Биология позвоночные конспект 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока : сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение понятий хорда, череп, позвоночник, бесчерепные, ланцетники, черепные. Выделить существенные признаки особенности строения хордовых животных. Научиться классифицировать и различать животных подтипов Бесчерепные и Черепные.

Познавательные: выделять объекты и процессфы с точки зрения целого и частей; строить рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: работая в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Этапы урока :

V. Организация начала занятий. Приветствие, фиксация отсутствующих; проверка подготовленности классного помещения; организация внимания школьников; раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

VI. Этап проверки выполнения домашнего задания. 1. Проверить заполнение таблицы.

2. Фронтальный опрос:

Какие особенности жизни перепончатокрылых не свойственны другим отрядам?

Каково значение пчел в природе и жизни человека?

Как пчелы узнают дорогу к местам с обилием цветущих растений медоносов?

Муравьи. Чем они интересны?

VII. Подготовка к основному этапу занятия. Формулировка целей урока вместе с учащимися

VIII. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Общая характеристика. Имеют внутренний осевой скелет - хорду, которая заменяется костным или хрящевым скелетом. Слайд 2 хорда - это длинный эластичный продольный тяж, который затем заменяется позвоночником. Над хордой располагается нервная система. Сначала она имеет вид трубки, потом заменяется головным и спинным мозгом. У всех хордовых закладываются в глотке жаберные щели, которые остаются на всю жизнь только у первичноводных животных. У остальных они заменяются легкими. Слайд 3 Двусторонняя симметрия; Нервная система – трубчатый тяж, в передней части – головной мозг; Пищеварительная система под хордой; Кровеносная система замкнутая. Слайд 4 хордовые : низшие (ланцетник, минога, миксина) и высшие (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Слайд 5 тип хордовые : п/т Бесчерепные, п/т Асцидии, п/т Черепные или Позвоночные. Слайд 6 строение ланцетника. Слайд 7 работа по рядам. § 20 учебника, дети читают и фиксируют в тетради 1 ряд п/т Бесчерепные. Класс ланцетники. Внешнее строение: Длина 1-8 см; Непарный спинной плавник, хвостовой плавник; Покрыты слизью. Внутреннее строение Хорда Над хордой нервная трубка со светочувствительным клетками; Под хордой пищеварительная система; Раздельнополые, оплодотворение наружное. Значение: фильтраторы воды, являются пищей для многих водных позвоночных. Беззащитны. Азиатский ланцентник служит объектом специального промысла. Слайд 8 2 ряд п/т Черепные позвоночные. Группа животных имеющая скелет головы, позвоночник. Усложняются органы чувств, совершенствуются органы слуха и зрения. 3 ряд слайд 9 класс Круглоротые. Слайд 10 Хорда в течение всей жизни; Рот круглый с присосками; Роговые зубы и язык; Орган обоняния – ноздря.

V. Первичное понимание усвоение материала.

- Почему ланцетник – это низшее хордовое животное?

- Почему ланцетник относится к подтипу Бесчерепные?

- Как приспособлен ланцетник к подземно –донному образу жизни?

- Какое значение имеет ланцетник в природе и жизни человека?

- Какие ещё животные относятся к низшим хордовым

VI. Закрепление знаний и способов действий.

№1 Что общего в значении хорды у хордовых животных и хитинового панциря у членистоногих?

(выполняют роль скелета)

№2 В чём отличие скелета высших и низших хордовых?

(в отличие от низших, у высших хордовых хорда есть только на зародышевой стадии, а затем она заменяется хрящевым или костным позвоночником)

№3 Каково происхождение головного мозга у высших хордовых?

(нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг)

№4 Можно ли встретить ланцетника в Балтийском море?

(нет, так как они обитают в тёплых морях)

(как и ланцетник круглоротые имеют хорду в течении всей жизни, но по общему строению они ближе к рыбам, так как имеют череп, головной мозг, сердце, жабры)

VII. Этап рефлексии учебной деятельности. Слайд 11 Составление синквейна (коллективная работа)

Хорда

Укрепляет, поддерживает, защищает

В процессе эволюции превращается в позвоночник

VIII. Информация о дом задании. Слайд 12 параграф 20 читать, пересказывать, знать определения. Стр 96 №4 устно. Зарисовать внутреннее строение ланцетника, подписать органы, пример в интернете.

Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.

Позвоночные освоили все среды обитания и распространены по всему земному шару. Они активно передвигаются и способны перемещаться на большие расстояния. Уровень развития позвоночных значительно выше по сравнению с бесчерепными.

У взрослых животных хорда замещается более прочным позвоночником . Развился череп , который служит защитой для головного мозга. Формируются парные конечности : у рыб — парные плавники, у наземных позвоночных — пятипалые конечности.

Скелеты_2 (2).jpg

У позвоночных из нервной трубки образуется головной и спинной мозг , в головном мозге выделяется \(5\) отделов . У них более совершенные органы чувств: глаза с хрусталиком, органы слуха с усиливающими звук слуховыми косточками и перепонками (у большинства), а также органы вкуса, осязания, обоняния.

Кровеносная система позвоночных, как и всех хордовых, замкнутая . В отличие от бесчерепных у позвоночных в кровеносной системе появляется мускулистое сердце .

Классы животных.jpg

Все позвоночные раздельнополые . Наблюдается половой диморфизм. Зародыши у них развиваются в яйце или внутри тела самки. У многих видов выражена забота о потомстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач.

4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и

1.Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

2.Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

1 Исакова Ольга Николаевна.

3 Должность учитель

4 Предмет биология. 5 Класс 7-й.

8 Цель урока: Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления и разноуровневого обучения

Раскрыть особенности внешнего строения земноводных, связанное с жизнью в воде и на суше, размножение в воде,

происхождение от древних кистеперых рыб. Раскрыть многообразие земноводных

В связи с их приспособленностью к средам обитания Показать значение земноводных в природе и жизни человека и

необходимость их охраны.

9 Планируемый результат

Метапредметные умения

1..Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

2.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3..Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач.

4..Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5..Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и

1..Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

2..Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

3.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.

4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Предметные умения

1.. Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, выявлять прогрессивные признаки в строении

систем органов земноводных по сравнению с рыбами.

2..Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам. фотографиям, рисункам.

3..Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания.

4.Наблюдать стадии индивидуального развития лягушки.

Личностные умения

1..Принятие социальной роли обучающегося.

2..Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3..Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные связи

География физика экология

Формы работы

Индивидуальная Групповая Фронтальная

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный момент

Приветствие и проверка готовности к уроку

2 Самоопределение к деятельности

Включает запись голосов земноводных в природе.

О ком идет речь в этом эпиграфе?

С какой целью у земноводных появились легкие ?

Ответить на вопросы и обосновать свое мнение мы сегодня и попытаемся на этом уроке.

Помогает сформулируют цель и задачи урока.

Проявляют интерес к изучаемому вопросу о многообразии окружающего мира частью которого является земноводные- первые наземные животные

Формулируют цели и задачи урока

3. Учебно-познавательная деятельность

6. Классификация земноводных. Организует работу в группах.

Групп -3. Каждая должна прочитать текст учебника об одном из отрядов земноводных. Подготовить выступление по следующим вопросам:

- особенности внешнего строения.

1. Читают или слушают текст слайда, рассматривают изображение ихтиостеги, Смотрят слайд-шоу.

2. Выдвигаю свои версии.

3. Называют приспособления к жизни в воде.

4..Смотрят слайд-шоу, делают выводы. В тетрадях записывают названия отделов тела лягушки, особенности покровов, конечностей.

5. Просматривают модуль, делают выводы, работают с тетрадью, где записываю схему размножения и развития лягушки.

6. Работают по заданиям в группах. Затем отвечают представители групп, остальные в тетрадях записывают названия отрядов и их представителей.

7. Отвечают на вопросы.


4. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Информативный вариант

Составьте предложения, содержащие ключевые понятия темы.

Импровизационный вариант

Эвристический вариант

Для выяснения значений амфибий предлагается ответить на вопросы

-Почему лягушкам устанавливают памятники?

-Почему опытные садоводы разводят жаб?

-Влияет ли численность лягушек на численность комаров?

- Для обобщения высказываний работа со сценами 4 и 5.модуля

Учащиеся выполняют задания по выбору

5. Рефлексия

Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся, высказывает собственное мнение.

Делают выводы, оценивают свои чувства, настроение

6. Домашнее задание

1 уровень. Прочитать параграф. Повторить признаки земноводных стр185-186.

2 уровень. Подумать, почему земноводные не стали самой процветающей группой.

ВложениеРазмер
obobshchayushchiy_urok_po_biologii_7_klass._pozvonochnye_zhivotnye.doc 45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку

Данная тема позволяет развивать умения сравнивать, синтезировать и анализировать полученные знания по вопросам внешнего и внутреннего строения Позвоночных животных

На уроке используются методы и формы развития учебной субъектности обучающихся в ходе всего урока, а также - методы сравнения знаний. Это является возможным, т.к. учащиеся уже обладают навыками самостоятельной работы и навыками сравнения, владеют умениями сами поставить цели занятия, составить план учебной деятельности, умеют его реализовать, оценить и откорректировать результаты. И потому, что в ходе такой организации урока мотивация учащихся значительно выше, чем на традиционном уроке.

В результате урока ученики:

  1. Развивают системные знания о строении животных, что способствует формированию научной картины мира в области изучения животных;
  2. Продолжают саморазвитие по усвоению навыков и умений самоорганизации учебного процесса.
  3. Получают оценки за знания не ниже минимального уровня в соответствии с критериями.
  4. Овладевают способностями обобщения по вопросам: внешнее и внутренне строение Позвоночных животных.
  5. Учатся делать выводы о повышении уровней организации строения органов, представлять себе усложнения в ходе эволюции.
  6. Учатся связывать полученные знания о строении Позвоночных со средой обитания.

Цели субъектов урока

  1. Развитие способностей планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности
  2. Применять полученные знания о строении Позвоночных животных для сравнения и связи со средой обитания

Продолжить обучение учащихся самостоятельным формам освоения знаний: умениям планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, в том числе - умение сравнивать, анализировать и делать выводы, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности

Методическая цель: РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Способность планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности

Учебные цели: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Знание строения Позвоночных животных, формирование умений сравнивать строение Позвоночных животных
  2. Умение получать знания по предмету
  3. Умение преобразовывать знания в системный рассказ, использовать для ответа опорные схемы, рисунки, таблицы

Воспитательные цели: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

  1. Способность ставить цели
  2. Способность к саморазвитию
  3. Сформированность ценностно-смысловых установок
  4. Развитие коммуникативных навыков
  1. Развиваемые УУД
  1. Навыки прогнозирования на основе рефлексии
  1. Коммуникативные навыки при взаимопроверке
  1. Понимание ценности знаний
  1. Навыки постановки учебной цели в соответствии с собственным уровнем способностей и темпом работы не ниже минимальных требований
  1. Умение делать сравнения
  1. Умение использовать сравнительные таблицы
  1. Навыки планирования по достижению собственной цели
  1. Навыки самостоятельной работы первоисточником, навыки поиска дополнительной информации, классифицирования, выделения главного, усвоение предметной терминологии …
  1. Навыки оценивания собственных результатов - самоконтроль и самооценка результатов работы на уроке Самоконтроль собственных результатов работы на основе развития навыков постановки вопросов. Навыки аргументирования
  1. Навыки коррекции результатов и самоопределение домашнего задания

3. Информационная среда, оборудование

1. Таблицы по теме

  1. Внешнее и внутреннее строение Позвоночных животных
  2. Опорные схемы строения Позвоночных животных
  3. Сравнительная таблица строения Позвоночных животных
  4. Строение кровеносной системы Позвоночных животных

3. Дидактический материал – карточки:

2) Памятки по использованию терминологии и понятий для ответа

4. Учебно-методический комплекс

Учебно-методические комплекты под редакцией профессора Д. И. Трайтака и проф. Н.Д. Андреевой. Все программы соответствуют государственным образовательным стандартам и федеральному базисному учебному плану, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

  1. Говорю о том, что сегодня мы обобщаем знания о строение Позвоночных животных –
  2. Напоминаю о том, что строение Позвоночных животных изменяется, усложняется.
  3. Спрашиваю – какие из этих животных появились раньше?
  4. Какие имеют более простое, а какие - более сложное строение?- эволюция
  5. Почему? – эволюция
  6. Почему животные имеют то или иное строение (связь с средой обитания)
  7. Напоминаю критерии оценки устного ответа
  1. Внешнее строение, покровы тела и размножение позвоночных животных

Внешнее строение позвоночных животных соответствует образу жизни и среде обитания. Их размножение и развитие тоже связано со средой обитания.

Рыбы – водные животные. Имеют следующее строение. Форма тела – обтекаемая. Отделы тела – голова туловище и плавники. Плавники – парные: грудные и брюшные, не парные: анальные, спинные и хвостовой.

Кроме этого, у некоторых рыб имеются усы, например, у сома, которые используются как органы осязания.

Покровы тела рыбы образуют различные виды чешуи и слизь.

Размножение рыб происходит тоже в воде. Оплодотворение наружное. Личинки, а затем и мальки развиваются из икры.

Земноводные осваивают воздушную среду, поэтому имеют иное строение, чем рыбы.

У них нет плавников, зато появились ноги – парные пятипалые конечности. На ногах имеются плавательные перепонки, т.к. значительную часть жизни они всё же проводят в воде. Шеи, практически, нет.

Кожа земноводных влажная, потому, что служит для дыхания.

Размножаются земноводные, как и рыбы, в воде.

Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, полностью освоили воздушную среду и не зависят от воды, вторичноводные пресмыкающиеся, крокодилы, имеют больше приспособлений к воздушной среде, чем к водой.

Тело пресмыкающихся состоит из головы, туловища, конечностей и хвоста. У них появляется подвижная шея.

В отличие от прежних классов, они не зависят от воды, поэтому кожа у них сухая, без желёз, покрыта чещуями, щитками или как у черепах, панцирем.

При размножении земноводные не зависят от воды, в том числе, вторичноводные животные (крокодилы, водные черепахи и другие), откладывают яйца на суше. У некоторых пресмыкающихся, например у живородящих ящериц и гадюк, яйцеживорождение. Некоторые животные, например крокодилы, заботятся о потомстве.

Птицы освоили наземно-воздушую среду, к которой имеют различные приспособления.

Отделы тела такие же, как и у пресмыкающихся. Но имеются либо крылья, либо ласты (например у пингвинов). Тело обтекаемое.

Кожа тоже сухая, имеется только 1 крупная копчиковая железа. Тело покрыто перьями.

Размножаются птицы яйцами, заботятся о потомстве – строят гнёзда, выкармливают и опекают птенцов.

Млекопитающие – наиболее развитые позвоночные животные. Они имеют различные приспособления к разным средам обитания. Среди них есть водные (дельфины, киты), полуводные (нерпы, бобры), почвенные (кроты), летающие (летучие мыши), но большинство живет на суше. К каждой среде обитания имеются свои приспособления.

Кожа млекопитающих имеет сальные и потовые железы. Тело покрыто шерстью, волосами или щетиной.

Среди млекопитающих есть яйцекладущие (ехидны и утконосы), сумчатые (кенгуру и другие), но большинство млекопитающих – плацентарные животные с внутриутробным развитием.

  1. Система опоры и движения позвоночных животных

Опорно-двигательная система служит позвоночным животным для движения, опоры в пространстве, для опоры внутренних органов, так же она защищает внутренние органы от повреждений

С усложнением животных меняется и строение опорно-двигательной системы.

Рыбы живут в воде, поэтому им необходимо только поддерживать внутренние орган и быть на плаву. Для этого у них имеется позвоночник, череп, состоящий из отдельных костей и плавники.

Мышцы хорошо развиты по бокам и у хвостового плавника.

Земноводные уже осваивают сушу, поэтому имеют парные конечности и не имеют скелета плавников.

Строение их скелета следующее. Череп цельный, в отличие от рыб, у которых он состоит из отдельных костей. Позвоночник состоит из шейного отдела, в котором только 1 позвонок, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов.

  1. Пояс передних конечностей: грудина , 2 вороньи кости, 2 ключицы и 2 лопатки
  2. Пояс задних конечностей –тазовые кости и крестцовый отдел позвоночника.
  3. Рёбер нет.
  4. Передняя конечность – плечо, предплечье, кисть.
  5. Задняя конечность – бедро, голень, стопа.
  6. Лучше развиты мышцы конечностей

Строение скелета пресмыкающихся похоже на строение скелета земноводных, но у них появляются рёбра, образующие грудную клетку, и подвижная шея, что связано с более активным движением на суше.

Строение скелета птиц связано с полётом:

  1. кости полые, лёгкие
  2. грудная кость вытянута в киль, к которому крепятся большие грудные мышцы, которые несут крылья
  3. кости позвоночника в грудном, поясничном и крестцовых отделах срастаются
  4. кости стопы срастаются и образую цевку, благодаря этому их конечности хорошо амортизирую при посадках и удерживаю птицу, сидящую на ветках

Млекопитающие очень разнообразны по своему строению. Однако у большинства из них имеются следующие отделы скелета. Череп цельный, позвоночник состоит из шейного отдела, в котором у всех млекопитающих 7 позвонков, из грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов.

Грудная клетка – грудной отдел позвоночника, рёбра и грудная кость впереди.

Пояс верхних конечностей – кости лопаток и ключицы, пояс задней конечности – тазовые кости и крестцовый отдел позвоночника.

Задняя конечность имеет те же отделы, что и у земноводных – бедро голень, стопа.

Передняя конечность – плечо, предплечье, кисть.

Хорошо развиты мышцы конечностей.

Дыхательная система обеспечивает организм животных кислородом.

У рыб органы дыхания – жабры, которые состоят из жаберных дуг. Жаберные дуги состоят из красных жаберных лепестков, пронизанных капиллярами, в которые и поступает кислород из воды, и белых жаберных тычинок, фильтрующих воду.

Земноводные при переходе на сушу приобрели лёгкие и могут дышать атмосферным воздухом. Но их лёгкие развиты слабо, поэтому они дышать кожей, для этого их кожа влажная. При погружении в воду они полностью способны переходить на кожное дыхание.

Пресмыкающиеся и Млекопитающие имеют хорошо развитые лёгкие и дышат только атмосферным воздухом. Вторичноводные (морские черепахи, крокодилы, киты и другие) тоже дышат только лёгкими.

Строение дыхательной системы птиц связано с полётом. У них кроме лёгких имеются воздушные мешки, которые расположены за лёгкими. Если птица не летает, она дышит, как и другие животные. А во время полёта у птиц, в отличии от других животных, происходит двойное дыхание:

  1. Во время взмаха крыльев свежий воздух поступает не только в лёгкие, но и устремляется воздушные мешки. Воздушные мешки являются резервуаром (накопителем) свежего воздуха. Газообмена здесь нет.
  2. При опускании крыльев происходит одновременно два процесса - из лёгких воздух с углекислым газом удаляется, а на его место поступает свежий воздух из воздушных мешков. Такое дыхание и называется двойным.

Нервная система позвоночных животных состоит из центральной нервной системы, к которой относится головной и спинной мозг, а также из нервов и нервных узлов.

Головной мозг у всех них состоит из:

  1. переднего мозга, к которому относятся большие полушария
  2. мозжечка, выполняющего функцию координации движений
  3. продолговатого мозга
  4. моста
  5. среднего и промежуточного мозга.

Уровень развития этих частей головного мозга меняется с связи со сложностью поведения животных. Например, у млекопитающих большие полушария занимают большую часть мозга, имеют кору, борозды и извилины, и значение этой части мозга у них очень важное, при повреждении коры животное может погибнуть. В то время как у рыб значение переднего мозга не столь велико, даже при удалении больших полушарий рыбы продолжают жить и существовать, мало меняя своё поведение.

  1. Пищеварительная система позвоночных животных

Пищеварительная система позвоночных во многом сходна, что говорит о единстве происхождения всех позвоночных животных.

У рыбы пищеварительная система устроена следующим образом: рот, глотка, пищевод, растяжимый желудок, кишечник, анальное отверстие.

Так же к органам пищеварения относятся железы: печень, которая выделяет желчь, и поджелудочная железа, которая выделяет в пищеварительную систему поджелудочный сок.

У земноводных и пресмыкающихся пищеварительная система устроена почти также, только у земноводных она заканчивается клоакой, как и у птиц. У земноводных нет зубов.

У птиц также имеются некоторые отличия:

  1. Во-первых, у них нет зубов
  2. Во-вторых, имеется расширение пищевода – зоб (для временного запасания пищи), а желудок состоит их двух отделов – мускулистого, в котором пища перетирается, и железистого, в котором пища смешивается с пищеварительными соками.

У млекопитающих пищеварительная система имеет те же отделы, но у травоядных желудок часто бывает многокамерным в связи с необходимостью перерабатывать клетчатку, кишечник состоит из нескольких отделов.

Выделительная система очищает кровь от вредных веществ и состоит у всех позвоночных животных из двух почек, мочеточника и мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Мочевого пузыря и мочеиспускательного канала нет у птиц.

Кровеносная система выполняем несколько функций, она переносит кислород от органов дыхания и удаляет углекислый газ из клеток в органы дыхания, переносит питательные вещества от органов пищеварения клеткам, а в обратном направлении уносит продукты распада.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов. Сосуды: артерии – несут кровь от сердца, вены – несут кровь в сердце, а капилляры осуществляют обмен веществ с клетками.

У рыб кровеносная система состоит из 1 круга кровообращения. Кровь от сердца поступает в жабры, там обогащается кислородом, превращается в артериальную, но смешивается с венозной, и смешанная кровь поступает во все органы по спинному сосуду, в обратном направлении по брюшной вене возвращается к сердцу.

Сердце рыб двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка.

У земноводных у других позвоночных 2 круга кровообращения. Сердце у земноводных и у пресмыкающихся трёхкамерное – левое и правое предсердие и желудочек, а у пресмыкающихся имеется дополнительная перегородка. Хотя у тех и у других во все органы поступает смешанная кровь. Поэтому эти позвоночные, как и рыбы пойкилотермные, т.е. холоднокровные.

У птиц и млекопитающих сердце четырёх камерное – левое и правое предсердие и левый и правый желудочки. Они теплокровные. А кровь движется следующим образом.

В малом, лёгочном круге венозная кровь из правого желудочка поступает с лёгкие, там освобождается от углекислого газа, обогащается кислородом и превращается в артериальную, затем возвращается в левое предсердие.

В большом круге от левого желудочка артериальная кровь поступает по артериям ко всем органам и тканям. Там она отдаёт кислород, получает углекислый газ и превращается в венозную. Затем по венам возвращается в правое предсердие.

Учитель называет для каждого ученика определённый класс животных, либо класс определяется путём лотереи и т.п. (возможны различные варианты). Возможно решение теста для нескольких классов.

Читайте также: