Конспект занятия по естествознанию размножение растений

Обновлено: 02.07.2024

Цель: сформировать у детей понятие о вегетативном размножении растений, т. е. размножении без семян с помощью побегов, луковиц, корневищ.

• закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений;

• расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

• воспитывать интерес к уходу за растениями, расширять кругозор

• развивать логическое мышление, умение анализировать;

• обобщать с помощью наглядно-практического метода – моделирования.

Комнатные растения, посадочный материал, плошки с землёй, палочки, лейка с водой, клеёнки, целлофан, карточки – модели, игровые персонажи – Гном Вильгельм и божья коровка.

• Уход за комнатными растениями;

• Подготовка посадочного материала.

Ход НОД

Гном Вильгельм. Ребята, сегодня я пришел к вам не один. Отгадайте, кто будет мне сегодня помогать. Загадываю загадку:

На ней чёрные круги,

С каждой стороны по три ноги.

Дети. Божья коровка.

Воспитатель: Правильно! Божья коровка. К какому классу животных относиться божья коровка?

Воспитатель. Ребята, божья коровка спит. Как вы думаете - почему? будите её. Почему она спит?

Дети. Зимой божья коровка засыпает. Как и все насекомые прячется под кору деревьев, в трещины домов, под камешки.

Божья коровка: (просыпается) где это я?

Дети: Божья коровка, ты в детском саду.

Божья коровка: Здравствуйте, дети! Сейчас ранняя весна, на улице еще нет ни травы, ни цветов, но есть растения, которые радуют нас своей зеленью, когда на улице холодно и лежит снег. Это комнатные растения. Почему эти растения так называют? Есть у вас в группе комнатные растения. Какие?

Воспитатель помогает отвечать детям наводящими вопросами.

Дети. Комнатными называются растения, которые выращивает человек, в своём доме, заботится о них, а растения в свою очередь приносят человеку пользу:

-чтобы было красиво и уютно;

-чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;

-растения поддерживает влажность воздуха в помещении;

-растения лечат людей;

-растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);

-чтобы наблюдать и ухаживать за ними.

Божья коровка. Какие в вашей группе есть комнатные растения?

Божья коровка: Ой, порадовали вы меня! А знаете ли вы, из каких частей состоит растение?

(Дети по моделям строения растений называют части растений) .

Божья коровка: А для чего растению нужны корень, стебель, лист, цветок, плод, семя?

(Дети объясняют по моделям значение частей растений).

Божья коровка: ребята, а что нужно, чтобы растения хорошо росли?

Дети называют правила ухода за комнатными растениями.

Правила ухода за комнатными растениями

1. Растения нужно держать в тёплых помещениях, так как большинство из них прибыли к нам из далёких стран, где не бывает холодной зимы.

2. Поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.

3. Летом растения поливают каждый день, зимой реже, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Поливать надо из лейки, сбоку.

4. Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.

5. После долгой зимы вносить удобрения.

6. Оберегать растения от вредителей.

Воспитатель. Ребята, давайте немного отдохнем.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

Да головкой покачай –

Утром солнышко встречай

Стебель наклони слегка–

Вот и зарядка для цветка

А теперь водой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовый все

Вот какие красивые цветы.

Божья коровка: Теперь я поняла, что нужно растениям, чтобы они были такие красивые, как у вас в группе. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о комнатных растениях.

Воспитатель. Ребята, как сделать так, чтобы комнатных растений стало в нашей группе еще больше?

Дети. Посадить еще много растений!

Воспитатель. Как мы можем это сделать? Как размножаются растения?

Дети. Можно посеять семена.

Воспитатель. Правильно, ребята. но у многих комнатных растений, например, у фиалки очень мелкие семена, их трудно посадить. А у некоторых растений, например, у алоэ в домашних условиях семена не вызревают. Как на быть?

Божья коровка. Я научу вас как можно размножать растения без семян. Способ размножения растения частями называется вегетативным. Именно этим способом и размножают комнатные растения.

Воспитатель. Ребята, неделю назад я срезала небольшой побег, часть стебля с листьями, с традесканции (колеуса). Что с ним произошло?

Дети. На побеге появились маленькие корешки.

Воспитатель. Правильно. Мы посадим это побег с корешками а плошку с почвой. Посмотрите, какой еще я приготовила посадочный материал..

• Стеблевыми черенками (бальзамин, традесканция, бегония) .

• Листовыми черенками (фиалка, бегония сансевьера) .

• Делением куста (аспарагус, аспидистра) .

• Отпрысками (усы у камнеломки, хлорофитум)

• Луковицами (амариллис, амазонская лилия) .

Сейчас мы с вами будем пересаживать комнатные растения. Мы приготовили заранее посадочный материал (бальзамин, хлорофитум, листья фиалки ит. д., предлагаю вам посадить растения по видам вегетативного размножения.

Дети выполняют работу, после чего плошки выставляют в специальный ящик. Ящик накрывается полиэтиленовой плёнкой для поддержания влажного микроклимата, чтобы черенки не погибли от высыхания.

Воспитатель Гном Вильгельм, Божья коровка, сегодня ребята сделали большое дело. Они посадили новые растения, за которыми будут ухаживать, наблюдать за их ростом и развитием, и будет в группе у нас ещё красивее.

Как называется способ размножения частями растения? Какие способы вегетативного размножения вы знаете?

Божья коровка: Спасибо вам ребята, не забывайте правильно ухаживать за комнатными растениями. Пусть цветов в вашей группе будет всегда много, и они будут радовать вас своей яркой зелень.

Картотека комнатных растений, уход, полив и размножение ФИКУС Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место,.


Тема: Способы размножения растений. Цель: дать сведения о способах размножения растений (семена, отростки, луко-вицы,клубни.Прививать бережное отношение к растительному миру. Билингвальный компонент: г?л- цветок, жапыра?- лист Словарная работа: размножение, стадия роста, рост

Содержимое разработки

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область: Познание Раздел: Естествознание

Тема: Способы размножения растений. Цель: дать сведения о способах размножения растений (семена, отростки, луко-вицы ,клубни .Прививать бережное отношение к растительному миру. Билингвальный компонент: гүл- цветок, жапырақ- лист Словарная работа: размножение, стадия роста, рост

деятель-ности

Действия педагога

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Дети встают в круг, и воспитатель загадывает загад-ку:

-Пусты поля, мокнет земля

дождь поливает, когда это бывает?

-Поле черн-белым стало, а еще похолодало

мерзнет в поле озимь ржи

что за месяц подскажи

Какой сейчас идет месяц?

- Ой, кажется к нам кто- то пришел!

В группу к детям приходит Незнайка и приносит искус-ственный цветок. Он рассказывает детям, что вырастил красивый цветок, у которого есть стебель, листья, краси-вые цветы.

С интересом слуша-ют воспитателя

Организационно-поисковый

- Ребята, как вы думаете, мог Незнайка вырастить этот цветок? Почему нет? Этот цветок можно назвать растением? Он живой или нет?

Незнайка спорит с ребятами и пытается доказать, что его цветок живой, а дети доказывают ему, что он не живой.

Воспитатель предлагает детям и Незнайке разобраться что такое растение, откуда они берутся и что необхо-димо, чтобы вырастить цветок.

- Растения потому и называются растениями, что они все время растут. Причем растут растения везде вокруг нас. Посмотрите, в группе много комнатных растений. В огороде – растут овощи, в парке – деревья и кустарники.

Инд. ответы: нет не мог, он из пластмассы

Инд.отв: растения – живые существа. Они дышат, питаются, рас-тут, размножаются.)

Соглашаются, проявляют интерес

Вокруг нас окружает растительный мир. Во всех странах, на всех континентах, на всей нашей планете растут растения.Но как же так получается что, растения распространились везде, ведь у них нет ножек. Как так получается, что растет деревце, а потом вдруг рядом вырастает еще одно деревце? Вот об этом мы сегодня и узнаем.

1. (предлагает рассмотреть схему растения)

- Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку. Все расте-ния выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы:

- Вот это корни. Как вы думаете, для чего они нужны растению?

- Через корни растение получает необходимые микро-элементы, вещества и влагу для роста и цветения.

- Это стебель или ствол. Какую функцию он выполняет?

- Конечно- это основа . Ствол, стебель мы можем срав-нить с туловищем человека.

- Это листья. Для чего они нужны?

- Это цветок. Он очень украшает это растение, но это не самая главная его задача. После того как цветок опы-лится, отцветет, на его месте образуется плод с семе-нами. Есть растения, семена которых умеют летать с по-мощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных. Люди также помогают многим растениям пу-тешествовать: они собирают семена в одном месте, а по-садить могут совсем в другом месте. Так вот и путеше-ствуют растения.

- Кроме семян, некоторые растения могут размножаться отростками, т.е. небольшими веточками от главного растения- это комнатные растения. Такой отросток мы поставим в воду, чтобы он пустил корни и тогда мы сможем посадить его в землю. Но есть растения, кото-рые размножаются только луковичками и клубнями- это некоторые садовые и комнатные цветы- тюльпан, нарци-сы, лилии, георгины, картофель. лук.

Физкультминутка “Цветочная зарядка” Говорит цветку цветок: (дети поднимают и опускают руки) “Подними-ка свой листок. Выйди на дорожку (дети шагают на месте, высоко) Да притопни ножкой. Да головкой покачай – (вращение головой) Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка –(наклоны туловища в стороны) Вот зарядка для цветка.

- Молодцы! Все о чем мы с вами говорили называется размножением растений, но что же ещё нужно, чтобы вырос красивый цветок, зацвела яблоня, дала плоды морковка и т.д.?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект Размножение растений.doc

Технологиялық карты оқу жұмыстарын ұйымдастырудың

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Топ / Группа: старшая

Пән/Предмет: Естествознание

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитывать желание принимать участие в посадке и размножении растений, умение заботиться об их росте и развитии.

2.Дамытушылық развивающая: развивать умение соотносить определенное растение с тем или иным природным сообществом; закрепить полученные знания во время работы на экоплощадке;

3.Оқыту- обучающая: д ать детям доступные сведения о семи видах размножения расте­ний (спорами, семенами, луковицами, клубнями, корневищами, усами, де­лением куста); познакомить с наиболее типичными представителями каждого вида; упражнять в различении клубней, луковиц, семян, корневищ, усов;

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающие технологии, игровая технология, активной сенсорно-развивающей среды, гуманно-личностные технологии.

Билингвалдық компонент/ Билингвальный компонент: Өсімдік тұқымнан өсіп шығады – растение прорастает из семян, өсімдік бүршік жарады - появляется росток, жеміс (өнім) – плоды, тұқым – семена, жуашық – луковица, түйін – клубни.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ содержание ОУД.

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент.

Создание игровой ситуации: получаем посылку, а в ней — семена растений: маковая ко­робочка с семенами, стручок фасоли, половинка яблока с семечками, проросший клубень картофеля , семечко ели, колючки лопуха, засушенный ус земляники (клуб­ники).

2. Негізі бөлімі/основная часть.

- Все это — семена и плоды растений, из которых вырастает новое расте­ние. Семя попадает в почву, затем появляется корень, а потом стебель (про­росток).

-Как же размножаются растения?

- Не следует путать семена и плоды. Плод — это своеобразный контей­нер с семенами, в котором они хранятся до поры до времени. (Яблоко, огурец — это плоды.) А потом с помощью плодов семена отправляются в путешествие.

Предлагаю рассмотреть семена и плоды: у стручков (горох, фасоль) плод-лодочка, у анютиных глазок - плод-коробочка, у маленькой лесной травки кислицы с тройчатыми листиками плоды действуют как катапульты: высохнув на солнце, плоды растрескиваются и с силой выбра­сывают семена в разные стороны, а плод бешеного огурца (родина Австралия) взрывается, словно бомба, и семена разлетаются на несколько метров от родительского растения. Головки мака, как миниатюрные солонки, рассыпают свои семена при ма­лейшем дуновении ветра. (Показать, как из солонки высыпается соль, и сравнить ее с маковой коробочкой.)

-Как вы думаете, кто еще помогает размножению растений?

- Еще путешествовать семенам помогают животные. Так, например, крюч­ки репейника и шипы плода лопуха цепляются за шерсть животных, которые разносят их на довольно длительные расстояния. (Продемонстрировать семена репейника и лопуха.)

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай —

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

- А есть растения, у которых нет семян, так как у них никогда не бывает цвет­ков. Нецветущие растения — лишайники, грибы, папорот­ники. (Показать рисунки или живые растения.) Вместо семян у них есть спо­ры.

Угадайте загадку и найдите отгадку среди содержимого посылки.

Под землею птица

А листья на земле.

- Все любят картошку, а видел ли ты, какие у картошки красивые цветы?

- Картофель цветет в основном лиловыми, как сирень, цветами. Но раз­множается не семенами, а клубнями плодами, которые человек употребляет в пищу. Картошку садят в землю, и клубень прорастает наружу, тянет­ся к свету, солнцу.

- В землю, как и картошку, садят луковицы лилии, гладиолуса, нарцис­са, лука-шнитта, у которого появляются из земли зеленые листья-перья и шарообразные фиолетовые цветки. Луковичные растения многолетники, они зиму­ют в почве, и год от года количество луковиц под землей увеличивается. Разделив их, можно получить новые растения.

- Ягодные кустарники (смородина, крыжовник, малина и др.) размножа­ются делением куста, а такие растения, как мята перечная, ирис, пырей ползучий — делением корневища.

3. Қорытынды/итоговая часть.

-Теперь вы знаете, как размножаются растения. И чтобы было красиво на участке, я предлагаю посадить луковицы гладиолусов на клумбе

Ключевые слова: размножение растений, способы размножения, бесполое, половое размножение, вегетативное размножение

Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).

Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы.

Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит.

Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза.

схема поколений растений

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения: стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

Значение вегетативного размножения:

  • Образование дочерних особей, идентичных с материнскими по наследственным признакам
  • Обеспечение быстрого увеличения численности вида и его расселения
  • Получение большого количества посадочного материала
  • Сохранение у потомков ценных наследственных свойств материнской особи (сорта, формы).

бесполое размножение растений

половое размножение растений

Читайте также: