Развитие понятия о балладе особенности содержания и формы баллады своеобразие жанра конспект 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Балладами называют лирические, эпические произведения. Они имеют выраженный бытовой или исторический сюжет. Зачастую можно встретить мифических героев, тематики мифического характера. Название появилось в эпоху средних лет, дословный перевод – танцевальные песни. Происхождение жанра относится к народным легендам, преданиям, объединяющим в себе песню с рассказом.

В русскую культуру произведения вошли очень давно, но особую страсть к ним развил Жуковский В.А. До этого направление особенно выделяли романтики в Западной Европе. Благодаря Жуковскому жанр баллада совместил в себе поэтическую красоту, романтизм, эстетику.

Характерные черты баллады

Главными темами, рассматриваемыми в творчестве Жуковского, являются сравнение добра со злом, наказание, преступление, любовь и страсть. В качестве главного героя поэт выбирает сильную личность, которая не ограничивается нравственными рамками.

В основе действий героя – личная воля, он стремится к своей личной цели. Такие личности эгоистичные, целеустремленные. Сюжет строится не столько вокруг преступного акта, сколько на его последствиях. Автор отдельно выделяет нравственный аспект, позиционируя источник наказания в качестве совести, природы, чувств.

Характерные черты баллады

Особенности жанра баллады:

  • Наличие таинственного мотива;
  • Формирование романтического, нестандартного пейзажа;
  • Переплетение фантастических событий с реальными действами;
  • Четкая сюжетная линия;
  • Эмоциональная, чувственная передача;
  • Наличие завязки, кульминации, развязки;
  • Лирика совмещается с эпическим началом;
  • Лаконичная передача мыслей, событий, персонажей;
  • Возможность использования диалогов вместо сюжетной формулировки.

Примеры известных баллад

Балладный жанр в творчестве Жуковского занимает отдельное место. Самыми известными произведениями являются:

Урок был создан для дистанционного изучения, поэтому он поделен на две части:

1 часть - теоретическая. В нее входит понятие баллады, история происхождения баллады, особенности жанра. Дети знакомятся с переводчиком и создателем баллад в России - В.Жуковским, узнают об истории создания баллады "Скупой рыцарь".

2 часть - практическая. В нее входит анализ баллады "Скупой рыцарь", ответы на вопросы по теории.

Данный материал поможет вам при проведении самостоятельной работы в рамках дистанционного обучения, но при подготовке к традиционному уроку стоит внести изменения.

ВложениеРазмер
ballada.docx 19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое баллада?

Особенности жанра:
1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.
3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами – жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие – прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором.

Баллады пользуются большой популярностью во всех странах.

Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский. Он был прекрасно образован, был поэтом, переводчиком. Царь Николай I пригласил Жуковского к своим детям в качестве наставника. Также поэт был учителем и другом А.С. Пушкина. Вот какой незаурядной личностью был Василий Андреевич Жуковский, как, впрочем, и все герои романтических произведений, над которыми работал поэт.

Текст баллады "Старый рыцарь"

Он был весной своей
В земле обетованной,
И много славных дней
Провёл в тревоге бранной.

Там ветку от святой
Оливы оторвал он;
На шлем железный свой
Ту ветку навязал он.

С неверным он врагом,
Нося ту ветку, бился,
И с нею в отчий дом
Прославлен возвратился.

Ту ветку посадил
Сам в землю он родную,
И часто приносил
Ей воду ключевую.

Он стал старик седой,
И сила мышц пропала;
Из ветки молодой
Олива древом стала.

Под нею часто он
Сидит, уединённый,
В невыразимый сон
Душою погружённый.

Над ним, как друг, стоит,
Обняв его седины,
И ветвями шумит
Олива Палестины;

И, внемля ей во сне,
Вздыхает он глубоко
О славной старине
И о земле далёкой.

Таким образом, мы познакомились с вами с жанром баллады и можем сделать вывод, что они пишутся для того, чтобы:
· перенимать историческую память поколений,
· донести до потомков память о прошлых временах,
· напомнить о недопустимости вещей, основополагающих для данного общества,
· поговорить о мистическом и философском начале нашей жизни, о смыслах бытия.

Опишите чувства, настроение, которое вы испытали после прочтения произведения. *

Кратко напишите сюжет баллады: *

Какой предмет напоминает графу о былом походе?

Вспомните Мифы Древней Греции. Какой символикой обладает оливковая ветвь? *

Как вы думаете, зачем герой привязал ветку к шлему? *

Найдите в стихотворении метафору (1 пример) *

Найдите в стихотворении сравнение (1 пример) *

Найдите в стихотворении эпитет (1 пример) *

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.

"Стилистические особенности предложений на тпримере художественного текста комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Подробная разработка урока с технологической картой и комментарием.

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.

Подробная методическая разработка урока с технологической картой и комментарием.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.


Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс

Игра- конкурс не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной .


Дистанционный урок родной русской литературы. 6 класс. Миф о Орфее и Эвридике.

Предложен материал для самостоятельного изучения древнегреческого мифа.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект онлайн-урока по литературному чтению

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

углубить знания о тематике лирики Пушкина,

совершенствовать умения анализировать поэтический текст,

развить навык выразительного чтения.

Метапредметные:

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме,

читать и слушать,

извлекать нужную информацию,

делать обобщения и выводы.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Коммуникативные:

выражать свои мысли,

аргументировать своё мнение,

учитывать разные мнения.

давать адекватную самооценку учебной деятельности,

Организационный этап

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Выполните первое задание: Прочитайте отрывок из изученного вами ранее произведения и рассмотрите иллюстрацию. Вспомните, кто автор этого произведения, как оно называется (Запишите ответ)

hello_html_m114c165f.jpg

hello_html_m211711f0.jpg

- Вспомните, к какому жанру относится данное произведение. Какие особенности характерны для произведений этого жанра? (Запишите ответ).

Актуализация знаний

- Учитель объясняет, что такое баллада (ученики видят этот текст на платформе).

Баллада (от франц. ballade — танцевальная песня) — лиро-эпический жанр, повествовательная песня или стихотворение небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладах присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого, даже трагически неразрешимого.

По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, объединяют черты рассказа и песни. Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с внешними, неподвластными им силами, т. е. с самой судьбой.

В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) балладой первоначально называли лирическую хороводную песню.

- Объясните, почему баллады относятся к лиро-эпическим жанрам (Запишите ответ).

- Подумайте, какие особенности произведения А. Пушкина позволяют отнести его к балладе (Отметить галочкой на платформе).

произведение небольшого объёма

динамичное развитие сюжета

в основе сюжета рассказ о реальном историческом персонаже

ярко выраженная позиция автора

повествование о судьбах многих героев

отсутствие эпического начала

размышления автора о творческой свободе поэта

в основе сюжета необычайный случай

присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого

hello_html_m18619772.jpg

hello_html_m1a85663a.jpg

Первичное усвоение новых знаний

- Запишите значение устаревших слов (Запишите ответ).

hello_html_4d6c4814.jpg

Физические упражнения: круговые движения руками, приседания. Упражнения для глаз: нарисовать круг в одну сторону, затем в другую, 10 раз поморгать.

Первичная проверка понимания

- Проанализируйте содержание баллады:

Как произошла встреча кудесника и князя Олега? Что рассказал кудесник о жизни князя и что предсказал ему?

Каким предстаёт князь перед читателями? А каким вы представляете себе кудесника? Опираясь на текст, опишите героев.

Как погибает князь Олег?

Как вы думаете, сбылось предсказание кудесника или князь был наказан судьбой за то, что поверил в предсказание и оставил верного коня? Объясните свой ответ.

Понравилась ли вам баллада? Какие эпизоды произвели на вас особое впечатление? (Запишите ответ).

Первичное закрепление

- Обратите внимание на то, что баллада, как и летопись, основана на историческом событии. Летопись — прозаическое произведение, баллада — поэтический текст, в котором имеется много средств художественной выразительности.

- Сопоставьте тексты баллады Пушкина и летописного сказания о смерти Олега от коня. Выясните, какие черты являются общими для баллады и летописи, чем эти жанры различаются. Внесите результаты своих наблюдений в таблицу.

hello_html_71118f90.jpg

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Баллада относится к особому жанру в мировой литературе, который зародился в средневековую эпоху. Его любили поэты, писавшие романтические произведения. Впоследствии он получил новое значение, то есть был переосмыслен. Этот жанр содержит определенные черты, которые кардинально отличают его от других типов стихотворений. Говоря о том, что такое баллада, необходимо обозначить некоторые факты.

Особенности баллады как особого жанра в русской литературе

Понятие и признаки

В различных современных словарях дано множество определений значения этого термина. Самым распространенным является следующее: баллада — это художественное стихотворение лиро-эпического характера, которое имеет хороший и насыщенный сюжет. Он повествует читателю как об исторических событиях, так и о бытовой жизни героев. Кроме того, основными действующими лицами в таких произведениях часто являются герои из мифологии.

Робин Гуд

Термин также активно используется в сольном музыкальном произведении. Он означает некое повествование вокального или инструментального типа. В литературе баллада представляет собой стихотворение, содержащее несколько строф, которые имеют строение как ритмического, так и определенного интонационного характера.

Литературный жанр, к которому относится баллада, тесно связан с различного рода фольклорными преданиями и легендами из народа. Все это привело к тому, что он стал иметь в себе как черты рассказа, так и музыки, песен. Его создателем можно по праву считать Роберта Бернса. В качестве образца для создания своих произведений он выбрал устное народное творчество.

Главный конфликт в балладных русских произведениях состоит в противостоянии личности с устоявшимися традициями. Кроме того, кульминация разворачивающихся действий не имеет экспозиции, но в конце её всегда находится некая мотивация. Она может быть представлена в виде доноса или клеветы. В дальнейшем это определяет последующие действия персонажей в балладе.

Основная идея этого литературного жанра заключается в демонстрации трагической участи человека, который живет в условиях безнравственного феодального общества, пропитанного деспотизмом, жестокостью, грубостью и бесчеловечностью. Социальные рамки вынуждают людей совершать поступки, которые в дальнейшем приводят к ужасным событиям.

Признаки баллады имеют особую уникальность, несвойственную другим литературным творениям. Среди них существуют наиболее яркие черты, составляющие особенности жанра баллады. К ним относятся следующие отличия:

Признаки баллады

  • яркое выражение чувств как самого автора, так и главных персонажей в произведении;
  • наличие яркого сюжета, который при желании писателя может быть описан в виде диалога;
  • широкое использование приема таинственности и мистики;
  • описание чего-то неведомого и неопознанного в тексте;
  • действия разворачиваются в удивительно завораживающем пейзаже.

Но главной чертой баллады выступает объединение эпических и лирических признаков, которые придают короткому тексту некую изюминку и своеобразие.

Место в русской литературе

Ахилл

Помимо написания собственных балладных произведений Жуковский также занимался активным переводом на русский язык литературных творений зарубежных писателей. К ним относятся Шиллер, Вальтер Скотт, Гете и Уланд.

Анализ творчества Жуковского

Анализ творчества Жуковского

Баллады Жуковского

  • динамичность разворачивающихся событий;
  • высокая значимость диалогов для сюжетной линии;
  • сильная передача автором чувств, которые начинают испытывать главные персонажи поэмы, читателя охватывают ужас и страх, возникающие у ребенка и его отца из-за Лесного царя;
  • наличие мистики — в основном это проявляется как из-за самого царя, так и из-за гибели младенца.

Ознакомившись с этой балладой, читатель может испытать чувство незаконченности сюжета, что придает тексту еще большую таинственность.

Таким образом, баллада в русской литературе представляет собой очень увлекательный жанр. В центре событий находится личность с характерными нравственными проблемами, социальными противоречиями и переживаниями, в то время как в сказках обычно присутствуют действия оптимистического характера, а в былинах — героические.

Стих баллады имеет большую подвижность, чем у произведений, относящихся к былинам. При прочтении это становится заметно на наиболее драматичных моментах в жизни главных действующих лиц, связанных с потерями любимых людей, переживаниями и страхами.

Творчество Жуковского

Русский балладный жанр описывает трагичную судьбу главного героя, которым является обычно женщина. Раскрываемое в художественном произведении трагическое событие может заключаться в виде преступления, которое было совершено по отношению к семье или близким родственникам. Это способствует созданию напряжения в сюжете.

Главным действующим лицам свойственны глубокие раздумья о своей судьбе и жизни. Автор в балладе часто описывает душевные терзания, например, убийцы, а также его раскаяние за совершенные деяния. Сюжетная линия произведений этого жанра призвана повествовать читателю о событиях с ярко выраженным трагическим пафосом. Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время наметилась тенденция по незаслуженному сокращению популярности балладного жанра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование навыков интерпретации художественного текста; формирова­ние опыта углублённого прочтения текста, навыков поиска и отбора нужной информации в сети интернет.

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию;

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего со­временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Предметные УУД: воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, спо­собного аргументировать.свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказыва­ния аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсужде­нии прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

формирование и развитие основ читательской компетенции;

совершенствование навыков работы с информацией;

приобретение опыта проектной деятельности.

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоя­тельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста.

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для пла­нирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной ре­чью, монологической контекстной речью.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

1 .Организационный момент

-К какому жанру относится данное произведение?

-Что вы знаете об особенностях баллады?

-Какие баллады вам известны?

БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование, основанное на пре­дании, героико-исторического или фантастического характера. Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. В русской литературе баллада появилась благодаря творчеству Василия Андреевича Жуковского и прошла сложный путь от заимствованного до истинно русского жанра, обла­дающего типичными чертами и особенностями национальной литературы.

Сюжеты баллад В.А. Жуковского, как правило, были заимствованы, од­нако ему удалось так полно отразить в них свою душу, так преобразовать их на свой лад, что они, безусловно, являются его собственными произведениями.

Wer reitet so spat durch Nacht und Wind? Meine Töchter führen den nächtlichen Reihn,

Er hat den Knaben wohl in dem Arm, «Mein Vater, mein Vater, und siehst du nicht

Er faßt ihn sicher, er halt ihn warm. dort

«Du liebes Kind, komm, geh mit mir! -

Gar schöne Spiele spiel’ ich mit dir; «Mein Vater, mein Vater, jetzt faßt er mich an!

«Mein Vater, mein Vater, und hörest du nicht, Er hält in Armen das ächzende Kind,

«Sei ruhig, bleibe ruhig, mein Kind; In seinen Armen das Kind war tot.

«Willst, feiner Knabe, du mit mir gehn? 1782 г.

Meine Töchter sollen dich warten schön; Johann Wolfgang Goethe (1749 - 1832)

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверк­нул:

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне:

I (веты бирюзовы, жемчужны струи;

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

- «О нет, мой младенец, ослышался ты:

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

- «О нет, все спокойно в ночной глубине:

«Дитя, я пленился твоей красотой:

- «Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал.

В руках его мертвый младенец лежал.

1818 г. Перевод Василия Жуковского

Жуковского. Читают обучающиеся 10,11)

Перед своим зверинцем,

С баронами, с наследным принцем,

Король Франциск сидел;

С высокого балкона он глядел

На поприще, сраженья ожидая;

За королем, обворожая

Цветущей прелестию взгляд,

Придворных дам являлся пышный ряд.

Король дал знак рукою –

Со стуком растворилась дверь,

И грозный зверь

С огромной головою,

Косматый лев Выходит;

Кругом глаза угрюмо водит;

И вот, все оглядев,

Наморщил лоб с осанкой горделивой,

Пошевелил густою гривой,

И потянулся, и зевнул,

И лег. Король опять рукой махнул –

Затвор железной двери грянул,

И смелый тигр из-за решетки пря­нул;

Но видит льва, робеет и ревет,

Себя хвостом по ребрам бьет,

И крадется, косяся взглядом,

И лижет морду языком,

И, обошедши льва кругом,

Рычит и с ним ложится рядом.

И в третий раз король махнул рукой –

Два барса дружною четой

В один прыжок над тигром очутились;

Но он удар им тяжкой лапой дал,

А лев с рыканьем встал.

Оскалив зубы, отошли,

И зарычали, и легли.

И гости ждут, чтоб битва началася.

Вдруг женская с балкона сорвалася

Перчатка. все глядят за ней.

Она упала меж зверей.

Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной

И колкою улыбкою глядит

Его красавица и говорит:

«Когда меня, мой рыцарь верный.

Ты любишь так, как говоришь,

Делорж, не отвечав ни слова,

Перчатку смело он берет

И возвращается к собранью снова.

У рыцарей и дам при дерзости такой

От страха сердце помутилось;

А витязь молодой,

Как будто ничего с ним не случилось,

Спокойно всходит на балкон;

Рукоплесканьем встречен он;

Его приветствуют красавицыны взгляды.

Но, холодно приняв привет ее очей,

В лицо перчатку ей

Он бросил и сказал:

Перед вами номинации и перечень проектов, с которыми мы познакоми­лись. Соотнесите проект с той номинацией, которой он, по вашему мнению, за­саживает.

1. Самый познава­тельный

2. Самый увлека­тельный

3. Самый креатив­ный

4. Самый удиви­тельный

5. Самый занима­тельный

6. Самый запоми­нающийся

Творческий проект «Буктрейлер к балладе Шиллера Ф. Перчатка

7. Самый неорди­нарный

8. Самый вырази­тельный

Дмитриев А. С., Колесников Б. И., Новикова H. Н. Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб. пособие - М.: Высш. шк.,1990. -367 с.

Жуковский В.А. Стихотворения и баллады. - М.: Дрофа, 2012. - 64 с.

Краткий литературная энциклопедия. В 9гг. т.2.Ч-3/Подред. Д.Л. Суркона.-М.: Совет­ская энциклопедия, 1964.-1055

Подгорная Л.И. Германия. Прогулка по федеральным землям: Пособие по странове­дению. - СПб.: КАРО, 2008 . - 496 с.

5. Фридрих Шиллер Поэзия. Биография [Электронный ресурс]. - М.: Студия Ардис, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Читайте также: