Контроль как функция менеджмента конспект

Обновлено: 04.07.2024

Контроль –это процесс обеспечения достижения целей организации. Контроль психологически воспринимается отрицательно большинством людей, так как ассоциируется с принуждением, ограничением. Равнозначимой является положительная сторона контроля как всемерная поддержка успеха. Контроль должен позволять выявлять проблему и корректировать деятельность организации до того, как проблемы стали кризисными.

Любая организация должна вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их. Руководители, независимо от своего ранга, должны осуществлять контроль как часть своих должностных обязанностей. Если рассматривать контроль во времени, то выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.

1. Предварительный контроль осуществляется до начала работы, и его задача – в том, чтобы убедиться, что работа организации пойдет в нужном направлении. Основные средства осуществления предварительного контроля – это создание правил, процедур. Кроме того, это осуществление контроля в трех ключевых областях:

· кадровые ресурсы: анализ деловых и профессиональных качеств, необходимых для выполнения должностных обязанностей, и подбор, найм, расстановка кадров. Если необходимой квалификации не найти на рынке труда, то обучение происходит внутри организации. Формы предварительного контроля: собеседование, анализ документов, предварительное обучение.

· материальные ресурсы: вырабатываются стандарты минимально допустимого уровня качества, и проводится проверка на них поступающих материальных ресурсов. Выбор надежного поставщика (ков) и обеспечение запасов ресурсов, материалов на достаточном уровне

· финансовые ресурсы: составление бюджета – очень хорошая форма предварительного контроля, так как устанавливает предельное значение затрат, которое не позволяет организации/отделу исчерпать свои возможности.

2. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Является прерогативой руководителей, а объектом являются подчиненные. Для осуществления текущего контроля большое значение имеет наличие обратной связи, которая дает информацию о полученных результатах, позволяет выявлять проблемы и корректировать поведение руководителей и персонала. Все системы обратной связи как в организации, так и в биологической системе, состоят из одних и тех же элементов и работают на следующих принципах:

· эти системы имеют цели

· они используют внешние ресурсы

· преобразуют внешние ресурсы для внутреннего пользования

· следят за значительными отклонениями от немеченых целей

· корректируют эти отклонения для обеспечение достижения целей

Отклонения, на которые организация должна реагировать, могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами: технологиями, законодательством, персоналом…

3. Заключительный контроль проводится в конце работы. Осуществляет 2 функции:

· дает руководству информацию, как планировать аналогичные работы в будущем, дает информацию о возможных проблемах и позволяет вырабатывать методы их разрешения

· способствует мотивации, так как результаты нужно измерить, оценить и мотивировать работника.

Процесс контроля.

Сам процесс состоит из 3-х этапов:

· сопоставление с этими стандартами реальных результатов

· необходимые корректирующие действия

Выработка стандартов.

Стандарты –это конкретные цели, изменение которых поддается измерению. Все стандарты организации должны быть выбраны из множества целей и определяться стратегией организации. Цели, которые используются в качестве стандартов, должны отличаться двумя особенностями:

· должны иметь временные рамки

· представляют конкретный результат (показатель), по которому можно оценивать выполнение работы.

Результат позволяет сопоставить реально сделанную работу с запланированной и показывает, что остается несделанным и как достичь запланированного. Достаточно легко установить показатели для коммерческих организаций (прибыльность, фондоотдача…). Но для некоммерческих организаций показатели не могут быть четко выражены, там имеют место социологические показатели (удовлетворенность персонала, уровень текучести кадров).

Таким образом, задача первого этапа в том, чтобы установить стандарты и выработать показатели результативности.

Сущность контроля.

Контроль –это процесс обеспечения достижения целей организации. Контроль психологически воспринимается отрицательно большинством людей, так как ассоциируется с принуждением, ограничением. Равнозначимой является положительная сторона контроля как всемерная поддержка успеха. Контроль должен позволять выявлять проблему и корректировать деятельность организации до того, как проблемы стали кризисными.

Любая организация должна вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их. Руководители, независимо от своего ранга, должны осуществлять контроль как часть своих должностных обязанностей. Если рассматривать контроль во времени, то выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.

1. Предварительный контроль осуществляется до начала работы, и его задача – в том, чтобы убедиться, что работа организации пойдет в нужном направлении. Основные средства осуществления предварительного контроля – это создание правил, процедур. Кроме того, это осуществление контроля в трех ключевых областях:

· кадровые ресурсы: анализ деловых и профессиональных качеств, необходимых для выполнения должностных обязанностей, и подбор, найм, расстановка кадров. Если необходимой квалификации не найти на рынке труда, то обучение происходит внутри организации. Формы предварительного контроля: собеседование, анализ документов, предварительное обучение.

· материальные ресурсы: вырабатываются стандарты минимально допустимого уровня качества, и проводится проверка на них поступающих материальных ресурсов. Выбор надежного поставщика (ков) и обеспечение запасов ресурсов, материалов на достаточном уровне

· финансовые ресурсы: составление бюджета – очень хорошая форма предварительного контроля, так как устанавливает предельное значение затрат, которое не позволяет организации/отделу исчерпать свои возможности.

2. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Является прерогативой руководителей, а объектом являются подчиненные. Для осуществления текущего контроля большое значение имеет наличие обратной связи, которая дает информацию о полученных результатах, позволяет выявлять проблемы и корректировать поведение руководителей и персонала. Все системы обратной связи как в организации, так и в биологической системе, состоят из одних и тех же элементов и работают на следующих принципах:

· эти системы имеют цели

· они используют внешние ресурсы

· преобразуют внешние ресурсы для внутреннего пользования

· следят за значительными отклонениями от немеченых целей

· корректируют эти отклонения для обеспечение достижения целей

Отклонения, на которые организация должна реагировать, могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами: технологиями, законодательством, персоналом…

3. Заключительный контроль проводится в конце работы. Осуществляет 2 функции:

· дает руководству информацию, как планировать аналогичные работы в будущем, дает информацию о возможных проблемах и позволяет вырабатывать методы их разрешения

· способствует мотивации, так как результаты нужно измерить, оценить и мотивировать работника.

Процесс контроля.

Сам процесс состоит из 3-х этапов:

· сопоставление с этими стандартами реальных результатов

· необходимые корректирующие действия

Выработка стандартов.

Стандарты –это конкретные цели, изменение которых поддается измерению. Все стандарты организации должны быть выбраны из множества целей и определяться стратегией организации. Цели, которые используются в качестве стандартов, должны отличаться двумя особенностями:

· должны иметь временные рамки

· представляют конкретный результат (показатель), по которому можно оценивать выполнение работы.

Результат позволяет сопоставить реально сделанную работу с запланированной и показывает, что остается несделанным и как достичь запланированного. Достаточно легко установить показатели для коммерческих организаций (прибыльность, фондоотдача…). Но для некоммерческих организаций показатели не могут быть четко выражены, там имеют место социологические показатели (удовлетворенность персонала, уровень текучести кадров).

Таким образом, задача первого этапа в том, чтобы установить стандарты и выработать показатели результативности.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Цель лекции: познакомить слушателей с практикой проведения функции контроля , описать основные виды контроля и этапы его проведения, представить требования.

Контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:

  • установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;
  • измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;
  • корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль как функция менеджмента — это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях.

В процессе управленческого контроля можно получить ответы на следующие вопросы:

  1. Чему мы научились?
  2. Что следует сделать иначе в следующий раз?
  3. В чем причина отклонений от намеченного?
  4. Какое воздействие оказал контроль на принятие решений?
  5. Было ли воздействие контроля позитивным или негативным?
  6. Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

Управленческий контроль необходим, прежде всего, по следующим причинам:

Неопределенность, сложность и динамичность организационной среды.

Предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию вред.

Поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов, плановых показателей и оценки темпа продвижения организации к намеченным целям.

Управленческий контроль проводится по следующей технологии:

  1. Выбирается концепция контроля: система, процесс или частные проверки; предмет и цель контроля; контролирующий орган.
  2. Организуются цели контроля: целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля.
  3. Нормы контроля: этические, правовые, производственные и пр.
  4. Методы контроля: предварительный, текущий и заключительный.
  5. Объемы и области контроля: полный, сплошной, эпизодический, выборочный, финансовый и пр.

При проведении управленческого контроля следует руководствоваться следующими критериями:

  1. Эффективность контроля – определяется результативность, полезность контроля.
  2. Эффект влияния на людей – следует определить, что конкретно вызывает у работников предлагаемая технология контроля, а именно:положительные или негативные стимулы, стрессовые реакции и пр.
  3. Выполнение задач контроля – необходимо определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений.
  4. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не должны осуществляться без ограничений. Длина контролируемых участков должна способствовать выявлению отклонений на самой ранней стадии. Необходимо соблюдать нормы контроля в соответствии с действующим законодательством.

Управленческий контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ .

Основным средством контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

Предварительный контроль используется в трех областях:

  1. Человеческие ресурсы.
  2. Материальные ресурсы.
  3. Финансовые ресурсы.

Предварительный контроль принято делить на два вида: терапевтический и диагностический.

Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ . Его объектом являются сотрудники организации.

Для осуществления текущего контроля , аппарату управления необходима обратная связь . Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей.

Заключительный контроль своей целью предполагает предотвращение ошибок в будущем.

В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Заключительный контроль позволяет:

Во-первых – получить достоверную информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.

Во-вторых – повысить мотивацию.

Таким образом, процедура контроля проводится в три этапа:

Этап А. Установление стандартов – конкретных целей, прогресс в отношении которых поддается измерению. На данном этапе производится выработка показателей результативности – определяется то, что должно быть получено для достижения поставленных целей.

Этап B. Сравнение достигнутых результатов со стандартами. Устанавливается масштаб отклонений, используется принцип исключения, измеряются показатели, а также проводится своевременное информирование о стандартах и результатах.

Этап C. Выбор подходящей линии поведения: ничего не предпринимать; установить отклонения; пересмотреть стандарты.

Для того чтобы контроль был эффективным, к нему предъявляются следующие требования:

  1. Объяснить персоналу необходимость проводимого контроля.
  2. Обеспечить гибкость, т.е. выбрать наилучший при данных обстоятельствах "стиль контроля", в целях исключения неточности и деспотичности.
  3. Организация взаимосвязей процессов планирования и контроля с целью исключения использования непригодной информации.
  4. Ориентация контроля на результаты и задачи, стоящие перед организацией, и оценка эффективности контроля с точки зрения достижения целей и возможности осуществления стратегического планирования.
  5. Сформировать механизм контроля, соответствующий исследуемому виду деятельности.
  6. Контроль должен быть простым и основываться на несложных, но оригинальных методах.
  7. Общие затраты на систему контроля не должны превышать создаваемые ею преимущества.
  8. Следовательно, контроль экономически оправдан, если отношение затрат к планируемой прибыли остается достаточно низким.

Краткие итоги

В лекции представлено определение контроля как функции менеджмента, а также те основные вопросы, на которые можно получить в процессе проведения контроля.

Представлена технология проведения контроля, а также критерии, которыми необходимо руководствоваться.

Рассмотрены виды управленческого контроля (предварительный, текущий и заключительный).

Определена процедура проведения контроля, которая заключается в установлении стандартов, сравнении достигнутых результатов со стандартами и выборе подходящей линии поведения.

Для определения эффективности контроля в лекции также указаны основные требования.

Контроль– это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль включает установление стандар­тов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение кор­ректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с формулирования цели и задачи. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится не возможно.

Необходимость контроля заключается в том, что он является неотъемлемым элементом сущности всякой организации.

Множество разнообразных обстоятельств может помешать реали­зации планов и задуманных организационных структур. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции могут сделать планы невыполнимыми. Источником неопределен­ности являются и люди, работающие в любой организации.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, пока они не вредят достижению целей организации.

Функции контроля

1. Выявление проблемы и корректировать де­ятельность до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

2. Поддержка успешных действий — поддержка всего того, что является успешным в де­ятельности организации. Необходимо определить, какие именно дей­ствия способствовали достижению целей организации. Это позволяет найти область расширения деятельности организации.

3. Широта контроля должна позволять ему быть всеобъемлющим. Любой руководитель независимо от ранга должен осуществлять кон­троль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Планирование, создание организационных структур, мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Все они являются неот­делимыми частями общей системы контроля в организации.

Виды контроля

Контроль подразделяют на предварительный, текущий и заклю­чительный.

Предварительный контроль. Данный вид контроля осуществляется до фактического начала работ.

Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация оп­ределенных правил, процедур и линий поведения. Они выра­батываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Необходимо составлять четкие долж­ностные инструкции, эффективно доводить цели до подчинен­ных, набирать кадры, квалификация которых соответствует их обязанностям.

В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим ресурсам, материальным, финансовым.

Человеческие ресурсы. Контроль осуществляется за счет тщательного анализа тех дело­вых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей и отбора наиболее под­готовленных и квалифицированных людей. Нужно установить мини­мально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверять документы и рекомендации, проводить психо­логические тесты и многочисленные собеседования с работником перед его наймом. Предварительное обучение повышает вероятность эффективной работы новых сотрудников.

Материальные ресурсы должны проходить предварительный кон­троль, так как производить высококачественную продукцию из пло­хого сырья невозможно. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов отно­сится также обеспечение их запасов в организации на уровне, дос­таточном для того, чтобы избежать дефицита.

Финансовые ресурсы подвергаются предварительному контролю путем составления бюджета — текущего финансового плана. Бюджет дает уверенность в том, что денежные средства, когда они потребуются, у организации будут. Бюджеты устанавливают пределы затрат и не позволяют исчерпать средства, не достигнув поставленных целей.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе про­ведения работ. Объектом являются подчиненные сотрудники. Контроль традиционно является прерогативой их непосред­ственного начальника. Регулярная проверка работы подчинен­ных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Текущий контроль ос­новывается на измерении фактических результатов работы, направленной на достижение желаемых целей.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Сразу по завершении контролируемой деятельно­сти или по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемы­ми.

Несмотря на то, что заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее он имеет две важные функции:

I) дает организации инфор­мацию, необходимую для планирования дальнейших действий;

2) обеспечивает измерение результативности и определяет не­обходимое вознаграждение сотрудников.

Процесс контроля

В процедуре контроля выделяют три этапа: установление стандартов, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.

Первый этап контроля — установление стандартов. Под этим по­нимается определение конкретных целей, степень приближения к которым поддается измерению. Стандарты, используемые для кон­троля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, должны обладать двумя важными особенностями: I) наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа; 2) наличием конкретного критерия, по которому можно оценить сте­пень выполнения работы.

Пример цели, которую можно использовать в качестве стандарта контроля: получить прибыль в размере 10 млн. долл. в 2010 г. Конкрет­ный критерий — 10 млн. долл. и определенный период времени — один год называются показателями результативности.

Не все цели и задачи организаций можно выразить непосредствен­но в числах. Например, повышение морального уровня, рассматрива­емое в качестве цели, выразить в числовых показателях очень трудно. Но организации, работающие эффективно, должны преодолеть труд­ности, связанные с выражением целей в количественном виде. Напри­мер, информацию о духовном состоянии работников можно получить путем обследований и опросов. Некоторые из явно не поддающихся количественному измерению величин можно представить в числен­ном виде косвенно, измеряя некий показатель. Так, количество увольнений обычно является мерой удовлетворенности сотрудников работой. Поэтому количество увольнений может использоваться как показатель результативности при выработке стандартов в области удовлетворен­ности работой. Опасность использования косвенных проявлений каких-либо величин вместо прямых измерений этих величин состоит в том, что на эти косвенные проявления могут оказывать воздействие и совершенно другие факторы.

Однако даже субъективный показатель при условии, что осозна­ется его ограниченность, лучше, чем ничего.

Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандар­тами составляет второй этап процесса контроля. Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожи­даниям. При этом он обязан принимать и еще одно важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.

Одна из характерных черт хорошего стандарта системы контро­ля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски пара­метров цели.

Например, цель — в наступающем году добиться уровня при­были 10 млн. долл. в месяц. Предприятие получило прибыль в размере 9,8 млн. долл., т.е. на 2% меньше. Скорее всего, это лишь незначитель­ное отклонение от установленного стандартного уровня. Но руковод­ство должно заблаговременно установить величины допустимых отклонений, в пределах которого отклонение достигнутых результа­тов от намеченных не должно вызывать тревоги.

Определение допустимых отклонений — вопрос кардинально важный, поскольку сокращение допустимых отклонений может тре­бовать больших затрат. Затраты на систему контроля состоят из зат­рат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля.

Измерение результатов. Для измерений необходимо выбрать еди­ницу, соответствующую виду деятельности, который подвергается кон­тролю, причем такую, которую можно преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Так, если установленный стандарт — это прибыль, то измерение следует вести в рублях или процентах, в за­висимости от формы выражения стандарта. Общее правило — стан­дарт в специфической форме предопределяет те величины, которые впоследствии должны быть измерены.

Необходимо, чтобы скорость, частота и точность измерений были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю. Например, за­вод производящий реактивные снаряды, должен вести исключительно строгий и точный контроль качества своей продукции, система измерений при контроле качества должна быть исключительно точ­ной и действовать достаточно оперативно, чтобы отсортировать брак прежде, чем он уйдет с завода. Но производитель снарядов не может проверять путем испытаний большую часть своей продукции. Если часто проводить испытания, то оставшиеся снаряды будут очень до­роги. Поэтому завод подвергает полной проверке лишь отдельные выборки снарядов из каждой партии.

Использование компьютеров для контрольных измерений сдела­ло подобные проверки гораздо более оперативными, дешевыми и точными. Компьютеризированные кассовые аппараты позволяют торговым организациям определять и выдавать в табличной форме данные о состоянии наличности и материальных запасов на момент покупки. Но любая система сбора и обработки информации относи­тельно дорога. Стоимость проведения измерений зачастую является наиболее крупным элементом затрат во всем процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, стоит ли вообще осуществлять контроль.

Передача и распространение информации. Чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо доводить до сведения соответ­ствующих работников организации установленные стандарты и дос­тигнутые результаты. Эта информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять нужные ре­шения и действия. Необходима, кроме того, уверенность, что уста­новленные стандарты поняты сотрудниками, поэтому должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стан­дарты, и теми, кто должен их выполнять.

Участие сотрудников организаций в процедуре контроля — эффективное средство улучшения контроля на всех уровнях. Важно, по возможности, обеспечить участие подчиненных в разработке стан­дартов, хотя это обычно является прерогативой менеджера.

Оценка информации о результатах — это заключительная стадия этапа сопоставления результатов и стандартов. Менеджер решает, нужна ли информация и важна ли она. Важной считают информа­цию, которая адекватно описывает исследуемое явление и суще­ственно необходима для принятия правильного решения. Мерой оценки может служить масштаб допустимых отклонений, установ­ленный ранее. Нередко, однако, менеджеры должны давать личные оценки, интерпретировать значимость полученной информации и устанавливать связь запланированных и фактически достигнутых результатов. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять реше­ние — необходимо ли действовать.

После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Действия, проводимые после сопоставления результатов с уста­новленными стандартами, можно подразделить на три вида.

Ничего не предпринимать следует, если сопоставление факти­ческих результатов со стандартами говорит о том, что установ­ленные цели достигаются. При этом измерения необходимо продолжать, повторяя цикл контроля.

Устранить отклонения необходимо, если оценки свидетельству­ют о том, что масштаб отклонения от стандарта превысил уста­новленный уровень, при этом система контроля должна точно указывать причину столь больших отклонений. Поскольку большая часть работ в организации выполняется объединенными усилиями групп людей, точно установить первопричины той или иной проблемы бывает трудно, а иногда и невозможно.

Корректирующие действия по устранению отклонений должны начинаться с уяснения причин этих отклонений, с тем, чтобы добиться возвращения организации к верному образу действий. Прежде чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношение к данной проблеме внутренние факторы и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения организа­ции так или иначе связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Менеджер должен вна­чале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей.

Пересмотр стандартов необходим, когда сами стандарты и планы оказываются нереальными, недостаточно обоснованны­ми. Успешно действующие организации зачастую вынуждены пересматривать свои стандарты в сторону повышения. Подчас стандарты надо пересматривать и в сторону понижения, по­скольку завышенные стандарты не позволяют достичь сформу­лированных целей и сводят на нет всю мотивацию персона.


Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

ДИСЦИПЛИНА: Менеджмент


РАЗРАБОТАЛ:

преподаватель спецдисциплин

Жуковский Геннадий Григорьевич

Дата проведения открытого урока: 24 мая 2016 г.

Каменка, 2016 г.

Цели, задачи урока

Пояснительная записка

Учебная дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

Изучение дисциплины формирует понимание управления как области профессиональной деятельности, требующей глубоких теоретических знаний и применение на практике рекомендации теории менеджмента, а также усвоение общих закономерностей, принципов, функций и методов управления организациями.

Дисциплина "Менеджмент" базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

Управление - процесс бесконечный. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Как же руководству организации удается определить, достигло ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации? Ответ прост. Все это достигается с помощью контроля. Контроль это процесс, с помощью которого руководство организации определяет, правильны ли управленческие решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Контроль - третий основной компонент (функция) управления, процесс получения и переработки информации о ходе и результатах процесса и принятия на ее основе управленческого решения. Контроль включает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности деятельности исполнителей.

Представленный материал предназначен для оказания помощи преподавателю в подготовке к проведению теоретических занятий, в подборе и разработке авторских презентаций, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса. 3

Тема открытого урока:

Методическая: - реализация основной методической темы техникума, темы ЦМК, индивидуальной темы преподавателя.

Обучающая:

расширить и углубить знания студентов об особенностях управленческого цикла;

сформировать знания о сущности и значении контроля в управленческой деятельности;

раскрыть место контроля и взаимосвязь элементов управленческого цикла;

сформировать знания об этапах и технологии контроля;

рассмотреть и проанализировать основные правила эффективного контроля;

Развивающая:

– формирование и развитие навыков и умений логического мышления, увязывания практического жизненного опыта с теоретическим материалом дисциплины;

– развитие коммуникативных навыков в индивидуальной и групповой работе;

Воспитательная: – воспитание познавательной активности, развитие внимательности, приобщение к культуре управленческой деятельности

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок систематизации и обобщения

Метод обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесный, наглядный, видеометод

Комплексно-методическое обеспечение урока:

Литература: основная: Е.Л. Драчёва, Л.И. Юликов Менеджмент.

дополнительная: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Учебник.-М.: МТУ,1995

Читайте также: