Заголовок и основная мысль текста конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Дата:
Цель урока

  • конкретизация полученных знаний о тексте;
  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
  • обогащение речи обучающихся
  • развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на карточках предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста? Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль.(Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста)

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

4. Работа по теме урока.

Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

- Где можно посмотреть значение непонятных нам слов?

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

А теперь исходя из того, что мы только что с вами сказали о тексте, давайте сформулируем определение текст- это…

6. Закрепление.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

Прочитайте текст и выполните задания
(1) . (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому

В) Значит Г) Однако

7. Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

10. Рефлексия.


1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку.

5а класс ФГОС

Образовательная: учить находить предложения, в которых выражена основная мысль текста, её связь с заглавием.

Развивающая: формировать умение определять и формулировать тему текста.

Коррекционная: развивать письменную грамотность, внимание, познавательный интерес.

Воспитательная : воспитывать интерес к слову, к книгам.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Орг. момент.

2. Вводная часть.

- Начинаем работу в тетрадях.

Чистописание.

-Запись в тетрадях:

Дата. Классная работа.

3. Введение в тему.

- Проанализируйте конструкции (слово, предложение, текст):

2. Галку и ворону различить совсем не трудно.

3. Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

- Чем отличаются эти конструкции?

-Что такое текст? Каждый текст создаётся на определённую тему.

4. Основная часть. Изучение нового материала.

Словарная работа.

ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

-Каковы признаки текста? Перечислите.

1.Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).

2.Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т. п.).

3.Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).

4.Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея.

5.Связность изложения (по смыслу и грамматически).

6.Иногда членение текста на микротемы (абзацы).

7.У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

-Что такое тема текста?

ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

-Что такое основная мысль текста? В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

- Давайте с вами определим, о чём говориться в тексте (какова его тема)? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.

Работа с учебником.

Разбор правила, выполнение упр.29, стр.22. (один ученик работает у доски).

Проверка выполненной работы.

5. РЕФЛЕКСИЯ.

- Что нового узнали на уроке?

-С чем возникли трудности?

6. ИТОГ. Оценивание.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 120 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.06.2021 226
  • DOCX 15.3 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Швец Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику А.Д.Шмелёва по теме:

Разработала: преподаватель русского языка и литературы Е.Н.Ухлинова

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

конкретизация полученных знаний о тексте;

закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

обогащение речи обучающихся

Развивающие:

Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем работать по группам, учиться взаимосотрудничеству. Записываем в тетради

2. Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему предложения упражнения 89, заданного на дом, образуют текст? (Открывают упр.89)

Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Как ещё можно озаглавить этот текст?

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?

3. Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

4. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.122-123 и ответьте на следующие вопросы по тексту упр.89

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

5. Работа в группах.

Учитель раздаёт задания каждой группе.

Задание для 1 группы

Упр.92 текст первый

Определить тему текста 2б

Определить основную мысль текста 2б

Озаглавить текст 2б

Фонетический разбор слова из текста осенью на доске 2б

Морфемный разбор слова из текста сбрасывают на доске 2б

Задание для 2 группы

Упр.92 текст второй

1. Определить тему текста 2б

2. Определить основную мысль текста 2б

3. Озаглавить текст 2б

4. Фонетический разбор слова из текста весною на доске 2б

5. Морфемный разбор слова из текста расцвела на доске 2б

Задание для 3 группы

Упр.92 текст третий

1. Определить тему текста 2б

2. Определить основную мысль текста 2б

3. Озаглавить текст 2б

4. Фонетический разбор слова из текста крыльями на доске 2б

5. Морфемный разбор слова из текста улететь на доске 2б

Задание для 4 группы

Упр.93 текст первый

1. Определить тему текста 2б

2. Определить основную мысль текста 2б

3. Озаглавить текст 2б

4. Фонетический разбор слова из текста вьюнок на доске 2б

5. Морфемный разбор слова из текста прикоснётся на доске 2б

Максимальный балл для каждой группы: 10б

Обязательно следить за тем, чтобы староста правильно организовал работу, чтобы отчитывались ВСЕ участники группы.

Выставление оценок обсуждается со старостой.

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

- Что вы узнали на уроке?

- Что научились делать?

- Понравилось ли вам работать в группах?

- что бы вы хотели изменить или добавить?

Домашнее задание

Глава 2 пр.15 упр.95 – устно, упр. 97(3) - письменно

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 120 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.10.2017 563
  • DOCX 27.7 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ухлинова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

Список литературы

Обязательная литература:

    Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 32-35.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учитучат, однокоренными словами учитобучает).

Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.

Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.

Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.

Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.

«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

План текста

  1. Сухие берестяные трубочки.
  2. Как попал орех в трубочку?
  3. Ещё одно открытие.

По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.

Теоретический материал для углубленного изучения

То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

  1. Выберите правильный ответ из предложенного списка.

Основная мысль – это…

а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;

б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;

в) несколько предложений, объединённых по смыслу.

Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.

  1. Найдите и выделите жёлтым цветом два признака текста.

Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.

Читайте также: