Онтогенез эмбриональный период развития конспект урока 9 класс

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Онтогенез. Эмбриональный период. 9 класс

Цель урока : Формирование знаний обучающихся об онтогенезе и изучение биологических понятий темы.

Учебно-воспитательные задачи урока:

изучить стадии онтогенеза и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;

сформировать знания о этапах эмбрионального (зародышевого) развития организмов;

в рамках подготовки к ГИА- отработать вопросы темы.

продолжить формировать умения работать с тренажерами, интернет- ресурсами;

развивать логическое мышление учащихся, речь, владение языком предмета.

3. Воспитательные:

формировать мировоззренческие представления о возникновении жизни и развитии организмов.

продолжить формировать знания о вредном воздействии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека.

4. Здоровьесберегающие

смена видов деятельности во время урока;

соблюдение правильности осанки во время урока;

Тип урока : изучение нового материала.

Педагогические технологии : информационно- коммуникативные, метод проектов.

Структура урока : организационный этап, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.

Формы урока : групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения : словесный, наглядный, частично-поисковый.

Дидактические задачи : учебные (работа с учебником, тетрадью);

УМК :

1. Таблица: “Индивидуальное развитие организмов”

2. Мультимедийная презентация

3. Комплект видеоматериалов и интерактивных таблиц

1. Организационный этап. Приветствие. Сверка учащихся по журналу.

2. Актуализация знаний

Подведение учащихся к самостоятельной формулировки цели урока.

-А что происходит после образования зиготы?

Да, сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать развитие зародыша после оплодотворения яйцеклетки.

3.Изучение нового материала:

На основании обобщения высказываний учащихся - озвучивание цели урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды;

Создание мотивации учения.

В жизни каждого человека наступает момент, когда его начинает интересовать вопрос – откуда я взялся? И чтобы решить эту проблему, он идет к самым родным на свете людям – своим родителям. Но тогда проблема появляется у мам и пап – как понятно и доступно объяснить ребенку процесс его зарождения и формирования. И сегодня мы попытаемся разобраться в процессе формирования из одной только клеточки- плода.

Демонстрация схемы: ( Слайд 1 )

(индивидуальное развитие особи от ее образования до смерти)

Эмбриональный период Постэмбриональный период

(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)

4. Работа над терминами : эмбриология, онтогенез.

Что изучает эмбриология?

Работа с книгой. Найти определение терминам: эмбриология, онтогенез (стр. 94, р.т.№107,109 с.52)

Запись в тетрадь:

Эмбриология - наука об индивидуальном зародышевом развитии организмов .

5 . Объяснение преподавателя: Название эмбриология происходит от латинских слов em brio – “из оболочек”. К предмету эмбриологии относится развитие гамет, механизмы оплодотворения, развитие многоклеточного организма от образования зиготы до смерти.

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.

Объяснение преподавателя: термин онтогенез впервые был введен в 1866 г. немецким ученым Э.Геккелем.

Образование зиготы, ее первые деления — начало индивидуального развития организма при половом размножении.

Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

6. Стадии эмбрионального развития Рассказ учителя об этапах эмбрионального развития позвоночных животных на примере ланцетника, образовании зародышевых листков и их производных.: (Слайд 2,3)

4) органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Физминутка (1,5-2 мин)

Закрепление. Групповая работа :

Ответить на вопросы:

Какой этап предшествует эмбриональному развитию?

Какой вид деления клеток характерен для эмбрионального периода?

В чем заключается биологическое значение эмбрионального периода?

(Весь организм развивается из одной клетки- зиготы, а клетки всех органов и тканей, несмотря на разнообразие строения, содержат одинаковый набор генов)

Хромосомный набор гамет человека равен 23. Определите хромосомный набор клеток на стадии гаструлы. Ответ обоснуйте.

(хромосомный набор клеток на стадии гаструлы равен 46, так как это соматические клетки, которые имеют диплоидный (двойной) набор хромосом, а гаметы всегда имеют гаплоидный (одинарный) набор хромосом)

3 группа интерактивные задания (с программной проверкой ( Слайд 7,8,9) .):

(вопросы ГИА, часть В). Работают группой на компьютере.

Оценивание учащихся )

6. Рефлексия. .Беседа по вопросам:

- Что запомнили на уцроке?

Домашнее задание: параграф 3.4, до с. 96 (постэмбриональный период), р.т.№ 108. Подготовиться к биологическому диктанту по основным понятиям и терминам параграфа. Используя текст учебника с.52 заполнить таблицу: Зародышевые листки и их производные.

Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

Тип урока – комбинированный.

  • способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
  • способствовать осознанию основного фактического материала;
  • способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
  • выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.
  • способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.
  • способствовать развитию творческого мышления;
  • способствовать развитию экологического сознания

Используемый учебник:

Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, [1] с.: ил.







– Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?
– В чем заключается сущность каждого этапа?
– В чем заключаются результаты этапа?

Раздел ЕГЭ: 3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

Онтогенез (индивидуальное развитие) включает весь период жизни особи от зиготы до смерти. Различают два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Онтогенез

Эмбриональный период

Эмбриональный период (зародышевое развитие) — период онтогенеза от образования зиготы в процессе оплодотворения до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Этапы эмбрионального периода

В процессе дробления зигота многократно делится, при этом размеры дочерних клеток-бластомеров становятся всё меньше, так как после деления они не растут. В результате дробления образуется однослойный многоклеточный зародыш — бластула. Он напоминает полый шар с эпителиальной стенкой (бластодермой) и центральной полостью (бластоцелью, или первичной полостью тела), которая заполнена жидкостью.

После дробления наступает процесс гаструляции, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности внутрь, на места будущих органов. В результате образуется гаструла. Гаструла — чашевидный зародыш, состоящий из двух слоёв (зародышевые листки): наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма). На этой стадии заканчивается развитие низших животных. Нейрула — стадия закладывания внутренних органов (полости первичной кишки, нервной пластинки, хорды в случае хордовых животных). На этом этапе происходит образование третьего зародышевого листка — мезодермы, которая формируется в виде карманов — целом (вторичная полость тела).

Органогенез — дифференцировка клеток каждого зародышевого листка. В процессе органогенеза образуются ткани и органы.

Из эктодермы формируются нервная система, органы чувств, эпителий кожи с его железами и производными структурами (волосы, перья, когти и др.), эмаль зубов. Производными мезодермы являются все виды соединительной и мышечная ткани, кровеносная, выделительная и половая системы. Из энтодермы образуются эпителий средней кишки и его придаточные железы (печень, поджелудочная железа), жабры и их производные — лёгкие, плавательный пузырь и др., а также щитовидная железа.


Органогенез у хордовых связан возникновением комплекса осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечника — и дальнейшей их дифференцировкой.

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период развития начинается рождением или выходом из яйцевых оболочек и заканчивается смертью организма.

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода — ювенильный, пубертатный и период старения.

Этапы постэмбрионального периода

1) Ювенильный, продолжается до окончания полового созревания. Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой. Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой — зависит от условий существования. У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами.

2) Пубертатный (т. е. период зрелости). У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.

3) Старение — это общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.

Смерть — это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без смерти не происходила бы смена поколений — одна из основных движущих сил эволюции.

Типы постэмбрионального развития

  • Прямое: появившийся на свет организм имеет все основные органы, свойственные взрослому, и в дальнейшем происходит только его рост и половое созревание (рептилии, птицы, млекопитающие).
  • Непрямое: эмбриональное развитие приводит к образованию личинки, отличающейся по ряду анатомических и морфологических признаков от взрослой особи (имаго у насекомых), часто ведёт иной образ жизни (лягушки, некоторые насекомые, черви).



  • Ограниченный (закрытый): происходит в определённые периоды онтогенеза, в основном до полового созревания (насекомые, птицы, млекопитающие).
  • Неограниченный (открытый): продолжается в течение всего онтогенеза, вплоть до смерти (моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

типы роста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих, амфибий, таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.

Организационный момент. (1 мин.)

Актуализация знаний. (8 мин.)

Изучение нового материала. (28 мин.)

Где содержится наследственная информация? (гены, ДНК)

Рассмотрим развитие организма бабочки. Опишите его.

Как вы думаете, зашифрованы ли в генах бабочки все метаморфозы (изменения, превращения) в ее развитии, жизни? (да)

→ индивидуальное развитие организма протекает в строгом соответствии с его наследственной информацией, т.е….

В тетрадь: Онтогенез – это процесс индивидуального развития организма, в результате которого реализуется его наследственная информация.

Клеточный цикл (между двумя делениями).

Во вновь образовавшейся клетке не всегда полностью сформированы клеточные структуры.

Для этого требуется время – созревание; За ним идет период зрелой клетки

От момента образования зиготы – до смерти.

В многоклеточном организме наблюдается несколько этапов развития – возрастных периодов. Ниже рассмотрим их подробнее.

Развитие многоклеточных организмов.

Зигота – зарождение (вылупление из яйца); прорастание семени и появление побега.

(от нескольких дней, до нескольких десятков и даже сотен, а иногда и тысяч лет – черепахи, дубы и др. организмы)

Организм испытывает количественные и качественные изменения:

Малыш похож на взрослую особь, только маленький (птицы, млекопитающие, некоторые насекомые, ракообразные)

Личинка испытывает метаморфозы до взрослой особи. Личинка не похожа на имаго.

Личинка много ест и быстро растет, передвигается, но не способна к размножению, за некоторым исключением (земноводные, многие насекомые)

На эмбриональный период способны оказывать влияние следующие факторы:

Токсины (никотин, алкоголь, наркотики)

Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению его нормального развития.

Подведение итогов. Домашнее задание. (1-2 мин.)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Элементы содержания: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гаструляция, нейрула, постэмбриональное развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Сравнение полового и бесполого размножения

1. Количество родительских особей

2. Наличие половых клеток

3. Наличие мейоза

4. Сходство потомков с родителями

5. У каких организмов встречается

6. Скорость увеличения числа
потомков

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

III. Изучение нового материала.

1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.

Онтогенез состоит из двух периодов:

1) Эмбриональный – начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.

2) Постэмбриональный – начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

2. Эмбриональный период развития.

1) При сиянии половых клеток образуется зигота.

2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы.

4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой.

5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу.

Зародышевые листки, их производные

Производные каждого листка

Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система,
передний и задний отделы кишечника

Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы

Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов

Запомните!

У преобладающего большинства организмов процесс эмбрионального развития происходит сходным образом. Большое влияние на развитие зародыша имеют факторы среды: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, наркотики), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и тому подобное. Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению нормального развития.

3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:

1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.

2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.

3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.

Постэмбриональное развитие животных


Если сравнить эмбрионы различных позвоночных животных, можно отметить, что на ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

То есть биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Что такое онтогенез?

2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.

3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде?

4. В чем смысл биогенетического закона?

Домашнее задание: § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).

Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.

Основные понятия: онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.

Обучающие:

- расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма;
- рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;
- определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.

Воспитательные:

- продолжить формирование здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к людям науки и их достижениям;
- продолжить формирование работать в коллективе, в группах.

Развивающие:

- развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
- продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений; выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи.

Оборудование:

Цель: организация деятельности учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Приветствие детей, проверка готовности класса к началу работы.

Приветствуют учителя, готовность к уроку.

4 группы по 6 человек На столах учебники, тетради, ручка, карандаш, дневник

2. Актуализация знаний

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Фронтально отвечают на вопросы.

- что такое оплодотворение?

- процесс слияния женской и мужской гамет.

- что дает начало организму при половом размножении?

- как образуется зигота?

- слиянием гаплоидных ядер гамет

- какой набор хромосом имеет зигота?

- какой процесс деления зиготы превращает ее в организм?

Что же дальше происходит с зиготой, каким изменениям подвергается организм в процессе индивидуального развития: ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.

Откройте тетради и запишите тему урока.

Записывают тему урока.

3. Изучение нового материала

Цель: рассмотреть особенности эмбрионального периода развития организмов.

Итак, для того, чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм, необходим целый ряд сложных, сменяющих друг друга превращений.

Процесс индивидуального развития организма с момента его образования при половом размножении и до конца жизни называется онтогенезом.

Записывают в тетради определение под диктовку учителя.

В онтогенезе многокле-точных животных выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный (слайд 3 компьютера). (Схема на доске.)

На доске изображена схема:


Объяснение эмбрионального периода с помощью слайдов 5, 6, 7.

Что на схеме изображено количеством знаков вопросов?

- количество слоев клеток: ? – один слой;
?? – эктодерма, энтодерма;
. – эктодерма, энтодерма, мезодерма.
(подписывают к схеме в тетради)

Из каждого зародышевого листка развиваются определенные органы и системы органов. Используя стр. 95-96 учебника, а также знания по зоологии найдите ответ на вопрос: какие органов образуются из зародышевых листков.

Работа с учебником стр. 95-96.

Ответ внесите в таблицу на обратной стороне доски (оценка 1 ученику).

На уроке мы рассмотрим процесс индивидуального развития живых организмов. Вы узнаете, как из единственной клетки, проходя сложный путь преобразований, развивается целый организм. Какие стадии жизненного цикла общие у представителей разных систематических групп. Какое воздействие оказывают факторы среды на развитие организма в зародышевом периоде.

4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Онтогенез, типы онтогенеза, эмбриональный период, постэмбриональный период, морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция, метаморфоз

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов.

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.

Эмбриональное развитие - период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

Дробление — многократное деление зиготы путем митоза.

Бластула – однослойный зародыш с полостью внутри;

Гаструляция - двухслойный зародыш

Нейрула трехслойного зародыша - появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков;

5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

3.О.Л.Ващенко "Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)

6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Эмбриональный период, именуемый эмбриогенезом, берёт начало с соединения ядер женской и мужской половых клеток и представляет собой процесс оплодотворения. Так, у тех организмов, которым свойственно внутриутробное развитие, эмбриогенез заканчивается рождением, у организмов с личиночного типа развитием – выходом из зародышевых оболочек.

Эмбриональный период развития имеет несколько стадий:

1.Зигота. При оплодотворении мужская половая клетка, достигая яйцеклетки, провоцирует её развитие. В ней начинают происходить химические и физические процессы, которые способствуют образованию симметрии яйцеклетки, ликвидации мембран ядер, в результате чего, ядра двух клеток соединяются, и образуется ДНК.

2. Дробление (первый этап развития зиготы) – начинается деление зиготы. В яйцеклетке, которая продвигается по фаллопиевой трубе, образуются борозды, благодаря чему происходит деление клеток. Образовавшиеся таким путём клетки называются морулы. Эту стадию проходят все многоклеточные организмы, которые размножаются половым путём, различным является только процесс деления клеток (радиальное, билатеральное, спиральное). Особенностью деления клеток является то, что они не растут. Этот процесс предполагает образование из одной крупной клетки (яйцеклетки) большого количества клеток мелких, с меньшим количеством цитоплазмы возле ядер. Эмбриональный период на этом не заканчивается, рассмотрим следующие стадии развития эмбриона.

3. Бластула (образование многоклеточной структуры в форме пузырька) – состоит из слоя клеток, которые именуются эмбриональными. Размер бластулы приближается к размерам яйцеклетки, поэтому при делении клеток, возрастает число ядер и ДНК.

4. Гаструляция – стадия движения клеток эмбриональных, в результате чего образуются три слоя зародышевых листов. Эта стадия характеризуется возрастанием синтеза белков и рибосом, в этот период происходит выпячивание полюса (вегетативного) внутрь бластулы, противоположные полюса соединяются, и полость бластулы ликвидируется. При этом образуется новая полость, которая получила название бластопор или первичный рот.

Таким образом, гаструляция является необходимым моментом развития эмбриона, поскольку эмбриональный период на этой стадии даёт возможность формированию его органов и тканей, а также систем организма. Следует отметить, формирование тканей и органов эмбриона в разные периоды имеют разную чувствительность к повреждающим воздействиям среды, например, к инфекциям, радиации или химическим агентам. Эти периоды повышенной чувствительности называют критическими, здесь повышается вероятность развития отклонений.

Так, эмбриональный период имеет несколько критических моментов. Рассмотрим их более детально: 1. Период бластулы (первые две недели после зачатия) – эмбрион либо погибает, либо продолжает развиваться без отклонений. В это время погибает большое количество эмбрионов (40%), которые начали своё развитие из мутированных половых клеток. 2. С двадцатого по семидесятый день после оплодотворения – период наибольшей ранимости эмбриона, поскольку начинают закладываться и формироваться все жизненно важные органы. 3. Плодный период характеризуется быстрым ростом плода. Здесь довольно часто могут возникать нарушения его развития только в тех органах, которые не закончили своего формирования. Таким образом, эмбриональный период онтогенеза характеризуется формированием и развитием эмбриона путём делением клеток, образования у него тканей, органов и систем. У различных живых организмов этот период разнится по времени, но в любом случае, начинается он с момента зачатия и заканчивается рождением новой жизни

Эктодерма - наружный слой кожи – эпителий, нервная система, эмаль зубов, производные кожи: волосы, ногти, когти, рога, копыта, чешуя рыб, пресмыкающихся, кожные железы, органы чувств: глаза, уши и др.

Энтодерма - эпителий внутренних органов: кишечника, жабр, легких. Пищеварительные железы – печень, поджелудочная железа.

Мезодерма хрящевая и костная ткань, мышцы, почки, сердечно - сосудистая система, половые железы, дентин зубов.

На развивающийся зародыш оказывает влияние окружающая среда. В большей степени эта зависимость проявляется у беспозвоночных животных. У плацентарных млекопитающих посредником между зародышем и окружающей средой является организм матери, от которого эмбрион получает питание, кислород, тепло.

Заслуга создания эволюционной эмбриологии также принадлежит замечательным русским ученым А.О. Ковалевскому, И.И. Мечникову, А.Н. Северцову, И.И. Шмальгаузену. Современным представлениям о зародышевых листках, наука обязана А.О. Ковалевскому, который обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.

Немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетического закона, согласно которому онтогенез, т.е. индивидуальное развитие вида, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида которому он относится. В 1866 Геккел вводит понятие онтогенез.

Российский ученый - академик А.Н. Северцов установил, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.

На протяжение всего времени внутриутробного развития плод, напрямую связанный с организмом матери через уникальный орган – плаценту, находится в постоянной зависимости от состояния здоровья матери.

Влияние никотина.

В последнее время ведётся много споров на тему, влияет ли курение на развитие плода. Известно, что никотин, попадающий в кровь матери, легко проникает сквозь плаценту в кровеносную систему плода и вызывает сужение сосудов. Если поступление крови в плод ограничена, то снижается его снабжение кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин ребёнок при рождении весит в среднем на 300-350г меньше нормы. Существуют и другие проблемы, связанные с курением при беременности. У таких женщин чаще происходят преждевременные роды и выкидыши на поздних сроках беременности. На 30% выше вероятность ранней детской смертности и на 50% - вероятность развитие пороков сердце у детей, чьи матери не смогли во время беременности отказаться от сигарет.

Столь же легко через плаценту проходит и алкоголь. Употребление спиртного при беременности может вызвать у ребенка состояние, известное, как алкогольный синдром плода. При этом синдроме наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия (недоразвития головного мозга), расстройства поведения (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться), снижение скорости роста, слабость мышц.

Влияние наркотических веществ.

Особенно чувствителен плод к вредному воздействию наркотических веществ. Если женщина имеет зависимость от наркотических препаратов, то её ребёнок, как правило, в эмбриональный период развитие приобретает такую же зависимость.

После рождения у него возникает синдром отмены (ломка), потому что исчезает постоянное поступление наркотика, который до этого ребёнок получал из крови матери через плаценту. Так как героин, кокаин и другие наркотики в первую очередь поражают нервную систему, у таких детей ещё в период внутриутробного развития может возникнуть поражение головного мозга, что приведёт в дальнейшем к задержке умственного развития или нарушения поведения.

Влияние лекарственных препаратов.

Лекарственные препараты, которые продаются в аптеке без рецептов, всегда тщательно проверяются на влияние вредных воздействий. Однако, если возможно, было бы желательно ограничить приём лекарств, особенно на ранних стадиях беременности и в критические для развития плода периоды, потому что многие лекарственные препараты очень легко проходят через плаценту.

Трагедия, которая потрясла Западную Европу связанна с талидомидом. Препарат в начале 60-х гг. ХХ в. выписывали многим беременным, страдающих от постоянных приступах тошноты. Довольно быстро выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорожденных, чьи матери принимали талидомид, кисти или стопы росли прямо из туловища. Степень недоразвития конечностей зависела от того, на какой стадии беременности мать принимала лекарство.

Для развития плода представляют серьёзную опасность вирусные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасны краснуха, гепатит В и ВИЧ-инфекции. В случае заражения краснухой на первом месяце беременности у 50% детей развиваются врождённые пороки: слепота, глухота, расстройства нервной системы и пороки сердца.

8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Установите последовательность стадий эмбриогенеза хордового животного.

Запишите в таблицу, соответствующую последовательность цифр

Читайте также: