Буква а конспект урока 1 класс школа россии презентация

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока : Звук [а ], буквы Аа.

Тип урока : Изучение нового материала.

Предметная цель: Познакомить с гласным звуком [а] и буквами Аа.

Задачи урока :

1. Формировать умение выделять звук [а] из речи, его характеризовать, распознавать в словах.

2. Формировать навык чтения.

3. Развивать фонематический слух, речь, внимание, память логическое и

ассоциативное мышление, развивать мелкие мышцы пальцев.

4. Прививать интерес к чтению, воспитывать любовь и бережное

отношение к цветам.

5. Формировать регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные Универсальные Учебные Действия.

• принимать учебную задачу;

• решать учебную задачу под руководством учителя;

• дети научаться выделять звук [а] в начале, середине и конце слова;

• познакомятся с заглавной и строчной буквами Аа;

• научатся определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах;

• учить читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой А;

• учить работать с книгой и иллюстрациями;

• усвоят знание о слогообразующей роли гласных звуков и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме;

• определить место изучаемой буквы в ленте букв.

• вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

• осваивать новые виды деятельности;

• участвовать в творческом процессе;

• учиться свободно высказывать свои мысли.

• отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста.

• определять цель учебного задания;

• контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

• отвечать на итоговые вопросы.

• Работа по уточнению сенсорных эталонов и их использование на практике;

• Развитие соотнесения звуков с буквой;

• Развитие овладения своего тела (координации движений);

• Развитие связанной речи;

• Развитие зрительного восприятия и мышления.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

II. Гимнастика для глаз по тренажёру.

III. Повторение изученного материала.

- Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).

- Что можете сказать о буквах? (Буквы читаем и пишем).

- На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).

- Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).

- Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).

IV. Подготовка к новой теме.

- С праздником, ребята!

- Что я произнесла? (Предложение).

- Как догадались, что это предложение? (Предложение имеет законченную мысль, в предложении несколько слов).

- Сколько слов в этом предложении? (Три слова).

- Какое первое слово? (С).

- Второе слово? (праздником).

-Третье? (ребята).

- Алина, пойдёт к доске и запишет это предложение схемой. А все остальные поработают в тетрадях.

- С какой интонацией произнесла это предложение? (С восклицательной).

- Какой знак препинания поставим в конце предложения? (Восклицательный знак).

(Проверка по тетрадям).

- На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].

- Узнаете, что буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

VI. Изучение нового материала.

1. Занимательный материал об астре.

- Ребята, что изображено на рисунке? (Цветок).

- Как называется этот цветок? (Астра).

2. Слого – звуковой анализ слова.

- Астра - слово или предложение? (Слово).

(Проверка по тетрадям).

- Какой первый слог? (Аст).

- Второй слог? (ра).

- Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

- Какой слог ударный? (Первый).

- Поставьте ударение на первый слог.

- Какой звук слышите в начале слова? ([а]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, ударный).

- Каким цветом обозначим? (Красным).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме красным квадратиком.

- Какой следующий звук слышите? ([с]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.

- Какой следующий звук слышится? ([т]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.

- Какой следующий звук слышите? ([р]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Как вы думаете, а этот звук [р] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Покажем на схеме этот звук синим треугольником.

- Этот звук сливается с каким звуком? ([а]).

- Покажем на схеме этот звук красным треугольником.

- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, безударный).

- Сколько согласных звуков? (3).

- Сколько гласных звуков? (2).

3. Фонетическая зарядка.

- Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).

- Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).

4. Упражнение в нахождении звука [а].

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. ( Дети приводят примеры: арбуз, аист,).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. ( Дети приводят примеры: палка, парта,).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. ( Дети приводят примеры: ученица, книга,).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале и конце слова. ( Дети приводят примеры: астра, азбука, айва,).

5. Упражнение в нахождении ударного и безударного слога в словах: астра, азбука, айва.

(Проверка по тетрадям).

- Какой первый слог? (Аст).

- Второй слог? (ра).

- Катя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

- Какой слог ударный? (Первый).

- Поставьте ударение на первый слог.

(Проверка по тетрадям).

- Какой первый слог? (Аз).

- Второй слог? (бу).

- Третий слог? (ка).

- Миша разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

- Какой слог ударный? (Первый).

- Поставьте ударение на первый слог.

(Проверка по тетрадям).

- Какой первый слог? (Ай).

- Второй слог? (ва).

- Таня разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

- Какой слог ударный? (Второй).

- Поставьте ударение на второй слог.

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

7. Знакомство с буквами Аа.

- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).

- Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

- Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- На что похожа буква А? (На ракету, на столбы,).

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

VII. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по картинке в учебнике (с. 20).

- Кто изображён на картинке? (сова, ёжик, лисичка, белочка, зайчик).

- Где слышите звук [а]? (В конце слова).

- Где слышите звук [а]? (В конце слова).

- Где слышите звук [а]? (В конце слова).

- Где слышите звук [а]? (В середине слова).

- Что делают герои? (Учатся в лесной школе).

- Какую изучают букву? (Букву Аа).

- Как себя ведут ученики? (Они очень внимательно слушают своего учителя).

- А вы, ребята, хотите учиться? (Да).

- Что держит в крыле учитель Сова? (Табличку с печатными заглавной буквой А и строчной буквой а).

- А что написано на доске? (Прописные заглавная буква А и строчная буква а).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

2. Работа с пословицами – чтение по учебнику.

- Пословица – это логически законченное изречение (предложение) с поучительным смыслом, содержит мораль.

В учебнике: Азбука – к мудрости ступенька.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

В учебнике: Аккуратность красит человека.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

В учебнике: Чтение – вот лучшее учение.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

3. Упражнение в нахождении букв Аа в пословицах.

- Найдите в пословицах буквы Аа, под ними поставьте точку простым карандашом. Проверка.

4. Обучение чтению.

На доске: А – а – а! (чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

Буква А, буква А –

Знает Саша, знает Света,

А похожа на ракету.

IX. Обобщение изученного материала.

1. Заучивание стихотворения в учебнике.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

2. Самостоятельная работа (по вариантам).

I вариант: - Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А.

II вариант: - С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а.

- Сколько букв Аа нашли в квадрате? (3).

X. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

- Что вызывало затруднение? Почему?

- Какие новые слова узнали?

- Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).

- Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).

- На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

XII. Организация на перемену.

- Спасибо за урок! Молодцы!

арбуз апельсин ананас ангел абрикос аист Анюта Антон анютины глазки

[ а ] ГЛАСНЫЙ УДАРНЫЙ А ИСТ БЕЗУДАРНЫЙ А РБУЗ

[ а ] Звуки мы слышим и произносим А а Буквы мы читаем и пишем

Буква а обозначает твёрдость предшествующего согласного звука н а м а с а т а

Как сидеть за столом Так правильно Так неправильно. Как расположить тетрадь Как держать ручку Так неправильно. Так правильно Так правильно Так неправильно.

Предварительный просмотр:

Уроки 10 (чтение) и 12 (письмо)

Целевые установки уроков:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Изучение материала уроков.

Чтение: Изучение звука [a] и буквы Аа.

Актуализация имеющихся знаний .

Повторение проводится по вопросам: На какие группы можно разделить звуки речи? Как образуются гласные звуки? Как разделить слова на слоги? Какова роль гласных звуков в образовании слога? Если в слоге один только звук, то какой он – гласный или согласный? Что мы называем слогом-слиянием? Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный? Могут ли быть согласные вне слияния? Каким цветом изображается на схемах гласный звук?

Изучение новой темы.

Закрепление проводится при выполнении заданий на с.21. Учитель или хорошо читающий ученик медленно читают стихотворение на с.21, учащиеся после каждого слова говорят, есть ли в слове звук [a], ударный он или безударный. Одновременно дети пальчиком ведут по строкам и видят в словах букву А или а.

Затем дети подбирают слова, в которых звук [a] в начале слова ( арбуз , акация , аист ), в середине слова ( барабан , заяц , вагон ) и в конце слова ( лиса , сова , белка ), можно по рисунку на с.20.

  1. Какую тему мы обсуждали сегодня? К какому выводу пришли?
  2. Какую букву начали изучать? Какой гласный звук она обозначает? На что указывает буква А в слоге-слиянии?
  3. Может ли буква А одна составлять целое слово? Приведите примеры.
  4. Может ли одна буква (звук) А составлять целое предложение? Приведите примеры.

Физкультминутки зависят от характера класса. Если дети уже научились соблюдать дисциплину, то можно провести физкультминутки активизирующего типа под музыку … «Учат в школе….). Если класс пока шумный, физкультминутки продолжать проводить релаксирующие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а ], буквы А, а.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со звуком [а]; формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения;

2. Развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.

3. Прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.

Ход урока:

I . Организация начала урока.

Откройте Азбуку на с.19. Вспомните название сказки.

А кто явился без приглашения? (Без приглашения явился паук)

Как он себя вел? (Уместна беседа о терроризме, о проникновении в дом посторонних людей. Составление рассказа по иллюстрации.) Какие сказки Корнея Ивановича Чуковского вам читали взрослые? (Айболит, Телефон, Мойдодыр, Федорино горе, Тараканище идр)

-Нравятся ли вам эти сказки? Чем они вас заинтересовали?

Опишите жилище Мухи-Цокотухи.

Как должны вести себя вежливые люди, когда приходят в гости?

Где поселился паук?

Как называются нити, которые он сплел над шкафом?

Опишите, как Муха-Цокотуха накрыла стол.

Назовите всех, кто пришел к имениннице.

Как их можно назвать, одним словом?

Что стоит в центре стола?

А какой предмет в наше время используют чаще всего вместо самовара? (Электрический чайник.)

Гостей Мухи-Цокотухи мы отнесем к одушевленным существам или неодушевленным предметам? (К одушев., они отвечают на вопрос Кто?)

Назовите десять любых изображенных на иллюстрации предметов, которые мы называем неодушевленными. (Стол, самовар, скатерть, чашки, окно, месяц, часы, шторы, платье, чай.)

На какой вопрос отвечают эти предметы? (Что?)

ГДЗ к 18 странице азбуки В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская за 1 класс 1 часть | Источник: Gdz24.com
ГДЗ к 19 странице азбуки В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская за 1 класс 1 часть | Источник: Gdz24.com

-Соотнеси рисунки и схемы. Кто изображен на рисунке? (муха и жук)

-Какая схема подходит к слову муха? (первая) К слову жук?(вторая)

-Сколько звуков в словах? ( 4 и 3)

-Сколько букв и слогов? (Букв столько же сколько и звуков, слогов 2 и 1)

-Какой слог ударный в слове муха? (бросим слово, первый)

-Прочитаем, важную информацию в рамочке от совы. Слогов в слове столько, сколько гласных звуков) Сколько в слове гласных, столько и слогов.

На с. 18 рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен? Кто что делает?

-Как называется сказка? (Белоснежка и семь гномов)

Из чего состоит предложение? На какие части делятся слова? Как найти ударный слог?

II . Целеполагание.

- Обсудить роль азбуки в развитии умственных способностей человека, познакомиться со звуком [а] и с буквами А, а, их ролью в слоге; вспомнить русские народные сказки; познакомиться с лентой букв и местом буквы А на ней, научиться печатать большую и маленькую буквы А, а.

III . Актуализация опорных знаний.

- Мы не в первый раз обращаемся к теме школы, учебы. К каким выводам мы пришли? (Вспомнить пословицы с предыдущих уроков.)

- Пословица – это логически законченное изречение (предложение) с поучительным смыслом, содержит мораль.

Каков разум, таковы и речи.

Аккуратность красит человека.

Век живи – век учись.

- Прочитаем новую пословицу об учебе.

Азбука – к мудрости ступенька.

- Почему же, на взгляд русских людей, именно азбука развивает ум человека? (Не изучив грамоту, человек не сможет читать и писать.)

2. Работа по картинке (с. 20).

3. Повторение изученного.

- Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).

- На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).

- Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).

- Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).

IV . Работа по теме урока.

- На уроке вы познакомитесь со звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].

1. Работа над звуком [а].

1) нахождение опорных слов и их слого-звуковой анализ.

Я похожа на звезду,

Ближе к осени цвету.

Тот, кому уже семь лет,

Скажет: "Школа, здравствуй!

У меня в руках букет -

- Астра - слово или предложение? (Слово).

- Составим схему этого слова.

ГДЗ к 20 странице азбуки В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская за 1 класс 1 часть | Источник: Gdz24.com
ГДЗ к 21 странице азбуки В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская за 1 класс 1 часть | Источник: Gdz24.com

На схеме этого слова обозначено, что в нем два слога. Рассматривая рисунок на с. 21, дети произносят слово и убеждаются, что в нем действительно два слога: первый аст и второй ра. Первый слог является ударным.

Первый слог состоит из трех звуков: гласного и следующих за ним согласных. (Внимание детей обращается на то, что это не слияние, так как гласный предшествует согласному.)

Произносим первый слог, подтверждая тем самым правильность схематического его обозначения тремя квадратами. То же самое делаем по отношению ко второму слогу. Он состоит из двух звуков: слияния согласного с гласным.

Вновь произносится хором исходное слово, затем первый его слог.

- Каким звуком начинается первый слог? Вслушаемся, как он произносится: [а]. Какой он - гласный или согласный? (Гласный.) Почему? (При произнесении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград. Образует слог. Особенность его произнесения - рот широко открыт.) Так же анализируется второй слог.

- Сколько согласных звуков? (3).

- Сколько гласных звуков? (2).

Поспевает жарким летом,

И становится при этом

Он таким, как круглый мяч,

Но его не пустишь вскачь,

Он тяжелый и большой,

Спелый, крепкий, наливной,

Сладкий, сочный и упругий,

Замечательный на вкус,

Всем полезен нам… Арбуз. Работа проводится аналогично.

2) выделение, артикулирование и характеристика звука

- Звук [а] – гласный, ударный или безударный; обозначает твердость предшествующего согласного.

3) фонетическая зарядка

- Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? ([а]).

- Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? ([а]).

4) нахождение звука [а] в словах

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Август. Алые астры. Аромат акаций.

- Ах, алыча! Ай, айва!

Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов!

- Антоновка! Анисовка! Апорт!

Аппетитный август! (Л. Яхнин)

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова.

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова.

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова.

2. Знакомство с буквами А а.

- Звук [а] обозначается буквой А а (показ карточки с буквами Аа).

- Эти буквы печатные. Буква А – большая; буква а – маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с большой буквы, а какие - с маленькой буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

- На что похожа буква А? (На ракету, на столбы, …).

Печатание букв А а в тетради.

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами А а).

Физминутка

3. Обучение чтению.

4. Закрепление изученного материала.

1) беседа по картинке в учебнике (с. 22).

Айболит, Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

2) соотнесение рисунков и схем слов (с. 22 внизу)

V . Обобщение изученного материала.

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

Заучивание стихотворения в учебнике. (с. 21)

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

На с. 23 дети рассматривают букву а (вверху). Учитель говорит, что в пустых клеточках будут располагаться буквы, которые они узнают на последующих уроках. Чтобы овладеть письменной речью, надо будет узнать много букв.

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

    познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А, а;
  • совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;
  • проводить звуковой анализ и строить модели слов;
  • развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память;
  • развивать учебно-научную речь учащихся;
  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.

Дидактические средства: учебник “Букварь” (авторы Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова); мультимедийная презентация; пеналы с фишками для обозначения звуков; карточки с буквами; карточки со словами: звуки, гласные, согласные; картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна, видеоролик.

1 Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

2. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомним, что мы знаем. (Помещает карточку со словом “звуки”) На какие 2 группы можно разделить все звуки?

Дети: Все звуки можно разделить на гласные и согласные.

(Учитель помещает на доску карточки.)

Учитель: Какие звуки называются гласными? Какие согласными?

Учитель: Я буду произносить звуки, а вы хлопать, если услышите гласный звук.

3. Определение темы урока.

Учитель: Отгадайте загадку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)

Учитель: Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?

- Это доктор, который лечит животных.

- Сказку о докторе Айболите написал Корней Чуковский.

Учитель: Почему у доктора такое необычное имя?

Дети: Животные, приходя к нему, кричали “Ай, болит!”

Учитель: А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?

Дети: Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.

(После нажатия мышки появляется 2 картинка)

Учитель: Отгадайте ягоду.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его – (Арбуз)

Учитель: Родина этой ягоды – Южная Америка.

Учитель: Айболит, ай, Африка, арбуз, Америка. Что общего у этих слов?

Дети: Они начинаются со звука [а].

Учитель: Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?

Дети: Звук и букву А.

3. Изучение нового материала.

Фонетическая зарядка

Учитель: Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло? (А – а – а) Как работают рот, зубы, язык?

Дети: Рот и зубы открыты, язык лежит спокойно. Воздух проходит свободно.

Учитель: Какой это звук?

Дети: Гласный, потому что его можно петь и тянуть.

Учитель: Назовите имена девочек, которые начинаются со звука [а]. (Аня, Анна, Анюта, Анастасия, Альбина, Алиса, Ангелина) Встаньте девочки, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают девочки, имена которых начинаются со звука [а].) Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звука [а]. (Андрей, Антон, Арсений, Артём) Встаньте мальчики, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают мальчики, имена которых начинаются со звука [а].)

Учитель: Назовите имя девочки, чтобы подходило к схеме.

  1. “прочитать” слово “Алиса”, ведя указкой по звуковой схеме слова;
  2. “прочитать” слово, выделяя первый звук (А – а – алиса); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  3. “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; назвать второй звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, мягкий, зелёная фишка);
  4. “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен третий звук; назвать третий звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  5. “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук; назвать четвёртый звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
  6. “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен пятый звук; назвать пятый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);

Схема на доске и на партах:


Учитель: Где мы слышим звук [а].

Дети: В начале слова и в конце.

Учитель: Назовите картинки.

Дети: Азбука, автомобиль, автобус, апельсин.

Учитель: Где находится звук?

Дети: В начале слова.

На доске картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [а], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [а] в начале слова, средняя строчка - [а] в середине, в нижнюю строчку - [а] в конце.

Учитель: Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук [а]?

Учитель: Послушайте про эту букву рассказ тётушки Совы.

Слайд 6. Видеоролик “Буква А”.

Учитель: Выучим стихотворение о букве “А”.

А – начало алфавита (Руки по очереди ставят на пояс, а затем на плечи.) Тем она и знаменита. (Руки по очереди поднимают над головой, 2 хлопка над головой.) А узнать её легко: (Руки по очереди ставят на плечи, а затем на пояс.) Ноги ставит широко. (Ноги ставят на ширину плеч.)

Учитель: На что похожа буква “а”?

- На телеграфные столбы.

Учитель: Познакомьтесь с прописной буквой А.

Учитель: Ребята, помогите разобраться. Зачем нам нужны два варианта записи буквы “а”: А большая – заглавная, а маленькая – строчная?

Дети: Некоторые слова пишутся с большой буквы, а есть слова, которые пишутся с маленькой буквы.

(Возвращаются к схеме слова “Алиса”)

Учитель: Молодцы! А кто знает имена людей с какой буквы пишутся?

Дети: Имена людей пишутся с большой – заглавной буквы.

(Учитель вызывает 2 ребят, раздаёт 2 буквы: А, а. Просит заменить гласные звуки [а] буквами в схеме слова “Алиса”. Вызванные ученики у доски, а остальные дети на месте убирают красные фишки и на их место ставят буквы А, а.)


Учитель: Посмотрите на вторую букву “а” и определит после какого согласного пишется буква “а”.

(Дети высказывают мнения.)

Вывод. Буква “а” пишется после твёрдого согласного.

На доске:


Вызываются 5 детей. Учитель называет ученика и “назначает” его тем или иным звуком, даёт карточку с этим звуком. Учитель даёт команды звукам, учащиеся выполняют.

Гласные шаг вперёд. Представьтесь. Подойдите ко мне.

- Согласные шаг вперёд. Представьтесь.

- Твёрдый согласный подойди ко мне, мягкий согласный подойди ко мне.

– Звуки встаньте на свои места.

Работа со скороговорками

Алёша Алине сигнал подаёт. Алина услышит – Алёшу найдёт.

(Дети произносят скороговорку сначала медленно, а затем быстрее.)

Звуковой анализ слова “луна”. Работа с фишками. Проверка по образцу.

Слайд 9. Схема слова “луна”

Учитель: Встаньте те дети, кто верно составил схему слова “луна”. (Дети встают.) Молодцы! Похвалите себя, похлопайте себе. Где находится звук?

Дети: В конце слова.

5. Рефлексия деятельности.

Слайд 10. (1 нажатие мышки)

Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?

Дети: Мы познакомились со звуком [а]. Узнали какой буквой обозначается звук. Выучили правила: буква “а” пишется после твёрдого согласного; имена пишутся с большой буквы.

Адресат: обучающие 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость).

Автор: учитель-дефектолог ГБОУ школа-интернат г. о. Отрадный Еремеева И.В.

Предмет: чтение.

Тема урока: Звук [а], буквы -А-, -а-.

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 1 (подготовительном) классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Тип урока: вводный.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Новые образовательные технологии:

Методы: словесные, наглядные, практические.

Цель: Познакомить со звуком [а], с буквами -А-, -а-.

Познакомить с гласным звуком [а], с графическим написанием букв -А-, -а-.

Развивать фонематический слух, слуховое восприятие, артикуляционную моторику.

I. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадки.

II. Артикуляционно-мимическая гимнастика

1. Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчаст­лив; озабочен; спокоен — рассержен.

Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно: поморщились.

Закрывать по очереди глаза:

«Спи, глазок, спи, другой.

Засыпай, правый глаз.

Засыпай, левый глаз.

2. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Имитация жевания: жуем ириски, жевательная резинка.

3. Упражнения для щек и губ.

Малыш сосет соску.

Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем воз­вратить в нормальное положение.

4. Упражнения для языка.

Попеременно надувать и втягивать щеки.

Надуваем шар или мыльный пузырь.

Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.

Пробуем вкусное варенье - кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка ) облизать губы, делая движение по кругу.

5. Речевая разминка.

Ар-ар-ар - мы купили самовар,

Ас-ас-ас – обожаю ананас,

Ам-ам-ам – никому его не дам.

Знакомство со звуком [а].

- Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с первым звуком, а вот каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками на болото.

- Ребята, давайте выделим первый звук в слове аист.

(Дети хором произносят слово и выделяют первый звук, который, к тому же, является ударным).

- Итак, мы познакомимся с первый звуком русского алфавита - со звуком [а] и узнаем, какими буквами на письме обозначается новый звук.

IV. Изучение новой темы

- Произнесем звук [а], рот широко открыт. Понаблюдайте, как выходит воздух из ротовой полости? (Свободно).

Рот пошире открывай,

Звук погромче распевай.

Петь мы будем, детвора,

Гласный звук веселый [а]!

- Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слова глас или голос. Гласные звуки живут в Красном доме. Мы будем выделять их красным цветом.

Аист, абрикос, арбуз -

Здесь она в начале.

А в словах: река, щека

В конце её встречаем .

- Ребята, а давайте-ка придумаем имена со звуком [а] в начале. (Алина, Алла, Анна, Антон, Андрей, Алексей, Александр и др.)

- Ребята, звук [а], любит фрукты, названия которых начинаются с [а], посмотрите внимательно на муляжи фруктов, назовите их. В корзинку положим только те фрукты, которые начинаются с [а]. (Ананас, абрикос, апельсин, арбуз).

Дети четко произносят названия фруктов и ягод и выделяют первый звук, затем определяют – положить ли фрукт в корзинку.

Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.

Знакомство с буквами А, а.

- Ребята, мы познакомились со звуком [а], а вот какими буквами на письме он обозначается, мы сейчас узнаем.

- Буквы бывают печатные и письменные.

- Как вы думаете, зачем нужны печатные буквы?

- А зачем нужны письменные буквы?

- Рассмотрите печатные буквы А, а. Сравните их – похожи ли они?

- На что похожа большая буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- А сейчас составим большую букву А из счетных палочек.

(Выкладывание буквы а из палочек.)

- А еще буквы бывают строчные и заглавные.

Сравнение заглавной и строчной букв.

- Сложим букву а из ниток.

Работа с кассой букв

Нахождение буквы А в кассах букв.

- Перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом,

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

- Отыщите на картинке буквы А и обведите их карандашом.

Работа со страницей букваря.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …(арбуз)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор …(Айболит)

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Буквы – значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называются все …(алфавит)

- Посмотрите и определите домик у буквы а на схемах слов.

- Наш урок окончен. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно и дружно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Читайте также: