Конспект занятия по конструированию в старшей группе архитектура и дизайн

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Нерух Лариса Юрьевна

Организация: МБОУ СОШ №32

Населенный пункт: г. Озёрск Челябинская область

Цель: развитие творческих способностей детей: воображения и важнейших качеств мышления, которые формируют креативность через конструктивную деятельность.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием: архитектура.
  • Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.
  • Закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны, решётки и т.п.).
  • Расширять представления детей о профессиях архитектора и строителя.
  • Формировать умение анализировать данные воспитателем условия и на этой основе строить свою практическую деятельность: создание замысла, планирование, отбор и выработка новых способов, контроль.
  • Развивать способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
  • Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии),
  • Развивать образную, инициативную, диалогическую речь воспитанников.

Словарная работа: архитектор, архитектура, строитель, здания, фундамент, чертёж, проект, проектировать, шалаш.

Оборудование:

  • Конструкторы различных модификаций: деревянный, Lego, геометрический плоскостной, пластмассовый разных видов, магнитный
  • Губки разноцветные (3-4 набора)
  • Мозаика геометрическая
  • Картинки сказочных героев (на подгруппу детей - по 1 штуке на ребёнка)
  • Презентация

Ход НОД.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель.

Слайд 2.

Картинка - мастер Архитектор.

В некотором царстве, в некотором государстве одном селе жил – был мастер. И звали его Архитектор. Целыми днями он придумывал и рисовал чертежи будущих домов, проектировал красивые дворцы и замки, планировал не только строительство домов, но и продумывал, где разместить фонари, скамейки, фонтаны.

Слайд 2.

а сам жил в шалаше….ведь строить то, что спроектировал, не умел.

Слайд 3.

Картинка – мастер Строитель.

В другом селе этого царства – государства жил-был другой мастер. И звали его Строитель.

Как выдумаете, ребята, чем он занимался целыми днями?

Ответы детей. Он целыми днями строил дома, дворцы и замки.

Верно, но что самое интересное, в этом селе не было архитекторов и, поэтому дома были все одинаковые и не очень красивые.

Слайд 3.

Картинка – дома одноэтажные.

Однажды царь издал указ провести в столице большую ярмарку, где должны были собраться все мастера для того, чтобы себя показать, да на других посмотреть.

Слайд 4.

Картинка – ярмарка, мастер Архитектор и мастер Строитель.

Наши герои там и встретились. Ребята, (имя ребёнка) и (имя ребёнка), вы становитесь Архитектором и Строителем. Познакомьтесь и расскажите о том, чем вы занимаетесь. И вот какой разговор между ними произошёл…

Ответы детей.

-Здравствуй, меня зовут Архитектор. Целыми днями я придумываю и рисую чертежи будущих домов, проектирую красивые дворцы и замки, планирую не только строительство домов, но и продумываю, где разместить фонари, скамейки, фонтаны. А сам живу в шалаше, потому что строить, то, что придумал, не умею. А ты?

- Здравствуй, меня зовут Строитель. Я целыми днями строю дома, дворцы и замки, а сам живу в некрасивом доме, потому что не умею проектировать.

- А давай работать вместе!

- Давай! Мы такой красивый город построим!

И начали строить! Да ещё какой!

Слайд 5.

Фото необычных домов (3 фото).

Ай, да мастера! Просто сказочные дома! Все здания и строения города (села) называются архитектурой. Каждое здание, село, город имеют свою архитектуру. Как вы думаете, что это значит?

Ответы детей. Все здания разные по величине, цвету, расположению частей, т.е. по архитектуре.

Ребята, скажите, что общего у всех этих архитектурных сооружений?

Ответы детей. Они прочные, красивые, полезные для жителей.

Какие архитектурные элементы есть у всех построек?

Ответы детей. У них есть: фундамент, крыша, стены, окна, двери.

А чем отличаются сооружения друг от друга?

Ответы детей. Колоннами, балконами, решётками, различной формы окнами и дверями, шпилями на крыше.

Абсолютно верно. Тем временем к нашим мастерам потянулись сказочные жители, чтобы Архитектор и Строитель спроектировали и построили им дома.

Попробуйте угадать заказчиков.

Слайд 6.

Избушка на курьих ножках Бабы Яги

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Восточный дворец для Алладина и Жасмин.

Так легко угадали! Видно вы тоже мастерами становитесь! А давайте поможем Архитектору и Строителю построить как можно больше красивых домов для сказочных героев! Каждый из вас станет мастером! И для начала выполним мастерскую разминку!

Слайд 11.

Картинки: чертёж дома, постройки из конструктора

Архитектор строит дом, (согнутые в локтях руки развести в стороны)

Дом многоэтажный, (поднять руки вверх, имитируя крышу)

Строит дом карандашом (водить правой рукой в воздухе, как бы обводя стены)

На листе бумажном. (водить правой рукой в воздухе, как бы обводя крышу)

Получили мы подарки:

Кирпичи бруски и арки. (дети изображают, как выкладывают

Из коробки мы берём, предметы из коробки)

Для героев строим дом.

Строим быстро, строим скоро, (дети садятся на корточки)

Без цемента из раствора. (постепенно выпрямляясь)

Дом растёт все выше, выше, (а потом встают на носки)

Есть карниз, труба и крыша.

Мы строители сейчас! (показать рукой на себя)

Итак, проходите к любому столу!

Дети проходят к столам, на которых лежат: конструктор и изображение сказочного героя. На всех столах разные наборы!

Вот вам разные наборы конструкторов, которые станут основой ваших построек. Вспомните, из какой сказки ваш герой, какие у него были приключения и сказочные обстоятельства! Подумайте и решите, какой вы построите дом для него - по высоте, по оформлению и архитектуре! Приложите все ваше старание и дайте волю воображению! Приступайте!

Слайд 12.

Звучит спокойная музыка. Дети строят здания.

- Архитекторы и строители! Поделитесь с коллегами своим опытом! Расскажите о построенных вами домах для сказочных героев!

Воспитатель с детьми поочерёдно обходит все столы, и дети рассказывают о своих постройках. Коллективное обсуждение.

Слайд 13.

Сказочные герои: Карабас-Барабас, Золушка, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Белоснежка, Морской царь, Кот в сапогах, Снежная королева.

Ребята, вы все молодцы! Сказочные герои вас благодарят за новые, удобные дома. Кем вы сегодня были?

Ответы детей. Мы сегодня были архитекторами и строителями.

А вам понравилось быть архитекторами и строителями? Почему?

Ответы детей.

- Вы сейчас можете поиграть в построенном вами сказочном городе: ходите друг к другу в гости, устраивайте праздники для всех сказочных героев!

Воспитатель : Архитектура – это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки – дома, магазины, дворцы культуры, школы и т.д. А для того чтобы построить дом или любое другое здание, нужно сделать архитектурный проект здания. Давайте откроем наше проектно - конструкторское бюро и начнем работать в нем архитекторами.

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы попали на остров, на котором нам предстоит построить здания, разного назначения. Давайте посмотрим, какие бывают здания?

- Посмотрите на иллюстрации и скажите, что общего у этих зданий?

Ответы детей (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна).

- Чем различаются эти здания?

Ответы детей (арки, колонны, портики, различной формой окон и т.д.).

- Ребята, вы видели, как строят настоящие дома? А кто строит дома?

Я бы строить дом пошел, пусть меня научат.

Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.

Самое главное, чтобы было нарисовано

Здание славное, живое словно.

Это будет перед, называется фасад.

Это каждый разберет-

Это ванна, это сад.

План готов, и вокруг

Сто работ на сотни рук.

На крыше выложили жесть.

И дом готов, и крыша есть.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нем

Удобно и просторно.

- Строители строят все дома по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Эти чертежи называются ПРОЕКТОМ дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. АРХИТЕКТОР- это художник- строитель. Он придумывает, рисует чертежи, где показывает, как выглядит дом с фасада, какие у него боковые и задние стены. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите, как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

- А теперь давайте немного отдохнем.

Мы строителями были.
Вместе домик мастерили.
Вот немножко отдохнем,
Строить мы опять начнем.
Руки в стороны и вниз.
Дружно сели, поднялись.
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко …

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами станем архитекторами и построим свой город.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: Закрепить представления детей об архитектуре, зданиях и сооружениях, о достопримечательностях родного города.

Расширять представления детей о понятиях архитектура; познакомить с профессией архитектор, со значением архитектуры в жизни человека; уточнить знания об особенностях профессии строителя.

Развивать конструктивные способности, воображение, внимание, мелкую моторику, умение проявлять творчество и изобретательность в работе. Развивать речевую активность, активизировать словарь: архитектор, архитектура, строитель.

Методические приемы: показ, объяснение, беседа, игровая ситуация, поощрение.

Формы работы с детьми: коллективная.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Зовут меня Ольга Вячеславовна. Я к вам пришла в гости и надеюсь, что мы весело, интересно и пользой проведем время.

В мире много мест таких

Древних, малых и больших.

Чуть повыше здесь дома

И побольше он села

И людей он полон этот славный… (город) .

2. Основная часть.

(Воспитатель показывает картину с изображением города)

Воспитатель: Внимательно рассмотрите картину и скажите, что на ней изображено?

Воспитатель: Какие дома вы видите на этой картине?

Дети: Высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные.

Воспитатель: Что еще вы видите на картине?

Дети: Дорогу, деревья, людей, машины.

Воспитатель: Подумайте, как можно назвать эту картину одним словом?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что за город изображен на этой картине?

Воспитатель: Как вы думаете, какие здания необходимы в городе, кроме жилых домов?

Дети: Школа, магазин, детский сад, больница, завод…

Воспитатель: А какие достопримечательности нашего города вы знаете?

Воспитатель: А, сейчас ребята, я вас приглашаю в наш маленький кинозал. Сегодня мы увидим самые необычные архитектурные сооружения мира. Всем приятного просмотра!

(Дети и воспитатель садятся перед экраном.

По ходу просмотра обсуждаются особенности этих сооружений)

Воспитатель: Ребята, все, что запечатлено на фотографиях относится к такому виду искусства, как архитектура!

Воспитатель: Вы знаете, что такое архитектура? Это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки – дома, магазины, дворцы культуры, школы.

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: Фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: Дети, вы видели, как строят настоящие дома? А кто строит дома?

Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в маленьких строителей и немного поиграть.

То не град, то не гром,

(Дети встают на носочки, поднимают руки вверх)

Кровельщик на крыше.

Бьет он громко молотком –

(Изображают стук молотком кулачками)

Вся округа слышит.

(Закрывают ладонями уши)

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нем.

(Наклоняются вниз, доставая ладонями пол)

(выполняются движения в соответствии с текстом) .

Раздается где-то стук.

Строят домик для ребят.

Вот с такою крышею!

Вот с такими стенами!

Вот с такими окнами!

Вот с такою дверью!

Вот с таким замком!

Воспитатель: Присаживайтесь пожалуйста на свои места.

Строители строят все здания по специальным рисункам, как они называются?

Дети: Чертежи, схемы.

Воспитатель: Эти чертежи разрабатывает- архитектор. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним строителей, и они точно по проекту возводят дом.

Видите, как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

Воспитатель: Наши глазки устали, давайте мы сделаем гимнастику для глаз.

Физкультминутка для глаз

Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса. (закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают,

А теперь мы их откроем,

Рядом с речкой дом построим. (открывают глаза, взглядом рисуют квадрат)

Верх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем

Заниматься вновь начнем.

Что за чудо из чудес -

У меня конструктор есть.

Говорят, что помогает,

И меня он развивает.

Ведь детали в нем любые –

Маленькие и большие.

И из них мы без труда

Сможем построить любые дома.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, как настоящие строители, я вам предлагаю объединиться по три человека, где каждая бригада будет строить один дом. Делиться на бригады мы будем определенным способом. Каждый из вас возьмет из моего ящика деталь конструктора любого цвета, который вам нравится.

(Дети берут детали)

Теперь вам нужно найти стол с деталью конструктора того же цвета, что и ваша.

(Дети рассаживаются по столам)

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе, мы с вами должны все отметить в инженерной книге.

(Дети совместно с воспитателем отмечают все в инженерной книге)

Воспитатель: Молодцы, с этим непростым заданием вы справились. А теперь приступаем к работе. Каждая бригада строит один дом. Что бы строительство проходило веселее я включу вам музыку, а чтобы строительство дома закончилось во время, я поставлю песочные часы, когда часы перевернуться дважды строительство дома должно быть завершено.

(Дети самостоятельно строят дома, по своему желанию)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Предлагаю вам поставить получившиеся дома на нашу площадку. Посмотрите, все дома у вас получились разные. А с каким видом искусства вы сегодня познакомились? (архитектура) . А кто проектирует дома и чертит чертежи будущих построек? (архитектор) Кто строит разные архитектурные постройки? (строитель) .

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нашему замечательному городу Чебоксары в этом году исполняется 550лет? Давайте мы свами сделаем в честь этой знаменательной даты – подарок городу, объединив дома в один небольшой микрорайон и дадим ему название.

Воспитатель: А сейчас я сфотографирую наш микрорайон и обязательно передам фотографии главному архитектору нашего города. Надеюсь, они ему понравятся и ваши идеи воплотятся в будущее.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были настоящими строителями и у меня для вас есть небольшой подарок- это карты схемы ваших будущих построек, надеюсь, что они вам пригодятся!

Воспитатель: А, сейчас ребята вы можете благоустроить микрорайон города- посадить деревья, цветы, заселить в дома людей!

Учитывая, что каждая из основных частей образовательного занятия с детьми дошкольного возраста направлена на достижение определенной цели, рассмотрим один из вариантов распределения моделей ОТСМ-ТРИЗ для работы с информацией в структуре занятия.

Основная часть направлена на работу с информацией. Здесь удобны построения прогноза развития рукотворного объекта, способ решения исследовательской задачи, алгоритм решения изобретательской задачи (для анализа проблемы, типовые приемы фантазирования (для создания идеи).

Важно помнить, что в каждом занятии должно быть решение как минимум одной проблемы и продуктивная деятельность в конце занятия (рисование, лепка, аппликация, схематизация, конструирование).

Виды творческих задач в зависимости от ключевого вопроса:

Пример: Почему Волку удалось легко снести домики Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, а домик Наф-Нафа он не смог разрушить тем же способом?

Основной инструмент: моделировани, отражающих разный характер связей.

Основные инструменты: мыслительные операции диалектического характера

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

1. Упражнять в подборе антонимов, объяснении возможностей сочетания противоположностей в одном объекте.

2. Учить выявлять в существующих знакомых объектах недостатки, рассматривать их как основу для творческой задачи.

3. Учить строить прогноз развития объекта на равных уровнях идеальности.

4. Формировать умение формулировать на полуактивном этапе ИКР (идеальный конечный результат) для решения творческой задачи, выдвигать идеи технической реализации решения.

5. Воспитывать критическое отношение к действительности, желание принимать участие в ее совершенствовании.

Ход занятия

Игра «Наоборот* (проводится с мячом)

Задача: назвать слово с противоположным значением. Объяснить каждую пару:

— Как сделать дом ярким а чтобы тот же дом был бледным? (Яркие краски снаружи, бледные — изнутри; оригинальная архитектура и оформление в пастельных тонах)

На юге на севере.

В шумном месте — в тихом месте.

Часто встречающийся -- редко встречающийся.

Полный (людей) - пустой.

Опускает (лифт) — поднимает.

Дает тепло, уют Не у всех есть дом

Спасает от дождя Бывает маленький, а нужен больше

Можно в тишине заниматься любимым делом Все время все нужно класть на место

Здесь я увижусь с мамой Здесь заставляют заниматься, делать домашнее задание

— В доме можно в тишине заниматься любимым делом, это хорошо, почему?

— Потому что можно сделать интересную поделку.

— Можно сделать интересную поделку, это плохо, почему?

— Она может сломаться.

— Поделка сломается, это хорошо, почему?

Потому что есть возможность потрудиться над чем-нибудь еще.

Люди будут жить вместе Мало места в квартире

Не обязательно ходить в садик, кто-нибудь присмотрит за ребенком Очередь на кухню, чтобы поесть

Мои друзья всегда рядом Быстро разрушится, потому что в нем живет много людей

У всех просторные квартиры Негде играть на улице везде дома

Можно пригласить много друзей Нет зелени

Не будет бездомных людей

2. Логика системного мышления по объекту

Основная функция — защита человека от неблагоприятных внешних факторов.

1. стены, пол, двери, лестницы, потолки.

2. по месту: находится в населенных пунктах;

по назначению: здания и сооружения.

Прошлое: пещеры, землянки, шалаши.

Будущее (три уровня идеальности - разрешение имеющихся проблем, прогнозирование идеальной системы, свертывание функции).

Творческие задачи по улучшению быта:

1. Дом маленький. Как сделать его большим, без дополнительных затрат строительных материалов? ( Повесить кругом зеркала: это зрительно увеличит помещение.)

2. Дом нужно часто ремонтировать, это требует затрат. Как их уменьшить? (Дом-строитель, который сам себя ремонтирует.)

3. В доме должно быть тепло, но батареи выглядят некрасиво. (Отопительная система должна, быть спрятана в пол и стены.)

4. В квартире много мебели, она занимает много места. (Мебель должна быть многофункциональная или встроенная.)

3. Формулировка и решение противоречий

Окна должны быть большими, чтобы было светло, и должны быть маленькими, чтобы было тепло и не задувал ветер. (Стеклянные стены и потолки.)

1. Дом должен быть большим, чтобы в нем могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы занимать на земле мало места. (Высотные дома.)

2. Дом должен быть, чтобы давать людям кров, и не должен быть, чтобы на земле было много деревьев. (Подземные и подводные города, межгалактические станции.)

3. У дома должны быть стены, чтобы было тепло, и не должно быть стен, чтобы был хороший вид из окна и было больше света.

4. Окна должны быть большими, чтобы в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы не было видно, что делается в доме. (Тонированные стекла.)

5. В доме нужно убирать, чтобы был порядок, и не нужно убирать, потому что не хочется и чтобы не уставать. (Игрушки с магнита ми, летающие, управляемые голосом: поиграл и она сама на ме сто встала.)

6. Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы не пускать чужих и не должна быть закрыта, чтобы могли войти хозяева. (Двери нет, стена реагирует на биополе хозяина.)

В конце занятия воспитатель сообщает, что дети вместе с ним выявили много противоречий, задач, на которые нужны ответы. Изучение архитектуры поможет решить все задачи.

Тема 2. Путешествие с Волшебным клубочком по сказочным домикам

1. Знакомство со сказочными героями

1. Закрепить представления о различных постройках, в которых живут сказочные герои.

2. Учить описывать постройки но признакам; материал, структура, эсте- гическос оформление.

4. Развивать способность видеть проблемы других героев и решать их как свои собственные.

Предварительная работа: чтение сказок, герои которых живут в сказочных домиках.

Ход занятия

1. Рассматривание книжек со сказками, загадывание загадок

2. Покатился Волшебный клубочек по дорожке и прикатился к домику поросенка Наф-Нафа. Радостно встретил гостей Наф-Наф и рассказал о своем домике.

3. Покатился Волшебный клубочек по дорожке и прикатился на красивый луг, где цвели яркие цветочки. На одном из них и был домик Дюймовочки. (Рассказ о домике.)

4. Покатился Волшебный клубочек дальше. Катится, катится, смотрят дети: на берегу озера лежит кувшин. Хотели они взять кувшин да зачерпнуть водицы, как услышали голос из кувшина. (Имитация голоса Старика Хоттабыча, рассказ о домике.)

5. Прикатился Волшебный клубочек в дремучий лес. Испугались дети: разве может в таком темном месте быть жилье? И вдруг увидели они избушку на курьих ножках. Догадались, кто здесь живет. Обошли вокруг домика, рассмотрели его. А был он вот какой. (рассказ

о домике). Не понравился детям этот домик: уж больно мрачным был лес и дом. Убежали они из леса.

6. Привел Волшебный клубочек детей к высокому терему расписному, в котором жила Василиса Прекрасная. Дети рассматривают картинки, где изображены различные терема, с позиции эстетического оформления (арки, резьба, колонны, резные наличники, крыльцо, роспись и другие дизайнерские решения).

Наконец, дети встретили Волшебника Перепутывай. Он предложил поиграть с Волшебным комодом и придумать с его помощью сказочным героям новые дома.

На следующем занятии дети представят себя архитекторами и нарисуют дома, используя морфотаблицу, составят короткий рассказ о своем проекте.

2. Домик сказочного героя

1. Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.

2. Учить создавать свой проект и обосновывать его достоинства.

3. Способствовать осознанию собственной успешности как основы для формирования адекватной самооценки.

1. Педагог напоминает детям их обещание придумать новые домики для сказочных героев. В групповом обсуждении выбираются признают для Волшебного комода (морфотаблицы)

2. Заполняется таблица (условные обозначения дети придумывают сами).

Педагог не ставит задачи отработки технических навыков изобразительной деятельности, а лишь помогает каждому из детей реализовать замысел.

Чейд омик? Дюймовочка Наф-Наф Старик Хоттабыч Баба Яга Василиса

Материал Дерево Кирпич Глина Стекло

Комбинация материалов Камень

Форма Круг Квадрат Овал. Прямоугольник Бесформенность Многоугольник

Цвет Прозрачный Черный Пестрый Белый Серебристый Изменяющий цвет (хамелеон)

Размер (по сравнению) Огромный как слон Размером с автобус Высотой с пенек Безразмерный Высокий как скала Размером с мышиную норку

Украшение Лепнина Колоннада Аркада Фонари

(иллюминация) Башенки Деревян-ная резьба (наличники)

Тема 3. Архитектурные постройки

Программное содержание: ". л. :.- ;

1. Конкретизировать представления о разнообразий архитектурных объектом ;

2. Учить давать оценку произведение (гармония форм, цвета, пропорций, декор).

3. Упражнять в составлении рассказов (из опыта и по аналогии).

4. Развивать интерес к истории появления мировых памятников архитектуры.

5. Воспитывать гордость за принадлежность культуры родной страны к общемировой культуре.

Материал: иллюстрации с изображением различных типов архитектурных объектов : жилые дома, учреждения образования, промышленные здания, учреждения культуры и культовые постройки.

Ход занятия

Деятельность Цель и содержание деятельности

Рассказ педагога об архитектуре на основании энциклопедической справки Рассказ подкрепляется иллюстрациями импровизированной выставки

Игра может быть организована как командное соревнование. Правильные ответы отмечаются. В качестве фишек можно использовать картонные фрагменты силуэта постройки, из которых дети потом сложат целостный силуэт

Деятельность Цель и содержание деятельности

Устная презентация проекта

Тема 4. Кем быть? Архитектор

1. Уточнить представления о профессии архитектора.

2. На основе системного анализа развития архитектуры как деятельности человека выявить предпосылки появления новой профессии.

3. Способствовать формированию предпосылок мотивации к созидательной деятельности.

Ход занятия

Деятельность Цель и содержание деятельности

Рассказ о профессии на основании картины

Выявить общее представление о том, как, где и с какими материалами работает архитектор. Вызвать желание узнать о профессии побольше

Дидактические игры: «Что для чего?*

Показать разницу в профессиях архитектора и строителя : архитектор - тот, кто создает на бумаге дома, проектирует их, а строители воплощают идеи архитектора в жизнь, поэтому инструменты у них разные. Педагог предлагает посмотреть на картину в Волшебную трубу, назвать как можно больше инструментов архитектора в его мастерской. Называя инструмент, ребенок гут же поясняет, для чего он используется

Архитектурная грамота (рассказ воспитателя) На прошлом занятии мы с нами были строителями, теперь будем архитекторами. Вы познакомились с профессией, узнали, что архитекторы — это люди, которые придумывают постройки, делают их чертежи, а строители по этим чертежам уже строят здания, дворцы, крепости.

Наши предки научились строить дома давным-давно. Мы это выяснили на прошлом занятии.

Зачем человеку понадобилось строить жилище?

— Чем плоха была ютовая пещера?

— Нужен ли был архитектор для первобытного жилья? Почему?

— Когда потребовалась новая профессия?

— Каюте знания должны быть у хорошего архитектора? Сегодня архитекторы создают красивые, сложные постройки. Чтобы их понимать, нужно владеть архитектурной грамотой. Это специальные знаки и символы. Они похожи на настоящие объекты. Мы сами их придумаем и будем использовать, чтобы не тратить много времени на рисование.

Чем мы пользовались, чтобы обозначить, каким будет дом будущего? Значит, у нас пока есть только обозначение жилого дома

Список терминов для схематизации:

2. Многоэтажный дом

10. Спортивное сооружение (стадион, ледовый дворец, корт)

11. Транспортный узел (метро, вокзал, автостанция)

12. Производственные постройки (фабрика, завод)

13. Оборонные сооружения (крепость, ров)

14. Мост (пешеходный, автомобильный, железнодорожный)

1. Крыша 5. Крыльцо

2. Стены 6. Чердак

4. Фундамент 8. Двери

1. Кирпич 5. Щебень

2. Стекло 6- Песок

4. Камень 8. Железобетонные блоки

Дизайн (малые архитектурные формы) :

1. Колонны 5. Мозаика

2. Башенки 6. Роспись

3. Лепнина 7. Подсветка

4. Фрески 8. Скульптура

Ландшафтная архитектура :

2. Сквер 6. Газон

3- Водоем 7. Дерево

4. Фонтан 8. Кустарник

1. Формировать представления о последовательности процесса строительства дома, профессиях, необходимых для создания архитектурного сооружения.

2. Учить моделировать стихотворные тексты, рассказывать по моделям.

3. Воспитывать уважение к труду представителей строительных специальностей.

Цель и содержание деятельности

Беседа об итогах предварительного наблюдения за строительством дома Вспомнить этапы строительства, дать возможность рассказать о наиболее ярких впечатлениях

Уточнить представление о том, какими инструментами работают люди различных профессий

1. Изучение места /год постройку. планирование работ 2. Расчистка строительной площадки, подготовка кот-лована под фундамент, подготовка запаса стройматериалов 3. Возведение сооружения 4. Отделка

Архитектор Экскаваторщики, землекопы, бульдозеристы, водители машин и др. Крановщики,

и др. Штукатуры, маляры, плотники, электрики и др.

Литературные произведения для чтения детям и использования в содержании занятий

Столяру хорошо, а инженер)' —

лучше, я бы строить дом пошел,

пусть меня научат.

чтоб было нарисовано

славное, живое словно.

перёд, называется фасад.

каждый разберёт ~ это ванна.

Упираются леса в самые небеса.

Где трудна работка, там

визжит лебёдка; подымает балки, будто палки.

Перетащит кирпичи, закаленные в печи.

По крыше выложили жесть.

и крыша есть. Хороший дом,

большущий дом на все четыре стороны,

и заживут ребята в нём удобно и просторно.

Кто построил дом?

Я решил построить дом.

Ямку выкопал с трудом.

Вышла ямка мелковата,

То ль лопата маловата?

То ли силы маловато?

Тут бы нужен экскаватор!

По стене летит как белка, Пахнет свежестью побелка.

Вдруг подуло ветерком, Потянуло сквозняком,

В окна дождик начал лить, Надо рамы застеклить!

Взял стекло я. взял алмаз,

По стеклу царапнул раз — Только писк идет да г к режет,

А стекла алмаз не режет!

Я к стекольщику бегу.

Взял стекло он, взял алмаз. Р-р-р-а-з!

Разрезал, словно масло.

Вбил гвоздочки, взял замазку. Вот и вставлено стекло!

В доме сухо и тепло,

Люди смотрят, веселятся,

Дом готов, пора вселяться!

Вот за праздничным столом Все. кто строил этот дом: Экскаваторщик, бетонщик, Каменщик, шофер, маляр,

Слева кровельщик, стекольщик. Справа плотник и столяр.

Я не зря их усадил На почетном месте,

Что не сделает один —

Сделаем все вместе!

Маму видит вся столица.

Мама строит новый дом,

Да такой, что поселиться

Полрайона может в нем.

Дом заметно вырастает

Каждый день и каждый час.

Будто небо подпирает

И над самой верхней балкой.

Где подъемный кран стоит,

Яркой звездочкой горит.

Это мама — сварщик смелый.

Держит звездочку в руках,

И над нею стайкой белой

Пословицы и поговорки

1. Держись друга старого, а дома нового.

2. Свая хатка - родная матка.

3. Свой угол — свой простор.

4. Хоть худ дом, да крыша крепка.

5. Всякий дом хозяином держится.

6. Без хозяина дом — сирота.

7. Дом вести -- не лапти плести.

8. И стены в доме помогают.

9. Хозяин в дому, что медведь в бору.

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Читайте также: