Организация работы с правовыми информационными системами конспект

Обновлено: 04.07.2024

Современные справочно-правовые способы обработки информации. Проблемы построения информационных систем для правового обеспечения общества. Классификация видов и описание справочно-поисковых информационных систем, характеристика сферы их применения.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.10.2013
Размер файла 25,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Правовые информационные системы

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность любого современного специалиста в бухгалтерской, юридической или экономической сфере базируется на нормативных документах. Такому специалисту очень важно следить за изменениями в федеральном и региональном законодательствах, чтобы предотвратить возможные ошибки. Объем правовой информации неуклонно растет, и общее число выпущенных на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Если хранить все эти документы в бумажном виде, потребуется целая библиотека.

Выходом из этого серьезного положения является применение эффективных информационных технологий. Ведь компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации, в том числе о законах и других нормативно-правовых актах.

Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно-справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских, юридических и экономических подразделений организаций.

Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.

Компьютерные технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших объемов информации, быстрый поиск нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния.

1. ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ИС

Основные характеристики функций правовой системы сводятся к следующим моментам:

· функции правовой системы определяются ее разными целями, что, в конечном счете, связано с ролью правовой системы в обществе;

· каждая из функций правовой системы имеет собственный объект воздействия;

· реализация интегративной, коммуникативной, регулятивной функций правовой системы осуществляется через аналогичные механизмы общества в целом;

· каждая из функций правовой системы характеризуется специфическим механизмом реализации;

· все основные функции правовой системы должны иметь собственное содержание.

Сравнительная характеристика основных функций правовой системы позволяет более ярко высветить особенности интегративной функции правовой системы и выделить ее в качестве ведущей.

Если для права его главной функцией остается регулятивная функция, то для правовой системы - интегративная функция, что определяется, прежде всего, различным социальным назначением, разными целями права и правовой системы. Последняя создается для защиты и развития конституционного строя и гармоничного совершенствования всех подсистем общества. В переходный период возрастает актуальность оптимального воздействия всех сфер жизнедеятельности общественного организма, так как здесь содержится суть проблемы социальной эффективности. Все это является областью применения интегративной функции правовой системы. Ее ведущая роль по сравнению с другими функциями определяется еще и тем, что она все теснее вплетается в ткань экономической, политической, социальной, духовной сфер жизни, где интеграционные процессы приобретают особую значимость.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ИС

Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.

В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

По территориальному признаку автоматизированная информационная система (АИС) классифицируются на геоинформационные, международные, общегосударственные, областные, республиканские, окружные, городские, районные и т.д.

По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, -- автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.

Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

Так можно выделить АИС, основанные на системе нормативных правовых актов. Например, информационно-поисковые по законодательству и справочные правовые системы. Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.

С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.

Автоматизированные информационные системы принято также подразделять на полнотекстовые и фактографические.

В полнотекстовых АИС собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание. Поскольку документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель1, то указанные реквизиты являются основанием для классификации обрабатываемой информации.

Фактографическая информация -- это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на общедоступную и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.

Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС:

· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

· экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений;

· автоматизированные рабочие места (АРМ);

· автоматизированные системы управления (АСУ);

· автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО).

Использование информационно-справочных систем правовой информации в различных областях деятельности имеет свои особенности и соответственно определяет специфические задачи и требования, которые позволяют говорить о них не только как о поисковом инструменте.

Можно выделить четыре основные сферы применения этих систем:

· систематизация и исследование проблем законодательства;

Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу.

Наибольшее применение автоматизированные информационно-поисковые системы находят в правоприменительной деятельности.

3. СПРАВОЧНО-ПОИСКОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Работы по созданию общегосударственной автоматизированной системы правовой информации (ОГАСПИ) ведутся давно, с 70-х годов прошлого века. Эти работы являлись частью работ по созданию общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС).

Разрабатываются также государственные и негосударственные справочно-информационные системы.

Рассмотрим некоторые основные такие системы.

Система позволяет обновлять информационный банк пользователя новыми документами и изменениями без его полной замены. Региональные информационные центры централизованно и регулярно получают в электронном виде текущие дополнения и изменения из удаленной базы Координационного Центра Сети. Пользователь получает их по электронным или иным коммуникациям. В результате выполнения кратковременной процедуры обновления, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

Рассмотрим теперь проблемы построения информационных систем для обеспечения основных правовых систем общества.

Важная система - электронная система обеспечения заседаний Государственной Думы, которая осуществляет регистрацию депутатов, запись их на выступления, внесение предложений и поправок, подсчет голосов и определения результатов голосования.

Функционирование информационно-коммуникационной системы Совета Федерации базируется на около 200 различных базах правовой и социально-политической информации следующих направлений: нормативно-правовая; экономическая; общественно-политическая; справочная.

Информационно-аналитическое управление обеспечивает справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий Совета Федерации, анализ принятых нормативных правовых текстов и прогнозирование возможных последствий их введения в действие, выработку предложений для законодателей, подготовку различных аналитических докладов, записок и других материалов по наиболее актуальным вопросам общественно-политической жизни.

Как известно, последнюю точку в принятии закона ставит Президент РФ, поэтому в Аппарате Администрации Президента имеются структуры, участвующие в нормотворческой деятельности, например, Государственно-правовое управление.

Информационная система Министерства юстиции имеет подсистему обеспечения электронного документооборота и управления, которая должна поддерживать решение следующих задач: автоматизацию пересылки-приема документов в электронном виде; стандартизацию и унификацию документооборота и делопроизводства.

Работа системы базируется на информационных ресурсах Министерства юстиции РФ и подведомственных организаций, различных базах данных по праву, полнотекстовых документах, а также высокоскоростных коммуникационных линиях.

Основные цели деятельности информационного центра (ИЦ) системы МВД: перспективное аппаратное, программное, технологическое и коммуникационное обеспечение оперативных подразделений, а также эффективная модернизация, стандартизация и унификация обеспечений. В своей работе они опираются на интегрированные базы данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, состоящую из федерального, региональных и местных информационно-вычислительных сетей.

В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИОП РФ). Она направлена на создание единой информационной системы, способной эффективно, полно и оперативно удовлетворять информационные потребности всех уровней территориальных органов прокуратуры.

В Верховном Суде РФ внедрен банк данных судебных решений, используемый сотрудниками суда в режиме удаленного доступа.

При формировании нормативной базы информатизации судебной системы важно определиться с терминологией, организационной структурой, правами и обязанностями, субъектами права, структурой и систематизацией нормативно-правовых актов и др.

Адвокатура в своей работе опирается, в частности, на свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения информации. Эта информация - основа формирования адвокатского досье.

Используются и аудиовизуальные технологии и средства.

Системы миграционной службы бывают ведомственного, регионального, федерального и международного уровней. Информационные ресурсы этих уровней включают нормативно-правовые документы, информационные системы, другую документацию.

Используются как информационные системы общеправового характера.

Эффективная автоматизация системы невозможна без внедрения автоматизированной системы чтения, оформления и контроля паспортов, виз, приглашений и др. документации.

Одна из основных целей внедрения новых информационных технологий в налоговые системы состоит в разработке и использовании автоматизированной информационной налоговой системы (АИНС) и ее информационной, программной, технической и технологической поддержки.

АИНС - система поддержки, автоматизации интеллектуальных работ в сфере налогообложения, в частности, поиска информации, администрирования, экспертиз и экспертных оценок, суждений, принятия и поддержки решений, управления, накопления знаний.

Развитие сетевой экономики и торговли вносит много проблем в налогообложение (двойного налогообложения, эффективных государственных реестров и базы данных и др.).

Немаловажное значение имеет также и профессиональная подготовка пользователей таких систем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

справочный информация правовой

Информационно-правовые системы - организационно упорядоченные совокупности документов законодательства РФ (массивы таких документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих процессы информационно-правового обеспечения всех сфер деятельности. На сегодняшний день имеется множество Информационных систем, связанных с юридической поддержкой бизнеса и конкретной производственной деятельностью предприятия, помогающих разобраться в потоке информации. Содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Батурин, Ю.М. Информация общества, право и человек. Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь./ Ю.М. Батурин. - М.: Юридическая литература, 1988.-224с.

2) Венгеров, А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. / А.Б. Венгеров. -М.: Юридическая литература, 1978.-178с.

3) Гаврилов, О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере / О.А. Гаврилов. - НТИ. Сер. 1. 1993, № 11.

4) Гаврилов, О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов./ О.А. Гаврилов. - М.: НОРМА, 2000.-504с.

5) Информатика для юристов и экономистов / под ред. С.В. Симоновича. -М.: СПб.: Питер, 2002.-280с.

Подобные документы

Формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, технологий и средств обеспечения, разработки и применения средств связи и телекоммуникаций. Государственная политика в области информационных систем.

контрольная работа [44,6 K], добавлен 06.07.2010

Назначение и функции правовой системы "Гарант", ее основные возможности, преимущества и недостатки. Особенности использования справочно-правовой системы "Консультант Плюс". Сравнительный анализ справочных правовых систем "Гарант" и "Консультант Плюс".

реферат [3,2 M], добавлен 29.04.2014

Направления правового регулирования отношений в Интернете. Анализ места справочно-правовых систем в современной России. Ответственность за распространение недоброкачественной информации. Особенности информационной войны. Правовая основа архивного дела.

презентация [131,5 K], добавлен 20.10.2013

Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации законным способом. Установление ограничений доступа к ней только федеральными законами. Равноправие языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации.

презентация [424,4 K], добавлен 23.10.2016

Правовые проблемы виртуальной среды, особенности правоотношений в глобальной сети Интернет. Проблема формирования нового международного информационного законодательства. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет.

контрольная работа [34,2 K], добавлен 29.01.2017

Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. Ответственность за преступления в области информационных технологий. Направления правового обеспечения информационной безопасности. Порядок лицензирования средств защиты информации.

презентация [158,6 K], добавлен 11.07.2016

Исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений. Юридические свойства информации. Органы государственной власти. Разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов.

В связи с увеличением потока ежегодно издаваемых в стране федеральных, региональных и муниципальных правовых актов работа юриста (как ученого, так и практика) немыслима без использования компьютерных технологий, а также справочных правовых систем. Не владеющий основами компьютерной техники и поиска правовой информации юрист будет не способен надлежащим образом исполнять свои профессиональные обязанности: он не сможет найти и применить актуальные (то есть действующие на текущий момент) правовые предписания, окажется в тупике при необходимости изучения положений юридической (правоприменительной, интерпретационной и иной) практики и доктрины по тому или иному вопросу.

Помощь в работе со справочными правовыми системами (представление об их возможностях и роли в процессе распространения правовой информации, о понятии и структуре последней и т.п.) могут оказать специальные учебные (печатные и электронные) издания, например:

1. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М., 2009.

Получение навыков работы со справочными правовыми системами при изучении курса муниципального права позволит оперативно находить и извлекать необходимую в процессе дальнейшего обучения правовую информацию, будет востребовано и в последующей практической деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Занятие 59 для инфоурока.doc

Дисциплина: Информатика

Тема занятия: Работа с правовой поисковой системой

Вид занятия: практическое занятие

Цели занятия:

- учебная : дать общее представление о справочно-правовых системах, рассказать какие СПС существуют;

- воспитательна я: развивать умение работать с новым материалом и кратко конспектировать новый материал.

1. Общие сведения о СПС

2. Примеры СПС

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПС

Любая организация в своей повседневной деятельности опирается на нормативные акты: Федеральные и Областные законы, Указы Президента, подзаконные акты министерств и ведомств, - в настоящее время ежемесячно их издается несколько тысяч.

Даже если нужный документ удалось вовремя найти, этого обычно недостаточно. Для решения какой-то конкретной проблемы требуется еще установить все взаимосвязи найденного документа с другими нормативными актами, регулирующими данную сферу.

Ориентироваться в лавине новостей законодательства трудно даже опытному юристу. А что делать бухгалтеру, экономисту или руководителю? Ежедневно они принимают ответственные решения, требующие владения правовой информацией, для изучения которой может не хватать ни времени, ни квалификации.

Десятки тысяч предприятий, в том числе сами контролирующие органы, решают для себя эту проблему, пользуясь справочными правовыми системами (СПС).

Компьютерные справочно-правовые системы (СПС) появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система Credoc , заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако Credoc не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.

Разработка первой справочной правовой системы началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Data Corp, которая была куплена в следующем году компанией Mead Corporation и в 1973 году Mead Data Central запустила первую в мире сетевую правовую систему Lexis (сейчас LexisNexis ). В отличие от электронного каталога Credoc американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года — и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года - Австралии. На сегодняшний день число пользователей американской компании LexisNexis в более чем 60 странах мира превышает 650000. Она считается самой популярной в мире компанией, специализирующейся на распространении разнообразной юридической информации в режиме On-Line.

Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.

Компьютерные справочные правовые системы (СПС) помогают Больше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания. С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала.

Справочная правовая система - это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещенную с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации.

Хорошая справочная правовая система (СПС) - это еще и удобное средство анализа большого объема информации, позволяющее быстро найти оптимальное решение любой проблемы, связанной с налогообложением, особенностями функционирования банковской системы, спецификой работы таможенных органов и пр. на основе действующего законодательства.
Лучшие СПС не только дают возможность получить тексты документов, но и содержат консультации по применению тех или иных норм, раскрывают косвенные связи между документами.

Справочно-правовые системы за короткий срок получили широкое распространение за счет:

  • Компактность хранения всех необходимых в работе документов, аналитических материалов, а так же комментариев и консультаций.
  • СПС - это удобный инструмент поиска нужных документов. Пользуясь справочной системой, можно легко найти необходимый документ, даже не обладая сведениями о его реквизитах.
  • справочные правовые системы позволяют эффективно решать многие практические задачи , возникающие в работе различных специалистов: бухгалтеров, юристов, руководителей. Например, бухгалтеру, имеющему СПС, не обязательно копировать и вручную заполнять формы бухгалтерской и налоговой отчетности. Адвокат имеет возможность оперативно найти необходимые ему законы или примеры из судебной практики. Руководитель моментально может принять важное решение, узнав в СПС специфику выполнения той или иной нормы права в конкретном регионе.
  • Благодаря оперативному обновлению информации СПС помогает в нужный момент времени быть в курсе всех изменений в законодательстве.
  • Одной из наиболее важных особенностей справочной системе является юридическая обработка документов, благодаря которой можно быстро составить полную подборку документов по изучаемой теме, сэкономить свои силы и время на работе по поиску, систематизации и анализу правовой информации, поскольку данная работа уже проделана разработчиками конкретной СПС.

ПРИМЕРЫ СПС

На сегодняшний день наиболее распространены следующие СПС: Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс.

Направление деятельности — производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ, информационно — правовое обслуживание предприятий, общественных объединений и организаций.
Более 250 партнеров компании обслуживают сотни тысяч пользователей в 200 городах России.

Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. В настоящее время новая версия системы — ГАРАНТ Платформа F1 — является одним их основных инструментов принятия решения по правовым вопросам для многих бухгалтеров, юристов, руководителей, других специалистов в России и за рубежом.

Полный объем информационного банка системы ГАРАНТ более 1 500 000 документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение составляет около 7 000 документов.

Система ГАРАНТ — это специализированные правовые блоки по всем разделам федерального законодательства и 137 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации. В системе ГАРАНТ представлено законодательство 83 регионов Российской Федерации, а также практика 10 Федеральных Арбитражных Судов.

Специалисты отмечают следующие качества системы:

Современный интерфейс системы ГАРАНТ интуитивно понятен, элементы его внешнего вида и управления обеспечивают максимальное удобство в работе.

Каждому пользователю системы обеспечены следующие услуги:

Сегодня с системой ГАРАНТ работают структуры федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, банки, аудиторские и консалтинговые фирмы, промышленные предприятия, учебные заведения, специалисты различных предприятий и организаций. Постоянными партнерами компании являются более 500 органов власти федерального и регионального уровней. Среди них — Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, иные органы исполнительной власти Российской Федерации, высшие органы власти Москвы и других субъектов Федерации. Результатом такого сотрудничества стало заключение договоров об информационном обмене, проведение совместных акций, организация интернет-конференций и интернет-интервью, создание серии совместных разработок и многое другое.

ГАРАНТ является средством массовой информации, о чем имеет соответствующее Свидетельство Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл. 77–2137 от 3 декабря 1999 года. Среди клиентов компании ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы мира — Price Waterhouse Coopers, Deloitte Touche, Ernst Young, KPMG.

Компания "Консультант Плюс" , образованная в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс.

СПС Консультант Плюс представляет собой удобное справочное средство для работы с нормативной информацией. Информационный Банк (ИБ) системы включает в себя тексты законодательных и нормативных актов по российскому законодательству. Система КонсультантПлюс содержит миллионы документов.

Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны.

ИБ постоянно пополняется как новыми нормативными актами, так и новыми редакциями нормативных актов. Режим гипертекста или перекрестных ссылок между документами Информационного Банка облегчает работу по отслеживанию их юридической взаимосвязи. Папки позволяют длительно хранить сформированные подборки документов.

СПС Консультант Плюс состоит из набора информационных разделов. Информация , включённая в систему , структурирована по разделам ; в настоящее время в СПС КонсультантПлюс существуют следующие разделы:

ü финансовые и кадровые консультации;

ü консультации для бюджетных организаций;

ü комментарии законодательства;

ü международные правовые акты;

ü правовые акты по здравоохранению;

ü технические нормы и правила.

Интерфейс программы

При запуске программы появляется Стартовое окно, в котором можно выбрать действие по работе с программой:

- воспользоваться полем Быстрый поиск;

- открыть карточку поиска по всем имеющимся разделам;

- открыть Правовой навигатор для поиска документов по интересующим вопросам, если реквизиты документов не известны;


.

Если стартовое окно закрыто, то его можно вызвать командой Файл – Меню (Стартовое окно).

ПРИМЕР: Открыть Карточку поиска. Рассмотреть интерфейс главного окна системы.


Структура окна данной программы стандартная:

ü Строка заголовка;

ü Панель инструментов – содержит крупные кнопки с подписями, позже мы рассмотрим их назначение;

ü Рабочая область программы – состоит из карточки поиска с полями, название которых соответствует основным реквизитам документов и количества найденных документов в соответствии с введенным запросом.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ДОКУМЕНТОВ

Поиск документов в системе КонсультантПлюс осуществляется через заполнение соответствующих полей закладки Карточка поиска известными реквизитами.

Поля заполняются с помощью выбора нужного слова в словаре. Открыть словарь любого поля – выделить поле и нажать Enter или щелкнуть мышью по названию поля.

Очисть поле – выделить и нажать Delete , очистить несколько полей сразу – Ctrl + Delete .

Построить список документов - F 9.

1. Найти все ЗАКОНЫ, построить список (в списке есть действующие документы, недействующие, с внесенными изменениями)

2. Найти все ДОГОВОРА, ПОСТАНОВЛЕНИЯ;

3. Найти все документы номера, которых начинаются на 199;

Открыть нужный документ – выделить в списке и нажать Enter . Выйти из текста документа – Esc , выйти из списка документов – Esc .

Если известна точная дата принятия документа, то используется закладка Выбрать из словаря или поле Точно закладки Задать.

Если известен интервал времени, то используется переключатель Диапазон дат закладки Задать.

1. Найти все документы принятые 10.11.2021;

2. Найти все законы, принятые в ноябре 2020 года;

3. Найти все документы принятые в первом квартале 2021 года:

4. Найти все документы принятые во втором полугодии 2020 года.

Быстро найти все документы на заданную тему можно с помощью поля Тематика.

1. Найти все документы на тему Охрана труда;

2. Найти все документы на тему Изобретение;

3. Найти все документы на тему Налог:


4. Найти все документы, принятые Минобразованием РФ; Правительством РФ – поле Принявший орган.

Во многих словарях для расширения зоны поиска используется символ *.

1. Найти все документы, в названии которых встречается слово НАЛОГ; а затем слово НАЛОГ с любым окончанием;

2. Найти все документы, в названии которых встречается слово АКЦИЯ; а затем слово АКЦИЯ в любом падеже;

Для выбора нескольких слов в словаре используют операторы.

Для задания сложных выражений используют следующие логические операции;

\И; \ИЛИ; \РЯДОМ; \КРОМЕ

Для поиска словосочетаний используется условие РЯДОМ.


1. Найти все документы, в названии которых встречаются слова НАЛОГИ и ЛЬГОТЫ с любым окончанием:

2. Найти все документы, в названии которых встречается словосочетание ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ с любым окончанием.


3. Найти все документы, в тексте которых встречается словосочетание АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО с любым окончанием. Построить список, открыть текст первого документа.


Чтобы найти все действующие документы используется поле Поиск по статусу.

1. Найти все действующие законы, принятые в 2007 году;

Если известны все реквизиты документа, то быстрее всего его можно найти, заполнив поля Номер и Дата.

Найти и открыть текст следующих документов:

3. Конституция РФ;

Кодексы можно найти двумя способами:

1. Через карточку поиска (Вид документа - кодекс);

2. Через кнопку Кодексы на панели инструментов.

Найти и открыть текст Налогового кодекса (часть 1) и Бюджетного кодекса.

Рассмотрим внимательно панель инструментов программы КонсультантПлюс. Она содержит несколько полезных кнопок:

Быстрый поиск – обеспечивает быстрый поиск документов по всем разделам;

Найти статью 20 Лесного кодекса РФ:


Правовой навигатор – поиск документов по интересующему вопросу, когда не известны реквизиты;

Найти с помощью Правового навигатора материалы по ставкам налога:


Путеводители - материалы по актуальным темам;

Пример: Найти путеводитель по НДС.

Словарь терминов – словарь финансовых и юридических терминов;

Пример: Найти определение понятий – налог, ценная бумага.

Пример: просмотреть курсы доллара и евро в текущем году.

Обзоры – обзоры новых документов, включенных в КонсультантПлюс.

Пример: просмотреть анонс журналов издательства Главная книга.

Пресса и книги – поиск документов в прессе.

Пример: найти материалы по бухгалтерской отчетности организации


История поисков – история поисковых запросов, чтобы запрос отобразился в Истории поисков, необходимо построить список найденных документов – F 9.

30.Правовые информационные системы.

Правовые информационные системы являются одной из разновидностей информационных систем (ИС). Поэтому все признаки, характерные для понятия информационная система, присущи в равной степени и понятию правовая информационная система.
Следовательно, содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества.
Таким образом, правовая ИС включает в себя информацию, содержащуюся:
а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
б) в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
г) в статистических сведениях о праве;
д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов.

Информационные системы, связаны с юридической поддержкой бизнеса и конкретной производственной деятельностью предприятия, помогают разобраться в потоке информации. К ним, в частности, относятся:

  • информационно-поисковые справочные и консультационные юридические системы;
  • документарные системы, отражающие отдельные стороны документооборота (по заключённым договорам и их движению, трудовым контрактам, организационно-распорядительным актам руководства организации и пр.);
  • системы, отражающие текущую оперативную деятельность (аудиторские, криминалистические, социально-статические и др.);
  • идентификационные системы, а также подсистемы в комплексных информационных системах, ориентированные на конкретную прикладную сферу.
  • использованием оптических накопителей (CD-ROM);
  • подключением абонента к серверу в вычислительном центре постановщика информации по телефонным каналам и рассылкой дополнений по запросам пользователя по телекамуникационным каналам;
  • реализацией прямой модемной справочной службы с поиском информации в вычислительном центре постановщика информации и передачей её пользователю по телекоммуникационным каналам;
  • передачей информации по радио- и телевизионным каналам, включая использование возможностей системы “телетекст” в текстовом и графическом видах.

Отличительные особенности любой юридической справочной информационной системы:

  • прямые контакты с основными организациями- источниками нормативных актов;
  • высокая степень достоверности нормальных актов и полноты нормальной базы (по оценкам, выставленным в ходе указанного конкурса);
  • высокий уровень универсальности (обеспечения документальной поддержки по всем разделам российского законодательства);
  • наличие развитого системного аппарата поиска информации;
  • возможность формирования индивидуальных архивов, а также поддержки нормативной базы конкретной организации;
  • использование современного пользовательского интерфейса на базе Windows-приложений;
  • развитые средства доставки информации конечному пользователю;
  • высокий уровень поддержки, в том числе консалтинга.
  • поиск по реквизитам - поиск с указанием точных реквизитов документа (тип, номер документа и т.д.);
  • по ситуации – поиск с описанием реальной ситуации.
  • поиск по классификаторам — удобен для составления тематических подборок документа.
  • поиск по источнику опубликования — обеспечит быстрый доступ к документу с известным источником и датой публикации.

Читайте также: