Герои и защитники отечества мхк 7 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: компьютер с проектором, презентация к уроку, учебник Г.И.Даниловой “МХК 7-9 классы”.

Ход 1-го урока

1. Начинается показ презентации. Слайд 1. Учитель объявляет тему и Слайд 2 цель уроков. Объясняет, что данная тема изучается на протяжении 3 уроков и итогом будет тестовая работа по теме.

2. Слайд 3. Вступительное слово учителя. Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны.

“Быть человеком – значит быть патриотом”, – так ставили вопрос лучшие люди Земли в прошлом и настоящем. Ещё в древних летописях сказано: “Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть”.

Слайд 4. Учитель: Народный идеал защитника Родины – храбрый, мужественный воин, милосердный, великодушный, готовый к состраданию и прощению человек. Таким идеалом стал Георгий Победоносец. С ним связывали непреходящую народную мудрость-завет: “С родной земли умри – не сходи”.

Что знаем мы об этом доблестном воине, вдохновившем многих художников на создание замечательных произведений искусства? В чём заключена непреходящая сила этого образа, не утратившего значения до наших дней?

Георгий Победоносец происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Он был отважен и храбр в битвах, поэтому ему было присвоено почётное звание старшего военачальника, который сопровождал императора в военных походах. В конце III – начале IV веков продолжались гонения на христиан. Георгий, тайно веривший в Иисуса, решил доказать своим личным примером истинность и неистребимость христианской веры. Мужественный юноша раздал бедным всё своё имущество, подарил свободу принадлежащим ему рабам и открыто объявил о своей приверженности к Христу.

Слайд 5. Учитель: Разгневанный римский император отправил некогда любимого военачальника в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь придавить тяжёлым камнем. Но и на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался твёрд духом. С достоинством он ответил императору: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой”. Изощрённые страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении. Его бросали в ров и засыпали негашёной известью, обували в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем. А он самым чудесным образом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым.

Мужественно и спокойно принял он казнь, положив свою голову под меч палача. Это случилось 6 мая 303 года. С тех пор этот день отмечается как день памяти святого великомученика Георгия.

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в его честь возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершённых чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьём и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.

Слайд 6. Учитель: Скульптурное изображение святого Георгия, выполненное итальянским мастером Донателло (13867-1466), принесло автору настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина – победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.

Храбрый и мужественный воин, облачённый в рыцарские доспехи, пристально всматривается вдаль. Он обдумывает все обстоятельства предстоящего сражения. Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряжённый взгляд бросает гордый вызов будущему противнику. Он твёрдо и уверенно стоит на земле – отсюда он не отступит ни на шаг.

Не менее известна картина “Святой Георгий, поражающий дракона” (1502 г.), выполненная начинающим художником Рафаэлем. В течение двух месяцев писал он эту изумительную по красоте и изяществу картину, предназначенную в качестве подарка английскому королю Генриху III.

Скачущий на белом коне всадник смело пронзает копьём страшное чудовище. Отчаянно пришпоривает он своего коня, поднявшегося надыбы. Доблестный воин решителен и отважен, его красивое лицо зарделось, а надетый поверх брони плащ развевается от ветра. Чудовище ещё оказывает сопротивление, но видно, что его последние минуты сочтены. Из открытой пасти раздаётся предсмертное рычание, хвост стянут в судорожном движении. На дальнем плане картины – прекрасная царица, которая непременно будет освобождена из плена этого страшного чудовища.

Слайд 7, 8. Предлагаю детям описать иконы.

Учитель: Вопрос: Какое из этих произведений произвело на вас особое впечатление?

Обучающиеся делятся своими впечатлениями об увиденном.

Слайд 9. Учитель: Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей (монеты выдавались особо отличившимся воинам), а затем стал изображаться на гербе города Москвы. В народе святого называли Егорием Храбрым – устроителем Земли Русской.

Учитель: Вопрос: Почему облик Георгия Победоносца представлен на гербе города Москвы?

3. Слайд 10. Постановка Д/З и переход по гиперссылке на Слайд 2

Ход 2-го урока

  1. Каков народный идеал защитника Родины?
  2. Кому принадлежат слова: “С родной земли умри – не сходи”?
  3. Расскажите о жизни Георгия Победоносца.
  4. Какие из произведений и почему произвели на вас особое впечатление?

2. Новый материал.

Слайд 2. Переход по гиперссылке Средневековый рыцарь Роланд на Слайд 11. Учитель рассказывает о средневековых рыцарях, кодексе чести.

Время расцвета рыцарства – XII-XIV века. Звание рыцаря – это почётный титул благородного воина, строго следующего кодексу чести, согласно которому он должен защищать своё Отечество, проявлять бесстрашие в сражениях, быть верным своему сеньору (хозяину), оберегать слабых: женщин, вдов и сирот. Рыцарский кодекс чести гласил: “Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню”.

Переход на Слайд 12. Посвящение в рыцари.

Слайд 13. Рассказ о военных навыках рыцарей. Учитель: Военные навыки рыцарей формировались и оттачивались во время турниров, проводившихся по большим праздникам или в честь какого-то знаменательного события

Вопрос детям: Что вы знаете о военных навыках рыцарей?

Слайд 14. Рассказ о турнирах сопровождается сменой картинок на слайде по щелчку. Учитель: Перед началом турнира подробно перечислялись все совершённые рыцарями подвиги, а иногда воспроизводились грандиозные сцены военных сражений. Самой распространённой формой турниров были поединки. Сражались верхом на конях притуплёнными копьями и мечами. Главной задачей было выбить противника из седла и нанести ему удар в грудь. Заканчивалось такое зрелище вручением призов победителю, который, как правило, посвящал свой подвиг даме сердца.

Слайд 15. Описание внешнего облика рыцаря: Учитель Представьте внешний облик средневекового рыцаря. Он восседает верхом на коне. Его тело защищает кольчуга с капюшоном. Позднее, с XIV века, когда было изобретено огнестрельное оружие, кольчугу сменили латы – металлические пластины, которые надёжно защищали рыцаря от ударов. Руки и ноги также закрывались металлическими чулками и перчатками. На голову одевался железный шлем с подвижным забралом, которое опускалось во время турниров и в сражениях.

Слайд 16. Оружие рыцаря. Учитель: В руках рыцарь держал меч или копьё, достигавшее четырех с половиной метров. Меч считался “самым благородным оружием”, его крестовидная форма напоминала Распятие, а шар на конце рукояти, две ручки и остриё символизировали три призвания рыцаря: защищать церковь, сражаться за короля и защищать свой народ. На щите изображались герб и девиз рыцаря.

Слайд 17. Рассказ о походах рыцарей сопровождается сменой картинок на слайде по щелчку Учитель: Жизнь средневековых рыцарей протекала в постоянных боях, впрочем, они с удовольствием пускались в опасные путешествия и походы. Смерть в бою расценивалась как подвиг мужества и геройства.

Слайд 18, 19. Учитель рассказывает о произведении литературы “Песнь о Роланде”. Главный герой, могучий и храбрый рыцарь Роланд, племянник французского короля Карла Великого, отважно защищает “милую”, “нежную” Францию:

Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
Не посрамлю я никогда свой род.
Неверным мы дадим великий бой.

Так говорит Роланд, полный решимости сражаться до конца. Его отряд окружён неприятелем во много раз превышающим по численности его войска. Враги подступают, в бою Роланд получают тяжёлую рану, но продолжает сражаться.

В последний момент он трубит в рог и подаёт знак Карлу, предупреждая его об опасности. Герой погибает, как и подобает доблестному рыцарю. Он пытается разбить свой меч, чтобы он не достался врагу. Роланд умирает, положив меч и рог себе на грудь, обратив лицо к Испании, откуда пришёл враг.

3. Вопросы для закрепления:

  1. Расскажите об идеале благородного рыцарства в средние века.
  2. Какое воплощение нашел идеал рыцарей во французском народном эпосе – “Песнь о Роланде”?
  3. В чем заключается подвиг Роланда?

2. Новый материал.

Слайд 2. Переход по гиперссылке Александр Невский на Слайд 21.

Учитель рассказывает о народном герое защитнике Земли Русской Александре Невском. Александр Невский (князь Александр Ярославич, 1220-1263) – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Причиной тому были его многочисленные военные успехи, особенно победа у реки Невы в 1240 году. С “малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. За этот подвиг он получил имя Александра Невского. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера происходит знаменитое сражение, победа в котором сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси.

Описание картины Павла Корина, написанной в 1942 году. В годы Великой Отечественной войны, тревожными ночами под сверканием лучей прожекторов, режущих небо над затемнённой Москвой, художник Павел Корин (1892-1967) обдумывал сюжет новой картины, в которой должны были воплотиться “идеи стойкости, мужества, отваги. характер гордого и непокорного народа”. Он искал примеры необычного и сильного проявления человеческого духа.

Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице - готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали – столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода.

Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они – как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения. Когда работа была закончена, Павел Дмитриевич Корин сказал: “Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост”. Зрители увидели картину в суровое военное время. Она произвела на них огромное впечатление и имела небывалый успех.

Слайд 22. Описание Александра Невского в “Житие…”

Учитель: “Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в “Житии”:

“И красив он был, как никто другой, и голос его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона”.

А вот, что рассказывает “Житие” о храбрости Александра Невского на Чудском озере:

“. Когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. и никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в стане его. И прославилось имя его во всех странах, от моря Каспийского и до гор Араратских и по ту сторону моря Балтийского и до великого Рима”.

Слайд 23. Образ героя в произведениях искусства: в скульптуре, кино.

Подробный рассказ о фильме С. Эйзенштейна “Александр Невский”

В первых эпизодах фильма перед зрителем представали картины разорённой Руси: поле, усеянное человеческими костями и ржавыми доспехами. На нём зловещие вороны справляют мрачную тризну. Страна истощена и разграблена, много её жителей томится в плену. Русь собирает последние силы для борьбы с врагом. С запада движутся крестоносцы, а с востока – орда хана Батыя. Звучит набатный колокол, и, словно из-под земли, вырастают русские воины.

Вставайте, люди русские!

На славный бой, на смертный бой!

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева (1891-1953).

На экране движутся крестьяне с вилами и косами, копьями и мечами. Наступает утро Ледового побоища. Мглистый туманный рассвет над недвижным озером. Замер русский лагерь. К нему приближается знаменитый стальной клин тевтонской “свиньи”. Лязгает, громыхает броня всадников. Расступаются ряды русских воинов перед строем крестоносцев. Ещё немного времени – и некогда непобедимые рыцари окажутся в окружении русских богатырей. Эта хитрость русского князя Александра Невского стоила неприятелю жизни.

Завязалась ожесточённая битва. В кучу смешались конные и пешие, мелькают мечи и копья. В ход идёт всё: косы и топоры, даже оглобли. Александр Невский надвинул шлем и внимательно наблюдает за боем. Теперь пора! Он ринулся на неприятельскую конницу. Звуки немецких рогов заглушают бойкие наигрыши ложечников. Властным языком музыки передаётся завет Александра Невского: “Если чужеземец посещает Русь и стучится к нам как гость, то мы охотно принимаем его. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!”

Битва закончена. Лёд озера не выдержал тяжёлых доспехов рыцарей. Цепляясь за обломки льдин, под дробные и резкие звуки ударных инструментов исчезают под водой последние крестоносцы. Фильм завершается торжественным финалом. На площади освобождённого Пскова встречают победителей. Народ празднует победу. Поют гудошники-скоморохи, звучат счастливые, радостные мелодии, высокие и звенящие: “Веселися, Русь!”

Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами. Они сделали то, что не удавалось ранее воплотить никому из предшественников .

Если есть возможность, то можно показать фрагмент фильма “Александр Невский”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок МХК в 7 классе

Тема: "Герой и защитник Отечества"(первый час)

-охарактеризовать народный идеал защитника Родины на примере Георгия Победоносца, средневекового рыцаря Роланда, Александра Невского;

-развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;

-пробудить и воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры.

Тип урока :урок-лекция.

Оборудование : компьютер с проектором, презентация к уроку, учебник Г.И.Даниловой “МХК 5-9 классы”.

Письменный опрос по предыдущим темам (на листочках по вариантам)

I .Орг. момент

Вступительное слово учителя.

-Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны.

“ Быть человеком – значит быть патриотом”, – так ставили вопрос лучшие люди Земли в прошлом и настоящем. Ещё в древних летописях сказано: “Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть”.

-Как вы думаете о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

-О защитниках Отечества

II .Постановка целей и задач урока

-Узнать, каким должен быть воин.

-Познакомиться с произведениями искусства, посвященными теме мужества, героизма и доблести.

III. Актуализация опорных знаний

Народный идеал защитника Родины – храбрый, мужественный воин, милосердный, великодушный, готовый к состраданию и прощению человек. Таким идеалом стал Георгий Победоносец. С ним связывали непреходящую народную мудрость-завет: “С родной земли умри – не сходи”.

Что знаем мы об этом доблестном воине, вдохновившем многих художников на создание замечательных произведений искусства? В чём заключена непреходящая сила этого образа, не утратившего значения до наших дней?( ученики отвечают на вопрос)

IV .Работа над темой урока

Георгий Победоносец происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Он был отважен и храбр в битвах, поэтому ему было присвоено почётное звание старшего военачальника, который сопровождал императора в военных походах. В конце III – начале IV веков продолжались гонения на христиан. Георгий, тайно веривший в Иисуса, решил доказать своим личным примером истинность и неистребимость христианской веры. Мужественный юноша раздал бедным всё своё имущество, подарил свободу принадлежащим ему рабам и открыто объявил о своей приверженности к Христу.

Разгневанный римский император отправил некогда любимого военачальника в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь придавить тяжёлым камнем. Но и на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался твёрд духом. С достоинством он ответил императору: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой”. Изощрённые страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении. Его бросали в ров и засыпали негашёной известью, обували в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем. А он самым чудесным образом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым.

Мужественно и спокойно принял он казнь, положив свою голову под меч палача. Это случилось 6 мая 303 года. С тех пор этот день отмечается как день памяти святого великомученика Георгия.

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в его честь возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершённых чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьём и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.

Скульптурное изображение святого Георгия, выполненное итальянским мастером Донателло (13867-1466), принесло автору настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина – победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.

Храбрый и мужественный воин, облачённый в рыцарские доспехи, пристально всматривается вдаль. Он обдумывает все обстоятельства предстоящего сражения. Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряжённый взгляд бросает гордый вызов будущему противнику. Он твёрдо и уверенно стоит на земле – отсюда он не отступит ни на шаг.

Не менее известна картина “Святой Георгий, поражающий дракона” (1502 г.), выполненная начинающим художником Рафаэлем. В течение двух месяцев писал он эту изумительную по красоте и изяществу картину, предназначенную в качестве подарка английскому королю Генриху III.

Скачущий на белом коне всадник смело пронзает копьём страшное чудовище. Отчаянно пришпоривает он своего коня, поднявшегося на дыбы. Доблестный воин решителен и отважен, его красивое лицо зарделось, а надетый поверх брони плащ развевается от ветра. Чудовище ещё оказывает сопротивление, но видно, что его последние минуты сочтены. Из открытой пасти раздаётся предсмертное рычание, хвост стянут в судорожном движении. На дальнем плане картины – прекрасная царица, которая непременно будет освобождена из плена этого страшного чудовища.

-Предлагаю детям описать иконы (презентация)

- Какое из этих произведений произвело на вас особое впечатление ?(обучающиеся делятся своими впечатлениями об увиденном)

Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей (монеты выдавались особо отличившимся воинам), а затем стал изображаться на гербе города Москвы. В народе святого называли Егорием Храбрым – устроителем Земли Русской.

V .Рефлексия.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какое из произведений искусства о Святом Георгии вам понравилось больше всего и почему?

VI. Домашнее задание

Герой и Защитник Отечества, слайд 1

Герой и Защитник Отечества, слайд 2

Герой и Защитник Отечества, слайд 3

Герой и Защитник Отечества, слайд 4

Герой и Защитник Отечества, слайд 5

Герой и Защитник Отечества, слайд 6

Герой и Защитник Отечества, слайд 7

Герой и Защитник Отечества, слайд 8

Герой и Защитник Отечества, слайд 9

Мужественно и спокойно принял он казнь, положив голову под меч палача. Это было 6 мая 303г. С тех пор этот день отмечается как день памяти святого великомученика Георгия.
Марторелл Бернардо: «Сцены мученичества святого Георгия. Поступила в 1904г. (Дерево, 107х53см (каждая)).

Герой и Защитник Отечества, слайд 10

Герой и Защитник Отечества, слайд 11

Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьём и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.
Древнерусская икона Георгия Победоносца. XV век.

Герой и Защитник Отечества, слайд 12

Скульптурное изображение святого Георгия, выполненное итальянским мастером Донателло (1386-1466), принесло автору настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина - победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.
Донателло. Святой Георгий. 1415-1417гг. (Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция)

Герой и Защитник Отечества, слайд 13

Герой и Защитник Отечества, слайд 14

Герой и Защитник Отечества, слайд 15

Герой и Защитник Отечества, слайд 16

Герой и Защитник Отечества, слайд 17

Святой Георгий стал идеальным образом воина - защитника Родины. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей (монеты выдавались особо отличившимся воинам), а затем стал изображаться на гербе города Москвы.
Монеты московских князей
Герб Москвы

Герой и Защитник Отечества, слайд 18

Гробница и мощи святого великомученика в Лидде (родина святого великомученика). Израиль.
В народе святого называли Егорием Храбрым - устроителем Земли Русской.

За свою более чем тысячелетнюю историю Россия воевала много. Причём, в основном, отбиваясь и защищаясь. И на этом долгом боевом пути имя её прославили многие защитники Отечества. "Царьград" постарался вспомнить о пяти самых важных из них. Хотя важны все, кто стоял за родину и народ. Но они были первыми

День защитника Отечества – гораздо более уместное название для праздника русских воинов, нежели годовщина создания одной из армий в долгой российской истории. И за эту долгую историю русская армия прославилась многими великими воинами - защитниками родины.

Кого же можно назвать в числе самых-самых, чьё участие в войнах и боевых действиях повлияло на сами судьбы России?

Таких было много. Но первая пятерка, по мнению "Царьграда", могла бы выглядеть так:

1. Великий князь Святослав Игоревич


Вообще-то, "чистым" защитником Отечества его не назовёшь. По-здоровому агрессивным был князь, как и положено молодому вождю молодой державы Средневековья, плечом и мечом раздвигающей свои границы.

Но был в его экспансии один важный эпизод, когда он не только защитил молодую Русь от угрозы со стороны региональной империи-гегемона, но и на века вперёд проложил линию её военной политики на беспокойном юге.

Речь идёт о Хазарском каганате, который владел Степью от Волги до Днепра и самим естественным этим положением был приуготован к постоянному террору против Руси на её южных границах. А она, Русь, и так жила в этих условиях на протяжении без малого тысячелетия – ещё во времена Екатерины II волны крымско-татарских охотников за добычей разоряли русские земли и угоняли людей в рабство. Так ведь и до них список был куда как длинен: печенеги, торки, половцы, монголо-татары, ногаи.

Но это всё были лишь подчас мощные, но всё же всего лишь орды, кочевнические сообщества, просто не знавшие другого способа "подняться", кроме как налёт и грабёж. И трудно даже представить, что было бы с Русью, окажись на их месте не разрозненные стаи степных пиратов, а сильное единое государство. Да с имперскими замашками: ведь каганат и приравнивался по тем временам к империи.

Но Святослав этот каганат разгромил, уничтожив как государство. И тем защитил Русь на века вперёд.

2. Илья Муромец


Да, этот герой - не исторический. Былинный герой, как и его друзья-соратники по богатырским заставам и битвам за Русь.

Но угодник Божий Преподобный Илия Муромец действительно жил в XII веке. И скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. И научная экспертиза мощей этого Илии показала большую вероятность прямой и непосредственной его идентичности с былинным Ильёй Муромцем. Инок при жизни был на голову выше среднего мужчины той эпохи, исключительно силён, с мощным руками и огромными кистями. При жизни же он получил многочисленные боевые ранения и скончался в возрасте 40–55 лет от удара копья или меча в грудь. Скорее всего, копья, потому что удар наверняка должен был пройти в грудь через щит, который и был на левой руке. Мечом такой удар нанести вряд ли возможно.

Более того, эксперты обнаружили у покойного инока даже искривление позвоночника, ущемлявшее нервы спинного мозга! Не это ли и вызвало близкое к параличу состояние, принуждавшее богатыря всё детство и молодость "сиднем сидеть"? А некие "калики перехожие" позвонок вправили, чем и подарили исключительно мощному парню возможность послужить Отечеству и народу?

А ведь ясно, что именно на службе народу и отличился Илья, раз заслужил такую добрую и многовековую память о себе. По времени жизни своей подвиги его боевые могли прийтись на 1160–1180-е годы. Значит, он мог служить в Киеве великому князю Святославу Всеволодовичу, тому, что в качестве "великого" и "грозного" говорил в "Слове о полку Игореве" печально о расколе на Руси между князьями и призывал к единству перед лицом врагов.

На деле Святослав был плоть от плоти дома Рюриковичей и в сварах и междоусобных войнах сам вволю участвовал. Но в народной памяти должны были остаться и его блестящие победы над половцами на Орели и Хороле в 1184 году, когда одних только ханов было убито и пленено 14 человек. И именно там Илья Муромец мог и творить свои былинные подвиги: "налево махнёт – улица, направо - переулочек".

Вот за эту удаль, силу, отвагу не в феодальных стычках, а в борьбе с настоящими, лютыми врагами Илья Муромец и остался в памяти народной одним из любимых защитников Отечества.

3. Евпатий Коловрат


Не исключено, что этот человек жил только в легенде. Упоминает о нём только один источник, отнюдь не документальный. Но и это хорошо – про Илью Муромца и таких документов нет. Впрочем, даже если Евпатий Коловрат и герой выдуманной легенды, это не помешало ему стать символом русской доблести и геройства при защите Отечества.

Он не смог защитить Рязань, когда на неё обрушились монголо-татары хана Батыя. Его не было тогда в городе. А если бы был, мы, возможно, никогда не узнали бы о таком человеке, - как не знаем о тысячах героических защитников Рязани, павших при её обороне.

Но Коловрат смог отомстить за своих и чужих павших. Во главе небольшого отряда выживших рязанцев и своих воинов из положенной ему по рангу боярина дружины он нагнал войско монголов и сполна отыгрался за гибель Рязани. Да, погиб. Но в сонм самых известных, самых героических защитников Отечества попал. И в том качестве, когда уже не важно, из жизни попал или из героического сказания. Всё равно остался в легенде.

4. Великий князь Александр Ярославич (Невский)


Александр Невский в дополнительных представлениях не нуждается. Просто скажем: он и его потомки остановили западную католическую экспансию на Русь. А что это значило, как раз на примере Александра Невского и видно. Ибо его современником был не менее талантливый в воинском отношении князь Даниил Галицкий. И монголо-татарская орда с одинаковой яростью прошлась и по Северо-Восточной Руси, где уже после нашествия стал великим князем Александр, и по южной, где правил Даниил.

А с запада и на того, и на другого стал давить Запад. Всеми средствами – и военными, и дипломатическими.

Александр эти поползновения отверг, а Западу наподдавал очень болезненной памяти, а для надёжности пошёл на вассалитет к Орде. Даниил же тоже никуда не делся от ордынского вассалитета, но с Западом хитрил и заигрывал, рассчитывая что-то урвать. Урвал. Корону короля.

Вот только по итогам такой политики южная Русь свой суверенитет утеряла напрочь, превратившись сперва в ордынскую, потом в литовскую, а в конце уже и польскую провинцию. А вот Русь северо-восточная, сначала Владимирская, затем Московская, суверенитет, самостоятельность и веру свою сохранила. Далее окрепла, из вассалитета не только вышла, но и Орду уничтожила, а в конечном итоге и Русь в прежних границах восстановила, освободив её временно отторгнутую юго-западную часть.

5. Великий князь Дмитрий Иванович (Донской)


Дмитрий Донской ещё менее нуждается в напоминании о его роли защитника Отечества, нежели Александр Невский. Куликовская битва – этим всё сказано.

Нет, он не сбросил до конца вассалитета Орде. Не потому, что не смог, хотя кое-кто так думает из-за того, что два года спустя хан Тохтамыш Москву сжёг, а Дмитрия заставил вновь платить дань. В конце концов, Москва пала, с точки зрения и военной, и политической, случайно: князь уехал срочно собирать войска для отпора, но сами жители, отбив первый штурм, перепились на радостях, поверили татарским парламентёрам и впустили врага в город. И даже смертью своею вину не искупили, перечеркнув глупостью и пьяным куражом своим результаты общенародного подвига на поле Куликовом.

Главное, почему Русь осталась вассалом Орды, - в той малоизвестной детали, что едва ли не половину – а может, и больше - войска Тохтамыша составляли воины, добровольцы и просто охочие люди из Нижегородского княжества. Они и пропустили карателей, и навели их, дороги в обход застав указав, и москвичей уговаривали впустить татар "городом полюбоваться". Не дорос, получается русский народ до осознания своего общего интереса, своего русского единства. И надо, было, значит, ещё вызреть этому осознанию. Ещё век.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: