Звуки и буквы не одно и тоже 1 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель: уточнить представление о различиях между звуками и буквами; развивать.

Цель:
уточнить представление о различиях между звуками и буквами; развивать внимание, мышление, фонематический слух, мелкую моторику рук.

Буквы мы пишем, видим и называем. (повторите, пожалуйста, три раза!) Разберём.

Задание 1.Этот старый наш знакомый, Он живёт на крыше дома. Он летает на охот.

Задание 1.
Этот старый наш знакомый,
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

Задание 1.Раскололся тесный домик На две половинки И посыпались в ладони Буси.

Задание 1.
Раскололся тесный домик
На две половинки
И посыпались в ладони
Бусинки – дробинки.

Задание 1.В землю тёплую уйду, К солнцу колоском взойду, В нём таких, как я.

Задание 1.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колоском взойду,
В нём таких, как я,
Будет целая семья.

Задание 1.В полотняной стране По реке простынк Плывёт пароход То назад, то вп.

Задание 1.
В полотняной стране
По реке простынк
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!

2. БУКВЫ МЫ ВИДИМ. Посмотрите на картинку и сосчитайте количество букв, кот.

2. БУКВЫ МЫ ВИДИМ.

Посмотрите на картинку и сосчитайте количество букв, которые видите.
Сколько букв насчитали?


3. БУКВЫ МЫ НАЗЫВАЕМ. А теперь, назовите буквы, которые вы нашли на картинк.

3. БУКВЫ МЫ НАЗЫВАЕМ.

А теперь, назовите буквы, которые вы нашли на картинке. Раскрасьте названные буквы цветными карандашами.

СЫИРЛМДОЁСТ

Итак, повторим самое главное: - ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ.- БУКВЫ МЫ ВИДИМ.

Итак, повторим самое главное:

СЛЫШИМ.
- БУКВЫ МЫ

ВИДИМ.
Потренируемся отличать звуки от букв.

Задание 2. Прочтите слово. Назовите буквы, с помощью которых оно записано.

Задание 2.
Прочтите слово. Назовите буквы, с помощью которых оно записано. Затем произнесите это слово, послушайте и назовите звуки. Из которых оно состоит.

Задание 2.
1. ДОМ

Задание 2.
3. ЛИСТ

Задание 2.
4. СЫР

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛНарисуйте рядом с каждой фигурой её сестричку – двойняшк.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Нарисуйте рядом с каждой фигурой её сестричку – двойняшку. Раскрасьте.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ Если ваши пальчики устали, то можно сделать для них у.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ Поиграйте на пианино, при выполнении постарайтесь как.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на пианино, при выполнении постарайтесь как можно сильнее ударять кончиками пальцев по клавишам.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ Поиграйте на дудочке, с напряжение перебирая пальцами.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на дудочке, с напряжение перебирая пальцами.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ Поиграйте на баяне, с напряжение перебирая пальцами.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на баяне, с напряжение перебирая пальцами.

Вы, конечно, уже поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах.Царство.

Вы, конечно, уже поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах.
Царство звуков
Царство букв
звуки мы слышим
буквы мы видим

Когда мы пишем, то переводим звуки из мира слышимого в мир видимого. Мы сл.

Когда мы пишем, то переводим звуки из мира слышимого в мир видимого. Мы словно надеваем на звуки одежду в виде значков – букв.

А когда мы читаем, то делаем наоборот: переводим видимые значки в звучащие слова.

Пройдите лабиринт, собиравя буквы. Запишите печатными буквами слово, которое.

Пройдите лабиринт, собиравя буквы. Запишите печатными буквами слово, которое у вас получилось. Назовите буквы. Из которых состоит это слово.

Задание 3.
ОТВЕТ: ясли. Звуки:[й'], [а], [с], [л'], [и].

Задание 4.Там темно. Попросим папу Нам включить поярче ЛАПУ.ЛАМПУ.М

Задание 4.
Там темно.
Попросим папу
Нам включить поярче ЛАПУ.
ЛАМПУ.
М

Задание 4.Говорит Володе Коля: СТРОЙКУ получил я в школе. ТРОЙКУ С3

Задание 4.
Говорит Володе Коля:
СТРОЙКУ получил я в школе.

Задание 4.От меня сбежал КОТЁЛ На него я очень зол. КОЗЁЛЗТ

Задание 4.
От меня сбежал КОТЁЛ
На него я очень зол.

Задание 4.Любопытные мартышки Собирают с ёлок ФИШКИ. ШИШКИ.ШФ

Задание 4.
Любопытные мартышки
Собирают с ёлок ФИШКИ.

Задание 4.Здесь хорошее местечко, Протекает рядом ПЕЧКА. РЕЧКА.ПР

Задание 4.
Здесь хорошее местечко,
Протекает рядом ПЕЧКА.

Задание 4.Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят ДВЕРИ. ЗВЕРИ.ЗД

Задание 4.
Стужа. Снег. Метут метели.
Тёмной ночью бродят ДВЕРИ.

Задание 4.Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли ШАПКИ. ЛАПКИ.ЛШ

Задание 4.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли ШАПКИ.

Мишуткина академия Задание 1.Мама частенько называет своего.

Мишуткина академия
Задание 1.
Мама частенько называет своего сына женским именем. Каким?

Мила Соня Даша Таня

Мишуткина академия Задание 2.Благодаря какому оружию в русс.

Мишуткина академия
Задание 2.
Благодаря какому оружию в русском языке появилось слово СТРЕЛЯТЬ?

ПУШКЕ РУЖЬЮ ЛУКУ КОПЬЮ
Раньше слово "стрелять" употреблялось только в связи со стрелами, стрелами стреляют из лука.

Мишуткина академия Задание 3.Какого языка не существует? Н.

Мишуткина академия
Задание 3.
Какого языка не существует?

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Занятие окончено. Поделитесь,
пожалуйста, своими впечатлениями.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 777 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.03.2021 343
  • PPTX 8.1 мбайт
  • 32 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Kазакова Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение распознавать йотированные гласные в начале слова и обозначать их буквами е, ё, ю, я.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, учебник.

1. Организационный момент.

2.Чистописание.

1.Разминка мелкой моторики рук.

Из земли большую репку.

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собака Жучка.

Где же кошка, мышка-крошка?

Хоть держалась крепко,

2.Работа в тетрадях.

На доске буквы и соединения. Напомнить, как нужно правильно открывать и располагать на столе тетрадь. Вспомнить правило посадки при письме.

Слова на интерактивной доске.

Вставьте пропущенные буквы в словах: д.в.чка, м.льч.к, д.ж.рн.й.

Какие буквы пропущены в словах?

Какие они? (гласные)

Почему буквы и звуки гласные? (их можно петь, тянуть; произносятся с помощью голоса, свободно, не встречая во рту преград)

Выделите ударение, безударную гласную.

Сколько букв в слове мальчик? (7 букв)

А сколько звуков? (6 звуков)

Почему звуков меньше, чем букв

4. Актуализация знаний.

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук)

Что знаете о звуках? ( Звуки мы слышим и произносим)

Отгадайте ещё одну загадку:

На каждой страничке.

Когда их разгадают. (Буквы)

Что знаете о буквах? (Буквы мы видим, пишем, читаем)

Воздух свободно идёт через рот.

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается … (гласный)

О каком звуке последняя загадка?

О чём сегодня будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о гласных звуках и буквах. Трудно без гласных звуков. Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь.

5. Наблюдение над гласными звуками и буквами.

1) Прежде чем мы будем выполнять следующее задание, ещё раз скажите, как отличить гласные звуки от согласных?

Какие гласные звуки вы знаете? ( а, о, э, у, и, ы)

Девочка читает интересную книгу.

Из предложения выпишите гласные буквы, чтобы они не повторялись. (е, о, а, и, у, ю)

Внимательно посмотрите, скажите, каких гласных букв не хватает?

Сосчитайте и скажите, сколько гласных букв? (10)

Какие гласные – хитрые? (е, ё, ю, я)

Почему они – хитрые? (обозначают 2 звука)

Буква ю обозначает йу

В каких случаях (когда) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (когда стоят в начале слова; после гласной, после мягкого знака), ( юла, яма, лью, пью, мою, рою.)

Какие гласные буквы обозначают один звук? ( а, у, ы, о, э, и – 6 букв)

Сколько гласных звуков? ( 6 звуков)

Утром стрекоза проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

У реки остановилась.

Над водою покружилась.

7. Работа с учебником.

1)Чтение вывода с. 71.

Какие буквы обозначают два звука в начале слова?

Когда они обозначают два звука?

Какие звуки обозначает буква е? ё? ю? я?

Чтение вывода с. 32.

Сколько гласных звуков?

Сколько гласных букв?

2) Выполнение упражнения № 117.

Почему слово записано с заглавной буквы?

Какой буквой обозначены звуки на письме?

8.Самостоятельная работа

Задание: допишите слог из одной гласной заглавной буквы, чтобы получилось имя. Подчеркните вставленную заглавную букву.

Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса: Развитие лингвистических компетенций учащихся. Формирование любви и уважения к русскому языку. Развитие познавательных способностей младших школьников. Развитие творческих способностей младших школьников. Расширение кругозора учащихся.



Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.

Повысить интерес к предмету.

Активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ.

Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий

компьютер, мультимедийный проектор, презентация

карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.

набор значков для обозначения звуков.

карточки зеленого, красного цветов;

карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Русский язык непременно вам поднимет настроение.

- На нашем уроке сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.

– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваш любимый герой…( Незнайка)

– Из какого произведения он к нам пришел в гости?

2.Работа в тетради . Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.

Минутка чистописания (Слайд 2)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

– О какой букве идет речь? Что вы можете о ней сказать?

3. Проблемная ситуация.

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой речи. Вот посмотрите, перед вами несколько примеров: (Слайд 3)

ш - ш – ш р - р – р кап – кап бом – бом тик - так

Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)

4. Динамическая пауза. (Прослушивание сказки “Как звуки превратились в буквы“) (Слайд 4 )

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились

– Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?

– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? (Слайд 5)

Звуки и буквы

5. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах

Развитие зрительного внимания, артикуляции, фонематического слуха:

- Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?

- Язык, губы, зубы, голосовые связки

- Прочитайте слова: утро трава птица (Слайд 6)

- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, смотря в зеркальце, как при произнесении звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. (Зеркальце) Расскажите о своих наблюдениях.

- Солнечным утром ,когда ты видишь первую зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?

Работа в тетради ( на стр. 23 рабочей тетради прочитайте задание № 1 .

-Посовещайтесь в парах, какие слова, на ваш взгляд пропущены в предложениях.

1 вариант записывает 1 предложение; 2 вариант записывает 2 предложение

Взаимопроверка

– Какое предложение записали? Прочитайте. Проверьте (Слайд 7)

Оцените работу друг друга

Красный - Всё верно!

Зелёный - Есть недочеты.

Синий - Нужна помощь!

- Что же помогло вам записать приветствие? (буквы)

Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает:

- Какой вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)

Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:

- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.

- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.

- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:

Ударные безударные глухие звонкие

-Что мы повторяли , составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)

6. Физминутка (Слайд 8 )

Ну-ка, детки, встаньте в ряд

Звуки пусть заговорят.

с-с-с- змеиный слышен свист (руки)

ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)

ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (руки)

р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)

Мчится поезд – чух-чух-чух.

Плачет филин – ух-ух-ух.

А теперь такая шутка:

Сесть вы можете без звука.

7. Закрепление изученного материала.

А вот какая неприятная история произошла с нашим героем Незнайкой. Однажды он решил пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько он поставил стульев? Он поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33. (Слайд 9)

Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)

А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий)

Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)

Игра "Молчанка". (Слайд 10)

Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку, (ворона , аист, медведь, , иголка, заяц.)

Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята , ученик)

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

- Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)

-Какие слова нам в этом помогли? ( словарные, написание которых нужно запомнить)

Звукобуквенный анализ слов

– Какой идет сейчас месяц? (Апрель)

Давайте выполним звукобуквенный разбор этого слова и посчитаем сколько в этом слове букв (6), и звуков? (5). Почему?

- Прочитайте предложение. (Слайд 11)

В апреле весело поют капели.

- Давайте поможем объяснить Незнайке, что значит слово капель

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Поют - звукобуквенный разбор

Работа в группах:

- Возьмите карточку. Вам нужно вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова, используя слова для справок. (Слайд 12)

Звуки мы __________ и ___________.

Буквы мы ___________и ____________, .

Проверка (СЛАЙД 13) Сигналом оцениваем работу группы

Выходит Незнайка Игра “Буквы заблудились“ (Слайд 14)

– Ребята наш проказник Незнайка что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может

понять , о чем там говориться. Давайте ему поможем.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мишка дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)

- Что пожелаем Незнайке?

Проверочный тест

– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.

карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

Проверка теста. (Слайд )

– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.

– Молодцы, кто выполнил все задания.

–Хорошо , кто выполнил 2 задания!

Итог урока. (Слайд )

- Скажите, на какой главный вопрос мы помогли Незнайке ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)

- В начале урока мы перед собой поставили цели. Каких целей достигли?

Рефлексия учебной деятельности.

- Какой вид работы запомнился больше всего?

-Возьмите зеркальце , произнесите звук И.

Пусть такое позитивное настроение сопровождает вас целый день.

Урок русского языка в 1-м классе по теме "Звуки и буквы "

образовательные:

уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов;

правильно произносить звуки и называть буквы;

развивающие:

развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;

воспитывающие:

воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.

Повысить интерес к предмету.

Активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ.

Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий

компьютер, мультимедийный проектор, презентация

карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.

набор значков для обозначения звуков.

карточки зеленого, красного цветов;

карточки для индивидуальной работы.

I. Мотивация учебной деятельности (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Русский язык непременно вам поднимет настроение.

- На нашем уроке сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.

– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваш любимый герой…( Незнайка)

– Из какого произведения он к нам пришел в гости?

2.Работа в тетради . Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.

Минутка чистописания (Слайд 2)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

– О какой букве идет речь? Что вы можете о ней сказать?

3. Проблемная ситуация.

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой речи. Вот посмотрите, перед вами несколько примеров: (Слайд 3)

ш - ш – ш р - р – р кап – кап бом – бом тик - так

Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)

4. Динамическая пауза. (Прослушивание сказки “Как звуки превратились в буквы“) (Слайд 4 )

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились

– Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?

– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? (Слайд 5)

Звуки и буквы

5. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах

Развитие зрительного внимания, артикуляции, фонематического слуха:

- Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?

- Язык, губы, зубы, голосовые связки

- Прочитайте слова: утро трава птица (Слайд 6)

- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, смотря в зеркальце, как при произнесении звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. (Зеркальце) Расскажите о своих наблюдениях.

- Солнечным утром ,когда ты видишь первую зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?

Работа в тетради ( на стр. 23 рабочей тетради прочитайте задание № 1 .

-Посовещайтесь в парах, какие слова, на ваш взгляд пропущены в предложениях.

1 вариант записывает 1 предложение; 2 вариант записывает 2 предложение

Взаимопроверка

– Какое предложение записали? Прочитайте. Проверьте (Слайд 7)

Оцените работу друг друга

Красный - Всё верно!

Зелёный - Есть недочеты.

Синий - Нужна помощь!

- Что же помогло вам записать приветствие? (буквы)

Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает:

- Какой вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)

Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:

- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.

- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.

- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:

Ударные безударные глухие звонкие

-Что мы повторяли , составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)

6. Физминутка (Слайд 8 )

Ну-ка, детки, встаньте в ряд

Звуки пусть заговорят.

с-с-с- змеиный слышен свист (руки)

ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)

ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (руки)

р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)

Мчится поезд – чух-чух-чух.

Плачет филин – ух-ух-ух.

А теперь такая шутка:

Сесть вы можете без звука.

7. Закрепление изученного материала.

А вот какая неприятная история произошла с нашим героем Незнайкой. Однажды он решил пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько он поставил стульев? Он поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33. (Слайд 9)

Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)

А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий)

Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)

Игра "Молчанка". (Слайд 10)

Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку, (ворона , аист, медведь, , иголка, заяц.)

Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята , ученик)

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

- Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)

-Какие слова нам в этом помогли? ( словарные, написание которых нужно запомнить)

Звукобуквенный анализ слов

– Какой идет сейчас месяц? (Апрель)

Давайте выполним звукобуквенный разбор этого слова и посчитаем сколько в этом слове букв (6), и звуков? (5). Почему?

- Прочитайте предложение. (Слайд 11)

В апреле весело поют капели.

- Давайте поможем объяснить Незнайке, что значит слово капель

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Поют - звукобуквенный разбор

Работа в группах:

- Возьмите карточку. Вам нужно вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова, используя слова для справок. (Слайд 12)

Звуки мы __________ и ___________.

Буквы мы ___________и ____________, .

Проверка (СЛАЙД 13) Сигналом оцениваем работу группы

Выходит Незнайка Игра “Буквы заблудились“ (Слайд 14)

– Ребята наш проказник Незнайка что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может

понять , о чем там говориться. Давайте ему поможем.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мишка дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)

- Что пожелаем Незнайке?

Проверочный тест

– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.

карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

Проверка теста. (Слайд )

– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.

– Молодцы, кто выполнил все задания.

–Хорошо , кто выполнил 2 задания!

Итог урока. (Слайд )

- Скажите, на какой главный вопрос мы помогли Незнайке ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)

Читайте также: