Конспект урока по русскому по теме фонема 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Вступительное слово.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).

-На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

и пробное учебное действие

- Закончите, пожалуйста, фразы, предложенные вам на слайде.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..

Звуки мы …., а буквы …..

В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.

Не обозначают звуков буквы …. .

Шипящие звуки …. .

Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)

Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)

Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)

Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)

- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)

- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):
Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

(слайд )
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!

- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. И какая забавная история может произойти, когда две фонемы попадают не в свои слова.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?
(Это интересно 1)

Расставьте по алфавиту названия российских городов.

Воронеж, Кострома, Калуга, Вятка, Благовещенск, Елец, Брянск, Рязань, Липецк, Тула, Санкт-Петербург, Мурманск, Суздаль, Волгоград, Орёл, Адлер.

(Адлер, Благовещенск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Вятка, Елец, Калуга, Кострома, Липецк, Мурманск, Орел, Рязань, Санкт – Петербург, Суздаль, Тула)

Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Электронный учебник лингвистическая лаборатория 1)

Одинаковые или разные звуки обозначены буквой б в словах?

Добрый, лобзик, бочка, гибель, бронза, бетон, дуб.

- Какой вывод можно сделать?

Неразрывно с фонетикой связан другой раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Что это? (орфография)

– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.

- Что нам необходимо было сделать, чтобы проверить написание слов с пропущенными буквами в этом упражнении?

- Что необходимо будет сделать, если подобрать проверочное слово вы не сможете?

Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики

В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.

В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.

Доска - тоска

В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью.

Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора (электронный учебник, Задание: выполните фонетический разбор выделенных слов.

1. Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 2. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. Сухомлинский) 3. Чувство — огонь, мысль — масло. (В. Белинский) 4. . Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л. Толстой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Цель деятельности учителя

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Вступительное слово.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).

-На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

и пробное учебное действие

- Закончите, пожалуйста, фразы, предложенные вам на слайде.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..

Звуки мы …., а буквы …..

В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.

Не обозначают звуков буквы …. .

Шипящие звуки …. .

Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)

Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)

Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)

Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

Вспоминают анализируют

Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)

- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)

- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):
Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

(слайд )
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!

- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. И какая забавная история может произойти, когда две фонемы попадают не в свои слова.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?
(Это интересно 1)

Расставьте по алфавиту названия российских городов.

Воронеж, Кострома, Калуга, Вятка, Благовещенск, Елец, Брянск, Рязань, Липецк, Тула, Санкт-Петербург, Мурманск, Суздаль, Волгоград, Орёл, Адлер.

(Адлер, Благовещенск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Вятка, Елец, Калуга, Кострома, Липецк, Мурманск, Орел, Рязань, Санкт – Петербург, Суздаль, Тула)

Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Электронный учебник лингвистическая лаборатория 1)

Одинаковые или разные звуки обозначены буквой б в словах?

Добрый, лобзик, бочка, гибель, бронза, бетон, дуб.

- Какой вывод можно сделать?

Неразрывно с фонетикой связан другой раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Что это? (орфография)

– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.

- Что нам необходимо было сделать, чтобы проверить написание слов с пропущенными буквами в этом упражнении?

- Что необходимо будет сделать, если подобрать проверочное слово вы не сможете?

Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики

В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.

В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.

Доска - тоска

ноты -

роль -

дрель -

гонец -

быль –

В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью.

Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора (электронный учебник, Задание: выполните фонетический разбор выделенных слов.

1. Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 2. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. Сухомлинский) 3. Чувство — огонь, мысль — масло. (В. Белинский) 4. . Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л. Толстой)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Звонкие и глухие фонемы.docx

I . Перед вами звуковая запись слова (транскрипция). Расшифруйте, запишите, докажите граф. буквы в корне:

[пр ’ ибл ’ и э жа ′ лас ’ ] _________________________________________

[зъгл ’ и э д ’ э ′ л ’ ис ’ ] __________________________________________

[утап ’ и ′ л ’ и] ______________________________________________

[ув ’ и э да ′ т ’ ] (от засухи) ______________________________________

[фп ’ и э са ′ т ’ ] _______________________________________________

II. Продолжите строку:

Фонемы бывают _______________________________________________

Гласные образуются _______________________________ , их ________ ,

Гласные делятся на _____________________________________________

Согласные образуются __________________________________________

Согласные делятся на ______________________ , ___________________

I . Перед вами звуковая запись слова (транскрипция). Расшифруйте, запишите, докажите граф. буквы в корне:

[пр ’ ибл ’ и э жа ′ лас ’ ] _________________________________________

[зъгл ’ и э д ’ э ′ л ’ ис ’ ] __________________________________________

[утап ’ и ′ л ’ и] ______________________________________________

[ув ’ и э да ′ т ’ ] (от засухи) ______________________________________

[фп ’ и э са ′ т ’ ] _______________________________________________

II. Продолжите строку:

Фонемы бывают _______________________________________________

Гласные образуются _______________________________ , их ________ ,

Гласные делятся на _____________________________________________

Согласные образуются __________________________________________

Согласные делятся на ______________________ , ___________________

I . Перед вами звуковая запись слова (транскрипция). Расшифруйте, запишите, докажите граф. буквы в корне:

[пр ’ ибл ’ и э жа ′ лас ’ ] _________________________________________

[зъгл ’ и э д ’ э ′ л ’ ис ’ ] __________________________________________

[утап ’ и ′ л ’ и] ______________________________________________

[ув ’ и э да ′ т ’ ] (от засухи) ______________________________________

[фп ’ и э са ′ т ’ ] _______________________________________________

II. Продолжите строку:

Фонемы бывают _______________________________________________

Гласные образуются _______________________________ , их ________ ,

Гласные делятся на _____________________________________________

Согласные образуются __________________________________________

Согласные делятся на ______________________ , ___________________

I . Перед вами звуковая запись слова (транскрипция). Расшифруйте, запишите, докажите граф. буквы в корне:

[пр ’ ибл ’ и э жа ′ лас ’ ] _________________________________________

[зъгл ’ и э д ’ э ′ л ’ ис ’ ] __________________________________________

[утап ’ и ′ л ’ и] ______________________________________________

[ув ’ и э да ′ т ’ ] (от засухи) ______________________________________

[фп ’ и э са ′ т ’ ] _______________________________________________

II. Продолжите строку:

Фонемы бывают _______________________________________________

Гласные образуются _______________________________ , их ________ ,

Гласные делятся на _____________________________________________

Согласные образуются __________________________________________

Согласные делятся на ______________________ , ___________________

Выбранный для просмотра документ Звонкие и глухие фонемы.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Звонкие и глухие согласные. Сильная и слабая позиции согласных.

Продолжите строку: Фонетика - ___________________ Фонема - _____________________ Гласные делятся на ___________________ Согласные делятся на _________ , __________ Непарные твердые ________________ Непарные мягкие ___________________ Непарные глухие _____________________ Непарные звонкие _________________ Фонем не имеют _________________ буквы. Звукопись – это _________________ Чередование – _________________

Назовите ряд, в котором все слова состоят из 6 звуков: Простой, грусть, кувшин Цепной, власть, кроткий Клубок, синьор, косьба Тайвань, курорт, просьба 4

Сколько звуков в словах, почему грустный праздник здравствуй капустный солнце звездный Поставьте данные слова в сильную позицию

Найдите пару [п’] – [з] – [ж] – [ф’] – [к’] – [д] – Делай, как я: бумажка [шк] – оглушение просьба [з’б] – озвончение бумажный просить Поставьте данные слова в сильную позицию

Основные правила произношения согласных звуков Перед глухими согласными и на конце слова звонкие согласные заменяются парными глухими. Это называется оглушением: пиро[к] (пирог), [ф]статъ (встать). Перед звонкими согласными глухие заменяются парными звонкими. Это называется озвончением: [з]датъ (сдать), моло[д']ьба (молотьба).

Запишите слова в два столбика: 1) озвончение 2) оглушение Указка Глаз Просьба Сберечь Походка Сдать Режьте Труд Стриж Вписать Встань Диалог Сбросить Просьба Вокзал Вперёд Низ Сбить Подписать Скобки Экзамен

Выучите Звуки-двойняшки – это два стоящих рядом согласных звука, которые произносятся одинаково (озвончаются или оглушаются). Звуки-волшебники – это гласные или сонорные (звонкие непарные) звуки, с помощью которых можно проверить сомнительные согласные.

Запишите слово, поставьте его в сильную позицию гриб - грибы виноград - винограда морковь - морковный ромашка - ромашек рыбка - рыба дождь - дожди

Допиши словечко. У нас общие игрушки, потому что мы __ . Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам _____ . В магазине на прилавке есть иголки и __ . Снег с березы повалился, На Андрюшку комом – хлоп! Из Андрюшки получился Замечательный ______ .

Выбранный для просмотра документ ОК №20 Озвончение и оглушение.docx

ОК №20. Основные правила произношения и написания

согласных звуков.

1. Перед глухими согласными и на конце слова звонкие согласные заменяются парными глухими. Это называется оглушением: пиро [ к] (пирог), [ф ] стать (встать).

2. Перед звонкими согласными глухие заменяются парными звонкими. Это называется озвончением: [з ] дать (сдать), моло [д ’ ] ьба (молотьба).

3. Звуки-двойняшки – это два стоящих рядом согласных звука, которые произносятся одинаково (озвончаются или оглушаются): моло [д ’ б] а, тру [пк] а.

4. Звуки-волшебники – это гласные или сонорные (звонкие непарные) звуки, с помощью которых можно проверить сомнительные согласные: моло [д ’ б] а – моло тИ т, тру [пк] а – тру бН ый.

5. В иноязычных по происхождению словах перед Е может произноситься и мягкий согласный, и твёрдый. Чтобы установить правильное произношение, нужно обращаться к орфоэпическому словарю.

Произносится мягкий

Произносится твёрдый

Произносится

как твёрдый, так и мягкий согласный

[т ’ ] екст

к [р ’ ] емы

му [з ’ ] ей

фа [н ’ ] ера

[т ’ ] ермин

а [т] елье

бу [т] ерброд

шо [с] е

майо [н] ез

ло [т ’ ] ерея и ло [т] ерея

прог [р ’ ] есс и прог [р] есс

эксп [р ’ ] есс и эксп [р] есс

ба [с ’ ] ейн и ба [с] ейн

[д ’ ] епо и [д] епо

6. В большинстве слов на месте буквенного сочетания чн произносится [ч ’ н]: серде [ч ’ н] о, кирпи [ч ’н] ый, коне [ч ’ н] ый и т. д. Лишь в немногих словах звучит [шн] или [шн ’ ]: пустя [шн] ый, яи [шн ’ ] ица, ску [шн] о, коне [шн] о , наро [шн] о , скворе [шн ’ ] ик.

7. Буквенное сочетание чт произносится как [шт]: [шт] о (что), [шт ] обы (чтобы).

ОК №20. Основные правила произношения и написания

согласных звуков.

1. Перед глухими согласными и на конце слова звонкие согласные заменяются парными глухими. Это называется оглушением: пиро [ к] (пирог), [ф ] стать (встать).

2. Перед звонкими согласными глухие заменяются парными звонкими. Это называется озвончением: [з ] дать (сдать), моло [д ’ ] ьба (молотьба).

3. Звуки-двойняшки – это два стоящих рядом согласных звука, которые произносятся одинаково (озвончаются или оглушаются): моло [д ’ б] а, тру [пк] а.

4. Звуки-волшебники – это гласные или сонорные (звонкие непарные) звуки, с помощью которых можно проверить сомнительные согласные: моло [д ’ б] а – моло тИ т, тру [пк] а – тру бН ый.

5. В иноязычных по происхождению словах перед Е может произноситься и мягкий согласный, и твёрдый. Чтобы установить правильное произношение, нужно обращаться к орфоэпическому словарю.

Произносится мягкий

Произносится твёрдый

Произносится

как твёрдый, так и мягкий согласный

[т ’ ] екст

к [р ’ ] емы

му [з ’ ] ей

фа [н ’ ] ера

[т ’ ] ермин

а [т] елье

бу [т] ерброд

шо [с] е

майо [н] ез

ло [т ’ ] ерея и ло [т] ерея

прог [р ’ ] есс и прог [р] есс

эксп [р ’ ] есс и эксп [р] есс

ба [с ’ ] ейн и ба [с] ейн

[д ’ ] епо и [д] епо

6. В большинстве слов на месте буквенного сочетания чн произносится [ч ’ н]: серде [ч ’ н] о, кирпи [ч ’н] ый, коне [ч ’ н] ый и т. д. Лишь в немногих словах звучит [шн] или [шн ’ ]: пустя [шн] ый, яи [шн ’ ] ица, ску [шн] о, коне [шн] о , наро [шн] о , скворе [шн ’ ] ик.

7. Буквенное сочетание чт произносится как [шт]: [шт] о (что), [шт ] обы (чтобы).

1 Фонема УРОК В 5 КЛАССЕ

2 Каких звуков в русском языке больше? УИ – ЕОО – АА ПШКН – ЛРМНТВ – СКЗК

3 В русском языке Гласных звуков – 6 Согласных - 36

4 Задание: поиграем со словом СОМ. Замените в слове первый звук. Сколько вы придумаете слов? Дом, ком, лом, ром, том А теперь замените последний звук в слове СОМ. Сок, сор, сон, сов (сова)

5 Поиграем с фонемами Задание: из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть – гость Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

6 Задание: теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Поиграем с фонемами

7 Задание: замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка

8 Метаграмма С буквой Л – в игре в футбол Часто слышим слово…. С Д уж в слове смысл не тот: Мерой стало – просто….

9 Когда я – месяц, то легко дыша, Ты, как и снег, на солнце словно таешь. Коль вместо Т в меня поставишь Ш, То под меня ты бодро зашагаешь Метаграмма

Читайте также: