Конспект урока л толстой мужик и водяной 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, развивать речь, мышление, привить любовь к близким и окружающим людям.

Оборудование: презентация, выставка книг.

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Послушайте строки и скажите, о ком ведется речь.

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по творчеству Л.Н.Толстого. Мы поедем на необычном поезде и будем останавливаться на чудесных станциях. Итак, отправляемся в путь. Я буду машинистом поезд, а вы пассажирами. За верный ответ будет выдаваться жетон.

3. Обобщение и систематизация знаний

- В каком году родился Л.Н.Толстой (1828)

-Где родился писатель ( В усадьбе Ясная Поляна Тульской области)

- Где и для кого Лев Николаевич устроил школу? (В своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей.)

4) Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье . (Лев и собачка)

Лев Николаевич Толстой был очень талантливым человеком.

Сейчас я буду назвать произведение Л.Н.Толстого, а вы называете жанр.

Это будут модернизированные пословицы и поговорки. Изме­нив всего лишь одно или два слова, верните осовремененным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

И еще задание: к каким произведениям J 1. H . Толстого их можно отнести?

Назвался грузом — полезай в кузов. (Назвался груздем — полезай в кузов.)

После драки много хромых. (После драки много храбрых.)

Землю красит солнце, а человека парикмахер. (Землю красит солнце, а человека труд.)

Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает . ) ( Как мужик убрал камень)

4 Рефлексия.

Ребята, вам предлагается небольшая анкета, где вы напишите свои впечатления об уроке.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

5. Подведение итогов.

-Подведение итогов (подсчет жетонов, определение победителя)

-Ребята, скажите, чему учат нас произведения Л.Н. Толстого ? (доброте, отзывчивости, честности)

- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

I. Самоопределение к деятельности.

- Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Актуализация знаний.

- Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

В городах, станицах, сёлах.

Ты идёшь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Помогают книги стать!

- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Классики)

- Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)

- Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)

III.Постановка учебной задачи.

- Узнаете тему нашего урока, выполнив все мои задания.

- Что объединяет эти произведения? (Эти произведения написал Л.Н.Толстой)

- Назовите тему урока. (Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)

IV.Работа с текстом.

- Послушайте произведение. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.)

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

Ученики делятся впечатлением.

Чтение текста про себя.

- Отметьте, какие слова требуют объяснения.

Работа в группе.

- Какие слова показались трудными?
- Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,

подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.

Чтение текста вслух.

- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (Рассказ; басня)

- Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение.

Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается

динамика происходящих событий.

- Мы отнесли это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей.

- Что означает слово басня?
- Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ.
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
- Кто же прав? Постараемся доказать.

- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.

Выборочное чтение 1 части.

- Какие вопросы подготовили?
- Где происходит действие?

- Какая стояла задача перед инженерами?
- Как озаглавили? (Камень на площади).


Работа над 2 частью.

- Какая стояла задача перед инженерами?

- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?

- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

- Как озаглавим? (Спор)

- Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?

- Как вы представляете мужика?

- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)
- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)

- Рассмотрите иллюстрацию.
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль?

- Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль басни Льва Николаевича Толстого.

Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

V. Работа над пословицами

- Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1. Сколько голов, столько умов.

2.Сила ломит всё, а ум силу.

3. Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4. Ленивые руки не родня умной голове.

5. Каков мастер, такова и работа.

6. Недаром говорится, что дело мастера боится.

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Оцените свою работу на уроке.

- Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Нажмите, чтобы узнать подробности

родился 28 августа 1828 года, прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе.

Его книги переведены на многие языки,

их читают во всём мире.

 Детство писателя прошло в Ясной Поляне – старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд.

Детство писателя прошло в Ясной Поляне – старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд.

 Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество – все живое и мудрое – открыла Толстому Ясная Поляна.

Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество – все живое и мудрое – открыла Толстому Ясная Поляна.

Государственный мемориальный природный заповедник Музей-усадьба

Государственный мемориальный природный заповедник Музей-усадьба "Ясная поляна"

 Родители Л.Н.Толстого Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым

и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

 Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

 Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская, а затем сестра отца П.И.Юшкова. П.И.Юшкова (Тетка Л.Н.Толстого) В.И. Юшкова (Муж П.И.Юшковой)

Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская, а затем сестра отца П.И.Юшкова.

 Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. У него было три старших брата: Сергей, Николай, Дмитрий и младшая сестра Мария. Толстая Мария Николаевна (сестра Л.Н. Толстого) Братья Толстые: Сергей, Николай, Дмитрий, Лев

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье.

У него было три старших брата: Сергей, Николай, Дмитрий и

младшая сестра Мария.

Толстая Мария Николаевна

(сестра Л.Н. Толстого)

Братья Толстые: Сергей, Николай, Дмитрий, Лев

Л.Н.Толстой- студент В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов. Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук самостоятельно (чтобы сдать экзамен экстерном)

В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов. Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук самостоятельно (чтобы сдать экзамен экстерном)

Семейная жизнь В 1862 году происходит важное событие в жизни Толстого - женитьба на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну. На протяжении многих лет Софья Андреевна оставалась верной помощницей мужа в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений.

В 1862 году происходит важное событие в жизни Толстого - женитьба

на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну.

На протяжении многих лет Софья Андреевна оставалась верной помощницей мужа в его делах: переписчицей рукописей,

переводчиком, секретарем, издателем его произведений.

Л.Н. Толстой любил собирать вокруг себя всю семью. За 17 лет совместной жизни у Толстых родилось 13 детей (пятеро умерли в раннем возрасте). Лев Николаевич Толстой в кругу семьи в саду Ясной Поляны. 1887 год. Л.Н Толстой (пятый справа) среди родных и друзей в Ясной Поляне 1907год

Л.Н. Толстой любил собирать

вокруг себя всю семью.

За 17 лет совместной жизни у Толстых родилось 13 детей (пятеро умерли в раннем возрасте).

Лев Николаевич Толстой в кругу семьи в саду Ясной Поляны. 1887 год.

Л.Н Толстой (пятый справа) среди родных и друзей в Ясной Поляне 1907год

Лев Толстой очень любил детей. Толстой Лев Николаевич с внуками Л.Н.Толстой рассказывает внукам сказки Л. Н. Толстой с внучкой Танечкой перед домом

Лев Толстой очень любил детей.

Толстой Лев Николаевич с внуками

Л. Н. Толстой с внучкой Танечкой перед домом

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны.

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого

Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны.

Произведения, написанные для учеников, ненавязчиво учат внимательному отношению к себе и миру, к старшему поколению.

 Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, грамматика, математика, рисование, черчение, пение и закон Божий. Большое значение Л.Н.Толстой придавал и физическому развитию.

Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, грамматика, математика, рисование, черчение, пение и закон Божий. Большое значение Л.Н.Толстой придавал и физическому развитию.

 Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях.

Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности.

Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся

Творчество Л.Н. Толстого

 Без рассказов Льва Николаевича Толстого невозможно представить себе и детскую литературу. Для детей Л.Н.Толстой написал 629 произведений.

Без рассказов Льва Николаевича Толстого невозможно представить себе и детскую литературу. Для детей Л.Н.Толстой написал 629 произведений.

Работая, над произведениями для детей, Толстой привлек обширный фольклорный материал, а также литературные источники: басни Эзопа, сказки Ш. Перро, Г. X. Андерсена, тексты летописей, исторические предания. Но основой его произведений было русское народное творчество: былины, сказания, легенды.

Работая, над произведениями для детей, Толстой привлек

обширный фольклорный материал, а также литературные источники: басни Эзопа, сказки Ш. Перро, Г. X. Андерсена, тексты летописей, исторические предания. Но основой его произведений было русское народное творчество: былины,

Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, рассуждение, сказка, басня и др. Он пользовался не только известными литературными жанрами, но и открывал новые. Толстой создавал небывалые по краткости формы произведения.

Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, рассуждение, сказка, басня и др. Он пользовался не только известными литературными жанрами, но

и открывал новые. Толстой создавал небывалые по краткости формы произведения.

 Лев Николаевич Толстой ставил перед собой задачу расширить кругозор детей, воспитать в них стремление к знанию, высокие нравственные качества: правдивость, честность, трудолюбие, любовь к родине, своему народу, внушить им отвращение к жадности, трусости, лжи, равнодушию, лени, зазнайству, невежеству.

Лев Николаевич Толстой ставил перед собой задачу расширить кругозор детей, воспитать в них стремление к знанию, высокие нравственные качества: правдивость, честность, трудолюбие, любовь к родине, своему народу, внушить им отвращение к жадности, трусости, лжи, равнодушию, лени, зазнайству, невежеству.

М.Горький сказал:

М.Горький сказал: " Не зная Толстого нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком"

В наше время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всех стран и народов по числу переводов его произведений на иностранные языки.














 Басня — это небольшой рассказ или стихотворение сатирического характера. В басне высмеиваются пороки людей. Она содержит краткое нравоучительное заключение - мораль. Эзоп Л.Н.Толстой

Басня — это небольшой рассказ или стихотворение сатирического характера. В басне высмеиваются пороки людей. Она содержит краткое нравоучительное заключение - мораль.


Урок позволит сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности.

Описание разработки

Цель урока:

Задачи урока:

Сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности.

Учить анализировать поступки героев.

Учить переносить литературные характеры в реальную жизнь и наоборот.

Развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать.

Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать.

Развивать речь, творческое мышление учащихся.

Развивать у школьников образное мышление, связанного с раскрытием метафор басни.

Развитие логического мышления детей.

Развитие умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора.

Развивать свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей.

Воспитывать нравственные качества личности.

Формировать у детей определенные этические взгляды.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

В городах, станицах, селах …

Ты идешь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Помогают книги стать.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке.

Конспект урока по литературному чтению для начальных классов Л.Н. Толстой Как мужик убрал камень

Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку? (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

Откройте свои тетради на стр.59 и найдите там речевую разминку, давайте выполним задание.

3. Проверка домашнего задания.

У вас было домашнее задание чтение и подготовить пересказ этого текста

Ответы на вопросы после текста.

Молодцы вы прекрасно справились с домашним заданием.

5. Изучение нового материала. Актуализация знаний

– Для начала давайте вспомним определение басни.

– Что такое басня?

Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова) (слайд 13)

- А что басни высмеивают ? (слайд 14)

- Чему учат басни? (слайд 15)

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

Сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности.

Учить анализировать поступки героев.

Учить переносить литературные характеры в реальную жизнь и наоборот.

Развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать.

Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать.

Развивать речь, творческое мышление учащихся.

Развивать у школьников образное мышление, связанного с раскрытием метафор басни.

Развитие логического мышления детей.

Развитие умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора.

Развивать свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей.

Воспитывать нравственные качества личности.

Формировать у детей определенные этические взгляды.

1. Организационный этап.

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке.

Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку? (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

Откройте свои тетради на стр.59 и найдите там речевую разминку, давайте выполним задание.

3. Проверка домашнего задания.

У вас было домашнее задание чтение и подготовить пересказ этого текста

Ответы на вопросы после текста.

Молодцы вы прекрасно справились с домашним заданием.

5. Изучение нового материала. Актуализация знаний

-Для начала давайте вспомним определение басни.

– Что такое басня?
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова) (слайд 13)

-А что басни высмеивают ? (слайд 14)

-Чему учат басни? (слайд 15)

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Звучит аудиозапись басни

-Понравилась ли вам басня?

-Что понравилось в басне? - Прочитайте басню про себя. Определите непонятные слова.

Словарная работа

-Какие слова показались трудными?
-Есть ли такие слова, которые непонятны?

- Давайте разберём значение слов: (слайд 11) Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка – вымысел, изобретение.
- Теперь текст понятен. Прочитаем басню вслух и поупражняемся в выборочном чтении.

6. Первичное закрепление.

-Сейчас я предлагаю вам одновременно и ответить на вопросы и поработать в парах. Попробуйте составить план басни, отвечая на вопросы. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
Озаглавьте (Камень на площади).

Прочитайте 2 часть.
-О чем в ней говорится?
-Что предложил 1 инженер?
-Что предложил 2 инженер?
-Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
-Как озаглавим? (Спор)

Прочитайте 3 часть.
-Что предложил мужик?

-Сколько он запросил?

- Какое решение проблемы стоило дешевле и на сколько?

-Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка)
-За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
-Кто вызвал удивление инженеров?
-Как вы его себе представляете?

Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации. (слайд 12)
(Ученики зачитывают отрывок басни)

-Какие строчки из басни подходят к этой иллюстрации?

-Какими чертами обладал мужик?

-В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

-Почему данное произведение можно назвать басней?

Найдите строчки, в которых заключена мораль басни.

- Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы).

Теперь давайте, посмотрим какие планы получились у вас.

7. Физкультминутка (с движениями+ для глаз)

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вправо ниже наклоняйся. Раз, два, три.

Влево тоже наклоняйся. Раз, два, три.

И за парты тихо сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И опять читать мы начинаем.

9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.

Выставление оценок за урок.

10. Рефлексия( подведение итогов).

- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

-Что делали на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке? (Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.)
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это мораль басни )

-Что интересного узнали на уроке

-Нужно изучать басни?

- Что этот урок дал для жизни?
-Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли мы поставленной цели?

- У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

-Я знаю, что такое басня.

-Я знаю, что такое мораль басни.

-В самостоятельной работе у меня всё получилось.

-Я доволен своей работой на уроке.

Урок хочу закончить стихотворением:

Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!

Читайте также: