Вид его критерии и структура конспект

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: раздаточный материал по критериям вида, коллекции насекомых (разные виды жужелиц), гербарии растений (клевер белый и клевер красный), открытки с изображением медведя белого и медведя бурого, живые объекты: агава американская и агава устрашающая.

Учитель: В каждое из этих определений положен только один биологический аспект: размножение, анатомические и экологические особенности и другие. В ходе изучения основ общей биологии мы этими определениями не будем пользоваться. В конце урока вы, ребята, сами ответите, почему мы отдаем предпочтение определению из учебника. Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Вопрос о критериях вида занимает центральное место в теории эволюции. Это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выявления механизмов эволюционного процесса. Выделяют 8 критериев вида:

  1. Морфологический.
  2. Физиологический.
  3. Географический.
  4. Генетический.
  5. Этологический.
  6. Экологический.
  7. Биохимический.
  8. Цитологический.

Эти критерии мы будем сейчас изучать.

Ситуация для решения учащимся класса.

Предложены два растения рода герань: герань душистая, герань обыкновенная. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида.

Далее заслушивается отчет о выполненной работе. От каждой группы выступают по одному представителю.

Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают оставшиеся 7 критериев.

1-я группа - изучает цитологический критерий.
2-я группа – экологический и этологический критерии.
3-я группа – географический и физиологический критерии.
4-я группа – биохимический и генетический критерии.

Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, сто приводит к гибели сперматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например европейской и сибирской, подчас приводит к гибели самки из-за крупного приплода.

Этот критерий наряду с географическим в большинстве определителей занимает второе место (после морфологического). При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и др. организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов. Многие виды занимают разные ареалы (их называю аллопатрическими). Но большинство видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы
(симпатрические). Кроме того существуют виды не имеющие четких границ распространения, а также виды космополиты, обитающие на огромных пространствах суши и океана. В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.

Генетический критерий – главный критерий вида, основной видовой признак, обусловленный комплексом особенностей строения и жизнедеятельности организмов данного вида. Генетическая совместимость, сходство морфологических, физиологических, цитологических и др. признаков, одинаковое поведение, совместное обитание – все это создает необходимые условия для успешного размножения и воспроизводство вида. В тоже время эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним.

Для некоторых видов животных механизмом, препятствующим скрещиванию, являются особенности их поведения, особенно в брачный период. Узнавание партнеров своего вида и отвергание попыток ухаживания самцов другого вида основаны на специфических раздражителях – зрительных, звуковых, химические, тактильные, механические и др. В широко распространенном роде пеночки разные виды очень похожи друг на друга морфологически, в природе их не различить ни по окраске, ни по размерам. Зато все они хорошо различаются по песне и повадкам. Песня пеночки веснички сложная, похожа на песнь жаворонка, только без завершающего коленца, а песня теньковки – простенькие монотонные посвисты. Многочисленные виды-двойники американских светлячков были впервые опознаны лишь по различиям в их световых сигналах. Самцы светлячков в полете производят вспышки света, часто, продолжительность и чередуемость которых специфична для каждого вида. Решающую роль в репродуктивной изоляции часто играют различия в демонстративном поведении. Например, близкие виды мух дрозофил различаются спецификой ритуала ухаживания (по характеру вибрации крыльев, дрожания лапок, кружения, тактильных контактов).

Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.

Учитель читает отрывок.

  1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.
  2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

Вопросы к классу.

Раздел ЕГЭ: 6.1. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

Вид — совокупность особей, имеющих наследственное сходство морфологических, физиологических и биохимических особенностей, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, занимающих определённый ареал и одинаково изменяющихся под влиянием факторов внешней среды.

Чтобы отнести особей к одному и тому же или к разным видам, их сравнивают по критериям — эволюционно устойчивым диагностическим признакам, характерным для одного вида, но отсутствующим у других.

Основные критерии видов:

  • Морфологический. Комплекс морфологических признаков, отличающих один вид от другого. Исключение — виды-двойники.
  • Физиологический. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей, прежде всего — сходство размножения.
  • Географический. Территориальные различия. Каждый вид занимает определённую территорию или акваторию (ареал). Ареалы разных видов могут перекрываться.
  • Экологический. Каждый вид характеризуется своим собственным отношением со средой обитания.
  • Генетический. Для каждого характерен определённый набор хромосом, сходных по размерам, форме и составу.
  • Этологический. Особенности поведения особей, выявляемые при определении видовой принадлежности организма.

Подвид — географически или экологически обособленная часть вида, особи которой под влиянием факторов среды приобрели устойчивые особенности, отличающие ее от других особей того же вида; особи разных подвидов могут свободно скрещиваться в природе.

Развитие представлений о виде

Карл Линней Виды реально существуют. Виды не изменяются.
Ж.-Б. Ламарк В природе реально существуют лишь группы особей. Вид — категория не существующая, а введенная человеком. Любое изменение условий приводит к изменению особей.
Ч. Дарвин Виды реально существуют как совокупности особей. Виды изменяются вследствие эволюции.

Экологическая ниша — пространственное и трофическое место вида в биогеоценозе (экосистеме), комплекс его связей с другими видами и требований к физической среде обитания.

популяция

Каждая популяция характеризуется плотностью (количество особей на единицу площади), численностью (общее количество особей популяции), возрастным составом (соотношение молодых, зрелых и старых особей), половой структурой (соотношение самок и самцов), пространственной структурой (характер размещения особей).

Типы пространственного распределения особей:

  • Пятнистое (групповое) распределение встречается чаще всего, Связано с неоднородностью среды или склонностью организмов образовывать группы.
  • Случайное (диффузное) распределение характерно для однородной среды при отсутствии сильного взаимодействия особей.
  • Регулярное (равномерное) распределение связано с острой конкуренцией между разными особями.


Популяции (по характеру использования территории):

  • оседлые — длительное время занимают одну и ту же территорию,
  • кочевые — недалеко перемещаются в поисках корма и во время зимовки (это способ избегания неблагоприятных условий и лучшего приспособления к сезонным явлениям)
  • мигрирующие — закономерная смена местообитания по определенным маршрутам.

волны жизни

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: формирование у учащихся систематизированных представлений о виде, критерии и структуре вида для понимания эволюционного процесса, закрепление умения работать с текстами, составлять ментальные карты, анализировать, формулировать выводы.

Планируемые результаты

Личностные:

  • готовность к саморазвитию и самообразованию;
  • ответственное отношение к выполнению учебных задач;
  • формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида;

Метапредметные

  • умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы применять теоретические знания на практике;
  • развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.
  • ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения;
  • выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности;
  • умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.
  • умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
  • аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре;
  • формирование современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции.

Методы обучения:

  • словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;
  • проблемные, частично-поисковый;
  • наглядно-образный;
  • самостоятельная работа, работа в парах.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки-задания для учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к усвоению материала.

2. Актуализация знаний

- Из предложенных слов составьте определение термина, введенного Дж. Реем, обозначающего одну из систематических групп:
сходных строению длительно между особей потомство группа ареал естественный вид способных по скрещиваться и давать свободно плодовитое занимающих собой.

- Демонстрация фотографий зайца-беляка и зайца-русака, красной и черной смородины. Определить это особи одного вида или к двух разных видов. Дать объяснение.

Учитель объявляет тему, цели урока ученики формулируют самостоятельно или совместно с учителем. Определение способов действия для решения задач к достижению цели.

3. Изучение нового материала

Первое представление о виде было создано еще Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей.

Определение вида К.Линнея: вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизводству.

Виды постоянны, они неизменны.

Определение вида Ж.Б.Ламарка: Вид, род – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков.

Ч.Дарвин исходил из представления о видах как реально существующих группировках, четко обособленных от других, родственных.

Каждый вид – результат длительного исторического развития и существует относительно постоянно. Дарвин объединил идею Ламарка об эволюции органического мира с признаками действительного реального существования вида (по Линнею), притом относительно постоянно.

Таким образом, вид — группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

В определении есть признаки, по которым можно отличить один вид от другого. Найдите их (морфологические, физиологические, генетические, область распространения - географические, конкретное место обитания – экологические). Это и есть критерии вида.

Критерии вида

Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Критерии вида — это признаки, по которым один вид отличается от другого. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Учитель предлагает ребятам разделиться на шесть вариантов и каждый вариант раскрывает сущность одного критерия, подтверждая её примером

Индивидуальная работа учащимся класса над проектом

Через 5 минут необходимо рассказать о сути данного критерия и о том, в чем недостаток данного критерия (Приложение 1)

1. О каком критерии идет речь в прочитанном отрывке?

2. Сформулируйте определение критерия.

3. Приведите недостатки критерия.

Вывод: каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида, только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма

4. Закрепление

Биологическая задача № 1

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Биологическая задача № 2

Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин -белобочка и критерием вида, к которому эту характеристику относят.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок. Позволяет сформировать понятие "Вида и его критериев"у учащихся 9 класса и отработать навыки определение критериев вида.

ТЕМА УРОКА: ВИД И ЕГО КРИТЕРИИ.

Тип урока: комбинированный

развивающие: продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся; способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать толерантность учащихся; воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами.

Ключевые слова: вид, критерии вида – морфологический, географический, физико-биохимический, экологический, репродуктивный

Этап организации учащихся: приветствие, проверка готовности к уроку.

Этап подготовки к восприятию нового материала: актуализация знаний, мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление знаний.

Рефлексия и обсуждение домашнего задания.

Проверка домашнего задания

Тестовое задание – верное - неверное утверждение

Первую целостную теорию эволюции создал Ж.Б. Ламарк

Движущие силы эволюции, по Ч. Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны.

Ч. Дарвин выделил 3 формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и с неблагоприятными условиями среды

Материалом для естественного отбора служит наследственная изменчивость

Яркие элементы окраски это пример покровительственной окраски.

К морфологической адаптации относятся обтекаемая форма тела, маскировка, покровительственная окраска, спячка, отпугивающее поведение, мимикрия

Физиологическая адаптация – это приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания

Одним из результатов эволюции является многообразие видов.

Актуализация знаний учащихся. 5 мин

Проблемный вопрос.

Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д.

Перед нашим фотографии растения, которое мы изучали еще в 6 классе.

Проблемный вопрос: Сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия. Задание: Рассмотрите внимательно и ответьте на вопросы: * Сколько видов растений изображено здесь? Можно ли два этих растения, объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать? Свою точку зрения аргументируйте. Замена слова признаки на критерии

Ответ: 2 вида организма и относятся к одному семейству и классу.

Действительно здесь два разных организмов относящихся к разным видам

Изучение нового материала.

1.Рассмотрим историческое представление и виде. (учебник стр.239)

Ребята, давайте вспомним, какое определение виду давал К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин? Рассмотрим историю развития взглядов на вид в биологии.

Карл Линней
1735 г.

Рассматривал виды как объективно существующие группы живых организмов, достаточно легко отличимые друг от друга.

Считал их неизменными, раз и навсегда созданными богом.

Ж.Б. Ламарк
1802 г.

Виды постоянно изменяются, эволюционируют, поэтому реально в природе не существуют.

Виды реально существуют, но изменяются, т.е. относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.

Эрнст Майр
1942 г.

Биологическая концепция вида: виды определяются не различием, а обособленностью, состоят из популяций, главным свойством вида является репродуктивная изоляция.

Что же такое вид? Что мы понимаем под этим понятием?

(ученики высказывают мнения)

Вид – реально существующая генетически неделимая единица живого мира.

Вид – совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, занимающих определенное место обитания – ареал. Вид состоит из популяций. (запись в тетрадях)

Для характеристики вида используют критерии (признаки): морфологический, физиологический, экологический,этологический, географический и генетический.

Ребята, давайте рассмотрим критерии:

Зачертить таблицу в тетради. Заполнить информацию о выделенном критерии, в краткой форме (в виде словосочетания или простого предложения)

Критерии вида

Морфологический критерий позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам.

Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного.

Географический критерий свидетельствует, что каждый вид обладает своим ареалом.

Ареал — область распространения данного вида или популяции в природе.

Экологический критерий позволяет различать виды по комплексу абиотических и биотических условий, в которых они сформировались, приспособившись к жизни.

Генетический критерий обусловливает репродуктивную (генетическую) изоляцию вида от других, даже близкородственных. Все виды имеют особые механизмы, защищающие их генофонд от притока чужеродных генов. Это достигается главным образом особенностями генотипа у особей каждого вида – количеством и строением его хромосом. Генетический критерий является наиболее значимым, так как именно он контролирует репродуктивную изоляцию вида

Первичное закрепление знаний.

Вопросы к классу.

1. О каких критериях идет речь в прочитанном отрывке?

2. О разных или об одном виде идет речь в отрывке?

3. Сделайте вывод по прочитанному отрывку.

Учитель читает отрывок.

1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.

2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок и разное количества хромасом.

Самостоятельная работа в парах

Какие критерии вида использованы при описании животных?

1. О каких критериях идет речь в прочитанном отрывке? Привести доказательства.

2. О разных или об одном виде идет речь в отрывке?

3. Сделайте вывод по прочитанному отрывку.

Лебедь-шипун часто изгибает шею в виде буквы S, а клюв и голову держит наклонно к воде. При раздражении издает характерный шипящий звук, по которому и получил свое название. Распространен лебедь-шипун на изолированных участках в средней и южной полосе Европы и Азии от южной Швеции, Дании и Польши на западе до Монголии, Приморского края и Китая на Востоке. Всюду на этой территории редок, часто пара от пары гнездится на громадном расстоянии, а во многих районах вовсе отсутствует. Населяет заросшие водной растительностью лиманы, озера, иногда даже болота, предпочитая глухие, мало посещаемые человеком.

Малый, или тундровый лебедь распространен по тундре Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на Востоке, заходя в область лесотундры и западные острова Северного Ледовитого. Для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки разбросанными по ним озерами, а также речные долины, изобилующие старицами и протоками.

Брачные игры своеобразны и проходят на суше. При этом самец ходит перед самкой, вытягивает шею, временами приподнимает крылья, издавая ими особый хлопающий звук и звонко кричит.

Какие критерии вида использованы при описании животных?

1. О каких критериях идет речь в прочитанном отрывке? Привести доказательства.

2. О разных или об одном виде идет речь в отрывке?

3. Сделайте вывод по прочитанному отрывку.

Береговая ласточка. Верх головы, шеи, спина, крылья, хвост и полоса поперёк груди серовато—бурые, горло, грудь и брюшко белые. Хвост с неглубокой вырезкой.

Какие критерии вида использованы при описании животных?

1. О каких критериях идет речь в прочитанном отрывке? Привести доказательства.

2. О разных или об одном виде идет речь в отрывке?

3. Сделайте вывод по прочитанному отрывку.

Касатик желтый- это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным кор-невищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цветки, с 6 листочками око-лоцветника.

Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах.

Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы.

Подведение итогов урока. Рефлексия. 3мин

Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Я хорошо усвоил, что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Мне пригодится в дальнейшем …………………..

Д.з . §48, вопросы 1-5 устно. Описание вида живого организма согласно критериям (форма отчета любая) .

Читайте также: