Конспект урока свойства экосистем

Обновлено: 08.07.2024

Цель: создать условия для расширения и актуализации знаний учащихся о природных экосистемах; рассмотреть факторы среды, влияющие на существование экосистем, на примере Каспийского моря.

сформировать представления учащихся о природных экосистемах.

познакомить учащихся со структурой, свойствами экосистем.

сформировать знания о процессах, происходящих в экосистемах.

выявить влияние экологических факторов на природные экосистемы.

формирование мировоззренческой идеи единства живой природы;

совершенствовать у учащихся системное представление об организации живой природы;

развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию;

обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся;

развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности;

воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах.

Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.

Тип урока: комбинированный

Используемые педагогические технологии:

Технология критического мышления (кластер)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, телефоны (планшеты), ватман, маркеры, песочные часы.

Продолжительность урока: 45 минут

Пояснительная записка

Аннотация к уроку:

Предметная область: биология

УМК: Теремов А.В., Петросова Р.А.

Тема урока: Природные экосистемы .

Предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о природных экосистемах, об их структуре и взаимосвязи в биосфере;

Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к окружающей среде, родному краю; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к природе.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Выделяют главное, существенные признаки понятий; высказывают суждения, аргументируют их;

Работают с информацией и преобразуют её;

Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Имеют представление об экосистемах;

Умеют классифицировать экосистемы, распределять их по группам;

Называют последствия нарушения природного равновесия, приводят примеры;

Характеризуют природные экосистемы, выясняют экологические проблемы и меры охраны природы;

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные:

словесные (беседа, диалог);

наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником, дополнительной литературой);

практические (составление схем, мини - проекта, поиск информации);

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

Основные вопросы:

понятие об экосистемах, их связи, компоненты, уровни;

характеристика природных экосистем, их компонентов;

основные экологические проблемы экосистем, меры борьбы.

Средства обучения:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

Дополнительный текстовый материал;

Список литературы

для учителя:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

Экология. Учебное пособие. М: Знание 1997г.

Биология, Том 2, Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., 2004.

для учащихся:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

Предметы интеграции : биология, география, история.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, телефоны (планшеты), ватман, маркеры, песочные часы.

Организационный момент:

- Здравствуйте! Я – Билалова Хава Газиявовна, и приехала я к вам из этой прекрасной земли - Салатавия.

- Сейчас, я бы хотела обсудить с вами, что вы увидели на видеофрагменте? (лес, горы, река)

- Да, и это все моя малая родина – моя Салатавия.

- Как вы думаете, к каким компонентам природы относятся горы, река, лес, луг? (экосистема)

- И как будет называться тема нашего урока? (Природные экосистемы)

- Запишите тему урока в рабочих листах (Приложение 1).

Актуализация знаний:

- Для того, чтобы перейти к нашей теме, нам необходим определенный багаж знаний. И сейчас, я вам предлагаю повторить пройденный материал, и поможет нам в этом кластер, который мы будем составлять на доске.

Кластер составляется на доске учащимися по мере того, как отвечают на вопросы:

- Что называется экосистемой? (биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними)

- Кто является автором термина? (А.Тенсли, 1935)

- Какие компоненты составляют экосистему? ( экотоп: климатоп, эдафотоп + биоценоз: продуценты (от лат. producens – создающий), консументы (от лат. consume - потребляю), редуценты (от лат. reducens - возвращающий))

- Какими свойствами обладает экосистема? (целостность, саморазвитие, саморегуляция, самовоспроизведение, устойчивость)

- Какие связи существуют в экосистеме? (топические (от лат. topos - место); трофические (от лат. trophe - питаюсь); форические (от лат. foras - наружу); фабрические (от лат. fabrica – мастерская)

- Уровни экосистем? ( микро – капля воды, лужица, ствол дерева, аквариум; мезо – лес, пруд, озеро, река; макро - океан, континент, ПЗ; глобальная экосистема - биосфера)

- Какие бывают экосистемы, по происхождению? (Природные, антропогенные)

Изучение нового материала:

- Внимание на экран.

- Да, это озеро – памятник природы Казбековского района – озеро Горенжо, что в переводе с аварского языка означает пиявка.

- Озеро является экосистемой?

- Какая это экосистема? (природная, водная)

- Внимание на экран.

- Узнали? Да, это город Махачкала. А город – экосистема? Какая? (урбанизированная)

- В городе встречаются природные экосистемы?

- Какая уникальная природная экосистема есть в Махачкале? (Каспийское море-озеро)

- Чем уникален Каспий? (происхождение, флора и фауна)

- Какие факторы среды оказывают влияние на экосистему?

- Всё ли хорошо в Каспийском море?

- Хорошо. К этому вопросу мы вернемся после выполнения следующего задания.

Работа в группах (объяснить, как работать в группе; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)

- Предлагаю вам поработать сообща.

Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания - 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.

Мы должны уважать мнение каждого. Если ты живешь и работаешь в коллективе, ты должен уметь выслушивать, давать возможность выступить, выслушать, постараться понять. Это залог плодотворного сотрудничества.

Групповая работа:

знакомство с материалом;

распределение заданий внутри группы;

индивидуальное выполнение задания;

обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

подведение итогов группового задания.

- Для работы у вас на столах кейсы с заданиями. Вы можете использовать разные источники информации: учебники, QR – коды, которые сможете просканировать через телефон или планшет (Приложение 2) .

Выступление групп (проблемы моря выписать на отдельные листы и при презентации заклеить на доску)

- Какие экологические проблемы Каспийского моря выявили?

- Какой компонент данной экосистемы страдает больше всего?

- Какие меры принимают государства мира для защиты живых организмов?

- Создаются заповедники, национальные парки. Многие растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения, занесены в Красную книгу.

А также 4 ноября 2003 г. в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран: Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран , Республики Казахстан , Российской Федерации и Туркменистана была подписана региональная международная конвенция - Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (англ. Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea). Конвенция вступила в силу 12 августа 2006 г .

- Что значит Красная книга?

Знакомство с Красной книгой, ее страницами.

Первая Красная книга была создана в 1966 году международным Союзом охраны природы и природных ресурсов при ООН, а Красная книга СССР появилась в 1978 году. В Красной книге 2001 года занесено 533 вида растений и 412 видов животных. Они изображены на цветных страницах:

черные страницы – вымершие виды; категория 0

красные страницы – находящиеся на грани исчезновения; категория 1

желтые страницы – уязвимые виды, численность, которых быстро уменьшается; категория 2

белые страницы – редкие виды, численность которых всегда была мала; категория 3

серые страницы – мало изученные виды; категория 4

зеленые страницы – восстановленные виды; категория 5

В 1998 году вышло в свет первое издание Красной книги Республики Дагестан, а в 2009 г. вышло второе издание, в которую внесены 176 видов растений и 206 видов животных.

- Ребята, я предлагаю вам, создать свою Красную книгу - Красную книгу Каспия.

Работа в группах (объяснить, как работать в группе; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)

- Предлагаю вам поработать сообща.

- Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания – 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.

В нашей книге не будет черных страниц, и, надеюсь, что в дальнейшем будущем останутся только зеленые страницы и появится множество книг, которые будут описывать уникальные растительные и животные организмы.

Выступление групп (по мере выступления групп, страницы собираются в брошюру)

- Ребята, что вы чувствуете?

- Это наше богатство, уникальная экосистема, которую мы с вами обязаны сохранить для будущих поколений.

- Вы отлично поработали, и я думаю, вы продолжите работу по изучению экологии Каспийского моря и найдете новые пути решения сложившихся проблем.

Закрепление.

- На ваших рабочих листах даны задания ЕГЭ по теме нашего сегодняшнего урока. Предлагаю вам выполнить данные задания, время на выполнение – 3 минуты.

- Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

- Попрошу встать всех в круг. Выскажите, пожалуйста, по одному слову, которое на ваш взгляд характеризует наш урок.

- Мы с вами люди, в наших руках будущее не только наше, но и всего человечества и нашей планеты. Именно от нас зависит, будет ли человек прогрессировать и существовать на Земле или же исчезнет, как и многие виды живых организмов.

- Я вас благодарю за плодотворную работу, было приятно с вами сотрудничать. Удачи в будущем!

Домашнее задание:

- параграф 61;

Список использованной литературы:

для учителя:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

Экология. Учебное пособие. М: Знание 1997г.

Биология, Том 2, Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., 2004.

для учащихся:

Теремов А.В., Петросова Р.А. - Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень) – М: Мнемозина 2012 г.

Обучающиеся научатся давать характеристику саморазвитию экосистем, закономерной смене менее устойчивых сообществ на более устойчивые, анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на экосистемы, биосферу.

2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы. Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.

Биосфера - живая оболочка планеты

Биоценоз – исторически сложившаяся, устойчивая система, состоящая из биологических компонентов, занимающая участок среды обитания.

Биогеоценоз – устойчивая система, состоящая из биоценоза и неорганических компонентов. (В.Н. Сукачев.)

Видовая структура – разнообразие видов, соотношение их численности и биомассы.

Гомеостаз - способность экосистемы к самоподдержанию и саморегулированию.

Доминантные виды – преобладающие виды.

Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы.

Саморегуляция – поддержание определенной численности популяций на всех уровнях пищевых цепей.

Сукцессия (от лат. succesio - преемственность, наследование) - последовательная необратимая и закономерная смена одного биоценоза другим на определенном участке среды.

Экосистема – функциональная система, включающая сообщества живых организмов и их среду обитания. (А. Тенсли.)

Эдификаторы – средообразующие виды.

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Образовательный портал для подготовки к экзаменам Гущин Д. Д.

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Любая экологическая система непрерывно изменяется, приспосабливаясь к изменениям внешней среды. Аллогенные изменения обусловлены геохимическими силами, действующими на экосистему извне, а также действием геологических факторов. Автогенные изменения протекают под действием факторов, возникающих внутри экосистемы.

Экологическая сукцессия - это процесс направленного развития экосистемы, протекающий через последовательное замещение простого сообщества более сложным, с более богатым биологическим разнообразием, с более сложной пространственной и трофической структурой, в результате которого экосистема становится более устойчивой.

Характерные признаки сукцессии:

Происходит под действием биотического компонента экосистемы, так как биотическое сообщество изменяет физическую среду обитания и благодаря этим изменениям устанавливаются определенные скорость сукцессии, ее характер и пределы протекания.

Упорядоченное развитие экосистемы, связанное с изменением видовой структуры сообщества.

Протекает до тех пор, пока экосистема не станет стабилизированной, то есть когда на единицу потока энергии приходится максимальная биомасса и максимальное количество межвидовых взаимодействий. Это состояние называют климаксом.

В ходе сукцессии экосистема проходит через определенные промежуточные стадии развития, каждой из которых отвечает свой биоценоз. Эта последовательность - так называемый сукцессионный ряд (серия).

Выделяют следующие виды и типы сукцессий экологических систем:

Экзогенетические (экзодинамические) изменения в экосистеме обусловлены внешними факторами по отношению к экологической системе. Эндогенетические вызываются внутренними факторами экосистемы.

Первичные сукцессии - начинаются на безжизненных, лишенных жизни субстратах (скальные породы, продукты извержения вулкана) и в процессе их протекания формируются не только фитоценозы, но и почвы.

Вторичные сукцессии - возникают на месте нарушенных или разрушенных климаксных экосистем (после пожара, вырубки леса, засухи и т.д.). Протекают гораздо быстрее первичных, так как начинаются с промежуточных стадий. Вторичная сукцессия возможна только тогда, когда человек не оказывает сильного и постоянного влияния на развивающуюся экосистему.

Автотрофная сукцессия: первыми в сообществе появляются автотрофы (зеленые растения). Наиболее распространены автотрофные сукцессии и протекают они до установления климаксной стадии развития экосистемы.

Гетеротрофная сукцессия: происходит в субстратах, в которых отсутствуют живые растения (продуценты) и в которых участвуют только животные (гетеротрофы), а также мертвые растения. Эти сукцессии протекают только до тех пор, пока присутствует запас органического вещества. После его окончания сукцессионный ряд заканчивается, экосистема распадается.

Деструктивные сукцессии - не завершаются конечным климаксным состоянием. Воздействие человека на экологическую систему часто приводит к упрощению экосистемы - то есть дегрессии.

Смена сообществ в результате дегрессии завершается не климаксными сообществами с более сложной структурой, а стадиями катоценоза, которые часто заканчиваются полным распадом экосистемы.

Катастрофическая сукцессия - вызывается какой-либо природной или антропогенной катастрофой.

Закономерности сукцессионного процесса:

На начальных стадиях видовое разнообразие незначительно, продуктивность и биомасса малы, по мере развития сукцессии показатели возрастают.

По мере развития сукцессии число биотических взаимоотношений возрастает, причем наиболее сильно увеличивается число симбиотических отношений. Усложняются цепи, сети питания.

Уменьшается количество свободных экологических ниш. В климаксном сообществе они или отсутствуют, или находятся в минимальном количестве.

Интенсифицируются процессы круговороты веществ, энергии и дыхания экосистемы.

Каждый последующий этап сукцессии длится дольше предыдущего, характеризуется более высоким значением отношения биомассы к

величине потока энергии, а также своими видами-доминантами.

Скорость сукцессии сильно зависит от продолжительности жизни тех организмов, которые влияют на функционирование экосистемы (автотрофов).

Продолжительность последних стадий сукцессии велика, однако динамические процессы при этом не приостанавливаются, а лишь замедляются. Большая часть процессов на этих стадиях - динамические, циклические процессы.

В зрелой стадии климаксного сообщества биомасса экосистемы достигает максимума или близких к максимуму значений, однако в самом климаксном сообществе продуктивность несколько ниже. Это объясняется тем, что в климаксном сообществе максимум первичной продукции потребляется консументами; что экосистема развивает большую зеленую массу, в результате чего освещенность падает, интенсивность фотосинтеза уменьшается, затраты на дыхание увеличиваются.

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они

1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии

3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей

4) используются животными как пища

5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву

6) многоклеточные эукариотические организмы

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии

5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Подсказка: Редуценты — это организмы, переваривающие органические вещества до минеральных, замыкающие круговорот веществ в природе.

Установите последовательность процессов, приводящих к смене экосистем.

1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

2) появление кустарников и полукустарников

3) формирование травяного сообщества

4) появление накипных лишайников на скальных породах

5) формирование лесного сообщества

1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

2) появление кустарников и полукустарников

3) формирование травяного сообщества

4) появление накипных лишайников на скальных породах

5) формирование лесного сообщества

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Подсказка: Пионерами освоения территории являются лишайники, которые способны разрушать твердые породы и готовить среду для травянистых растений. После образования толстого слоя почвы могут появляться кустарники и деревья.


Экосистема (биогеоценоз),

Экосистема (биогеоценоз).
Структуры экосистемы

Раздел ЕГЭ: 7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Экосистема — совокупность живых организмов, тесно взаимодействующих между собой и со средой обитания.

Биогеоценоз — это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и неживых компонентов, которые объединены в единую систему обмена веществ и энергии. Комплекс живых компонентов — биоценоз, комплекс неживых компонентов — биотоп. Биогеоценоз относительно экосистемы выступает как частное от общего. Биогеоценозы — один из вариантов реально существующих экосистем.

 Экосистема (биогеоценоз)

Устойчивость — способность выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями.
Саморегуляция — способность поддерживать определенную численность особей популяций в сообществе.

СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ

1) Биотическая часть

  • Продуценты — автотрофные организмы, преобразующие энергию Солнца или химических реакций в энергию органических соединений. К этой группе относятся растения и некоторые бактерии.
  • Консументы — гетеротрофные организмы, использующие готовые органические вещества (в виде пищи) как источник энергии и веществ, необходимых для их жизни деятельности.
  • Редуценты — грибы и гетеротрофные микроорганизмы, разлагающие органические вещества до неорганических.

2) Абиотическая часть

  • Неорганические соединения.
  • Органические соединения.
  • Климатические факторы.

продуценты, консументы, редуценты

ВИДОВАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОСИСТЕМЫ

Видовая структура экосистемы — совокупность видов растений и животных, образующих данный биогеоценоз. Она представлена всеми группами организмов. Нарушение какого-либо звена в цепи питания вызывает нарушение экосистемы в целом.

Популяции разных видов в экосистеме распределены особым образом (пространственная структура). Основу вертикальной структуры формирует растительность. Ярусность — разделение сообщества как в надземном, так и подземном пространстве на этажи. Мозаичность — характер горизонтального распределения виден в биотопе, определяемый неоднородностью почвенных условий, рельефом и деятельностью человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: формирование понятия “экосистема”, раскрытие экологических основ формирования и поддержания экосистемы, понимание значения круговорота в природе.

Развивающие: продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к объектам природы, совершенствование информационно-коммуникативных способностей.

Задачи:

- показать экосистемную организацию жизни на Земле;

- помочь ученику открыть порядок природы, взаимосвязи между организмами разных видов в экосистеме;

- убедить в том, разнообразие и целостность экосистем - условие существования человека.

Планируемые результаты: называть типы экосистем; приводить примеры организмов, выполняющих в экосистеме разные функции; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь компонентов экосистемы, составлять пищевые связи.

Максимова Татьяна Александровна


Цели урока:

Образовательные: формирование понятия “экосистема”, раскрытие экологических основ формирования и поддержания экосистемы, понимание значения круговорота в природе.

Развивающие: продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к объектам природы, совершенствование информационно-коммуникативных способностей.

- показать экосистемную организацию жизни на Земле;

- помочь ученику открыть порядок природы, взаимосвязи между организмами разных видов в экосистеме;

- убедить в том, разнообразие и целостность экосистем - условие существования человека.

Планируемые результаты: называть типы экосистем; приводить примеры организмов, выполняющих в экосистеме разные функции; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь компонентов экосистемы, составлять пищевые связи.

Основные термины и понятия: круговорот веществ, цепь питания.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Время проведения: 40 минут.

Структура урока

Этап усвоения новых знаний;

Этап проверки понимания изученного;

Контроль результатов запоминания;

Подведение итогов урока;

Этап информации учащихся о домашнем задании.

Ход урока

1 этап – организационный.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по иному посмотрят на окружающий вас мир.

2 этап – актуализация знаний.

Учитель: Земля, которая, несмотря на свою величину в данный момент уместилась у меня на ладонях. (Включается музыка симфонического оркестра).

А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь.

Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.

Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

3 этап – формулировка темы, эпиграф.

Учитель: Тема сегодняшнего урока - “ Экологические системы”. Экосистема – по сути это то, что мы обычно называем природой.

В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю такие слова:

4 этап – постановка проблемы.

Учитель: И сегодня на уроке нам предстоит решить проблему, благодаря чему поддерживается жизнь на нашей планете под названием – Земля. А понимание этой проблемы позволит нам жить в гармонии с природой.

5 этап – изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете:

-что связывает компоненты экосистемы вместе?

-почему пищевые цепи состоят из небольшого числа звеньев?

-почему экосистемы устойчивы?

Что называется природным сообществом?

(Совместно обитающие на одном участке популяции разных видов животных, растений, грибов и бактерий).

Живое органическое вещество можно встретить повсюду: и в глубинах океанов, и на вершинах самых высоких гор, и в вечных снегах Приполярья, и в горячих водных источниках вулканических районов. Природное сообщество образуют живые организмы, но в сообществе живые организмы связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Тесная связь между живыми и неживыми компонентами природы определяет экосистему.

(Заглянем в биологический блокнот стр.14)

Чем отличается природное сообщество от экологической системы или биоценоз от биогеоценоза?

Круговорот веществ.

Одно из важнейших проявлений жизни – это обмен веществ. Чрезвычайно высокая интенсивность потоков вещества из неорганической природы в живые тела давно привела бы к полному исчерпанию всех необходимых для жизни соединений. Но этого не происходит, и жизнь не прекращается уже более 3,5 млр. лет, т.к. необходимые соединения обратно возвращаются в окружающую среду, благодаря круговороту веществ.

Круговорот веществ - относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения вещества в природе.

Как же возникает круговорот веществ?

(Схема круговорота веществ из электронного приложения).

Учитель:

Ребята, назовите главное условие существования биологического круговорота.

Ответы учеников: Энергия солнца.

Учитель: Природной единицей биологического круговорота является экосистема.

Ребята, я предлагаю Вам воспользоваться опорной таблицей, чтобы ответить на вопросы:

Какую роль выполняют растения в природе?

Ответы учеников: Растения потребляют минеральные соединения и, используя энергию солнца, синтезируют органические вещества, которые затем потребляют живые организмы. Таким образом, растения не только питаются сами, но и кормят других.

Учитель: Какую роль выполняют животные в природе?

Ответы учеников: Животные питаются живым органическим веществом растительного и животного происхождения.

Учитель: Какую роль выполняют бактерии и грибы в природе?

Ответы учеников: Бактерии и грибы потребляют органическое вещество (омертвевшие ткани растений и запасы растительной пищи, животные останки) и полностью разлагают его до минеральных соединений – жизненно необходимых биогенных веществ (например, азота, калия, кальция, меди, цинка и т.д.), которые затем потребляют зеленые растения

А сейчас посмотрим клип о биологическом круговороте веществ.

Какие же круговороты веществ существуют в природе? (электронное приложение)

Предлагаю заполнить схему круговорота веществ в т-т на стр. 10.

Учитель: Внимательно посмотрите на схему и сформулируйте определение понятия экосистемы.

Ответы учеников: Экосистемой называют природное сообщество и компоненты неживой природы, связанные круговоротом веществ

Учитель: Термин экосистема впервые предложил английский ботаник Тенсли в 1938 году.

Познакомимся с биографией этого ученого.

Основоположником науки об экосистемах является русский ботаник В. Н. Сукачев.

Несколько слов об этом ученом.

Структура экосистемы.

Открыть рис. 1.13 в учебнике и на экране.

Учитель: Данная схема тоже показывает, что все организмы связаны между собой и с неживой природой. Круговорот веществ в экосистеме может происходить, если есть запасы необходимых для жизни биогенных веществ и три группы организмов, образующих природное сообщество,- производители, потребители, разрушители органических веществ.

Прокомментируйте, как происходит круговорот веществ, используя эту схему.

Ответы учеников: Растения (производители) создают органические вещества из минеральных веществ, воды, углекислого газа, используя энергию солнца. Животные (потребители) используют в процессе питания готовые органические вещества, а грибы, бактерии (разрушители) разрушают их до биогенных веществ.

Учитель: Вспомните:

Какое название еще имеют производители, потребители, разрушители?

(Продуценты, консументы, редуценты)

Посмотрим, что говорится о них в словаре.

Просмотрим анимации: пример компонентов водной экосистемы, пример компонентов наземной экосистемы.

А, сейчас выполним задание в т-т на с.7 №2.

Пищевые связи организмов.

В любом сообществе между видами существуют пищевые взаимоотношения: организмы одного вида служат пищей другим видам. Пищевые взаимоотношения в биоценозах обеспечивают организмы энергией. Ряд живых организмов, в экосистеме, по которому происходит передача энергии, заключенной в органических веществах, называется цепью питания.

(Передача вещества и энергии в экосистеме, пример пищевой цепи, пример пищевой пирамиды из электронного приложения) с комментариями.

1-й комментарий: в цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического вещества, получаемого с пищей, теряет часть извлеченной из нее энергии. Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма.

2-й комментарий: равное убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания, заканчивающееся последним консументом, называется пищевой пирамидой.

Откроем рис. 1.14 на с.15.

Составьте возможные цепи питания, используя этот рисунок.

Ответы учеников:

А) пшеница→мышь → змея→хищная птица.

Б) растения →кузнечик→лягушка → хищная птица

В) растения→заяц → хищная птица.

Что является начальным звеном в цепи питания?

( растения, в них больше энергии).

Найдите ошибку в пищевой цепи:

А) плотва → цапля → окунь → водоросли

(водоросли → плотва → окунь →цапля)

Б) дождевые черви → растительный опад → кроты → лисицы

(раст. Опад → дождевые черви→кроты → лисицы)

Следующий этап нашего урока (самостоятельная работа с текстом на с.15 по заданиям: прочитать текст и объяснить,1) почему пищевые цепи короткие; 2)как сказывается исчезновение особей какого-либо вида на экосистеме.)
Ответы учащихся:

1)На каждой ступени теряется до 90% энергии.

2) Она продолжает устойчиво существовать в течение длительного времени. Почти всегда организмы разных видов питаются разными объектами. В результате образуется сложная пищевая сеть. (Показать пищевую сеть из электронного приложения).

Вывод: Чем больше число видов в экосистеме, тем она устойчивее.

Разнообразие экосистем в биосфере.


Приведите примеры естественных и искусственных экосистем.

Выполните задания в т- т на с. 6 №4, на с.8 №5.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Учитель: Ответьте на вопрос.

Могут ли быть искусственные экосистемы устойчивыми? ( Нет. Они создаются человеком и не могут развиваться без его помощи. Состоят из небольшого числа видов.)

Откроем электронное приложение.

Выделяют наземные экосистемы и водные. Приведите примеры.

Экосистемы могут быть очень крупными, средних размеров и совсем маленькими.

Смотрим электронное приложение.

А сейчас, тестирование! Сначала, тренажер. Выполняем вместе.

6 человек работают у компьютеров, остальные выполняют задания в т – т на с.4№5, 8, 9,10, на с.10 №1.

Молодцы! Выставляются оценки.

Чтобы освежить в вашей памяти красоту края, где многие из вас родились и выросли, приглашаю пройтись по нашей экологической тропе.

Посмотрите на эти фотографии.

Как же красив наш лес!

Манящие дали здорового леса

Всегда украшали этапы прогресса,

Всегда вызывали волну интереса,

Всегда избавляли от грусти и стресса.

Нас лес изумляет, нас лес исцеляет,

Нас лес окрыляет, пьянит и ласкает.

Бывает он мрачным, и влажным, и снежным,

Бывает изящным, и светлым, и нежным;

Пышнеет, кустится, растёт и взрослеет,

Но… может случится, что лес заболеет…

Промышленный мусор поселится в нём,

И станет наш лес не похож уж на дом.

Чтоб стал он как, прежде, здоровым, весёлым,

Гостеприимным, приветливым, ласковым домом,

Давайте, ребята, мы лесу поможем,

Лишь вместе, друзья, это сделать мы сможем.

Гнилушки и раны почистим с тобою,

Весь мусор в пакетах возьмём мы с собою.

И лес вдруг проснётся, и лес оживёт,

Нам ёлка приветливо лапой махнёт.

Раскинется лес надо мной, над тобой,

Где пышною шапкой, где зелёной стеной.

Красивые склоны, ручьи и тропинки,

С земляникой полянки, с грибами корзинки.

Мы в сердце, друзья, сохраним по крупинке
Лесные красоты, небес паутинки.

И всем пожелаем на гребне прогресса –

Что вас огорчило на снимках? ( На некоторых снимках много мусора)

Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремится внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной деятельности человека, приводящие к разрушению природной среды. Например, кострище в лесу не зарастает 5-7 лет (вот чем опасны пожары), до полного исчезновения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет

Учитель: Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша.

Ребята, а какой вы хотите видеть нашу Землю? Продолжите фразу: “Я хочу видеть землю…” . ( музыка )

Ученики передают по кругу модель земного шара и продолжают данную фразу.

В заключении хочу сказать такие слова:

“Природа, милая тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и Землю.
И их помощником я буду век за веком,
Лишь оттого, что я родился человеком!”

Читайте также: