Конспект по технологии 9 класс по теме информационная война

Обновлено: 03.07.2024

Проблемы информационной безопасности государства достаточно полно освещены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Остановимся на двух из них: проблеме информационных войн и информационного терроризма.

Информационная война – это действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информационной сфере противника и обеспечения собственной информационной безопасности.

Информационные войны ведутся с помощью информационного оружия, применение которого по эффективности сравнимо с действием оружия массового поражения. Идея использования и материальные основы современного информационного оружия формировались по мере развития информатизации. Компьютеризация различных сфер общественной жизни, развитие телекоммуникационных и информационных сетей, создание баз и банков данных, широкое внедрение новейших информационных технологий и превращение профессии программиста в престижную и массовую специальность создали базовые научные, технологические и экономические предпосылки для возникновения и совершенствования нового типа информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию.

Информационное оружие представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.

Универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством вооруженной борьбы. Оно может применяться и в мирное время. Более того, злонамеренные воздействия на техническую систему, в том числе и военно-техническую, могут быть оказаны уже на этапе ее проектирования и создания за счет преднамеренного внесения специальных дефектов диверсионного типа (программных закладок) в программное обеспечение системы. Сложность современных программных средств практически не позволяет выявить подобные закладки.

Театром военных действий при ведении информационных войн является все мировое информационное пространство, а разрушительная мощь информационного оружия в процессе дальнейшей информатизации будет только усиливаться. Информационные войны, особенно в условиях существования почти монопольного положения в информационной сфере небольшого количества стран, способны вызвать национальные, региональные и даже мировые информационные катастрофы, разрушительные последствия которых для мировой цивилизации будут не менее губительны, чем последствия ядерных катастроф. Угроза информационной войны в глобальном контексте есть фактор скрытого военно-политического давления и запугивания, фактор, способный нарушить стратегический паритет, подорвать сложившееся равновесие на мировой политической арене.

Действия отдельных лиц или групп, направленные на нанесение ущерба информационной сфере или ее использование в корыстных целях, называются информационным криминалом. Как правило, это разовые преступления против конкретного объекта информационного пространства.

Информационный терроризм – это особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности.

Информационный терроризм при сходстве с информационными войной и криминалом по форме и методам отличается от них целями и тактикой. Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил широкий общественный резонанс. Как правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта действия.

Угроза информационного терроризма стала важным геополитическим фактором, и борьба с ней требует объединения усилий всех государственных институтов, а также активизации международного сотрудничества в этой области.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

План – конспект урока по русскому языку в 9 классе
с применением современных образовательных технологий, с использованием информационно-коммуникационных технологий

«Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными и особенности способов подчинения

АВТОР: ЖУКОВА ВАЛЕНТИНА
ВАЛЕНТИНОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО

ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Цель урока: обобщить и привести в систему знания учащихся о сложноподчиненных предложениях ; помочь учащимся выявить и устранить пробелы в знаниях по теме; продолжить подготовку к сдаче ОГЭ по русскому языку.

повторение и углубление сведений о сложноподчинённом предложении;

нахождение в СПП главного и придаточного предложения, средств связи между частями предложения;

усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному;

проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

развитие умения определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания.

развитие мыслительной деятельности учащихся;

развитие умения работать самостоятельно.

воспитание сознательного интереса к русскому языку как средству получения знаний;

воспитание целеустремлённости в достижении результата, любви к Родине, патриотизма;

воспитание дружелюбных отношений между учащимися.

Необходимое техническое оборудование : учебник русского языка

(авторы: Львова С.И. и Львов В.В.,"Мнемозина", 2013г.), компьютер, экран, мультимедийный проектор. Материал целесообразно использовать в целях подготовки к ОГЭ.

Технологии, применяемые на уроке:

-ИКТ(презентация, аудиозапись физминутки, задания ЭОР из

единой коллекции информационных образовательных ресурсов по заявленной теме);

- личностно-ориентированные технологии : здоровьесберегающие, самостроительные, технология разноуровнего обучения .

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.

Психологический настрой на урок.

В "Песенке об улыбке " поэта М. Плесковского и композитора В. Шаинского говорится:

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе.

Пусть это хорошее настроение вас не покинет до конца урока!

И думаю, что сегодняшний урок принесёт вам новые открытия.

Возьмите Рабочие листы. Подпишите фамилию, имя. Запишите дату.

Мы продолжаем работу по изучению синтаксиса сложного предложения.

1. Чтобы вспомнить то, что мы уже знаем по данной теме, предлагаю вам составить монологический рассказ о сложном предложении. (ОТВЕТ)

2. Назовите признаки сложноподчинённого предложения, используя единую коллекцию информационных ресурсов.

( Гипертекстовое определение "Сложноподчинённое предложение" №1(N 139814 ссылка в таблице-приложении к уроку) (ЭОР)

С чем можно соотнести виды придаточных предложений? ( Виды придаточных предложений можно соотнести с членами простого предложения. Придаточные предложения и соотносящиеся с ними по значению члены предложения отвечают на одни и те же вопросы и являются синтаксическими синонимами )

Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?

Парная или индивидуальная работа. Выполните тест на закрепление знаний о расположении придаточных предложений по отношению к главному и о схемах СПП из коллекции ЭОР №2( Тест "Сложноподчиненное предложение" (N 139967 ссылка в таблице-приложении к уроку )

СЛАЙД 3.(слайд включается после выполнения задания)

Рабочие листы .

- Выразительно прочитайте предложения:

- На какие тематические группы можно разделить приведенные высказывания? Взаимосвязаны ли эти темы? Обоснуйте свой ответ. Объясните понравившееся высказывание.

Задание 1. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.

1. Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.( Демокрит)

2. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. ( Сенека)

3. Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.(Конфуций)

4. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника.(В.Г. Белинский)

- Давайте проверим, что у нас получилось.

- Какое из предложений лишнее?

- Почему это предложение не соответствует ни одной из предложенных схем?

- Чем отличается по структуре это предложение от остальных?

– Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение?

Сформулируйте тему нашего урока. (СПП с несколькими придаточными.) (ЗАПИСЬ ТЕМЫ) СЛАЙД 4.

Как вы понимаете эти слова? Они и станут вашей основной целью в изучении темы.

Где проверяется знание данной темы?? (Знание этой темы проверяется на ОГЭ по русскому языку ).( Изучение этой темы может нам помочь при выполнении заданий ОГЭ: В8, В11, В12, В13).

Работа в парах ли индивидуальная . Выполним тест из коллекции ЭОР (В8, В11, В12) Тест. «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" №3(N 139017 ссылка в таблице-приложении к уроку )

ФИЗМИНУТКА(ВИДЕОЗАПИСЬ)

Давайте вспомним, как построено задание В13 ОГЭ по русскому языку:

В каком стиле написан текст? Какая важна проблема затрагивается автором? Почему нельзя потребительски относиться к окружающему миру? К чему это может привести?

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.

На ОГЭ проверяется з нание способов подчинения придаточных.

Можем ли мы грамотно и обоснованно выполнить это задание прямо сейчас? (Нет) Почему? Знаем ли мы что-нибудь о способах подчинения придаточных?

Исходя из этого, что нам нужно узнать? (Способы подчинения придаточных)

Значит, наша задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.

В начале урока мы говорили о том, что знания станут по-настоящему нашим достоянием только в том случае, если мы добудем их самостоятельно. Поэтому изучать новую тему вы сегодня будете самостоятельно.

Возьмите листы самостоятельной работы.

Существует три основных способа подчинения придаточных предложений в СПП с несколькими придаточными.

Рассмотрите таблицу. У вас есть три группы предложений для анализа и деформированный текст с теоретическим материалом.

Ваша задача в ходе самостоятельной работы выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими.

Чтобы быстрее двигаться вперед, давайте определим, что нам нужно сделать для решения задачи.

Абсолютно верно, проанализировав предложения, вы должны составить для каждой из трех групп предложений опорную схему и восстановить теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями. Кроме этого я прошу вас придумать свое название каждому способу подчинения.

На работу у вас 7 минут. Желаю успехов.

Если вы уже закончили работу, вы можете оказать помощь, дать консультацию тем, кто в этом нуждается.

Давайте проверим результаты вашей работы, а заодно и подвигаемся. Получившиеся у вас схемы, вы сейчас составите на доске: 1 ряд – 1 способ подчинения, и т.д. Схему составляем по цепочке. Каждый может прикрепить только один символ. Можно начинать.

Проверьте, у всех ли получилось так, как на доске.

Удалось ли вам самостоятельно дать название каждому из способов подчинения? (ОБСУЖДЕНИЕ)

У меня три карточки с реальными названиями – терминами.

Подумайте, какое название соответствует первому способу? Почему вы так считаете? Второму? Третьему?

Групповая работа

А теперь обратимся к теории. Расскажите о первом способе. Втором? Третьем? (Используем ресурсы ЭОР. Интерактивная таблица "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" №4 (N 139974 ссылка в таблице-приложении к уроку )

Удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу?

Где в дальнейшем вам могут пригодиться приобретенные умения самостоятельного поиска решений?

Давайте попробуем сейчас решить задание В13 ОГЭ.

ЗАДАНИЕ 4. Перейдем к закреплению. Возьмите карточки с текстом.

СЛАЙД 16 . (ПЕРВОЕ – ВМЕСТЕ, второе и третье- самостоятельно)

Прочитайте. Чьи это слова? Сформулируйте основную мысль текста. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите способ подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Важнейший эмоциональный источник любви к Родине это восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где нам суждено прожить жизнь повторить себя в детях и уйти в землю родившую нас.

Но пусть эта кр..сота войдет в сердце вместе с мыслью о том что (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..)
ласковой материнской песни если (бы) (н..)пролили свою кровь за свободу Родины тысячи героев.

Р..дная земля ст..нови(т, ть)ся бе..конечно дорогой когда радость бытия сл..вается с чу..вом долга перед людьми которые отст..яли кр..соту.

(Василий Александрович Сухомлинский)

ВЗАИМОПРОВЕРКА СЛАЙД 17

ЗАДАНИЕ 5. Из трех-четырёх простых составьте СПП с двумя - тремя придаточными.

Чтение – один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни. (Так как … , чтобы)

Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни. (Если … , если … , который)

Закончите последнее предложение.

Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что ….

Рефлексия: СЛАЙД 18

Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?

На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?

Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

сопоставить ТМ §19 и ТМ на листе самостоятельной работы, внести дополнения в лист самостоятельной работы, подготовиться к взаимоопросу по материалу § 19.

НАУЧИЛСЯ НАХОДИТЬ СПП с несколькими придаточными в тексте И ОПРЕДЕЛЯТЬ вид подчинения – упр. 396.

СОСТАВЛЕНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ Но в своей речи предложения подобной структуры вы использовали и раньше. Дома вы попробуете себя в роли составителей тестов. Вы подберёте текст из художественных произведений, содержащий СПП с несколькими придаточными. Закончите формулировку задания В13 ОГЭ, вписав способ подчинения придаточных конкретно для вашего текста, и этим сделайте свой вклад в Банк заданий.

О чем мы узнали сегодня на уроке?( узнали о способах подчинения в СПП с несколькими придаточными)

Кроме того вы можете оценить работу одноклассника или свою работу. Уходя с урока ,положите карточку с оценкой в коробку, написав на обратной стороне кого и за что оцениваете.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Гипертекстовое определение "Сложноподчинённое предложение" (N 139814)

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями

Тест "Сложноподчиненное предложение" (N 139967)

Интерактивная таблица "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" (N 139974)

Тест. «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" (N 139017)

Рабочий лист

Фамилия, имя ______________________________________________________________

Дата _____________________________________________________________________

ТЕМА: ______________________________________________________________________________________________

Задание 1. Выразительно прочитайте цитаты, принадлежащие Франческо Петрарке. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.

1. Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.( Демокрит)

2. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)

3. Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.(Конфуций)

4. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника.(В.Г. Белинский)

Задание 2. В13 ОГЭ по русскому языку:

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 3. Самостоятельное изучение нового материала.(Работа с листами для самостоятельной работы)

Задание 4. Работа с текстом. Чьи это слова? Сформулируйте основную мысль текста. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите способ подчинения в СПП с несколькими придаточными.

(ПЕРВОЕ – ВМЕСТЕ, второе, третье - самостоятельно).

1 Важнейший эмоциональный источник любви к Родине это во. хищение красотой земли где жили деды и прадеды где нам суждено прожить жизнь.

2. Но пусть эта красота войдет в сер. це вместе с мыслью о том что (не) было бы ни(не) цветущего сада, ни (не)пчелиной арфы, ни(не) ласковой материнской песни если (бы) не направил свой пылающ. й самолет на вражеские танки Николай Гастелло если (бы )не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

3. Родная земля становится б. сконечно дорогой когда радость бытия сливае. ся с чувством долга перед людьми отст. явшими красоту чтобы повторить себя в детях состари(ться,тся) и уйти в землю родившую нас это важнейший эмоциональный источник любви к Родине.

Задание 5. Из трех-четырёх простых составьте СПП с двумя - тремя придаточными.

Чтение – один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни. (Так как … , чтобы)

Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни. (Если … , если … , который)

Закончите последнее предложение.

Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что ….

ЛИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОАНАЛИЗИРУЙ предложения:

1 способ .

2 способ .

3 способ .

Кучер сказал моему отцу, что лошади устали, что мы не доедем засветло.

Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка.

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых выловил без меня.

Нам сказали, что розы будут цвести все лето, если мы правильно срежем цветы.

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.

ВОССТАНОВИ теорию , заполнив пробелы необходимыми сведениями.

При первом способе подчинения придаточные относятся к _______________ главному предложению, отвечают на ____________ вопрос и являются ________________________ по значению.

Такое подчинение называется __________________________ .

При втором способе подчинения придаточные относятся к одному главному, но отвечают на ______________ вопросы и являются _______________ по значению.

Такое подчинение называется _____________________________.

При третьем способе подчинения первое придаточное относится к ___________________ предложению и называется придаточным первой степени, второе придаточное относится к ____________________ _______________________________ и называется придаточным второй степени и т.д..

Такое подчинение называется ______________________________ .

ПРЕДСТАВЬ РЕЗУЛЬТАТ

в виде схемы

Будьте внимательны: в пределах одного СПП, имеющего более двух придаточных, могут встречаться разные способы подчинения. Такое подчинение называется комбинированным .

Презентация на тему: " Сущность и виды информационного воздействия: информационная пропаганда, информационная агрессия, информационная война." — Транскрипт:

1 Сущность и виды информационного воздействия: информационная пропаганда, информационная агрессия, информационная война

3 Определение понятий Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Информационное воздействие – целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно- психологической среды государства, психику и поведение политической элиты, населения.

4 Информационная пропаганда разновидность информационного воздействия, в котором осуществляется преднамеренное воздействие на объект с целью оказания влияния на его ориентацию, намерения и действия.

5 Цели информационной пропаганды Изменение убеждений Стимулирование элементов поведения, способствующих снижению (повышению) морально- психологического состояния Ослабление эмоционально-волевой стойкости человека

6 Задачи информационной пропаганды Образование и закрепление тух или иных желательных и полезных представлений, понятий, взглядов, привычек и убеждений Разрушение, подавление и изменение нежелательных представлений, понятий, убеждений и т.п.

7 Информационная агрессия действия, направленные на нанесение противнику конкретного, осязаемого ущерба в отдельных областях его деятельности.

8 Признаки информационной агрессии : ограниченное и локальное по своим масштабам применение силы; исключение из средств информационно-психологического воздействия наиболее опасных видов, не позволяющих надежно контролировать размеры наносимого ущерба информационного оружия); ограничение размеров пространства, объектов информационной инфраструктуры и социальных групп, подвергающихся поражению информационно-психологическим воздействием (агрессия затрагивает не все информационно-психологическое пространство государства-жертвы, а только его часть), ограничение по целям (преследует локальные, частные цели) и времени (как правило, агрессия прекращается после полного достижения агрессором всех поставленных конкретных целей и редко принимает затяжной характер), а также по привлекаемым силам и средствам.

9 Информационная война открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба.

10 Признаки информационной войны деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам; тайные информационно- психологические операции как организационная форма такой деятельности; применение информационного оружия.

11 Причины информационных войн (А. Зиновьев) 1 Прогресс средств сбора, обработки и передачи информации 2 Прогресс средств коммуникации 3 Влияние массовой культуры на стандартизацию образа жизни людей

12 Цели информационных войн Контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий 1 Использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага 2 Повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций 3

13 Государственная система информационного противоборства система согласованной, целенаправленной, управляемой из единого центра деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на защиту государственных интересов и обеспечение информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в информационно-психологической сфере в условиях реальной опасности развязывания участниками информационного противоборства информационно- психологической войны.

14 Основные задачи федеральных органов исполнительной власти в области информационного противоборства разработка предложений по определению государственной политики РФ в области информационного противоборства, прогнозирование, выявление и оценка источников и характера угроз применения против России средств и методов информационного противоборства; сбор разведывательной информации об используемых и перспективных информационных технологиях объектов информационной сферы противостоящей стороны; защита военно-политического руководства России, а также индивидуального, группового и массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной информационно-психологических средств и методов воздействия; организация противодействия антироссийской пропаганде, проводимой в том числе информационно-психологическими средствами и методами воздействия; защита информационной инфраструктуры России от применения противостоящей стороной информационно-технических средств и методов воздействия и др.; разработка модели угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере, основанной на проведении глубоких и разносторонних научных исследований. Создание такой модели могло бы придать процессу поиска, определения и классификации уже существующих угроз и их проявлений (мониторингу угроз) целенаправленный характер, а разработка методических рекомендаций по выявлению угроз и отслеживанию развития угрожающих ситуаций стала бы в руках сотрудников органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением информационной безопасности, надежным инструментом, многократно повышающим эффективность и производительность работы; создание и разработка стратегии проведения специальных операций в информационно-психологической сфере в мирное время и в угрожаемый период (при различных степенях эскалации напряженности международных отношений); разработка нормативной правовой базы проведения специальных операций в информационно-психологической сфере, применения информационного оружия и методов информационной войны; создание системы быстрого реагирования на внезапные (неожиданно обнаруженные) информационные атаки, способной своими действиями сковать противника, заставить его отказаться от всех или хотя бы части своих планов, перехватить инициативу и создать наиболее благоприятные условия для нанесения контрудара; создание системы обеспечения безопасности компьютерных систем управления Вооруженными Силами России и, в особенности, Стратегическими ядерными силами России.


Изучение аспектов этических и правовых норм информационной деятельности человека.

Развивающие:

Развитие познавательного интереса;

Развитие логического мышления, для оперативного принятия решений.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности;

Воспитание информационной культуры, коммуникационных качеств личности;

Воспитание ответственности за свои действия.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование:

- мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентации.

1. Организационный момент - 2 минуты

2. Актуализация знаний – 2 минуты

3. Изучение нового материала – 18 минут

- понятие информационная безопасность;

- Доктрина информационной безопасности;

- компьютерные вирусы, хакерство и т.д.;

4. Практическая работа на ПК - 15 минут.

5. Подведение итогов (рефлексия, выставление оценок, домашнее задание) – 3 минуты.

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

Прежде чем мы приступить к изучению новой темы, давайте обратим внимание на карточки самооценивания, которые лежат у вас на партах. На каждый вопрос в течение урока выставляйте себе баллы.



Карточка самооценивания

Опоздал(а) ли ты на урок? (Да – 0 баллов, Нет – 1 балл)

Готовность к уроку.

Перед тобой на парте лежат: учебник по информатике, тетрадь по информатике, канцелярские принадлежности – 3 балла

На парте не лежит, что то из вышеперечисленного– 2 балла

К уроку не готов(а) – 0 баллов

Твоя активность на уроке (выставляется от 0 до 5 баллов, где 0 – это не был(а) активен на уроке)

Получил(а) ли ты замечание во время урока? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл)

Усвоил(а) ли ты тему? (Да – 3 балла; усвоил, но некоторые вопросы остались не понятны – 1 балл; нет – 0 баллов)

*Примечание: Если остались вопросы, ОБЯЗАТЕЛЬНО спроси учителя

Давайте обсудим вопрос о том, какие меры правового регулирования информационных отношений есть.

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимо иметь такие меры. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, на сегодняшний день столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Приведите примеры информационных отношений.

Законы РФ (ГК РФ) дают юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и БД, их распространение, модификацию и другое использование. Кто может назвать имена людей, которые являются обладателями авторских прав на какие – либо программы?

Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть ПО, использующегося частными лицами и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов. Как вы думаете почему?

Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным в процессе вступления России в международные организации и союзы – например, во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное ПО стало объектом уголовного преследования на практике.

Законы частично решают вопросы правового регулирования на информационном рынке защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением персональной информации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. Закон рассматривает информационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Особое внимание обратим на закон о персональных данных. В нём содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан, недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку. Как вы думаете почему важно защищать персональные данные? Приведите примеры, когда персональные данные могут быть использованы не во благо?

Неправомерный доступ к компьютерной информации;

Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

По мере продвижения к информационному обществу все более острой становиться проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред. Скажите, пожалуйста, с какие способами защиты информации вы сталкивались в жизни?

В России в 2000 году принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в 2016 году Доктрина была пересмотрена и принята в новой редакции. Положения из доктрины

Многие данные в нашей жизни являются уникальными и вообще невосстановимыми.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются люди - это компьютерные вирусы.

Компьютерные вирусы - это специальная компьютерная программа, способная нарушать работу программ или незаконно получать информацию с компьютеров пользователей. Многие вирусы способны нанести серьезный вред: замедлить работу программ, уничтожить данные или вывести из строя операционную систему.

Безусловно, никому не хочется, чтобы кто-либо чужой, даже просто просматривал наши личные файлы, не говоря уже о том, чтобы нанести вред или украсть ее, поэтому при работе в сети каждый из нас должен соблюдать необходимые нормы поведения.

Информация о компьютерных вирусах (презентация)

4. Практическая работа

На основании табличных и текстовых данных построить в программе MS Office Excel четыре различных диаграммы

Раздаточный материал и слайд с данными

5. Подведение итогов урока

Учащиеся: заполнить карточки самооценивания

- Что нового узнали на уроке?

- Было ли интересно работать на уроке?

- Как вы считаете, справились ли вы с поставленной в начале урока целью?

- Выставить оценки за урок

Домашнее задание. § 27, вопросы 2, 4,5.


-75%

Читайте также: