Зеленая аптека конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 28.06.2024

Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красной одёжке. (Ромашка)

Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)

Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Но сначала мы сделаем гимнастику для глаз.

Логопед: Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края).

Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Логопед предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.

Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

Давайте сделаем отвары их лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.
Логопед угощает детей витаминным чаем.

Задачи:1. Расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях.

2. Развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства.

3. Развивать внимание, память, речь.

4. Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, экологическое мировоззрение.

5. Формировать бережное отношение к природе.

Материал: Лекарственные растения (подорожник, мята, ромашка, крапива, одуванчик), "Цветик - семицветик", план - карта, игрушка "Доктор Айболит".

- Ребята, вы уже много знаете о растениях, а для чего нужны растения на нашей планете?

- Растения помогают дышать, лечиться от болезней. Без растений жизнь на земле не существовала бы.

- А вы догадались, о чем написано в «Травнике"?

- За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений.

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

- О каких друзьях говорится в стихотворении?

- В стихотворении говорится о лекарственных растениях.

- Вот сегодня мы и поговорим о лекарственных растениях. Приходит Доктор Айболит.

-Здравствуй, Доктор Айболит! Почему ты такой грустный?

У меня в Африке заболели ребята,

У них ангина, скарлатина и бронхит,

И раны болят у них, а я забыл, забыл, забыл.

-О чём ты забыл,Доктор Айболит?

-Забыл, какие лекарственные растения нужны, чтобы помочь моим пациентам.

-Не расстраивайся, наши ребята тебе обязательно помогут вспомнить лекарственные растения и подобрать для твоих пациентов. Поможем Доктору Айболиту.

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались на одной из станций.

Название станции отгадаете вы в загадке

У дороги вырос лекарь,

Вдоль тропинки луговой;

Он для нас с тобой аптекарь.

Догадайся кто такой (подорожник).

- Почему его так назвали?

- Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название.

- Как еще и почему называют подорожник в народе?

- Порезник, ранник его так называют, потому что он заживляет их.

- Попутник- потому что подорожник растет у дорог.

- Почему подорожник не боится вытаптывания? Ведь по нему идут люди, животные, едут велосипеды?

- У подорожника плотные, жесткие листья, а корень сильный, ветвистый, уходит глубоко в землю.

- Как распространяется подорожник?

- Семена подорожника опадают на влажную землю и разбухают. Потом они легко прилипают к обуви, колесам машин и разносятся по округе.

Доктор Айболит- Я расскажу вам кто и как по приданию помог людям узнать о лечебных свойствах подорожника?

- Людям о лечебных свойствах подорожника помогли узнать змеи. Однажды две змеи грелись на солнышке. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея замешкалась, зазевалась, и повозка переехала ее. Другая змея уползла и вскоре принесла лист подорожника. Так люди поняли, что это лекарственное растение.

ДокторАйболит- Какие болезни лечит подорожник?

- Подорожник лечит болезни желудка, раны, порезы, мозоли, аллергию. Подорожник помогает засыпанию (дети произносят волшебные слова).

Расту в оврагах, на лугу,

Если тронешь - обожгу

- Почему крапиву назвали крапивой?

- Название крапивы связано с главными признаками крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.

- Как ее называют в народе? Почему?

- Почему крапива жжется?

Доктор Айболит- Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Если посмотреть лист крапивы под лупой, то увидим очень маленькие волоски. Каждый волосок, полон едкой жидкостью. Когда мы касаемся листка, волосок прокалывает кожу. Верхняя часть волоска отламывается и в рану попадает едкая жидкость.

- Почему крапиву назвали двудомной?

- Потому что у нее два дома. Первый дом там, где на одних кустах созревает пыльца. Ветер переносит пыльцу на другой куст, где есть небольшие цветочки. Это второй дом крапивы. И здесь созревают семена крапивы.

Доктор Айболит - Чем полезна крапива?

- В ее листьях содержится много витаминов. Крапивой лечат простуду, боли в суставах. Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут. Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы. (Дети говорят волшебные слова)

Динамическая пауза "Наши алые цветы"

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты

Что ты вдыхаешь?

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы

Простынь ерзаньем измята

Выпьем чай из листьев…. (мяты)

- А как мята получила свое название?

Доктор Айболит - В давние времена жила красавица фея, нимфа Мента. Там, где она жила воздух всегда был чист и прозрачен. Уставшим путникам она возвращала силы, больных вылечивала, старикам дарила долголетие. Злая колдунья превратила Менту в растение с нежным и холодным запахом. Позже это растение стало известно под названием Мента. А мы называем его Мята.

- Какое полезное вещество есть в мяте?

- В мяте содержится ментол. Он успокаивает и уменьшает боль. Ментол помогает в лечении сердца, насморка, ангины.

- Какие еще особые вещества есть в мяте?

- В мяте есть фитонциды. Они убивают микробов.

Доктор Айболит- А как это растение может помочь моим больным?

- Отваром мяты полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежеть дыханию и уничтожает бактерии. Она помогает при простуде, головной боли, бессоннице. Если человека укачивает в машине или на корабле, то надо подышать ароматом масла мяты и все пройдет. Если на тряпочку капнуть несколько капель мятного масла, то комары не будут подлетать - они боятся запаха мяты.

- А кто еще и для чего использует мяту?

- Мяту используют кулинары (повара). Свежие листья добавляют в салаты, супы, рыбные и мясные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей. Ее добавляют в конфеты и жвачку. (Дети говорят волшебные слова).

Стоит в поле сестричка, жёлтый глазок белые реснички (ромашка)

Его называют в народе сестрой милосердия. Есть такая примета.Если встретить в дороге ромашку поклонись ей и скажи “Здравствуй доктор”

Доктор Айболит - Каким больным сможет помочь ромашка?

Из цветков делают настой для полоскания рта и горла при ангинах, зубной боли, для промывания глаз.

Горел в траве росистой

Потом померк, потух

И превратился в пух (одуванчик)

Доктор Айболит - Какие болезни лечит Айболит?

Одуванчик применяют для возбуждения аппетита. Его молодые листья используют в качестве салата. Если сломать стебелёк одуванчика, то на месте разрыва всегда появляются млечный сок. Млечным соком смазывают мозоли, и бородавки. Из него варят варенье. Лекарства из одуванчика использует от бессоницы, от зубной боли и глазных болезней.

Доктор Айболит - Как мне собрать и сохранить все эти растения для моих больных пациентов, ведь путь до Африки не близкий.

Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это природа. Но лекарственные растения заготавливать и делать из них лекарства могут только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения надо в сухую погоду, утором, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог.

- Почему, как вы думаете?

- Растения отравлены ядовитыми веществами из выхлопных труб машин.

4. Сушить растение надо в тени.

5. Нельзя при сборе топтать соседнее растение. Рвать растение с корнем и рвать все до последнего. Почему?

3. учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В наших аптеках среди множества препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам, ребята тоже.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте, про какое лекарственное растение эта загадка:

- Стоит в поле кудряшка –

В середине золотая

Кто она такая? (Ромашка)

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением ромашки.

– Это я, ромашка. Давным-давно я к вам приехала из далекой Америки.

- Милая ромашка, а чем ты полезна?

- Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

- Ребята, так чем же полезна ромашка? (уточнение)

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

- Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением подорожника.

- Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне срочно, я помогу.

- Ребята, так чем же полезен подорожник? (уточнение)

А кто угадает это растение.

- Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (крапива)

- Это я, крапива. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, ее прикладывают к свежим ранам. А еще крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- Оказывается, и крапива лекарственное растение. Если нет подорожника рядом, рану поможет вылечить крапива.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Целебными свойствами обладают и цветки, и листья, и стебли малины. А малиновое варенье является лучшим средством при простуде.

А кто угадает это растение?

Носит этот мальчик

В беленькое платьице,

Ветерку послушное. (одуванчик)

Одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Ребята, на каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Но самая лучшая аптека – это Природа.

- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут.

(дети встают).

- Ветер налетел, стал дуть на одуванчики.

(дети раскачивают поднятыми вверх руками).

- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики.

(дети бегут в разные стороны и приседают).

- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.

(дети встают).

-Ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

А сейчас давайте познакомимся с правилами сбора лекарственных растений (СЛАЙДЫ)

- человек должен хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

- сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром.

- сушить растения надо не на солнце, а в тени.

- нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.

- не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

Люди издавно лечатся не только лекарственными растениями, но и медом.

Послушайте правила игры: пока играет веселая музыка, вы друг другу передаете бочонок. Остановилась музыка – ребенок, у которого в руках бочонок должен назвать лекарственное растение.

(проводится игра).

А сейчас, пока артисты готовятся к выступлению, девочки споют веселую песенку.

- Ребята, а сейчас пусть гости отгадают последнюю загадку:

Хоть куст у него зеленый вас ранить готов,

Там красные таблетки

Развешены на ветке,

И всем готовы помочь

От разных бед. (шиповник)

Чем полезен шиповник? (ответы детей и родителей)

Мы всех приглашаем на витаминный чай с медом в группу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ход занятия:

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Здесь присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, а теперь послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать:

Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют И лакомством бывают,
И чаем нас напоют,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их …… (растения)

- Ребята! Перечислите, мне, пожалуйста, растения, которые вы знаете?
Ответы детей (травы, кусты, деревья, цветы).
- А почему они называются растениями?
Ответы детей (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
- Ребята, а растения живые или неживые?
Ответы детей (живые)
- А почему они живые?
Ответы детей (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
- А где же растёт очень много различных растений?
Ответы детей (в лесу, на лугу, в поле, в палисаднике)
Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях.
Без растений жизнь на планете не существовала бы.
Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также им помогают лечиться от болезней.
Послушайте стихотворения про них.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарства, и таблетки.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
А может быть, кто-нибудь знает, лекарственное растение?
Ответы детей (мать - и – мачеха, подорожник, крапива, одуванчик)
Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?
Дети: Мать-и-мачеха.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке
Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?
Дети: Цветы.
Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.

К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёк качал. Раскачивают руками влево-вправо
над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! руки вверх, раскрывают пальчики.
Послушайте загадку:
Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?
Дети: Подорожник.
Воспитатель: Почему оно так называется?
Дети: Подорожник растёт около дорог.
Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян?
Ответы детей.
Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?
Дети: Он заживляет раны.
Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых.
Послушайте ещё одну загадку:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
О каком растении идёт речь?
Дети: Крапива
Воспитатель:
Но почему говорят, что крапива обжигает?
Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.
А как вы думаете, как её используют?
Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.
А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны
А теперь послушайте стихотворения и узнайте это растение:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

На лужайке, где кусты,
Ярко-желтые цветы.
С солнышком проснулись,
Сладко потянулись.
Удивились комары:
Нет цветов, одни шары,
Нежные, пушистые,
Светло-серебристые.
Мимо ветерок бежал,
Ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд
Парашютиков отряд.

Одуванчики цветы
Ослепительно желты!
И горит лужайка наша
Словно сказочная чаша,
Где на круглом донце
Расплескалось солнце!
Дети: Одуванчик
Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно.
Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.

Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.
Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Иллюстрации лекарственных трав в виде пазла, которые нужно собрать
Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто знает этот кустарник?
Дети: Малина.
Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду.
А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами?
Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.

Природа с радостью отдает нам все свои дары, а за это просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! И постараемся никогда не болеть!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Воспитатель: Какое же сейчас время года?

Воспитатель: Давайте вспомним, как пришла весна?

Дети: Стало ярко светить солнышко, снег стал таять, потекли ручьи, набухли почки, из почек появились листочки, выросла трава, распустились весенние цветы

Воспитатель: А почему так много стало птиц?

Дети: Прилетели из тёплых краёв, потому что у нас стало тепло

Воспитатель: Чем же так озабочены птицы?

Дети: Птицы вьют гнёзда.

Воспитатель: Из чего они вьют гнезда?

Дети: Из соломы, веточек, пушка.

Воспитатель: Что ещё нам подарила весна?

Дети: Цветы – одуванчики, подснежники, зелёную траву, проснулись бабочки, жучки

Воспитатель: Да, всё оживает вокруг. Лес всегда хорош, манит в любое время года. А вам хочется побывать в весеннем лесу? И мне тоже очень хочется увидеть красоту весеннего леса. Ребята в лес поедет тот, кто назовет растения.

Дети: подорожник, ромашка, крапива, шиповник, шалфей, одуванчик, иван-чай, рябина, калина, тысячелистник, багульник, мать-и-мачеха.

Дети: Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дети: Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Знаем мы без исключенья

Все целебные растения.

Воспитатель: Давайте поговорим о лечебных растениях, что они значат в жизни человека. Я думаю, что это интересно будет и нашим гостям. Говорить будем загадками.

Дети: Стоит в лесу кудряшка-

В середине золотая,

Дети: Белая корзина

Дети: В лесу растут сестрички

Золотой глазок, белые реснички

Ромашка: Это я, Ромашка. Ромашка - это название переводится как "милая простота". Давным-давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.

Воспитатель: Милая ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка: Если случится, тебе простудится.

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Настой ромашки помогает при боли в желудке.

Дети: Чай из аптечной ромашки с медом вызывает крепкий и спокойный сон.

Воспитатель: Путешествуем по лесу дальше.

Дети: Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки-

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Подорожник: Это я, Подорожник.

С названием простым и тревожным

Зовущим за отчий порог

Невзрачный цветок - подорожник

Растет у российских дорог.

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли

Невзрачный цветок - подорожник

Вот так и расту я в пыли?

Воспитатель: В стихотворении ты себя называешь врачевателем. Это что?

Дети: Это значит, я лечу. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит, беги ко мне срочно. Я помогу!

Воспитатель: Подорожником, как лекарством можно пользоваться почти сразу. Чистые листья подорожника можно прикладывать к ссадинам, ожогам, укусам насекомых.

Дети: А я хочу рассказать легенду о подорожнике. Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Воспитатель: Вот какой чудотворный сок подорожника. Он мгновенно заживляет раны.

В: Что ты делаешь мой лес?

Д: Целый день качаю кроны (движение руками вверху).

В: На кого похож ты лес?

Д: На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).

В: Почему ты зелен лес?

Д: Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).

В: Сколько лет тебе, мой лес?

Д: Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).

В: Сколько птиц ты знаешь лес?

Сколько листьев, трав и ряски

Д: Много – много их не счесть (попеременно размахивают руками).

В: А когда запел ты лес?

Д: В миг, когда возникли сказки.

Воспитатель: Загадки про лекарственные растения продолжаются!

Дети: Жжется, а не огонь

Злая, а людей лечит!

Дети: Не шмель, не оса

Дети: Не огонь, а жжется.

Дети: Какую травку и слепой знает.

Дети: Это зелье ты не тронь

Жжется больно, как огонь.

Воспитатель: Что же это?

Крапива: Ах! Не трогайте меня

Обожгу и без огня.

Воспитатель: Не стоит ругать крапиву. Сегодня мы будем ее защищать!

Чем же ты полезна крапива?

Крапива: Меня используют в пищу, во мне витаминов больше, чем в черной смородине. Из меня делают салаты, варят зеленый суп.

Дети: Ревматизм согнул вам спину

Не сидится, не лежится

А попробуйте-ка вы

Рассказ ребенка о крапиве.

Воспитатель: А сейчас необычная загадка. Пожалуйста, попробуйте чай и назовите лекарственное растение, о котором мы сейчас будем говорить (вынести поднос с настоем из шиповника).

Дети: Хоть куст у него зеленый

Вас ранить готов

Там красные таблетки

Развешены на ветке

От разных бед всем вам помочь готов.

Воспитатель: Что это за лекарственное растение?

Шиповник: Это я! Шиповник

Сижу на палочке

В красной рубашечке

Воспитатель: А чем ты полезен шиповник?

Шиповник: Ветки моих густых кустов полны острых кривых шипов, отчего меня и шиповником назвали.

Воспитатель: Вот мы с вами поговорили о лекарственных растениях, целебных травах.

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками". Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть ее чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Читайте также: