Конспект урока по русскому по теме фонема 5 класс
Обновлено: 04.07.2024
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;
иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование
Компьютер, интерактивная доска
Наглядно-демонстрационный материал
Основные понятия
Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Вступительное слово.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).
-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).
-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).
-На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
и пробное учебное действие
- Закончите, пожалуйста, фразы, предложенные вам на слайде.
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)
Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)
Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)
Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)
Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3. Выявление места и причины затруднения
Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)
- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)
- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
(слайд )
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!
- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. И какая забавная история может произойти, когда две фонемы попадают не в свои слова.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.
Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки
-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?
(Это интересно 1)
Расставьте по алфавиту названия российских городов.
Воронеж, Кострома, Калуга, Вятка, Благовещенск, Елец, Брянск, Рязань, Липецк, Тула, Санкт-Петербург, Мурманск, Суздаль, Волгоград, Орёл, Адлер.
(Адлер, Благовещенск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Вятка, Елец, Калуга, Кострома, Липецк, Мурманск, Орел, Рязань, Санкт – Петербург, Суздаль, Тула)
Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
(Электронный учебник лингвистическая лаборатория 1)
Одинаковые или разные звуки обозначены буквой б в словах?
Добрый, лобзик, бочка, гибель, бронза, бетон, дуб.
- Какой вывод можно сделать?
Неразрывно с фонетикой связан другой раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Что это? (орфография)
– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.
Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.
- Что нам необходимо было сделать, чтобы проверить написание слов с пропущенными буквами в этом упражнении?
- Что необходимо будет сделать, если подобрать проверочное слово вы не сможете?
Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики
В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью.
Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора (электронный учебник, Задание: выполните фонетический разбор выделенных слов.
1. Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 2. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. Сухомлинский) 3. Чувство — огонь, мысль — масло. (В. Белинский) 4. . Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л. Толстой)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.
Цель деятельности учителя
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;
иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование
Компьютер, интерактивная доска
Наглядно-демонстрационный материал
Основные понятия
Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Вступительное слово.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).
-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).
-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).
-На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
и пробное учебное действие
- Закончите, пожалуйста, фразы, предложенные вам на слайде.
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)
Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)
Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)
Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)
Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
Вспоминают анализируют
Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3. Выявление места и причины затруднения
Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)
- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)
- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
(слайд )
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!
- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. И какая забавная история может произойти, когда две фонемы попадают не в свои слова.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.
Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки
-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?
(Это интересно 1)
Расставьте по алфавиту названия российских городов.
Воронеж, Кострома, Калуга, Вятка, Благовещенск, Елец, Брянск, Рязань, Липецк, Тула, Санкт-Петербург, Мурманск, Суздаль, Волгоград, Орёл, Адлер.
(Адлер, Благовещенск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Вятка, Елец, Калуга, Кострома, Липецк, Мурманск, Орел, Рязань, Санкт – Петербург, Суздаль, Тула)
Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
(Электронный учебник лингвистическая лаборатория 1)
Одинаковые или разные звуки обозначены буквой б в словах?
Добрый, лобзик, бочка, гибель, бронза, бетон, дуб.
- Какой вывод можно сделать?
Неразрывно с фонетикой связан другой раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Что это? (орфография)
– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.
Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.
- Что нам необходимо было сделать, чтобы проверить написание слов с пропущенными буквами в этом упражнении?
- Что необходимо будет сделать, если подобрать проверочное слово вы не сможете?
Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики
В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
ноты -
роль -
дрель -
гонец -
быль –
В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью.
Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора (электронный учебник, Задание: выполните фонетический разбор выделенных слов.
1. Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 2. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. Сухомлинский) 3. Чувство — огонь, мысль — масло. (В. Белинский) 4. . Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л. Толстой)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Звонкие и глухие фонемы.docx
I . Перед вами звуковая запись слова (транскрипция). Расшифруйте, запишите, докажите граф. буквы в корне:
[пр ’ ибл ’ и э жа ′ лас ’ ] _________________________________________
[зъгл ’ и э д ’ э ′ л ’ ис ’ ] __________________________________________
[утап ’ и ′ л ’ и] ______________________________________________
[ув ’ и э да ′ т ’ ] (от засухи) ______________________________________
[фп ’ и э са ′ т ’ ] _______________________________________________
II. Продолжите строку:
Фонемы бывают _______________________________________________
Гласные образуются _______________________________ , их ________ ,
Гласные делятся на _____________________________________________
Согласные образуются __________________________________________
Согласные делятся на ______________________ , ___________________
I . Перед вами звуковая запись слова (транскрипция). Расшифруйте, запишите, докажите граф. буквы в корне:
[пр ’ ибл ’ и э жа ′ лас ’ ] _________________________________________
[зъгл ’ и э д ’ э ′ л ’ ис ’ ] __________________________________________
[утап ’ и ′ л ’ и] ______________________________________________
[ув ’ и э да ′ т ’ ] (от засухи) ______________________________________
[фп ’ и э са ′ т ’ ] _______________________________________________
II. Продолжите строку:
Фонемы бывают _______________________________________________
Гласные образуются _______________________________ , их ________ ,
Гласные делятся на _____________________________________________
Согласные образуются __________________________________________
Согласные делятся на ______________________ , ___________________
I . Перед вами звуковая запись слова (транскрипция). Расшифруйте, запишите, докажите граф. буквы в корне:
[пр ’ ибл ’ и э жа ′ лас ’ ] _________________________________________
[зъгл ’ и э д ’ э ′ л ’ ис ’ ] __________________________________________
[утап ’ и ′ л ’ и] ______________________________________________
[ув ’ и э да ′ т ’ ] (от засухи) ______________________________________
[фп ’ и э са ′ т ’ ] _______________________________________________
II. Продолжите строку:
Фонемы бывают _______________________________________________
Гласные образуются _______________________________ , их ________ ,
Гласные делятся на _____________________________________________
Согласные образуются __________________________________________
Согласные делятся на ______________________ , ___________________
I . Перед вами звуковая запись слова (транскрипция). Расшифруйте, запишите, докажите граф. буквы в корне:
[пр ’ ибл ’ и э жа ′ лас ’ ] _________________________________________
[зъгл ’ и э д ’ э ′ л ’ ис ’ ] __________________________________________
[утап ’ и ′ л ’ и] ______________________________________________
[ув ’ и э да ′ т ’ ] (от засухи) ______________________________________
[фп ’ и э са ′ т ’ ] _______________________________________________
II. Продолжите строку:
Фонемы бывают _______________________________________________
Гласные образуются _______________________________ , их ________ ,
Гласные делятся на _____________________________________________
Согласные образуются __________________________________________
Согласные делятся на ______________________ , ___________________
Выбранный для просмотра документ Звонкие и глухие фонемы.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Звонкие и глухие согласные. Сильная и слабая позиции согласных.
Продолжите строку: Фонетика - ___________________ Фонема - _____________________ Гласные делятся на ___________________ Согласные делятся на _________ , __________ Непарные твердые ________________ Непарные мягкие ___________________ Непарные глухие _____________________ Непарные звонкие _________________ Фонем не имеют _________________ буквы. Звукопись – это _________________ Чередование – _________________
Назовите ряд, в котором все слова состоят из 6 звуков: Простой, грусть, кувшин Цепной, власть, кроткий Клубок, синьор, косьба Тайвань, курорт, просьба 4
Сколько звуков в словах, почему грустный праздник здравствуй капустный солнце звездный Поставьте данные слова в сильную позицию
Найдите пару [п’] – [з] – [ж] – [ф’] – [к’] – [д] – Делай, как я: бумажка [шк] – оглушение просьба [з’б] – озвончение бумажный просить Поставьте данные слова в сильную позицию
Основные правила произношения согласных звуков Перед глухими согласными и на конце слова звонкие согласные заменяются парными глухими. Это называется оглушением: пиро[к] (пирог), [ф]статъ (встать). Перед звонкими согласными глухие заменяются парными звонкими. Это называется озвончением: [з]датъ (сдать), моло[д']ьба (молотьба).
Запишите слова в два столбика: 1) озвончение 2) оглушение Указка Глаз Просьба Сберечь Походка Сдать Режьте Труд Стриж Вписать Встань Диалог Сбросить Просьба Вокзал Вперёд Низ Сбить Подписать Скобки Экзамен
Выучите Звуки-двойняшки – это два стоящих рядом согласных звука, которые произносятся одинаково (озвончаются или оглушаются). Звуки-волшебники – это гласные или сонорные (звонкие непарные) звуки, с помощью которых можно проверить сомнительные согласные.
Запишите слово, поставьте его в сильную позицию гриб - грибы виноград - винограда морковь - морковный ромашка - ромашек рыбка - рыба дождь - дожди
Допиши словечко. У нас общие игрушки, потому что мы __ . Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам _____ . В магазине на прилавке есть иголки и __ . Снег с березы повалился, На Андрюшку комом – хлоп! Из Андрюшки получился Замечательный ______ .
Выбранный для просмотра документ ОК №20 Озвончение и оглушение.docx
ОК №20. Основные правила произношения и написания
согласных звуков.
1. Перед глухими согласными и на конце слова звонкие согласные заменяются парными глухими. Это называется оглушением: пиро [ к] (пирог), [ф ] стать (встать).
2. Перед звонкими согласными глухие заменяются парными звонкими. Это называется озвончением: [з ] дать (сдать), моло [д ’ ] ьба (молотьба).
3. Звуки-двойняшки – это два стоящих рядом согласных звука, которые произносятся одинаково (озвончаются или оглушаются): моло [д ’ б] а, тру [пк] а.
4. Звуки-волшебники – это гласные или сонорные (звонкие непарные) звуки, с помощью которых можно проверить сомнительные согласные: моло [д ’ б] а – моло тИ т, тру [пк] а – тру бН ый.
5. В иноязычных по происхождению словах перед Е может произноситься и мягкий согласный, и твёрдый. Чтобы установить правильное произношение, нужно обращаться к орфоэпическому словарю.
Произносится мягкий
Произносится твёрдый
Произносится
как твёрдый, так и мягкий согласный
[т ’ ] екст
к [р ’ ] емы
му [з ’ ] ей
фа [н ’ ] ера
[т ’ ] ермин
а [т] елье
бу [т] ерброд
шо [с] е
майо [н] ез
ло [т ’ ] ерея и ло [т] ерея
прог [р ’ ] есс и прог [р] есс
эксп [р ’ ] есс и эксп [р] есс
ба [с ’ ] ейн и ба [с] ейн
[д ’ ] епо и [д] епо
6. В большинстве слов на месте буквенного сочетания чн произносится [ч ’ н]: серде [ч ’ н] о, кирпи [ч ’н] ый, коне [ч ’ н] ый и т. д. Лишь в немногих словах звучит [шн] или [шн ’ ]: пустя [шн] ый, яи [шн ’ ] ица, ску [шн] о, коне [шн] о , наро [шн] о , скворе [шн ’ ] ик.
7. Буквенное сочетание чт произносится как [шт]: [шт] о (что), [шт ] обы (чтобы).
ОК №20. Основные правила произношения и написания
согласных звуков.
1. Перед глухими согласными и на конце слова звонкие согласные заменяются парными глухими. Это называется оглушением: пиро [ к] (пирог), [ф ] стать (встать).
2. Перед звонкими согласными глухие заменяются парными звонкими. Это называется озвончением: [з ] дать (сдать), моло [д ’ ] ьба (молотьба).
3. Звуки-двойняшки – это два стоящих рядом согласных звука, которые произносятся одинаково (озвончаются или оглушаются): моло [д ’ б] а, тру [пк] а.
4. Звуки-волшебники – это гласные или сонорные (звонкие непарные) звуки, с помощью которых можно проверить сомнительные согласные: моло [д ’ б] а – моло тИ т, тру [пк] а – тру бН ый.
5. В иноязычных по происхождению словах перед Е может произноситься и мягкий согласный, и твёрдый. Чтобы установить правильное произношение, нужно обращаться к орфоэпическому словарю.
Произносится мягкий
Произносится твёрдый
Произносится
как твёрдый, так и мягкий согласный
[т ’ ] екст
к [р ’ ] емы
му [з ’ ] ей
фа [н ’ ] ера
[т ’ ] ермин
а [т] елье
бу [т] ерброд
шо [с] е
майо [н] ез
ло [т ’ ] ерея и ло [т] ерея
прог [р ’ ] есс и прог [р] есс
эксп [р ’ ] есс и эксп [р] есс
ба [с ’ ] ейн и ба [с] ейн
[д ’ ] епо и [д] епо
6. В большинстве слов на месте буквенного сочетания чн произносится [ч ’ н]: серде [ч ’ н] о, кирпи [ч ’н] ый, коне [ч ’ н] ый и т. д. Лишь в немногих словах звучит [шн] или [шн ’ ]: пустя [шн] ый, яи [шн ’ ] ица, ску [шн] о, коне [шн] о , наро [шн] о , скворе [шн ’ ] ик.
7. Буквенное сочетание чт произносится как [шт]: [шт] о (что), [шт ] обы (чтобы).
1 Фонема УРОК В 5 КЛАССЕ
2 Каких звуков в русском языке больше? УИ – ЕОО – АА ПШКН – ЛРМНТВ – СКЗК
3 В русском языке Гласных звуков – 6 Согласных - 36
4 Задание: поиграем со словом СОМ. Замените в слове первый звук. Сколько вы придумаете слов? Дом, ком, лом, ром, том А теперь замените последний звук в слове СОМ. Сок, сор, сон, сов (сова)
5 Поиграем с фонемами Задание: из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть – гость Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран
6 Задание: теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Поиграем с фонемами
7 Задание: замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка
8 Метаграмма С буквой Л – в игре в футбол Часто слышим слово…. С Д уж в слове смысл не тот: Мерой стало – просто….
9 Когда я – месяц, то легко дыша, Ты, как и снег, на солнце словно таешь. Коль вместо Т в меня поставишь Ш, То под меня ты бодро зашагаешь Метаграмма
Читайте также:
- Конспект речевого развлечения или внеклассного мероприятия
- Буква а конспект урока 1 класс школа россии презентация
- Имя числительное 4 класс конспект урока школа россии презентация
- Откровение вечной красоты застывшая музыка 8 класс конспект урока
- Конспект занятия по конструированию в старшей группе архитектура и дизайн