Масштаб конспект урока 6 класс география

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

6 класс Тема урока: Масштаб. Виды масштаба

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание (для сильных учащихся). Выполняют 4 учащихся. Замените слова в приведенном рассказе условными знаками.

От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3). Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11)- цели нашего пути.

2. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

- В каких ситуациях вы использовали план местности?

- Люди, каких профессий используют план местности?

- Как помогает план местности?

III. Изучение нового материала.

Предложение невыполнимого проблемного задания – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.

- Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая)

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь)

- Как выразить уменьшение?

Самостоятельное чтение § 5 п. 1 стр. 12

- Что такое масштаб?

Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

Вопросы для беседы:

- В каких ситуациях вы использовали план местности?

- Люди, каких профессий используют план местности?

- Как помогает план местности?

2. Виды масштаба:

1 : 100 1 см : 100 м 0 10 20 30 40

Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.

Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.

1 : 50 1 см на карте соответствует 50 см на местности

1 : 100 1 см на карте равен 100 см на местности

1 : 1000 1 см на карте равен 1000 см на местности

Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.

Например, в 1 см – 1 м

- А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1 : 1000000 см. Что нужно сделать? (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры. Т.е. в 1 см – 10 км)

Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов. Он показан в виде вспомогательной линейки, наносимой на карте для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный или именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.

Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.

1 : 100 - численный

в одном сантиметре один метр - именованный

IV. Закрепление изученного материала.

1. Перевести численный масштаб в именованный и наоборот:

1: 10000 в 1 см – 30 км

1 : 250000 в 1 см – 300 км

1 : 5000000 в 1 см – 1 км

2. Определите масштаб, если на плане дорога длиной 500 м изображена линией в 5 см.

3. На плане расстояние между деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100 000?

Первый этап

Перевести именованный масштаб в численный:

в 1 см – 10 м в 1 см – 200 м

в 1 см – 50 км в 1 см – 750 км

Второй этап

Перевести численный масштаб в именованный:

1 : 10000 1 : 30000

1 : 750000 1 : 100000

Третий этап

Учащиеся прошли на север 5000 м. начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

Четвертый этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1 : 3500 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см

VI . Подведение итогов урока.

- Какие знания вы сегодня повторили?

- Что узнали нового?

- Для чего нужен масштаб?

- Что научились делать на уроке?

VII . Подведение итогов урока и задание на дом: §5, задания 3 и 4 в конце параграфа выполнить письменно в тетради

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. определить расстояния на плане, с помощью линейного масштаба.

Практическая работа – определение видов масштаба

1. уметь различать разные виды масштаба, использовать, выполнять размещение п/з;

2. переводить численный масштаб в именованный и наоборот;

3. определить расстояния на плане, с помощью линейного масштаба.

Средства обучения:

Карточки – условные знаки

Опрос – диагностика усвояемости

1) что такое план местности

2) почему важно его изучать

3) с помощью чего изображают различные объекты на плане местности

4) повторить условные знаки

5) как изображена дорога, тропа, огород и т.д. на плане (с помощью масштаба)

6) что такое масштаб


7) виды масштаба

Проверка д/з - на доске задание № 3.

Закрепление: численный и именованный масштаб

1) Переведите ч.м. в и.м. в 1 см – 100 м (1 : 10 000); 0.5 км (1 : 50 000)

1 : 500 (в 1 см – 5 м)

1 : 10000 (в 1 см - 100 м)

1 : 250000(в 1 см - 2.5 км)

1 : 1 000 000(в 1 см – 10 км)

2) выбрать правильный ответ:

если числ.м. 1 : 100 000, то это означает в 1 см – 100 000 км или в 1 см – 1 000 км?.

3) если и.м. в 1 см – 50 км, то ч.м.

- или 1 : 5 000 000

Изучить прием работы с линейным масштабом. Выполнить задание 1 и 2 учебника

Проверить задание № 6 по парам.

В конце за 10 мин. Задание

1) если чис.м. 1 : 200 000, то это означает в 1 см – 200000км, в 1 см – 200 км, в 1 см – 2 км

2) если и.м. в 1 см – 25 км, то это означает 1 : 25 или 1 : 250 000 или 1 : 2 500 000

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о масштабе и его видах; научить детей пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратный.

Планируемые результаты:Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,

Предметные: называть масштаб глобуса и карты; решать задачи по переводу одного вида масштаба в другой; определять расстояния по глобусу и карте;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

12. Тип урока: открытие новых знаний

13. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

14. Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, линейка.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на работу. Мы сегодня будем работать в командной деятельности. У вас на парах есть карточка, на ней указан номер участника команды. Давайте проверим, все нашли свой номер участника? Номер один поднимите руки, номе два, три, четыре.

Установим обратную связь, если я сделаю хлопок, вы должны повторить синхронно.

Настроиться на урок. Приветствие партеров.

Мотивация, целеполагание и актуализация знаний

У вас на столах лежат бумаги, начертите в этих листках план пришкольного участка в натуральную величину.

- Почему не можете начертить карту?

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

- Посмотрите на карты (Учитель показывает карты разных масштабов). Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах?

Но как выразить уменьшение? Как называется этот способ? Предположите название темы сегодняшнего урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 6 класса. Урок изучения нового материала. В уроке используются различные формы работы: работа с картами атласа, работа с учебником, решени математических задач. Так же используются разнообразные методы и приемы работы: мозговой штурм, географический диктант, географический словарь.

Цель: формирование знаний о масштабе и его видах.

Задачи урока:

-образовательные: формировать знания о масштабах и его видах; формировать умение решать задачи с использованием разных видов масштаба, определять масштаб плана и карт по данным о расстоянии.

-развивающие: развивать логическое мышление, математический счет.

-воспитательные: воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала.

Организационный момент.

Приветствие детей, проверка подготовки учащихся к уроку, настрой учащихся на позитивную работу на уроке. Учитель акцентирует внимание учащихся на использовании математических знаний на уроке географии.

Проверка домашнего задания.

Географический диктант.

Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?

Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?

Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?

В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?

Как называется модель Земли?

Изучение нового материала.

Географический словарь.

Масштаб- величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности.

Условные знаки – азбука, с помощью которой можно прочитать план и узнать о местности, изображенной на плане.

Работа с текстом учебника.

Найти в тексте учебника виды масштаба. Прочитать.

Объяснение учителя.

Виды масштаба:

Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, 1:10000 (1см карты соответствуют 10000см на местности).

Запомни! В численном масштабе два числа всегда подаются в сантиметрах.

Именованный масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1см на карте, плане, снимке. Именованный масштаб выражается именованными числами, обозначающими длины взаимно соответствующих отрезков на карте и в реальности. Например, в 1см 5км.

Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний. Представляет прямую линию, разделенную на равные отрезки. У каждого деления линии подписываются соответствующие ему расстояния на местности.

Записать виды масштаба в тетрадь.

Мозговой штурм.

Какие единицы измерения длины вы знаете?

Чему равен 1м?

Чему равен 1км?

Как перевести см в м?

Как перевести м в км?

Дополни цепочку 1000000см = ?м =?км

Дополни цепочку 1000см = ?м

Правила перевода масштаба.

Записываем численный масштаб

1:100000 (в 1см 100000см)

Делим 100000см на 100, переводим в м (100000:100 = 1000м)

Делим на 1000м на 1000, переводим в км (1000:1000 = 1км)

Записываем именованный масштаб в 1см 1км

Изображаем линейный масштаб

Запомни! Численный масштаб можно перевести в именованный и линейный, именованный – в линейный и численный, линейный – в именованный и численный.

Работа с картами атласа.

Прочитать название карты.

Определить виды масштаба, которые используются на данной карте.

Определение расстояния на карте по масштабу.

Если необходимо узнать расстояние между двумя точками по прямой линии, измерьте соответствующий отрезок на карте при помощи линейки.

Найдите на карте указатель масштаба - обычно он расположен в правом нижнем углу.

Измеренное линейкой расстояние, выраженное в сантиметрах, умножьте на указанное на карте или рассчитанное количество метров или километров в одном сантиметре. В результате получится реальное расстояние, выраженное, соответственно, в метрах или километрах.

Реши задачу.

Определите расстояние по масштабу. От т.А до т.Б расстояние на карте 5см., масштаб карты в 1см 2км. Определите расстояние на местности.

Закрепление изученного материала.

Переведите численный масштаб в именованный.

2. Переведите именованный масштаб в численный.

А) Определите масштаб карты, если расстояние на местности 900м, а расстояние на карте 9см?

Б) Длина Волги – 3100км, Енисея – 3800км, Лены – 4300км. Изобразите размеры рек прямыми линиями в масштабе в 1мм 100км.

Читайте также: