Слова которые различаются количеством звуков конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала.

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: учащиеся научатся различать звуки и буквы

Регулятивные: осуществляет контроль и коррекцию результатов самостоятельной работы.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих жизненных и учебных ситуаций.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявляют учебно-познавательный интерес, расширяют кругозор.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

Меня зовут Яна Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

-Откройте тетради, заишите число, классная работа.

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Дает ежедневно Кувшин молока. Ей дай только волю

Семь дней не пройдет

Повсюду с деревьев

-Как запишем слово коза? Проговорите

Да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется.

-Как запишем слово лиса? Проговорите

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

-Как запишем слово капуста? Проговорите

Кругом вертит голова,

Ты ее узнаешь сразу, Коль заухает.

-Как запишем слово сова? Проговорите

На заводе варился,

На столе растворился.

-Как запишем слово сахар? Проговорите

— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— На какие две группы можно разделить слова?

— В каких словах мы запоминали безударную гласную?

— Как проверить безударные гласные в остальных словах?

Слова с безударной гласной, которую можно проверить, и слова с безударной гласной, которую нужно запомнить.

Капуста, осина, сахар

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

— Подберите однокоренные слова к слову звук.

— Докажите, что эти слова однокоренные.

— Какие звуки издает дождь?

— Какие звуки издает петух?

— Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились.

— Чем отличаются звуки и буквы?

-Предположите тему сегодняшнего урока.

-Какие задачи поставим?

— Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о буквах и звуках.

Звучание, звучит, звучный, зазвучал

Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем

Научиться различать звуки и буквы

4. Первичное закрепление во внешней речи

— Откройте учебники на с. 77. Прочитайте тему раздела.

— Откройте учебник на с. 78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться?

— Прочитайте. Какое настроение создают эти строки?

— Какие слова создают печальное настроение?

— Прочитайте, передайте интонацией настроение.

— Из чего состоят слова письменной речи?

— Из чего состоят слова устной речи?

— Произнесите по порядку звуки в каждом слове.

(Ответы на вопросы учебника.)

-Чем похожи слова? Чем отличаются?

-Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. Произнесите эти звуки

-Назовите слова, которые различаются одним звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

— Прочитайте на с. 79, на что нужно обратить внимание.

— Чем отличаются звуки от букв?

(Картинки на доске)

Последние листья, нагих ветвей, отряхнет

Шар — [ш] [а] [р], ложка — [л] [о] [ш] [к] [а], шарф — [ш] [а] [р] [ф], лодка — [л] [о] [т] [к] [а]

Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение

— Что показывают квадратные скобки?

— Всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи?

В чем различие в записях одного и того же слова?

-Сколько букв и сколько звуков в словах?

Какие два звука обозначены одной буквой?

У доски один обучающийся разбирает слово еж

— Чем интересна запись? Это записи звуков. Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках.

— Произнесите звуки быстро. Какие слова получились?

- Совпадет ли написание и произношение слова лампа?

— Совпадет ли написание и произношение слова роса?

Звуковую запись слова

Часто пишем не так, как слышим.

Елка-4 буквы 5 звуков, мяч-3 буквы 3 звука, гусь-4 буквы 3 звука

Еж[й о ш] ё обозначает два звука, т.к. стоит вначале, в транскрипции пишем ш, т.к. произносим.

Она в квадратных скобках.

Да. Слово пишется и слышится одинаково.

Нет. На месте звука [А] пишем букву О. Проверяем словом рОсы

Запишите слова буквами.

[паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы]

Паша, елка, роса, посуда, маска, ужи

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Чему мы учились?

— Чем отличаются звуки и буквы?

— Что такое транскрипция?

Различать звуки и буквы

Звуки мы произносим и слышим, буквы видим, пишем, читаем, называем.

Звуковая запись слов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС

развернутые планы конспекты уроков по русскому языку.


Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются.


Конспект урока по русскому языку "Состав слова" в 3 классе.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знанийФорма урока: урок- соревнованиеЦель: обобщение знаний учащихся о составе слова.Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова.


Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв.


Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять .


Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления знаний о звуках и буквах.Планируемые результаты:Предметные:Уметь различать гласные и согласные; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки;Уме.

Цель: Совершенствование навыка переноса слов по слогам.

Коррекционно-образовательные: Закрепить умение делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие: Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков, навыки грамотного письма

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать трудолюбие

Специальные: Соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим ношения очков, режим зрительной нагрузки, провести динамическую паузу.

Минутка чистописания.

- Прочитайте дату. - Давайте, все вместе прочитаем. - Откройте тетради, запишите дату в тетради.

- Посмотрите на верхнюю строчку, какая буква записана?

- Молодцы, правильно буква М.

- Сколько звуков может обозначать буква М, назовите их. (если не смогут ответить, помочь: МАШИНА – какой слышите первый звук? МИШКА – а в этом случае какой первый слышите звук?)

- Скажите, эти звуки гласные или согласные? Почему?

- Сначала строки записана заглавная буква. А для чего нам нужны заглавные буквы?

- Молодцы, давайте вместе со мной я на доске, а вы в воздухе пропишем эту букву. (объясняю написание: начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки и т.д.)

- Далее самостоятельно пропишите верхнюю строчку, обратите внимание, что расстояние между элементами должно быть у всех букв одинаковое.

- Прочитайте, какие два слова записаны ниже. ( мя-чик, мяч)

- Чем различаются эти слова по значению?

- Почему слово записано через черточку? (разделено на слоги)

- Скажите, сколько слогов в первом слове? (2)

- А почему? (два гласных звука)

- Какой первый слог? (мя)

- Второй слог? (чик)

- Почему слово мяч не разделено на слоги? (один гласный звук)

-Запишите слова по одному разу и подчеркните гласные буквы.

3. Изучение нового материала

- А кто мне скажет, чем будем заниматься на уроке?

- А для чего надо уметь делить слова на слоги?

-Откройте учебники на стр.36 упр.1

-Прочитайте слова, найдите сначала слова с одним слогом. Молодцы!

- Запишите эти слова в тетрадь.

Гимнастика для глаз

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

- Посмотрите, какие слова остались не записанными? (слова у которых два слога)

Прочитай, по цепочке, все вместе

Выпишите эти слова, разделяя на слоги для переноса.

-Рабочая тетрадь с.22

4.Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- А для чего нам надо уметь делить слова на слоги?

- Поднимите руку, кто научился это делать?

- Как определяем, сколько слогов в слове? (по количеству гласных звуков)

- На столах у вас лежат смайлики. Выберите то настроение, которое у вас сейчас. Если вам понравился урок, и всё было понятно на уроке, то поднимите смайлик улыбающийся, если были трудности, то поднимите смайлик с задумчивым лицом, если вам не понравился, то поднимите смайлик с грустным лицом.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Урок обучения грамоте по теме: Сопоставление слов, различающихся одним звуком

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный урок проводится в 1 классе по обучению грамоте. Программа "Начальная школа 21 века". Урок закрепления знаний, дети закрепляют полученные знания, на этом этапе они изучили 10 гласных букв. Конспект состоит из заданий игрового характера, все задания увлекательные, достаточно интересные


Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв. Задачи: 1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов; 2) называть буквы, обозначать звуки на письме. 3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы 4) воспитывать аккуратность, самостоятельность. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема: Звуки и буквы.

Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.

1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

2) называть буквы, обозначать звуки на письме.

3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?


- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем.что ли, в пятки!

- Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки -что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))

II. Самоопределение к деятельности

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

3. Чистописание.

Словарная работа.

На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

4. Изучение нового материала.

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (Звуки)

- Что записываем и видим? (Буквы)

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

5. Работа по теме урока.

1) Прочитайте загадку

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах.

- По каким признакам вы догадались?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)

- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)

- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?


2) Работа в парах: на карточках.

-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

- Ь и Ъ – звуков не обозначают;

- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.

- Что такое звуки?

- Что такое буквы?

- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).

- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.

7. Рефлексия.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Оцените свою работу на уроке.


(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).


- Дети, как вы думаете, какой получился у нас урок?

- Спасибо вам за работы. Все хорошо поработали.


-75%

Читайте также: