Подготовка к написанию изложения 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаемый конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию изложения с использованием информационно-коммуникативной технологии и технологии тестового контроля, развивающего обучения.

Выбранные технологии активизируют самостоятельную, творческую деятельность учащихся, усиливают интерес к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка – восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.

Компьютерная поддержка уроков русского языка создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, снимающая психологические проблемы и барьеры, создаёт реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.

Презентация, созданная по теме урока, актуализирует знания учащихся, способствует конкретизации и визуализации предмета речи, направляет учащихся на диалоговое общение с текстом, предоставляет опорный материал для работы на уроке.

Часть презентации “Проверим свои знания” представляет взаимодействие тестовой формы контроля с информационно-коммуникативной технологией, что позволяет улучшить учебный процесс за счёт активизации организационной, контролирующей и диагностирующей функции этого этапа деятельности учащихся. Самоконтроль по ключу с последующей самооценкой по предложенным критериям даёт возможность получить реальное представление об уровне знаний, умений и навыков учеников на подготовительном этапе работы и правильно организовать коррекционную деятельность. Учащиеся выполняют творческую работу не в рабочих тетрадях, а на компьютере в программе Microsoft Word, что позволяет им редактировать текст до желаемого результата, допустить минимальное количество ошибок. На этапе написания подробного изложения ученикам предлагается выбор: или самостоятельно выполнить работу, или использовать опорный материал (технология дифференцированного подхода). Домашнее задание способствует развитию творческих способностей, использованию межпредметных связей (русский язык с информатикой). Представленный ниже урок является попыткой использования тестовой формы на уроке развития речи при подготовке к подробному изложению в 5 классе, что является новым в методике развития речи. Тестовые задания разного характера и уровня сложности, составленные с целью пропедевтики аналогично тем, что встречаются на ГИА в 9 классах, ЕГЭ в 11 классах, способствуют качественной подготовке к ЕГЭ.

Материал данного урока может быть использован при проведении уроков развития речи в классах, обучающихся по традиционным программам, а также в классах с углублённым изучением русского языка.

На сегодняшний день ЕГЭ является единственной и обязательной формой государственной аттестации учащихся средней школы по русскому языку и включает в себя тестовые задания по основным курсам русского языка с 5 по 11 класс. Практика показала, что подготовку к ЕГЭ целесообразно начинать с 5 класса, поэтому свою работу я построила с учетом решения этой задачи, включая тестовые задания разного характера и уровня сложности. Представленный ниже урок является попыткой использования тестовой формы на уроке развития речи при подготовке к подробному изложению в 5 классе.

  • подготовить учащихся к написанию подробного изложения с опорой на план;
  • совершенствовать умение проводить содержательный и языковой анализ текста;
  • привитие навыков грамотного письма через текстовую форму;
  • использовать информационные технологии при создании текста изложения, при выполнении тестовых заданий.
    наблюдение;
  • анализ текста;
  • творческий практикум;
  • словесное рисование;
  • тестовый контроль.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к изложению

– понять тему и идею текста;
– изложить текст:
– подробно;
– последовательно;
– красиво;
– записать текст грамотно.

Учитель: Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи. С чего же традиционно начинается урок? (С упражнения на внимание.)

Будем следить за полетом нашей знакомой мухи. В своем полете она сделает четыре остановки. Если вы будете внимательны, то по траектории её движения сможете составить два слова, записать их и составить с ними словосочетание, которое будет заглавием текста для изложения. Сосредоточились. Начали.

Первое слово: вниз, вправо, вниз, вправо, вверх (золотой);

Второе слово: вправо, вниз, вправо, вверх (дождь);

– Что получилось? (Золотой дождь).

Выполнение задач, поставленных учащимися:

Слушание текста (слайд 4).

Текст для подробного изложения.

1) Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. 2) И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. 3) Налились, отяжелели и потекли. 4) Полетели иволгами по ветру. 5) Запрыгали белками по сучкам. 6) Понеслись куницами по земле. 7) Зашумел в лесу золотой дождь. 8) Капля по листику щелкнет – сорвется лист. 9) Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. 10) Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. 11) Елочки листьями украсились. 12) Папоротники под листьями пригрелись. 13) Грибы под листьями спрятались. 14) Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. 16) Листья качаются на паутинках. 17) Листья вверху, внизу и вокруг. 18) Шумит золотой дождь. (102 сл.)
(По Я. Сладкову)

– О чём же этот текст? (Ответы учащихся.)

Цель данного изложения – передать содержание текста, сохранив, по возможности, яркие изобразительные средства, использованные автором для описания осеннего листопада.

  1. Определите тему и идею текста, запишите в тетрадь. Почему “Золотой дождь” – наиболее удачное заглавие?
  2. С чем сравниваются в тексте листья?
  3. Составьте небольшой опорный конспект по данному тексту: (слайд 5). Работа выполняется на компьютере.
  1. Почему, описывая листья, автор использует слова ладошки, щечки, спинки, животики?
  2. А теперь поработаем над тем, чтобы язык вашего изложения был красивым и выразительным. Найдите выразительные средства языка, которые использует автор текста. Постарайтесь объяснить их роль. Какие языковые средства употреблены в тексте для показа движения листьев? Что такое смерч? Почему автор, описывая листья, употребляет это слово?

Карточка – помощник для учащихся (слайд 6)

Выразительные средства языка:

* олицетворение
* метафора
* постоянные эпитеты
* сравнения
* ряды однородных членов
* инверсия
* сравнения
* анафора

  1. Какие изменения произошли в лесу (с елочками, папоротниками, грибами)?
  2. Как переданы в тексте звуки, которые издают падающие и летящие листья? Как понять значение слова лопотать? Справьтесь в толковом словаре. Приведите предложение, в котором подчеркивается, как много листьев в лесу.
  3. Разделите текст на части; озаглавьте их.

Примерный вариант плана (слайд 7):

1) Листья стали багряными и золотыми.
2) Листопад начался.
3) Лес изменился.
4) Шумит золотой дождь.

– Скажите, какую из поставленных вами задач поможет выполнить составленный план? (изложить текст последовательно)

И последний этап вашей работы – это подготовка к грамотному письму. В этом вам помогут тестовые задания и словари, ваши верные помощники.

Тестовые задания выполняются на компьютере.

Тестовые задания (слайд 8–13)

1. К какому типу речи принадлежит текст для изложения?

2. К какому стилю речи принадлежит текст для изложения?

А) публицистический;
Б) художественный;
В) разговорный.

3. Какие средства выразительности использует автор в тексте:

А) постоянные эпитеты;
Б) олицетворение;
В) метафора;
Г) инверсия;
Д) сравнения;
Е) гипербола;
Ж) анафора;
З) риторическое обращение.

4. В каких словах пропущена гласная “О”

5. Буква “И” пишется в слове:

6. В каком слове на месте пропуска пишется “Ь”

7. Слитно пишутся слова:

8. В каких словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением:

9. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:

А) Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки спинки и животики.
Б) И так налились и пропитались солнцем что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.
В) Листья шуршат, скребутся, лопочут.

10. Из предложения 2 выпишите слово с непроизносимой согласной.

11. Напишите номера предложений с однородными членами предложения.

  1. в
  2. б
  3. а, б, в, г, д
  4. а, б, д
  5. в
  6. б
  7. а, б, г, д
  8. а, б, в, д
  9. а, б
  10. солнцем
  11. 1, 2, 3, 14, 15, 17

* Учитель должен объяснить знаки препинания в 8, 9, 10 предложениях.

Выставление оценки ведётся по следующим критериям: (слайд 15)

“5” – 0-1 ошибка
“4” – 2-3 ошибки
“3” – 4-5 ошибок
“2” – 6 ошибок и больше

III. Работа с черновиком

  1. Сильные учащиеся самостоятельно пишут изложение.
  2. Учащиеся, испытывающие затруднения при написании текста, могут воспользоваться основой-подсказкой (слайд 16).

Все лето листья подставляли солнцу…………………………………….. И так ……………………………. солнцем, что к осени сами стали………………….– багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли. Полетели…………………. Запрыгали ……………. Понеслись………………….

Зашумел в лесу…………. Капля по листику щелкнет –……………. Синицы на ветке завозятся –………………….. Ветер вдруг налетит –…………….

Елочки листьями……….. Папоротники под листьями…………. Грибы под листьями……….

IV. Чтение полученных вариантов. Редактирование

Проверка может осуществляться с опорой на тестовые задания. Взаимопроверка или самопроверка.

V. Подведение итогов работы

На втором уроке ребята готовят чистовой вариант изложения.

VI. Домашнее задание

Создать сочинение-миниатюру, продолжив “Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…”, использовать разнообразные изобразительно-выразительные средства, оформить можно рукописно или на компьютере с привлечением компьютерной графики (слайд 17).

Цель урока: • научить писать подробное изложение текста-повествования. Задачи: • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования; • создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся; • способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся; воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность

ВложениеРазмер
urok.zip 1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

  • научить писать подробное изложение текста-повествования.
  • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования;
  • создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;
  • способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;
  • воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока (3 мин.)

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала

Работа с речеведческим материалом. (5 мин)

4. Чтение и анализ текста (19 мин)

5. Физкульминутка (1 мин)

6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка (2 мин)

7. Самоконтроль. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)

8. Подведение итогов урока. (1 мин)

1. Организационный момент.

Слайд 1 Приветствие, организация внимания всех обучающихся в классе. Запись в тетради числа, наименования работы

2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока

Слайд 2 Слова: излагать, изложение, изложить.

– Что их объединяет? (Однокоренные слова с чередованием гласных в корне ­лож­ – ­лаг­.)

Слайд 3 Повествование, текст, изложение.

Эти слова будут ключевыми на уроке.

– Исходя из этих ключевых слов, предположите, чем мы с вами будем на уроке заниматься? Слайд 4 (формулировка цели урока) - (Писать изложение текста - повествования)

Да, нам предстоит подготовиться к письменному пересказу текста-повествования, т.е. написать изложение Слайд 5 (формулировка темы урока).

А прежде чем писать, что мы должны сделать? (подготовиться)

Правильно, как будет звучать тема урока? (Подготовка к подробному изложению)

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Работа с речеведческим материалом.

- А что такое изложение?

Слайд 6 Изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее и подробнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.

- Что такое текст?

Слайд 7 Текст— это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически. Обладает смысловой законченностью, единой темой и идеей

- Какие существуют три типа текста?

- Что такое описание, рассуждение повествование?

Слайд 8 Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности ; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата.

- А у текста может быть заголовок?

- С чем обычно совпадает название текста?

Ответы учащихся (С темой или идеей)

- Что такое тема текста?

Слайд 9 Тема - это то, о чём или о ком говорится в текст. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

- Что такое идея текста?

Слайд 10 Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор, авторская позиция)

4. Чтение и анализ текста

- Что вы можете предположить о содержании текста по его заглавию? Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка .

Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают. Никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.

Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.

Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.

Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.

Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.

Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал. Пусть слушают.

- оправдались ваши ассоциации?

- Какова тема данного текста? (О пингвинах.)

- Какова идея текста? (Любопытство пингвинов)

Слайд 12 - этот текст написал известный детский писатель Геннадий Снегирёв.

  • Изучающее чтение с остановками , заполнение двухчастного дневника (левая часть), составление плана.

Чтобы запомнить текст, а потом его воспроизвести максимально близко к тексту нам поможет … ПЛАН

- Что такое план текста?

Слайд 13 План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

1. Любопытные пингвины.

2. Умывальник на доске.

3. Музыка для пингвинов.

4. Примус в палатке.

5. Пингвины слушают примус.

- задание такое: восстановите сюжет, т.е., работая в парах, выстройте последовательное представление частей данного текста.

- Всё получилось? Почему? Озаглавьте 6-ой пункт плана

  • Повторное чтение текста с записью ключевых слов

Учащиеся читают текст по абзацам, выписывают ключевые слова каждой части, заполняется двухчастный дневник (правая часть). В ключевых словах подчёркиваются орфограммы .

1. Любопытные пингвины.

Сижу, подходят, заглядывают

2. Умывальник на доске.

Умывальник, прибивал, внимательно смотрел

3. Музыка для пингвинов.

Толпа собралась, набок, разбиваются

4. Примус в палатке.

5. Пингвины слушают примус.

Палатка, столпились, чай согрел

закричали, загалдели, зажигал

- Какие слова для вас оказались незнакомыми?

(учащиеся работают с Приложением (словарём), находят значение незнакомых для них слов: примус, умывальник, палатка)

Слайд 16 (Палатка - временное жилище из ткани, быстро возводимая сборно-разборная конструкция.)

Слайд 17 (Умывальник - специальный сосуд для воды, служащий для умывания там, где нет водопровода.)

Слайд 18 (Примус - прибор для нагревания и приготовления пищи, с насосом, подающим горючее (керосин) в горелку.)

5. Проверка уровня запоминания. Самопроверка

- Я буду читать вам фразы, которые встречались в тексте и ложные, т.е. неправильные. Верные ответы - поднимаете руки. Кто в себе уверен, переверните листочек с текстом вниз, а кто ещё сомневается, можно подглядывать.

Сижу я на камне и ем хлеб.

Очень они нелюбопытные.

Утром я повесил умывальник.

А пингвины молча стоят и слушают.

Раз я разжег в доме газовую плиту.

У входа столпились пингвины.

Не стали они дальше слушать.

Я им примус просто так зажигал

- Молодцы, вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила. Давайте их разберём: в чём ошибка?

Очень они нелюбопытные.

Утром я повесил умывальник.

Раз я разжег в доме газовую плиту.

В палатке разжёг примус

Не стали они дальше слушать.

6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка.

Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.

7. Самоконтроль. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили?

Ответы учащихся (речеведческие понятия: текст, тема и идея текста, план)

- Чему мы сегодня научились?

Ответы учащихся (писать изложение текста-повествования).

На втором уроке вам предстоит еще раз прочитать текст, написать ваше изложение на черновик, проверить орфограммы и пунктограммы и написать изложение в чистовик.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Скворцова Н.Н.

Предмет: русский язык

Количество часов 2 часа

Цель урока: подготовить учащихся к подробному изложению текста-повествования.

  • образовательные: формировать навык написания подробного изложения текста-повествования;

создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;

  • развивающие: способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;

формировать познавательный интерес к изучаемому предмету;

  • воспитательные: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность,;

способствовать формированию настойчивости в достижении поставленной цели.

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, иллюстративный.

Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Автор – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №77 с углублённым изучением химии Петроградского района г. Санкт-Петербурга Крылова Наталья Николаевна

Тип урока: урок развития речи

Тема: изложение

Цель: научить учащихся выделять в тексте ключевые темы, письменно подробно пересказывать текст

− формировать умение составлять план, выделять ключевые темы в тексте

− воспитывать познавательную активность, учиться работать в парах

− увеличить словарный запас учащихся

− формировать бережное и уважительное отношение к природе

Данный материал рассчитан на 2 урока по 45 минут.

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя – слайд № 1

Учитель зачитывает текст, но не говорит название. Учащиеся должны

самостоятельно определить тему и предположить название текста - слайд № 2.

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился паучишко. Всю внутренность трубочки он затянул своей паутинкой.

Вопросы учителя:

− О чём прочитанный текст? Какова его основная тема? (автор нашёл орех в берестяной трубочке)

− Как вы думаете, в чём идея данного текста? (удивительный мир природы)

− Какое название вы дали бы тексту? (учащиеся высказывают свои предположения, вместе с учителем обсуждают, какие из них являются наиболее удачными)

Каких ещё героев рассказа вы запомнили? (белка, птица ореховка, паучишка)

3. Работа с лексикой

Раздаём учащимся на парты распечатанный текст, даём время прочитать про себя.

Обсуждаем рассказ.

− Знаете ли вы, что такое берёста (береста)? (верхний слой коры берёзы)слайд 4.

− А как на Руси использовали бересту?

Из бересты делали утварь, посуду, корзинки и короба для грибов и ягод, ёмкости и черпаки всех возможных форм. В них даже можно было хранить жидкости, например, молоко (и оно не скисало) . Хлеб в берестяной хлебнице долго оставался мягким и свежим, а в муке и крупе там не было насекомых. Береста умеет всасывать в себя излишки влаги из продуктов и хранить температуру не хуже термоса. На Руси были мастера, которые умели так обработать бересту, что в ней даже можно было готовить что-то на костре. Раз уж береста непроницаема, то наши предки научились мастерить из неё лапти – слайд 5.

− В берестяной трубочке герой рассказа нашёл орех. А знаете ли вы, как выглядит орешник?

(выслушивает ответы учащихся, показывает орешник – записываем слово в тетрадь) – слайд 6.

− Что это за птица – ореховка?

Ореховка – подвид кедровки. В ее питании преобладает большое количество лещины, орешков ясеня, липы, семян клена и другие семена, а также ягоды южных деревьев и кустарников. Имеет более светлую окраску оперения - до светло-коричневой. Яркие белые пятна выделяются у них только на голове и шее – слайд 7.

− Ребята, есть ли в этом рассказе ещё неизвестные вам слова? (обсуждаем ответы).

4. Работа с орфографией и пунктуацией

Учитель обращает внимание на сложные случаи орфографии, слова записываем в тетрадь.

(удив и тел ь ную, б е р е ст ян ую, свёрт ы ват ь ся, вн и мание, о ре шн ик, св о рач и ват ь ся, о рех о вка, внутре нн ость) – слайд 8.

Устно проговариваем и объясняем пунктуацию, особое внимание обращаем на двоеточие.

5. Работа над планом текста

Совместно с учащимися составляем план текста. Напоминаем, что каждый пункт плана соответствует одному абзацу текста (одна микротема) – слайд 9.

Примерные пункты плана:

1. Удивительная находка

2. Орех в трубочке

3. Догадка о белке

4. Птица ореховка

5. Хитрый паучишко – слайд 10.

План учащиеся записывают в тетрадь.

6. Пересказ текста

Учащиеся сдают распечатанный текст. Затем с опорой на план пересказывают рассказ друг другу по парам. По желанию одного учащегося просим пересказать у доски для всего класса.

7. Написание изложения

Учитель читает текст 2 раза с интервалом в 5 минут. Учащиеся должны подробно изложить текст, соблюдая деление на абзацы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения . Попытаемся сформулировать тему нашего урока.

-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его , пересказать по плану и грамотно написать изложение.

2. Мотивация к учебной деятельности

Какие умения мы должны показать?

-умение пересказывать текст

определять основную мысль текста

излагать текст с использованием изобразительно- выразительных средств

грамотно писать,соблюдая правила орфографии и пунктуаци и др.

(используются групповые формы работы)

2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:

- дать определение текста

-назвать изученные стили речи

-назвать известные вам типы речи

(используются групповые формы работы)

3.Словарный диктант(предупредительная работа по формированию навыка грамотного письма)

Не спешил убегать.опасность в лесу,не дышал и не шевелился,не могла успокоиться,прыгнул в сторону,она успокоится,по этому крику.

(Обоснование орфограмм.Взаимопроверка с использованием записей на доске –парная форма работы)

4.Работа с текстом.

Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать. Любопытство! Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.

Я почти не дышал , не шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул ногой и замер. Не знаю , чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал : опасность.

Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал : что-то случилось.

-Доказать ,что это текст.

-Это текст,так как предложения связаны между собой грамматически и объединены общей темой.

-Определить стиль речи.

-Определить тип речи.

-В тексте В.М.Пескова объединены описание и повествование

-Выберите название , которое отражает основную мысль текста:

Странная встреча в лесу.

-Почему автор называет эту встречу странной?

-Олень, вопреки ожиданиям , не убегал.

-Почему автор обращает внимание на появление сойки?

-А это в лесу сигнал : опасность.

-Какими словами показана стремительность движения оленя?

6.Словарно- орфографическая работа.

а ) Что значит слово единоборство? Какие в нём корни? Какой вывод можно сделать о его значении?

б) Как вы понимаете слово неясность ?

7.Наблюдение над выражением авторского отношения

-Что вы можете сказать об авторе этого текста?

-Автор любит природу,очень хорошо знает её.Это внимательный и наблюдательный человек.

-В каком предложении описывается состояние автора?

-Я почти не дышал, не шевелился.

- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его замереть вместе с

8. Рассказ учителя о журналисте В.М.Пескове.

У этого журналиста есть великолепные книги. Вы с ними познакомитесь.

9. Составление плана

-Вопросы ,помогающие определить основную мысль каждой части:

В чём странность встречи?

Какой сигнал подала сойка?

Что знал лес по этому крику?

( Используя эти вопросы, составляем план )

1.Олень не спешил убегать.

11.Пересказ по плану.

Какое настроение у вас сейчас?

Что интересного мы узнали о жизни дикой природы ?

Где ваши знания пригодятся?

Благодарю вас за урок и интересные ответы.

Написание изложения. ( на втором уроке )

( Перед написанием изложения устно проводится выборочный пунктуационный разбор с использованием групповых форм работы :

1 вариант : найти в тексте сложные предложения , прочитать их и объяснить знаки препинания;

2 вариант : найти в тексте предложения с однородными членами , прочитать их и объяснить знаки препинания ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный материал, выбранные методы, средства и технологии обучения активизируют самостоятельную, творческую деятельность учащихся, усиливают интерес к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка по ФГОС - восхождение от грамотности к культуре речи и духовности личности. Урок нацелен на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает пятиклассникам воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на речевое и интеллектуальное развитие.

Урок развития речи. Подготовка к написанию подробного изложения в 5 классе.

План работы.

I Самоопределение к деятельности (Оргмомент)

II Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения. Выбор способа и средств реализации цели урока. Составление алгоритма.

Чтение текста учителем.

2. План содержания. Беседа по вопросам.

4. План выражения. Беседа по вопросам. Составление схемы текста. Анализ языковых средств.

III Рефлексия. Анализ деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и его результатов. Самооценка работы на уроке.

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем современной школы остаётся проблема развития речи школьников. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и становится основным механизмом мышления человека. Развитием речи учащихся учитель должен заниматься систематически, на каждом уроке. Так на уроках русского языка одним из важнейших средств формирования умений связной речи является работа над подробным изложением. Развивая речь детей, педагог учит их умению воспринимать мысли, впечатления, чувства и передавать информацию в устной и письменной форме.

Предложенный материал, выбранные методы, средства и технологии обучения активизируют самостоятельную, творческую деятельность учащихся, усиливают интерес к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка по ФГОС - восхождение от грамотности к культуре речи и духовности личности. Урок нацелен на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает пятиклассникам воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на речевое и интеллектуальное развитие.
Презентация, созданная по теме урока, актуализирует знания учащихся, способствует конкретизации, наглядности, более яркому восприятию материала, предоставляет опорный материал для работы на уроке. Компьютерная поддержка создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, снимающие психологические проблемы и барьеры; предполагает реальные предпосылки для повышения качества образования.

Наличие текста для подробного изложения в учебнике влияет и на методику проведения изложения. В этом случае необходимо сделать работу учащихся при подготовке к изложению наиболее результативной. Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействуют успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Для слабого ученика текст учебника – надёжная опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Поэтому при наличии текста в учебнике методика работы становится более гибкой, более эффективной.

Первым чтением, бесспорно, является чтение текста учителем. При комментировании текста обращаем внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица. Рассказчик – сам автор. Его глазами мы смотрим на происходящие события, помочь ребятам не только запомнить то, что увидел и услышал автор, но и вместе с ним пережить события. Следует предупредить учащихся, что эту форму изложения (рассказ от 1-го лица) нужно будет сохранить и в изложении. Далее параллельно с чтением каждого абзаца проводится языковой разбор текста и беседа по содержанию.

После анализа содержания и работой над языком уместно перейти к словам и предложениям, трудным с точки зрения орфографии и пунктуации.

На следующем уроке текст будет ещё раз прочитан. После чего учащиеся приступят к самостоятельной работе – составлению черновика изложения.

На этапе написания подробного изложения ученикам предлагается выбор: или самостоятельно выполнить работу, или использовать опорный материал (технология дифференцированного подхода).

Домашнее задание дифференцированного характера способствует саморазвитию ребенка и развитию его творческих способностей.

Читайте также: