово

В: Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

Пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами

В. : Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

Беседа о птицах

Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)

Чем он питается? (мелкими грызунами)

Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)

Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

В. : Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?

Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

П. : Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

В. : Кто Вы такой?

П. : Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

П. : Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

Д. : Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

П. : Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.

Д. : Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

П. : Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.

П. : Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)

какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)

какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)

что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)

что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)

что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)

что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)

где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)

где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

П. : А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

Повторить игру два раза.

В. : Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.

Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

голова. Рисуют в воздухе руками круг

В. : Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

Работа в тетради

Во время работы детей повторить гигиенические правила письма.

В. : Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

В. : Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.





  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах

Образование существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Согласование числительных с существительными.

Образование существительных, названий птенцов перелётных птиц, при помощи суффиксов.

Понимание значения предлогов и практическое употребление их в речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия и памяти.

Развитие логического мышления, творческого воображения.

Развитие мелкой и общей моторики.

Составление сложноподчинённых предложений с умением устанавливать причинно-следственные связи.

Обучение ориентировке в пространстве.

Развитие дыхания и зрительная гимнастика.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения проявлять инициативу и самостоятельность.

Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия

Организационный момент

Эмоциональный настрой на занятие

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали,

И друг друга мы обняли,

Отошли и поклонились.

- Посмотрите, какая высокая получилась Гора Дружбы, и какая крепкая наша дружба. С такими друзьями, как вы, любое дело по плечу, а это нам сегодня пригодится.

- Вы готовы занимать?

Дети: Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!

Основная часть Слайд 2 (Попугай Кеша, звуковое письмо от него)

- Дети, вы согласны помочь птицам вернуться?

- Скажите, о ком сегодня расскажем пиратам? (о перелётных птицах)

- Почему их называют перелётными? ( осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются).

2. Пират (1 задание) Слайд 3

Слайд 4

Живёт в доме, но не человек,

Поёт песни, но не певец,

Подражает разным звукам, но не артист,

Охраняет деревья в саду, но не садовник,

Пернатый, но не галка,

Чёрный, но не грач. (скворец)

Чёрный, как уголь,

Большой, как ворона,

Ходит важно, как индюк,

Дружит, как наши дети,

Уничтожает вредных насекомых, как дятел,

Громко кричит, как мальчики во время игры. (грач)

Полосатая, но не зебра,

Серая, но не голубь,

Длиннохвостая, но не сорока,

Лесная, но не сова,

Считает, но не математик,

Детишек не высиживает, но не черепаха. (кукушка)

3.Пират (2 задание) Слайд 5 (слайд 3)

- Это волшебный остров, на котором живут все птицы. На одной половине острова живут зимующие птицы, а на другой – перелётные.

- Расселите их правильно. Слайд 6

4. Зрительная гимнастика Слайд 7

- Последите за полётом птички, которая радуется солнцу.

5 . Пират (3 задание) Слайд 8 (слайд 3)

скворец - много скворцов

грач - много грачей

кукушка - много кукушек

соловей - много соловьёв

ласточка - много ласточек

стриж – много стрижей

- Давайте немного отдохнём: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.

Птички – невелички . Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают, (Бежать в другую сторону)

Устали не знают.

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю-клю-клю – поклюем, (Встать лицом у круг.)

7. Пират (4 задание) Слайд 10 (слайд 3)

8. Пират (5 задание) Слайд 12 (слайд 3)

у грача… (грачата)

у скворца…. (скворчата)

у дрозда… (дроздята)

у стрижа… (стрижата)

у журавля…. (журавлята)

у кукушки…. (кукушата)

Пой-ка, подпевай-ка, ( Сжимать и разжимать в правой руке Восемь птичек — стайка. массажный шарик)

Все известны для детей:

Это птичка - соловей, (поглаживание пальцев массажным

Эта птичка - скворушка, шариком на каждую строчку)

Это птичка - коростель,

Это птичка — свиристель,

Это — зяблик, это — стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну, а это - злой орлан.

Птички, птички, по домам! (Сжимать и разжимать массажный шарик в левой руке)

10. Пират (6 задание) Слайд 14 (слайд 3)

- Пираты могут сделать то, что в природе делать нельзя! Они могут навредить птицам и людям.

- Расскажем по таблице об охране птиц, о том, что нельзя делать и почему.

hello_html_m585e00ff.jpg

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

12. Пират Слайд 17 (слайд 3)

- Вы выполнили задания пиратов, и очень интересно рассказывали о перелётных птицах. За это они отпускают перелётных птиц, а вам раскроют тайну, где спрятан клад.

13. Записка Слайд 18

hello_html_md224c9b.jpg

14. Слайд 19 ( Летят птицы, звучит их пение и щебет)

- Дети что вы слышите? (пение и щебет птиц)

Это возвращаются к нам перелётные птицы. Они благодарны вам за доброту и отзывчивость, готовность прийти к ним на помощь.

- Дети, вы сегодня очень хорошо поработали, правильно и интересно отвечали.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 666 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.03.2018 1942
  • DOCX 92.4 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пугачева Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).

- согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки)

- образование сложных слов (остроклювый, длинноногий)

Развитие связной речи.

Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

Развитие общей и мелкой моторики.

Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Воспитание любви к животному миру.

Вызвать интерес к занятиям.

Пособия и материалы: изображение перелетных птиц, игрушка скворец, осенние листья.

Ход занятия

Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.

Труд людей он уважает

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто?

Ребята, сейчас у нас какое время года? (Осень) Кто мне скажет, что происходит осенью в природе? (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные). А почему эти птицы улетают осенью, а возвращаются весной обратно? (осенью птицам становится нечего кушать, все насекомые прячутся и засыпают, а весной они снова появляются и птицы летят обратно в родные края, чтобы вывести птенцов).

Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее?

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Этот старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

Во дворце певец

Назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)

У каждой птицы оперение разного окраса.

Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.

Журавль большой, а соловей…маленький.

Лебедь белый, а грач…. черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.

Давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в игру.

У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.

Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.

У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

Настало время выполнить упражнения для наших ручек. Вставайте со стульев и повторяйте вслед за мной движения.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Молодцы, присаживайтесь. Давайте еще немного поиграем. Сейчас мы с вами будем считать птиц.

Одна ласточка, две ласточки три ласточки, четыре ласточки, пять ласточек. И т.д. Молодцы!

Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом? (Лесной певец - соловей)

Составим рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица?

2. Почему их так называют?

3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Соловей - это перелётная птичка. Соловей маленький, серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла, длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище - гнездо.

Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой дороги.

Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего?

Читайте также: